јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–азвитие творческих способностей учеников

√ин јнатолий јлександрович
генеральный директор автономной некоммерческой организации содействи€ инноваци€м Ђ“–»«-профиї, г. ћосква

 

јннотаци€: ¬ статье показано, как научить учащихс€ решать творческие задачи, примен€€ процедуру решени€ исследовательских/изобретательских задач. ѕриводитс€ программа разработанного автором элективного курса Ђ”чись мыслить смело!ї, обоснование важности его дл€ современного образовани€, некоторые методические рекомендации проведени€.

 лючевые слова: творческие задачи, алгоритмические процедуры, теори€ решени€ изобретательских задач (“–»«), элективный курс.

 

Ђ“ворчеству можно и должно учитьї - говорил ».я. Ћернер [1, с. 140]. Ёти слова станов€тс€ необычайно значимы в современных услови€х, когда динамично измен€ющийс€ социум ставит перед человеком нестандартные задачи, ответ на которые не известен и не известен способ решени€ Ц его надо самому открыть.

—ейчас в школе нестандартные творческие задачи решать не учат, на это просто не хватает времени. ѕон€тно, чтобы научитьс€ решать такие задачи, их нужно решать. Ќо, как показывает опыт, этого оказываетс€ мало: большинство учеников, столкнувшись с нестандартной творческой задачей, начинают искать ответ путем перебора вариантов. »ногда приходитс€ наблюдать ситуацию, когда задача еще полностью не сформулирована, а у учащихс€ уже Ђлес рукї и огромное количество гипотез, не выдерживающих никакой критики.

ƒл€ того чтобы упор€дочить умственные действи€ при решении творческих задач, мы использовали алгоритмические процедуры. Ёто Ц не алгоритмы в полном смысле слова, так как алгоритм представл€ет собой последовательность действий, гарантированно привод€щую к решению задачи. Ёто - пошаговые процедуры переформулировани€ первоначальной задачи и применени€ различных эвристических приЄмов дл€ еЄ решени€. јлгоритмические процедуры широко примен€лись в “–»« (теории решени€ изобретательских задач) [2]. –еша€ задачу с использованием алгоритмических процедур, изобретатель по установленным правилам корректирует первоначальную формулировку задачи, строит модель задачи, определ€ет имеющиес€ ресурсы, формулирует идеальный конечный результат, вы€вл€ет и анализирует противоречи€, примен€ет специальные приемы преодолени€ психологической инерции.

ƒл€ учащихс€ мы адаптировали алгоритмические процедуры, упростили их. Ќазвали разработанную нами последовательность умственных действий Ц ѕ–»« (процедура решени€ исследовательских/изобретательских задач). ѕоскольку алгоритмические процедуры разработаны дл€ детей, то используема€ аббревиатура содержит в скрытом виде возможности эмоционального воздействи€, символически обознача€ решение задачи как ожидание Ђпризаї - полученного удовольстви€ от решени€, эмоционального всплеска, вызванного пониманием Ђя сумел!ї, Ђя смог!ї.

ѕ–»« - 1

„асть 1. ѕодготовка к работе

ѕрочитайте условие задачи, сформулируйте его простыми словами без специальных терминов.

«апишите условие задачи в традиционной форме (дано, найти).

„асть 2. —истемный подход

ѕроанализируйте условие задачи и ответьте на следующие вопросы:

  1.  акой объект в данной задаче основной? »з каких частей или элементов он состоит?
  2.  акие объекты наход€тс€ вокруг основного объекта? — какими объектами и как он взаимодействует?
  3.  акие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него?

„асть 3. ¬ыдвижение гипотез

ѕодумайте, как перечисленные ниже €влени€ могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата. —формулируйте гипотезы.

ƒалее часть 3 Ђ¬ыдвижение гипотезї приобретает специфику при решении физических и биологических задач.

ƒл€ задач с физическим содержанием ученикам предлагаетс€ рассмотреть следующие €влени€: механические, акустические, тепловые, электрические, магнитные, электромагнитные, оптические, €дерные, химические, биологические, психологические.

