јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–≈ ќћ≈Ќƒј÷»»   ќ–√јЌ»«ј÷»» √»ƒ–ќЅќ“јЌ»„≈— »’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»…

√лушенков ќлег ¬ладимирович
кандидат педагогических наук, методист ‘едерального детского эколого-биологического центра;

√лушенкова Ќатали€ јркадьевна
методист ÷ентра творчества детей и юношества им. ј. ». јндрианова г. Ќовочебоксарск

√идроботаника относительно молода€ наука, вышедша€ в самосто€тельную жизнь из гидробиологии.

ƒл€ нашей страны с еЄ просторами, и практически слабо изученной флорой и растительностью водотоков и водоемов, по причине малого охвата территорий, в особенности растительного покрова ручьев, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составл€ющих основу гидрографической сети регионов, подключение армии школьников к гидроботаническим исследовани€м в данный момент особо актуально. Ёто позволит даже в услови€х относительно низкой населенности, слабой развитости дорожной сети проводить изучение особенностей водной растительности каких-либо территорий и регионов в широком масштабе на большом числе ручьев, рек, озер, стариц, т. е. на уровне какого-то типа ландшафта, или целого бассейна. ќднако, чтобы полученные в ходе детских исследований результаты оказались достоверными и имели научную и практическую ценность, они должны быть выполнены по современным, прин€тым в отечественной гидроботанике методикам, под руководством опытных взрослых людей, которых тоже очень и очень мало.

¬ рекомендаци€х согласно нашим представлени€м, с учетом мнений ведущих ученых, имеющих громадный опыт полевых исследований в области гидроботаники [1;2;4;7], изложена адаптированна€ дл€ школьников обща€ методика изучени€ водной растительности, продемонстрированы основные подходы и приЄмы исследовани€ в поле и обработки материалов в камеральных услови€х.

–астительный покров водоемов и водотоков богат и разнообразен. “ем не менее, методические рекомендации, подходы и приЄмы исследовани€ растительности различных водных объектов во многом сходны, т.к. растительность водотоков имеет много общего с растительностью водоемов, а на уровне крупных рек практически одинакова. ѕри наличии специфики на тех или иных водных объектах, мы будем акцентировать на ней ваше внимание.

ѕќƒ√ќ“ќ¬»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ

¬ыбор объекта исследований

Ћюбые исследовательские работы начинаютс€ с определени€ масштаба работ, т.е. с выбора объекта исследований.

¬ соответствии с поставленными задачами в качестве такого объекта может быть вз€т растительный покров отдельного водоема или водотока, изучение его динамики, оценки его состо€ни€; или растительность системы водотоков, группы водоемов, целых речных бассейнов. ¬сестороннего рассмотрени€ можно добитьс€, сочета€ исследовани€ в широком пространственном масштабе с решением более узких и специальных задач на отдельных модельных водоемах и водотоках.

ѕланирование работ и последующий анализ материалов существенно облегчает использование той или иной системы типификации водоемов. ≈е вид и степень детальности от региона к региону и конкретных задач исследовани€ могут существенно различатьс€. ќсобенности каждой группы водоемов в этой системе определ€ютс€ происхождением водоема, его возрастом и сроком существовани€, типом потоков в них вещества и энергии, а также р€дом других параметров.

“ипы водоемов

1. ќзера и пруды

1.1. ќзера материковые и сходные с ними водоемы

1.1.1.  отловинно-моренные озера

1.1.l а. ѕесчаные, песчано-гравийные и глинистые карьеры

1.1.2. ¬одно-ледниковые озера

1.1.2 а. “орф€ные карьеры

1.1.3. “еррасовые озера-старицы

1.1.4.  арстовые озера

1.2. ѕойменные озера (старицы)

1.2.1. «атоны, заливы, заноги

1.3. ѕруды материковые

1.3.1. ѕредназначенные дл€ полива и водопо€ скота

1.3.2. ѕруды-охладители

1.3.3. ћельничные

1.3.4. –ыбоводные

1.3.5. ѕротивопожарные и дл€ содержани€ водоплавающей птицы

1.3.6. –екреационные и декоративные

2. –еки и каналы.

2.1. Ѕольшие (судоходные)

2.2. —редние (местами или временами судоходные)

2.3. ћалые (не судоходные)

2.3. ≈стественные каналы (протоки, рукава)

2.4. ќсушительные каналы (канавы)

2.5. ќросительные каналы

4. ¬одохранилища (последующее деление возможно по особенност€м ложа или по назначению)

5. Ёфемерные водоемы

5.1.Ћужи

5.2.ƒорожные колеи

5.3. ѕериодически обводн€ющиес€ придорожные кюветы

6. ќбводненные понижени€

¬рем€ проведени€ работ

¬ажный момент в подготовке и проведении геоботанических исследований Ч это выбор подход€щих дл€ работы сроков, так как в течение сезона в одном и том же фитоценозе могут происходить заметные колебани€ обили€ и покрыти€ видов, а нередко в одном водоеме происходит смена целых сообществ. ѕоэтому исследовать водную и прибрежно-водную растительность лучше всего в момент ее оптимального развити€ во врем€ цветени€ и начале плодоношени€. ѕолученные результаты дают наиболее адекватную и сопоставимую картину. ќптимальные сроки дл€ изучени€ флоры сосудистых водных растений в —редней –оссии приход€тс€ на июль и первую половину августа. —оответственно, на более северных территори€х оптимальные сроки сдвигаютс€ на август, а в более южных районах Ч на конец июн€ - самое начало июл€.

ќднако дл€ описани€ речной растительности наиболее подход€щим €вл€етс€ июль, так как некоторые виды, а соответственно и их сообщества, к началу августа начинают разлагатьс€ и отмирать. Ёто же касаетс€ и малых озер, и копаных прудов. ј вот растительность крупных озер и водохранилищ уже лучше исследовать в августе, так как ее развитие здесь протекает несколько медленнее.

¬месте с тем р€д растительных сообществ возникает лишь при определенных услови€х. ¬ первую очередь, это фитоценозы эфемерных водоемов, по€вл€ющиес€ на короткое врем€ в начале лета, и отмельные сообщества, формирующиес€ к концу летаЧосени с падением уровн€ воды. ќснову их обычно составл€ют макроскопические водоросли и водные мохообразные, в нормальных услови€х слабо выдерживающие конкуренцию со стороны сосудистых растений, поэтому часто смещающие пик своей вегетационной активности на более ранние или более поздние по сравнению с сосудистыми макрофитами сроки. ќдни из них развиваютс€ почти сразу после прохождени€ половодь€ в конце весны и начале лета, причЄм в местообитани€х с довольно сильным течением, другие про€вл€етс€ лишь к концу летаЧосени с падением уровн€ воды. ¬ другое врем€ их просто бессмысленно искать. ѕоэтому основное обследование растительного покрова ручьЄв и рек необходимо проводить в середине лета, кроме того, дл€ вы€влени€ полного видового и ценотического разнообрази€, целесообразно сделать съЄмку в начале лета дл€ изучени€ рано развивающихс€ растений и фитоценозов, а ближе к осени повторно посетить объекты дл€ обнаружени€ видов и сообществ мелководий и отмелей.

