јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


√”ћјЌ»“ј–Ќќ- Ё ќЋќ√»„≈— »… јЌјЋ»« ¬џ¬ќƒќ¬ ƒ.Ќ. ћјћ»Ќј-—»Ѕ»–я ј ¬ –ј—— ј«≈ Ђёћћяї

јвтор: јсфанди€ров Ўамиль јльбертович
учащийс€ 8 ј класса ћќ” —ќЎ є 68 г. ”фы

–уководитель: ћустафина √узель јлговна
учитель русского €зыка и литературы

ћќ” —ќЎ є68 г. ”фы

¬ведение

Ќемало русских писателей побывало в Ѕашкортостане. —реди них ј. —. ѕушкин, ј.ѕ. „ехов, Ћ.Ќ. “олстой, —“. јксаков, ¬.». ƒаль, ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к и многие другие. «накомство с нашим краем нашло широкое отражение в их творчестве.

ѕожалуй, сама€ известна€, красива€ и часто цитируема€ фраза о нашей малой родине принадлежит перу ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка: Ђ÷ветущий край, благословенныйї. Ётого писател€ часто называют Ђпевцом ”ралаї. Ќаиболее известны его романы Ђѕриваловские миллионыї, Ђ√орное гнездої, Ђ«олотої, Ђ’лебї, повесть Ђќхонины бровиї, сборники Ђ”ральские рассказыї, Ђ—ибирские рассказыї, а также сказки дл€ детей.

ќдин из рассказов ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка называетс€ Ђёмм€ї. ќн посв€щен описанию обыча€ башкирской помочи (омэ), который заключаетс€ в помощи сородичу за угощение при выполнении работ, требующих значительных трудовых затрат¹. —читаетс€, что этот обычай взаимопомощи относитс€ к категории Ђпраздничного трудаї². ¬ рассказе Ђёмм€ї семьсот мужчин пришли к богачу Ѕузыкаю, чтобы скосить принадлежавший ему луг. ѕо окончании работы хоз€ин организовал праздник с конскими скачками, сост€зани€ми бегунов, башкирской борьбой и угощением. —лова автора передают азарт, восторг и радость участников событи€. ќднако ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка поразило отсутствие песен на празднике. ѕричиной этого

1 ≈никеев ј.«. ќбычное право башкир // ¬атандаш, 2001. є 8. —.4.

2 Ўакурова ‘.ј.  очевое наследие в истории и культуре Ѕашкортостана. ”фа: »зд-во ”фимского филиала √ќ ¬ѕќ Ђћ√√” им. ћ.ј. Ўолохова, 2009. —. 45.

он счЄл т€желое положение народа и в заключении высказал мысль об обречЄнности башкир на вымирание.

ѕолучаетс€, что с одной стороны, в рассказе изображено праздничное веселье, а с другой, писатель делает вывод о том, что у народа Ђне осталось ни одной радости, котора€ просилась бы на волю, ни одной светлой мысли, ни одного теплого чувстваї.

ћы решили найти объ€снение этому противоречию. ƒл€ достижени€ этой цели нам необходимо решить следующие задачи: 1) определить причину отсутстви€ пени€ на празднике; 2) вы€снить, что повли€ло на выводы писател€ о Ђплачевномї будущем башкирского народа.

ќбъектом нашего исследовани€ стала взаимосв€зь культуры башкирского народа и художественной литературы, а предметом - музыкально-поэтического творчества башкир и его отражение в произведени€х ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка³.

ћы считаем нашу работу актуальной, потому что она затрагивает тему различий в культурах русского и башкирского народов. ћир состоит из людей разных национальностей. ћежнациональное общение происходит посто€нно. ќно хот€ и сглаживает, но полностью не устран€ет культурные различи€ между народами. ќдносторонний характер такого взаимодействи€ может привести не только к потере национальной самобытности, но и €витьс€ почвой дл€ возникновени€ конфликтов. ѕо нашему мнению, культурные различи€ должны не исключать, а по возможности дополн€ть друг друга. ѕонимание в общении между народами, а тем более культурное взаимообогащение невозможно без глубоких знаний о национальных особенност€х.

