јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕроект на тему:

¬ќ——“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ ѕ–»–ќƒЌџ’ –≈ –≈ј÷»ќЌЌџ’ ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“≈… “≈––»“ќ–»» ƒ≈“— ќ… «ƒ–ј¬Ќ»÷џ им. ё.ј. √агарина (ћосковска€ обл.)

јвторы проекта: ќстрова јнна (11кл., √Ѕѕќ”–  "–омановский колледж индустрии гостеприимства" г. —имферополь), Ёндриш јнастаси€ (10кл., ћЅќ” Ѕ√ќ —ќЎ є10,. Ѕорисоглебск), –узаева јнна (11кл.,гћЅќ” "школа є17", 10 класс.‘еодоси€), Ќовиков јльберт (9 кл. √Ѕќ” —ќЎ є10г. —ызрань), ќсипова јнастаси€ (3к., г.  лин),  ривошей јлина (8кл.,школа є4, г. Ѕорисоглебск), ’охлова ћари€ (11 кл. г. ћосква), ƒергачева ћари€ (10 кл. Ўкола є22, г. ѕервоуральск —вердловска€ область)

–уководитель проекта: √лушенкова Ќатали€ јркадьевна,методист ћЅќ” ƒќƒ Ђ÷–“ƒиёї им.ј.». јндрианова, г. Ќовочебоксарск „увашска€ республика

 

—уществует противоречие: ЂЅлагопри€тна€ среда привлекательна дл€ отдыха, однако наплыв отдыхающих приводит к ухудшению состо€ни€ средыї.Ѕлижайшие к мегаполису территории с благопри€тной средой дл€ отдыха постепенно тер€ют свои качества и деградируют по причине переизбытка отдыхающих.

ѕроблемаусугубл€етс€ ограниченными возможност€ми реальной оценки состо€ни€ природной среды в местах рекреации, так как имеющиес€ системы биологического контрол€ (биотест и биоиндикаци€) не всегда объективны в этой ситуации.

√ипотеза: ¬нутренние территории рекреационных учреждений с благопри€тной средой дл€ отдыха постепенно тер€ют свои качества и деградируют, дл€ восстановлени€ их качеств достаточно точечных, своевременных, малозатратных мер.

¬ качестве идеальной ситуации мы видим взаимодействие зоны рекреации с растительным миром территории без ущерба дл€ обеих сторон.

÷ель проекта: ќценка реального состо€ни€ природной среды (природных рекреационных возможностей) Ђƒетской здравницы им ё.ј. √агаринаї, разработка и предложение мер по оздоровлению среды и восстановлению рекреационных возможностей территории детской здравницы.

¬рем€ и место реализации проекта:

ћосковска€ область. —тупинский р-н. ƒеревн€ ѕетрово . 10.08.2015 Ц 24.08.2015.

ѕроект осуществлен в рамках Ќаучно-образовательной школы ЂЋифт в будущееї, при поддержке Ѕлаготворительного фонда Ђ—истемаї

»нтересанты:

¬ реализации данного проекта может быть заинтересована администраци€ Ђƒетской здравницы им ё.ј. √агаринаї.

–еализаци€ проекта возможна силами хоз€йственного отдела Ђƒетской здравницы им ё.ј. √агаринаї под руководством озеленител€ (садовника).

¬озможно, привлечение детей, пребывающих на территории лагер€ к озеленению территории.

Ўаги в реализации проекта:

    1. јнализ состо€ни€ здоровь€ растительности на территории здравницы.
    2. јнализ нарушенности растительного покрова.
    3. ѕредложением мер по восстановлению растительного покрова территории и здоровь€ среды в целом.
    4. меры по предотвращени€ последующих подобных нарушений.

ћетоды исследовани€ и обработки:

  • ќценка здоровь€ среды по двум ботаническим объектам
  • —тандартное геоботаническое описание по ¬.Ќ. —укачеву;
  • ¬ работе использованы шкалы рекреационной толерантности видов растений по уплотнению почвы, механическому повреждению наземных органов(по –ысиной, –ысину, 1987)
  • ¬ычислены коэффициентырекреационной толерантности к уплотнению почвы и к механическому повреждению наземных органов и коэффициентантропотолерантности растительного сообщества

–еализаци€ проекта

«доровье среды оценивалось по реакции двух биологических объектов: дуба черешчатого, березы бородавчатой.Ќаиболее простым объ€снением этому может быть то, что именно состо€ние, самочувствие различных видов организмов и самого человека €вл€етс€ ключевым моментом и, в конечном счете, волнует всех нас в наибольшей степени.

