јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

¬сероссийский исследовательский проект Ђ«»ћ”ёў»≈ ѕ“»÷џ –≈√»ќЌќ¬ –ќ——»»ї

√лушенков ќлег ¬ладимирович
кандидат педагогических наук, методист ‘едерального детского эколого-биологического центра

”частники проекта: объединени€ школьников (клубы, кружки, учебные группы, школьные лесничества и т.д.) под руководством педагогов.

ќписание проекта

ћониторингова€ информаци€ о видовом составе и численности зимующих птиц конкретных населенных пунктов и различных биотопов востребована специалистами государственных природоохранных организаций при составлении и ведении кадастра животного мира, обоснованного природопользовани€, разработки методов прогнозировани€ изменени€ экосистем, охраны редких и исчезающих видов животных. ѕолноценный мониторинг возможен при выделении достаточного количества ключевых районов, включающих в себ€ все биотопическое разнообразие. ƒл€ охвата учетами как можно большей территории нашей страны необходимо подключение юннатских кружков, учебных групп эколого-биологического направлени€ из различных регионов.

ќрганизаци€ зимних учетных работ по изучению закономерностей пространственной и временной изменчивости населени€ птиц в населенных пунктах и прилегающих к ним природных биотопах проста, так как учетами охватываютс€ самые обычные виды, зимующие р€дом с нами, определение которых не представл€ет сложности.   тому же, зимой видовой состав птичьего населени€ обеднен, поэтому юному исследователю легче учитьс€ различать птиц, что позвол€ет проводить точные наблюдени€ по вы€влению и определению их. ѕолучаемые в ходе наблюдений данные доступны к обсуждению, оцениванию и интерпретации их школьниками.

Ёти данные €вл€ютс€ основой дл€ изучени€ характера распределени€ видов по географическим районам и биотопам, межгодовой динамики численности видов, а также общих особенностей пространственной организации населени€ птиц - их видового богатства и разнообрази€, суммарной плотности, биомассы, количества трансформируемой энергии и других информационных характеристик.

¬ажным направлением исследований в населенных пунктах в последнее врем€ становитс€ учет зимующих врановых птиц. ”становление посто€нных трофических св€зей с населенными пунктами обеспечило значительное снижение их гибели во врем€ зимовок. Ётот и р€д других факторов (улучшение условий гнездовани€, снижение пресса хищных птиц и т.п.) привели в последние дес€тилети€ к резкому росту численности ворон, галок, грачей, воронов.

¬ результате врановые птицы стали наносить существенные убытки человеку. ”ничтожаютс€ посевы сельскохоз€йственных культур, портитс€ больша€ часть урожа€ в виноградниках, бахчевых, зерновых и других хоз€йствах, наноситс€ значительный ущерб звероводческим и птичьим фермам, охотничьему хоз€йству. Ќевосполнимо уничтожение кладок и и птенцов редких видов птиц в природе. ќгромное скопление птиц на зимовках в городах приводит к зaгр€знению парков, скверов, порче пам€тников, зданий и других архитектурных сооружений. ¬от далеко не полный перечень негативного воздействи€ св€занный со все возрастающей численностью врановых.

¬ том, что это произошло, повинен, в первую очередь, сам человек. Ѕесхоз€йственность, ужасающее санитарное состо€ние городов, бездумное уничтожение хищных птиц, - все это в совокупности и привело к наблюдаемому результату. ¬рановые птицы, по сути дела, стали индикаторами экологического состо€ни€ наших населенных пунктов. ѕроблема регулировани€ численности врановых птиц очень сложна и требует комплексной системы мер. ¬едущий специалист в области охраны животного мира –оссии ¬.≈.‘линт (1987) подчеркивал: Ђќсновна€ задача комплексной системы мер по регулированию численности врановых птиц состоит не только в пр€мом уничтожении ворон и грачей, а в биологической дестабилизации попул€ции. ƒл€ этого, прежде всего, необходимо ухудшить услови€ зимовки и гнездовани€Еї.

ƒл€ решени€ этих задач необходимо привлечение всех сил под руководством местных администраций: охотников, ветеринарной и санитарной служб, домоуправлений, служб коммунального хоз€йства.

¬ насто€щий момент, в привлечении к этой насущной проблеме остальных наиболее важных сил общества, решающую роль могут сыграть школьники Ц члены орнитологических и других биологических кружков, учебных групп.

ƒетей нельз€ привлекать дл€ разорени€ гнезд и пр€мого уничтожени€ птиц, так как это окажет отрицательное воздействие на неустойчивую психику ребенка. “ем не менее, школьники смогут осуществить важнейшую работу по определению санитарно-экологического состо€ни€ крупных населенных пунктов, провед€ в них учеты врановых птиц, вы€вив основные места их питани€ и ночевок.