ƒл€ сбора необходимой информации была изучена литература по интересующей тематике, опрошены старожилы, св€щеннослужители. ѕолученные в результате исследовани€ данные обрабатывались с помощью общетеоретических методов: анализа и синтеза, сравнени€ и аналогии и т.п.

3. ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ. ёмм€ // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 2.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 207.

ќсновным источником работы стал рассказ ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка Ђёмм€ї, анализ этого рассказа мы нашли только у ћ.√. –ахимкулова в книге Ђќт ѕушкина до “олстогої. ¬ ходе работы мы прочитали и другие художественные произведени€ ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка о Ѕашкортостане.

ќтметим, что работы литературоведов о жизни и творчестве писател€, с которыми мы ознакомились, относ€тс€ к советскому периоду издани€. ќни слишком идеологизированы и не дают ответы на затронутые в нашем исследовании вопросы.

ѕри изучении культуры башкирского народа мы обратились к работам —». –уденко, ‘.ј. Ўакуровой, ј.«. ≈никеева, –. якупова. —праведливости ради отметим, что работ по истории и культуре башкирского народа более чем достаточно. »сход€ из цели и задач нашего проекта, мы решили остановить свой выбор на исследовани€х этих учЄных. ѕоскольку нам не удалось найти литературы о вли€нии экологического фактора на формирование музыкальной культуры башкирского народа, мы обратились к обобщЄнным исследовани€м о культуре степных кочевых народов, а именно, к исследовани€м ћ.».  аратыгиной о традици€х степных кочевых народов.  роме того, мы использовали специальную музыковедческую литературу, а именно, книги ћ.ѕ. ‘оменкова Ђќчерки истории развити€ хорового искусстваї и ЂЅашкирска€ народна€ песн€ї. ¬ ходе исследовани€ мы познакомились с работой исламского богослова Ў.–. јл€утдинова Ђѕуть к совершенствуї. ¬ работе активно использовались »нтернет-ресурсы.

Ќовизна нашей работы состоит в том, что мы попытались проанализировать рассказ Ђёмм€ї в гуманитарно-экологическом аспекте. 1. √уманитарно-экологический анализ выводов ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка в рассказе Ђёмм€ї 2. ќбщие сведени€ о рассказе Ђёмм€ї

— самого начала нашего исследовани€ мы столкнулись с интересными фактами. ¬ комментари€х к рассказу Ђёмм€ї сказано, что он был написан в 1889 г., а в сборнике ЂЅашкири€ в русской литературеї этот рассказ напечатан по изданию 1917 г. (4) ¬озник вопрос: ЂЌеужели после ќкт€брьской революции это произведение ни разу не было опубликовано?ї ƒл€ ответа на этот вопрос мы обратились в крупнейшую библиотеку нашей республики - Ќациональную библиотеку имени ј.«. ¬алиди. ¬ библиотеке хран€тс€ дес€ти-, восьми-, шести- и двухтомные собрани€ сочинений ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка, а также большое количество изданий, в которых опубликованы избранные произведени€ автора. ”дивительно; что ни в одной из книг мы не обнаружили искомого рассказа. ¬ ходе исследовани€ в рамках поставленных задач нам удалось найти анализ рассказа ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка только у известного башкирского филолога ћ.√. –ахимкулова, который долгое врем€ посв€тил изучению башкирской тематики в русской литературе. ќказалось, что он так же, как и ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к, главной причиной отсутстви€ песен на празднике считает социальную (5). ≈сли согласитьс€ с таким мнением, то невозможно объ€снить широкое присутствие музыки и песен на праздниках других народов –оссии, чьЄ социальное положение в XIX в., веро€тно, не было лучше положени€ башкир.

1.2. ќбзор сведений о музыкально-поэтическом творчестве башкир

ѕоскольку изучение литературной критики не принесло ожидаемых результатов, мы решили обратитьс€ к старейшему члену нашей семьи, моей прабабушке, Ќазмиевой ћунире ’абибрахмановне. ќна родилась в 1916г. ¬ деревне –айманово “уймазинского района. »з рассказа мы узнали, что в еЄ родной деревне не было прин€то коллективное пение. ’от€ на праздниках иногда пели. ќбычно это были двое мужчин, которые, как бы соревну€сь, поочерЄдно пели коротенькие песни из нескольких строк. ѕрабабушка сказала, что эти песни нельз€ назвать частушками, в которых всегда присутствовал элемент шутки. “ематика башкирских песен была

4. –ахимкулов ћ.√.  омментарии // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкуловћ.√. “. 2.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 409.

