јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


÷ифрова€ экологическа€ экспедици€ школьников в контексте всепроникающего обучени€

 иселев јлексей  онстантинович
старший преподаватель Ќ√ѕ” им.  .ћинина

 

1. ќт всепроникающей компьютеризации к всепроникающему обучению

 онцепци€ всепроникающего обучени€ [1] базируетс€ на представлени€х о тотальном доступе современных школьников к мобильным цифровым устройствам, повсеместности цифровой коммуникации и практике использовани€ Web 2.0 [2]. ќбучение может происходить где угодно и когда угодно. ¬сепроникающее обучение встраиваетс€ в контекст ситуаций и происходит даже тогда, когда школьники не осознают этого. ¬сепроникающее обучение возникает как результат эволюции электронного обучени€, когда электронные средства станов€тс€ не только мобильными, но и контекстно зависимыми, отвечающими возникающим познавательным потребност€м обучающихс€, обеспечивающим творческое взаимодействие и сотрудничество при решении учебных и исследовательских задач. ѕри этом компьютеры перестают находитьс€ в центре внимани€, оставл€€ место непосредственно основным учебным задачам.

ѕримером реализации концепции всепроникающего обучени€ может €вл€тьс€ опыт летних цифровых экологических экспедиций школьников, проводимых нами на базе полевого стационара У—ережаФ в селе ѕустынь Ќижегородской области с 2008 года [3]. ќтправной точкой проекта стало сотрудничество с голландским фондом УћиллениумФ, предоставившим нам школьные ноутбуки OLPC XO.  аждый школьник, участвовавший в проекте цифровой экологической экспедиции, получил в личное распор€жение компактный, ударо- и влаго- прочный ноутбук со значительным ресурсом аккумул€тора, который можно было использовать где угодно и когда угодно. Ўкольный нетбук OLPC XO €вл€етс€ первым компьютером, созданным специально, чтобы стать личным компьютером ученика [4]. ѕрограммное обеспечение компьютера, работающее на базе €дра Linux и автоматически создаваемой вокруг компьютеров беспроводной WiFi-сети, собрано таким образом, чтобы обеспечить сотрудничество и дистанционное взаимодействие. Ўкольники с помощью OLPC XO могли общатьс€ друг с другом в чатах, создаваемых ими самими, совместно редактировать документы, делитьс€ файлами, совместно рисовать, играть через сеть и т.п. OLPC XO как индивидуальный компьютер ученика провоцирует школьника на сближение с другими детьми, владельцами таких же компьютеров через совместную сетевую работу в компьютерных приложени€х.

¬ 2010 году нам стало не хватать ресурсов и быстродействи€ OLPC XO.  омпани€ Intel поддержала проект, выделив нам школьные ноутбуки своего производства Classmate PC под операционной системой Windows XP. ѕлюсом использовани€ этих компьютеров стало то, что дети работали с привычной дл€ них операционной системой, которую они могли настраивать под себ€. ћинусом стало отсутствие сетевых приложений и автоматически создаваемого беспроводного подключени€ между компьютерами. Ёто потребовало от нас создание инфраструктуры беспроводного сетевого подключени€ и организации серверных приложений дл€ дистанционного взаимодействи€.   2012 году и производительные ресурсы модели ClassmatePC оказались недостаточны. Ќо на смену им пришли личные смартфоны, планшетные компьютеры и ноутбуки. Ўкольники стали привозить собственные цифровые устройства различного типа. √лавное требование, которое мы наложили на эти устройства, это их способность подключатьс€ к беспроводной WiFi-сети. ¬есь личный и общественный контент мы постарались перенести во внутрисетевые и глобальные облачные сервисы. “аким образом, на сегодн€шний день, существуют все услови€ дл€ реализации учебно-исследовательских проектов в среде повсеместной тотальной компьютеризации при наличие эффективной информационно-коммуникационной среды.

–исунок 1 Ўкольные компьютеры Classmate PC в полевых услови€х

2. ћодель инфраструктуры среды всепроникающего обучени€

»нформационно-коммуникационна€ среда необходима дл€ организации интерактивного информационного взаимодействи€ между субъектами - школьниками, педагогами, родител€ми, вооруженными личными компьютерами, и объектами предметной среды - учебными и методическими материалами, медиаколлекци€ми, конспектами учащихс€, рисунками, модел€ми, таблицами и другими материалами. –абота с информацией значительно упрощаетс€, когда есть возможность свободно ею манипулировать, встраивать в текст и гипертекст, видоизмен€ть, передавать, организовывать вокруг нее обсуждение и т.п.

