Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ГУМАНИТАРНО- ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫВОДОВ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА В РАССКАЗЕ «ЮММЯ»

Автор: Асфандияров Шамиль Альбертович
учащийся 8 А класса МОУ СОШ № 68 г. Уфы

Руководитель: Мустафина Гузель Алговна
учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №68 г. Уфы

Введение

Немало русских писателей побывало в Башкортостане. Среди них А. С. Пушкин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, СТ. Аксаков, В.И. Даль, Д.Н. Мамин-Сибиряк и многие другие. Знакомство с нашим краем нашло широкое отражение в их творчестве.

Пожалуй, самая известная, красивая и часто цитируемая фраза о нашей малой родине принадлежит перу Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Цветущий край, благословенный». Этого писателя часто называют «певцом Урала». Наиболее известны его романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», «Хлеб», повесть «Охонины брови», сборники «Уральские рассказы», «Сибирские рассказы», а также сказки для детей.

Один из рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка называется «Юммя». Он посвящен описанию обычая башкирской помочи (омэ), который заключается в помощи сородичу за угощение при выполнении работ, требующих значительных трудовых затрат¹. Считается, что этот обычай взаимопомощи относится к категории «праздничного труда»². В рассказе «Юммя» семьсот мужчин пришли к богачу Бузыкаю, чтобы скосить принадлежавший ему луг. По окончании работы хозяин организовал праздник с конскими скачками, состязаниями бегунов, башкирской борьбой и угощением. Слова автора передают азарт, восторг и радость участников события. Однако Д.Н. Мамина-Сибиряка поразило отсутствие песен на празднике. Причиной этого

1 Еникеев А.З. Обычное право башкир // Ватандаш, 2001. № 8. С.4.

2 Шакурова Ф.А. Кочевое наследие в истории и культуре Башкортостана. Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГО ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. С. 45.

он счёл тяжелое положение народа и в заключении высказал мысль об обречённости башкир на вымирание.

Получается, что с одной стороны, в рассказе изображено праздничное веселье, а с другой, писатель делает вывод о том, что у народа «не осталось ни одной радости, которая просилась бы на волю, ни одной светлой мысли, ни одного теплого чувства».

Мы решили найти объяснение этому противоречию. Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи: 1) определить причину отсутствия пения на празднике; 2) выяснить, что повлияло на выводы писателя о «плачевном» будущем башкирского народа.

Объектом нашего исследования стала взаимосвязь культуры башкирского народа и художественной литературы, а предметом - музыкально-поэтического творчества башкир и его отражение в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка³.

Мы считаем нашу работу актуальной, потому что она затрагивает тему различий в культурах русского и башкирского народов. Мир состоит из людей разных национальностей. Межнациональное общение происходит постоянно. Оно хотя и сглаживает, но полностью не устраняет культурные различия между народами. Односторонний характер такого взаимодействия может привести не только к потере национальной самобытности, но и явиться почвой для возникновения конфликтов. По нашему мнению, культурные различия должны не исключать, а по возможности дополнять друг друга. Понимание в общении между народами, а тем более культурное взаимообогащение невозможно без глубоких знаний о национальных особенностях.

Для сбора необходимой информации была изучена литература по интересующей тематике, опрошены старожилы, священнослужители. Полученные в результате исследования данные обрабатывались с помощью общетеоретических методов: анализа и синтеза, сравнения и аналогии и т.п.

3. Мамин-Сибиряк Д.Н. Юммя // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 2.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 207.

Основным источником работы стал рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Юммя», анализ этого рассказа мы нашли только у М.Г. Рахимкулова в книге «От Пушкина до Толстого». В ходе работы мы прочитали и другие художественные произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка о Башкортостане.

Отметим, что работы литературоведов о жизни и творчестве писателя, с которыми мы ознакомились, относятся к советскому периоду издания. Они слишком идеологизированы и не дают ответы на затронутые в нашем исследовании вопросы.

