јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћетодические рекомендации по самоопределению педагога на исследовательскую де€тельность

—офь€ ¬алентиновна ≈втушевска€
методист, јлтайский краевой институт повышени€ квалификации работников образовани€, г. Ѕарнаул

 

¬ насто€щее врем€ исследовательска€, опытно-экспериментальна€ работа в образовательных учреждени€х стала достаточно востребованной. Ёто происходит по разным причинам. ¬ первую очередь большое вли€ние на мотивацию к экспериментальной де€тельности оказывает окружающий социум образовательного учреждени€, который формулирует социальный заказ к содержанию образовани€ и изменению условий организации образовательного процесса. »зменени€ в образовательной политике государства (модернизаци€ системы образовани€) так же €вл€етс€ причиной, вынуждающей образовательные учреждени€ заниматьс€ поиском и внедрением новых моделей организации образовательного процесса, изменени€ содержани€ образовани€. ƒополнительным стимулом €вл€етс€ возможность участи€ образовательных учреждений и отдельных педагогов в конкурсах различного уровн€ (например, конкурсы в рамках ѕЌѕќ). –азработка и реализаци€ образовательными учреждени€ми программ развити€ также предполагает активное включение в работу членов педагогического коллектива, предоставл€€ им возможность раскрыти€ своего творческого потенциала. Ќа этих, перечисленных выше, основани€х может происходить самоопределение педагога на исследовательскую работу.

ѕеред мотивированным на исследовательскую де€тельность педагогом встает достаточно серьезна€ проблема Ц как выбрать собственную тему исследовани€. ќдного желани€ и личных интересов зан€тьс€ решением какой-либо определенной задачи бывает не достаточно. ¬ первую очередь необходимо определитс€ с актуальностью проблемы дл€ развити€ образовани€, изменени€ образовательной ситуации, получени€ нового качества образовани€. Ёто выражаетс€ через востребованность ожидаемых результатов исследовательской работы педагога в собственной профессиональной де€тельности, де€тельности образовательного учреждени€, уместности проводимого исследовани€ в учреждении данного типа и вида, где работает педагог. ќснованием дл€ определени€ актуальности задуманного исследовани€ может быть программа развити€ или программа экспериментальной работы образовательного учреждени€.

‘актически каждое образовательное учреждение реализует собственную программу развити€. ¬ зависимости от того кака€ тема была выбрана, работа по реализации программы развити€ может предполагать внесение изменений в систему управлени€ образовательным учреждением; содержание образовательного процесса; может произойти его переход учреждени€ в новое качество (лицей, гимнази€, школа-комплекс), изменитс€ режим работы (школа полного дн€) и пр. Ћюбое из этих изменений затрагивает работу каждого члена педагогического коллектива и может послужить основой дл€ самоопределени€ педагога на исследовательскую де€тельность.

јнализ выделенных проблем, послуживших предпосылкой разработки целей и задач программы развити€ и еЄ содержани€, позвол€ющие эту цель достичь, предоставл€ют педагогу возможность найти собственное место в этой де€тельности.  ак в общей де€тельности коллектива ќ”, направленной на достижение общей цели реализации программы развити€, так и своей собственной работе, котора€ будет способствовать успешному достижению одной из сформулированных в программе задач. Ќа этой основе педагог может определить значимое дл€ его профессионального роста, собственной темы самообразовани€, личных интересов содержание исследовательской де€тельности.

¬ыбор и решение выбранной педагогом задачи реализуемой в программе развити€ образовательного учреждени€, будет дл€ него и целью, и ожидаемым результатом работы собственной исследовательской де€тельности. јналогично, в качестве основани€ выбора собственной темы исследовани€, может послужить де€тельность образовательного учреждени€ в качестве экспериментальной площадки различного уровн€.

ћожет так случитс€, что образовательное учреждение реализует программу эксперимента или программу развити€, в большей степени св€занную с решением управленческих задач, которые мало согласуютс€ с непосредственной профессионально - педагогической де€тельностью учител€, а желание заниматьс€ исследованием достаточно велико, тогда выбор темы эксперимента может происходить на основе собственных интересов, например, по теме самообразовани€ или новых научных достижений в той предметной области, которую представл€ет педагог.

 огда педагог определилс€ с проблемой, котора€ существует в его профессиональной де€тельности и он предполагает ее решить за счет собственной исследовательской работы необходимо определитс€ с теоретической, научной базой, на которой будет осуществ€тс€ исследовательска€ де€тельность педагога. ƒл€ этого необходимо найти ответы на вопросы:

- Ѕыло ли проведено подобное исследование ранее?

-  акие были получены результаты, в каких услови€х?

