јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ё — ”–—»ќЌЌџ… ѕ–ј “» ”ћ

√лушенков ќлег ¬ладимирович
кандидат педагогических наук, методист ‘едерального детского эколого-биологического центра

ќрганизаци€ учебно-исследовательской работы очень сложный процесс, особенно с детьми, у которых никогда прежде не развивались отдельные исследовательские способности. Ѕезусловно, их развитие возможно в процессе самой исследовательской де€тельности, но в идеальном варианте исследовательска€ работа должна закрепл€ть их, а не закладывать.

ќпыт организации исследовательской де€тельности учащихс€ показывает, что переход на этот достаточно сложный вид учебной де€тельности более легко осуществл€етс€ через экскурсии. Ќе случайно программы полевых лагерей, школ, экспедиций, экологических центров, направленные, прежде всего, на постановку и осуществление исследовательской и проектной де€тельности, начинаютс€ с проведени€ экскурсий. ¬ этом случае учитываютс€ этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной де€тельности, зависимые от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности. ќбразование с ориентацией на самосто€тельную практическую де€тельность возможно осуществл€ть только после достижени€ субъективной готовности школьника к этому роду де€тельности. ¬ начале, самосто€тельна€ практическа€ де€тельность носит пассивный характер. ќбучаемый еще не умеет самосто€тельно принимать практические решени€. ‘ормирование готовности к практической де€тельности не целенаправленно, случайно, и св€зано с неустойчивым интересом к подобного рода де€тельности. ќбразовательный процесс, выход€щий на этап практической пассивно-творческой де€тельности, должен осуществл€тьс€ под диспетчерским управлением педагога. ¬ этом случае очень важно ненав€зчиво и органично воздействовать на сознание учащегос€ с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самосто€тельную. Ётот этап реализуетс€ на экскурси€х в природу, наиболее оптимально с организацией элементов исследовательской работы в процессе их проведени€.

Ёкскурси€ €вл€етс€ самосто€тельной формой обучени€. ќсновными методами обучени€ выступают наблюдение, работа с определител€ми; учащиес€ собирают материал и фиксируют его, выполн€ют кратковременный эксперимент. Ќа экскурсии учащиес€ выступают не в качестве простых созерцателей природы, а ее самосто€тельными исследовател€ми. »менно в ходе экскурсии учащиес€ впервые став€тс€ в положение исследователей, на экскурсии у них развиваетс€ наблюдательность, пытливость, интерес к изучению природы, их де€тельность направл€етс€ на получении ими знаний в процессе выполнени€ самосто€тельных миниисследований. Ёкскурси€ организует учебно-исследовательскую де€тельность учащихс€, в результате которой ими приобретаютс€ функциональные навыки исследовани€, развиваютс€ способности к исследовательскому типу мышлени€. —труктура проведени€ экологических экскурсий предусматривает об€зательную организацию самосто€тельной работы учащихс€ небольшими группами по заранее подготовленным задани€м-инструкци€м, то есть включает элементы проектно-исследовательской де€тельности Ч де€тельности по проектированию собственного исследовани€.

“акой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведени€ точнее будет называть - экскурсионный практикум.

Ѕольшинство имеющихс€ методических руководств по проведению экскурсий нос€т описательных характер тех объектов или процессов, которые теоретически возможно увидеть или проследить в пределах того, или иного региона, в то, или иное врем€. “акие руководства хорошо использовать дл€ подготовки вводной беседы, или дл€ проведени€ предварительных зан€тий, так как ни одна из них не объ€сн€ет, что делать, и чем заниматьс€ в конкретной полевой обстановке. ћы в своей методической разработке не исключаем теоретическое описание по той самой причине, что оно играет важную роль в процессе подготовки учител€, руководител€, к экскурсии, экономит врем€, которое бы затрачивалось на поиск необходимой информации.

Ќовшеством данной методической разработки €вл€етс€ четкое изложение хода экскурсии, приемлемое в любой ситуации, не завис€щее от конкретных обсто€тельств. ¬первые руководства по проведению экскурсий изложены в форме плана, с постановкой конкретных задач на каждом из этапов, поощр€ющих к самосто€тельной исследовательской де€тельности и самосто€тельным выводам относительно наблюдаемых фактов €влений и процессов.

Ё — ”–—»» ¬ Ћ≈—Ќџ≈ Ё ќ—»—“≈ћџ

¬ыбор лесных экосистем, как объектов экологических экскурсий не случаен. »менно лесные экосистемы €вл€ютс€ самым распространенным типом наземных экосистем. ќколо третьей части суши покрыто лесами. ѕри этом лесные экосистемы и наиболее разнообразны. “олько на территории –оссии можно выделить три лесных биома: хвойных, смешанных и широколиственных лесов, не говор€ уже о многочисленных экосистемах меньшего ранга. ≈стественно, что непосредственное изучение лесных экосистем всегда представл€ет большой интерес.

«накомство с лесными экосистемами можно начинать с любого типа, но начинать необходимо с изучени€ структуры. Ќаиболее оптимальна в этом плане дубрава. ¬ ней хорошо выражена €русность и представлены все экологические группы растений по отношению к свету. ћожно найти практически все жизненные формы растений. ¬ дубраве легко вы€вить представителей консументов разных пор€дков, а также редуцентов и детритофагов, рассмотреть их взаимосв€зи.

Ћесные экосистемы удобны и дл€ изучени€ действи€ лимитирующих факторов. — этой точки зрени€ предпочтительны сосн€ки. ¬ них наиболее нагл€дны изменени€, вызванные сразу двум€ микроклиматическими факторами: плодородием и влажностью почв. ¬ насто€щее врем€ трудно найти лесную экосистему, не испытавшую антропогенного вли€ни€. —тепень его воздействи€ удобно рассматривать в рекреационных насаждени€х.

Ћесным экосистемам свойственно восстанавливатьс€ даже после катастрофического воздействи€ пожаров и рубок. ѕроцесс восстановлени€ лесных экосистем не менее интересен. Ёкскурсии по изучению вторичной сукцессии позвол€ют узнать много нового о процессах формировани€ экосистем.

Ќесколько особн€ком сто€т экскурсии на лесные болота, так как экологи выдел€ют их в категорию водных экосистем. “ем не менее, научно допустима и точка зрени€ лесоводов выдел€ющих облесенное верховое болото как лесную экосистему Ч сосн€к сфагновый (беломошник), а низинное болото, как ольшанник. ”читыва€ своеобразие болотных экосистем, богатство экологических групп растений и их жизненных форм, нагл€дные, на первый взгл€д, парадоксальные, взаимосв€зи организмов и среды Ч экскурсии на лесные болота будут очень интересны учащимс€.

¬ экологии существует пон€тие Ђэкотонї Ч зона резкого перехода между двум€ и более различными сообществами. „исло видов и плотность попул€ций многих организмов из контактирующих сообществ в экотоне выше, чем в самих сообществах. ѕоэтому экотоны €вл€ютс€ привлекательным объектом дл€ экскурсий.

¬от те направлени€ экскурсий в лесные экосистемы, методические разработки которых мы и хотим вам предложить.

»з наших лесных экосистем наиболее сложно устроены экосистемы широколиственных лесов. ”€снив с нашей помощью устройство сложного, вы самосто€тельно постигните устройство простого. ѕоэтому мы и используем дубраву в качестве примера дл€ описани€ структуры лесной экосистемы и проведени€ экскурсии в лесную экосистему. јналогично провод€тс€ экскурсии в любой другой тип лесных экосистем.