При изучении культуры башкирского народа мы обратились к работам СИ. Руденко, Ф.А. Шакуровой, А.З. Еникеева, Р. Якупова. Справедливости ради отметим, что работ по истории и культуре башкирского народа более чем достаточно. Исходя из цели и задач нашего проекта, мы решили остановить свой выбор на исследованиях этих учёных. Поскольку нам не удалось найти литературы о влиянии экологического фактора на формирование музыкальной культуры башкирского народа, мы обратились к обобщённым исследованиям о культуре степных кочевых народов, а именно, к исследованиям М.И. Каратыгиной о традициях степных кочевых народов. Кроме того, мы использовали специальную музыковедческую литературу, а именно, книги М.П. Фоменкова «Очерки истории развития хорового искусства» и «Башкирская народная песня». В ходе исследования мы познакомились с работой исламского богослова Ш.Р. Аляутдинова «Путь к совершенству». В работе активно использовались Интернет-ресурсы.

Новизна нашей работы состоит в том, что мы попытались проанализировать рассказ «Юммя» в гуманитарно-экологическом аспекте. 1. Гуманитарно-экологический анализ выводов Д.Н. Мамина-Сибиряка в рассказе «Юммя» 2. Общие сведения о рассказе «Юммя»

С самого начала нашего исследования мы столкнулись с интересными фактами. В комментариях к рассказу «Юммя» сказано, что он был написан в 1889 г., а в сборнике «Башкирия в русской литературе» этот рассказ напечатан по изданию 1917 г. (4) Возник вопрос: «Неужели после Октябрьской революции это произведение ни разу не было опубликовано?» Для ответа на этот вопрос мы обратились в крупнейшую библиотеку нашей республики - Национальную библиотеку имени А.З. Валиди. В библиотеке хранятся десяти-, восьми-, шести- и двухтомные собрания сочинений Д.Н. Мамина-Сибиряка, а также большое количество изданий, в которых опубликованы избранные произведения автора. Удивительно; что ни в одной из книг мы не обнаружили искомого рассказа. В ходе исследования в рамках поставленных задач нам удалось найти анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка только у известного башкирского филолога М.Г. Рахимкулова, который долгое время посвятил изучению башкирской тематики в русской литературе. Оказалось, что он так же, как и Д.Н. Мамин-Сибиряк, главной причиной отсутствия песен на празднике считает социальную (5). Если согласиться с таким мнением, то невозможно объяснить широкое присутствие музыки и песен на праздниках других народов России, чьё социальное положение в XIX в., вероятно, не было лучше положения башкир.

1.2. Обзор сведений о музыкально-поэтическом творчестве башкир

Поскольку изучение литературной критики не принесло ожидаемых результатов, мы решили обратиться к старейшему члену нашей семьи, моей прабабушке, Назмиевой Мунире Хабибрахмановне. Она родилась в 1916г. В деревне Райманово Туймазинского района. Из рассказа мы узнали, что в её родной деревне не было принято коллективное пение. Хотя на праздниках иногда пели. Обычно это были двое мужчин, которые, как бы соревнуясь, поочерёдно пели коротенькие песни из нескольких строк. Прабабушка сказала, что эти песни нельзя назвать частушками, в которых всегда присутствовал элемент шутки. Тематика башкирских песен была

4. Рахимкулов М.Г. Комментарии // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель РахимкуловМ.Г. Т. 2.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 409.

5. Рахимкулов М. Г. От Пушкина до Толстого. Часть первая. XIX век. Уфа: Китап, 2009. С.138

различной, и пелись они на разные мелодии. Что касается певцов, то это были, как правило, одни и те же люди - местные таланты. Моя бабушка Сахаева Райхан Миннигалиевна (1937 г.р.) и мой дедушка Сахаев Альфат Абзалович (1935 г.р.) родились и выросли в деревне. Им тоже не доводилось быть свидетелями хорового пения на семейных праздниках, редко они слышали и одиночное пение. Оказалось, что даже на свадьбе моих родителей в 1993 г. пели по отдельности только три человека, хотя танцевали все.

