Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ И СТАТЬИ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В данном разделе нашего
сайта размещены статьи, методические разработки,
образовательные программы и проекты,
посвященные вопросам исследовательской и
проектной деятельности школьников. В основу
раздела положены работы педагогов,
опубликованные в журнале "Исследовательская
работа школьников" в 2011-2016 годах и любезно
предоставленные главным редактором журнала
Олегом Владимировичем Глушенковым в 2017 году.
Журнал "Исследовательская работа
школьников" - научно-методический журнал
Издательского дома "Народное образование",
который адресован всем, кто занимается развитием
исследовательской деятельности учащихся в
различных предметных областях и формах
организации образовательной деятельности.
Из огромного количества собранных за пять лет
работ по теме исследовательской и проектной
деятельности, на наш сайт мы отобрали около
200 работ в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по
данному разделу, все работы сгруппированы по
нескольким нижеследующим рубрикам:
Данная страница является заглавной
страницей раздела, посвященного
исследовательской и проектной деятельности
школьников. На этой странице (ниже) находятся ссылки на все
размещенные у нас работы данного направления.
На нашем сайте, помимо текущего раздела,
есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности
школьников.
Это раздел
Вебинары, посвященный вопросам
организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и
Публикации. Последние два раздела
отличаются от текущего раздела в том, что там
собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого
изучение природы", т.е. исключительно
работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В
ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более
общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Общие вопросы -
теория: |
Поговорим о проектах! |
Введение в проектную
деятельность |
Социально-экологическое
воспитание личности (теоретические основы) |
Исследовательская
деятельность учащихся в формировании личностных
и коммуникативных УУД |
Как организовать систему
исследовательского обучения школьников |
Система исследовательской
деятельности |
Обучение проектной
деятельности. Опыт ведения полифокусного
образовательного проекта |
Как преодолеть проблематику
адаптации учащихся при организации
исследовательской и проектной деятельности в
школе |
Развитие исследовательского
потенциала школьника: антропологический подход |
Ученый-консультант и
исследовательская работа в школе: стратегии
взаимодействия |
Образование в координатах
будущего: развитие исследовательской позиции
учащихся |
Диагностика исследовательских
интересов учащихся |
Дистанционное
сопровождение индивидуальных проектов учащихся |
Эффективная организация
исследовательского обучения школьников |
Формирование проектных и
исследовательских действий обучающихся |
Исследовательская
деятельность учащихся на уроках гуманитарного
цикла и во внеурочное время |
Организация исследовательской
деятельности учащихся с применением
информационно-коммуникационных технологий в
рамках предметной области "Естествознание" |
Разработка
культуротворческих ситуаций с помощью сети
Интернет |
Исследовательская
деятельность учащихся как эффективная
образовательная технология |
Формирование
исследовательской культуры личности как целевой
ориентир модернизации естественнонаучного
образования |
Исследовательское
образование как педагогическая парадигма
современной культуры знаний |
Исследовательская
деятельность школьников в региональном
социокультурном пространстве - стратегическое
направление развития образования |
Исследовательская
деятельность школьника: средства обучения в
практике организации изучения предметов
гуманитарного цикла |
Формирование
исследовательских действий учащихся на
тренингах в исследовательской лаборатории |
Развитие
исследовательского потенциала школьников как
творческое самодвижение, или Как обеспечить
эффективность развития исследовательского
потенциала школьников |
Исследовательский
потенциал старшеклассников: конструирование
учебных заданий |
Особенности организации
исследовательской деятельности в работе учителя
технологии |
Проектный метод как
средство повышения качества образования |
Исследовательская
деятельность школьников - «камни преткновения»:
мнение эксперта |
Конференция как форма
научно-исследовательской деятельности учащихся |
Методологические вопросы в
практике организации проектной и
исследовательской деятельности |
Методические основы
организации социально-ориентированной
проектной деятельности в социальной сфере |
Мотивация к познанию как
ресурс личностного и профессионального развития |
Социально ориентированная
модель образовательной программы современной
начальной школы |
Научные исследования как
основа обучения в современном мире |
Умным быть модно, или
Особенности организации работы в НОУ |
Учебно-методический комплекс
(УМК) по новаторским формам
научно-исследовательской и творческой работы в
современной средней и высшей школе |