÷ели проекта: установление видового состава и численности птиц, зимующих на территории конкретного региона; ежегодное обследование птичьего населени€ и изучение закономерностей пространственной и временной изменчивости; мониторинг естественных колебаний численности и направленных изменений зимнего населени€ птиц; определение санитарного состо€ни€ населенного пункта по количеству зимующих врановых птиц.

Ќаправлени€ проекта:

1. ¬»ƒќ¬ќ… —ќ—“ј¬ » „»—Ћ≈ЌЌќ—“№ «»ћ”ёў»’ ѕ“»÷ Ќј—≈Ћ≈ЌЌќ√ќ ѕ”Ќ “ј
  2. ¬–јЌќ¬џ≈ ѕ“»÷џ  ј  »Ќƒ» ј“ќ–џ —јЌ»“ј–Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ —ќ—“ќяЌ»я HACEЋEЌHџ’ ѕ”Ќ “ќ¬
  3. ”„≈“ «»ћ”ёў»’ ѕ“»÷ ≈—“≈—“¬≈ЌЌџ’ ЋјЌƒЎј‘“ќ¬
  4. ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕ“»÷ Ќј  ќ–ћ”Ў ≈

ќбеспечение проекта: ¬ цел€х реализации проекта руководителем организуетс€ теоретический курс обучени€ участников проекта по программе Ђќрнитологи€ї. ”частники проекта обеспечиваютс€ руководителем курса необходимыми определител€ми, знаком€тс€ с методами исследований.

—роки выполнени€ полевых работ: ежемес€чно в течение зимнего сезона года (но€брь-март), на прот€жении нескольких лет.

1. ¬»ƒќ¬ќ… —ќ—“ј¬ » „»—Ћ≈ЌЌќ—“№ «»ћ”ёў»’ ѕ“»÷ Ќј—≈Ћ≈ЌЌќ√ќ ѕ”Ќ “ј

¬ зимнее врем€ с ухудшением кормовой базы птицы начинают концентрироватьс€ вокруг и внутри населенных пунктов.

ƒанное направление удобно дл€ начала орнитологических исследований родного кра€. «имой юному исследователю легче учитьс€ различать птиц, так как количество зимующих птиц в 3-4 раза меньше весенне-летнего населени€.

÷ель исследовани€ по направлению: установление видового состава и численности птиц, зимующих на территории конкретного населенного пункта.

”казани€ к организации исследовани€:

—бор материала осуществл€етс€ в ходе регул€рных экскурсий в течение всего зимнего периода. ¬о врем€ каждой экскурсии составл€етс€ список всех встреченных птиц (с указанием количества особей каждого вида) и перечень местообитаний каждого вида. Ќа основании обработок накопленных записей вы сможете составить полный список зимующих птиц и отметить местообитани€, в которых они держатс€, определить изменени€ их численности в ходе зимы. ƒл€ птиц, живущих в р€дом с вами в течение всего года, интересно определить изменение их количества по сравнению с летом и осенью.

ќсобое внимание уделите птицам, которые по€вл€ютс€ в ваших кра€х только зимой. ≈сли вы будете собирать материал по этой теме в течение нескольких лет, то заметите, что не все виды по€вл€ютс€ каждую зиму, а количество представителей некоторых видов сильно измен€етс€ по годам. —равнив результаты наблюдений с услови€ми зимы, можно установить св€зь между обилием зимующих птиц и метеорологическими услови€ми.

ќб€зательно отмечайте все случаи по€влени€ птиц, обычно не встречающихс€ зимой. ќсобый интерес представл€ют зимовки целых стаек.

ћетоды реализации первого направлени€:

ћетодика, котора€ вам предлагаетс€, относитс€ к категории попул€ционных методов исследовани€ и направлена на определение зимней авифауны (фауны зимующих птиц) какого-либо населенного пункта. ќна проста, так как учетами охватываютс€ самые обычные виды, зимующие р€дом с нами, определение которых по картинкам не представл€ет сложности.

–ис. 1.  лассификаци€ урболандшафтов.

ѕредварительное планирование:

Ќа этом этапе изучаетс€ карта города, поселка или определенных их районов (при отсутствии карт дл€ малых поселений примерный план можно начертить самим). ¬ыдел€ете на нем селитебную зону (т.е. зону жилых домов с дворами, приусадебными участками (если имеютс€), социальными и административными здани€ми, с дорогами между ними, алле€ми, скверами). ѕромышленно-рудеральную зону (зона, где располагаютс€ промышленные и хоз€йственные (склады, гаражи и т.п.) объекты; зеленую зону (парки, скверы, лесопарки); водно-болотную зону (если есть, незамерзающие водоемы или их участки). ”словно подраздел€ем территорию селитебной (жилой) зоны на кварталы, удобные дл€ разового обследовани€, намечаем маршрут передвижени€ по каждому кварталу с охватом всех его объектов. “о же самое можно делать и с другими зонами, если они очень большие по площади.