Нам удалось выяснить, что в 1897 г. в Петербурге была напечатана книга С.Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта».

Среди народных песен, опубликованных в ней, были и башкирские (6). Отметим, что текст и мелодии в башкирских песнях не были связаны между собой настолько, чтобы неизменно сопровождать друг друга. Учёные определяли различные основания для классификации башкирских песен. СИ. Руденко по количеству строк в строфе выделял из башкирских песен Йыр$ар (строфа из 4 строк) и кобайыр (до 24 строк в строфе), в зависимости от мелодии он разделял песни на две группы: о$он ней (протяжные) и кыдка ней (скорые, короткие). М.П. Фоменков назвал следующие песенные жанры башкирского народного музыкально-поэтического творчества: эпические, исторические, лирические, бытовые, песни о судьбе женщины(9). СИ. Руденко в своей работе «Башкиры. Историко-этнографические очерки» (7) отмечает:

«Господствующими у башкир были одноголосные и сольные формы пения, многоголосные отсутствовали. Излюбленное время для пения были вечера, особенно на кочёвках и в пути башкиры пели охотно и днём. Пели также по вечерам на сборищах, гулянках и свадьбах; пели всегда поодиночке, редко второй подтягивал, хорового же пения мне слышать не приходилось».

6. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. С.3

7. Руденко СИ. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. С. 262.

8. Руденко СИ. Указ. соч. С.260-261.

9. Фоменков М.П. Указ соч. С. 203.

Далее он, отмечал, что инструментальная музыка преобладала над вокальной (10). Считается, что унисонное хоровое пение появилось среди башкир в конце XIX - начале XX вв.(11) и Очагами распространения были мектебы и медресе.

Инициаторами и организаторами хоров стали прогрессивно настроенные учителя Г. Ибрагимов, И. Терегулов, В. Клеменц и др. Что касается профессионального музыкального искусства башкирского народа, то оно начало развиваться в Башкортостане лишь после 1917 года (12). Таким образом, у не имевших до Октябрьской революции своей письменности башкир на протяжении многих столетий складывались разнообразные жанры устного музыкально-поэтического творчества. Однако хоровое пение не являлось традиционным для башкир. Да и в целом, пение в прошлом трудно назвать излюбленным творческим занятием башкирского народа.

1.3. Влияние природных условий на музыкальную культуру народа Определяя причины господства сольного пения у башкир, мы решили рассмотреть возможность влияния окружающего природного мира на формирование музыкальных традиций башкирского народа. Из уроков физики нам известно, что акустические свойства пустынь, степей, лесов различны. Более того, на акустические свойства влияют многие факторы. Например, температура и влажность, даже высота травы в степи. Поэтому природа и звуковая среда дарят миру различную музыку. Отметим, что равнины в Башкортостане занимают 2/3 площади республики (14), а основным традиционным занятием башкир было полукочевое скотоводство

10. Руденко СИ. Указ. соч. С. 262.

11. Фоменков М.П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана Уфа: Китап, 2001. С.5

12. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. С.5

13. Акустические свойства / http://jiznzverey.ru/23/akusticheskie-svojstva/

14. Природные условия / Башкортостан. Краткая энциклопедия / http://www.bsunet.ru/encikl/maintitle.htm

15. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирскаяэнциклопедия», 1996. С. 161.

(15). Так как нам не удалось найти литературы о влиянии природы Башкортостана на формирование музыкальной культуры башкирског о народа, мы обратились к обобщённым исследованиям о культуре степных кочевых народов.

По мнению М.И. Каратыгиной, традициям степных кочевых народов присуща особая специфика звука, которая характеризуется пространственной адресацией и тенденцией к расщепленности. Сам степной ландшафт, позволяет звуку долго и беспрепятственно распространяться на значительном расстоянии, способствует выявлению его сложной многосоставной природы: в силу неодновременного угасания различных обертонов звук как бы "трескается", начинает мерцать, лучиться. Длительная практика использования акустических свойств среды (в частности, её сопротивляемости звуковой волне), знание процессов деформации в данной среде музыкального звука приобрели характер художественной игры и привели к эстетическим нормам культивирования звука (16).