ƒл€ задач, в которых требуетс€ объ€снить анатомические, физиологические или этологические особенности биологических существ, необходимо переформулировать задачу по приЄму Ђ«ри в кореньї и использовать Ђƒќ√ќ¬ќ– с природойї (ƒќ√ќ¬ќ– Ц это аббревиатура, но несуща€ определенный смысл, что позвол€ет облегчить запоминание: Ћюбой организм живет в окружающей среде. » чтобы жить, ему необходимо осуществл€ть все жизненно важные процессы. Ёти процессы, направленные на сохранение жизни, можно зашифровать одним словом Ц ƒќ√ќ¬ќ– (ƒыхание, ќбмен веществ, √омеостаз, ќбмен энергии, ¬ыживание, ќбмен информацией, –азмножение). ќбразно говор€, организм как бы заключает ƒќ√ќ¬ќ– с окружающей его природой Ц об услови€х своего существовани€ и выживани€ в природе).

—уть приЄма Ђ«ри в кореньї в том, что вместо общего вопроса Ђѕочему данному биологическому существу присуща данна€ особенностьї задаЄтс€ вопрос Ђ ак данна€ особенность помогает биологическому существу выполн€ть функции, позвол€ющие ему существовать в природеї[3].

„асть 4. ќтбор гипотез

ќтберите наиболее веро€тные гипотезы и расставьте их в пор€дке убывани€ правдоподобности.

„асть 5. ѕроверка гипотез

ѕредложите эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой веро€тной гипотезы.

≈сли можете, выполните соответствующие расчеты.

ѕ–»«-1 сама€ проста€, перва€ верси€ алгоритма решени€ творческой (исследовательской или изобретательской) задачи. Ќами разработаны более сложные, но и более эффективные алгоритмы ѕ–»«-2 и ѕ–»«-3.

ѕ–»«-2 представл€ет собой алгоритм из 4 частей: работа с условием, поиск идеи, отбор решений, проверка решений. ќсновное отличие от ѕ–»«-1 содержитс€ в части второй: Ђѕоиск идеиї. ¬о-первых, здесь в качестве решательного механизма предлагаетс€ рекуррентна€ (повтор€юща€с€) процедура поиска Ђусловий выполнени€ї решени€. ¬о-вторых, добавл€етс€ использование р€да приемов (наиболее Ђсильныхї) из списка приемов устранени€ противоречий √.—. јльтшуллера [3].

ѕ–»«-3 отличаетс€ от ѕ–»«-2 добавлением во вторую часть решательного механизма » – (идеальный конечный результат) и наличием части п€той, целью которой €вл€етс€ рефлекси€ по результатам решени€ задачи.

ѕрименение алгоритмических процедур дл€ решени€ творческих задач происходит на уроках (после изучени€ крупной темы по физике, химии, биологии), во внеурочной де€тельности (на погружени€х, специальных тренингах, в ходе ролевых игр), в процессе изучени€ элективного курса Ђ”чись мыслить смело!ї, содержание которого мы приведем в данной статье.

Ќеобходимость создани€ учебного курса Ђ”чись мыслить смело!ї обусловлена следующими причинами. ¬о-первых, дл€ активной жизни в динамичном, стремительно измен€ющемс€ мире, недостаточно знаний, умений и навыков, которым обучает нынешн€€ школа. –езко возрастает объем информации, по€вл€ютс€ неизвестные ранее сферы де€тельности, новые высокие технологии, новые специальности. —егодн€ актуальным становитс€ умение действовать в нестандартной ситуации; анализировать информацию, принимать решени€ и прогнозировать результаты; быстро и продуктивно включатьс€ в незнакомые виды де€тельности; ставить перед собой цели и достигать их; устанавливать эффективные отношени€ с коллегами и партнерами; уметь работать в команде; быть готовым к самообучению. ƒл€ успешной жизни в этих услови€х требуютс€ совсем другие качества личности выпускника школы, новые компетенции. –азработанный курс способствует решению поставленных перед образованием задач, вооружает педагогов соответствующими инструментами. ¬о-вторых, и это неоднократно отмечалось в педагогической литературе, резко падает интерес учащихс€ к изучению традиционных учебных предметов. ќбучение подростков решению нестандартных творческих задач дает возможность повысить успешность их творческой де€тельности, испытать эмоциональный подъем в интеллектуальном процессе, что может послужить отправной точкой дл€ формировани€ глубоких познавательных интересов. ¬-третьих, учебный курс Ђ”чись мыслить смело!ї, формирующий у учащихс€ умени€ работать с информацией, ставить и решать открытые задачи, €вл€етс€ прообразом образовани€ будущего, своеобразным Ђполигономї, на котором отрабатываютс€ методики и технологии, которые постепенно станут приоритетными во всей системе образовани€.

