Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Васильева Елена Петровна
учитель биологии и экологии, МБОУ «Тюрлеминская СОШ» Козловский район Чувашская Республика

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения предполагает «выход» за рамки классно – урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации, творческого развития каждого ученика и даёт прекрасную возможность выявлять одарённых детей и помочь им реализоваться в жизни.

1.1. Цель: развитие детской одарённости через внеурочную деятельность.

1.2. Задачи:

  • выявить одарённых детей в процессе внеурочной деятельности;
  • дать возможность ученикам реализовать свои способности, выработать желание к дальнейшей работе;
  • помочь школьникам преодолевать внутренние комплексы и противоречия в ходе учебной деятельности;
  • обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности
  • научить ценить природу, как источник духовного развития, информации, красоты, материального благополучия.
    1. Формы занятий:
  • Классно-урочная форма
  • Индивидуальная и групповая работа
  • Экскурсии
  • Лабораторные работы
  • Практические работа
  • Полевые практикумы,
  • Конференции,
  • Диспуты,
  • Олимпиады
    1. Методы обучения:
  • Наблюдения
  • Рассказ
  • Использование иллюстраций
  • Самостоятельная работа с литературой и интернет ресурсами
  • Исследование
  • Дискуссии
  • Поощрения
  • Тестирование и другие

    1. Основные виды внеурочной деятельности:
  • организационно – коммуникативная,
  • исследовательская,
  • рефлексивно – оценочная,
  • проектная, ролевая игра,
  • проблемно - ценностное и досуговое общение,
  • общественно – полезная практика.

    1. Формируемые ценности: осознание членом гражданского общества; этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; гражданская ответственность за настоящее и будущее своего региона и страны.
    2. Средства и оборудования: учебники, определители, тесты, компьютер, блокноты, карандаши, инструктажи по проведению практических и лабораторных работ, интернет, электронные учебники, природные объекты и другие.
    3. Степень изученности данной темы: Данная тема сравнительно хорошо изучена, но я хочу остановиться на собственном опыте выявления и работы с одарёнными детьми в нашей школе при изучении «малой родины».

 

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Трудности на пути выявления одарённых школьников

  • Одарённость – конечно дар,

  • Богом данный, данный свыше.

  • Одарённость – это огонь,

  • Не гаси, поддержи его, слышишь.

  • Одарённость – пытливый ум,

  • Почемучки ещё с пелёнок.

  • Одарённый – философ и шут.

  • В общем, трудный ещё ребёнок.

Способность, одаренность, талантливость, гениальность. Это как бы полезное ископаемое, самородок. Способность – это фактор для знаний. Способности зависят от желания. И моя задача – выработать у учеников желания работать и развиваться дальше. Талантливость – более высокий уровень. Гениальность выше других двух уровней. Мы прекрасно знаем, что способным человек бывает часто, одаренным – реже, талантливым – еще реже, гениальным – 1-2 в столетие.

Выявление и развитие детской одарённости – процесс достаточно трудный и сложный и не всегда увенчан успехом.

Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются не понятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. И таких примеров в жизни много. У многих из нас существует установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д. Часто как на уроке, так и при подготовке различных мероприятий можно это увидеть. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. К счастью, в нашей школе это не наблюдается.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Одарённых детей не всегда воспринимают одноклассники. Если его не понимают, то в классе он становится отверженным. Ему говорят – ты способный. У него есть основания считать себя человеком значимым, но в классе его отвергают. Появляются внутренние комплексы, он становиться ранимым, нервным. Особые черты характера на фоне педагогической ситуации вырастает в особый склад характера. Он был бы другим, если бы он был обычным учеником. Деформируется личность, он находится в противоречии между собой в силу воспитания. Сложно с ним и ему. Такие дети часто находят «своё место» при посещении внеклассных занятий, в частности кружков, если их вовремя заинтересовать. У меня в классе были такие ученики, они часто вступали в конфликт с одноклассниками, к 8 классу забросили учёбу. В ходе посещения кружка, уже в старших классах они стал любимцами в классе, прекрасно сдали экзамен и поступили в ВУЗ. Но, к большому сожалению, у многих одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем угасают.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Но, к сожалению, не во всех школах есть психологи. Нет их и в нашей школе.

В моей практике я использую внеурочную деятельность с целью выявления одарённых детей.