ѕодготовка к исследованию

ѕосле того, как определились с водными объектами, требующими изучени€, и календарными сроками, необходимо осуществить непосредственную подготовку к проведению работ. Ќачинать необходимо с тщательного ознакомлени€ с выбранными дл€ исследовани€ водными объектами региона, с вы€снени€ их территориального расположени€. ƒл€ этого надо приготовить картографические материалы (карты, атласы) и ознакомитьс€ с литературой о природных услови€х местности с характеристикой гидрографической сети, геоморфологии, геологии, растительного покрова.

Ќаиболее подход€щими дл€ общего представлени€ о местности, перспективного планировани€ исследовани€: определени€ района работ, конкретных объектов и прокладки маршрута, считаютс€ карты или атласы масштабом 5 км в 1 см (1:500000).  арты с более крупным масштабом 2 км в 1 см (1:200000) необходимы дл€ более детального знакомства с территорией непосредственного планировани€ работ и ориентировани€ на местности.

–абота с литературными данными позволит вам пон€ть, с какими водными объектами придетс€ иметь дело: по величине, глубине, скорости течени€, химизму воды и т.д.; какие из них изучены с гидроботанической точки зрени€, а какие нет, где исследовани€ будут новы, а где возможно провести сравнительное изучение. Ёти сведени€ дадут возможность сориентироватьс€, с каким примерным набором видов и сообществ придЄтс€ столкнутьс€, насколько сильно протекает процесс зарастани€, высока ли мозаичность растительности. “ак, на быстрых, каменистых водотоках (возвышенности с выходами коренных пород), особенно если их воды с пониженной минерализацией, высока роль в сложении растительного покрова макроскопических водорослей и мохообразных, где наблюдаетс€ их значительное разнообразие. –еки с преобладанием песчаных грунтов, как правило, отличаютс€ спокойным течением и извилистым руслом, соответственно их растительный покров слабо развит и беден. ¬одотоки равнин и низин, имеющие хорошо структурированные русла (плЄсы, перекаты), плотные каменистые или глинистые грунты, а главное воды со средней минерализацией, вместе с озерами, характеризуютс€ обычно наиболее богатым и сложно устроенным растительным покровом.

Ќа основании литературных данных может быть составлен самый первый, приблизительный список видов, которые могут быть встречены на водоемах изучаемого региона. ѕредварительный список таксонов, которые могут быть встречены на водоемах изучаемого региона, составл€етс€ на основе опубликованных региональных флор, локальных флористических списков, а также региональных определителей растений. Ќа этом же этапе предварительно очерчиваетс€ круг таксонов прибрежно-водных растений, вовлекаемых в изучение водной флоры.

¬ыбор участков дл€ обследовани€, их размеры и размещение

ќдним из важных вопросов, которым приходитс€ задаватьс€ на этапе планировани€ исследований, еще до непосредственного их проведени€: ЂЌадо ли изучать весь водный объект в целом или работать на отдельных участках озерной котловины, отрезках русла, сколько их должно быть, с какой частотой их лучше размещать, и, наконец, какой площади, прот€женности, они должны быть?ї Ќа сегодн€шний день существует несколько подходов:

а) —плошное исследование, по возможности, всей котловины озера, всего русла реки, с целью составлени€ списков видов и вы€влени€ их количественных характеристик (частоты встречаемости), картировани€ распределени€ сообществ, когда на каждый заросший участок (отрезок) составл€лись схемы зарастани€;

б) ‘рагментарное обследование - на средних и крупных водотоках, больших озерах, с проведением флористической съемки на участках длиной 0,5Ч3 км, регул€рно расположенных по руслу или береговой линии озера, через каждые 5, 10, 15 или 20 км, но так, чтобы были просмотрены все характерные структуры русла реки (плЄсы, перекаты, стремнины, излучины, затоны, протоки) и котловины озера (заливы, протоки);

в) —лучайное фрагментарное исследование Ц на водотоках любой прот€женности, осуществл€етс€ при линейных проходах по берегу в 7Ч10 км в соотношении примерно 2Ч3 случайно-удобных фрагмента на 1 проход, но не менее 2 станций дл€ совсем малых водотоков (ручьЄв) и 3 Ч дл€ более крупных рек;

г) “очечный подход, - в основном на водотоках, при лимите времени на исследование, проводитс€ на участках длиной 0,5-3 км, разбросанных случайно в продольном профиле водотока и расположенных в основном у мостов и в других подобных легко доступных местах (чтобы избежать опасности сделать съЄмку в нарушенных экотопах, если это конечно не самоцель, обследование, в зависимости от ситуации, нужно проводить выше или ниже мостов и населЄнных пунктов).

ќсобенности обследовани€ разных типов водоемов

ѕродолжением непосредственной подготовки €вл€етс€ выбор наиболее эффективных способов исследовани€ в зависимости от выбранного объекта и способа его исследовани€.

ѕри изучении озер (как материковых, так и пойменных) и выработанных карьеров, а также водохранилищ об€зательно понадобитс€ лодка. ≈сли озеро или карьер не очень велики, вполне достаточно одноместной надувной лодки. Ќа крупных озерах и на водохранилищах требуетс€ более надежное плавсредство, как минимум двухместна€ надувна€ лодка, байдарка или вместительна€ лодка из более прочного материала, при возможности даже с мотором. Ќаде€тьс€ на то, что представитс€ возможность нан€ть лодку у кого-нибудь из местных жителей или арендовать на лодочной станции не стоит, это осуществимо лишь на основе предварительной договоренности.

ѕри обследовании озера следует двигатьс€ зигзагами от береговой линии до границы водных растений и обратно. ∆елательно хот€ бы один раз пересечь водоем поперек. ѕри использовании резиновой лодки и в том случае, когда ветер дует вдоль длинной оси озера или карьера, удобнее и продуктивнее перемещатьс€ от наветренного берега к подветренному.

»зучение флоры сточного или проточного пруда лучше начинать с его приплотинной части, куда течением снос€тс€ обрывки растений. »зучение бессточного пруда лучше начинать с подветренного берега; на этот же берег следует направл€тьс€ и с плотины сточного пруда.

–астительность больших и средних рек удобнее всего изучать с байдарки или лодки. ѕроизводитс€ заброска в верховье и, постепенно перемеща€сь в ходе сплава недалеко от берега вниз по течению, осуществл€ютс€ необходимые съемки. ≈ще лучше, исследовать, как минимум, с двух байдарок или лодок движущихс€ параллельными курсами вдоль обоих берегов. »сследовани€ таких водотоков путем прохода по их береговой линии не позвол€ет провести полноценную оценку флоры и растительности.