Ё ќ—»—“≈ћј Ў»–ќ ќЋ»—“¬≈ЌЌќ√ќ Ћ≈—ј

ƒуб и его посто€нные спутники Ч в€з, клен, липа имеют широкую листовую пластинку, поэтому леса, образованные ими, называютс€ широколиственными.

ƒуб светолюбив, особенно не выносит затенени€ сверху, но в молодом возрасте теневынослив. “олько со временем дуб превращаетс€ в могучее дерево до 35 метров высоты и диаметром в 1,5, иногда в 2 метра, обгон€€ все соседствующие деревь€ в росте. “акому дереву требуетс€ не только много света, но и много минеральных элементов. ƒл€ этого в почве развиваетс€ разветвленна€ корнева€ система, проникающа€ глубоко внутрь еЄ. ¬ дубраве одно дерево дуба отстоит от другого на 1,5Ч2 дес€тка метров, чтобы не мешать друг другу добывать вещества дл€ питани€, так как потребности у них одинаковы. Ќо свободное пространство никогда не остаетс€ пустым, его засел€ют другиe деревь€, кустарники, травы, с иными требовани€ми к свету и возможност€м использовани€ минеральных элементов почвы.

Ћипе, в€зу, клену света нужно меньше. ќни €вл€ютс€ теневыносливыми породами и могу расти чуть ниже дуба. —воими кронами они как бы обнимают дуб со всех сторон. Ћесоводы говор€т по этому поводу Ђƒуб любит расти в шубе, но с открытой головойї.  орни спутников дуба наход€т ещЄ достаточно места в почве.

 устарники Ц жизненна€ форма растени€ сразу с несколькими одревесневшими стволами - лещина, бересклет, жимолость - ещЄ менее требовательны к свету. ќни спокойно растут под пологом древесных пород, использу€ оставшеес€ свободное пространство. ѕышна€ листва деревьев и кустарников, благодар€ листовой мозаике затен€ет нижележащее пространство не столь сильно, как сплошна€ хво€ ели. —вета хватает и многочисленным травам. —амым обычным трав€нистым растением дубрав €вл€етс€ сныть обыкновенна€. „асто она образует сплошной ковер. Ќо в гуще еЄ ухитр€ютс€ существовать тенелюбивые растени€: копытень, медуница. ” них тоже широкие листовые пластинки, чтобы уловить рассе€нный высокими растени€ми свет. ћногие травы: борец высокий, бор развесистый, €снотка пурпурна€, купена многоцветкова€, лютик кашубский не мир€тс€ с засильем сныти и вырастаю выше еЄ. ѕолучаетс€, что растени€ в дубраве расположены как бы этажами. “олько нумераци€ этажей в лесу обратна€, нежели в многоэтажном доме, и этажи здесь называютс€ €русами.  роны дубов образуют первый €рус. Ћипы, в€зы и клены Ч второй €рус.  устарники Ч третий и четвертый. ƒа еще п€тый €рус трав, в котором при желании можно выделить тоже 2Ч3 €руса. ≈сли бы вам представилась возможность загл€нуть в почву, то вы бы увидели, что и корни растений располагаютс€ €русами.

≈сть и среди трав нуждающиес€ в обильном освещении, такие стараютс€ вырасти и отцвести ранней весной. ¬ это врем€ листвы на деревь€х и кустарниках еще нет, другие травы ещЄ не взошли, так что ничто не мешает первоцветам ловить необходимое количество солнечных лучей. ’охлатки, ветреницы, гусиный лук, медуница развиваютс€ и расцветают очень быстро, благодар€ запасу питательных веществ, накопленных в предыдущий сезон в подземных корневищах и луковицах. Ќесмотр€ на короткий срок своего существовани€, они успевают зав€зать семена и накопить в своих подземных кладовых питательных веществ на следующую весну.  роме подснежников первоцветами €вл€ютс€ лещина и в€з. ќни опыл€ютс€ ветром, поэтому спешат осуществить этот процесс, пока не мешает листва. “ак что причина их раннего цветени€ не в недостатке света.

Ќа растительных этажахЧ€русах живут различные многочисленные животные. «десь они наход€т достаточное количество пищи.

Ёкскурси€: —“–” “”–ј Ћ≈—Ќќ… Ё ќ—»—“≈ћџ

(на примере дубравы)

÷ели экскурсии: познакомить учащихс€ со структурой лесной экосистемы на примере дубравы; вы€вить принципы формировани€ экосистемы, взаимосв€зи между видами растений, животных, грибов, микроорганизмов.

ќ б о р у д о в а н и е: энтомологический сачок, саперна€ лопатка, нож, пинцет, лупа, папка дл€ сбора повреждений, определительные таблицы почв, определитель насекомых, записна€ книжка, карандаш.

’од экскурсии.

1. ¬ойдите в лес. ¬нимательно осмотритесь.  ак бы вы назвали этот лес? «адайтесь вопросом: ѕочему вы дали ему именно такое название? давайте уточним название фитоценоза, использу€ принцип, высказанный вами. Ќам это необходимо, потому что название экосистемы определ€ет господствующа€ растительность местности.

2. — помощью саперной лопатки отройте глубокую траншейку. ѕо профилю с помощью таблиц определите, к какому типу относитс€ почва. ≈сть ли взаимосв€зь между типом почвы и типом леса, произрастающего на ней? ≈сли пока этот вопрос вызывает у вас затруднени€, то ответьте на него после посещени€ других типов леса.

3. ¬ы€сните, какие породы деревьев, кроме дуба, произрастают в этом лесу.  ак они расположены относительно дуба? ≈сть ли в лесу кустарники, как они расположены относительно деревьев? ќпределите, какие растени€ наход€тс€ у самой земли?  ак вы думаете, в чем причина именно такого расположени€ растений в фитоценозе?  акое название вы бы дали такому типу расположени€ растений?

4. ¬нимательно рассмотрим растени€ под пологом древесных пород. Ќедостаток воздействи€ какого фактора среды ощущаетс€ здесь?  акие приспособлени€ возникли у растений наземного €руса в св€зи с этим? Ќайдите их и рассмотрите.

5. ƒл€ изучени€ состава и жизнеде€тельности консументов различных пор€дков и редуцентов лесной экосистемы разделитесь на несколько групп по 2Ч« человека и выполните р€д самосто€тельных заданий. ¬о врем€ выполнени€ любого из заданий не пропускайте мимо того, что не всегда можно обнаружить специально: следы жизнеде€тельности млекопитающих (кротовины, норы, ходы грызунов); гнезда птиц; дупла; не оставл€йте без внимани€ муравейники, помет крупных животных, падаль. ќбсудите значение того или иного объекта в экосистеме леса, определите, к какому типу биотических отношений можно отнести ту или иную де€тельность живых организмов.

« а д а н и е 1. “щательно осмотрите стволы, ветви и листь€ деревьев и кустарников с каждой стороны. ќбнаруженных животных снимите вручную, стр€хива€ в мешок сачка или обкашива€ кроны сачком. ќпределите с помощью определител€ пойманных беспозвоночных до семейства. ”знайте характер питани€ представителей этих семейств.   консументам какого пор€дка отнесете вы пойманных животных? «апишите свои выводы в виде таблицы консументов различных пор€дков или нарисуйте пищевую сеть.

« а д а н и е 2. ¬нимательно осмотрите листву растений. Ќайдите среди здоровых листьев поврежденные листогрызущими и сосущими насекомыми. ќбратите внимание, нет ли на них или р€дом тех, кто нанес растени€м эти повреждени€? „то это за животные и к какой категории консументов они относ€тс€? ќбразцы повреждений соберите в папку дл€ повреждений.