5. –ахимкулов ћ. √. ќт ѕушкина до “олстого. „асть перва€. XIX век. ”фа:  итап, 2009. —.138

различной, и пелись они на разные мелодии. „то касаетс€ певцов, то это были, как правило, одни и те же люди - местные таланты. ћо€ бабушка —ахаева –айхан ћиннигалиевна (1937 г.р.) и мой дедушка —ахаев јльфат јбзалович (1935 г.р.) родились и выросли в деревне. »м тоже не доводилось быть свидетел€ми хорового пени€ на семейных праздниках, редко они слышали и одиночное пение. ќказалось, что даже на свадьбе моих родителей в 1993 г. пели по отдельности только три человека, хот€ танцевали все.

Ќам удалось вы€снить, что в 1897 г. в ѕетербурге была напечатана книга —.√. –ыбакова Ђћузыка и песни уральских мусульман с очерком их бытаї.

—реди народных песен, опубликованных в ней, были и башкирские (6). ќтметим, что текст и мелодии в башкирских песн€х не были св€заны между собой настолько, чтобы неизменно сопровождать друг друга. ”чЄные определ€ли различные основани€ дл€ классификации башкирских песен. —». –уденко по количеству строк в строфе выдел€л из башкирских песен …ыр$ар (строфа из 4 строк) и кобайыр (до 24 строк в строфе), в зависимости от мелодии он раздел€л песни на две группы: о$он ней (прот€жные) и кыдка ней (скорые, короткие). ћ.ѕ. ‘оменков назвал следующие песенные жанры башкирского народного музыкально-поэтического творчества: эпические, исторические, лирические, бытовые, песни о судьбе женщины(9). —». –уденко в своей работе ЂЅашкиры. »сторико-этнографические очеркиї (7) отмечает:

Ђ√осподствующими у башкир были одноголосные и сольные формы пени€, многоголосные отсутствовали. »злюбленное врем€ дл€ пени€ были вечера, особенно на кочЄвках и в пути башкиры пели охотно и днЄм. ѕели также по вечерам на сборищах, гул€нках и свадьбах; пели всегда поодиночке, редко второй подт€гивал, хорового же пени€ мне слышать не приходилосьї.

6. ‘оменков ћ.ѕ. Ѕашкирска€ народна€ песн€. ”фа: Ѕашкирское книжное издательство, 1976. —.3

7. –уденко —». Ѕашкиры: »сторико-этнографические очерки. ”фа:  итап, 2006. —. 262.

8. –уденко —». ”каз. соч. —.260-261.

9. ‘оменков ћ.ѕ. ”каз соч. —. 203.

ƒалее он, отмечал, что инструментальна€ музыка преобладала над вокальной (10). —читаетс€, что унисонное хоровое пение по€вилось среди башкир в конце XIX - начале XX вв.(11) и ќчагами распространени€ были мектебы и медресе.

»нициаторами и организаторами хоров стали прогрессивно настроенные учител€ √. »брагимов, ». “ерегулов, ¬.  леменц и др. „то касаетс€ профессионального музыкального искусства башкирского народа, то оно начало развиватьс€ в Ѕашкортостане лишь после 1917 года (12). “аким образом, у не имевших до ќкт€брьской революции своей письменности башкир на прот€жении многих столетий складывались разнообразные жанры устного музыкально-поэтического творчества. ќднако хоровое пение не €вл€лось традиционным дл€ башкир. ƒа и в целом, пение в прошлом трудно назвать излюбленным творческим зан€тием башкирского народа.