    1. Выявление одарённых детей

На первом этапе выявления одаренных детей я учитываю сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. В нашей школе учителя начальных классов при переходе детей в среднее звено просят обратить особое внимание на таких учеников. Сейчас на начальном уровне многие школьники участвуют и в исследовательской и в проектной работе. И поэтому с такими детьми я встречаюсь на школьных конференциях, которые стали у нас традиционными. Многие дети приходят к нам за помощью, проявляя явную инициативу, или учителя начальных классов направляют их к нам за консультацией. Используют в последнее время ( с переходом на новый стандарт в начальной школе) также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволяет очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Такие исследования и анкетирования проводят учителя 1 и 2 классов и отчитываются на педагогических советах. Правда, по этим анкетам, не всегда можно судить об одарённости школьника.

На втором этапе моя главная задача – привлечь таких детей во внеурочную деятельность, в частности кружок «Юный эколог», который работает в нашей школе более 10 лет. Чтобы работа кружка была интересной и эффективной, я помню следующее:

  1. Начатая работа всегда должна быть доведена до конца. Результаты работы, если она была сопряжена с трудностями, способствует развитию интереса. Очень большой стимул получают дети, если займут призовые места, на первых порах, пусть хотя бы в школе. Каждый год на заключительном занятии оцениваю работу каждого члена кружка с положительной стороны. Я стараюсь детям вручить хотя бы благодарственные письма.
  2. Руководитель сам должен быть примером для школьников, к чему я и стремлюсь. Но очень много в последнее время проводятся различные конкурсы для учителей, что поглощает драгоценное время педагога. Но опыт показывает, что личный пример учителя подстёгивает и их работать лучше.
  3. Перед учениками необходимо раскрыть ценность предстоящей работы. Многие на первых порах работают ради грамот, поощрений.
  4. Часть детей приходят в кружок для того, чтобы постоянно проводить лабораторные и практические работы, что не всегда возможно. Новичков часто приходиться заинтересовать викторинами, многие очень любят разгадывать экологические кроссворды, головоломки.
  5. Я должна учить детей планировать пути достижения целей. Контролировать своё время и управлять им.

На третьем этапе – индивидуальная работа, как с одарёнными, так и с обычными детьми, что требует от педагога колоссальной трудоспособности. Это участие во многих районных и республиканских мероприятиях, постоянные консультации, исправления и уточнения. Но здесь есть немало плюсов – дети, которые работают в кружке много лет, могут консультировать младших, иногда они заменяют преподавателя во время педсоветов и собраний. И работают такие ученики с огромным удовольствием. При этом развиваются коммуникативные, личностные способности школьников, меняется внутренняя позиция ученика, возникает чувство необходимости дальнейшего учения.

Четвертый этап - вырабатывается готовность и способность к участию в общественно - полезной деятельности, готовность к выбору профильного образования.

    1. Исследовательские работы – основной вид внеурочной деятельности при выявлении одарённых детей

Нередко на внеурочных занятиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.
Во время таких занятий учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач.

В ходе выполнения исследовательской работы используются методы и методические приёмы, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. У многих учеников при проведении исследований проявляются особые способности, в частности организаторские.

По мнению психологов, исследовательская работа относится к образовательной сфере. Учитель здесь выступает не как толкователь готовых знаний, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки анализа и предоставления знаний школьниками. Это немного сложнее т.к. требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий с обеих сторон.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны и чем они лично для него значимы.

3. Выводы:

1. Любая внеурочная деятельность предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников. Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока.

2. Внеурочная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует выявлению и развитию способных и одарённых школьников. Внеурочные занятия помогают найти одарённых детей, раскрывают их природные данные, школьники достигают немалых успехов уже в стенах школы и в выборе будущей профессии.
3. На внеурочных занятиях учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Такие занятия дают широкие возможности для более полного, комплексного использования технологий и методов обучения (и в первую очередь проблемных) и выявлять способности детей.

4. Внеурочные занятия помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов и биологии, и географии, поэтому внеурочная деятельность в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей и выявлению способных и одарённых школьников.

5. Практика позволяет убедиться в том, что очень многие дети способны, одарены во многих областях, но много зависит от семьи, школы, педагогов и от своевременного выявления таких школьников.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«И вырастет талант…

Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы… Это будущее – наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

 

Литература

  1. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг. Методические указания по организации научно – исследовательской работы учащихся /Под общ. Ред. Л.В. Егорова – Чебоксары,2003 – 100с.
  2. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.
  3. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1990.
  4. Журнал - Народное образование. Специальный выпуск, №8, 1996.
  5. И.Ю.Калугина. Возрастная психология, М., издательство УРАН, 1998.
  6. А.В.Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кн. “Принципы развития в психологии”. М. Просвещение, 1978 г.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017