–екогносцировочное обследование:

ѕрежде чем приступить непосредственно к учетам (которые, скорее всего, вы будет осуществл€ть в выходные дни), пройдитесь по намеченным маршрутам, и на местах скорректируйте траекторию движени€ к наиболее оптимальной. ”четы в разных зонах желательно проводить раздельно!

“ехника проведени€ учетов:

”четы провод€тс€ в утренние часы с 8 Ц 9 часов, после разлета птиц с мест ночевок, в зависимости от температуры в течение 1-3 часов. ƒвига€сь по намеченному маршруту, вы осматриваете здани€, территории дворов, аллеи и фиксируете всех встреченных птиц. ”читываютс€ все птицы, залетающие в квартал. ¬ылетающие птицы в сторону кварталов следующих по ходу учета, тоже фиксируютс€, с целью последующего вычета при учете в нем. ≈сли населенный пункт большой, то каждые последующие выходные обследуютс€ новые кварталы, дл€ малых поселков, деревень желательны 2-4 разовые повторы учетов, при возможности повторы провод€тс€ и в городах.

ќбразец карточки дл€ учетных работ в жилых кварталах

вартал є ___________ ƒата учета ________________ ѕогодные услови€ _____________ ___________________________________________

в¬ре-м€

—квер

88.208.50

???

???

ѕримечание: если возможно, желательно вести отдельно учет самцов и самок одного вида: например, домового воробь€, у которого самцы хорошо отличаютс€ от самок.

¬ парках и скверах, птиц легко учитывать в местах расположени€ кормушек и тропинок, по которым обычно ход€т отдыхающие. ¬ лесопарках, составл€ющих основу зеленой зоны и в промышленно-рудерально зоне примен€етс€ метод маршрутного учета (см. направление Ђ«имующие птицы естественных ландшафтовї.

Ѕесхоз€йственность, плохое санитарное состо€ние городов нашей страны обеспечивает приток в них на зимовку значительного количества ворон, галок, грачей, воронов, и как следствие, снижение их гибели в самый сложный период года. ѕо сути, по их численности в том, или ином населенном пункте можно судить о его экологическом состо€нии.

÷ель исследовани€ по направлению: определение санитарного состо€ни€ населенного пункта по количеству врановых птиц, зимующих на его территории.

”казани€ к организации исследовани€:

ќсновой дл€ работы по данному направлению €вл€ютс€ учеты птиц на ночевках в жилых кварталах, на свалках, фермах, элеваторах, крупных пищекомбинатах и предпри€ти€х общественного питани€. ”четы провод€тс€ в осенне-зимний период, в ранние утренние часы после разлета птиц с мест ночевок, раздельно в жилых кварталах и на объектах массового питани€ птиц. ”четы птиц на ночевках провод€тс€ в вечерние часы.

Ќиже приводитс€ информаци€ позвол€юща€ всем руководител€м кружков биологического направлени€ в короткий срок овладеть навыками работы и организовать ее в своих городах и поселках что в конечном итоге приведет к реальному вкладу школьников-кружковцев в дело улучшени€ экологического состо€ни€ своих населеных пунктов.

ћетоды реализации второго направлени€:

¬ажнейшей составной частью работы €вл€етс€ вы€вление всех ночевок врановых птиц в обследуемом районе, количественный повидовый учет птиц на них. Ёто дает возможность с самого начала оценить численность зимующих врановых птиц данного населенного пункта. ќпределение времени разлета птиц с ночевок позволит скоординировать начало учетных работ на объектах. ѕоиск проводитс€ в вечерние часы, соотносительно со временем сбора врановых птиц на ночевку.

–ис.2. ѕтицы из семейства ¬рановые: 1. —орока; 2. ¬орона сера€; 3. √алка; 4. √рач

ѕредварительное планирование:

ѕредварительно по карте-схеме населенного пункта определ€ютс€ потенциально возможные места ночевок, основное условие которых наличие деревьев: парки, скверы, сады, кладбища, балки и т.п. “уда и в другие районы города и пригорода в соответствии с равномерностью охвата обследуемой территории направл€ютс€ группы учетчиков.

–екогносцировочное обследование:

ѕоиск таких мест осуществл€етс€ в основном по направлению вечернего пролета значительных масс птиц. ¬ последующие вечера проводитс€ видовой количественный учет птиц на обнаруженных ночевках.

“ехника проведени€ учетов:

”чет врановых птиц на ночевках или в Ђклубахї

Ќа местах ночевки необходимо фиксировать врем€ начала сбора, массового сбора, начала и окончание отлета; количество ночующих птиц по видам.