Образование для будущего или
будущее образования |
Оценка результативности
исследовательской деятельности методом
изучения компонентов мировосприятия учащихся |
Очно-заочная система обучения
исследовательской деятельности - инновационное
направление в системе образовательного
пространства |
Научно-исследовательская
работа как эффективный способ реализации
системно-деятельностного подхода в условиях
ФГОС |
Развитие детской одаренности
через внеурочную деятельность |
Проектно-исследовательская
деятельность с одаренными детьми в начальной
школе |
Оформление и визуализация в
проектной деятельности обучающихся |
Из опыта организации
проектной деятельности школьников на уроках
«Технология» |
Организация
проектно-исследовательской деятельности
учащихся |
Программа курса «Основы
проектно-исследовательской деятельности
младших школьников» |
Организация учебных проектов
в УМК «Планета знаний» |
Подготовка педагогов школы к
организации исследовательской деятельности
обучающихся в контексте реализации задач ФГОС
нового поколения |
Исследовательская
деятельность - условие или показатель
профессионализма педагога |
Технология формирования
учебно-исследовательской культуры учащихся
предпрофильной подготовки |
Инновационность
деятельности системы муниципального
образования по реализации проектной идеи на
старшей ступени школы |
Организации непрерывного
курса «Проектная деятельность» в учебном
комплексе для учащихся от детского сада до 11
класса |
Профессионализм учителя как
фактор повышения уровня экологической культуры
учащихся |
Исследовательская работа в
школе: рефлексия научных руководителей |
Роль
проектно-исследовательской деятельности в
формировании универсальных учебных действий
младших школьников |
Роль научных обществ учащихся
в формировании ключевых компетенций школьника |
Роль учителя по организации
исследовательской деятельности учащихся (на
примере краеведческого направления) |
Руководство
исследовательской деятельностью учащихся:
проблемы и пути решения |
Методические рекомендации
по самоопределению педагога на
исследовательскую деятельность |
Создание условий для
формирования исследовательской компетентности
школьников в образовательном пространстве
сельской школы |
Условия продуктивной
реализации исследовательской и проектной
деятельности в режиме сетевого взаимодействия |
Проектная деятельность
учащихся как средство формирования социальной
активности |
Результаты сотрудничества
учреждений высшего и дополнительного
образования по совершенствованию набора
компетенций, необходимых для исследовательских
действий |
Терминологические аспекты
исследовательской деятельности учащихся |
Формирование индивидуальной
творческой траектории учеников через
организацию работы научных обществ учащихся |
Трудности в организации и
проведении исследовательской работы школьников
(результаты констатирующего эксперимента) |
Растим творческую личность
- личность исследователя |
Развитие творческих
способностей учеников |
Организация
проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в форме творческих
мастерских |
Технологические аспекты
процесса формирования у младших школьников
умения наблюдать |
Специфика управления
исследовательской деятельностью младших
школьников |
Активные формы защиты
исследовательских работ как способ широкого
вовлечения учащихся в
проектно-исследовательскую деятельность |
Общие вопросы - практика:
|
Цифровая экологическая
экспедиция школьников в контексте
всепроникающего обучения |
Программа проектной
деятельности младших школьников по
научно-познавательному направлению «Клуб юных
знатоков: мыслим - творим - исследуем!» |
Организация
исследовательской деятельности учащихся с целью
профилактики девиантного поведения |
Как использовать сеть
Интернет в решении исследовательских задач |
Формы организации и
направления исследовательской деятельности в
рамках районного научного общества учащихся |
Формирование навыков
исследовательской деятельности как одно из
условий эффективного обучения |
Мультимедийные
образовательные продукты в исследовательской
деятельности учащихся и педагогов |
Пятиклассникам об учебных
проектах |
Ученикам 6-7-8 классов об
учебных проектах |
Научная работа студентов как
необходимое условие развития исследовательской
культуры будущего учителя |
Электронная «Тетрадь
исследований» как форма фиксации достижений
воспитанников в ходе проектно-исследовательской
деятельности |
Организация проектной
деятельности учащихся в форме творческих
мастерских |
Проект «Учебник пишем сами»,
или Четыре шага по созданию учебного пособия по
физической географии конкретного района |
Программа элективного курса
"Публичная защита результатов
исследования" |
География - теория:
|
Геология как основа
формирования научного мировоззрения и
геоэкологической культуры |
Сущность исследовательской
деятельности (на примере исследовательской
деятельности по географии) |
Метеорологические наблюдения
на станциях юннатов и пришкольных участках |
Юные геологи России: история
детско-юношеского геологического движения |
География - практика:
|