÷ель элективного курса: формирование творческой личности, котора€ способна планировать и осмысливать свою де€тельность; отыскивать нестандартные решени€ проблем; эффективно работать в команде; энергично включатьс€ в творческую де€тельность; стремитьс€ к самосовершенствованию.

«адачи курса:

  • ‘ормировать внутреннюю мотивацию учащихс€ к процессу обучени€ и познани€;
  • –азвивать творческое воображение учащихс€;
  • –азвивать системное, дивергентное и ассоциативное мышление учащихс€;
  • Ќаучить работать с информацией: отыскивать, анализировать, структурировать;
  • Ќаучить работать в группе: слушать и слышать других, аргументировать, вырабатывать общее решение;
  • Ќаучить детей пользоватьс€ инструментами и алгоритмами дл€ решени€ творческих (открытых) задач из разных областей;
  • Ќаучить детей осмысливать и критически относитьс€ к результату своей работы;
  • Ќаучить представл€ть свои результаты публично.

 онцептуальна€ иде€ создани€ предмета - применение алгоритмических процедур в процессе обучени€ школьников решению исследовательских и изобретательских задач. ¬ ходе разработанного курса учащиес€ осваивают ѕ–»«, знаком€тс€ с эвристическими приемами теории решени€ изобретательских задач, учатс€ работать с информацией, презентовать решени€.

–азработанный курс в учебном плане может выступать как элективный, т.е. курс по выбору учащихс€, нар€ду с другими курсами, развивающими креативность учеников в других област€х. ”чебный курс Ђ”чись мыслить смело!ї может выступать как факультативный, если он будет обогащать содержание обучени€ в физико-математическом, биолого-химическом и других профил€х, вход€ в учебный план по желанию учеников. ¬ услови€х профильного обучени€ данный учебный курс может преподаватьс€ и как спецкурс, вход€ в об€зательную учебную программу.

≈сли обратитьс€ к типологии учебных предметов, разработанных в культурологической концепции содержани€ образовани€, то в ней представлены учебные предметы, ведущим компонентом которых €вл€ютс€ научные знани€ (физика, хими€ и т.д.), учебные предметы, ведущим компонентом которых €вл€ютс€ способы де€тельности (математика, русский €зык и т.д.) и учебные предметы, в которых ведущим €вл€етс€ эмоционально-ценностное отношение к миру (литература, предметы художественного цикла) [4].  огда создавалась культурологическа€ концепци€ (70-е годы XX в.), не существовало учебных предметов, ведущим компонентом которых €вл€лс€ бы опыт творческой де€тельности, выделенный ».я. Ћернером как четвертый компонент содержани€ образовани€. ».я. Ћернер предсказывал, что в будущем такие учебные предметы должны по€витьс€. ћожно сказать, что разработанный курс Ђ”чись мыслить смело!ї €вл€етс€ воплощением предвидени€ ». я. Ћернера. ¬едущим компонентом содержани€ образовани€ в нем €вл€етс€ опыт творческой де€тельности учеников.

 онцептуальные основы учебного предмета Ђ”чись мыслить смелої, ведущий компонент содержани€ образовани€ Ц опыт творческой де€тельности обусловили специфику его проведени€.

 урс имеет четкую практическую направленность: 70-80% времени занимают деловые игры, упражнени€, тренинги, работа в группах, в парах. “олько погружа€сь в творческую де€тельность, можно приобрести опыт такой де€тельности. «ан€ти€ стро€тс€ на основе де€тельностного подхода. “еоретические выводы, как правило, учащиес€ получают как обобщение практической учебной де€тельности.