Как нам кажется, «почувствовать» акустические свойства среды, «слиться» с природой дано не каждому человеку, необходимо обладать определённым талантом. Тем более трудно гармонировать с природой в условиях степной акустики в случае хорового пения. Возможно, поэтому башкиры не пели хором. В ситуации описанной Д.Н. Маминым-Сибиряком очевидно, что природная акустика степи была нарушена присутствием большого количества людей (только мужчин было семьсот), поэтому пение не имело смысла. Кроме того, экологический фактор позволяет логически объяснить и то, что текст и мелодии в башкирских песнях не были связаны между собой. На исполнение песен влияли акустические свойства окружающей среды и настроение певца. Так как это постоянно меняющиеся характеристики, то и исполняемые мелодии различны. Итак, в формировании музыкальной культуры башкирского народа, по нашему мнению,

16. Каратыгина М.И. Звук и космос: мир глазами кочевника и егоотражение в звуках монгольской музыки. //История и культурамонголоязычных народов: источники и традиции. Улан- Удэ,1989. С. 41.

определённую роль играл экологический фактор, под которым подразумевается и воздействие окружающей природы на мироощущение человека, и непосредственно акустические условия среды.

1.4. Влияние ислама на музыкальные традиции башкир.

Узнав о теме исследовательской работы, друг нашей семьи Дбакаров Абакар Рамазанович, дагестанец по национальности, рассказал о том, что на его родине тоже никогда не поют на семейных праздниках, хоровое пение он слышал только на официальных мероприятиях. Это натолкнуло нас на мысль о возможном религиозном влиянии на традиции народа, в том числе и на музыкальные. При более глубоком изучении выяснилось, что отношение к музыке в исламской культуре отличается глубокой связью музыкальных явлений с исламом как с образом жизни. Поэтому подразделять музыку народов, проповедующих ислам, на светскую и религиозную, по аналогии, например, с культурой русской народа, нельзя. В формировании концепции исламской музыки участвуют не только сами музыканты, но и теологи. Мухаммед как посланник Аллаха не выразил ясной позиции в отношении к музыке. Это позволило мусульманскому духовенству, как запрещать определённые виды музыки, так и выступать в её оправдание (17). До сих пор ведутся религиозные споры на музыкальную тему. Ортодоксальные мусульманские священнослужители практически запрещают инструментальную музыку и пение (18). А исламский богослов Шамиль Аляутдинов считает дозволенным пение в сопровождении духовых инструментов (19). За разъяснениями мы обращались к заместителю муфтия мусульман Республики Башкортостан Бибарсову Аюпу Аббасовичу. Его позиция такова: «Дозволена та музыка, которая не выводит из веры». Очевидно, что единой позиции в отношении музыки и пения в исламе нет.

17 Джани-Заде Т. Исламская музыка / http://www. krugosvet.ru / enc / kultura_i_obrazovanie/muzyka /ISLAMSKAYA_ MUZIKA.html

18 Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе / http://ksunne.ru/otvedenie/vzhizn/omusike.htm