ћалые реки лучше обследовать с берега. ƒело в том, что они мало проходимы дл€ байдарок и лодок, обычно лишь сразу в послепаводковый период, когда водна€ растительность еще не развилась.   тому же лесные реки в 20Ч30 км верхнего течени€ практически непроходимы из-за завалов. ¬ регионах с густой автодорожной сетью через реки перекинуто большое количество мостиков, где лодку придетс€ обносить.

¬доль малой реки лучше двигатьс€ пешком по течению: так меньше риск свернуть на какой-нибудь приток. ќсобое внимание необходимо удел€ть перекатам и прибрежным отмел€х, где обычно сосредоточена водна€ растительность. ѕри обследовании рек не следует упускать возможность обследовани€ их пойменных водоемов и притоков.

ќднако, следует знать, что полностью отказыватьс€ от исследовани€ малых рек с лодки или байдарки не следует, так как в наиболее труднодоступных местах лесных рек, несмотр€ на все минусы, такой способ часто остаетс€, единственно возможным.

ѕодготовка снар€жени€ и оборудовани€

ƒл€ полевых выходов необходима удобна€ походна€ одежда и обувь, соответствующа€ погоде и предсто€щему маршруту. ƒл€ работы на воде Ч болотные резиновые сапоги, резиновые штаны (продаютс€ отдельно или из комплекта химзащиты). ¬ летний период, когда в теплую воду часто пытаютс€ заходить без одежды и обуви, следует помнить, что это опасно с точки зрени€ повреждени€ ног. –абота по описанию и отбору растений, это не купание, во избежание порезов, вы должны быть в одежде и обуви, пусть самой обычной, которую можно быстро просушить.

ƒл€ записи наблюдений нужны блокнот, ручка, карандаш, желательно все это не в одном экземпл€ре.

ƒл€ ориентации на местности Ч карта, компас, JPS Ц навигатор.

ƒл€ сбора растений следует приготовить, нож, лопатку (копалку), легкие грабельки на длинной ручке или €корек на лине дл€ извлечени€ растений с глубины, полиэтиленовые мешки разных размеров, достаточное количество газет, папки, гербарные прессы.

ƒл€ отбора укосов, определени€ фитомассы и продуктивности сообществ понадоб€тс€ складна€ дерев€нна€ или пластикова€ рамка (обычно 0.5 х 0.5 или 1 х 1 м), портативные бытовые весы, мешки марлевые или полиэтиленовые.

ƒл€ промеров водоема, или водотока (измерений глубины, ширины русла, длины берегового отрезка), размеров геоботанических площадок и фитоценозов потребуютс€ рулетки - коротка€ и длинна€, вертушка дл€ определени€ скорости течени€; будут полезны лазерный дальномер и JPS-навигатор.

ƒл€ отбора проб воды на анализ химического состава, фиксации макроскопических водорослей необходимо достаточное количество пластиковых бутылок или пузырьков (объЄмом 0.33 и 0.5 л). √идрохимические показатели могут быть получены и с помощью портативных аналитических наборов.

ѕри наличии резиновой лодки или байдарки, об€зателен ремнабор, с достаточным количеством заплат, кле€, других важных материалов и инструментов.

Ё —ѕ≈ƒ»÷»ќЌЌџ… Ё“јѕ

«апись наблюдений

ќпыт показывает, что наиболее оптимальной формой записей в полевых услови€х €вл€ютс€ описани€, вносимые в заранее отпечатанные бланки флористических или геоботанических описаний, где присутствуют ниже указанные позиции, а часто и подготовленный список видов. »сследователь просто проставл€ет необходимые сведени€ и баллы обили€-покрыти€.

Ѕланки описани€ об€зательно должны включать: є описани€; дату проведени€ работы; ‘»ќ ее исполнителей; площадь описани€, в м²; ќбщее проективное покрытие (ќѕѕ) в % и пункты, позвол€ющие внести точный адрес описани€, т.е. его географическое местоположение (область, район) Ц азимутальную прив€зку к ближайшему населенному пункту, с указанием рассто€ни€ до него; экологическую характеристику водоема: глубины, тип грунта (песчаные, каменистые, глинистые, илистые, торф€нистые), скорость течени€, видимые антропогенные и другие нарушени€ (мусор, загр€знение, бобровые поселени€) и т.д.

ƒалее следует собственно описание Ч список видов с указанием балла обили€-покрыти€. „асто после балла проставл€ютс€ индексы: juЧ ювенильные растени€ (проростки и молодые растени€); ∞Ч угнетенные растени€. »спользование при описании водной растительности этих индексов весьма полезно, так как с их помощью можно показать разнокачественность состо€ни€ видов в сообществе.

¬ случае геоботанических описаний, которые желательно вести параллельно с картированием (см. ниже), приводитс€ список ассоциаций с прив€зкой их нумерации к карте.

ƒл€ более высокого качества экологической информации полезно, кроме того, определение химического состава воды, что в последнее врем€ все чаще практикуетс€ с использованием компактных - аналитических приборов.

Ќа каждый многодневный экспедиционный выезд бланки берутс€ по запланированному числу описаний плюс 10 резервных. Ќа дневной маршрут беретс€ запланированное число бланков плюс 2 резервных; остальные чистые бланки, а также бланки заполненные, остаютс€ на базе. —ведени€ о флоре всех обследованных за один день в одном квадрате водоемов занос€тс€ в один бланк (при этом можно использовать разные стили зачеркивани€ или подчеркивани€ встреченных видов в зависимости от типов водоемов). ѕри смене квадрата заполн€етс€ новое флористическое или геоботанической описание.

Ќе стоит посто€нно носить с собой все бланки флористических описаний, поскольку при их случайной утере будут осложнены дальнейшие работы и пойдут насмарку все предыдущие усили€. ѕо этой же причине нежелателен и полевой дневник. ќбычно за день можно посетить водоемы, расположенные в 2-3 квадратах. «аписи в бланке имеют больше шансов сохранитьс€, если они будут сделаны шариковой (не гелевой!) ручкой или м€гким карандашом. ѕри первой возможности заполненные бланки следует доставить в место, где риск их утери минимален, желательно продублировать данные, переписав их в дневник.