1.3. ¬ли€ние природных условий на музыкальную культуру народа ќпредел€€ причины господства сольного пени€ у башкир, мы решили рассмотреть возможность вли€ни€ окружающего природного мира на формирование музыкальных традиций башкирского народа. »з уроков физики нам известно, что акустические свойства пустынь, степей, лесов различны. Ѕолее того, на акустические свойства вли€ют многие факторы. Ќапример, температура и влажность, даже высота травы в степи. ѕоэтому природа и звукова€ среда дар€т миру различную музыку. ќтметим, что равнины в Ѕашкортостане занимают 2/3 площади республики (14), а основным традиционным зан€тием башкир было полукочевое скотоводство

10. –уденко —». ”каз. соч. —. 262.

11. ‘оменков ћ.ѕ. ќчерки истории развити€ хорового искусства Ѕашкортостана ”фа:  итап, 2001. —.5

12. ‘оменков ћ.ѕ. Ѕашкирска€ народна€ песн€. ”фа: Ѕашкирское книжное издательство, 1976. —.5

13. јкустические свойства / http://jiznzverey.ru/23/akusticheskie-svojstva/

14. ѕриродные услови€ / Ѕашкортостан.  ратка€ энциклопеди€ / http://www.bsunet.ru/encikl/maintitle.htm

15. Ѕикбулатов Ќ.¬. Ѕашкиры // Ѕашкортостан.  ратка€ энциклопеди€. ”фа: Ќаучное издательство ЂЅашкирска€энциклопеди€ї, 1996. —. 161.

(15). “ак как нам не удалось найти литературы о вли€нии природы Ѕашкортостана на формирование музыкальной культуры башкирског о народа, мы обратились к обобщЄнным исследовани€м о культуре степных кочевых народов.

ѕо мнению ћ.».  аратыгиной, традици€м степных кочевых народов присуща особа€ специфика звука, котора€ характеризуетс€ пространственной адресацией и тенденцией к расщепленности. —ам степной ландшафт, позвол€ет звуку долго и беспреп€тственно распростран€тьс€ на значительном рассто€нии, способствует вы€влению его сложной многосоставной природы: в силу неодновременного угасани€ различных обертонов звук как бы "трескаетс€", начинает мерцать, лучитьс€. ƒлительна€ практика использовани€ акустических свойств среды (в частности, еЄ сопротивл€емости звуковой волне), знание процессов деформации в данной среде музыкального звука приобрели характер художественной игры и привели к эстетическим нормам культивировани€ звука (16).

 ак нам кажетс€, Ђпочувствоватьї акустические свойства среды, Ђслитьс€ї с природой дано не каждому человеку, необходимо обладать определЄнным талантом. “ем более трудно гармонировать с природой в услови€х степной акустики в случае хорового пени€. ¬озможно, поэтому башкиры не пели хором. ¬ ситуации описанной ƒ.Ќ. ћаминым-—ибир€ком очевидно, что природна€ акустика степи была нарушена присутствием большого количества людей (только мужчин было семьсот), поэтому пение не имело смысла.  роме того, экологический фактор позвол€ет логически объ€снить и то, что текст и мелодии в башкирских песн€х не были св€заны между собой. Ќа исполнение песен вли€ли акустические свойства окружающей среды и настроение певца. “ак как это посто€нно мен€ющиес€ характеристики, то и исполн€емые мелодии различны. »так, в формировании музыкальной культуры башкирского народа, по нашему мнению,

16.  аратыгина ћ.». «вук и космос: мир глазами кочевника и егоотражение в звуках монгольской музыки. //»стори€ и культурамонголо€зычных народов: источники и традиции. ”лан- ”дэ,1989. —. 41.

определЄнную роль играл экологический фактор, под которым подразумеваетс€ и воздействие окружающей природы на мироощущение человека, и непосредственно акустические услови€ среды.

1.4. ¬ли€ние ислама на музыкальные традиции башкир.

