јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќсобенности гнездовани€ врановых птиц в промышленном микрорайоне города

√алаева ≈катерина јлександровна
ученица 9 класса ћЅќ” —ќЎ є 149 г. Ќижнего Ќовгорода

Ќаучный руководитель Ц Ќ.ё.  иселева
доцент каф. экологии и экологического образовани€ Ќижегородского государственного педагогического университета им.  . ћинина

¬ведение

јктуальность выбранной темы. ¬рановые Ц одна из наиболее практически и экологически значимых групп птиц, массова€ и доступна€ дл€ наблюдени€, чрезвычайно интересна€ в силу эволюционной продвинутости этих птиц и наличи€ у них элементов рассудочной де€тельности. Ќеслучайно врановых называют Ђприматами пернатого мираї. ќгромные скоплени€ врановых в населенных пунктах вытесн€ют хищных птиц, уничтожают воробьиных, внос€т свой вклад в загр€знение, могут создавать угрозу дл€ авиации.  оличество врановых в населенном пункте - один из индикаторов его экологического состо€ни€, в т.ч. эффективности работы коммунальных служб, поэтому изучение гнездовой биологии врановых интересно как с научной, так и с практической точек зрени€ [2]. »зучение врановых птиц интенсивно проводитс€ с начала столети€. »з-за изменени€ экологии и активной жизнеде€тельности человека возникает потребность дальнейшего изучени€ попул€ций врановых птиц в измененных ландшафтах. ѕлощадь этих территорий в подавл€ющем большинстве посто€нно увеличиваетс€. Ѕлагодар€ складывающимс€ услови€м, происходит формирование устойчивых урбанизированных попул€ций врановых птиц на всем прот€жении их ареала. ¬ насто€щее врем€ необходимо всестороннее изучение экологии синантропных врановых птиц, что позволит решить р€д актуальных и практически значимых проблем, св€занных с увеличением численности данной группы птиц в городах.

÷ель работы: исследование особенностей гнездовани€ врановых птиц в крупном промышленном городе (на примере микрорайона ЂЅурнаковскийї).

«адачи:

  1. ѕровести учет гнезд врановых птиц в микрорайоне ЂЅурнаковскийї;
  2. –ассчитеть плотность гнездовани€ основных видов;
  3. ќпределить предпочтени€ разных видов в выборе породы дерева под гнездование;
  4. ќпределить высоту расположени€ гнезд.

ќбъект исследовани€: врановые птицы

ѕредмет исследовани€: гнездовь€ врановых птиц

ћатериал и методы

    1. работа с научной литературой и информационными источниками;
    2. маршрутный учет гнезд врановых птиц на территории микрорайона ЂЅурнаковскийї
    3. прив€зка гнездовий к местности с применением GPS-навигатора;
    4. картографический метод (с применением √»—-методов).
    5. фотографирование;

”четы проводились на большей части микрорайона ЂЅурнаковскийї (рис. 1) в €нваре-апреле 2013 г. ѕлощадь микрорайона ЂЅурнаковскийї, определенна€ с помощью √»—-методов, составл€ет 13,8 км2, учетом было охвачено 4,5 км2. ƒлина учетных маршрутов составила 15,7 км. ¬сего учтено 58 гнезд трех видов птиц (сера€ ворона, грач, сорока).

–исунок 1. ѕлощадь, охваченна€ учетом гнезд врановых птиц

Ќа предварительном этапе район исследовани€ был зонирован Ц на карте выдел€лись участки разных антропогенно преобразованных местообитаний (городской парк, зона одноэтажной застройки, многоэтажной застройки, промышленна€ зона, массив садовых участков и т.п.). ѕосле зонировани€ была разработана система учетных маршрутов и площадок таким образом, чтобы собрать данные о численности и размещении гнезд врановых во всех выделенных местообитани€х.   сожалению, доступ на территорию завода был запрещен, поэтому она осталась не охваченной фронтальным учетом.

