Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Особенности гнездования врановых птиц в промышленном микрорайоне города

Галаева Екатерина Александровна
ученица 9 класса МБОУ СОШ № 149 г. Нижнего Новгорода

Научный руководитель – Н.Ю. Киселева
доцент каф. экологии и экологического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Введение

Актуальность выбранной темы. Врановые – одна из наиболее практически и экологически значимых групп птиц, массовая и доступная для наблюдения, чрезвычайно интересная в силу эволюционной продвинутости этих птиц и наличия у них элементов рассудочной деятельности. Неслучайно врановых называют «приматами пернатого мира». Огромные скопления врановых в населенных пунктах вытесняют хищных птиц, уничтожают воробьиных, вносят свой вклад в загрязнение, могут создавать угрозу для авиации. Количество врановых в населенном пункте - один из индикаторов его экологического состояния, в т.ч. эффективности работы коммунальных служб, поэтому изучение гнездовой биологии врановых интересно как с научной, так и с практической точек зрения [2]. Изучение врановых птиц интенсивно проводится с начала столетия. Из-за изменения экологии и активной жизнедеятельности человека возникает потребность дальнейшего изучения популяций врановых птиц в измененных ландшафтах. Площадь этих территорий в подавляющем большинстве постоянно увеличивается. Благодаря складывающимся условиям, происходит формирование устойчивых урбанизированных популяций врановых птиц на всем протяжении их ареала. В настоящее время необходимо всестороннее изучение экологии синантропных врановых птиц, что позволит решить ряд актуальных и практически значимых проблем, связанных с увеличением численности данной группы птиц в городах.

Цель работы: исследование особенностей гнездования врановых птиц в крупном промышленном городе (на примере микрорайона «Бурнаковский»).

Задачи:

  1. Провести учет гнезд врановых птиц в микрорайоне «Бурнаковский»;
  2. Рассчитеть плотность гнездования основных видов;
  3. Определить предпочтения разных видов в выборе породы дерева под гнездование;
  4. Определить высоту расположения гнезд.

Объект исследования: врановые птицы

Предмет исследования: гнездовья врановых птиц

Материал и методы

    1. работа с научной литературой и информационными источниками;
    2. маршрутный учет гнезд врановых птиц на территории микрорайона «Бурнаковский»
    3. привязка гнездовий к местности с применением GPS-навигатора;
    4. картографический метод (с применением ГИС-методов).
    5. фотографирование;

Учеты проводились на большей части микрорайона «Бурнаковский» (рис. 1) в январе-апреле 2013 г. Площадь микрорайона «Бурнаковский», определенная с помощью ГИС-методов, составляет 13,8 км2, учетом было охвачено 4,5 км2. Длина учетных маршрутов составила 15,7 км. Всего учтено 58 гнезд трех видов птиц (серая ворона, грач, сорока).

Рисунок 1. Площадь, охваченная учетом гнезд врановых птиц

На предварительном этапе район исследования был зонирован – на карте выделялись участки разных антропогенно преобразованных местообитаний (городской парк, зона одноэтажной застройки, многоэтажной застройки, промышленная зона, массив садовых участков и т.п.). После зонирования была разработана система учетных маршрутов и площадок таким образом, чтобы собрать данные о численности и размещении гнезд врановых во всех выделенных местообитаниях. К сожалению, доступ на территорию завода был запрещен, поэтому она осталась не охваченной фронтальным учетом.

Зимой и ранней весной в ходе рекогносцировочных маршрутов был собран материал, характеризующий особенности гнездостроения у разных видов врановых: сроки и темпы постройки гнезда; местоположение гнезд; использование старых гнезд; внешний вид, форма и размер гнезда. Во время учетов место расположения каждого гнезда наносились на карту-схему района исследований и параллельно фиксировалась информация о гнезде в полевом дневнике в таблице по следующей форме:

При учете мы использовали GPS-навигатор, что позволило в дальнейшем составить электронную карту расположения гнезд врановых с использованием ГИС-технологий. Обработка материалов из полевого дневника велась в программе Excel; что позволило автоматизировать обработку собранных данных по видам врановых. Определены общее число гнезд каждого вида, доля жилых, распределение гнезд разных видов по разным видам деревьев и кустарников, высотное распределение гнезд каждого вида. Материалом для анализа стали данные по 58 гнездам, фрагмент базы данных приведен в табл. 1.

Таблица 1

Фрагмент базы данных

X_coord

Y_coord

Вид птиц

Вид дерева

Высота дерева

Высота расположения гнезда

Примечание

43.9161

56.3355

сорока

осина

8

5

жилое

43.91073

56.32731

серая ворона

липа

14

13

жилое

43.91054

56.3274

серая ворона

липа

11

10

жилое

Результаты и их обсуждение

Результаты учета показаны на рис. 2.

Рисунок 2. Результаты учета гнезд врановых птиц в микрорайоне «Бурнаковский»

(к сожалению это не будет видно нач/б рисунке нашего плохого качества!)

В ходе исследования установлено, что по количеству гнезд в микрорайоне среди врановых птиц с большим преимуществом доминирует серая ворона (70% гнезд) (табл.1 и рис. 2). На долю грача приходится 21%, а на долю сороки – только 9% (рис. 3). По плотности гнездования это составило: для вороны - 9,1 гн/ км2; для грача – 2,7гн/ км2; для сороки – 1,1 гн/ км2

Рисунок 3.

Изучение выбора деревьев под гнездование различными видами врановых показало,. что серая ворона и сорока в микрорайоне «Бурнаковский» используют для гнездостроения 4 вида деревьев – березу, осину, американский клен и липу. Однако большая часть гнезд серой вороны построена на березах (41%), а у сороки – на американском клене (40%) (рис. 4 и 5). Грачи для своих гнезд в микрорайоне используют только 2 вида деревьев – американский клен и липу (рис.6).

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6

Анализ распределения гнезд по высоте позволил выяснить, что наибольший диапазон высот характерен для гнезд серой вороны (рис.7; 8; 9). Тем не менее, для большинства врановых высота устройства гнезда около 10 метров является предпочтительной.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

У сороки все обнаруженные в ходе учета гнезда оказались жилыми. Наибольший процент нежилых гнезд характерен для серой вороны (32%) (рис.10)., у грача доля нежилых гнезд составила лишь 8% (рис. 11))

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Выводы:

Таким образом, проведенный учет врановых позволил установить, :

1. Доминирующим видом в микрорайоне является серая ворона, гнездящаяся с плотностью 9,1 гн./км2.

2. У разных видов врановых существуют различные предпочтения в выборе деревьев для гнездования и особенности распределения гнезд по высоте: серая ворона предпочитает строить гнезда на березе, а грач и сорока – на американском клене. Большинство учтенных гнезд сосредоточено в пределах 4-10 м.

Литература

  1. Михеев, А. В. Биология птиц: пособие для учителей/ А.В. Михеев. – Москва: Учпедгиз, 1960. -201, 98 с.
  2. Родзин, Е. В. Анализ экологии гнездования врановых птиц на базе методик таксонирования территории агломерации / А.Г. Резанов, В.М. Константинов // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии: материалы международной ХІ орнитологической конференции. - Казань, 2001. – С. 270.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017