Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации

Приведенная ниже работа была
опубликована в журнале "Исследовательская
работа школьников" Издательского дома
"Народное образование" и была любезно
предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым
в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных
в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы
отобрали публикации в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по
данному разделу, все работы сгруппированы по
нескольким нижеследующим рубрикам:
Общие вопросы - теория,
Общие вопросы - практика,
География,
Биология,
Экология - теория,
Экология - практика,
Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
Всероссийский конкурс
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА: ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ЭТНОС»
Сенчилова Клавдия Васильевна
заместитель директора по учебной работе Федерального детского эколого-биологического центра
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее – Конкурс) - традиционное итоговое мероприятие по эколого-гуманитарному направлению деятельности детско-юношеских объединений образовательных учреждений Российской Федерации. Проводится ежегодно с декабря по апрель при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Межрегиональной общественной организации «Природное наследие нации» в соответствии с Календарем Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися. Работы по организации и проведению Конкурса осуществлял Федеральный детский эколого-биологический центр.
Цель проведения Конкурса - воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к другим культурам.
Задачи Конкурса:
- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
Участники Конкурса – дети и молодежь, обучающиеся образовательных учреждений России, в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
Сроки проведения
Конкурс проводится в три этапа:
- региональный этап - с октября по январь.
Для проведения регионального этапа Конкурса в субъектах Российской Федерации создаются региональные оргкомитеты, которые осуществляют информационное обеспечение Конкурса, подведение его итогов и определение победителей, представление конкурсных работ победителей на федеральный (заочный) этап, формирование команды из числа приглашенных для участия в финале Конкурса;
- федеральный (заочный) этап - в феврале;
- финальный этап (финал) - в апреле.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
- Гуманитарно-экологические исследования
(рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
- Традиционная культура
(рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением);
- Живой символ малой родины
(рассматриваются живописные и другие художественные работы (рисунки и др.) в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);
- Публицистика в защиту природы и культуры
(рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды).
- Эколого-краеведческие путеводители
(рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины).
В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
- история природопользования и охраны природы;
- традиционное природопользование и окружающая среда;
- природные промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, символике, орнаменте и др.;
- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные природные объекты;
- травы и иные природные средства в народной медицине;
- экологические аспекты образования поселений;
- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
- публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
- фотографии предметов материальной культуры (с аннотациями), видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная культура»;
- художественная работа (рисунок и др.) и сочинение - в номинации «Живой символ малой родины».
Мы представляем некоторые из работ, авторы которых стали победителями и призёрами Конкурса.
МНЕНИЕ ЖЮРИ
Заслушав и рассмотрев работы представленные на секциях, жюри финального тура Конкурса отмечает следующее:
Секция «Публицистика в защиту природы и культуры»
Жюри отмечает высокий уровень работ участников и разнообразие тематик. В качестве положительного момента отмечено обращение к некоторым локальным проблемам.
К сожалению, многие авторы не предлагают путей решения проблем, ограничиваясь их констатацией.
Большинству авторов можно рекомендовать обращение к профессиональным журналистам или редакторам для доработки текстов, подготовки их к публикации.
Секция «Живой символ малой родины»
Секция проводилась впервые, но очевидна перспективность данного направления. Внедрение в практику работы по продвижению местных живых символов дает новые инструменты в руки природоохранникам и борцам за сохранение культурного наследия.
К сожалению, мало было представлено практического опыта.
Необходимо пропагандировать данную секцию и внедрять ее на региональных этапах конкурса.
Секция «Эколого-краеведческие путеводители»
Положительно то, что все выступления были хорошо подготовлены и сопровождались компьютерными презентациями.
Содержание всех работ соответствовало Положению, а именно: рассматривались и природа, и культура. По сравнению с прошлым годом уровень работ возрос.
Однако были и недостатки:
- многие участники не выдерживали жанр путеводителя,
- нередко ощущалось слишком активное участие педагогов,
- часто встречались грубые ошибки естественно-научного характера, низкий уровень подачи сведений о живой природе.
Секция «Гуманитарно-экологические исследования»
Практически все доклады отличались научной значимостью и сообразностью иллюстративного материала (презентаций). Заметно, что учащиеся владеют способностью выступать, опираясь на свои презентации. Удачно был выбран предмет исследований. Кроме того, хотелось бы отметить профессионализм и методическую заинтересованность руководителей, а также активную работу аудитории.
Вместе с тем, выступления не были лишены некоторых недостатков:
- некоторые доклады были слишком краткими.
- не всегда была заметна связь гуманитарного и естественнонаучного аспектов
- нередко наблюдаемые явления оставались без объяснения либо истолковывались слишком поверхностно. В частности, культурологические вопросы часто решались методами естественных наук (так называемый «вульгарный экологизм»).
- как правило, многочисленные топонимические работы не отличались глубоким анализом, хотя демонстрировали весьма неплохой задел.
На секции часть работ имела экологический акцент, а часть – гуманитарный. В целом, первые характеризовались гораздо более строгим подходом к выбору методики исследования и ее изложению.
Секция: «Традиционная культура
В основном работы носят исследовательско-прикладной характер.
В качестве достоинств большинства работ можно отметить следующее:
- богатый, хорошо оформленный иллюстративный материал, много изделий собственного изготовления;
- грамотная работа с литературными источниками, музейными экспонатами;
- практически все работы соответствуют идее конкурса, раскрываются с позиций культурологи, природосообразности, экологии, этнографии;
- участники презентовали свои доклады в ярких национальных костюмах.
- качественные компьютерные презентации.
Из недостатков:
- зачастую цель и задачи сформулированы широко и расплывчато;
- не всегда четкая и ясная структура работы,
- не всегда четко сформулирована позиция автора на исследование или представление изделия декоративно-прикладного искусства,
- имеются опечатки и неточности.
Наработано много материала, необходимо его систематизировать, издавать и использовать в краеведческой, музейной, фольклорной педагогике, на классных часах, во внеурочное время.
Рубрики (разделы) сайта, содержащие
публикации по проблемам организации
исследовательской и проектной деятельности
школьников:
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные
исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары,
посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы
Исследовательские работы и Публикации.
Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и
публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие
исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и
проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать
статьи по вопросам организации экологического
образования детей в природе, которые могут быть полезны
коллегам по всей стране. Это могут быть
проблемные статьи, авторские образовательные
программы, методические пособия,
нормативно-инструктивные документы и материалы,
фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам
как:
- полевые практикумы,
- экологические образовательные экспедиции,
- экологические лагеря,
- конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
- материалы семинаров и конференций,
- методики полевых исследований (проектной деятельности),
- детские исследовательские работы (проекты),
- экологические тропы,
- "экспедиционная жизнь".
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а
главное - Вы сможете принести пользу системе
экологического образования нашей страны,
"вложить свою лепту" в совершенствование
форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с
коллегами по всей стране - присылайте
свои предложения (кратко опишите свои материалы),
мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее
оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|