Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

Шаронова Евгения Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и яковлевоведения, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева», г. Чебоксары

 

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы социально-экологического воспитания личности, понятийный аппарат, даны авторские подходы к определению понятий.

Ключевые слова: экологическое воспитание, социально-экологическое воспитание, социально-экологическая компетентность.

 

Проблемы экологического образования, воспитания и развития, формирования экологической культуры личности рассматривали И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и др. Проанализируем подходы к определению понятия «экологическое воспитание». Одни ученые понимают его как «социокультурный феномен, педагогическая интерпретация которого способствует свободному развитию интеллектуальной и духовной сферы школьников в микро- и макросреде его обитания, формированию у них научного мировоззрения, опыта социальных отношений и системы ценностей во взаимоотношениях с природой, окружающей средой и людьми, что ориентирует учащихся на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящего и будущих поколений. Целью и конечным результатом экологического воспитания является сформированная эколого-мировоззренческая позиция выпускника»[ 4] . По Е. А. Климову экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой. В процессе экологического воспитания происходит становление субъекта как представителя системы «человек – природа – общество – производство». Н. Н. Моисеев отмечает: «Экологическое воспитание невозможно без экологического образования, и поэтому образование должно рассматриваться в контексте воспитания, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека» [ 2] . По мнению Б. Т. Лихачева, экологическое воспитание должно обеспечит формирование экологического сознания, чувствования и волевого, экологически целесообразного действия в отношении природы, общества, себя самого и других людей [ 1] . Рапацевич Е. С., Коджаспиров Г. М. видят целью экологического воспитания – формирование высокой экологической культуры. Мы считаем, что «воспитание экологическое – это усвоение человеком особой экологической морали, этики отношений природы и человека, обеспечение перехода знаний, умений в активную жизненную позицию. Целенаправленный педагогический процесс, целью которого является формирование экологической культуры личности».

Экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей, как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой. В процессе экологического воспитания происходит становление субъекта как представителя системы «человек – природа – общество – производство». В рассматриваемых подходах результатом экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.

В последнее десятилетие возник интерес к социальному аспекту экологического образования (В. С. Шилова, Ю. А. Гончарова, Н. В. Самерсова), что связано с усилением внимания педагогической науки и практики к проблемам социальной работы с молодежью.

Социально-экологическое − понятие, употребляемое, когда речь идет об устойчивых, систематических взаимосвязях социального организма с совокупностью условий его существования, которые, в данной исторической ситуации, выступают в качестве обычных, нормальных и естественных для него (город, региональная система, общество по отношению к конкретному социальному субъекту – индивиду, группе) (О. Н. Яницкий). Такая трактовка, по нашему мнению, стирается грань между природным и общественным. В социально-экологическом словаре понятие «социально-экологическое» трактуется как «определенная степень взаимопроникновения, взаимосвязи природного и социального, проявляющаяся во взаимоотношениях индивидов, социальных общностей в процессе их общественного бытия[ 3] .

К настоящему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие выделению феномена «социально-экологическое» в педагогике. Выявлена сущность социально-экологической науки, накоплен богатый историко-педагогический опыт образования в области окружающей среды; существует заинтересованность государства и общества в решении социально-экологических проблем. На сегодняшний день учеными разработаны и определены сущность и содержание таких понятий как: социально-экологическое образование (А. М. Галева, В. С. Шилова), социально-экологическая культура (В. С. Шилова), социально-экологическое развитие (Е. В. Гончарова), социально-экологическая направленность личности и деятельности (С. А. Ермолаев, Л. В. Колчанова, В. В. Толмачева), социально-экологический стереотип поведения (Л. Н. Трикула), социально-экологические умения (Л. Т. Шаповалова), социально-экологический опыт (Л. Т. Бельков), социально-экологические представления (Л. В. Шинкарева, В. В. Маркова), социально-экологическая компетентность (О. Е. Перфилова). Вместе с тем, подходы к определению понятия «социально-экологическое воспитание» недостаточно разработаны.