∆елательно уже утром следующих суток провести наблюдени€ за разлетом птиц с ночевки, с фиксированием времени начала разлета, массового разлета, его окончани€, а также отметить основные направлени€ разлета.

¬се данные занос€тс€ в карточку учета

ќбразец карточки учетов птиц на ночевках (или в Ђклубахї)

ћесто расположение ночевки (клуба)

ƒата учета_________ ѕогода______________________________________

ќсновные направлени€

¬орона сера€

ƒругие

оличество

¬ некоторых случа€х дл€ облегчени€ подсчета можно использовать одну особенность в поведении врановых, котора€ заключаетс€ в том, что эти птицы не сразу собираютс€ на место ночевки, а обычно, где-то р€дом, в так называемых Ђклубахї. „асто клубами им служат близлежащие здани€.

¬ороны, галки, грачи располагаютс€ по периметру на карнизах или на коньках крыш этих зданий Ђплечом к плечуї, обычно, в один р€д, что значительно облегчает подсчет их численности по видам.

ѕри учетах численности в Ђклубахї также отмечаютс€ начало сбора, врем€ массового сбора, прилет последних птиц.

”чет птиц на свалках и крупных объектах пищевой индустрии.

¬ отличие от работы в городских кварталах и на ночевках, проведение учетов птиц на свалках, фермах, элеваторах, м€сокомбинатах требует значительного количества учетного времени. ѕоэтому желательно проводить их в выходные и другие свободные от работы и учебы дни.

”четы провод€тс€ в ранние утренние часы с начала прилета первых особей и до окончани€ прилета основной массы птиц, и в вечерние часы, от начала отлета первых птиц и до завершени€ отлета. ∆елательно проведение отдельных наблюдений на этих же объектах и в течение всего светлого времени суток с целью вы€снени€ интенсивности использовани€ объекта, как источника пищи.

ѕри этом фиксируютс€ временные интервалы начала прилета, массового прилета и окончани€ прилета, а также общее количество птиц, прилетевших в эти интервалы. ќптимальным методом учета в данном случае €вл€етс€ учет птиц в ста€х нa подлете: небольшой участок стаи в 100-150 птиц учитываетс€ целиком, а потом делаетс€ прикидка сколько раз он укладываетс€ на фоне лет€щей стаи. ”добнее считать тройками, п€терками, а не каждую птицу отдельно.

ак показала практика, количественный повидовой учет невозможен и поэтому достаточно определить соотношение видов. ƒл€ этого в начале рассчитываетс€ видовое процентное соотношение в небольших группах (100-200 птиц) и затем экстраполируетс€ на всю стаю.

ѕо этим же параметрам фиксируютс€ и наблюдени€ за вечерним отлетом птиц с массовых мест кормежки

ќбразец карточки учетов птиц на свалках, фермах, м€сокомбинатах и т.п.

ћесто наблюдени€ ___________________________________ ƒата________ ѕогода________________________________________________________

Ќачало прилета

оличество прилетевших птиц

¬сего

¬ид

„исленность

—оотношение видов в % от общего числа

ѕримечани€

¬ крупных городах при проведении учетов необходима организаци€ координации действий нескольких кружков или работа одной группы исследователей последовательно по всем районам города.

”чет врановых птиц в жилых кварталах

ѕроводитс€ специально (аналогично) или параллельно проведению учетов по определению видового состава и численности зимующих птиц населенного пункта (см. выше). ѕри проведении учетов необходимо учитывать количество мусорных бачков и €щиков в каждом дворе (квартале) и доступность их содержимого дл€ птиц; желательно вы€снить график вывоза бытовых отходов с каждого двора (квартала).

ќбработка материала

ѕо окончании работ проводитс€ обработка полученных данных и на их основе составл€етс€ карта санитарно-экологического состо€ни€ города, поселка или их конкретных районов. Ќа карте отмечаютс€ благопри€тные и неблагопри€тные, в аспекте санитарного состо€ни€, кварталы; все места ночевок с указанием численности ночующих птиц; все места массового питани€ птиц указанием числа корм€щйхс€ там птиц.

карте прилагаетс€ обоснование всех указанных параметров, свидетельствующих о сложившейс€ неблагопри€тной экологической обстановке в населенном пункте и отчет в котором отмечаютс€ положительные моменты работы коммунальных служб, предлагаютс€ конкретные, меры по разрешению сложившейс€ ситуации.

¬се материалы передаютс€ в комитеты по экологии местных администраций районов, городов и в средства массовой информации.

роме того, полученные данные по суточной активности и кормовому поведению птиц в зимний период при соответствующей обработке могут иметь большое научное значение.