”знав о теме исследовательской работы, друг нашей семьи ƒбакаров јбакар –амазанович, дагестанец по национальности, рассказал о том, что на его родине тоже никогда не поют на семейных праздниках, хоровое пение он слышал только на официальных меропри€ти€х. Ёто натолкнуло нас на мысль о возможном религиозном вли€нии на традиции народа, в том числе и на музыкальные. ѕри более глубоком изучении вы€снилось, что отношение к музыке в исламской культуре отличаетс€ глубокой св€зью музыкальных €влений с исламом как с образом жизни. ѕоэтому подраздел€ть музыку народов, проповедующих ислам, на светскую и религиозную, по аналогии, например, с культурой русской народа, нельз€. ¬ формировании концепции исламской музыки участвуют не только сами музыканты, но и теологи. ћухаммед как посланник јллаха не выразил €сной позиции в отношении к музыке. Ёто позволило мусульманскому духовенству, как запрещать определЄнные виды музыки, так и выступать в еЄ оправдание (17). ƒо сих пор ведутс€ религиозные споры на музыкальную тему. ќртодоксальные мусульманские св€щеннослужители практически запрещают инструментальную музыку и пение (18). ј исламский богослов Ўамиль јл€утдинов считает дозволенным пение в сопровождении духовых инструментов (19). «а разъ€снени€ми мы обращались к заместителю муфти€ мусульман –еспублики Ѕашкортостан Ѕибарсову јюпу јббасовичу. ≈го позици€ такова: Ђƒозволена та музыка, котора€ не выводит из верыї. ќчевидно, что единой позиции в отношении музыки и пени€ в исламе нет.

17 ƒжани-«аде “. »сламска€ музыка / http://www. krugosvet.ru / enc / kultura_i_obrazovanie/muzyka /ISLAMSKAYA_ MUZIKA.html

18 –ешающее слово в споре относительно музыки и песен в »сламе / http://ksunne.ru/otvedenie/vzhizn/omusike.htm

19 јл€утдинов Ў. ѕуть к совершенству. ƒил€, 2010. —. 361

—читаетс€, что ислам начал распростран€тьс€ на территории Ѕашкортостана в X в.(20). ќднако однозначного мнени€ учЄных о возможном вли€нии ислама на формирование музыкальных традиций башкирского народа также нет. “ак, –. якупов (21) считает, что мусульманские традиции стали частью этнической культуры башкир. ћ.ѕ. ‘оменков (22) также придерживаетс€ мнени€, что религиозное учение оказало своЄ вли€ние на формирование музыкальной культуры башкирского народа. »ное мнение у ‘. Ўакуровой (23). ¬ своей работе Ђћенталитет кочевника и исламї она отмечает слабость исламских воззрений среди башкир, отсутствие хорового пени€ у башкир учЄный объ€сн€ет особенностью менталитета башкир. “акое заключение исследователь делает на основании свидетельств участников академических экспедиций XVIII в. ».ѕ. ѕалласа и ». Ћепехина и высказывани€ жившего в XIX в. ¬. „еремшанского, который писал о башкирах следующее: Ђћежду ними нет особенно набожных, какие встречаютс€ собственно между мусульманами, потому и самые правила  орана не такстрого соблюдаютс€ї (24). ќбратимс€ к рассказу Ђёмм€ї. ќписыва€ окончание праздника, ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к пишет: "¬ общем можно было только удивл€тьс€ приличному виду всего праздника, и как-то даже не верилось, что здесь одних мужчин больше семисот человек. ≈сли что можно поставить в упрек, то разве то, что во все врем€ башкирского праздника не было слышно ни одного звука какой-нибудь песни".

ѕо нашему мнению, так удививший ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка пор€док (25), отсутствие спиртного и Ђбезмолвиеї - это норма поведени€ мусульман, а низка€ степень исламизированности башкир в XIX в. не означает полного отсутстви€ вли€ни€ религии на культуру народа.

20 ёнусова ј.Ѕ. »слам // Ѕашкортостан.  ратка€ энциклопеди€. ”фа: Ќаучное издательство ЂЅашкирска€энциклопеди€ї, 1996. —. 305-306

21. якупов –. »слам в свете этнографии//Ётничность и конфессиональна€ традици€ в ¬олго-”ральском регионе –оссии: —б. статей / ѕод. ред. ј. Ѕ. ёнусовой и ј. ¬. ћалашенко; ћоск. ÷ентр  арнеги. Ч ћ.,1998. —.98.

22 ‘оменков ћ.ѕ. Ѕашкирска€ народна€ песн€. ”фа: Ѕашкирское книжное издательство, 1976. —.7.