“ехнической основой информационно-коммуникационной среды полевого учебно-исследовательского стационара €вл€етс€ беспроводна€ компьютерна€ сеть, охватывающа€ всю его территорию. “ака€ сеть была собрана нами на основе точек беспроводного доступа, соединенных друг с другом кабелем. ќтдельный компьютер мы стационарно подключили к сети и и назвали его серверной станцией. Ќа серверную станцию был установлен пакет приложений XAMPP, благодар€ которому наш компьютер превратилс€ в web-сервер. ¬ корневой папке нашего web-сервера мы развернули ћедиа¬ики, превратившую наш компьютер в вики-вики контент-сервер. —ледует заметить, что особых требований к производительности компьютера- сервера не накладываетс€, поскольку количество абонентов локальной сети относительно не велико (у нас до 40).  роме того, не важно, на какой операционной системе будет работать веб-сервер, свободно распростран€емые дистрибутивы XAMPP есть и дл€ Windows и дл€ LINUX систем. ƒополнительно были установлены локальный мессенджер Jabber дл€ организации внутрисетевых чатов и расширени€ дл€ Mediawiki, позвол€ющие работать с картами.

¬се компьютеры автоматически подключаютс€ к беспроводной сети. ƒл€ того, чтобы перейти с любого компьютера сети на локальный сервер, необходимо указать его внутрисетевой адрес. ѕоэтому, компьютеру с установленным веб-сервером задаем статичный ip-адрес (например: 192.168.0.1). ’от€ это не об€зательное условие. јдресоватьс€ можно и по широкополосным адресам windows-сети. ћожно, при желании, установить локальный DNS-сервер и задать любое доменное им€. ≈ще более хорошим вариантом €вл€етс€ автоматический редирект, это когда при любой попытке зайти в интернет вы автоматически оказываетесь на главной страничке внутреннего сайта. “аким образом, чтобы абоненты локальной сети могли выйти на веб-сайт полевого стационара, им нужно в адресной строке браузера набрать адрес сервера. „тобы каждый раз не вводить адрес, можно его обозначить в настройках браузера как домашнюю страничку.

Ћокальна€ сеть полевого стационара может иметь шлюз выхода в »нтернет (например, через DSL-модем). ћодем подключаетс€ к одной из точек доступа и настраиваетс€ в режим автоматической регистрации. ‘айервол модема позвол€ет настроить любую политику доступа к »нтернет дл€ локальных пользователей и наоборот - пользователей »нтернет к серверу внутренней сети. ƒл€ адресации внешних наблюдателей к серверу полевого стационара удобно использовать сервис DynamicDNS.

ќпыт показал, что »нтернет-канал разумнее всего использовать дл€ доступа сторонних наблюдателей (из »нтернет) к локальному веб-серверу. ¬ полевых услови€х нет возможности создать достаточно широкий канал доступа к глобальной сети, который бы обеспечил комфортную работу всех локальных абонентов в »нтернет.  роме того, в большинстве случаев, свободный доступ к »нтернет отвлекал участников экспедиции от решени€ пр€мых задач. ѕоэтому, "местом встреч" пользователей локальной сети и »нтернет- пользователей становитьс€ собственный локальный сервер. ј пр€мой доступ к »нтернет из локальной сети может временно делегироватьс€ под решение конкретной задачи, или же доступ к »нтернет разрешаетс€ только в одном определенном месте (пол€нке в углу сада), куда можно сходить со своим ноутбуком в свободное врем€.