3. ”„≈“ «»ћ”ёў»’ ѕ“»÷ ≈—“≈—“¬≈ЌЌџ’ ЋјЌƒЎј‘“ќ¬

— приобретением навыка определени€ зимующих птиц в природе можно приступать к более сложному этапу учетных работ Цзимних учетов птиц в естественных биотопах.

÷ель исследовани€ по направлению: изучение закономерностей пространственной и временной изменчивости зимнего населени€ птиц в основных типах местообитаний.

”казани€ к организации исследовани€:

”четы провод€тс€ отдельно в каждом из выдел€емых типов местообитаний: хвойные леса, лиственные леса, открытые территории, населенные пункты и акватории.

ќсновным критерием дл€ выделени€ типов лесных местообитаний €вл€етс€ состав древесных пород.   типу хвойных лесов относ€тс€ леса с преобладанием ели и пихты (темнохвойные), сосны, лиственницы (светлохвойные).   типу лиственных лесов относ€тс€ леса с преобладанием березы, осины (мелколиственные), дуба, липы, клена и др. (широколиственные). ¬ отдельную категорию выдел€ютс€ леса с преобладанием ольхи (ольшаники). Ћеса с наличием в составе древосто€ и хвойных, и лиственных пород желательно относить к той или иной категории в зависимости от преобладающих пород, указыва€, их состав.

типу открытых пространств относ€тс€ сельскохоз€йственные пол€, луга, необлесеные поймы рек, покосы, выпасы, свежие вырубки и гари и т.п. ¬ эту же категорию следует относить безлесные пространства с редкими лесополосами или с узкими лиственными перелесками шириной 10-15 м.

¬ различных географических районах общее количество выдел€емых местообитаний колеблетс€ от 1 до 5.

ћетоды реализации первого направлени€:

ќсновным методом исследований по проекту €вл€етс€ метод маршрутного учета птиц на неограниченной полосе с пересчетом данных на площадь по средним дальност€м обнаружени€ (–авкин, 1967). Ётот метод, относ€щийс€ к категории попул€ционных методов исследовани€, отличаетс€ относительной простотой техники проведени€ учета и пересчета данных на площадь. ¬ учетах используютс€ все встречи птиц, поэтому этот метод хорошо подходит дл€ проведени€ работ в зимнее врем€, при низкой численности птиц. —ущественным преимуществом при выборе именно этого метода €вл€етс€ также его широкое распространение и имеющийс€ опыт обучени€ орнитологов-любителей. ѕредлагаемые нормы учета (по 20 км учетного хода в каждом типе местообитаний за зиму) позвол€ют получить данные, пригодные дл€ мелко- и среднемасштабных географических сравнений или дл€ вы€влени€ существенных межгодовых различий птичьего населени€ в целом и его наиболее массовых видов.

–ис.3. ѕтицы из семейства —иницевые: 1. —иница больша€; 2. √ренадерка или —иница хохлата€; 3. ћосковка; 4. ѕухл€к или √аичка буроголова€

ѕредварительное планирование:

ћаршрут учета. ¬ зависимости от целей проведени€ исследовани€ в учетный маршрут можно включить либо все характерные биотопы (леса, болота, пол€) в таких пропорци€х, в каких они представлены в регионе, либо заложить несколько отдельных маршрутов в нескольких модельных биотопах, представл€ющих наибольший интерес.

ћетодики маршрутных учетов рассчитаны на обследование больших по площади территорий - площадью не менее 1 км2. ”четный маршрут прокладывают по пр€мой или слегка извилистой линии. ѕри исследовании небольшого участка (менее 0,5 км2) пользоватьс€ маршрутным методом нежелательно.

¬ лесной местности маршрут удобно планировать по просекам и дорогам, если они достаточно узкие, что не вли€ет на размещение птиц. —ледует избегать пролегани€ маршрута по границе между двум€ разными биотопами (особенно по опушкам).

ћаршрутные учеты неприменимы дл€ работы по колониальным и водоплавающим птицам из-за их массовых передвижений. ѕоэтому маршруты выбирают так, чтобы вблизи не было мест гнездовани€ названных групп птиц.

”чет нельз€ проводить одновременно с другими работами - это может вызвать серьезные ошибки при получении данных.

ѕри организации целенаправленных мониторинговых исследований маршрут должен быть посто€нным и использоватьс€ в течение нескольких лет.

—корость продвижени€ во врем€ учета. ”четчик должен идти по маршруту медленно и часто останавливатьс€, чтобы слушать птиц и записывать наблюдени€. ≈сли наблюдатель идет слишком быстро или слишком медленно, результаты будут не сравнимы. –екомендуетс€ учет зимой проводить со скоростью 2-5 км/час в зависимости от плотности населени€ птиц. Ќе следует близко и надолго останавливатьс€ возле сильно встревоженных птиц, поскольку их крики могут привлечь соседних птиц к линии маршрута.

