јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ ¬ќ—ѕ»“јЌ»≈ Ћ»„Ќќ—“» (“≈ќ–≈“»„≈— »≈ ќ—Ќќ¬џ)

Ўаронова ≈вгени€ √еннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и €ковлевоведени€, ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ„увашский государственный педагогический университет им. ».я.яковлеваї, г. „ебоксары

 

јннотаци€: в статье рассматриваютс€ теоретические основы социально-экологического воспитани€ личности, пон€тийный аппарат, даны авторские подходы к определению пон€тий.

 лючевые слова: экологическое воспитание, социально-экологическое воспитание, социально-экологическа€ компетентность.

 

ѕроблемы экологического образовани€, воспитани€ и развити€, формировани€ экологической культуры личности рассматривали ». ƒ. «верев, ј. Ќ. «ахлебный, ». “. —уравегина и др. ѕроанализируем подходы к определению пон€ти€ Ђэкологическое воспитаниеї. ќдни ученые понимают его как Ђсоциокультурный феномен, педагогическа€ интерпретаци€ которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы школьников в микро- и макросреде его обитани€, формированию у них научного мировоззрени€, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношени€х с природой, окружающей средой и людьми, что ориентирует учащихс€ на осознанную де€тельность по сохранению жизни на «емле дл€ насто€щего и будущих поколений. ÷елью и конечным результатом экологического воспитани€ €вл€етс€ сформированна€ эколого-мировоззренческа€ позици€ выпускникаї[ 4] . ѕо ≈. ј.  лимову экологическое воспитание в широком смысле представл€ет собой управл€емое многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов де€тельности с окружающей природной и социальной средой. ¬ процессе экологического воспитани€ происходит становление субъекта как представител€ системы Ђчеловек Ц природа Ц общество Ц производствої. Ќ. Ќ. ћоисеев отмечает: ЂЁкологическое воспитание невозможно без экологического образовани€, и поэтому образование должно рассматриватьс€ в контексте воспитани€, тем более что знани€ сами по себе еще не определ€ют направленность де€тельности человекаї [ 2] . ѕо мнению Ѕ. “. Ћихачева, экологическое воспитание должно обеспечит формирование экологического сознани€, чувствовани€ и волевого, экологически целесообразного действи€ в отношении природы, общества, себ€ самого и других людей [ 1] . –апацевич ≈. —.,  оджаспиров √. ћ. вид€т целью экологического воспитани€ Ц формирование высокой экологической культуры. ћы считаем, что Ђвоспитание экологическое Ц это усвоение человеком особой экологической морали, этики отношений природы и человека, обеспечение перехода знаний, умений в активную жизненную позицию. ÷еленаправленный педагогический процесс, целью которого €вл€етс€ формирование экологической культуры личностиї.

Ёкологическое воспитание в широком смысле представл€ет собой управл€емое многостороннее взаимодействие людей, как активных субъектов де€тельности с окружающей природной и социальной средой. ¬ процессе экологического воспитани€ происходит становление субъекта как представител€ системы Ђчеловек Ц природа Ц общество Ц производствої. ¬ рассматриваемых подходах результатом экологического воспитани€ €вл€етс€ формирование экологической культуры личности.

¬ последнее дес€тилетие возник интерес к социальному аспекту экологического образовани€ (¬. —. Ўилова, ё. ј. √ончарова, Ќ. ¬. —амерсова), что св€зано с усилением внимани€ педагогической науки и практики к проблемам социальной работы с молодежью.

—оциально-экологическое − пон€тие, употребл€емое, когда речь идет об устойчивых, систематических взаимосв€з€х социального организма с совокупностью условий его существовани€, которые, в данной исторической ситуации, выступают в качестве обычных, нормальных и естественных дл€ него (город, региональна€ система, общество по отношению к конкретному социальному субъекту Ц индивиду, группе) (ќ. Ќ. яницкий). “ака€ трактовка, по нашему мнению, стираетс€ грань между природным и общественным. ¬ социально-экологическом словаре пон€тие Ђсоциально-экологическоеї трактуетс€ как Ђопределенна€ степень взаимопроникновени€, взаимосв€зи природного и социального, про€вл€юща€с€ во взаимоотношени€х индивидов, социальных общностей в процессе их общественного быти€[ 3] .