23 Ўакурова ‘. ћенталитет кочевника и исламётничность и конфессиональна€ традици€ в ¬олго-”ральском регионе –оссии: —б. статей / ѕод. ред. ј. Ѕ. ёнусовой и ј. ¬. ћалашенко; ћоск. ÷ентр  арнеги. Ч ћ.,1998. —.88.

24 ѕо указанной статье Ўакуровой ‘. —.86.

25 ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ. ёмм€ // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 1.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 207.

1.5. ѕричины, повли€вшие на выводы ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка в рассказе "ёмм€"

ƒл€ того чтобы пон€ть причину выводов ћамина-—ибир€ка об отсутсвииу башкирского народа "светлых мыслей, теплых чувств, радости" (26), обратимс€ к биографии писател€ (27).

ƒмитрий Ќаркисович ћамин родилс€ 25 окт€бр€ (6 но€бр€) 1852 г. Ќа ”рале в ¬исимо-Ўайтанском «аводе (близ Ќижнего “агила), в семье заводского св€щенника. ”чилс€ в ≈катеринбургском духовном училище, ѕермской духовной семинарии. ¬о врем€ учебы читал √ерцена и „ернышевского, тайно брал уроки химии. Ќе жела€ быть "губителем молодых умов", в 1872 г. ћамин поступает на ветеринарное отделение ѕетербургской медико-хирургической академии, где группировалось революционное народное студенчество. Ќе окончив еЄ, он перешЄл на юридический факультет ѕетербургского университета. Ќачал печататьс€ в 1875 г. ћировоззрение писател€ складывалось под вли€нием идей революционной демократии 60-х годов XIX в. ¬ 1877 г. ћамин был вынужден из-за бедности и болезни оставить учЄбу и уехать на ”рал, где находилс€ до 1891 и был свидетелем важнейших исторических событий. ¬ те годы на уральской земле происходили большие перемены. ¬ 1869 году император јлександр II разрешил свободную продажу башкирских земель, и на ёжный ”рал со всей –оссии слетелись дес€тки, сотни любителей сколотить капитал, прин€ть участие в земельных спекул€ци€х. „асто с помощью обмана и насили€ у башкир за бесценок скупались земельные угодь€, что привело к массовому разорению и обнищанию народа. ѕодобное положение дел вызывало возмущение общественности, в том числе и писателей.ќстрые социально-экономические проблемы башкирского народа нашли свое отражение и в произведени€х ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка (именно на

26 √орелов ј. Ћетописец ”рала // ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ. –ассказы. Ћегенды. Ћ., Ђ’удожественна€ литератураї,1969. —.6

27 ¬иноградов ƒ. ƒмитрий Ќаркисович ћамин-—ибир€к / http://www.mamin-sibiryak.rU/content/view/l/

28 –ахимкулов ћ.√. ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к// Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 2.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 182.

”рале с 1882 г. по€вл€етс€ псевдоним ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к). ќн считал, что своей работой подтачивает Ђкаменные берега существующего стро€. ќн не сомневалс€, что этой работой можно сокрушить Ђвсе эти Ѕастилии духа, всю эту организованную систему рабстваї: Ђведь пало же крепостное право, рабство, истребительные войны, право первой ночи, невольничество...ї (29).

ѕоэтому ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к Ђс возмущением писал о нечестных способах приобретени€ башкирских земель и лесов, беспощадно разоблачал обман, подкуп, грабЄж и другие приЄмы, которыми пользовались заводчики и разные дельцы дл€ захвата природных богатств кра€. “€жела€ жизнь башкирского народа показана в публицистическом произведении Ђќт ”рала до ћосквыї, в романах ЂЅез названи€ї, Ђ’лебї и Ђѕриваловские миллионыї, в рассказах и очерках Ђ√орна€ ночьї, ЂЅайгушї, Ђ ара-ханымї, Ђ«олотухаї, ЂЌа кумысеї, Ђ«олота€ ночьї и многих другихї (30).