Ѕалл

¬еличина показател€

стабильности развити€

по березе

1

<0,040

2

0,040-0,044

3

0,045-0,049

4

0,050-0,054

5

>0,054

Ѕалл

¬еличина показател€

стабильности развити€

по дубу

1

<0,067

2

0,067-0,07

3

0,071-0,075

4

0,076-0,08

5

>0,08

ѕоказатели здоровь€окружающей среды на территории здравницы превысили критический уровень: по дубу - 0,080 (V балл ) - серьЄзное неблагопри€тное воздействие; по березе - 0,070 (V балл) Ц очень серьЄзное неблагопри€тное воздействие.

¬ ходе проведенного геоботанического описани€ участков территории с разнородной растительностью вы€влено 37 видов трав€нистых растений.ѕо шкалам реакци€ лесных трав€нистых растений на рекреационное воздействие (вытаптывание и механическое повреждение) (по –ысиной, –ысину, 1987) определен коэффициент антропотолерантности растительности разнородных участков.

–еакци€ лесных трав€нистых растений на рекреационное воздействие

(по –ысиной, –ысину, 1987)

є

¬ид

I

II

є

¬ид

I

II

1

Ѕод€к огородный

Cirsiumoleraceum

2

2

20

¬ербейник монеточный

Lysimachianummularia

2

2

2

Ѕудра плющевидна€

Glechomahederacea

2

2

21

Ћютик кашубский

Ranunculus cassubicus

3

3

3

√равилат городской

Geumurbanum

2

3

22

Ћютик ползучий

Ranunculus repens

3

3

4

√орец птичий

Polygonumaviculare

2

2

23

ћарь бела€

Clenopodium album

2

2

5

√ул€вник лекарственный Sisymbriumofficinale

3

3

24

ћать-и-мачеха обыкновенна€ Tussilagofarfara

2

1

6

«вездчатка дубравна€

Stellarianemorum

2

2

25

ћедуница не€сна€

Pulmonariaobscura

3

3

7

«вездчатка жестколистна€

Stellariaholostea

3

3

26

ћышиный горошек

Viciacracca

2

2

8

«еленчук желтый

Galeobdolonluteum

3

3

27

ћ€та полева€

Menthaarvensis

3

3

9

«емл€ника лесна€

Fragariavesca

2

2

28

ќдуванчик лекарственный Taraxacumofficinale

1

1

10

 ислица обыкновенна€

Oxalis acetosella

3

3

29

ќсока волосиста€

Carexpilosa

3

3

11

 левер горный

Trifoliummontanum

2

1

30

ѕлевел многолетний

Loliumperenne

1

1

12

 левер луговой

Trifoliumpratense

2

1

31

ѕодмаренник северный

Galiumboreale

2

2

13

 опытень европейский

Asarumeuropaeum

3

3

32

ѕодорожник ланцетный

Plantagolanceolata

1

1

14

 ост€ника

Rubussaxatilis

3

3

33

ѕролесник многолетний

Mercurialisperennis

3

3

15

 рапива двудомна€

Urticadioica

3

3

34

ѕырей ползучий

Elytrigiarepens

1

1

16

 упырь лесной

Anthriscussylvestris

3

3

35

—очевичник весенний

Lathyrusvernus

3

3

17

Ћандыш майский

Convallariamajalis

3

2

36

—ныть обыкновенна€

Aegopodiumpodagraria

3

3

18

Ћапчатка гусина€

Potentillaerecta

2

2

37

“ыс€челистник обыкновенный Achilleamillefoliun

1

1

19

Ћопух большой

Arctiumlappa

2

1

       

 оэффициент антропотолерантности растительного сообщества составл€ет половину суммы коэффициента рекреационной толерантности к уплотнению почвы и коэффициента рекреационной толерантности к механическому повреждению наземных органов

 оэффициенты рекреационной толерантности к определенным факторам рассчитываютс€ с учетом обили€ вида по шкале Ѕраун-Ѕланке (при этом балл + принимаетс€ за 1), получаемого при геоботаническом описании участка.

 11+ ...+ nXnΣKX

Rb = =

K1+K2+K3+...KnΣK

к1 -кn - баллы проективного покрыти€ видов по шкале Ѕраун-Ѕланке,

х1-хn - баллы степени вли€ни€ антропогенного фактора уплотнени€ почвы по экологическим шкалам.

 11+ ...+ nXnΣKX

Rd = =

K1+K2+K3+...KnΣK

к1 -кn - баллы проективного покрыти€ видов по шкале Ѕраун-Ѕланке,

х1-хn - баллы степени вли€ни€ антропогенного фактора механическому повреждению наземных органов по экологическим шкалам.