‘отосъемка и видеосъемка

Ќа наш взгл€д, все основные этапы исследований растительного покрова ручьев и рек, да и вообще водных объектов, должны сопровождатьс€ фотографированием. Ќужно снимать наиболее типичные или редкие растени€, фитоценозы, характер расположени€ растительности, общий вид участков водотоков, окружающий ландшафт и т.д. ѕри картировании очень хорошо дублировать составленные картосхемы соответствующими фотоизображени€ми. »сследование сезонной и многолетней динамики также должно сопровождатьс€ фотосъемкой. ћожно выбрать контрольные элементы растительного покрова (п€тна растений, целые сообщества и т.п.), участки русла и фотографировать с какой-то определенной точки, которую следует чем-то пометить (кол, зарубка и т.д.), можно дл€ этого воспользоватьс€ G–S-навигатором. ѕомимо записей и схем вы будете иметь серию изображений, что €вно облегчит воспри€тие и интерпретацию данных ≈стественно, что все фотоматериалы должны сопровождатьс€ детальными подпис€ми об объекте, месте и времени съемки. ¬ полевых запис€х следует делать пометки о том, что сн€то и где, код файла. »з полезных приспособлений дл€ успешного фотографировани€ можно порекомендовать штатив дл€ более удобной съемки общих планов и съемок с хорошей глубиной резкости (т.е. детализацией). “акже штатив будет весьма эффективен при фотографировании в услови€х недостаточной освещенности, например, на участках водотоков под пологом леса. »спользование вспышки не рекомендуетс€, так как отражение от водной поверхности могут испортить кадр. ќчень рекомендуетс€ применение пол€ризационных светофильтров, которые позвол€ют удалить нежелательные отражени€ и блики от неметаллических поверхностей, таких как вода, стекло и др. ќсобо актуально использование пол€ризаторов при съЄмке растений и сообществ в толще воды. ¬ солнечную погоду из-за отражени€ и бликов без такого светофильтра это практически невозможно сделать. ѕол€ризационный светофильтр не только полностью снимает этот нежелательный эффект, но и несколько увеличивает контраст и насыщенность цвета. ‘отосъЄмка сильно облегчает последующую обработку данных, т.к. вы имеете нагл€дный материал. ‘отоматериалы должны использоватьс€ и на конечных этапах работы: в публикаци€х, отчЄтах или докладах. ќни €вно повышают качество полученных данных и представл€емых результатов.

ѕри изучении сообществ водных растений положительную оценку получило применение видеосъемки, с целью уточнени€ состава, проективного покрыти€, на тех или иных учетных площадках, их прот€женности. ¬идеосъемка ведетс€ при движении на байдарке или на лодке вдоль полей водной растительности с закрепленной на носу или удерживаемой в руке человека, сид€щего в носовой части, камеры с включенным секундомером.

»змерение параметров водных объектов

ѕри любых исследовани€х водной растительности, при описании фитоценозов на каждой станции, участке русла, на водоеме в целом необходимо дать их гидрологическую характеристику. ƒл€ этого проводитс€ измерение и определение основных параметров: длина, ширина, глубина, скорость течени€, прозрачность и цветность воды, характер грунтов, гидрохимические показатели, наличие хоз€йственной де€тельности и видимых нарушений и т.п.

√лубина воды определ€етс€ рулеткой, мерной линейкой, в глубоких местах лотом (размеченным шнуром с грузом на конце).

—корость течени€ измер€етс€ с помощью вертушки (механической или электронной) или более простым способом Ч методом поплавков, когда вдоль берега или пр€мо в русле отмер€етс€ определЄнное рассто€ние, затем запускаютс€ специально подготовленные поплавки со способностью плыть в полупогруженном состо€нии (при отсутствии резинового м€чика, куски сосновой коры) и измер€етс€ врем€, за которое они пройдут выбранный отрезок, затем вычисл€етс€ скорость течени€.

ѕрозрачность воды на реках обычно характеризуетс€ глазомерно (до дна, почти до дна), и только иногда диском —екки (например, в сильно цветных или мутных водах, в глубоких местах).

’арактер грунтов определ€етс€, как правило, по общеприн€той у гидробиологов градации: песчаные, каменистые, глинистые, илистые, торф€нистые; переходные варианты песчано-каменистые, каменисто-песчаные и т.д.; каменистую фракцию можно указать более детально (гравий, галька, валуны).

√идрохимические анализы выполн€ютс€ пр€мо в полевых услови€х с использованием компактных аналитических приборов или отбираютс€ пробы воды дл€ последующей камеральной обработки в специализированных лаборатори€х и центрах.

ќписание хоз€йственной де€тельности (выпас, покосы, посевы, лесосплав, лесопереработка, фермы, промышленность и т.п.) и видимых антропогенных и других нарушений (мусор, загр€знение, стоки, топл€ки и т.д.) может даватьс€ в произвольной форме и объЄме.

B зависимости от целей работы могут фиксироватьс€ и другие сведени€: характер берегов, особенности поймы и долины, характер приречной растительности и т.п.

¬ыбор пробной площади

ћетоды пробных площадей, предназначены дл€ исследований фитоценозов путем сбора информации об их параметрах (покрытии проективном, обилии вида, биомассы и пр.). ѕо поводу определени€ параметров пробной площади у геоботаников нет единого мнени€, что позвол€ет свободно варьировать их формой (квадрат, пр€моугольник, круг и т. д.) и размером, который зависит от целей исследовани€ и может колебатьс€ от размеров Ђточкиї (метод уколов) до нескольких сотен квадратных метров. «аложение стандартных пробных площадей 100 м² (10 ’ 10 м), оправдано, разве что, при сплошном зарастании.

Ќа крупных водных объектах со стабильными услови€ми среды, где высша€ водна€ растительность занимает значительные площади, имеет по€сное строение, а фитоценозы достаточно отчетливы и однородны, форма и размер пробной площади могут быть совершенно произвольные, так как не вли€ют на результаты исследовани€, и, по сути, могут определ€тьс€ пределами по€са сообществ. ¬ажнее в этом случае будет определитьс€ с пробными учетными площадками, их распределением и суммарной площадью. –азмещение (отбор) пробных (учетных) площадок в пространстве дл€ методов геоботанического исследовани€ зависит от ваших целей и может быть типическим или случайным. ѕри типическом отборе определение места заложени€ пробной площадки производитс€ более или менее субъективно после визуального изучени€ всей описываемой совокупности растительности. ѕримен€ют типический отбор при качественных исследовани€х, что позвол€ет экономить врем€ на стадии полевых исследований. ѕри случайном отборе определение места заложени€ пробной площадки производитс€ с большим или меньшим элементом автоматичности. –азличают: собственно случайный, при котором положение каждой площадки не зависит от положени€ остальных; регул€рный случайный - положение каждой площадки определ€етс€ заранее по некоторому правилу (например, через равные рассто€ни€ друг от друга), возможен регул€рный отбор со случайным выбором начальной точки; пропорциональный случайный - примен€етс€ в четко выраженных р€дах, типах растительных массивов или в четко разграниченных массивах.

ќптимальным в случае по€сного или крупно-фрагментарного зарастани€ будет описание растительности в пределах каждого по€са на 5 м². при заложении 20 учетных площадок размером 50х50 см, или 5 площадок 1х1 м, регул€рно-случайным способом, причем, вписанных, лучше всего, в центральную, наиболее нагл€дную, типичную часть. “акой подход будет работать и на малых водоемах, на ручь€х и реках, где водна€ растительность представлена слишком узкими по€сами, небольшими фрагментами или п€тнами. ќписание, и в этом случае, производитс€ в границах всего по€са, отдельного фрагмента, а при их малых площад€х не возбран€етс€ объединение сходных п€тен дл€ одного описани€, главное, чтобы были соблюдены общий размер площади описани€ (5 м²) при выраженности однородности сообщества. » в случае заложени€ стандартных пробных площадей при сплошном зарастании описание делаетс€ на тех же 5 м².