19 Аляутдинов Ш. Путь к совершенству. Диля, 2010. С. 361

Считается, что ислам начал распространяться на территории Башкортостана в X в.(20). Однако однозначного мнения учёных о возможном влиянии ислама на формирование музыкальных традиций башкирского народа также нет. Так, Р. Якупов (21) считает, что мусульманские традиции стали частью этнической культуры башкир. М.П. Фоменков (22) также придерживается мнения, что религиозное учение оказало своё влияние на формирование музыкальной культуры башкирского народа. Иное мнение у Ф. Шакуровой (23). В своей работе «Менталитет кочевника и ислам» она отмечает слабость исламских воззрений среди башкир, отсутствие хорового пения у башкир учёный объясняет особенностью менталитета башкир. Такое заключение исследователь делает на основании свидетельств участников академических экспедиций XVIII в. И.П. Палласа и И. Лепехина и высказывания жившего в XIX в. В. Черемшанского, который писал о башкирах следующее: «Между ними нет особенно набожных, какие встречаются собственно между мусульманами, потому и самые правила Корана не такстрого соблюдаются» (24). Обратимся к рассказу «Юммя». Описывая окончание праздника, Д.Н. Мамин-Сибиряк пишет: "В общем можно было только удивляться приличному виду всего праздника, и как-то даже не верилось, что здесь одних мужчин больше семисот человек. Если что можно поставить в упрек, то разве то, что во все время башкирского праздника не было слышно ни одного звука какой-нибудь песни".

По нашему мнению, так удививший Д.Н. Мамина-Сибиряка порядок (25), отсутствие спиртного и «безмолвие» - это норма поведения мусульман, а низкая степень исламизированности башкир в XIX в. не означает полного отсутствия влияния религии на культуру народа.

20 Юнусова А.Б. Ислам // Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирскаяэнциклопедия», 1996. С. 305-306

21. Якупов Р. Ислам в свете этнографии//Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей / Под. ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.,1998. С.98.

22 Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. С.7.

23 Шакурова Ф. Менталитет кочевника и исламЮтничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей / Под. ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.,1998. С.88.

24 По указанной статье Шакуровой Ф. С.86.

25 Мамин-Сибиряк Д.Н. Юммя // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 1.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 207.

1.5. Причины, повлиявшие на выводы Д.Н. Мамина-Сибиряка в рассказе "Юммя"

Для того чтобы понять причину выводов Мамина-Сибиряка об отсутсвииу башкирского народа "светлых мыслей, теплых чувств, радости" (26), обратимся к биографии писателя (27).

Дмитрий Наркисович Мамин родился 25 октября (6 ноября) 1852 г. На Урале в Висимо-Шайтанском Заводе (близ Нижнего Тагила), в семье заводского священника. Учился в Екатеринбургском духовном училище, Пермской духовной семинарии. Во время учебы читал Герцена и Чернышевского, тайно брал уроки химии. Не желая быть "губителем молодых умов", в 1872 г. Мамин поступает на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии, где группировалось революционное народное студенчество. Не окончив её, он перешёл на юридический факультет Петербургского университета. Начал печататься в 1875 г. Мировоззрение писателя складывалось под влиянием идей революционной демократии 60-х годов XIX в. В 1877 г. Мамин был вынужден из-за бедности и болезни оставить учёбу и уехать на Урал, где находился до 1891 и был свидетелем важнейших исторических событий. В те годы на уральской земле происходили большие перемены. В 1869 году император Александр II разрешил свободную продажу башкирских земель, и на Южный Урал со всей России слетелись десятки, сотни любителей сколотить капитал, принять участие в земельных спекуляциях. Часто с помощью обмана и насилия у башкир за бесценок скупались земельные угодья, что привело к массовому разорению и обнищанию народа. Подобное положение дел вызывало возмущение общественности, в том числе и писателей.Острые социально-экономические проблемы башкирского народа нашли свое отражение и в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка (именно на

26 Горелов А. Летописец Урала // Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы. Легенды. Л., «Художественная литература»,1969. С.6

27 Виноградов Д. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк / http://www.mamin-sibiryak.rU/content/view/l/

28 Рахимкулов М.Г. Д.Н. Мамин-Сибиряк// Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 2.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 182.

Урале с 1882 г. появляется псевдоним Д.Н. Мамин-Сибиряк). Он считал, что своей работой подтачивает «каменные берега существующего строя. Он не сомневался, что этой работой можно сокрушить «все эти Бастилии духа, всю эту организованную систему рабства»: «ведь пало же крепостное право, рабство, истребительные войны, право первой ночи, невольничество...» (29).