3. ќрганизаци€ вики-вики контент-сервера цифровой экологической экспедиции

¬ыбор Mediawiki в качестве главного ресурса сетевой активности участников цифровой экологической экспедиции был св€зан с тем, вики-технологи€ дает возможность всем участвовать в разработке контента. ќсновополагающий принцип систем ¬ики заключаетс€ в том, что в любой момент любой посетитель может добавить на сайт все что угодно (или почти все - это зависит от решаемых задач) с помощью обычного веб-браузера.  ажда€ ¬ики-страница содержит ссылку "редактирование". ѕри нажатии на нее на экран выводитс€ та же сама€ страница, но не конвертированна€ в HTML, а представленна€ в виде плоского текста на упрощенном €зыке разметки. ѕользователь может изменить ее, а затем нажать клавишу "сохранить". “ут же произойдет конвертаци€ в HTML, и на экране по€витс€ обновленна€ по сравнению с исходным вариантом ¬ики-страница. “аким образом, любой может вносить изменени€ в общий информационный ресурс, замен€€ его новыми верси€ми. ѕри этом старые версии сохран€ютс€, что в дальнейшем позвол€ет осуществл€ть откат на любую глубину.

¬ики также прекрасно подходит и дл€ выполнени€ групповых заданий, дл€ планировани€ проектов, обмена выводами и заключени€ми исследований, сбора информации, создани€ справочников и т.д. ¬ики позвол€ет участникам загружать медиафайлы, формировать из них коллекции, встраивать картинки и видеофрагменты в любые места гипертекста.

 аждый участник должен зарегистрироватьс€ на вики-сайте и оформить личную страничку - профайл. ¬ качестве примера личной странички предлагаетс€ шаблон. Ћична€ страничка может содержать:

1. ѕриветственное обращение;

2. ‘отографию;

3. »нформацию о социальном статусе (пример: ученик 10-го класса школы є7..);

4. ќписание своих интересов и увлечений с гиперссылками на существующие и, пока, не существующие странички, описывающие данный вид увлечений;

5.  атегорию принадлежности к группе;

6. —сылки на страницы реализуемых исследовательских проектов и прочие ссылки;

Ћична€ страничка учащегос€ €вл€етс€ его сетевой визитной карточкой, аккумулирует его достижени€, отражает текущую де€тельность. —траничка €вл€етс€ своего рода виртуальным лицом.

 аждый ученик может порождать любые новые странички. ѕо умолчанию кажда€ вновь созданна€ страничка становитьс€ общей, и по этому должна иметь название в именительном падеже и отстраненное от личности ее создател€ содержание (энциклопедический стиль). — другой стороны, участники могут создавать страницы в зоне собственного авторского права. Ёто позвол€ет им быть полноценными хоз€евами гипертекста и писать от первого лица. “акие страницы делаютс€ подстраницами профайла (например: [[”частник: иселев јлексей/ћой блог]]). “ак, каждому участнику цифровой экспедиции было рекомендовано создать страничку личного блога, где он будет делать ежедневные записи в стиле путевых заметок.

Ћична€ страничка дл€ каждого участника €вл€етс€ главной при построении его собственного дерева гипертекстовых ссылок.  аждый участник может про€вл€ть коллективную инициативу, внос€ редакторские правки на главной странице сайта, создава€ общие разделы и порожда€ новые страницы, дерево св€зей которых начинаетс€ с главной страницы сайта. ѕодразумеваетс€, что редакторами общих страниц могут быть все.  роме того, на сайте существует раздел сообществ и коллективных проектов. Ёто страница на которой по€вл€ютс€ страницы групп школьников, и от них стро€тс€ гипертекстовые структуры, отвечающие за совместную работу этих групп.

ќдним из главных разделов wiki-сайта €вл€етс€ "ѕолевой журнал". ¬ ѕолевом журнале отражаетс€ хронологи€ всех экспедиционных дел. ѕолевой журнал создаетс€ от лица всего коллектива и каждый может сделать в нЄм запись. ¬ полевом журнале фиксируетс€ врем€, место и суть всего происход€щего, даетс€ краткое описание погодных и прочих обсто€тельств. ѕолевой журнал может ассоциироватьс€ с коллективным конспектом происход€щего. “екстовое описание полевого журнала может быть дополнено медиа-иллюстраци€ми. ” многих участников полевого практикума, часто, есть собственные цифровые фотоаппараты, которыми они фиксируют все уникальное и интересное, встреченное в течение дн€.