Чем отличается экологическое воспитание от социально-экологического? Социально-экологическое воспитание рассматривается как часть экологического воспитания. По мнению В. С. Шиловой, ключевым словом здесь является «взаимодействие». Мы считаем, что область социально-экологической направленности лежит на стыке непосредственного контакта человека и общества с окружающей природной средой: влияния природной среды на психическое и физическое здоровье человека и общества в целом с одной стороны, и антропогенное воздействие на природную среду – с другой. Воспитание личности в данном направлении должно ориентироваться на формирование социально-экологической активности на основе знаний социально-экологических процессов современности, социально-экологических проблем; умений и навыков организации социально-экологической деятельности, мотивов, интересов и ценностей, убеждений в необходимости оптимального взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, эмоционального настроя и волевых усилий для организации и включения в социально–значимую экологическую деятельность. Социально-экологическое воспитание рассматривается нами как:

а) аспект целостного воспитательного процесса, направленный на формирование личности, способной устанавливать оптимальные отношения правильного взаимодействия в системе «Человек – Общество – Природа – Производство» с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития;

б) частичная воспитательная система, включающая следующие компоненты: цель, задачи, факторы, принципы, формы, методы, средства и результат.

Целью социально–экологического воспитания личности является формирование социально-экологической компетентности, включающей в себя социальную, экологическую и специальную компетенцию. Цель социально-экологического воспитания учащейся молодежи реализуется через ряд задач:

  1. диагностика исходного уровня социально-экологической компетентности;
  2. выявление недостатков и проблем;
  3. разработка концепции и технологии социально-экологического воспитания;
  4. реализация технологии социально-экологического воспитания;
  5. диагностика и коррекция достигнутых результатов.

Мы считаем, что социально-экологическое воспитание личности детерминировано следующими факторами:

  1. идеологический фактор. Его важным методологическим принципом является положение о соответствии господствующих в обществе отношений людей между собой и отношений к природной среде. На каждом витке исторического развития планеты, страны, существовала и существует определенная идеология отношения общества к природе. Оптимальные формы взаимоотношений общества и природы могут складываться лишь в том обществе, которое культивирует уважение к индивиду, его достоинству и неотъемлемым правам, где основной экономический закон предусматривает беспокойство и о человеке, и о природе, где найден механизм согласования между целями индивида и общества, общественным производством и окружающей средой.
  2. естественнонаучный фактор. В его основе лежит научное понимание неразрывного единства общества и природы. Общество неразрывно связано с природой, как своим происхождением, так и существованием. В социальном плане общество связано с природой с помощью производства, без которого оно не может существовать. Природа создает потенциальные условия для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Реализуются же эти потребности лишь путем целесообразной деятельности. В процессе производства человек создает собственные потоки вещества и энергии, которые вносят дисбаланс в существующие в природе и отшлифованные миллиардами лет, циклы энергетического и вещественного обмена. Тем самым происходит нарушение действия механизмов самовоспроизведения основных качественных параметров биосферы, тех объективных условий, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Эти нарушения порождаются ограниченностью имеющихся знаний о закономерностях развития природы, неумением учитывать все возможные последствия человеческой деятельности.
  3. нормативно-правовой фактор. Экологические знания, перерастая в убеждения и действия, должны тесно совмещаться с активным участием индивида в соблюдении им самим и окружающими норм природоохранного законодательства, в которых должны быть отражены общественные интересы. Государство как главный механизм регуляции и согласования общих интересов индивида и общества в их взаимоотношениях с природой имеет исключительные права не только на создание экологического законодательства, но и принудительные действия относительно индивидов или их групп, направленные на соблюдение данных законов.
  4. морально-эстетический фактор. Современная экологическая ситуация требует от человечества новой моральной ориентации в отношениях с природой, пересмотра определенных норм поведения человека в окружающей естественной среде. В обществах, которые находятся на индустриальной ступени развития, мораль ориентирует природопользователей на хищническую эксплуатацию природных ресурсов, на обеспечение потребностей членов общества, не считаясь с экологическими последствиями производственной деятельности. При переходе к индустриальной стадии развития, когда происходит качественный прыжок в производительных силах, формирование экологического императива, который должен стать нормой моральной регуляции конкретных способов освоения природы, является одним из наиболее неотложных требований. Морально-эстетический фактор социально-экологического воспитания рассматривает проблемы отношения к природе как абсолюту красоты, моральной ответственности, за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями.
  5. мировоззренческий фактор. Социально-экологическое воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом основы мировоззрения. Для того чтобы индивид мог принять участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, решении нарастающих социально-экологических проблем, необходимо формирование его внутренней потребности осуществлять данный процесс. Он реализуется на основе целостного представления о сущности мира, природы, человека, о смысле человеческого бытия. В этом направлении происходит формирование системы экологических ценностей и приоритетов индивидов и общества. Социально-экологические ценности значимы для процесса развития взаимоотношений общества и природы. Они являются результатом синтеза ценностей экологических, социальных и политических и выступают результатом и основой повышения эффективности социально-экологического воспитания.