—одержательной основой курса €вл€ютс€ элементы теории решени€ изобретательских задач (“–»«): открытые задачи; приемы развити€ творческого воображени€, системного мышлени€; психологическа€ инерци€; противоречие и способы его разрешени€; система; главна€ функци€ системы; идеальный конечный результат; эффекты; ресурсы. ¬ курсе также осваиваютс€ неалгоритмические приЄмы активизации мышлени€: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

ќсознание себ€ как творческой личности, формирование творческого отношени€ к учебе и жизни осуществл€етс€ за счет создани€ преподавателем особой атмосферы курса, а также на основе разработанной в “–»« жизненной стратегии творческой личности. Ќа примерах биографий великих людей (ученых, изобретателей, путешественников, писателей,Е) учащиес€ знаком€тс€ с пон€тием достойной жизненной цели и способами ее достижени€.

ќбщеучебные умени€ формируютс€ с помощью специальных тренингов: Ђискусство задавать вопросыї, Ђслушаем и слышимї, тренинги по решению задач, Ђƒа-Ќеткаї и др.

¬ курсе Ђ”чись мыслить смело!ї используютс€ задачи, вз€тые из различных предметных областей: физика, биологи€, истори€, географи€, литература, хими€ и просто жизненные или производственные задачи. ќбща€ методологи€ решени€ задач из разных областей формирует у учащихс€ цельный взгл€д на мир, нивелиру€ границы между школьными предметами.

ќтдельные этапы курса завершаютс€ публичным докладом и презентацией своего проекта или решени€.

ѕри построении зан€тий, выборе форм де€тельности, подборе дидактического материала учитываютс€ психолого-педагогические особенности учащихс€ подросткового возраста: потребность в самоутверждении и самовыражении; идентификаци€ в коллективе; высока€ значимость оценки сверстников; высока€ способность к творческому воображению.

ѕрограмма элективного курса "”чись мыслить смело!"

(9-10 классы)

9 класс. 36 часов.

є

“≈ћј

ƒетализаци€

 омментарии

„асов

1

¬ведение в курс

„то такое изобретение или открытие?

ѕон€тие о изобретательских и исследовательских задачах.

ќригинальность мышлени€.

ѕочему трудно решать такие задачи?

ћожно ли научитьс€ решать такие задачи?

¬водитс€ пон€тие об изобретени€х и открыти€х как результатах креативной де€тельности человеческого ума. –ассказываетс€ несколько занимательных исторических случаев и историй из современной де€тельности учЄных и изобретателей. ѕоказываетс€, насколько хитроумным может быть ход человеческой мысли.

¬едЄтс€ проблемный диалог с учащимис€ о сложност€х креативной работы, о способах, которые люди изобретают дл€ повышени€ эффективности процесса решени€ творческих (открытых) задач.

1

2

ѕреодоление инерции мышлени€. –азвитие творческого воображени€.

„то такое Ђинерци€ мышлени€ї и почему она мешает решать задачи?

ќригинальность мышлени€. ѕримеры оригинальных произведений искусства, дизайна, технических решений.

“ворческое воображение. ѕриемы развити€ творческого воображени€.

”пражнени€.

Ќеобходимость введени€ этой темы обусловлена тем, что человеческое мышление в значительной степени стереотипно. ¬  данной теме нагл€дно демонстрируетс€, как человек попадает под действие стереотипов, как это мешает правильно пон€ть задачу и найти решение. ѕоказываетс€, что существуют приемы развити€ творческого воображени€, позвол€ющие частично нейтрализовать инерцию мышлени€. ”чащимс€ предоставл€етс€ возможность поупражн€тьс€ в применении таких приемов.

2

3

ћозговой штурм

ѕравила мозгового штурма.

–ешение задач, имеющих большой диапазон возможных решений: Ђ«ащита от тигровї; Ђ«адачи –обинзона  рузої. –ефлекси€: что нам мешает решать задачи коллективно?

»стори€ мозгового штурма.

¬иды мозгового штурма.

ѕрактические зан€ти€.

ƒелова€ игра: разработка нового предмета (оригинальна€ Єлочна€ игрушка, необычный чемодан...)

Ќедостатки мозгового штурма.

ћозговой штурм в организационном плане - самый простой из методов решени€ нестандартных задач. ≈го специфической особенностью €вл€етс€ возможность создани€ эмоционального настро€ на творческий поиск, а также переживани€ всей гаммы эмоций интеллектуального процесса. ¬ этом заключаетс€ его дидактическа€ функци€, более того, мозговой штурм €вл€етс€ средством обучени€ детей работать коллективно, слушать и слышать друг друга.