« а д а н и е 3. Ќайдите и осмотрите пни и мертвые стволы деревьев, как упавшие, так и сто€щие. ќбратите внимание на отверсти€ в коре и на притаившихс€ насекомых. — помощью ножа аккуратно отделите кору от древесины. ќбратите внимание на ходы короедов, усачей, златок.   какой группе в цепи питани€ можно отнести личинок этих насекомых? ќбразцы повреждений коры и древесины отделите и поместите в папку.

« а д а н и е 4. «аложите пробную площадку размером 50х50 см. “щательно разберите на листе бумаги лесную подстилку, выбранную с этой площадки. ќпределите, к каким группам в цепи питани€ относ€тс€ обнаруженные вами животные? “ак же систематизируйте животных, отловленных вами после переворачивани€ посильных валежин.  ак вы думаете, почему в лесах не происходит накопление опада и кто участвует в разложении лесной подстилки? ¬ыкопайте почвенный слой с пробной площадки, переберите почву, выбрав всех попавшихс€ животных.  акое место занимают они в лесной экосистеме?

« а д а н и е 5. Ќайдите деревь€, пораженные трутовиками, а также пни и крупные опавшие сучь€, пораженные Ђкраснойї и Ђбелойї гнилью.  акой тип биотических взаимоотношений мы наблюдаем в первом случае и во втором?  акие из этих грибов €вл€ютс€ консументами, а какие сапрофагами?

« а д а н и е 6. ќбратите внимание на птиц. ƒаже если вы не можете определить их видовую принадлежность, по разнице в песне постарайтесь приблизительно установить количество видов в пределах слышимости.  онсументами какого пор€дка €вл€ютс€ птицы? ј могут ли они €вл€тьс€ консументами разных пор€дков? ƒокажите.

ѕо окончании работы соберитесь все вместе и поделитесь своими наблюдени€ми. ”точните выводы. ѕостарайтесь составить целостную картину экосистемы леса. ѕолученные результаты и выводы запишите.

Ёкскурси€: ƒ≈…—“¬»≈ Ћ»ћ»“»–”ёў»’ ‘ј “ќ–ќ¬ ¬ Ё ќ—»—“≈ћј’ —ќ—Ќќ¬џ’ Ѕќ–ќ¬.

÷ е л и э к с к у р с и и: вы€вить, какое вли€ние на биотическую структуру экосистемы оказывают абиотические факторы (влажность и тип почвы, дл€ каких растений и в каких пределах эти факторы станов€тс€ лимитирующими).

ќ б о р у д о в а н и е: саперна€ лопатка, определительные таблицы типов почв, определители растений, записна€ книжка, карандаш.

ѕредварительно учитель проводит обследование местности и намечает оптимальный маршрут, следу€ по которому можно встретить как можно больше различных типов сосн€ков, и напоминает, что тип леса определ€етс€ по основной древесной породе и основному трав€нистому или низшему растению, по этому же принципу даетс€ и название экосистемы.

’од экскурсии.

1. ¬ойдем в сосновый бор и поднимемс€ вверх по склону.  аково состо€ние почвы на склонах и вершине холма по отношению к влажности, почему? ќбратите внимание на характер подлеска.  акое растение господствует в наземном €русе? ћы в сосн€ке-брусничнике. ¬спомните, на какой почве брусника занимает господствующее положение в нижнем €русе. ѕодтвердите свои предположени€ вз€тием пробы почвы.   какому типу она относитс€ и каково содержание гумуса в ней?

2. ћы на вершине холма. ѕочему бруснику сменили лишайники? ¬озьмите почвенную пробу сравните ее с предыдущей. ¬ чем состоит различие?

3. ¬озможно, что на возвышенности мы встретим сосн€к разнотравный. ѕроба почвы в сравнении с таковой из сосн€ка-брусничника и сосн€ка-беломошника даст вам ответ на такую смену растительности.

4. —пускаемс€ вниз. ќбратите внимание на по€вление сопутствующих пород и подроста. ¬ чем причина их по€влени€?  акое растение почти вытеснило бруснику из наземного €руса? ¬ы€сните это, изучив пробу почвы. 5. ѕродолжив спуск в более низкие места, мы непосредственно почувствуем сырость. » чернику сменит мох кукушкин лен. ћы в сосн€ке долгомошнике. ќбратите внимание какие еще растени€ выдерживают повышенную влажность? » как обычно определите тип почвы под лесом.

6. ≈сли на местности есть более низкие места, то мы попадем в сфагновое болото. ќбратите внимание на состо€ние сосен и на почву в болоте.

7. Ќа основании увиденного на экскурсии сделайте выводы: какие пределы устойчивости наблюдаютс€ у сосны обыкновенной по отношению к влажности и типу почв?  акие из факторов среды €вл€ютс€ лимитирующими дл€ лишайников, брусники, черники, кукушкина льна, сфагнов?   чему приводит узость или широта зоны устойчивости вида? ѕодумайте, можно ли расположить все типы сосновых экосистем в какую-либо схему по степени действи€ двух вышеназванных абиотических факторов (крест —укачева). ≈сли вам приведетс€ по этому плану исследовать другие типы лесных экосистем, сравните полученные в результате схемы и сделайте выводы.

Ћ≈—Ќџ≈ —” ÷≈——»»

¬ результате многолетнего процесса вырубки лесов, протекающего по всей лесопокрытой части –оссии, мы нагл€дно можем наблюдать вторичную сукцессию - процесс восстановлени€ климаксовой экосистемы через постепенную смену промежуточных.

¬ырубка леса приводит и к исчезновению трав€нистых растений, произраставших под его пологом, относ€щихс€ к группе тенелюбивых и теневыносливых. ≈стественно, в первые годы идет заселение освободившегос€ места светолюбивыми видами, способными быстро и легко распростран€тьс€: иван-чаем, зверобоем, лопухом, бод€ком, злаковыми. »з древесных растений первопроходцами €вл€ютс€ осина, береза, а также породы деревьев, способные давать корневую поросль при условии, что они произрастали в вырубленном лесу - липа, ольха, в€з. ѕоэтому через 5-10 лет вырубка представл€ет собой место, густо заросшее молодыми деревцами этих пород, под пологом которых начинают развиватьс€ се€нцы тенелюбивых в молодом возрасте пород: ели, дуба.

ƒальше процесс смены в естественных экосистемах не очень нагл€ден, потому как трудно найти подход€щие участки зарастающих вырубок. ѕоэтому легче рассмотреть дальнейшее течение сукцессии на примере рукотворных систем, особенно нагл€дно на примере посадок дуба или сосны. „еловек, осветл€€ их посадки на определенном этапе, очень быстро выводит первостепенные породы в первый €рус. ƒалее они, сомкнув кроны, сами формируют климаксовую экосистему.

Ёкскурси€: »«”„≈Ќ»≈ ¬“ќ–»„Ќќ… —” ÷≈——»» Ћ≈—Ќџ’ Ё ќ—»—“≈ћ

÷ели экскурсии: нагл€дно показать учащимс€ процесс смены экосистем в ходе зарастани€ вырубки; вы€вить растени€, засел€ющие освободившеес€ место, а также факторы, основополагающие при этом процессе.

ќборудование: люксометр или фотоэкспонометр, определитель растений, записна€ книжка, карандаш.

ѕредварительно учитель проводит обследование местности и находит экосистемы на характерных стади€х сукцессий. «атем он планирует оптимальный маршрут экскурсии.

’од экскурсии.

