Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Проект на тему:

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОЙ ЗДРАВНИЦЫ им. Ю.А. Гагарина (Московская обл.)

Авторы проекта: Острова Анна (11кл., ГБПОУРК "Романовский колледж индустрии гостеприимства" г. Симферополь), Эндриш Анастасия (10кл., МБОУ БГО СОШ №10,. Борисоглебск), Рузаева Анна (11кл.,гМБОУ "школа №17", 10 класс.Феодосия), Новиков Альберт (9 кл. ГБОУ СОШ №10г. Сызрань), Осипова Анастасия (3к., г. Клин), Кривошей Алина (8кл.,школа №4, г. Борисоглебск), Хохлова Мария (11 кл. г. Москва), Дергачева Мария (10 кл. Школа №22, г. Первоуральск Свердловская область)

Руководитель проекта: Глушенкова Наталия Аркадьевна,методист МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» им.А.И. Андрианова, г. Новочебоксарск Чувашская республика

 

Существует противоречие: «Благоприятная среда привлекательна для отдыха, однако наплыв отдыхающих приводит к ухудшению состояния среды».Ближайшие к мегаполису территории с благоприятной средой для отдыха постепенно теряют свои качества и деградируют по причине переизбытка отдыхающих.

Проблемаусугубляется ограниченными возможностями реальной оценки состояния природной среды в местах рекреации, так как имеющиеся системы биологического контроля (биотест и биоиндикация) не всегда объективны в этой ситуации.

Гипотеза: Внутренние территории рекреационных учреждений с благоприятной средой для отдыха постепенно теряют свои качества и деградируют, для восстановления их качеств достаточно точечных, своевременных, малозатратных мер.

В качестве идеальной ситуации мы видим взаимодействие зоны рекреации с растительным миром территории без ущерба для обеих сторон.

Цель проекта: Оценка реального состояния природной среды (природных рекреационных возможностей) «Детской здравницы им Ю.А. Гагарина», разработка и предложение мер по оздоровлению среды и восстановлению рекреационных возможностей территории детской здравницы.

Время и место реализации проекта:

Московская область. Ступинский р-н. Деревня Петрово . 10.08.2015 – 24.08.2015.

Проект осуществлен в рамках Научно-образовательной школы «Лифт в будущее», при поддержке Благотворительного фонда «Система»

Интересанты:

В реализации данного проекта может быть заинтересована администрация «Детской здравницы им Ю.А. Гагарина».

Реализация проекта возможна силами хозяйственного отдела «Детской здравницы им Ю.А. Гагарина» под руководством озеленителя (садовника).

Возможно, привлечение детей, пребывающих на территории лагеря к озеленению территории.

Шаги в реализации проекта:

    1. Анализ состояния здоровья растительности на территории здравницы.
    2. Анализ нарушенности растительного покрова.
    3. Предложением мер по восстановлению растительного покрова территории и здоровья среды в целом.
    4. меры по предотвращения последующих подобных нарушений.

Методы исследования и обработки:

  • Оценка здоровья среды по двум ботаническим объектам
  • Стандартное геоботаническое описание по В.Н. Сукачеву;
  • В работе использованы шкалы рекреационной толерантности видов растений по уплотнению почвы, механическому повреждению наземных органов(по Рысиной, Рысину, 1987)
  • Вычислены коэффициентырекреационной толерантности к уплотнению почвы и к механическому повреждению наземных органов и коэффициентантропотолерантности растительного сообщества

Реализация проекта

Здоровье среды оценивалось по реакции двух биологических объектов: дуба черешчатого, березы бородавчатой.Наиболее простым объяснением этому может быть то, что именно состояние, самочувствие различных видов организмов и самого человека является ключевым моментом и, в конечном счете, волнует всех нас в наибольшей степени.

Балл

Величина показателя

стабильности развития

по березе

1

<0,040

2

0,040-0,044

3

0,045-0,049

4

0,050-0,054

5

>0,054

Балл

Величина показателя

стабильности развития

по дубу

1

<0,067

2

0,067-0,07

3

0,071-0,075

4

0,076-0,08

5

>0,08

Показатели здоровьяокружающей среды на территории здравницы превысили критический уровень: по дубу - 0,080 (V балл ) - серьёзное неблагоприятное воздействие; по березе - 0,070 (V балл) – очень серьёзное неблагоприятное воздействие.