Геологические экскурсии по
Челябинской области |
Методические рекомендации по
составлению геологических отчетов |
Методические рекомендации по
сбору, обработке и хранению ископаемых
организмов, описанию обнажений |
Комплексная образовательная
программа «Каменный облик Земли» для детей в
учреждении дополнительного образования |
Исследовательская
деятельность по краеведению - одна из форм работы
с одарёнными детьми |
Роль краеведческой
исследовательской деятельности учащихся в
развитии их социальной активности |
Словарик юного палеонтолога |
Полевые практикумы по изучению
различных компонентов ландшафта |
Шлиховой метод поиска полезных
ископаемых |
Проектно-исследовательская
деятельность школьников в природе |
Общие цели и задачи программы
внедрения натуралистического образования в
школы России |
Учебная деятельность
школьников в природе: полевой практикум
«экологический ликбез» |
Биология - теория:
|
Основные идеи биологического
дополнительного образования |
Повышение качества и
эффективности обучения биологии путём
формирования у учащихся навыков
исследовательской деятельности |
Роль научно-исследовательской
деятельности и олимпиад в повышении качества
образования по биологии |
Биология - практика:
|
Проектно-исследовательская
деятельность школьников в природе |
Общие цели и задачи программы
внедрения натуралистического образования в
школы России |
Учебная деятельность
школьников в природе: полевой практикум
«экологический ликбез» |
Птицы как объект
личносто-ориентированной исследовательской
работы школьников |
«Евроазиатский
рождественский учёт птиц» и экологическое
просвещение |
Экскурсионный практикум |
Исследования по выявлению
фенов позвоночных животных |
Орнитофенологические
исследования: методики их организации в школьных
проектах |
Флора и растительность -
доступные объекты исследования для школьников |
Рекомендации к организации
гидроботанических исследований |
Ключевые орнитологические
территории как площадка для организации
исследовательской деятельности школьников |
Методы
учебно-исследовательской деятельности по
изучению фауны чешуекрылых |
Методы изучения
цикадофауны |
Методы изучения
жесткокрылых насекомых |
Методика изучения муравьев |
Методика изучения
ручейников |
Методы изучения стрекоз |
Полевой определитель водных
сосудистых растений |
Особенности организации
исследовательской деятельности в
малокомплектной сельской школе |
Изучение орнитофауны как одно
из направлений исследовательской деятельности |
Организация экологических
орнитологических троп как инструмент
формирования экологической культуры школьников |
Полевой практикум по ботанике:
общие особенности организации занятий |
Полевой практикум по зоологии:
общие особенности организации занятий |
Исследования по выявлению
фенов пресмыкающихся |
Сосновый лес как объект
изучения |
Водная флора и
растительность - доступные объекты исследования
для школьников |
Всероссийский
исследовательский проект «Зимующие птицы
регионов России» |
Экология - теория:
|
Формирование проектных и
исследовательских действий в рамках
дополнительного экологического образования
школьников |
Игровое проектирование как
способ активизации компонентов образовательной
среды |
Исследовательская
деятельность учащихся на уроках химии и во
внеурочное время |
Опыт организации экологической
и исследовательской деятельности в кадетском
корпусе |
Всероссийский конкурс «Моя
Малая Родина: Природа, Культура, Этнос» |
Городское научное общество
учащихся «Эврика» как эффективное средство
формирования исследовательской деятельности
старшеклассников |
Малая Родина. Связь эпох
через судьбы человеческие |
Подготовка студентов
начального образования к экологическому
образованию и воспитанию младших школьников |
Проектная технология
обучения на уроках химии как форма организации
поисково-исследовательской деятельности
учащихся |
Развитие и формирование
экологической культуры и мировоззрения учащихся
школы через работу школьных лесничеств |
Социально-экологическая
направленность исследовательской деятельности
будущего учителя |
Значение социального
проектирования для формирования компетенций
учащихся |
Современные тенденции
экологического и лесного образования в
контексте социально-экологического воспитания
личности |
Учебная экспедиция - как одно
из средств патриотического воспитания |
Экология - практика:
|
Сетевой этно-экологический
проект "Сорок ключей": традиционное
водосбережение и почитание водных объектов |
Археологический клуб в МПЦ
Лигово |
Методические рекомендации по
проведению археологических исследований
школьниками |
Школьный археологический
музей г. Полевского |
Решение проблемы
загрязнения чернозёмов: опыт проектирования в
формате летней научно-образовательной школы
«Лифт в будущее» |
КОАПП - клуб охраны авторских
прав природы |
Феномен детской археологии |
Организация и эффективность
работы полевого учебного центра «Экосистема» |
Школа этно-экологического
проектирования |
Гуманитарно-экологические
исследования как возможность повышения
творческого потенциала и социальной активности
детей и юношества |
Мир леса: животные.