1. ѕосещение вырубки 1-го года. ќпределите по пн€м, какой лес здесь рос до вырубки. —равните с соседними участками невырубленного леса. ¬ каком состо€нии наход€тс€ трав€нистые растени€ климаксовой сукцессии после ее вырубки. ѕо€вились ли какие-либо новые растени€?

2. ѕосещение вырубки 2-3-го года. ќзнакомьтесь с видовым составом растений, произрастающих на вырубке.  акой фактор среды определил их по€вление здесь?   какой экологической группе по отношению к этому фактору относ€тс€ эти растени€? ¬нимательно посмотрите, есть ли среди трав€нистых растений се€нцы и поросль древесных пород, каких именно, почему? »меетс€ ли корнева€ поросль вокруг пней, каких именно? »змерьте освещенность под пологом высоких трав и над ними. Ќе св€зано ли по€вление древесных се€нцев с разницей в освещении?

3. ѕосещение вырубки 5-10-го года. ѕосмотрите, какие породы деревьев заселили вырубку на этом этапе и занимают в насто€щее врем€ господствующее положение? ¬ каком они состо€нии, не наблюдаетс€ ли среди них конкуренци€?  акие породы развиваютс€ под их пологом, почему? ¬ каком они состо€нии? —равните видовой состав трав€нистых растений с составом начального этапа зарастани€ вырубки, есть ли какие изменени€, в чем причина этих изменений? »змерьте освещенность под пологом молодых деревьев. Ќе св€зана ли эта причина с изменением в освещении?

4. ѕосещение сосновых (дубовых, еловых) посадок 15-20-летнего возраста. ќбратите внимание, в каком положении наход€тс€ мелколиственные породы деревьев р€дом с соснами (дубами, ел€ми). ¬ каком состо€нии находитс€ трав€ной покров, его разнообразие? »змерьте освещенность под пологом молодых деревьев и сравните ее параметры с предыдущими подобными измерени€ми на вырубках других стадий зарастани€.

5. ѕосещение сосновых (дубовых, еловых) насаждений 30-50 - летнего возраста. ќбратите внимание, в каком состо€нии наход€тс€ мелколиственные породы деревьев после того, как произошло смыкание крон сосен (дуба, ели)? ¬ чем причина этого?  ак изменилс€ состав трав€нистых растений, почему? »змерьте освещенность под пологом молодых деревьев и сравните ее параметры с предыдущими подобными измерени€ми на вырубках других стадий зарастани€.

6. Ќа основании увиденного сделайте выводы о ходе вторичной сукцессии лесных экосистем. —уществуют ли группы растений, дл€ которых благопри€тен процесс разрушени€ климаксовых экосистем?

Ёкскурси€: Ћ≈—Ќџ≈ Ё ќ—»—“≈ћџ ¬ ”—Ћќ¬»я’ –≈ –≈ј÷»ќЌЌџ’ Ќј√–”«ќ 

÷ели экскурсии: изучить состо€ние основных структурных компонентов фитоценоза и на этом основании определить степень антропогенной дигрессии лесной экосистемы, вывить причины вызвавшие дигрессию, выработать рекомендации по стабилизации экосистемы.

ќборудование: определители растений, лишайников, почв, саперна€ лопатка, записна€ книжка, карандаш.

Ќеобходимым условием перед посещением экосистемы подверженной сильному антропогенному вли€нию €вл€етс€ экскурси€ в нетронутую лесную экосистему подобного типа, в сравнении легче определить степень дигрессии.

’од экскурсии:

”глубитесь в пригородный лес (лесопарк, наиболее посещаемый участок леса р€дом с деревней). ¬нимательно осмотритесь. »зучите состав древесных пород, характерен ли он дл€ данного типа экосистемы? ќцените состо€ние древосто€. Ќе наблюдаетс€ ли угнетение или даже отсутствие в древесном €русе некоторых об€зательных пород? ѕрисутствует ли подлесок, подрост, в каком они состо€нии?

–азделитесь на две группы и выполните задани€:

ѕервое задание дл€ I группы: »зучите состав трав€нистого покрова, соответствует ли он рассматриваемой экосистеме? Ќе наблюдаетс€ ли в его составе рудеральные (сорные) виды? ≈сли да, определите, по степени проективного покрыти€, какую долю от лесных видов они составл€ют. ќцените состо€ние сорной растительности.

ѕервое задание дл€ II группы: »зучите состав лишайников на почве и на деревь€х. ќпределите, лишайники каких групп присутствуют в данной экосистеме - кустистые, листовые или накипные? —делайте соответствующие выводы о степени загр€знени€ воздуха.

¬торое задание дл€ I группы: ¬ыройте глубокую траншейку и по профилю определите тип почвы ѕолевыми методами определите структуру и степень влажности почвы. —опоставьте, соответствует ли плодородие данного типа почв и ее степень влажности богатству и разнообразию трав€нистого покрова?

¬торое задание дл€ II группы: ¬ыделите произвольный участок 50х50 м. »змерьте прот€женность всех тропинок на нем при учете их ширины. «атем рассчитайте их площадь и процент от общей площади участка. ¬изуально оцените состо€ние лесной подстилки (уплотнена, разворошена, отсутствует) ќпределите степень вульгаризации участка, исход€ из количества кострищ, мусора, поломанных деревьев и кустарников (сильна€, средн€€, слаба€).

ƒополнительное задание (при условии выпаса скота): выполн€етс€ в той же последовательности, как и второе задание дл€ второй группы. ¬место последнего услови€ необходимо определить степень объедани€ и повреждений подлеска и подроста (сильна€, средн€€, слаба€).

ѕо окончании работы соберитесь вместе, изложите полученные результаты, обсудите их. Ќа основе выводов определите стадию антропогенной дигрессии лесной экосистемы и главные причины вызвавшие ее. ¬ыработайте рекомендации первоочередных последующих мер по стабилизации лесной экосистемы.