В ходе проведенного геоботанического описания участков территории с разнородной растительностью выявлено 37 видов травянистых растений.По шкалам реакция лесных травянистых растений на рекреационное воздействие (вытаптывание и механическое повреждение) (по Рысиной, Рысину, 1987) определен коэффициент антропотолерантности растительности разнородных участков.

Реакция лесных травянистых растений на рекреационное воздействие

(по Рысиной, Рысину, 1987)

Вид

I

II

Вид

I

II

1

Бодяк огородный

Cirsiumoleraceum

2

2

20

Вербейник монеточный

Lysimachianummularia

2

2

2

Будра плющевидная

Glechomahederacea

2

2

21

Лютик кашубский

Ranunculus cassubicus

3

3

3

Гравилат городской

Geumurbanum

2

3

22

Лютик ползучий

Ranunculus repens

3

3

4

Горец птичий

Polygonumaviculare

2

2

23

Марь белая

Clenopodium album

2

2

5

Гулявник лекарственный Sisymbriumofficinale

3

3

24

Мать-и-мачеха обыкновенная Tussilagofarfara

2

1

6

Звездчатка дубравная

Stellarianemorum

2

2

25

Медуница неясная

Pulmonariaobscura

3

3

7

Звездчатка жестколистная

Stellariaholostea

3

3

26

Мышиный горошек

Viciacracca

2

2

8

Зеленчук желтый

Galeobdolonluteum

3

3

27

Мята полевая

Menthaarvensis

3

3

9

Земляника лесная

Fragariavesca

2

2

28

Одуванчик лекарственный Taraxacumofficinale

1

1

10

Кислица обыкновенная

Oxalis acetosella

3

3

29

Осока волосистая

Carexpilosa

3

3

11

Клевер горный

Trifoliummontanum

2

1

30

Плевел многолетний

Loliumperenne

1

1

12

Клевер луговой

Trifoliumpratense

2

1

31

Подмаренник северный

Galiumboreale

2

2

13

Копытень европейский

Asarumeuropaeum

3

3

32

Подорожник ланцетный

Plantagolanceolata

1

1

14

Костяника

Rubussaxatilis

3

3

33

Пролесник многолетний

Mercurialisperennis

3

3

15

Крапива двудомная

Urticadioica

3

3

34

Пырей ползучий

Elytrigiarepens

1

1

16

Купырь лесной

Anthriscussylvestris

3

3

35

Сочевичник весенний

Lathyrusvernus

3

3

17

Ландыш майский

Convallariamajalis

3

2

36

Сныть обыкновенная

Aegopodiumpodagraria

3

3

18

Лапчатка гусиная

Potentillaerecta

2

2

37

Тысячелистник обыкновенный Achilleamillefoliun

1

1

19

Лопух большой

Arctiumlappa

2

1

       

Коэффициент антропотолерантности растительного сообщества составляет половину суммы коэффициента рекреационной толерантности к уплотнению почвы и коэффициента рекреационной толерантности к механическому повреждению наземных органов

Коэффициенты рекреационной толерантности к определенным факторам рассчитываются с учетом обилия вида по шкале Браун-Бланке (при этом балл + принимается за 1), получаемого при геоботаническом описании участка.

К1Х1+ ...+КnXnΣKX

Rb = =

K1+K2+K3+...KnΣK

к1 -кn - баллы проективного покрытия видов по шкале Браун-Бланке,

х1-хn - баллы степени влияния антропогенного фактора уплотнения почвы по экологическим шкалам.

К1Х1+ ...+КnXnΣKX

Rd = =

K1+K2+K3+...KnΣK

к1 -кn - баллы проективного покрытия видов по шкале Браун-Бланке,

х1-хn - баллы степени влияния антропогенного фактора механическому повреждению наземных органов по экологическим шкалам.

АT = (Rb + Rd)/2, где АТ - коэффициент антропотолерантности растительного сообщества,

Rb –коэффициент рекреационной толерантности к уплотнению почвы,

Rd – коэффициент рекреационной толерантности к механическому повреждению наземных органов.