ѕроблема полного флористического списка водного объекта, решаетс€ дополнительным включением в него всех редких видов, не попавших в площадь описани€, но произрастающих на нем и встреченных при обследовании.

ѕри некоторых специфических исследовани€х, например, по Ѕраун-Ѕланке пробна€ площадка должна закладываетс€ в абсолютно однородном участке фитоценоза (ќднородным считаетс€ сообщество, которое состоит из видов одной или сходной биоморфы). Ќапример, при описании сообществ рдестов пробную площадь, следует разместить так, чтобы в ее пределы не попали виды гелофитов из контактирующего по€са. ќписание фитоценозов р€сок лучше проводить в стороне от зарослей нимфейных или тех же воздушно-водных растений.

—оставление флористических списков и описаний

ќдной из первых задач в изучении водной растительности €вл€етс€ инвентаризаци€ видового состава. Ёта процедура начинаетс€ с составлени€ списков встречающихс€ видов (собственно флористические списки), часто сопровождающихс€ дополнительной информацией об экотопах, в которых встречаетс€ вид.

  составлению флористического списка водного объекта и его подготовке к обнародованию приступают по завершении работ по сбору материала или незадолго до этого.

ќписание каждого вида (внутривидового таксона) в конспекте должно содержать следующие сведени€: а) полное латинское название с синонимами, имеющимис€ в основных литературных источниках по флоре региона (дл€ гибридов также названи€ родительских видов); б) экотопы, в которых данный таксон встречаетс€ или которые он предпочитает. »менно эти сведени€ €вл€ютс€ минимально достаточными дл€ качественного флористического списка.

–асположение таксонов в списке

¬ большинстве современных работ прин€то располагать семейства по системе Ёнглера (см. любой список). –оды внутри семейств и виды внутри родов лучше располагать в пор€дке латинского алфавита. ѕри необходимости допустимо делать два списка: первый Ч видов Ђводного €драї флоры, а второй Ч таксонов, в Ђводное €дрої не вход€щих.

Ёкотопы, в которых таксон встречаетс€ или предпочитает

ѕри указании экотопов целесообразно: а) опиратьс€ на выбранную исследователем схему типификации водоемов (см. выше); б) по возможности располагать их в одном и том же пор€дке; в) если таксон, встреча€сь в разных типах водоемов, предпочитает некоторые из них, отражать это в тексте видового очерка.

 роме того, в комментари€х к каждому таксону (или к некоторым из них) могут также приводитьс€ сведени€ о его жизненной форме, экологической группе, типе ареала, особенност€х экологии и биологии и т.п. Ёти сведени€, особенно оригинальные, повышают ценность флористического списка, но об€зательными дл€ него не €вл€ютс€.

ќб€зательно перед составлением флористического списка или описани€ в блокнот или бланк следует занести сведени€ о географическом местоположении участка водотока, дату, дать какое-то общее описание фрагмента русла (характер реки и русла, диапазон глубин, преобладающие грунты, скорости течени€ и т.п.).

¬ключение широкого экологического и таксономического спектра видов, даЄт наиболее полное представление не только о растительном покрове, но и об особенност€х самих водотоков.

‘лористические данные вход€т в национальный и глобальный научный оборот после их публикации, как правило, в виде флористического списка.

√ербаризаци€

ќбъемы гербаризации при детских исследовани€х должны охватывать весь видовой состав изучаемого водоема, не менее чем в двух экземпл€рах каждый. Ёто необходимо дл€ того, чтобы один гербарий оставить у себ€, дл€ демонстрации его в качестве приложени€ к конкурсной исследовательской работе, а другой отдать специалисту по региональной флоре дл€ подтверждени€ достоверности определени€ и последующей передачи на хранение в региональный гербарий.  роме того, прин€то подтверждать гербарными сборами встречи новых дл€ региона или редких дл€ этой территории видов, с целью передачи одного экземпл€ра в одно из ведущих национальных хранилищ страны (¬»Ќ –јЌ, ћ√”, »Ѕ¬¬ –јЌ). »сключением из этого правила может служить находка очень редкого в регионе и хорошо диагностируемого в природе вида, попул€ци€ которого в данном местонахождении представлена считанными особ€ми. ќднако подобных видов среди водных и прибрежных растений крайне мало.

—ледует также собирать растени€, надежно не диагностирующиес€ в поле, при по€влении малейшего сомнени€ в идентификации необходимо собирать их в достаточном количестве дл€ последующего определени€ в камеральных услови€х.

ѕо мере приобретени€ опыта необходимость в сборах обычных видов дл€ каждого водоема будет требоватьс€ все меньше и меньше. Ќо, вообще, врем€ от времени полезно гербаризировать в небольшом количестве и самые обычные (часто на первый взгл€д) растени€, а не только редкие и интересные виды.

ќ самом процессе гербаризации написано множество рекомендаций [2; 3 и др.], отметим лишь, что тонкие, нежные водные растени€ со слипающимис€ вне воды листь€ми, такие как узколистные рдесты, шелковники, болотники, занникелли€ и др., следует закладывать пр€мо в воде. ѕод такое растение, помещенное в воду, подвод€т плотный лист бумаги, лучше пергамент или полупергамент, и осторожно вынимают из воды. –астение при этом расправл€етс€ и ложитс€ ровно. ¬ случае, когда на месте это сделать невозможно, собранный материал доставл€ют на базу или в лабораторию в полиэтиленовых мешках и закладывают в тазу с водой или в фотокювете. “акой способ позвол€ет получать безукоризненные образцы растений, которые на воздухе хорошо заложить не удаетс€

‘итоценотические исследовани€

¬ отличие от флористических описаний, проведение геоботанических работ на водоемах и водотоках более трудоемкий процесс, имеющий р€д своих особенностей. ќписани€ сообществ на озерах, водохранилищах, озеровидных расширени€х рек с достаточно стабильными услови€ми не вызовет затруднени€. ќбычно на них дл€ растительности характерно по€сное расположение, когда от берега с увеличением глубины происходит смена одних фитоценозов другими, однако и в этих случа€х площадки следует размещать в центральных, наиболее однородных част€х (здесь смысл другой Ц он подходит) по€сов и фитоценозов, а не в краевых переходных зонах. ¬ малых озерах и копаных прудах по€сность водной растительности также выражена, но очень часто эти по€са очень узкие или разорванные. Ќа ручь€х и реках по€сность растительности представлена в меньшей степени, ее структура отличаетс€ достаточной мозаичностью и €русностью, так как сказываетс€ такой мощный фактор, как течение. –астительные сообщества на водотоках со сплошным зарастанием часто бывает сложно описывать из-за трудности выбора пробной площадки. Ќаблюдаетс€ высока€ мозаичность растительности, происходит сильное наслоение сообществ, нарушаетс€ их однородность, контуры практически отсутствуют и складываетс€ ощущение какого-то единого сложно устроенного и богатого ценоза, что случаетс€ по причине размыти€ границ в услови€х нарушени€ или сильного воздействи€ и без того слабо дифференцированных экотопов ручьев и рек.