  насто€щему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие выделению феномена Ђсоциально-экологическоеї в педагогике. ¬ы€влена сущность социально-экологической науки, накоплен богатый историко-педагогический опыт образовани€ в области окружающей среды; существует заинтересованность государства и общества в решении социально-экологических проблем. Ќа сегодн€шний день учеными разработаны и определены сущность и содержание таких пон€тий как: социально-экологическое образование (ј. ћ. √алева, ¬. —. Ўилова), социально-экологическа€ культура (¬. —. Ўилова), социально-экологическое развитие (≈. ¬. √ончарова), социально-экологическа€ направленность личности и де€тельности (—. ј. ≈рмолаев, Ћ. ¬.  олчанова, ¬. ¬. “олмачева), социально-экологический стереотип поведени€ (Ћ. Ќ. “рикула), социально-экологические умени€ (Ћ. “. Ўаповалова), социально-экологический опыт (Ћ. “. Ѕельков), социально-экологические представлени€ (Ћ. ¬. Ўинкарева, ¬. ¬. ћаркова), социально-экологическа€ компетентность (ќ. ≈. ѕерфилова). ¬месте с тем, подходы к определению пон€ти€ Ђсоциально-экологическое воспитаниеї недостаточно разработаны.

„ем отличаетс€ экологическое воспитание от социально-экологического? —оциально-экологическое воспитание рассматриваетс€ как часть экологического воспитани€. ѕо мнению ¬. —. Ўиловой, ключевым словом здесь €вл€етс€ Ђвзаимодействиеї. ћы считаем, что область социально-экологической направленности лежит на стыке непосредственного контакта человека и общества с окружающей природной средой: вли€ни€ природной среды на психическое и физическое здоровье человека и общества в целом с одной стороны, и антропогенное воздействие на природную среду Ц с другой. ¬оспитание личности в данном направлении должно ориентироватьс€ на формирование социально-экологической активности на основе знаний социально-экологических процессов современности, социально-экологических проблем; умений и навыков организации социально-экологической де€тельности, мотивов, интересов и ценностей, убеждений в необходимости оптимального взаимодействи€ человека и общества с окружающей природной средой, эмоционального настро€ и волевых усилий дл€ организации и включени€ в социальноЦзначимую экологическую де€тельность. —оциально-экологическое воспитание рассматриваетс€ нами как:

а) аспект целостного воспитательного процесса, направленный на формирование личности, способной устанавливать оптимальные отношени€ правильного взаимодействи€ в системе Ђ„еловек Ц ќбщество Ц ѕрирода Ц ѕроизводствої с позиций упор€доченного и сознательного регулировани€ взаимодействи€ и поддержани€ восстановительных способностей природы и социумов, обеспечени€ культурных условий дл€ их устойчивого развити€;

б) частична€ воспитательна€ система, включающа€ следующие компоненты: цель, задачи, факторы, принципы, формы, методы, средства и результат.

÷елью социальноЦэкологического воспитани€ личности €вл€етс€ формирование социально-экологической компетентности, включающей в себ€ социальную, экологическую и специальную компетенцию. ÷ель социально-экологического воспитани€ учащейс€ молодежи реализуетс€ через р€д задач:

  1. диагностика исходного уровн€ социально-экологической компетентности;
  2. вы€вление недостатков и проблем;
  3. разработка концепции и технологии социально-экологического воспитани€;
  4. реализаци€ технологии социально-экологического воспитани€;
  5. диагностика и коррекци€ достигнутых результатов.