Социально-экологическое воспитание учащейся молодежи опирается на ряд принципов. Помимо общепедагогических принципов воспитания личности, мы выделяем специфические принципы:

а) принцип эффективности социального взаимодействия – предполагает осуществление воспитания в различных социальных институтах, коллективах различного типа, что позволяет школьникам и студентам расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного и социоэкологического самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации;

б) принцип социального партнерства – совместная деятельность между субъектами образовательного процесса, на основе общих целей и ценностей, добровольности и долговременности отношений, а также признание взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное партнерство в социально-экологическом воспитании школьников и студентов реализуется через совместную деятельность со школами, системой дополнительного образования детей, другими социальными институтами;

в) принцип концентрации воспитания на развитии социально-экологической компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на освоение социальных, экологических и специальных компетенций.

Социально-экологическое воспитание учащейся молодежи реализуется в различных формах организации педагогического процесса. На основе анализа педагогической литературы мы придерживаемся традиционных классификаций и определяем следующие формы социально-экологического воспитания:

а) массовые: лекции, лагеря, акции, научные конференции, издание информационных материалов, просмотр и обсуждение фильмов, участие в общественных движениях.

б) групповые: уроки, семинары, практикумы, спецкурсы, факультативы, кружковая работа, лабораторная работа, экскурсии и походы в природу, проектная деятельность, дискуссии, конкурсы, волонтерская деятельность, тренинги, субботники.

в) индивидуальные: проектная деятельность, исследовательская деятельность (научно- и учебно-исследовательская деятельность), открытые показательные занятия студентов, дистанционные консультации.

Для реализации целей социально-экологического воспитания учащейся молодежи используются такие методы как (Сластенин В. А.):

а) методы формирования социально-экологического сознания: рассказ, беседа, дискуссии, диспуты, метод примера, убеждение, лекция;

б) методы организации социально-экологической деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, метод создания воспитывающей ситуации;

в) методы стимулирования и мотивации социально-экологической деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, эмоциональное воздействие, познавательные игры, дискуссии;

г) методы контроля эффективности социально-экологического воспитания: специальная диагностика, опросы, самопроверка.

В процессе социально-экологического воспитания учащейся молодежи можно использовать традиционные средства:

а) технические средства: аудио-видео; компьютер и информационные программы;

б) учебники и учебные пособия, книги для чтения, справочники и словари, хрестоматии, программы спецкурсов, рабочие тетради и др.

в) природа и природные объекты.

Особенности применения форм, методов и средств заключаются в наполнении их экологическим содержанием, направленным на социальную активность личности, проявление социальных инициатив и ответственного отношения к окружающей природной среде. Представленные формы, методы и средства, применительно к процессу социально–экологического воспитания, позволяют достичь ожидаемых результатов – сформированности социальных, экологических и специальных компетенций личности и, в итоге, высокого уровня социально-экологической компетентности учащейся молодежи.

Социально-экологическую компетентность личности мы определяем как интегративное образование субъекта, включающее социальную, экологическую и специальную компетенцию; представляющее собой способность и готовность личности устанавливать оптимальные отношения правильного взаимодействия в системе «Человек – Общество – Природа – Производство» с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития.

Литература

  1. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 1995.-282с.
  2. Моисеев, Н. Н. Экология, нравственность и политика [Текст] / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С. 23-28. (С. 25)
  3. Русско-французский социально-экологический словарь [Электронный ресурс] //:www/ ksma.ru/ecod/ier.
  4. Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования [Текст] // Педагогика. – 2003. – № 10. – C.46-50.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017