ѕри описании фитоценоза помимо составлени€ списка видов особое внимание удел€етс€ проективному покрытию и показателю обили€ дл€ каждого вида и сообщества в целом.

ѕокрытие проективное Ц показатель характеристики роли отдельных растений в сложении фитоценоза, определ€емый абсолютной или относительной площадью проекции наземных (наддонных) частей растений. ќпредел€етс€ глазомерно или с помощью специальных геоботанических рамок, разбитых на 100 квадратов и выражаетс€ абсолютным значением, в процентах, или в условных баллах (обилие вида). ƒл€ оценки площади покрыти€, обили€ видов предпочтение отдаетс€ шкалам проективного покрыти€. ѕримен€ют различные шкалы, например, шкала Ѕраун-Ѕланке: r Ц вид чрезвычайно редок с незначительным покрытием; + - вид встречаетс€ редко, степень покрыти€ мала; 1 Ц число особей велико, степень покрыти€ мала или особи разрежены, но покрытие большое; 2 Ц число особей велико, проективное покрытие от 5 до 25%; 3 Ц число особей любое, проективное покрытие от 25 до 50 %; 4 - число особей любое, проективное покрытие от 50 до 75%; 5 - число особей любое, проективное покрытие более 75 %.

ќписание провод€тс€ на пробных площадках. ¬ыбор площадок, и что необходимо включать в описание, смотрите в соответствующих разделах (см. выше).

ѕроцедура сбора первичного материала не представл€ет большой сложности, они возникают при классификации сообществ, в первую очередь, по причине разных подходов в разных гидроботанических школах и направлени€х. Ќа границе нового тыс€челети€ к распространенной в –оссии (———–) эколого-фитоценотической классификации (доминантный подход) по€вилось большее число последователей распространенной на «ападе флористической классификации (по Ѕраун-Ѕланке).  ажда€ из них имеет свои достоинства и недостатки, тем более, что при классификации одновидовых монодоминантных сообществ, которыми изобилует водна€ растительность, различи€ между классификаци€ми стираютс€, так как нет другой основы, кроме доминатов, при выделении синтаксонов. ћы не будем здесь останавливатьс€ на преимуществах той или другой классификации, как и не будем рекомендовать их обе к использованию в работе школьников. Ќа основе определенного нами подхода к выбору методик - наиболее пон€тных и доступных (легко применимых на практике), мы остановились на доминантно-детерминантной (детерминант - греч. determine Ц ограничивать) классификации водной растительности разработанной ведущим ученым »нститута биологии внутренних вод им. ѕапанина ¬.√. ѕапченковым, в которой совмещены принципы обеих упоминаемых выше классификаций и найден более естественный подход к этой искусственной иерархии. ѕри ее использовании основное внимание удел€етс€ не только растени€м, представленным наибольшим числом или большой величиной их проективного покрыти€ (последнее экологически более важно), но и видам, определ€ющим структуру и экологическую сущность сообщества, маркирующим его, и эти виды став€тс€ в основу названи€ ассоциации, т.е. детерминант частный случай доминанта, так как нет пр€мой св€зи между фитомассой и средобразующей ролью вида. ƒоминантна€ система синтаксонов зримо демонстрирует взаимосв€зи классифицируемых объектов разных рангов. “ак, фитоценоз, состо€щий из рогоза узколистного с 10-20% проективным покрытием и сплошного ковра р€сок будет не р€сковым с рогозом, а рогозовым с р€ской, поскольку именно рогоз структурирует данное сообщество и определ€ет его суть. » в целом название дву- много€русных водных сообществ даетс€, прежде всего, с учетом растений, образующих самый верхний €рус. »сключение составл€ют переходные сообщества, в которых верхний €рус представлен единичными экземпл€рами макрофитов, еще только начинающих проникать в существовавший ранее без них фитоценоз; либо ситуации, когда €вным эдификатором €вл€етс€ доминант не верхнего, а ниже расположенного €руса. ѕоскольку одним из наиболее важных признаков природных сообществ €вл€етс€ их продуктивность, то такие переходные фитоценозы наверное логичнее относить к формации вида, наиболее обильного в этом ценозе и чаще всего дающего в нем максимальную биомассу.

≈диницами доминантной схемы построени€ классификации €вл€ютс€ ассоциации, формации, группы формаций, классы формаций, группы классов формаций и тип растительности.

ќсновной единицей экологической классификации - синтаксоном, реально существующим в природе, €вл€етс€ ассоциаци€ Ц растительное сообщество (тип фитоценоза) определенного флористического состава с единообразными услови€ми местообитани€ и единообразной физиономией.

¬се ассоциации, характеризующиес€ общим доминантом-эдификатором (лат. aedificator Ц строитель Ц (синоним Ц детерминант) - виды контролирующие режим отношений в растительном сообществе) объедин€ютс€ в одну формацию. ѕоследн€€ может объедин€ть и сообщества сходных по экологии близкородственных таксонов.   одной группе относ€тс€ формации, в сообществах которых эдификаторы принадлежат к одной и той же экогруппе макрофитов. ‘итоценозы с эдификаторами одного экотипа объедин€ютс€ в один класс формаций. ¬ группу классов последних вход€т сообщества с эдификаторами одной группы экотипов. ¬се синтаксоны растительного покрова водоемов и водотоков относ€тс€ к одному типу растительности, называемой водной.

Ќиже приведены примеры из классификационна€ система растительности водоемов и водотоков —реднего ѕоволжь€ выработанна€ при соблюдении доминантно-детерминантных принципов ¬.√. ѕапченковым [4] ќни могут быть использованы как основа при описании растительных сообществ любого бассейна. ƒл€ выделени€ новых синтаксонов достаточно выполнить 10 описаний и сделать их с максимально возможной широтой географии на водотоках и водоемах, если это нередкий фитоценоз, лучше произвести несколько больше описаний. ѕровести по описанию в верховь€х, среднем и нижнем течении реки или в различных типах водоемов, в разных част€х района исследований, что даст материал не только дл€ общей характеристики синтаксона, но и покажет вариабельность составл€ющих его видов по проективному покрытию.

“ип растительности. ¬одна€ растительность - Aquiphytosa

ј. √руппа классов и I.  ласс формаций. Ќасто€ща€ водна€ (гидрофитна€) растительность Ч Aquiphytosa genuinaЕ

2. √руппа формаций гидрофитов, свободно плавающих в толще воды Ч Aquiherbosa genuina demersa natans.