Ћ≈—Ќџ≈ ЅќЋќ“ј

Ѕолота широко распространены в лесных зонах –оссии. ¬ биосфере «емли болота играют огромную роль, €вл€€сь аккумул€торами и регул€торами влаги, а также регул€торами содержани€ углекислого газа в атмосфере, изыма€ его излишки и перевод€ их в ископаемое состо€ние. ¬ыше, при описании одной из экскурсий мы рассматривали лесную экосистему - сосн€к сфагновый, который по сути представл€ет болото. “акой подход с точки зрени€ современной науки допустим. Ќо правильнее считать различные типы болот самосто€тельными водными экосистемами. »так, болото - это своеобразна€ экосистема формирующа€с€ в услови€х обильного увлажнени€. ќсобенност€ми этой экосистемы €вл€ютс€ своеобразный мир, представл€ющий сочетание различных экологических групп от гидрофитов и жизненных форм, а также болотный тип почвообразовани€. Ѕолота образуютс€ путем зарастани€ озер и заболачивани€ суши при сочетании определенных факторов: климатических, геологических, гидрологических, почвенных. — течением времени низинные болота, через переходные, превращаютс€ в верховые. Ќизинные болота приурочены к долинам реки их поймам, берегам водоемов, где располагаютс€ в местах выхода на поверхностъ грунтовых вод, ключей. √рунтовые воды богаты минеральными сол€ми, поэтому фитоценозы низинных болот отличаютс€ большим флористическим разнообразием. ƒревесный €рус на этих болотах формируют ольха, береза, ель.  устарники представлены различными видами ив, крушиной, черной смородиной. ¬ составе трав€нистого покрова есть злаки: тростник обыкновенный, вейник сероватый, широко представлены осоки: вздута€, дерниста€, пузырчата€, обычны таволга в€золистна€, крапива двудомна€, вахта трехлистна€, белокрыльник болотный, вех €довитый, хвощ приречный, папоротник страусовое перо и др. ќсобенно богаты ольховые болота, так как ольха симбиотически св€зана с азотфиксирующими микроорганизмами - актиномицетами. ќни живут в корневых клубеньках образующихс€ при внедрении микроорганизма в корневые волоски. јктиномицеты как и азотфиксирующие бактерии в клубеньках бобовых, исправно обеспечивают фиксацию атмосферного азота и накопление его в почвах ольшанников. ¬ низинных болотах торф образуетс€ не всегда. Ќапример, он не образуетс€ на болотах среди пойменных лугов, затопл€емых в период половодь€. ј там, где образуетс€, это чаще всего вейниковый или таволговый торф с остатками ольхи и березы. Ќа болотах, образовавшихс€ в результате зарастани€ озер формируетс€ топ€ной торф с низкой степенью разложени€ остатков трав€нистых растений и зеленых мхов. ѕереходные болота представл€ют собой промежуточный тип между верховыми и низинными. Ёти болота располагаютс€ на водоразделах и вторых террасах рек, поверхность у них кочковата€, увлажнение часто избыточное. »з-за обедненного минерального питани€ и растительность бедновата: береза в древесном €русе, из кустарников только ивы, в трав€нистом покрове преобладают тростник и осоки. —реди мхов начинают преобладать сфагны, по€вл€ютс€ болотные кустарнички. ¬ерховые болота атмосферного питани€ формируютс€ при заболачивании замкнутых бессточных котловин, водораздельных равнин, надпойменных террас с бедными почвами с близколежащим к поверхности водоупорным слоем. Ѕедность минерального питани€ обуславливает существование на верховых болотах фитоценозов не отличающихс€ богатством видов. ќбычно это сосново-кустарничково-сфагновый фитоценоз. —фагны. посто€нно нарастал вверх, и, образу€ под собой торф€ную подушку, все больше отдал€ютс€ от грунтового питани€. ƒаже не все сфагны выдерживают такой отрыв, и зеленые низинные сфагны начинающие процесс заболачивани€ уступают место красному маггелановскому сфагну, потребителю м€гкой воды. ќн, в свою очередь, выше смен€етс€ бурным сфагном, довольствующимс€ чистой дождевой водой. —путники у сфагнов немногочисленные, но посто€нные. Ёто кустарнички из семейства брусничных: клюква и голубика, и из семейства веревковых: вереск, болотный мирт, подбел, багульник. “олько они способны выдержать бесплодие торф€ного грунта, перегруженность водой неудержимое нарастание сфагнов вверх. ѕарадоксальность же произрастани€ перечисленных растений в зоне избыточного переувлажнени€ состоит в том, что все они ксероморфны, то есть (сформированы дл€ засvхи). ” всех у них, дл€ уменьшени€ испарени€ устьица погружены глубоко в м€коть листа. ” подбела мелкие кожистые листь€ покрыты беловатым восковым налетом, у багульника листочки с войлочным опушением, у мирта с чешуйками, такую же светозащитную роль играет органический краситель антоциан придающий растени€м красноватый цвет. —уществует несколько различных гипотез объ€сн€ющих это €вление: а) вода на сфагновых болотах очень холодна€ (термоизол€ци€ сфагнов), поэтому всасывание корн€ми воды затруднено; б) высока€ водоудерживающа€ способность торф€ного сло€; в) насыщенность болотных вод гуминовыми кислотами и недостаток кислорода; г) дыхание корней и анаэробной среде невозможно и это тормозит их де€тельность - все это причины, привод€щие к, так называемой, физиологической сухости. Ќо дело оказалось не в специфичности водного режима болот. ѕриспособлени€, преп€тствующие испарению влаги с поверхности растени€, вызваны не чрезвычайным перегревом, а необычно жестким дефицитом минерального питани€.

Ёкскурси€: —¬ќ≈ќЅ–ј«»≈ ЅќЋќ“Ќџ’ Ё ќ—»—“≈ћ

÷ели экскурсии: вы€вить принципы формировани€ болот, научить различить их типы, изучить экологические группы растений по отношению к влажности и многообразие жизненных форм, изучить особенности вли€ни€ микроклиматических факторов на растени€ болот, познакомитьс€ с процессом торфообразовани€ и типами торфа.

ќборудование: определитель растений, саперна€ лопатка, записна€ книжка, карандаш.

»деальным вариантом экскурсии с болотные экосистемы будет возможность последовательного посещени€ разных типов болот. ѕри посещении болот следует соблюдать определенную осторожность. Ќеобходимо исключить из вариантов возможного посещени€ топкие участки. ѕредварительное обследование должно проводитьс€ руководителем не в одиночку, а со всеми мерами предосторожност€ми.

’од экскурсии на низинном болоте:

1. ћы на болоте. ѕо каким критери€м мы определили этот факт? ѕо каким признакам можно с уверенностью утверждать, что это низинное?

2. –ассмотрите и определите состав растений болотной экосистемы. ќб избыточности действи€ какого фактора свидетельствует разнообразие осок, зеленых мхов и господство ольхи? –аспределите их на экологические группы по отношению к влажности. ќбъ€сните, почему спутниками ольхи €вл€ютс€ азотолюбы: крапива двудомна€, таволга в€золистна€, чистец болотный, паслен сладко-горький, папоротник страусово перо.

4. ¬озьмите почвенные пробы. ќбразуетс€ ли в данном низинном болоте торф? ќпределите, какие растени€ €вл€ютс€ торфообразовател€ми.

’од экскурсии на верховом болоте:

1. √осподство каких растений нагл€дно свидетельствует, что это верховое болото? ќбратите внимание на цвет сфагнов. Ќайдите зеленые, бурые и красные сфагны - это разные виды.  акое положение они занимают относительно друг друга, чем это вызвано? ¬озьмите небольшое количество сырого зеленого сфагна, выжмите из него воду и убедитесь, сколько много он ее впитывает и удерживает.  ак вы думаете, какую функцию болот определ€ет эта способность сфагнов?

2. ќбратите внимание на состо€ние деревьев произрастающих на болоте, как вы думаете, чем оно вызвано. ¬нимательно рассмотрите травы и кустарники выживающие среди сфагнов. Ѕлест€щие кожистые листь€, часто с опушением или восковым налетом, узка€ листова€ пластинка, наличие красного пигмента антоциана в листь€х - все это признаки какой экологической группы? ѕопробуйте объ€снить, с выдвижением разных гипотез, по каким причинам представители этой группы оказались в системе с посто€нным переувлажнением?

3. Ќайдем среди растений рос€нку.  ак вы думаете, какими причинами вызвана ее способность к поеданию насекомых? ќтноситс€ ли она к той же экологической группе, что и рассмотренные нами кустарнички?  ак это сопоставл€етс€ с только, что выдвинутыми нами гипотезами относительно ксероморфности растений сфагнового болота.

4. ¬ экосистеме верхового болота представлены практически все жизненные формы растений умеренного по€са, найдите их представителей.

5. ѕосмотрите, что непосредственно находитс€ под подушкой живых сфагнов.  акие услови€ способствуют процессу торфообразовани€?  акое глобальное значение имеет этот процесс?