Поэтому Д.Н. Мамин-Сибиряк «с возмущением писал о нечестных способах приобретения башкирских земель и лесов, беспощадно разоблачал обман, подкуп, грабёж и другие приёмы, которыми пользовались заводчики и разные дельцы для захвата природных богатств края. Тяжелая жизнь башкирского народа показана в публицистическом произведении «От Урала до Москвы», в романах «Без названия», «Хлеб» и «Приваловские миллионы», в рассказах и очерках «Горная ночь», «Байгуш», «Кара-ханым», «Золотуха», «На кумысе», «Золотая ночь» и многих других» (30).

Не является исключением в этом смысле и рассказ «Юммя» Писательская наблюдательность Д.Н. Мамина-Сибиряка имеет чёткую социально-экономическую направленность. Автор пишет о бесправии и забитости башкирок, подмечая в их движениях «вековую рабью покорность и рабий страх» , неравноправие в распределении угощения. Несправедливость жизни писатель подчёркивает, противопоставляя роскошной природе бедность башкир. С одной стороны, «благословенная башкирская степь», цветы «вырядились от избытка жизни или к празднику», покосы, «которые встречаются только в цветущей Башкирии». С другой, случаи вымирания от голода целых деревень. Особенностью рассказа «Юммя» является то, что фольклорные мотивы произведения несут социально-экономическую нагрузку. Несмотря на то, что башкирский праздник Д.Н. Мамин-Сибиряк считает чем-то совсем «несообразным, никак не укладывавшимся с представлением о башкирских голодовках и быстром вымирании этого

29. Горелов А. Указ. соч. С.9

30. Рахимкулов М. От Пушкина до Толстого. Часть первая. XIX век. Уфа: Китап, 2009. С. 129.

31. Здесь и далее в этом парафе выдержки из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Юммя» // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 2.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 201-207.

забытого племени», он подробно его описывает. Писатель упоминает об обязательных на таких мероприятиях бегах, подробно изображает сцену борьбы, подчеркивая её индивидуальный характер («у русских же одно село идёт на другое, завод на завод, город на город»), детально описывает подготовку к пиру и центр праздника - само пиршество. Автор рассказывает о недоразумении между двумя братьями, которые обменялись оплеухами из-за кости, считает, что «это был единственный неприятный эпизод в течение всего праздника, да и в нем было что-то такое детское». Казалось бы, всё было замечательно. Однако и на этом празднике автор пытается найти подтверждение своим мыслям о необходимости общественных преобразований. Писатель считает, что в противном случае «народ обречен историей на вымирание, которое идёт быстрыми шагами». Отсутствие песен является для Д.Н. Мамина-Сибиряка той недостающей деталью, которая помогает писателю привести всё увиденное в соответствие со своими убеждениями. Для него безмолвие - это признак нации, задавленной «своими историческими невзгодами», постепенно вымирающей. Этот вывод не опровергают и другие произведения писателя, где он затрагивает песенную тему. Прочитав рассказы «Кара-Ханым» (32), «Горная ночь» (33) и «Байгуш», мы замечаем, что Д.Н. Мамину-Сибиряку не раз доводилось слушать башкирские песни. Однако в своих произведениях автор обращается к этому виду музыкального творчества башкирского народа для того, чтобы подчеркнуть бедственное положение башкир и необходимость перемен в российском обществе. Так, бабушка Туктай из рассказа' «Кара-ханым», проголодавшая «целых шестьдесят лет», поёт бодрую песню, которая заканчивается грустным куплетом о голоде. В рассказе «Горная ночь» слепой байгуш (нищий странствующий музыкант) играет какую-то монотонную грустную мелодию, а потом поёт дрожащим старческим голосом о проклятом генерале Соймонове, который построил Оренбург, о знаменитых башкирских

32 Мамин-Сибиряк Д.Н. Кара-Ханым // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 1.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 239-240.

