Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Наблюдению в исследовательской деятельности надо учить
(практика работы на основе использования фотографии)

Дендебер Игорь Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент, тьютор МБОУ школа № 34 городского округа г. Воронеж

Полагаю, никто не станет возражать против высказывания, что любое исследование, любое познание окружающего мира начинается с процесса наблюдения, с необходимости созерцать и видеть происходящее. Данное утверждение – практически аксиома. Принимая за основу данную аксиому, можно предположить, что для ведения исследования должно быть сформированы эти умения. А умеем ли мы наблюдать? Из чего складывается процесс наблюдения и как он протекает? Восприятие одного и того же явления приводит к одним и тем же ассоциациям, или наблюдая за одним и тем же событием из одной и той же точки, разные люди видят разное. Почему? Почему объективно происходящее событие оценивается субъективно? И этих «почему» - множество. Конечно, в созерцании объективной реальности, ее оценки и интерпретации, многое зависит от мировоззрения конкретного человека, его опыта и многого другого. Но, все же, почему?

Отдельно взятый вопрос – организация процесса познания, а тем более, исследовательской деятельности в школе. Представляемый для изучения учащимися учебный материал требует зачастую однозначной трактовки и далеко не всегда – вариативной. Напрашивается вывод: чтобы в процесс наблюдения одного и того же явления наблюдающие за ним видели одно и тоже (а может и разное, в зависимости от поставленной цели), умению смотреть и видеть – надо учить. То есть, организовывать такую среду, где ребенок, созерцая, учится наблюдать, анализировать и сравнивать, обобщать увиденное в единую структурную единицу. Как это сделать? Наше предложение - обучать, используя фотоаппарат и его составляющие, используя продукт фотографического процесса - фотографию. А на основе процесса созерцания фотографии, ребенок обретал умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать представляемое изображение. Учиться на ее основе, открывать для себя окружающий мир, делать пусть маленькие, но личностно значимые открытия.

Но, говоря о фотографии, как о структурной единице организации процесса познания человека, первоначально обратимся к живописи. Вернее, к художнику, достигнувшему небывалых высот в изображении красот природы – Ивану Васильевичу Шишкину, его творчеству, его подходу к изучению и познанию окружающей среды. Исследователи его творчества писали: «Изучая натуру, молодой человек так увлекался, что любой сучок или веточка воспринималась им как шедевр растительного мира. Он уделял большое внимание не столько общим пейзажным видам, сколько конкретным фрагментам, а потому тщательно осматривал стволы деревьев, стебли, листочки, прощупывал траву, мох… Так живописцем был открыт неведомый и удивительный мир природы с его неотъемлемыми составляющими, незаметными на первый взгляд и не отмеченными предшественниками» [1].

Рисовать, да еще рисовать так, как делал Иван Васильевич Шишкин, – дано не каждому. Другое дело – фотография. О ее возможностях и доступности использования в 1918 году провидчески произнес нарком просвещения А. Луначарский: «Как каждый образованный человек обязан иметь часы, так он должен уметь владеть карандашом и фотографической камерой. И это со временем будет. В Советской России будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности» [2, 3].

Спустя практически 100 лет, слова наркома просвещения сбылись. Фотографическая камера, возможности пользования ею сейчас действительно доступны многим.

Почему именно фотография? Описывая достоинства фотографии, ее приверженцы отмечали такую черту, как документальность. Это достоинство способствовало тому, что фотографы заменили в экспедициях художников. Фиксировали все изучаемое и происходящее, используя одну из важнейших черт фотографии - ее способность отразить и «запомнить» все, до мельчайших подробностей. А может и по-другому – выделить только то, что существенно, «уводя в тень» второстепенное. Как применить сказанное на практике? Приведем пример открытия скрытого на первый взгляд изображения, используя в качестве иллюстрации информацию в таблице 1.

Таблица 1.

Примеры открытия скрытого изображения

Объект исследования (фото 1)

Фотография с рисунком, увиденных очертаний (фото 2)

Фото Игоря Дендебера

 

Рисунок Анны Сократовой

 

Фотография с рисунком, увиденных очертаний (фото 3)

Фотография с рисунком, увиденных очертаний

(фото 4)

Рисунок Тихоновой Алины

Рисунок Тихоновой Алины

Проходящий с фотоаппаратом путник, обратил внимание на рисунок, изображенный Матушкой-природой на стволе дерева.

Думая о чем-то своем, остановился, достал фотокамеру и зафиксировал «увиденное». Каково же было его удивление, когда полученный снимок стал рассматриваться на мониторе (фото 1). Ограниченное рамками кадра общее изображение, вдруг, стало выводить совершенно другой рисунок, другие черты.

Мало того, их многообразие. Обратите еще внимание на рисунки разных людей, увидевших очертания на представленной фотографии. Рассматривая ее, кто-то увидел наблюдающего из-за ствола дерева «Лешего», кто-то - голову оленя, кто-то - котика…

То есть, один, вскользь «пойманный» и зафиксированный сюжет, вместо одной трактовки обрел еще несколько альтернативных вариантов.

Это лишь небольшой пример того, как рассматривая фотографию, человек учиться видеть изображение, как явное, так и скрытое (не бросающееся в глаза сразу).

Вот так, проводя подобные исследования фотографического изображения, вдруг появляются маленькие открытия. Открытия, может быть, и невеликие, но важные не только для ребенка, но и для находящегося рядом взрослого. Это те крошечные первые шаги познания, которые приводят к гораздо большему.

Литература

1. Мельникова Л. «Иван Шишкин». Серия «Великие художники». Том 9. Издательство «Директ-Медиа», ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2009. С. 4.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017