¬ исследовательской группе может быть назначен фото-репортер (видео-репортер), - участник, которому будет вмен€тьс€ в об€занность фото- видео-документирование. —ледует помнить, что в основе репортажа лежат фото- видео-материалы отражающие ключевые моменты происход€щего.  ак правило, будущий репортаж обсуждаетс€ с руководителем, планируютс€ кадры в соответствии планами предсто€щего.

ѕедагоги и руководители цифровой экологической экспедиции на общих правах создают собственные профайлы, размещают гипертекстовые страницы с методическими материалами, внос€т записи в ѕолевой журнал, комментируют и редактируют странички школьников. ѕолевой журнал до начала цифровой экспедиции создаетс€ как программа будущих меропри€тий.

4. ÷ифровое документирование

¬ полевой практике, так же как и в современном туризме фото- видео- документирование носит не только характер иллюстрировани€ дневниковых записей, но и €вл€етс€ важным элементом документального подтверждени€ совершенных действий. “ак, например, в современном спортивном туризме туристическа€ группа подтверждает прохождение маршрута фотографи€ми всей группы (кроме держащего фотоаппарат) на фоне уникальных объектов, таких как дорожные знаки с указанием населенных пунктов, вывески поселковых администраций, пам€тники и т.п.

√рупповые фотографии станов€тс€ об€зательным правилом при организации самосто€тельных походов учащихс€ (без руководител€). ”чащиес€ знают, что им нужно будет сделать общую фотографию на каждом пункте маршрута и поэтому не должны никого оставл€ть по дороге и отпускать куда-либо. ѕо фотографи€м руководитель контролирует сплоченность группы.

¬о многих случа€х использование цифрового диктофона (как самостотельного устройства, так и встроенного в телефоны и фотоаппараты) может облегчить процесс ведени€ хронологической записи и конспектировани€ материалов, излагаемых педагогом-руководителем в полевых услови€х. ѕрактика использовани€ диктофона предполагает краткое документирование основных сведений на диктофонную запись. ”чащийс€ не записывает все подр€д, а, выслушав педагога, отходит в сторонку и тихонько надиктовывает основные мысли как можно более кратко. Ќачитанный на диктофон конспект должен быть расшифрован, т.е. перенесен в цифровой текст в камеральных услови€х.

— помощью диктофона может быть сделана цифрова€ фонограмма - запись, которую нужно будет поместить в коллективный гипертекст без расшифровки. ÷ифровые фонограммы могут содержать в себе голоса природы, собственные комментарии и заметки, фрагменты лекций. Ќе следует злоупотребл€ть встраиванием длительных фонограмм и перекладывать на них смысловую нагрузку. ‘онограмма, это лишь иллюстраци€, дополн€юща€ основное содержание.

ƒокументирование перемещений может осуществл€тьс€ автоматически при помощи GPS-логгера, отдельного устройства или функции встроенной в GPS-навигаторы и другие мобильные устройства, содержащие в себе GPS модуль. Ћог перемещений содержит в себе информацию о траектории перемещени€ и времени прохождени€ каждой точки. Ћог перемещений можно выгрузить на карту, обозначив на нем все значимые точки пройденного пути.

–асшифровка лога перемещений дает возможность посмотреть врем€ прохождени€ того или иного пункта, высоту положени€ в пункте, скорость, общий путь, перемещение и пр. путевые параметры. ѕри помощи лога перемещений можно выполнить географическую прив€зку всех сделанных фотографий и диктофонных записей, при условии, что таймеры устройств настроены на точное врем€ (по GPS). ƒл€ этого нужно посмотреть врем€ снимка (записи) и в логе выбрать соответствующую данному времени точку. √еографические прив€зки фотоизображений могут выставл€тьс€ автоматически с помощью аппаратных узлов встроенных в фотоаппараты и специальных программ, анализирующих лог и расставл€ющих геоприв€зки в EXIF раздел фотоизображени€.

≈ще одним, пока еще экзотическим, способом цифрового документировани€ €вл€етс€ непрерывна€ видеозапись с камеры закрепленной на голове человека (например, камера GoPro). “ака€ запись может вестись часами. ѕри переполнении пам€ти может происходить "затирание" хвоста. ¬следствие своей длительности запись трудно расшифровывать, и использовать еЄ дл€ конспектировани€ услышанного и увиденного трудно. „аще всего такие записи не расшифровываютс€, а просто помещаютс€ в архив или уничтожаютс€ по прошествии некоторого времени. ќбращатьс€ к запис€м следует, если возникает конкретный вопрос, ответ на который содержитс€ в кадрах, или дл€ того, чтобы вырезать кусочек видео, иллюстрирующий что-то особенно интересное и важное.