Ќе €вл€етс€ исключением в этом смысле и рассказ Ђёмм€ї ѕисательска€ наблюдательность ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка имеет чЄткую социально-экономическую направленность. јвтор пишет о бесправии и забитости башкирок, подмеча€ в их движени€х Ђвековую рабью покорность и рабий страхї , неравноправие в распределении угощени€. Ќесправедливость жизни писатель подчЄркивает, противопоставл€€ роскошной природе бедность башкир. — одной стороны, Ђблагословенна€ башкирска€ степьї, цветы Ђвыр€дились от избытка жизни или к праздникуї, покосы, Ђкоторые встречаютс€ только в цветущей Ѕашкирииї. — другой, случаи вымирани€ от голода целых деревень. ќсобенностью рассказа Ђёмм€ї €вл€етс€ то, что фольклорные мотивы произведени€ несут социально-экономическую нагрузку. Ќесмотр€ на то, что башкирский праздник ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к считает чем-то совсем Ђнесообразным, никак не укладывавшимс€ с представлением о башкирских голодовках и быстром вымирании этого

29. √орелов ј. ”каз. соч. —.9

30. –ахимкулов ћ. ќт ѕушкина до “олстого. „асть перва€. XIX век. ”фа:  итап, 2009. —. 129.

31. «десь и далее в этом парафе выдержки из рассказа ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка Ђёмм€ї // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 2.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 201-207.

забытого племениї, он подробно его описывает. ѕисатель упоминает об об€зательных на таких меропри€ти€х бегах, подробно изображает сцену борьбы, подчеркива€ еЄ индивидуальный характер (Ђу русских же одно село идЄт на другое, завод на завод, город на городї), детально описывает подготовку к пиру и центр праздника - само пиршество. јвтор рассказывает о недоразумении между двум€ брать€ми, которые обмен€лись оплеухами из-за кости, считает, что Ђэто был единственный непри€тный эпизод в течение всего праздника, да и в нем было что-то такое детскоеї.  азалось бы, всЄ было замечательно. ќднако и на этом празднике автор пытаетс€ найти подтверждение своим мысл€м о необходимости общественных преобразований. ѕисатель считает, что в противном случае Ђнарод обречен историей на вымирание, которое идЄт быстрыми шагамиї. ќтсутствие песен €вл€етс€ дл€ ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка той недостающей деталью, котора€ помогает писателю привести всЄ увиденное в соответствие со своими убеждени€ми. ƒл€ него безмолвие - это признак нации, задавленной Ђсвоими историческими невзгодамиї, постепенно вымирающей. Ётот вывод не опровергают и другие произведени€ писател€, где он затрагивает песенную тему. ѕрочитав рассказы Ђ ара-’анымї (32), Ђ√орна€ ночьї (33) и ЂЅайгушї, мы замечаем, что ƒ.Ќ. ћамину-—ибир€ку не раз доводилось слушать башкирские песни. ќднако в своих произведени€х автор обращаетс€ к этому виду музыкального творчества башкирского народа дл€ того, чтобы подчеркнуть бедственное положение башкир и необходимость перемен в российском обществе. “ак, бабушка “уктай из рассказа' Ђ ара-ханымї, проголодавша€ Ђцелых шестьдес€т летї, поЄт бодрую песню, котора€ заканчиваетс€ грустным куплетом о голоде. ¬ рассказе Ђ√орна€ ночьї слепой байгуш (нищий странствующий музыкант) играет какую-то монотонную грустную мелодию, а потом поЄт дрожащим старческим голосом о прокл€том генерале —оймонове, который построил ќренбург, о знаменитых башкирских

32 ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ.  ара-’аным // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 1.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 239-240.

батырах и о хане  учюмовиче, который соберЄт всех башкир воедино и даст им свободу и счастье. ¬ пении сэсэна јраслана из третьего рассказа ЂЅайгушї Ђсказывалось такое отча€ние, така€ безысходна€ тоска, такое великое горе, которое может разрешитьс€ только рыдани€миї (34). ќтметим, что, описыва€ проблемы башкирского народа, ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к вместе с другими писател€ми способствовал формированию общественного мнени€. »ногда к мнению прогрессивной общественности прислушивалась даже власть. “ак, например, дл€ устранение негативных последствий реализации закона 1869 г. о свободной продаже башкирских земель, Ђпричин€вшего ущерб имущественным интересам башкир и вредно отзывавшегос€ на экономических услови€х кра€, правительством были прин€ты меры, получившие окончательное выражение в издании закона 15 июн€ 1882 г., в силу которого свободные общественные башкирские земли могут быть продаваемы только в казну или кресть€нским обществам, а дл€ восстановлени€ нарушенной выше означенными сделками справедливости законом 9 ма€ 1878 г. предоставлено было высшей в крае административной власти, в лице бывшего генерал-губернатора, право возбуждать, в указанном пор€дке, с наложением на имение запрещений, иски об отмене заключенных уже неправильных крепостных актов на проданную башкирами землюї (35).