¬рем€ проведени€ учета. ¬ течение всего года учет желательно начинать с восходом солнца и заканчивать не позже, чем через 4-5 часов.

≈сли маршрут включает в себ€ разные биотопы, желательно его планировать так, чтобы с восходом солнца учет шел в лесу и только потом в открытом ландшафте.

”слови€ проведени€ учетов. ”чет не следует проводить, если снег или ветер ощутимо вли€ют на интенсивность пени€ птиц или на слышимость.

“ехника проведени€ учетов:

ƒо начала учета в полевом дневнике отмечаютс€: место проведени€ учета (область, район, ближайший населенный пункт), дата, состо€ние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снежного покрова и т.д.), биотоп. ƒл€ занесени€ результатов готовитс€ следующа€ таблица:

“аблица 3

x

::

.

113

¬о врем€ учета наблюдатель, как и при упрощенной методике, идет по маршруту и записывает в полевой дневник сведени€ обо всех встреченных (увиденных и услышанных) птицах, независимо от рассто€ни€ до них.

ѕри обнаружени€ птицы в полевом дневнике отмечаютс€: 1) название вида птицы, 2) число особей, 3) характер перемещени€ птицы, 4) рассто€ние до птицы (птиц) в момент обнаружени€.

Ќапример, в 30 м от ¬ас стайка пухл€ков из 3 птиц кормитс€ на деревь€х. ¬ таблице отмечаетс€ название птицы (пухл€к), во 2-й колонке (характер перемещени€) выбираетс€ графа У—Ф (сидит) и напротив колонки 4 (стайка в 30 м) отмечаютс€ 3 птицы методом Ђконвертикаї.

ќпределение видов. ”четчик должен определ€ть встреченных птиц до вида всеми возможными способами: по внешнему виду и по голосу; с помощью бинокл€, определител€, использу€ личный опыт и помощь более опытных коллег. ≈сли учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стара€сь, по мере возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать (сойка/кукша, чиж/чечетка и т.д.).

ќпределение числа особей во врем€ учета - довольно сложна€ задача, успех которой во многом зависит от опытности учетчика. “очное визуальное определение числа особей в пролетающей стае или в стайке мелких птиц в кронах деревьев достигаетс€ только многократным повторением процедуры определени€ вместе с более опытными учетчиками. Ќесколько сложнее определение числа особей на слух. ”чет мелких зимующих птиц в синичьих стайках в хвойном лесу - задача дл€ более опытного орнитолога. ќднако эта проблема решаетс€ путем тренировки.   сожалению, никаких практических советов, как точно определить число особей в стайке по голосам не существует и хорошего результата можно достичь, только име€ личный опыт.

ќпределение характера перемещени€ птицы в местообитании. —ущностью этой записи €вл€етс€ информаци€ о том, принадлежит ли встреченна€ птица данному местообитанию (УживетФ ли она в нем) или птица летит через данное местообитание транзитом, и наблюдатель не видел ни момента ее взлета, ни момента ее посадки (оказалась здесь УслучайноФ). ƒл€ записи этой информации чаще используют символы У—Ф (УсидитФ) и УЋФ (УлетитФ).

ѕри этом следует учитывать, что некоторые птицы, хот€ и могут регистрироватьс€ лет€щими (в полете), но не могут €вл€тьс€ УтранзитнымиФ в данном местообитании. “ак, мелкие воробьиные или д€тлы, перелетающие с дерева на дерево должны регистрироватьс€ как Усид€щиеФ, т.к. они действительно УживутФ в данном местообитании. ѕрактически УтранзитнымиФ можно считать только тех птиц, которые лет€т высоко над землей или над лесом в определенном направлении, и нельз€ считать птиц, чьи взлет или посадка наблюдались учетчиком.

ќпределение рассто€ни€ до птиц. –ассто€ние до встречаемых на учете птиц устанавливаетс€ в момент их обнаружени€ и определ€етс€ по пр€мой между учетчиком и птицей. ѕри этом, если птица находитс€ на вершинах высоких деревьев, рассто€ние определ€етс€ до основани€ дерева.

Ќа практике выдел€ютс€ 4 группы Удальностей обнаружени€Ф - от 0 до 25 м (УблизкоФ), от 25 до 100 м (УнедалекоФ), от 100 до 300 м (УдалекоФ), от 300 до 1000 м (Уочень далекоФ). ѕредполагаетс€, что далее 1 км определ€ть видовую принадлежность птицы затруднительно и не нужно.

ќбработка материала

ќпределение пройденных на учетах рассто€ний. ¬о врем€ учетов пройденное рассто€ние (в км) подсчитываетс€ по карте, квартальной сети, столбам ЋЁѕ, путем подсчета шагов или, в крайнем случае, на глаз. ѕри отсутствии карты или €вных ориентиров удобнее всего использовать шагомер, заранее рассчитав среднюю длину шага учетчика (важно знать количество пар шагов в 100 м). ќцениваетс€ также чистое врем€ учета в часах.