ћы считаем, что социально-экологическое воспитание личности детерминировано следующими факторами:

  1. идеологический фактор. ≈го важным методологическим принципом €вл€етс€ положение о соответствии господствующих в обществе отношений людей между собой и отношений к природной среде. Ќа каждом витке исторического развити€ планеты, страны, существовала и существует определенна€ идеологи€ отношени€ общества к природе. ќптимальные формы взаимоотношений общества и природы могут складыватьс€ лишь в том обществе, которое культивирует уважение к индивиду, его достоинству и неотъемлемым правам, где основной экономический закон предусматривает беспокойство и о человеке, и о природе, где найден механизм согласовани€ между цел€ми индивида и общества, общественным производством и окружающей средой.
  2. естественнонаучный фактор. ¬ его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. ќбщество неразрывно св€зано с природой, как своим происхождением, так и существованием. ¬ социальном плане общество св€зано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. ѕрирода создает потенциальные услови€ дл€ удовлетворени€ человеком своих материальных и духовных потребностей. –еализуютс€ же эти потребности лишь путем целесообразной де€тельности. ¬ процессе производства человек создает собственные потоки вещества и энергии, которые внос€т дисбаланс в существующие в природе и отшлифованные миллиардами лет, циклы энергетического и вещественного обмена. “ем самым происходит нарушение действи€ механизмов самовоспроизведени€ основных качественных параметров биосферы, тех объективных условий, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Ёти нарушени€ порождаютс€ ограниченностью имеющихс€ знаний о закономерност€х развити€ природы, неумением учитывать все возможные последстви€ человеческой де€тельности.
  3. нормативно-правовой фактор. Ёкологические знани€, перераста€ в убеждени€ и действи€, должны тесно совмещатьс€ с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общественные интересы. √осударство как главный механизм регул€ции и согласовани€ общих интересов индивида и общества в их взаимоотношени€х с природой имеет исключительные права не только на создание экологического законодательства, но и принудительные действи€ относительно индивидов или их групп, направленные на соблюдение данных законов.
  4. морально-эстетический фактор. —овременна€ экологическа€ ситуаци€ требует от человечества новой моральной ориентации в отношени€х с природой, пересмотра определенных норм поведени€ человека в окружающей естественной среде. ¬ обществах, которые наход€тс€ на индустриальной ступени развити€, мораль ориентирует природопользователей на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на обеспечение потребностей членов общества, не счита€сь с экологическими последстви€ми производственной де€тельности. ѕри переходе к индустриальной стадии развити€, когда происходит качественный прыжок в производительных силах, формирование экологического императива, который должен стать нормой моральной регул€ции конкретных способов освоени€ природы, €вл€етс€ одним из наиболее неотложных требований. ћорально-эстетический фактор социально-экологического воспитани€ рассматривает проблемы отношени€ к природе как абсолюту красоты, моральной ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколени€ми.
  5. мировоззренческий фактор. —оциально-экологическое воспитание не может быть эффективным, не формиру€ соответствующим образом основы мировоззрени€. ƒл€ того чтобы индивид мог прин€ть участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, решении нарастающих социально-экологических проблем, необходимо формирование его внутренней потребности осуществл€ть данный процесс. ќн реализуетс€ на основе целостного представлени€ о сущности мира, природы, человека, о смысле человеческого быти€. ¬ этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества. —оциально-экологические ценности значимы дл€ процесса развити€ взаимоотношений общества и природы. ќни €вл€ютс€ результатом синтеза ценностей экологических, социальных и политических и выступают результатом и основой повышени€ эффективности социально-экологического воспитани€.

—оциально-экологическое воспитание учащейс€ молодежи опираетс€ на р€д принципов. ѕомимо общепедагогических принципов воспитани€ личности, мы выдел€ем специфические принципы:

а) принцип эффективности социального взаимодействи€ Ц предполагает осуществление воспитани€ в различных социальных институтах, коллективах различного типа, что позвол€ет школьникам и студентам расширить сферу общени€, создает услови€ дл€ конструктивных процессов социокультурного и социоэкологического самоопределени€, адекватной коммуникации, а в целом Ц формирует навыки социальной адаптации, самореализации;

б) принцип социального партнерства Ц совместна€ де€тельность между субъектами образовательного процесса, на основе общих целей и ценностей, добровольности и долговременности отношений, а также признание взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развити€. —оциальное партнерство в социально-экологическом воспитании школьников и студентов реализуетс€ через совместную де€тельность со школами, системой дополнительного образовани€ детей, другими социальными институтами;

в) принцип концентрации воспитани€ на развитии социально-экологической компетентности личности предполагает, что стратеги€ и тактика воспитани€ должны быть направлены на освоение социальных, экологических и специальных компетенций.