3. ‘ормаци€ р€ски трехдольной Ч Lemneta trisulcae

јссоциаци€: 10) Lemnetum trisulcae.

4. ‘ормаци€ роголистника темно-зеленого Ч Ceratophylleta demersi.

јссоциации: 11) Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 60-100%, другие виды с п.п. менее 5%, а чаще менее 1%, как правило, €вл€ютс€ случайно заход€щими, а потому не учитываютс€;12) Lenmo-Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 90-100%, р€ски трехдольной от 30 до 95%, р€ски маленькой - 0-90%, многокоренника - 0-70%, участие других видов носит случайный характер;13) Hydrocharito-Ceratophylletum demersi: п.п. роголистника 90-100%, водокраса 10-90%, р€ски маленькой до 60%, и многокоренника до 40%; 14) Ќуdrоhеrbоsо-—еrаtорhуllеtum demersi: субассоциаци€ H.-C.d. utriculosum - п.п. роголистника 90%, пузырчатки обыкновенной Ц 10-90%, р€ски маленькой, р€ски трехдольной, многокоренника от 5-10 до 40-70%, кроме того, изредка встречаютс€ другие виды - рдест сплюснутый (до 10%) , пузырчатка южна€ (до 5 %), единично некоторые другие виды; субассоциаци€ H.-C.d. myriophyllosum - п.п. роголистника 95%, урути мутовчатой до 30%, р€ски маленькой, р€ски трехдольной, многокоренника - 10-40%, пузырчатки обыкновенной Ц 5%; субассоциаци€ H.-C.d. batrachiosum - п.п. роголистника 80%, шелковника жестколистного Ц 30%, элодеи Ц 20%, р€ски маленькой, р€ски трехдольной, многокоренника - 40-60%; субассоциаци€ H.-C.d. potametosum pectinati - п.п. роголистника 60%, рдеста сплюснутого Ц 20%, рдеста волосовидного Ц 10%, р€ски маленькой, р€ски трехдольной, многокоренника - 10-30%;

5. ‘ормаци€ пузырчатки обыкновенной Ч Utricularieta vulgaris.

јссоциации 15) Utricularietum vulgaris: обычно чистые сообщества с п.п. 20-80%, изредка среди побегов пузырчатки встречаютс€ листецы р€ски трехдольной; 16) Lemno-Utricularietum vulgaris: п.п. пузырчатки обыкновенной от 10до 100%, п.п. трех видов р€сковых: р€ски маленькой, р€ски трехдольной, многокоренника - 30-60%;

3. √руппа формаций погруженных укорен€ющихс€ гидрофитов Ч Aquiherbosa genuina submersa radicans.

6. ‘ормаци€ рдеста блест€щего Ч Potameta lucentis.

јссоциации: 17) Potametum lucentis18) Lеmnо-–оtаmеtum lucentis: 19) Ceratophyllo-Potametum lucentis, 20) Charophyto-Potametum lucentis, 21) Agrostiostoloniferae-Potametum lucentis.

 артирование и профилирование

 артирование растительности и геоботаническое профилирование водных объектов, важнейша€ составл€юща€ в геоботанических исследовани€х - в определение степени и характера зарастани€ водоема или водотока [2;5].

 артирование растительности обычно проводитс€ с использованием крупномасштабных карт и планов, на которые в поле нанос€тс€ контуры растительности с соответствующими промерами размеров и рассто€ний, либо примен€етс€ техника пикетажной съЄмки, когда участки водоЄма или водотока размечаютс€ различного рода вехами, лентами, шнурами на квадраты определЄнного размера, в пределах которых и нанос€тс€ контуры фитоценозов. ƒл€ обозначени€ различных растительных сообществ, как правило, используютс€ специальные значки и штриховки.

ѕо профилю 00 на 1800 на ћалом Ћебедином (прив€зка к квартальной просеке) сообщества располагаютс€ в следующем пор€дке:

aricetum lasiocarpaearicetum lasiocarpae heteroherbosa Potameto natanti - Nymphaeetum candidae Caricetо lasiocarpae Ц Scirpetum lacustris Scirpetum lacustris Numphaeetum candidae Nupharetum luteae Nupharetum luteae Ц Numphaeetum candidae Nupharetum luteae Comareto-Caricetum lasiocarpae Nymphaeto-—aricetum lasiocarpae Utriculario-Caricetum

“ипы зарастани€

— картированием напр€мую св€зано определение степени и характера зарастани€ ручь€ или реки.

Ёто важные дл€ характеристики растительного покрова водотоков параметры и лучше, если они даютс€ по какой-то единой схеме. —уществуют разные варианты шкалы степени зарастани€ и типов зарастани€ и выбор обычно делает сам исследователь, исход€ из своих представлений и решаемых задач, наиболее оптимальные, на наш взгл€д, представлены в отдельной главе.

ќпределение фитомассы и продукционных характеристик

Ѕольшинство гидроботанических работ, посв€щЄнных проблемам зарастани€ и общей характеристики растительного покрова озЄр, водохранилищ, прудов и рек в той или иной степени затрагивают вопросы продуктивности водных растений и их сообществ, оценивают запасы макрофитов в изучаемых водных экосистемах.

”ровень продуктивности растений определ€етс€ по их биомассе и продукции. Ѕиомасса, или жива€ масса растений, рассчитанна€ на единицу площади сообществ, дает информацию о доли макрофитов в общей биомассе экосистемы в конкретный момент времени. ѕродукци€, под которой понимаетс€ суммарное увеличение фитомассы за единицу времени, показывает интенсивность продукционных процессов в учитываемый период и именно ее уровень определ€ет темпы зарастани€ водоема. ќсновную роль при этом играет чиста€ первична€ продукци€.

—бор материала по фитомассе водных растений, определение ее запасов и оценка продуктивности провод€тс€ с использованием традиционных подходов геоботаники [2;6].

Ѕиомасса водных растений определ€етс€ на укосных площадках, которые закладываютс€ в разных част€х фитоценозов, либо в пределах площади, выбранной дл€ геоботанического описани€ сообщества. –аспредел€ть площадки надо так, чтобы максимально охватить разнообразие густоты травосто€ в нЄм. –азмер укосной площадки может быть различным: в разреженных сообществах Ч большим, в густых Ч меньшим, наиболее подход€щей €вл€етс€ площадь 0,25 (0,5 х 0,5 м). ѕри целенаправленном исследовании только продукционных процессов укосы провод€тс€ в одном типе фитоценоза с суммарной площади не менее 1 . ƒл€ разметки площадки удобны складные разъемные рамки из дерева или пластика, плавающие на поверхности воды. ќни год€тс€ дл€ исследовани€ сообществ воздушно-водных растений. ƒл€ ценозов придонных макрофитов, не доход€щих до поверхности воды, нужны металлические рамки, которые можно положить на дно. ƒл€ большей точности при описании подсчитываетс€ число побегов вида на учетной площади.