–асчет плотности населени€. —ледующим этапом обработки данных €вл€етс€ расчет плотности населени€ птиц (N) каждого вида в особ€х на 1 км2 территории.

–асчет ведетс€ дл€ каждого из встреченных видов отдельно по формуле:

n1 х 40 + n2 х 10 + n3 х 3 + n4

N = ---------------------------------------,

L

где n1 ... n4 - число особей, зарегистрированных соответственно на рассто€ни€х 0-25 м (близко), 25-100 м (недалеко), 100-300 м (далеко), 300-1000 м (очень далеко); 40, 10, 3 -коэффициенты, Урасшир€ющиеФ полосу учета до 1 км; L - рассто€ние, пройденное на учете в км.

ѕолученные дл€ каждой полосы обнаружени€ произведени€ суммируютс€ и записываютс€ в графу å n выборки. ƒл€ птиц, встреченных лет€щими, пройденное рассто€ние замен€етс€ на суммарное врем€ учета в часах (H), помноженное на 30 км/час (средн€€ скорость полета птицы):

n1 х 40 + n2 х 10 + n3 х 3 + n4

N = ---------------------------------------.

H х 30

¬ графе N данные по плотности Усид€щихФ и Улет€щихФ птиц суммируютс€.

ƒанные о плотности населени€ вида (в особ€х на 1 км2) €вл€ютс€ основным первичным материалом и составл€ют основу дл€ предварительных научных выводов и дальнейших исследований.

ќжидаемые результаты: ѕервичными результатами направлени€ €вл€ютс€ данные о плотности населени€ (в особ€х на 1 км2) всех видов птиц, насел€ющих местообитани€ основных типов в пределах данного географического района, а также данные о суммарной плотности населени€ птиц и его видовом богатстве, в виде отчета включающего списки видов птиц конкретного населенного пункта или конкретного биотопа; расчетов плотности населени€ зимующих птиц в них.

1. ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕ“»÷ Ќј  ќ–ћ”Ў ≈

ѕоведение птиц на кормушках Ц одно из наиболее интереснейших зимних наблюдений. ≈сли ¬ы правильно их организуете, то не только спасете от гибели дес€тки пернатых и получите огромное удовольствие от их созерцани€, но и сумеете определить эффективные способы организации зимней подкормки с учетом особенностей района вашего проживани€.

÷ель исследовани€ по направлению: установление видового и количественного состава птиц, использующих кормушки, вы€вление особенностей поведени€ и взаимоотношений разных видов на подкормочных столиках.

”казани€ к организации исследовани€:

Ќаблюдени€ лучше вести в течение всей зимы. — целью получени€ сравнимого материала, на кормушку выкладываетс€ определенное количество какого-либо корма (например, один стакан или столова€ ложка сем€н подсолнечника).

„тобы узнать, какой корм какие виды птиц предпочитают, на кормушку выкладываетс€ смесь кормов (семена подсолнечника, сало, хлебные крошки и т.д.).

ћетоды реализации четвертого направлени€:

¬се наблюдени€ за птицами на кормушке надо аккуратно регистрировать в полевом дневнике. ¬ хронологическом пор€дке записывайте результаты наблюдений по каждому виду. ќб€зательно отмечайте погоду и предложенный птицам корм!

≈сли вы ведете наблюдени€ на нескольких кормушках разных конструкций, размещенных в различных биотопах, такие таблицы составьте дл€ каждой из точек.

ѕредварительный этап:

Ќеобходимо смастерить и установить кормушку удобном дл€ наблюдени€ месте. ќчень удобной дл€ наблюдений будет кормушка, подвешенна€ на окне. ¬аша работа выиграет, если вы сделаете несколько кормушек разных конструкций, разместите их в разных биотопах, предварительно пронумеровав. ≈сли вы устанавливаете кормушку в сквере, парке или лесопарке подробно опишите биотоп.

Ќачинать подкормку птиц следует поздней осенью и не прерывать ее в течение всей зимы.

ѕроведение наблюдений

1. Ќачните наблюдени€, записыва€ количество особей каждого вида на кормушке и р€дом с ней, врем€ прилета и отлета, продолжительность кормлени€, поедаемый корм. ¬носите данные в карточку наблюдений:

арточка наблюдений

ƒата _________ ¬рем€ наблюдени€ (начало, конец)____________________

ћесто наблюдений ______________________________________________

Ѕиотоп ________________________________________________________

ѕогодные услови€ _______________________________________________

¬ид корма ____________________________________________________

ол-во прилетов

ѕримечание

2. ¬ыберите свободные дни дл€ изучени€ суточной активности птиц возле кормушки. ƒл€ этого, заполните 3 карточки наблюдений (дл€ утра, дн€, вечера). ќтметьте врем€, за которое птицы каждый раз съедают столовую ложку сем€н подсолнечника.