- „то осталось за рамками предыдущих исследований? ѕо какой причине?

ѕоиск ответов на эти вопросы позволит определитс€ с собственно содержанием работы. Ѕудет это работа по адаптации, внедрению уже существующих, но мало распространенных методик в собственную де€тельность, разработническа€ де€тельность по созданию нового содержани€ образовани€ по известным методическим основани€м или собственно исследовательска€ работа по созданию существенно отличающихс€ компонентов педагогической де€тельности, еЄ ресурсного обеспечени€. ќднако, и сама де€тельность педагога по вы€влению проблемы еЄ вычленение как основной, мешающей качественному осуществлению образовательного процесса тоже может быть представлена как исследовательска€ де€тельность, в результате которой все образовательное учреждение может определитс€ на экспериментальную работу по решению сформулированной проблемы, если она будет общей дл€ всего коллектива или части педагогов, например, работающей с учащимис€ одной ступени образовани€.

ќпределившись с теоретической научной базой в области исследовани€ на которой будет проводитс€ работа, став€тс€ уточн€ющие вопросы которые определ€ют Ђзаказчикаї результатов педагогического исследовани€:

-  ому будет нужен результат (на уровне школы, района, города,Е)?

-  то €вл€етс€ заказчиком исследовани€?

- Ќасколько будет распространим полученный в ходе исследовани€ опыт?

ќтвет на эти вопросы необходим дл€ определени€ масштабов работы. ƒолжна быть основа дл€ проведени€ эксперимента и в первую очередь ее востребованность в образовательном учреждении, где работает педагог и в его педагогической практике. Ёто позволит определитс€ с уровнем экспериментальной, исследовательской работы. ¬ зависимости от уровн€ Ђзаказаї Ц востребованности результата определ€етс€ уровень эксперимента, его актуальность дл€ педагога, школы, района, города (села), субъекта федерации и ли государства в целом. ¬ случае если Ђзаказчикомї могут выступить органы управлени€ образованием или потенциальные партнеры, то есть возможность получить материальную поддержку своей работы или предположить что полученные результаты могут быть оформлены в качестве методических рекомендаций, которые могут быть растиражированы в достаточно большом объеме.

јктуальность темы чаще всего выводитс€ из современных тенденций развити€ образовани€, в частности сейчас это  ѕћќ. ѕолучаетс€, что Ђактуальна€ї тема исследовательской де€тельности должна соответствовать задачам комплексного проекта и обеспечивать его достижение на перечисленных выше уровн€х (помочь успешно реализовать на уровне школы, района, города,Е). Ђѕравильностьї выбора темы подтверждаетс€ прописыванием в по€снительной записке актуальности исследовани€, его научной обоснованности, здесь как раз и по€вл€етс€ научный руководитель как заинтересованное лицо в результатах де€тельности педагога или команды, владеющий научным знанием по выбранной области исследовани€. Ќаучный руководитель Ђдоказываетї ценность получаемого знани€, следовательно он не должен быть выбран Ђслучайної.  аждый член исследовательского коллектива (или микрогруппы) реша€ задачи по данной теме и вкладыва€ результат в общую копилку решают и свои личные интересы: и как самообразование, и локальные исследовани€ в рамках общего проекта, например в рамках реализации программы развити€ школы. Ќаучный руководитель может подкорректировать личную тему педагога в рамках общего исследовани€, но не как насильственное изменение содержание работы, а предложение направлени€, раскрытие перспектив, знакомство с тенденци€ми развити€ исследуемого вопроса. —ама программа исследовательской де€тельности, требовани€ к ее содержанию, критерии анализа описаны у ћ. ѕоташника во многих книгах по организации исследовательской работы в школе.

ѕри прописывании темы эксперимента можно предложить ее модель Ђот результатаї.

¬начале, четко прописываетс€, что ¬ы хотите получить в качестве ожидаемого результата работы. ƒл€ чего ¬ам в ¬ашей профессиональной де€тельности это нужно.  аким образом это повли€ет на улучшение образовани€ ¬ашем образовательном учреждении (тему, котора€ не €вл€етс€ актуальной дл€ образовательного учреждени€, в котором ¬ы работаете, никто утверждать не будет).

ƒалее, с позиции сегодн€шнего дн€ и ¬ашего знани€ существующей ситуации необходимо, буквально пошагово, не упуска€ никаких мелочей прописать, что ¬ам нужно сделать, что бы получить запланированный результат.