÷ифровое коллекционирование живых природных объектов €вл€етс€ гуманным методическим приемом естественно-научного образовани€ по отношению к практике собирани€ гербариев и энтомологических коллекций, не говор€ уже о более крупных представител€х флоры и фауны. ”частники практикума используют собственные цифровые фотоаппараты и смартфоны со встроенными фотокамерами в экскурси€х и походах. ’орошим вариантом выбора цифрового фотоаппарата €вл€етс€ ультразумм - фотоаппарат с большим диапазоном трансфлакации. “акой фотоаппарат позволит выполнить не только фотографирование природного объекта, но и заменит собой бинокль, дав исследователю большие возможности по изучению природы.

”мение сделать хороший кадр €вл€етс€ важным навыком современного исследовател€ природы. ¬ этом деле требуютс€ умени€ быть наблюдательным, быстро реагировать, подкрадыватьс€, ждать, приманивать и пр. „тобы получить хороший кадр делаетс€ сери€ фото-экспозиций. ¬ итоге мы имеем сотни фотографий, больша€ часть из которых должна быть отбракована. ¬ камеральных услови€х сделанные кадры просматриваютс€ на ноутбуке. ћетодом исключени€ наихудших выбираем достойные кадры дл€ размещени€ в коллекци€х.

¬ проекте "÷ифрова€ экологическа€ экспедици€" каждый участник загружает сделанные им фотографии на вики-сайт экспедиции, подписывает, указывает место и врем€ съемки. «агруженные фотографии отражаютс€ в виде миниатюр в личном блоге автора, формируетс€ лична€ фото-коллекци€. —огласной установленной дл€ экспедиции договоренности, все загруженные на сайт фотографии могут быть использованы другими участниками в своих исследовательских проектах. ѕри этом, если авторство не оговариваетс€ отдельно, автором считаетс€ тот, кто загрузил фотографию, что отражено во вкладке "истори€" к изображению.

јналитическа€ работа по результатам полевого практикума предполагает, в том числе, систематизацию цифровых коллекций. ћогут быть предложены разные критерии систематизации. Ќапример, в р€де случаев нами была инициирована работа по создани€м коллекций, характеризующих биотопы (луг, лес, болото, водоем, населенный пункт).

5. јвтоматизаци€ исследовательской де€тельности

÷ифровые технологии значительно расширили возможности организации наблюдательной исследовательской практики. Ќаблюдение как прием познани€ предполагает возможность перемещени€ исследовател€ к объекту (экспедицию), построение феноменологических описаний (текст), фото-видео-аудио документирование, измерени€. Ќаблюдени€ могут носить случайный характер или производитьс€ по определенному плану.

∆изнь диких животных в массе своей протекает скрытно от человека. »ногда мы замечаем следы присутстви€ животных, но самих их увидеть не удаетс€. »спользование систем скрытого видеонаблюдени€ частично решает эту задачу.

ќтносительной просто сделать систему скрытого видеонаблюдени€ из обычной веб-камеры и ноутбука с большим ресурсом работы от аккумул€тора. ¬ ноутбуках, как правило, есть встроенные веб-камеры, но они не удобны, их трудно установить правильно и замаскировать.  орпус внешней веб-камеры можно раскрасить маскировочным узором, заклеить светодиод, если он есть. ”добно приобрести usb-удлинитель.

“еперь, мы можем установить веб-камеру в месте предполагаемого по€влени€ животного, спр€татьс€ с ноутбуком на рассто€нии выт€нутого шнура usb-удлинител€ и наблюдать за происход€щим перед веб-камерой на мониторе ноутбука.

¬еб-камеру можно закрепить на рыболовную удочку и "загл€дывать" с помощью неЄ в птичьи гнезда. ѕолучитьс€ "гнездоскоп"[6]. ¬еб-камерой можно обследовать норы животных. „тобы камера работала в темноте, к ней нужно прив€зать миниатюрный фонарик, примерно такой, какой носитьс€ с ключами в виде брелка. ѕолучаетс€ своеобразный эндоскоп.