батырах и о хане Кучюмовиче, который соберёт всех башкир воедино и даст им свободу и счастье. В пении сэсэна Араслана из третьего рассказа «Байгуш» «сказывалось такое отчаяние, такая безысходная тоска, такое великое горе, которое может разрешиться только рыданиями» (34). Отметим, что, описывая проблемы башкирского народа, Д.Н. Мамин-Сибиряк вместе с другими писателями способствовал формированию общественного мнения. Иногда к мнению прогрессивной общественности прислушивалась даже власть. Так, например, для устранение негативных последствий реализации закона 1869 г. о свободной продаже башкирских земель, «причинявшего ущерб имущественным интересам башкир и вредно отзывавшегося на экономических условиях края, правительством были приняты меры, получившие окончательное выражение в издании закона 15 июня 1882 г., в силу которого свободные общественные башкирские земли могут быть продаваемы только в казну или крестьянским обществам, а для восстановления нарушенной выше означенными сделками справедливости законом 9 мая 1878 г. предоставлено было высшей в крае административной власти, в лице бывшего генерал-губернатора, право возбуждать, в указанном порядке, с наложением на имение запрещений, иски об отмене заключенных уже неправильных крепостных актов на проданную башкирами землю» (35).

Таким образом, Д.Н. Мамин-Сибиряк в своём творчестве руководствовался идеей о необходимости преобразований в российском обществе. Поэтому все подмеченные им детали из жизни народа, в том числе и то, что на празднике, описанном в рассказе «Юммя», башкиры не пели, писатель истолковывал как факты, подтверждающие правильность этой идеи.

33 Мамин-Сибиряк Д.Н. Горная ночь // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов М.Г. Т. 1.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 227-228.

34 Мамин-Сибиряк Д.Н. Байгуш // Башкирия в русской литературе, в шести томах. Составитель Рахимкулов

М.Г. Т. 1.Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. С. 238.

35. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права / http://civil. consultant.ru/elib/books/15/page_l 3 .html

Выводы

Жизненный уклад башкир, природные условия края, влияние ислама были теми факторами, которые предопределили развитие башкирской музыки как одноголосной, с традициями сольного пения. Передаваясь от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, сольная традиция сложилась в самобытную народно-песенную музыкальную культуру.Мы считаем, что отсутствие песен на празднике, описанном в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Юммя», - это культурная особенность башкирского народа. Традиционно сложилось так, что на подобных мероприятиях не пели. Запрет на употребление спиртного также являлся причиной того, что башкиры в основной массе строго соблюдали установленные правила поведения. Мы полностью согласны с Д.Н. Маминым-Сибиряком в том, что музыкально-поэтическое творчество башкирского народа связано с национальным сознанием и бытом. Однако писатель, по нашему мнению, для достижения своих целей, обращаясь к национальному фольклору, ограничился социально-экономическими рамками. Несомненно, цель творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка – содействовать улучшению тяжелого положения народа - благородна. Но в угоду ей писатель, по сути, попытался унифицировать музыкальную культуру двух народов по образцу одной из них. Знание писателя об обычае русского народа без песен расходиться «только с поминок», не может быть по аналогии применено к объяснению поведения башкир, потому что это знание не учитывает существующих различий в музыкальных традициях башкирского и русского народов. Культура любого народа, в частности башкирского, развивается согласно своим внутренним закономерностям, и ее нельзя уложить в рамки понимания иной культуры с совершенно иными законами развития.

Заключение

Работая над своим проектом, мы рассчитывали на то, что он может быть полезен учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, историей и культурой Башкортостана, занимается вопросами межнациональных отношений. Мы считаем, что нашу работу можно использовать в образовательных целях: на уроках и занятиях различных кружков. Мы не претендуем на то, что проведённый анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Юммя» был исчерпывающим и всесторонним, а темы, затронутые в работе, исследованы полностью. Отметим, что нам не хотелось бы, чтобы представленную работу рассматривали как попытку критики творческого наследия талантливого писателя. Это лишь наш вариант ответов на вопросы, возникшие при прочтении рассказа, который, как нам кажется, стал очередным подтверждением того, что достижение взаимопонимания между народами возможно только при условии внимательного изучения всех деталей национальной истории и культуры.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017