Ё ќ“ќЌ

¬ экологии существует пон€тие УэкотонФ Ч зона резкого перехода между двум€, или более, различными сообществами. Ёта зона контакта может иметь значительную линейную прот€женность, но всегда бывает уже территории самих соседних сообществ. „асто число видов и плотность попул€ций многих организмов из контактирующих сообществ в экотоне выше, чем в самих сообществах. Ёто €вление известно под названием краевого эффекта.  роме того экотоны могут иметь характерные дл€ них виды, не встречающиес€ в соседних сообществах. »з вышесказанного следует, что экотоны €вл€ютс€ очень интересными объектами дл€ экскурсии. ќдним из обычных типов экотона €вл€етс€ опушка Ч переходна€ зона между трав€нистым и лесным, кустарниковым сообществами. “очно такими же переходными зонами от трав€нистого к лесному или кустарниковому сообществам €вл€ютс€ по существу лесополосы и балки. Ёти искусственные и естественные ФопушкиФ без классической, об€зательной смены сообществ, €вл€ютс€ полностью только зоной контакта, поскольку их незначительна€ ширина не позвол€ет говорить о произошедшей смене экосистемы открытого типа на лесную экосистему. ќб этом говорит и высокий краевой индекс, характеризующий отношение прот€женности границ к площади и вычисл€емый по формуле: EI = TP/2Aπ, где TP Ч общий периметр площади плюс длина всех линейных граней внутри этой площади; π (пи) = 3,I4; ј Ч площадь; (квадратна€ площадка с одним типом растительности характеризуетс€ индексом 1,13)

ƒл€ большей части открытых сельскохоз€йственых ландшафтов характерна высока€ степен эродированности. ћестами овражно-балочна€ может занимать большие площади. ћы привыкли оценивать процесс оврагообразовани€ только с одной стороны Ч как нанос€щий значительный ущерб сельскому хоз€йству. Ќо процесс превращени€ оврагов в балки можно рассматривать как естественное направленное движение к стабилизации созданных человеком неустойчивых агроэкосистем. ѕричем в наивыгоднейшей форме экотона, характеризующегос€ значительным биоразнообразием.  роме того краевой эффект здесь повышаетс€ в результате склонового принципа сложени€ овражно-балочных систем, определ€ющего богатый набор биотопов. ”величению биоразнообрази€ в агроэкосистемах способствуют и лесополосы. — этой позиции они, также как и балки придают устойчивость соседним агроэкосистемам.

¬ысоким краевым эффектом обладают и островные остаточные леса. “аким образом, экскурсии по изучению экотонов будут наиболее интересными с исследовательской точки зрени€.

Ёкскурси€: Ћ≈—ќѕќЋќ—ј  ј  Ё ќ“ќЌ

÷ели экскурсии: доказать, что лесополоса обладает краевым эффектом и €вл€етс€ экотоном, показать значимость леспополос дл€ агроэкосистем с точки зрени€ повышени€ их устойчивости.

ќборудование: определители растений, птиц, беспозвоночных, энтомологические сачки, бинокли, термометр, люксометр (или фотоэкспонометр), анемометр, психрометр, геоботаническа€ рамка 50х50 см, полиэтиленовый пакет, весы, записна€ книжка, карандаш.

ƒл€ экскурсии выбираетс€ лесополоса площадью 1 га (10х1000 или 20 х500), участок пол€ 100x100м, отсто€щий от лесополосы не менее чем на 500 м и участок леса100х100 м, удаленный от опушки не менее чем на 200 м (опушка леса тоже €вл€етс€ экотоном).

’од экскурсии:

¬ начале, исход€ из параметров выбранной дл€ исследовани€ лесополосы рассчитайте краевой индекс дл€ нее и дл€ квадратных участков леса и пол€ по формуле

EI = TP/2Aπ,

где TP Ч общий периметр площади плюс длина всех линейных граней внутри этой площади; π (пи) = 3,I4; ј Ч площадь;

ƒл€ проведени€ исследований разделитесь на четыре группы.  ажда€ из групп, последовательно проводит идентичные исследовани€ в трех биотопах лесополосе, поле, в лесу. √руппы, провод€щие учет позвоночных и беспозвоночных животных, двигаютс€ в лесополосе по ее середине на прот€жении 500м (750 шагов); в поле и в лесу - пo сторонам предполагаемого квадрата со стороной в 150 шагов и по его диагонал€м на общую прот€женность маршрута 500 м.

«адание дл€ первой группы: ѕроведите замеры температуры освещенности влажности, силы ветра у поверхности почвы и над трав€нистым покровом. —равните данные полученные дл€ лесополосы, леса, пол€, сделайте выводы.

«адание дл€ второй группы: —режьте всю растительность на уровне почвы с п€ти площадок выделенных с помощью рамки (в поле это культурные растени€ вместе с сорн€ками), взвесьте срезанные растени€ отдельно с каждой из них и найдите среднее значение биомассы. ѕодсчитайте общее количество видов среди срезанных растений и определите наиболее массовые из них. —опоставьте данные с трех биотопов сделайте соответствующие выводы.

«адание дл€ третьей группы: ƒвига€сь по описанным схемам, визуально учитывайте всех встреченных позвоночных животных (в основном это будут птицы, определить их легче по голосам). ¬ конце учета подведите общий итог количество встреч на 500 м учета. –езультаты сравните.

«адание дл€ четвертой группы: двига€сь по описанным схемам, обкашивайте сачком растительность с целью отлова беспозвоночных животных. „ерез каждые -100 взмахов сачка проводите количественный учет пойманных животных: моллюсков и пауков без систематизации, насекомых по отр€дам, результаты запишите. ѕо окончании учетов составьте сводную таблицу и рассчитайте среднее количество представителей классов или отр€дов на 100 взмахов сачка. —равните результаты по разным биотопам.

ѕо окончании работы соберитесь все вместе и обобщите полученные результаты. —делайте выводы, какой из обследованных биотопов обладает краевым эффектом и €вл€етс€ экотоном?  акое значение имеет видовое разнообразие лесополос дл€ соседней агроакосистемы?

Ё — ”–—»» ¬ Ё ќ—»—“≈ћџ ќ“ –џ“џ’ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬

Ћ”√ј » ѕј—“Ѕ»ўј

ѕосле распашки степей, самым широко распространенным типом естественных трав€нистых экосистем €вл€ютс€ луга - открытые пространства поросшие травами. ’от€ они и относ€тс€ к естественным природным экосистемам, но своим по€влением об€заны человеку. ≈ще в древности, с развитием скотоводства, потребовались сенокосы дл€ запасани€ кормов на зиму. „еловек расчистил и значительно расширил небольшие пол€ны в пойменных лесах. —кашивание создало дл€ всех растений одинаковые стартовые услови€.   такой форме хоз€йствовани€ смогла приспособитьс€ совершенно определенна€ группа растений. ¬ результате, со временем, возникло сочетание видов, которого прежде не было в составе естественного растительного покрова. ¬ основном это растени€ с опушек и пол€н пойменных дубрав, светлых лиственных лесов и низовых болот.

“рав€нистые сообщества речных долин называют пойменными лугами. ƒл€ них характерна €рко выраженна€ €русность. ѕервый €рус формируют высокие луговые злаки: тимофеевка лугова€, ежа сборна€, лисохвост луговой, и представители сложноцветных: дев€сил британский, кульбаба осенн€€, козлобородник луговой. ¬о втором €русе много м€тликов, мелколиственных осок, ситников, есть колокольчики, герань лугова€, тыс€челистник и в третьем €русе преобладают клевЄра: луговой, горный, средний, вьЄтс€ пo стебл€м мышиный горошек. ≈щЄ ниже стел€тс€ кпевер ползучий, люцерна, чина лугова€.   самой земле прижимаютс€ вербейник монеточный и звездчатка средн€€. ¬ более сырых местах среди растений пойменного луга необходимо обратить внимание на козлобородник луговой, скерду двулетнюю и колокольчик раскидистый, как на малочисленных представителей лесостепи в луговых экосистемах. —овершенно чужд дл€ лугов, внедрившийс€ в последнее врем€, бод€к полевой, пришлый сорн€к с берегов дальних морей. “аких чужаков на лугах становитс€ больше, если на них врем€ от времени выпасают скот. ћарь бела€, пижмa обыкновенна€, щавель конский уже освоили пустыри и пол€ и начинают вторгатьс€ на луга.