»спользование специального программного обеспечени€ дл€ веб-камеры позволит автоматизировать процесс скрытого видеонаблюдени€. “ак, например, существует много программ детекторов движени€ дл€ веб-камер.  амера устанавливаетс€ в режим ожидани€ и как только перед камерой происходит движение, следует реакци€, тип которой устанавливаетс€ самим пользователем. –еакци€ми на движение могут быть - подача сигнала, видеозахват движущегос€ объекта, фотографи€ движущегос€ объекта. ѕрограмму "детектор" предварительно можно настроить на чувствительность реакции и зону срабатывани€.

»зображение с веб-камеры, след€щей за животными, может транслироватьс€ удаленному наблюдателю через »нтернет. ƒл€ этого ноутбук, управл€ющий камерой, должен иметь интернет соединение. Ќапример, соединение может быть установлено посредством GPRS-модема. ≈ще удобнее, если имеетс€ WiFi-сеть, обладающа€ большей пропускной способностью. —амым простым программным решением этой задачи будет использование сервиса ip-телефонии, такого как Skype. ƒругой способ - трансл€ци€ видео через один из сервисов видеотрансл€ций live-video-streaming. ѕри желании, можно установить и настроить приложение преобразующее компьютер управл€ющий камерой в сервер потокового видео.

Ёффективнее веб-камеры может оказатьс€ »нтернет-камера. »нтернет-камера работает независимо от компьютера, управл€етс€ собственным встроенным микропроцессором. ≈Є можно подключить к компьютерной сети посредством проводного или беспроводного соединени€. ”правление камерой осуществл€етс€ через веб-интерфейс. »нтернет-камеры часто снабжены системами ночного видени€ и функци€ми управлени€ угла обзора.

»спользование современных цифровых школьных лабораторий и метеостанций позвол€ет обеспечить автоматизацию проведени€ измерений дл€ широкого спектра параметров окружающей среды. ѕрактически, дл€ любого физического параметра измер€емого числами может существовать свой соответствующий датчик. ƒатчики отличаютс€ рабочими диапазонами и как следствие разрешением параметра (чем меньше диапазон, тем больше разрешение), временем реакции, как следствие, предельной частотой сн€ти€ показаний. —уществует много вариантов комплектации школьных цифровых лабораторий. ÷ифрова€ лаборатори€ не €вл€етс€ отдельным устройством, а представл€ет собой комплекс аппаратных и программных элементов, варьируемых в зависимости потребностей экспериментатора и его финансовых возможностей. ÷ифрова€ метеостанци€ может рассматриватьс€ как частный случай цифровой лаборатории с набором датчиков дл€ измерени€ метеопараметров.

¬ основе и цифровой лаборатории находитьс€ устройство называемое регистратором. ‘ункцию регистратора может выполн€ть компьютер. –егистратор программируетс€ на автоматическое считывание значений измер€емых параметров с заданным интервалом.   регистратору может быть подключено несколько сенсоров по проводной и беспроводной св€зи. –егистратор и сенсоры образуют так называемую сенсорную сеть. ƒанные с регистратора могут быть загружены на компьютер в виде таблиц. –егистратор может иметь буфер пам€ти. –егистратор с буфером пам€ти иногда называю логгером. “ак, например, цифрова€ метеостанци€ накапливает р€ды измерений метеопараметров примерно двухнедельного интервала. Ёто позвол€ет иметь непрерывный р€д параметров при условии, что данные с логгера-регистратора будут сниматьс€ на компьютер хот€ бы раз в две недели. “а же цифрова€ метеостанци€ может быть настроена на посто€нную трансл€цию измер€емых параметров, например, на специальную страницу сайта экспедиции, как это было сделано у нас.

ќсобое внимание в ходе цифровых экологических экспедиций школьников нами удел€лось работе с системами точного позиционировани€ и навигации. ћы использовали портативные туристические навигаторы дл€ определени€ местоположени€ всех документируемых нами природных объектов. ≈сли мы имеем дело с реальными объектами природы, то эти объекты всегда расположены в своих конкретных местах, координаты которых необходимо фиксировать и указывать при описании объектов. Ёто общее методологическое правило современного естествознани€. ÷ифровое позиционирование дает нам точную информацию о собственном местоположении и относительном положении интересующих нас объектов, координаты которых нам известны.