3. Ќаблюдени€ за поведением птиц позвол€ют исследовать кормовые предпочтени€ разных видов, установить особенности внутри- и межвидовых взаимоотношений.  ак часто возникают агрессивные контакты между птицами одного или разных видов?  то кого прогон€ет с кормушки?  акие позы и сигналы характерны дл€ птиц во врем€ этих контактов? ѕопробуйте вы€снить, св€зано ли количество агрессивных контактов между птицами с количеством корма на кормушке или резким изменением погодных условий.

ƒл€ этого приготовьте следующую таблицу и заполните ее :

1

3

ѕоползень

х

n

”сл. обозначени€: "+" - прогон€ет, "-" - улетает, "х" - сведений нет.

¬ колонке "Ѕаллы" отметьте, сколько "+" набирает каждый вид птицы.

≈сли кака€-нибудь птица чем-то отличаетс€ от особей своего вида (оттенки в оперении, отсутствие какого-то пера, деформированные рулевые перь€ и т.д.), то обратите на нее внимание и зафиксируйте особенности ее поведени€.

ќбработка материала

ќбрабатыва€ данные, занесенные в карточки наблюдений, и отвеча€ на вопросы:

1. —колько видов птиц прилетело кормитьс€ на кормушку?

2. ћаксимальное количество птиц, одновременно находившихс€ возле кормушки.

3.  акие птицы прилетали чаще и реже всего?

4.  акие виды, какой корм предпочитают?

5. «а какое врем€ птицы съедают стакан сем€н подсолнечника?

6. √де птицы съедают семена подсолнечника (возле кормушки, отлетают с кормом и т.д.)?

7. ¬ какое врем€ суток, и при каких погодных услови€х птицы наиболее активны (быстрее съедают предложенный им корм)?

8. ¬ какое врем€ суток, и при каких погодных услови€х отмечено наибольшее число видов?

9. «ависит ли видовой состав корм€щихс€ птиц от времени суток и от погодных условий?

10.  акие виды птиц наиболее активны утром, днем и вечером; при различных погодных услови€х?

- вы сможете вы€снить, какие виды птиц наиболее часто посещают кормушку, есть ли зависимость между составом кормов, временем суток, метеорологическими услови€ми и видовым составом посетителей птичьих столовых.

ѕри условии наблюдени€ за поведением птиц на кормушке, ответив на вопросы:

1.  акой вид птицы прогон€ет большинство других от кормушки?

2.  акой вид птицы улетает от большинства других?

- ¬ы сможете сделать выводы об особенност€х внутри- и межвидовых взаимоотношени€х:

ѕо мере накоплени€ материала по наблюдени€м ¬ы придете к выводам о зависимости активности птиц от количества и разнообрази€ кормов, погодных условий, времени суток.

≈сли кормушки расположены в разных биотопах, можно постаратьс€ найти св€зь между особенност€ми ее расположени€ и составом посетителей.

–екомендуема€ литература

• Ѕлагосклонов  .Ќ., ќсмоловска€ ¬.»., ‘ормозов ј.Ќ. ћетоды учета численности и географического распределени€ наземных позвоночных. - ћ.: »зд-во јЌ ———–, 1952. 316 с.

• √лушенков ќ.¬., √урьев ј.¬., яковлев ¬.ј. ѕтицы - спутники человека (экологическа€ программа дл€ кружков биологического направлени€) // Ёкологический вестник „увашии. ¬. 8. „ебоксары. 1995. - с. 95-105.

•  уз€кин ј.ѕ., –огачева Ё.¬., ≈рмолов “.¬. ћетод учета птиц в лесу дл€ зоогеографических целей // ћоск. обл. пед. ин-т им. Ќ. .  рупской. 1958. “. 65. “р. каф. зоологии, вып. 3. —. 99-101.

• ѕанченко Ќ.Ћ., яковлев ¬.ј. Ўкольный экологический мониторинг: методические указани€ по организации научно-исследовательской работы учащихс€ // ћетоды биологических и экологических исследований в работе с учащимис€. Ц „ебоксары, 1999. —. 85-106.

• –авкин ё.—.   методике учета птиц в лесных ландшафтах // ѕрирода очагов клещевого энцефалита на јлтае. Ќовосибирск. 1967. —. 66-75.

• –авкин ё.—., ƒоброхотов Ѕ.ѕ.   методике учета птиц лесных ландшафтов во внегнездовое врем€ // ќрганизаци€ и методы учета птиц и вредных грызунов. ћ. 1963. —. 130-136.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.