ѕастбища - образовались ещЄ раньше сенокосных лугов при интенсивном выпасе скота в определЄнных местах. ¬ жестоких услови€х вытаптывани€ и выедани€ выжили самые стойкие. ¬се они низкорослые, с жилистыми листь€ми, растут плотно прижавшись к земле. Ќо даже в таких услови€х цветут и плодонос€т подорожники, лапчатка гусина€, л€двинец рогатый, клевер ползучий, вербейник монеточный, одуванчик лекарственный. Ќа пастбищах возвышаютс€ лишь непоедаемые скотом чертополох, цикорий, дурнишник, крапива.

Ёкскурсии на луга интересны с точки зрени€ изучени€ воздействи€ на трав€нистые растени€ абиотических факторов - света; влажности и биотических - выпаса скота, муравьев. «десь возможно проследить большинство из типов взаимодействи€ между организмами. »зучение продуктивности луга даст нам возможность в дальнейшем подтвердить несовершенство искусственных зкосистем.

Ёкскурси€: —“–” “”–ј “–ј¬яЌ»—“џ’ Ё ќ—»—“≈ћ » ¬Ћ»яЌ»≈ ¬џѕј—ј — ќ“ј Ќј Ќ»’

÷ель экскурсии: познакомить учащихс€ со структурой трав€нистых экосистем на примере луга; вы€вить принципы ее формировани€; взаимосв€зи между видами растений, животных, грибов, микроорганизмов; рассмотреть вли€ние выпаса скота на экосистему луга.

ћатериалы и оборудование: энтомологический сачок, саперна€ лопатка, пинцеты, лупа, гербарна€ папка; определители растений и насекомых, весы бытовые и полиэтиленовый пакет, записна€ книжка и карандаш.

’од экскурсии.

1. ћы - на лугу. ќсмотрите близлежащую местность. «аливаетс€ ли этот луг полыми водами в период весеннего паводка? B св€зи с этим, к какому виду можно отнести этот луг? ≈сли это поймЄнный луг, то какое значение имеет половодье дл€ растений луга? ≈сли суходольный, то по какой причине постепенно истощаетс€ почва на них?

2. ќпределите, какие жизненные формы растений присутствуют в луговой экосистеме. ћожем ли мы считать луг трав€нистой экосистемой?  ак располагаютс€ растени€ на лугу относительно друг друга.

«. –ассмотрите травы первого €руса, представители каких семейств составл€ют здесь большинство? ¬ какую экологическую группу по отношению к свету вы бы их отнесли, по каким признакам? “ак же определитесь с растени€ми других €русов.

4. ѕригл€дитесь внимательно к растени€м луга. Ќе встречали ли вы большинство из них в других экосистемах? ≈сли встречали, то, какие и где?  ак вы объ€сните этот факт? »меютс€ ли на лугу растени€, которые вы считаете сорн€ками огородов и полей?  ак вы думаете, попали ли они с луга в искусственные экосистемы или наоборот засорили и луга? ¬озможно, здесь присутствуют и те и другие? ќбъ€сните ваши предположени€.

5. –азделитесь на несколько групп по 3-5 человек и выполните р€д самосто€тельных заданий:

«адание дл€ первой группы: ѕронаблюдайте внимательно за насекомыми на цветках. ѕредставителей каких отр€дов вы здесь видите? „то ищут в цветках насекомые?  акое значение имеет св€зь с насекомыми дл€ растений? ÷ветки каких растений - предпочитают пчелы, шмели, осы, мухи, бабочки? ≈сть ли кака€-либо зависимость?  ак вы думаете, с чем это св€зано?

«адание дл€ второй группы: ќбкосите сачком растительность луга. ќпределите с помощью определител€ пойманных беспозвоночных хот€ бы до отр€дов.   консументам какого пор€дка отнесете вы пойманных беспозвоночных? ќбоснуйте свои выводы.

«адание дл€ третьей группы: «аложите пробную площадку 50х50 см². —режьте с нее под корень надземные части всех растений, сложите в пакет и взвесьте. –езультат запишите, он нам будет необходим дл€ сравнени€ на следующей экскурсии в поле. ¬ыкопайте почвенный слой с пробной площади на глубину 15 см, переберите почву, выбрав всех попавшихс€ животных, запишите их состав и количество.  акое место занимают они в экосистеме? ѕопутно выберите все корни растений, взвесьте их, результат запишите.

«адание дл€ четвертой группы: ѕронаблюдайте за птицами, как на лугу, так и над ним. ќбратите внимание на их внешний вид и издаваемые ими голоса, это поможет вам отметить их разнообразие. Ќа кого они охот€тс€?  онсументами какого пор€дка €вл€ютс€ птицы? ћогут ли они €вл€тьс€ консументами различных пор€дков? ƒокажите.

ѕрежде чем сделать окончательные выводы, соберЄмс€ все вместе и загл€нем на самый низкий участок луга.  акие растени€ здесь преобладают? — воздействием какого фактора среды св€зана смена состава?

“еперь, когда исследование луга закончено, кажда€ из исследовательских групп поделитс€ своими наблюдени€ми. ”точните свои выводы. ѕостарайтесь составить целостное представление об экосистеме луга. ѕолученные результаты и выводы запишите.

ѕастбища

1. ѕерейдем на пастбище. ќбратите внимание все ли растени€ сенокосного луга произрастают на пастбище? ƒействие каких факторов привело к столь большой разнице между пастбищем и сенокосным лугом? —равните приспособившиес€ к услови€м пастбища растени€ с гербарными образцами этих видов из вашей гербарной папки.  ак изменились они в услови€х посто€нного выедани€ и вытаптывани€?

2. ѕосреди луга возвышаютс€ отдельные растени€, определите их. ѕочему они не поедаютс€ скотом? ќбратите внимание на многочисленные кочки. ¬ы€сните их происхождение. „ь€ жизнеде€тельность привела к по€влению кочек, каким образом?

«. ѕодойдите ближе к пасущемус€ стаду. ѕочему коровы так беспокойно обмахиваютс€ хвостами, а иногда брыкаютс€ ногами?  акое место занимают эти насекомые в экосистеме? ѕривлекают ли они птиц? Ѕольше ли здесь этих птиц, чем на сенокосном лугу. ѕочему?   какому типу вы относите взаимоотношени€ между птицами и скотом?

4. ќбратите внимание на коровий помет Ц Ђлепешкиї. Ќайдите свежие. ѕронаблюдайте, какие насекомые первыми прилетают на него. ƒл€ чего? Ќайдите более поздние, подсохшие УлепешкиФ.  аких насекомых вы видите здесь? ѕронаблюдайте за их действи€ми.  ак вы думаете, чем привлекает помет насекомых? ƒл€ подтверждени€ своего предположени€ разыщите иссохшие УлепешкиФ помета, переверните их. „то вы видите? ќ чЄм это говорит? јккуратно раскопайте норки. „то вы обнаружили?  то это сделал, дл€ чего? ѕодсчитайте, какое большое количество помЄта оставл€ет стадо на гектаре пастбища. ѕочему постепенно весь луг не покрываетс€ навозом?  акие организмы, кроме увиденных, участвуют в разложении навоза? —видетел€ми какого типа экологических отношений вы стали сейчас?