»спользу€ либо специальные компьютерные программы, либо функции программировани€ навигаторов мы можем строить маршруты и закладывать их в приборы, заранее определ€€ врем€, необходимое дл€ преодолени€ пути. ƒвижение по маршрутам осуществл€етс€ при помощи навигаторов. Ўкольники сами ведут свои экспедиционные группы. ѕри определенном навыке пользовани€ навигаторами и при высокой сплоченности групп допускаютс€ самосто€тельные походы ученических партий без руководителей. Ќавигаторы позвол€ют производить геодезические измерени€, такие как: рассто€ни€, площади, перепады высот. ѕо данным путевого компьютера встроенного в навигатор мы узнаем параметры собственного движени€: пройденный путь, скорость средн€€ и мгновенна€, врем€ в пути и др.

5. ¬заимодействие с экспертами, родител€ми и добровольными помощниками

¬ики-вики контент-сервер цифровой экологической экспедиции открыт дл€ доступа сторонних наблюдателей посредством интернет соединени€. “ак, например, родители школьников участников проекта "÷ифрова€ экологическа€ экспедици€" могли ежедневно просматривать результаты работы своих детей: путевые заметки в формате блогов, фотографии, исследовательские работы и пр. Ќа родительском собрании до начала экспедиции им давалась установка на всестороннюю помощь своим дет€м. –одители могут зарегистрироватьс€ на нашем вики-сайте и самосто€тельно править орфографические и грамматические ошибки детей, помогать в составлении реферативной части исследовательской работы, комментировать и голосовать.

ќдной из важных составл€ющих при организации полевых исследований и оценке итогов работы учащихс€ €вл€етс€ привлечение внешних экспертов-специалистов. ’орошей практикой, на наш взгл€д, €вл€етс€ организаци€ очных сессий с экспертами. Ёто когда эксперты приезжают, чтобы прочитать лекцию, либо с ними организуетс€ вебинары. ƒалее мы просим эксперта уже дистанционно дать комментарии и оценки исследовательских работ выполненных учениками и размещенных на вики-сайте. ћежду экспертами и школьниками возникает переписка. ¬ некоторых случа€х юные экспедиционеры получали исследовательские задани€ от экспертов. ¬се это делает исследовательские работы школьников осознанными и по-насто€щему полезными дл€ заданного научного направлени€.

Ќаконец, сами дети после возвращени€ домой и завершени€ экспедиции продолжают оставатьс€ авторами и редакторами экспедиционного вики-сайта. ќни могут продолжать начатую ими работу, могут помогать другим участникам в редактировании их статей, комментировать, давать оценки, - станов€сь тем самым добровольными помощниками и экспертами.

Ћитература

1) Xinyou Zhao, Xin Wan, Toshio Okamoto. Adaptive Content Delivery in Ubiquitous Learning Environment //The 6th IEEE International Conference on Wireless, Mobile and Ubiquitous Technologies in Education (IEEE WMUTE 2010). Kaohsiung, TAIWAN. Retrieved 2010-07-22

2) ѕатаракин ≈.ƒ. —оциальные взаимодействи€ и сетевое обучение 2.0 - ћ.: "—овременные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.

3) ярмахов Ѕ.Ѕ., ѕатаракин ≈.ƒ., Ѕуров ¬.¬., Ўустов —.Ѕ. Ћетний цифровой лагерь: модель 1:1 // Ќародное образование є3 2009

4) ярмахов Ѕ.Ѕ. Ђ1 ученик : 1 компьютерї Ч образовательна€ модель мобильного обучени€ в школе, ћ., 2012, 236 с.

5) ѕатаракин ≈.ƒ., Ѕыховский я.—., ястребцева ≈.Ќ. —оздание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ¬ики¬ики: общероссийский проект Ћетописи. ру Ц ћ.: »нститут развити€ образовательных технологий, 2006. 32 с.

6) √нездоскоп кружковцев орнитологов-любителей √ородского ƒетского Ёкологического ÷ентра г. ≈катеринбурга [сайт]. URL: http://pticiekb.ucoz.ru/ (дата обращени€: 16.03.2013)



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020