ѕри отборе проб воздушно-водных и придонных растений с площадки у самого дна срезаютс€ все побеги и, если это возможно, выкапываютс€ подземные органы. ¬ случае с укорен€ющимис€ гидрофитами, основна€ масса которых сосредоточена у поверхности или на воде, начинать срезать побеги нужно не со дна, а сверху, отсека€ все, что выходит за пределы плавающей на воде рамки, иначе велик риск заметно (иногда в несколько раз) увеличить объем пробы за счет побегов, уход€щих далеко за пределы укосной площади.

 аждый укос в отдельности разбираетс€ по видам растений, подсчитываетс€ число побегов (дл€ кувшинковых и стрелолиста Ч число листьев и цветоносов), с точностью до 10 г взвешиваетс€ их сыра€ масса, измер€етс€ высота наиболее развитых побегов. ќтобранные укосы сохран€ютс€ дл€ их дальнейшего лабораторного исследовани€. ¬ лаборатории, после сушки на воздухе, пробы досушиваютс€ в сушильном шкафу при 65∞— до посто€нного веса и взвешиваютс€ с точностью до 0,1 г. “аким образом определ€етс€ воздушно-сухой вес пробы, а по разнице между весом пробы с естественной влажностью и весом в воздушно-сухом состо€нии высчитываетс€ процент свободной влаги в растени€х. ƒалее кажда€ из проб измельчаетс€, перемешиваетс€ и из нее беретс€ навеска, величина которой определ€етс€ на аналитических весах с точностью до 0,01 мг. Ёти навески высушиваютс€ до посто€нного веса при температуре 100∞—. ѕо разнице веса до и после сушки определ€етс€ содержание св€занной влаги. Ёто позвол€ет определить общую влажность образцов растений и подсчитать их абсолютно сухую массу. «атЄм отобранный в качестве навесок материал сжигаетс€ в муфельной печи дл€ определени€ в нем процентного содержани€ золы и органического вещества.

»зучение динамики водной растительности

»сследовани€ водной растительности во временном масштабе могут проводитьс€ на прот€жении р€да лет, а дл€ водотоков еще и в течение одного вегетационного сезона. ѕри проведении таких наблюдений можно изучать динамику флоры, растительности, степени зарастани€ и характера распределени€ фитоценозов, фитомассы и продукции, т.е. любую из характеристик растительного покрова, какую-то их группу или же вести комплексные исследовани€.

—езонные наблюдени€ лучше всего начинать сразу после прохождени€ половодь€ и делать съЄмку, в зависимости от поставленных задач, один раз в 10 дней, в 2 недели или в мес€ц. «аканчивать следует перед ледоставом. ћожно вести работу и круглый год.

»зучение многолетней динамики происходит в ходе повторных исследований на одних и тех же водоемах и водотоках или их участках, провод€щихс€ каждый год примерно в одной и то же врем€. ƒл€ такой работы следует выбрать наиболее легкодоступные места на самых выразительных, характерных водных объектах какой-то территории или ландшафта. ¬есьма эффективно проводить повторные наблюдени€ в годы с контрастными климатическими услови€ми (сильно засушливые и наоборот дождливые), что дает возможность не только максимально полно вы€вить характеристики растительного покрова, увидеть динамику, но и проследить реакцию растительности на изменение р€да факторов среды обитани€.

«амечани€ по режиму исследовани€

ѕри ведении исследовани€ следует помнить, что в дождь эффективность флористических работ сильно снижаетс€ из-за р€би на поверхности воды, ее загр€знени€, а также из-за дождевых паводков. »з-за паводков, привод€щих к значительному замутнению вод, нецелесообразно обследование малых рек в течение 1-3 дней после сильных дождей. ¬ эти дни, при имеющейс€ возможности, следует перенаправить свои силы на обследование озер и водохранилищ, а при отсутствии таковой, на обработку собранных материалов, либо посв€тить их отдыху.

Ќе стоит обследовать водоем в ранние утренние и предвечерние часы (в зависимости от погоды - 3-4 часа после рассвета и 2-3 часа до заката), поскольку значительна€ часть солнечных лучей, падающих на поверхность воды под острым углом, отражаетс€ от нее, что искажает картину воспри€ти€, приводит к утомлению органов зрени€, снижа€ точность оценки изучаемых параметров.

ќбработка собранных материалов должна осуществл€тьс€ своевременно. ѕериод времени между сбором полевого материала и его первичной обработкой должен быть по возможности минимальным. ∆елательно специально выдел€ть дл€ этого несколько предвечерних и вечерних часов.

ѕри проведении длительных исследований и устойчивой благопри€тной погоде следует устраивать выходные дни, не реже 1 раза в неделю, так как накапливающа€с€ усталость начинает негативно сказыватьс€ на внимательности исследовател€ и качестве его работы. ¬ качестве выходных дней можно использовать дождливые дни и относительно длительные периоды ненастной погоды.

—писок литературы

  1. Ѕобров ј.ј., „емерис ≈.¬. »зучение растительного покрова ручьев и рек: методика, приемы, сложности. // ћатериалы ¬сероссийской школы-конференции по водным макрофитам Ђ√идроботаника 2005ї. –ыбинск: ќјќ Ђ–ыбинский дом печатиї, 2006. —. 181-203.
  2.  атанска€ ¬. ћ. ¬ысша€ водна€ растительность континентальных водоемов CCC–. ћетоды изучени€. Ћ.: Ќаука, 1981. 187 с.
  3. Ћисицина Ћ.». √ербаризаци€ водных растений, оформление коллекций. // √идроботаника: методологи€, методы: материалы Ўколы по гидроботанике. –ыбинск: ќјќ Ђ–ыбинский дом печатиї, 2003. —. 49-55.
  4. ѕапченков ¬. √. –астительный покров водоемов и водотоков —реднего ѕоволжь€. ярославль: ÷ћѕ ћ”ЅиЌ“, 2001. Ц 200 с.
  5. ѕапченков ¬.√.  артирование растительности водоемов и водотоков. // √идроботаника: методологи€, методы: материалы Ўколы по гидроботанике. –ыбинск: ќјќ Ђ–ыбинский дом печатиї, 2003. —. 132-136.
  6. ѕапченков ¬.√. ќ закономерност€х зарастани€ водотоков и водоемов и продукци€ водных растений. // ћатериалы ¬сероссийской школы-конференции по водным макрофитам Ђ√идроботаника 2005ї. –ыбинск: ќјќ Ђ–ыбинский дом печатиї, 2006. —. 143-152.
  7. ўербаков ј.¬. »зучение и анализ региональных флор водоемов. // √идроботаника: методологи€, методы: материалы Ўколы по гидроботанике. –ыбинск: ќјќ Ђ–ыбинский дом печатиї, 2003. —. 56-69.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020