«имой и ранней весной в ходе рекогносцировочных маршрутов был собран материал, характеризующий особенности гнездостроени€ у разных видов врановых: сроки и темпы постройки гнезда; местоположение гнезд; использование старых гнезд; внешний вид, форма и размер гнезда. ¬о врем€ учетов место расположени€ каждого гнезда наносились на карту-схему района исследований и параллельно фиксировалась информаци€ о гнезде в полевом дневнике в таблице по следующей форме:

ѕри учете мы использовали GPS-навигатор, что позволило в дальнейшем составить электронную карту расположени€ гнезд врановых с использованием √»—-технологий. ќбработка материалов из полевого дневника велась в программе Excel; что позволило автоматизировать обработку собранных данных по видам врановых. ќпределены общее число гнезд каждого вида, дол€ жилых, распределение гнезд разных видов по разным видам деревьев и кустарников, высотное распределение гнезд каждого вида. ћатериалом дл€ анализа стали данные по 58 гнездам, фрагмент базы данных приведен в табл. 1.

“аблица 1

‘рагмент базы данных

X_coord

Y_coord

¬ид птиц

¬ид дерева

¬ысота дерева

¬ысота расположени€ гнезда

ѕримечание

43.9161

56.3355

сорока

осина

8

5

жилое

43.91073

56.32731

сера€ ворона

липа

14

13

жилое

43.91054

56.3274

сера€ ворона

липа

11

10

жилое

–езультаты и их обсуждение

–езультаты учета показаны на рис. 2.

–исунок 2. –езультаты учета гнезд врановых птиц в микрорайоне ЂЅурнаковскийї

(к сожалению это не будет видно нач/б рисунке нашего плохого качества!)

¬ ходе исследовани€ установлено, что по количеству гнезд в микрорайоне среди врановых птиц с большим преимуществом доминирует сера€ ворона (70% гнезд) (табл.1 и рис. 2). Ќа долю грача приходитс€ 21%, а на долю сороки Ц только 9% (рис. 3). ѕо плотности гнездовани€ это составило: дл€ вороны - 9,1 гн/ км2; дл€ грача Ц 2,7гн/ км2; дл€ сороки Ц 1,1 гн/ км2

–исунок 3.

»зучение выбора деревьев под гнездование различными видами врановых показало,. что сера€ ворона и сорока в микрорайоне ЂЅурнаковскийї используют дл€ гнездостроени€ 4 вида деревьев Ц березу, осину, американский клен и липу. ќднако больша€ часть гнезд серой вороны построена на березах (41%), а у сороки Ц на американском клене (40%) (рис. 4 и 5). √рачи дл€ своих гнезд в микрорайоне используют только 2 вида деревьев Ц американский клен и липу (рис.6).

–исунок 4.

–исунок 5.

–исунок 6

јнализ распределени€ гнезд по высоте позволил вы€снить, что наибольший диапазон высот характерен дл€ гнезд серой вороны (рис.7; 8; 9). “ем не менее, дл€ большинства врановых высота устройства гнезда около 10 метров €вл€етс€ предпочтительной.

–исунок 7.

–исунок 8.

–исунок 9.

” сороки все обнаруженные в ходе учета гнезда оказались жилыми. Ќаибольший процент нежилых гнезд характерен дл€ серой вороны (32%) (рис.10)., у грача дол€ нежилых гнезд составила лишь 8% (рис. 11))

–исунок 10.

–исунок 11.

¬ыводы:

“аким образом, проведенный учет врановых позволил установить, :

1. ƒоминирующим видом в микрорайоне €вл€етс€ сера€ ворона, гнезд€ща€с€ с плотностью 9,1 гн./км2.

2. ” разных видов врановых существуют различные предпочтени€ в выборе деревьев дл€ гнездовани€ и особенности распределени€ гнезд по высоте: сера€ ворона предпочитает строить гнезда на березе, а грач и сорока Ц на американском клене. Ѕольшинство учтенных гнезд сосредоточено в пределах 4-10 м.

Ћитература

  1. ћихеев, ј. ¬. Ѕиологи€ птиц: пособие дл€ учителей/ ј.¬. ћихеев. Ц ћосква: ”чпедгиз, 1960. -201, 98 с.
  2. –одзин, ≈. ¬. јнализ экологии гнездовани€ врановых птиц на базе методик таксонировани€ территории агломерации / ј.√. –езанов, ¬.ћ.  онстантинов // јктуальные проблемы изучени€ и охраны птиц ¬осточной ≈вропы и —еверной јзии: материалы международной ’≤ орнитологической конференции. -  азань, 2001. Ц —. 270.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020