“аким образом, ƒ.Ќ. ћамин-—ибир€к в своЄм творчестве руководствовалс€ идеей о необходимости преобразований в российском обществе. ѕоэтому все подмеченные им детали из жизни народа, в том числе и то, что на празднике, описанном в рассказе Ђёмм€ї, башкиры не пели, писатель истолковывал как факты, подтверждающие правильность этой идеи.

33 ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ. √орна€ ночь // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов ћ.√. “. 1.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 227-228.

34 ћамин-—ибир€к ƒ.Ќ. Ѕайгуш // Ѕашкири€ в русской литературе, в шести томах. —оставитель –ахимкулов

ћ.√. “. 1.”фа: Ѕашкирское книжное изд-во, 1990. —. 238.

35. ѕобедоносцев  .ѕ.  урс гражданского права. ѕерва€ часть: ¬отчинные права / http://civil. consultant.ru/elib/books/15/page_l 3 .html

¬ыводы

∆изненный уклад башкир, природные услови€ кра€, вли€ние ислама были теми факторами, которые предопределили развитие башкирской музыки как одноголосной, с традици€ми сольного пени€. ѕередава€сь от исполнител€ к исполнителю, от поколени€ к поколению, сольна€ традици€ сложилась в самобытную народно-песенную музыкальную культуру.ћы считаем, что отсутствие песен на празднике, описанном в рассказе ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка Ђёмм€ї, - это культурна€ особенность башкирского народа. “радиционно сложилось так, что на подобных меропри€ти€х не пели. «апрет на употребление спиртного также €вл€лс€ причиной того, что башкиры в основной массе строго соблюдали установленные правила поведени€. ћы полностью согласны с ƒ.Ќ. ћаминым-—ибир€ком в том, что музыкально-поэтическое творчество башкирского народа св€зано с национальным сознанием и бытом. ќднако писатель, по нашему мнению, дл€ достижени€ своих целей, обраща€сь к национальному фольклору, ограничилс€ социально-экономическими рамками. Ќесомненно, цель творчества ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка Ц содействовать улучшению т€желого положени€ народа - благородна. Ќо в угоду ей писатель, по сути, попыталс€ унифицировать музыкальную культуру двух народов по образцу одной из них. «нание писател€ об обычае русского народа без песен расходитьс€ Ђтолько с поминокї, не может быть по аналогии применено к объ€снению поведени€ башкир, потому что это знание не учитывает существующих различий в музыкальных традици€х башкирского и русского народов.  ультура любого народа, в частности башкирского, развиваетс€ согласно своим внутренним закономерност€м, и ее нельз€ уложить в рамки понимани€ иной культуры с совершенно иными законами развити€.

«аключение

–абота€ над своим проектом, мы рассчитывали на то, что он может быть полезен учащимс€, учител€м, а также всем, кто интересуетс€ творчеством ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка, историей и культурой Ѕашкортостана, занимаетс€ вопросами межнациональных отношений. ћы считаем, что нашу работу можно использовать в образовательных цел€х: на уроках и зан€ти€х различных кружков. ћы не претендуем на то, что проведЄнный анализ рассказа ƒ.Ќ. ћамина-—ибир€ка Ђёмм€ї был исчерпывающим и всесторонним, а темы, затронутые в работе, исследованы полностью. ќтметим, что нам не хотелось бы, чтобы представленную работу рассматривали как попытку критики творческого наследи€ талантливого писател€. Ёто лишь наш вариант ответов на вопросы, возникшие при прочтении рассказа, который, как нам кажетс€, стал очередным подтверждением того, что достижение взаимопонимани€ между народами возможно только при условии внимательного изучени€ всех деталей национальной истории и культуры.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019