јT = (Rb + Rd)/2, где ј“ - коэффициент антропотолерантности растительного сообщества,

Rb Цкоэффициент рекреационной толерантности к уплотнению почвы,

Rd Ц коэффициент рекреационной толерантности к механическому повреждению наземных органов.

 оэффициент антропотолерантности растительного сообщества измен€етс€ в пределах от 1 до 3. ќн обратно коррелирует со степенью дигрессии.

— учетом коэффициента антропотолерантности растительного сообщества по шкале стадий дигрессии трав€нистого покрова, сделан выводы о нарушенности растительных сообществ, причинах вызвавших их нарушение.

1 стади€

ƒигресси€ практически отсутствует. ¬озможно единичное (до5%) внедрение видов нехарактерных данному типу леса. “равостой сформирован изнизкоантропотолерантных видов (јT≈2.9-3.0).

2 стади€

»зменени€ малой и средней степени. ѕо€вление в трав€ном покрове нехарактерных дл€ типа леса трав (до 70%) с более высокой антропотолерантностью (јT≈2.5-2.8).

3 стади€

ѕочти полна€ смена растительности на нехарактерные дл€ леса травы с повышенной антропотолерантностью (јT≈2.0-2.4). јбсолютное проективное

покрытие 70-100%.

4 стади€

»зменени€ сильной степени. —остоит из антропотолерантных видов(јT≈1.5-1.9). јбсолютное проективное покрытие 20-70%.

5 стади€

ѕочти полна€ или полна€ деградаци€ трав€ного покрова. јбсолютное проективное покрытие <20%. (AT≈1.0-1.4).

Ќа территории детской здравницы им. √агарина наибольшей степени дигрессии подвергнута юго-восточна€ и центральна€ часть территории. 36% ее находитс€ в третьей стадии дигрессии, еще 9% перешло в критическую п€тую стадию (+1 % в четвертую). Ќаименее деградированные участки напочвенного покрова наход€тс€ в северной части территории Ц 13% территории практически не подвержены дигрессии (перва€ стади€) и около 41% перешли на вторую стадию дигрессии.

»сход€ из имеющихс€ данных, можно сделать вывод о том, что территори€ здравницы подвержена повышенной рекреационной нагрузке, что ведет к разрушению почвенного покрова.

ќсновными причинами рекреационной дигрессии трав€нистого покрова территории критических стадий €вл€ютс€:

- ремонтные работы коммуникаций и строительные работы, без последующей рекультивации нарушенных участков.

- переизбыток посещений в районах игровых площадок, привлекательных попул€рных мест отдыха

- несанкционированна€ тропиночна€ сеть

ќсновными причинами нарушени€ здоровь€ кустарникового и древесного €русов €вл€ютс€:

- игры с использованием растительного материала;

- костровые меропри€ти€

- переуплотнение почв

ѕредлагаемые меры:

- рекультиваци€ участков с 4 и 5 стадией дигрессии растительного покрова, включающа€:

а) подсыпку почвенного или торф€ного субстрата

б) посев газонных трав (смесь сем€н трав газонных культур, рекомендуемых дл€ средней полосы)

в) переведение участка в категорию Ђлес на отдыхеї, с полным ограничением посещени€.

г) в случае детской игровой площадки возможно решение с настилом готового (рулонного) газона и покрытием его пластиковой арматурной сеткой

- ограничение возможностей прохода по несанкционированной тропиночной сети с ее частичной рекультивацией

- подсыпка почвенного или торф€ного субстрата у стволов деревьев в радиусе 3 м

- установка предупреждающих и запрещающих знаков Ђпо газону не ходитьї на участках с 1-4 стадий дигрессии растительного покрова.

- дозированное (подконтрольное) ограничение массовых игровых меропри€тий на газонных лужайках, с чередованием мест проведени€.

- ротационный перевод участков с 3 стадии дигрессии растительного покрова на Ђотдыхї (временный запрет посещений).

- своевременна€ рекультиваци€ участков после проведени€ ремонтных и строительных работ, вызвавших нарушение растительного покрова

 

—ебестоимость подобных меропри€тий низка€ по причине, того, что все они в полном объеме могутбыть выполнены работниками отдела озеленени€ администрации (т.е. в рамках фонда заработнойплаты работников отдела)!

ќсновные расходы: на торф, семена, готовые газоны, армированную пластиковую сетку.

—реда, используема€ человеком дл€ отдыха требует посто€нного внимани€ с его стороны и прин€ти€ своевременных мер дл€ поддержани€ рекреационных свойств.

јвторы и руководитель выражают свою глубочайшую признательность за возможность реализации проекта Ѕлаготворительному фонду Ђ—истемаї по ѕрограмме ЂЌаучно-образовательна€ школа ЂЋифт в будущееї.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020