—оциально-экологическое воспитание учащейс€ молодежи реализуетс€ в различных формах организации педагогического процесса. Ќа основе анализа педагогической литературы мы придерживаемс€ традиционных классификаций и определ€ем следующие формы социально-экологического воспитани€:

а) массовые: лекции, лагер€, акции, научные конференции, издание информационных материалов, просмотр и обсуждение фильмов, участие в общественных движени€х.

б) групповые: уроки, семинары, практикумы, спецкурсы, факультативы, кружкова€ работа, лабораторна€ работа, экскурсии и походы в природу, проектна€ де€тельность, дискуссии, конкурсы, волонтерска€ де€тельность, тренинги, субботники.

в) индивидуальные: проектна€ де€тельность, исследовательска€ де€тельность (научно- и учебно-исследовательска€ де€тельность), открытые показательные зан€ти€ студентов, дистанционные консультации.

ƒл€ реализации целей социально-экологического воспитани€ учащейс€ молодежи используютс€ такие методы как (—ластенин ¬. ј.):

а) методы формировани€ социально-экологического сознани€: рассказ, беседа, дискуссии, диспуты, метод примера, убеждение, лекци€;

б) методы организации социально-экологической де€тельности и формировани€ опыта общественного поведени€: упражнение, приучение, наблюдени€, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, метод создани€ воспитывающей ситуации;

в) методы стимулировани€ и мотивации социально-экологической де€тельности и поведени€: соревнование, поощрение, наказание, эмоциональное воздействие, познавательные игры, дискуссии;

г) методы контрол€ эффективности социально-экологического воспитани€: специальна€ диагностика, опросы, самопроверка.

¬ процессе социально-экологического воспитани€ учащейс€ молодежи можно использовать традиционные средства:

а) технические средства: аудио-видео; компьютер и информационные программы;

б) учебники и учебные пособи€, книги дл€ чтени€, справочники и словари, хрестоматии, программы спецкурсов, рабочие тетради и др.

в) природа и природные объекты.

ќсобенности применени€ форм, методов и средств заключаютс€ в наполнении их экологическим содержанием, направленным на социальную активность личности, про€вление социальных инициатив и ответственного отношени€ к окружающей природной среде. ѕредставленные формы, методы и средства, применительно к процессу социальноЦэкологического воспитани€, позвол€ют достичь ожидаемых результатов Ц сформированности социальных, экологических и специальных компетенций личности и, в итоге, высокого уровн€ социально-экологической компетентности учащейс€ молодежи.

—оциально-экологическую компетентность личности мы определ€ем как интегративное образование субъекта, включающее социальную, экологическую и специальную компетенцию; представл€ющее собой способность и готовность личности устанавливать оптимальные отношени€ правильного взаимодействи€ в системе Ђ„еловек Ц ќбщество Ц ѕрирода Ц ѕроизводствої с позиций упор€доченного и сознательного регулировани€ взаимодействи€ и поддержани€ восстановительных способностей природы и социумов, обеспечени€ культурных условий дл€ их устойчивого развити€.

Ћитература

  1. Ћихачев, Ѕ. “. ‘илософи€ воспитани€. —пециальный курс : учебное пособие дл€ студентов высших учебных заведений [“екст] / Ѕ. “. Ћихачев. Ц ћ. : ѕрометей, 1995.-282с.
  2. ћоисеев, Ќ. Ќ. Ёкологи€, нравственность и политика [“екст] / Ќ. Ќ. ћоисеев // ¬опросы философии. Ц 1989. Ц є 5. Ц —. 23-28. (—. 25)
  3. –усско-французский социально-экологический словарь [Ёлектронный ресурс] //:www/ ksma.ru/ecod/ier.
  4. “еплов, ƒ. Ћ. Ёкологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образовани€ [“екст] // ѕедагогика. Ц 2003. Ц є 10. Ц C.46-50.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019