Методическая разработка к сетевому
этно-экологическому проекту «Древо жизни» |
Школа - этно-экологический
центр района |
Компьютерные фенологические
проекты как средство развития
проектно-исследовательской деятельности
учащихся |
Традиционное знание:
формирование картины мира |
Всероссийский конкурс юных
исследователей окружающей среды |
Проекты в области
ландшафтного дизайна |
Об организации школьного
экологического мониторинга в условиях
урбанизированной среды |
Наблюдению в
исследовательской деятельности надо учить
(практика работы на основе использования
фотографии) |
Региональные ООПТ как полигоны
исследовательской деятельности школьников |
Клуб друзей Полистовского
заповедника: забота о будущем с благодарностью к
прошлому |
Полевой практикум
«эколог-исследователь» |
Полевой практикум по водной
экологии: общие особенности организации занятий |
Проблемы исследования и
реконструкции почитаемых родников
Нижегородской области |
Возможности сельской школы
по созданию условий для ведения системной
исследовательской деятельности учащихся |
Слёт юных археологов (опыт
организации мероприятия в Приморском крае) |
Исследовательская и
природоохранная деятельность в условиях
небольшой удалённой школы |
Полевая школа «Зеленая
лаборатория» - удачный опыт |
Детские исследовательские работы и
проекты:
|
Общие вопросы: |
Информационная безопасность
баз данных. Платформа Oracle |
Оценка учащимися
соответствия образовательных технологий школы
тенденциям развития современного общества |
География: |
История формирования
Аннинского района |
Геологические памятники Москвы и
Московской области |
Исследование вытеснения
высоковязких нефтей |
Гидрографическая
характеристика озер Большое и Малое Лебединое |
Сравнительный анализ
палеофауны двустворчатых моллюсков, обитающих
на песчаных и глинистых грунтах |
Река Битюг и ее природные
особенности |
Самореализация младшего
школьника в процессе работы над
исследовательским проектом |
Почвы прибрежной зоны озера
Большое Лебединое и определение его
исторической границы |
Биология: |
Грибные болезни яровой мягкой
пшеницы в Омской области |
Особенности гнездования
врановых птиц в промышленном микрорайоне города
Нижнего Новгорода |
Структура и динамика населения
жужелиц города Сарова |
Изучение жизненности и
конкурентоспособности кувшинки северной на
озерах Хоперского заповедника |
Паразитоценозы домашних птиц
в Оренбургской области |
Экологически чистые методы
борьбы с черным раком яблонь |
Синантропизация бобра в
Свердловской области |
Стимуляция цветения растений и
созревание овощей под действием этилена |
Экология: |
Определение эффективного
применения антибиотиков |
Мониторинг влияния
загрязнения на биомассу водорослей Цемесской
бухты |
Символика цвета в поэзии
С.Есенина |
Исследование мутагенного
потенциала дренажных вод методом растительных
тест-систем |
Проект организации
этно-экологической тропы на территории
памятника природы «Белышевский парк» |
Особенности этноэкологического
знания о птицах, отражение их образов в
традиционной культуре |
Изучение традиций
использования местных каменных материалов в
строительстве геленджика |
Изучение влияния фитонцидов
микробиологическую загрязненность интерьеров
служебного типа |
Сравнительная характеристика
уровня и качества жизни в СССР и современной
России |
Исследование стабильности
коэнзима q10 в БАД «Кудесан» в зависимости от
условия хранения |
Купальница - природы чудное
творенье |
Семейный оберег (ээрен) - принцип
преемственности в семье и суровый страж
домашнего благополучия |
Оценка экологического
состояния малой реки г. Москвы |
Оценка степени загрязнения и
возможностей применения микробных
биотехнологий для защиты почв |
Гуманитарно- экологический
анализ выводов д.н. Мамина-сибиряка в рассказе
«Юммя» |
Инновационная технология
рекультивации земель от тяжелых металлов |
Восстановление природных
рекреационных возможностей территории детской
здравницы |
Исследование объемной
активности проб материалов, используемых при
строительстве жилья в городе Ейске |
Весенние палы: как относятся к
ним люди? |
Залежные земли - перспектива
развития |
Оценка знаний современных
городских подростков о региональных особо
охраняемых природных территориях (ООПТ) |
Рубрики (разделы) сайта, содержащие
публикации по проблемам организации
исследовательской и проектной деятельности
школьников:
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары,
посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и Публикации.
Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|