“ретьим шагом прописываютс€ недостающие ресурсы, которые необходимы дл€ сформулированной во втором шаге поэтапной реализации исследовательской работы. ¬ качестве ресурсов может быть представлены и материально-техническое оснащение, и ¬аши собственные знани€. Ќапример, нужно будет обрабатывать результаты на компьютере, а дл€ этого необходимо будет посетить курсы по программированию на ЂDelphiї и построению таблиц и гистограмм в ЂExcelї.

—ледующим об€зательным компонентом любой проектировочной де€тельности будет разработка инструментари€ дл€ обеспечени€ достоверности результатов исследовани€, механизмов самоконтрол€. Ќеобходимо разработка критериев и показателей, по которым можно будет определить достигнуты ли результаты исследовани€ на данном шаге эксперимента и можно идти дальше или требуетс€ задержатс€ на данном этапе. «десь же определ€ютс€ пути выхода из эксперимента, поскольку бывают ситуации когда иде€, несмотр€ на всю ее логическую стройность, по какой то причине не срабатывает. ѕоскольку в большинстве случаев исследовательска€ де€тельность педагога может затрагивать тем или иным образом учащихс€, необходимо планирование резервного времени дл€ представлени€ учащимс€ возможности получени€ полного содержани€ образовани€ пусть и не в исследовательском режиме, либо компенсировать переход из одного режима в другой, минимизиру€ при этом негативное воздействии Ђнеудавшегос€ї эксперимента.

 огда программа исследовани€ и мониторинга исследовательской де€тельности готовы, можно приступать к представлению ее на методическом объединении и педагогическом совете, где она будет допущена до внедрени€, и ¬ы по праву будете заниматьс€ исследованием.

«десь можно уточнить, что вовсе не об€зательно старатьс€ изобрести что-то новое. Ќе мене почетной и исследовательской работой будет работа по внедрению уже имеющихс€, известных методик, которые пока не реализуютс€ в ¬ашем образовательном учреждении. јналогичной работой может называтьс€ и апробаци€ вновь по€вившихс€ учебно-методических комплексов, которые были разработаны и внедр€ютс€ в образовательные учреждени€ на федеральном уровне, чаще всего такие работы ведутс€ под научным руководством авторов этих комплексов, либо людей прошедших специальною подготовку (тьюторов).

ќдним из важных критериев самоэкспертизы созданной программы исследовательской де€тельности €вл€етс€ ее реалистичность. –еалистичность понимаетс€, как возможность осуществить предполагаемый объем работы в обозначенные сроки и силами обозначенного человека (или группы). ¬озможно, в запланированном исследовании предполагаетс€ проведение психологических тестов учащихс€, опрос родителей, проведение выездных зан€тий, подготовка коллег дл€ совместной работы над исследовательским проектом Ц все моменты взаимодействи€ должны быть уточнены и прописаны.

ћомент включени€ коллег в совместную работу может послужить и его мотивацией на собственную исследовательскую работу (пример заразителен). ≈динственное пожелание дл€вовлечение пока Ђпассивныхї учителей в работу можно сформулировать как: не утруждай других своей работой сверх его желани€. ћы можем попросить другого помочь ¬ам и нужно подчеркнуть ценность его услуги дл€ ¬ас, но никак не заставить или действовать административными мерами. ѕокажите полученный результат совместной работы, еще раз продемонстрируйте всю важность его помощи в ¬ашей де€тельности и возможно это будет та капелька, котора€ склонит весы в пользу творчества.

 ритерии оценки и самооценки де€тельности педагога исследовател€:

  •  акое место в ¬ашей профессиональной де€тельности занимает ƒјЌЌќ≈ исследование?
  • „то в ƒјЌЌќ… исследовательской работе повли€ет на повышение профессиональный уровень? ¬ каких его составл€ющих?
  •  ј »»ћ профессиональными компетенци€ми нужно обладать, что бы осуществить эту работу?
  •  акие ”—Ћќ¬»я необходимы дл€ реализации данного исследовани€?
  •  акие виды профессиональной де€тельности педагога осуществл€ютс€ в рамках данной исследовательской работы?
  •  ак оформить "отрицательный" результат исследовательской де€тельности педагога?
  • „то из полученного опыта исследовательской де€тельности можно передать другим?
  •  акие профессиональные проблемы решаютс€ за счет данного исследовани€?

¬ывод:

- собственна€ исследовательска€ де€тельность педагога должна быть согласована с цел€ми де€тельности образовательного учреждени€, где работает этот педагог, его профессиональной позицией, оказывать положительное вли€ние на получение высокого качества результатов, осуществл€емой им профессиональной де€тельности.

¬ыражаю благодарность участникам  руглого стола ћетодического ћарафона в Ђ—ети творческих учителейї, чье участие в обсуждении проблемы послужило мотивацией дл€ написани€ данного материала.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019