Коэффициент антропотолерантности растительного сообщества изменяется в пределах от 1 до 3. Он обратно коррелирует со степенью дигрессии.

С учетом коэффициента антропотолерантности растительного сообщества по шкале стадий дигрессии травянистого покрова, сделан выводы о нарушенности растительных сообществ, причинах вызвавших их нарушение.

1 стадия

Дигрессия практически отсутствует. Возможно единичное (до5%) внедрение видов нехарактерных данному типу леса. Травостой сформирован изнизкоантропотолерантных видов (АT≈2.9-3.0).

2 стадия

Изменения малой и средней степени. Появление в травяном покрове нехарактерных для типа леса трав (до 70%) с более высокой антропотолерантностью (АT≈2.5-2.8).

3 стадия

Почти полная смена растительности на нехарактерные для леса травы с повышенной антропотолерантностью (АT≈2.0-2.4). Абсолютное проективное

покрытие 70-100%.

4 стадия

Изменения сильной степени. Состоит из антропотолерантных видов(АT≈1.5-1.9). Абсолютное проективное покрытие 20-70%.

5 стадия

Почти полная или полная деградация травяного покрова. Абсолютное проективное покрытие <20%. (AT≈1.0-1.4).

На территории детской здравницы им. Гагарина наибольшей степени дигрессии подвергнута юго-восточная и центральная часть территории. 36% ее находится в третьей стадии дигрессии, еще 9% перешло в критическую пятую стадию (+1 % в четвертую). Наименее деградированные участки напочвенного покрова находятся в северной части территории – 13% территории практически не подвержены дигрессии (первая стадия) и около 41% перешли на вторую стадию дигрессии.

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о том, что территория здравницы подвержена повышенной рекреационной нагрузке, что ведет к разрушению почвенного покрова.

Основными причинами рекреационной дигрессии травянистого покрова территории критических стадий являются:

- ремонтные работы коммуникаций и строительные работы, без последующей рекультивации нарушенных участков.

- переизбыток посещений в районах игровых площадок, привлекательных популярных мест отдыха

- несанкционированная тропиночная сеть

Основными причинами нарушения здоровья кустарникового и древесного ярусов являются:

- игры с использованием растительного материала;

- костровые мероприятия

- переуплотнение почв

Предлагаемые меры:

- рекультивация участков с 4 и 5 стадией дигрессии растительного покрова, включающая:

а) подсыпку почвенного или торфяного субстрата

б) посев газонных трав (смесь семян трав газонных культур, рекомендуемых для средней полосы)

в) переведение участка в категорию «лес на отдыхе», с полным ограничением посещения.

г) в случае детской игровой площадки возможно решение с настилом готового (рулонного) газона и покрытием его пластиковой арматурной сеткой

- ограничение возможностей прохода по несанкционированной тропиночной сети с ее частичной рекультивацией

- подсыпка почвенного или торфяного субстрата у стволов деревьев в радиусе 3 м

- установка предупреждающих и запрещающих знаков «по газону не ходить» на участках с 1-4 стадий дигрессии растительного покрова.

- дозированное (подконтрольное) ограничение массовых игровых мероприятий на газонных лужайках, с чередованием мест проведения.

- ротационный перевод участков с 3 стадии дигрессии растительного покрова на «отдых» (временный запрет посещений).

- своевременная рекультивация участков после проведения ремонтных и строительных работ, вызвавших нарушение растительного покрова

 

Себестоимость подобных мероприятий низкая по причине, того, что все они в полном объеме могутбыть выполнены работниками отдела озеленения администрации (т.е. в рамках фонда заработнойплаты работников отдела)!

Основные расходы: на торф, семена, готовые газоны, армированную пластиковую сетку.

Среда, используемая человеком для отдыха требует постоянного внимания с его стороны и принятия своевременных мер для поддержания рекреационных свойств.

Авторы и руководитель выражают свою глубочайшую признательность за возможность реализации проекта Благотворительному фонду «Система» по Программе «Научно-образовательная школа «Лифт в будущее».



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017