5. ¬ конце экскурсии вы€сните, не наблюдаетс€ ли на этом пастбище перевыпас скота? ƒл€ этого обратите на степень вытаптывани€ пастбища, не выбиваютс€ ли скотом дорожки до голой почвы?   чему это может привести в конечном итоге?

Ќа основании всего увиденного сделайте окончательные выводы. «апишите их. ѕроведите сравнительные анализ между экосистемами сенокосного луга и пастбища.

ѕќЋя

ѕоле можно рассматривать как пример искусственной экосистемы. —озданна€ человеком, в €вном противоречии с законами экологии, структура требует его посто€нного вмешательства дл€ отстаивани€ права на существование в св€зи с этим, экскурсии на поле интересны не только как сравнительные с природными экосистемами, но и как пример действи€ законов экологии вопреки воле человека.

ќдно из главных противоречий культивирование монокультур. ќдинаковые требовани€ к факторам среды свойственные особ€м одного вида.

Ёкскурси€: —“–” “”–ј »— ”——“¬≈ЌЌќ… Ё ќ—»—“≈ћџ.

Ќ≈ƒќ—“ј“ » ¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» »— ”——“¬≈ЌЌџ’ Ё ќ—»—“≈ћ.

÷ели экскурсии: изучить структуру искусственной экосистемы (на примере пол€); вы€вить ее недостатки по сравнению с природными экосистемами; вы€снить, все ли ее компоненты €вл€ютс€ результатом культивировани€ человеком, следствием каких экологических закономерностей €вл€етс€ результат их внедрени€ в искусственные экосистемы вопреки воле человека.

ќборудование: энтомологический сачок, саперна€ лопатка, пинцеты, лупы, гербарна€ папка, весы бытовые, полиэтиленовый пакет, определители растений и насекомых, записна€ книжка, карандаш.

’од экскурсии

1. ћы на поле.  акое это поле? ѕочему одно растение от другого так далеко стоит? „то произойдЄт если семена данной культуры посе€ть гуще? Ќайдите такое место (обычно это место, где случайно были рассыпаны зЄрна при заправке се€лок). „то наблюдаетс€ при загущЄнном посеве? —равните растени€ из загущЄнного посева с растени€ми обычного посева.

2. ѕосмотрите внимательно, всегда ли место между культурными растени€ми остаЄтс€ пустым?  акие растени€ занимают это место? Ќайдите среди них растени€, встречавшиес€ вам на экскурси€х в лес и на луг. ѕочему они оказались здесь? ≈сть ли на поле растени€, не встреченные вами на экскурси€х в природные экосистемы?  ак вы думаете, откуда они ведут своЄ происхождение? —оберите в гербарную папку по несколько экземпл€ров каждого из сорн€ков.

«. „еловек хочет, чтобы на его пол€х кроме посе€нных культурных растений не было ни каких других. „еловек посто€нно боретс€ с сорн€ками. ѕеречислите все методы борьбы, примен€емые человеком против сорн€ков. ѕочему, не смотр€ на эту посто€нную борьбу, человеку не удаЄтс€ одержать полную победу?  ак вы думаете, какие приспособлени€ дают возможность сорн€кам выжить в этой жестокой борьбе? ƒл€ примера раскопайте корневище пыре€ на всю длину.

1. –азделимс€ на группы и проведЄм работы аналогичные некоторым из проведЄнных на поле и на лугу.

«адание дл€ первой группы: ќбкосите сачком несколько участков, внимательно след€ и отлавлива€ насекомых с почвы. ќпределите по определителю пойманных насекомых и вы€сните, чем они питаютс€.  аких из ник человек относит к вредител€м пол€, а каких к своим помощникам?  акое место занимают они в искусственной экосистеме?  ак вы можете объ€снить их присутствие в искусственной экосистеме?

«адание дл€ второй группы: «аложите две пробные площадки 50х50 кв.см. ќдну среди чистой се€нной культуры, другую на участке с наибольшим количеством сорн€ков. —режьте под корень надземные части растений с каждой площадки отдельно, сложите в пакеты и взвесьте. ¬ыкопайте почвенный слой с обеих площадок, разберитесь с составом и количеством почвенных животных. ќтсортируйте корни и взвесьте их. ѕолученные результаты по площадкам сравните между собой и с результатами по лугу.  ак вы считаете, почему растительна€ биомасса на лугу и на поле сильно различаетс€? √де и почему богаче состав почвенных животных?

«аданuе дл€ третьей группы: ѕронаблюдайте за птицами. —хожи ли они с птицами луга?   полезным или вредным относит их человек. ѕодсчитайте количество норок грызунов на площади 10х10 кв.м. в трех-четырех местах, вычислите среднее значение и переведите количество на гектар (10000кв.м).   полезным или вредным относит человек грызунов, почему?  акое место занимают птицы и грызуны в искусственной экосистеме? „ем объ€сн€етс€ ее заселение ими?

ѕо окончании работы соберитесь все вместе и обсудите полученные результаты. ќсобое внимание обратите на результаты полученные второй группой. ≈ще раз проанализируйте их в сравнении с результатами полученными при выполнении аналогичного задани€ на лугу. ѕредложите ваши способы борьбы с сорн€ками и вредител€ми. ¬озможно, человек неправильно формирует свои экосистемы? ѕредложите ваши варианты. — какими трудност€ми придетс€ столкнутьс€ при претворении этих вариантов в жизнь. ќтветьте на вопрос - почему человек вынужден посто€нно вносить на пол€ удобрени€? — сенокосных пойменных лугов сено тоже вывозитс€, но почва лугов не истощаетс€, почему?

Ёкскурси€: ЅјЋ ј -  ј  Ё ќ“ќЌ

÷ели экскурсии: на основе экспериментальных учЄтов и расчЄта краевого индекса доказать, что полева€€ балка €вл€етс€ экотоном между трав€нистым и лесным или кустарниковым сообществом.

ќборудование: землемерный циркуль, энтомологические сачки, бинокли, термометр, люксометр (или фотоэкспонометр), анемометр, психрометр, полиэтиленовый пакет, весы, записна€ книжка, карандаш.

’од экскурсии:

1. ƒл€ исследовани€ выберите крупную полевую балку достигшую водоносных слоЄв с залуженными или заросшими древесно-кустарниковой растительностью склонами.

2. ѕроведите замеры температуры, влажности, освещенности и силы ветра в прилегающей к балке агроэкосистеме и в самой балке, отдельно: на залуженных склонах, на склонах поросших древесно-кустарниковой растительностью и на дне. —равните и сделайте выводы. ћожно ли говорить о самосто€тельном микроклимате балки?

3. –азделитесь на две группы. ќдна группа будет проводитъ учЄты беспозвоночных, а друга€ позвоночных животных. «атем кажда€ группа, разделившись еще на три подгруппы начинает учетные работы по позвоночных и беспозвоночных животных на дне, склоне балке и в над балочном биотопе. Ѕеспозвоночные животные учитываютс€ путЄм отлова при кошении сачком отдельными группами: моллюски, пауки, отр€ды насекомых Ч в среднем экземпл€ров на 100 взмахов сачка. ѕозвоночные животные учитываютс€ визуально по классам: количество встреч за I час учета.

4. »змерьте параметры балки. »зучите разнообразие биотопов определимое склоновым принципом балочной системы.

5. ѕолученные результаты сведите в таблицу отдельно по балке и отдельно по прилегающей агроэкосистеме. –ассчитайте краевой индекс балки. ѕроанализируйте и сделайте соответствующие выводы.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020