јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ќаблюдению в исследовательской де€тельности надо учить
(практика работы на основе использовани€ фотографии)

ƒендебер »горь јнатольевич
кандидат педагогических наук, доцент, тьютор ћЅќ” школа є 34 городского округа г. ¬оронеж

ѕолагаю, никто не станет возражать против высказывани€, что любое исследование, любое познание окружающего мира начинаетс€ с процесса наблюдени€, с необходимости созерцать и видеть происход€щее. ƒанное утверждение Ц практически аксиома. ѕринима€ за основу данную аксиому, можно предположить, что дл€ ведени€ исследовани€ должно быть сформированы эти умени€. ј умеем ли мы наблюдать? »з чего складываетс€ процесс наблюдени€ и как он протекает? ¬оспри€тие одного и того же €влени€ приводит к одним и тем же ассоциаци€м, или наблюда€ за одним и тем же событием из одной и той же точки, разные люди вид€т разное. ѕочему? ѕочему объективно происход€щее событие оцениваетс€ субъективно? » этих Ђпочемуї - множество.  онечно, в созерцании объективной реальности, ее оценки и интерпретации, многое зависит от мировоззрени€ конкретного человека, его опыта и многого другого. Ќо, все же, почему?

ќтдельно вз€тый вопрос Ц организаци€ процесса познани€, а тем более, исследовательской де€тельности в школе. ѕредставл€емый дл€ изучени€ учащимис€ учебный материал требует зачастую однозначной трактовки и далеко не всегда Ц вариативной. Ќапрашиваетс€ вывод: чтобы в процесс наблюдени€ одного и того же €влени€ наблюдающие за ним видели одно и тоже (а может и разное, в зависимости от поставленной цели), умению смотреть и видеть Ц надо учить. “о есть, организовывать такую среду, где ребенок, созерца€, учитс€ наблюдать, анализировать и сравнивать, обобщать увиденное в единую структурную единицу.  ак это сделать? Ќаше предложение - обучать, использу€ фотоаппарат и его составл€ющие, использу€ продукт фотографического процесса - фотографию. ј на основе процесса созерцани€ фотографии, ребенок обретал умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать представл€емое изображение. ”читьс€ на ее основе, открывать дл€ себ€ окружающий мир, делать пусть маленькие, но личностно значимые открыти€.

Ќо, говор€ о фотографии, как о структурной единице организации процесса познани€ человека, первоначально обратимс€ к живописи. ¬ернее, к художнику, достигнувшему небывалых высот в изображении красот природы Ц »вану ¬асильевичу Ўишкину, его творчеству, его подходу к изучению и познанию окружающей среды. »сследователи его творчества писали: Ђ»зуча€ натуру, молодой человек так увлекалс€, что любой сучок или веточка воспринималась им как шедевр растительного мира. ќн удел€л большое внимание не столько общим пейзажным видам, сколько конкретным фрагментам, а потому тщательно осматривал стволы деревьев, стебли, листочки, прощупывал траву, мохЕ “ак живописцем был открыт неведомый и удивительный мир природы с его неотъемлемыми составл€ющими, незаметными на первый взгл€д и не отмеченными предшественникамиї [1].

–исовать, да еще рисовать так, как делал »ван ¬асильевич Ўишкин, Ц дано не каждому. ƒругое дело Ц фотографи€. ќ ее возможност€х и доступности использовани€ в 1918 году провидчески произнес нарком просвещени€ ј. Ћуначарский: Ђ ак каждый образованный человек об€зан иметь часы, так он должен уметь владеть карандашом и фотографической камерой. » это со временем будет. ¬ —оветской –оссии будет как всеобща€ грамотность вообще, так и фотографическа€ грамотность в частностиї [2, 3].

—пуст€ практически 100 лет, слова наркома просвещени€ сбылись. ‘отографическа€ камера, возможности пользовани€ ею сейчас действительно доступны многим.

ѕочему именно фотографи€? ќписыва€ достоинства фотографии, ее приверженцы отмечали такую черту, как документальность. Ёто достоинство способствовало тому, что фотографы заменили в экспедици€х художников. ‘иксировали все изучаемое и происход€щее, использу€ одну из важнейших черт фотографии - ее способность отразить и Ђзапомнитьї все, до мельчайших подробностей. ј может и по-другому Ц выделить только то, что существенно, Ђувод€ в теньї второстепенное.  ак применить сказанное на практике? ѕриведем пример открыти€ скрытого на первый взгл€д изображени€, использу€ в качестве иллюстрации информацию в таблице 1.

“аблица 1.

ѕримеры открыти€ скрытого изображени€

ќбъект исследовани€ (фото 1)

‘отографи€ с рисунком, увиденных очертаний (фото 2)

‘ото »гор€ ƒендебера

 

–исунок јнны —ократовой

 

‘отографи€ с рисунком, увиденных очертаний (фото 3)

‘отографи€ с рисунком, увиденных очертаний

(фото 4)

–исунок “ихоновой јлины

–исунок “ихоновой јлины

ѕроход€щий с фотоаппаратом путник, обратил внимание на рисунок, изображенный ћатушкой-природой на стволе дерева.

ƒума€ о чем-то своем, остановилс€, достал фотокамеру и зафиксировал Ђувиденноеї.  аково же было его удивление, когда полученный снимок стал рассматриватьс€ на мониторе (фото 1). ќграниченное рамками кадра общее изображение, вдруг, стало выводить совершенно другой рисунок, другие черты.

ћало того, их многообразие. ќбратите еще внимание на рисунки разных людей, увидевших очертани€ на представленной фотографии. –ассматрива€ ее, кто-то увидел наблюдающего из-за ствола дерева ЂЋешегої, кто-то - голову олен€, кто-то - котикаЕ

“о есть, один, вскользь Ђпойманныйї и зафиксированный сюжет, вместо одной трактовки обрел еще несколько альтернативных вариантов.

Ёто лишь небольшой пример того, как рассматрива€ фотографию, человек учитьс€ видеть изображение, как €вное, так и скрытое (не бросающеес€ в глаза сразу).

¬от так, провод€ подобные исследовани€ фотографического изображени€, вдруг по€вл€ютс€ маленькие открыти€. ќткрыти€, может быть, и невеликие, но важные не только дл€ ребенка, но и дл€ наход€щегос€ р€дом взрослого. Ёто те крошечные первые шаги познани€, которые привод€т к гораздо большему.

Ћитература

1. ћельникова Ћ. Ђ»ван Ўишкинї. —ери€ Ђ¬еликие художникиї. “ом 9. »здательство Ђƒирект-ћедиаї, «јќ Ђ»здательский дом Ђ омсомольска€ правдаї, 2009. —. 4.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020