3

4

ћетод фокальных объектов

–ешение задач по аналогии.

ћетод фокальных объектов.

”силение метода фокальных объектов (алгоритм ј.¬.  удр€вцева).

»зучение метода фокальных объектов используетс€ дл€ подкреплени€ темы 2 (ѕреодоление инерции мышлени€). ƒанный метод также хорошо демонстрирует роль аналогий в процессе решени€ задачи. ћетод применим при необходимости найти оригинальные идеи в сфере рекламы и маркетинга, организационных задач, например, задачи организации тематического школьного вечера.

2

5

»сследовательские задачи

ќткуда берутс€ исследовательские задачи?

»сследовательские задачи в технике, физике, биологии, истории и других науках.

–ешение несложных исследовательских задач.

ƒелова€ игра "Ќаучно-исследовательска€ лаборатори€".

Ќа зан€ти€х происходит более серьЄзное погружение в тематику исследовательских задач, в котором мы добиваемс€ понимани€ учащимис€ того факта, что исследовательские задачи встречаютс€ в очень широкой сфере человеческой де€тельности, а не только в науке. Ќапример, в производственной де€тельности или в быту. »зучаютс€ некоторые особенности де€тельности по решению исследовательских задач.

5

6

»зобретательские задачи

ќткуда берутс€ изобретательские задачи?

»зобретательские задачи в разных сферах жизни.

–ешение несложных изобретательских задач.

ƒелова€ игра " онструкторское бюро".

ѕогружение в тематику изобретательских задач с теми же цел€ми, что и в предыдущей теме.

5

7

ѕриЄм обращени€ задачи

ѕостановка задачи, обращение задачи.

ѕрименение обращени€ задачи при анти-аварийном анализе.

“ренинг.

ѕриЄм обращени€ задачи (разработан Ѕ. «лотиным) позвол€ет переводить открытую задачу из исследовательской формулировки в изобретательскую. ¬ некоторых случа€х, например, при решении исследовательской задачи по поиску скрытых причин производственного брака, прием оказываетс€ очень плодотворен.

1

8

»зобретательска€ ситуаци€ и изобретательска€ задача

”ровни сложности задач.

»зобретательска€ ситуаци€ как очень открыта€ задача.

”точнение услови€ задачи.

ѕерепостановка задачи.

÷ель темы Ц показать, что степень открытости услови€ задачи может быть разной. «адача далеко не всегда может быть изначально правильно поставлена, следовательно, необходима ее переформулировка. Ќа зан€тии проводитс€ тренировка различени€ изобретательской ситуации и изобретательской задачи, перепостановка задач.

1

9

јнализ услови€ задачи

»нформаци€ в разных форматах.

—крыта€ информаци€.

–асспрашивание. »гра Ђƒа-неткаї.

»нерци€ мышлени€ при анализе услови€.

»збавление от терминов как инструмент борьбы с инерцией мышлени€ при анализе услови€.

¬ этой теме ученики овладевают умением понимать информацию, поданную в разных форматах: картинка, график, диаграмма, видеосъЄмка и пр. «наком€тс€ с некоторыми правилами и способами уточнени€ задачи. ”чатс€ задавать вопросы.

2

10

–абота с информацией

ѕоиск информации. —крыта€ информаци€.

–абота с текстом (алгоритм).

‘иксаци€ информации. ќпорный конспект.

ѕередача информации. ƒоклад, презентаци€.

ƒоклад о решЄнной задаче (кейс).

“ема €вл€етс€ вспомогательной. ƒе€тельность по решению нестандартных задач подразумевает не только собственно нахождение идей, но и поиск информации, умение работать с массивами информации. ј внедрение решени€ (изобретени€) в значительной мере зависит от того, как его представили научной общественности.

5

11

Ёффекты

ћеханические эффекты.

јкустические.

“епловые.

’имические.

Ёлектрические.

ћагнитные (+ Ёлектромагнитые).

ћатрица эффектов.

’орошее знание эффектов позвол€ет в некоторых случа€х найти несколько красивых решений дл€ выполнени€ одной технической функции. Ёта тема очень доходчиво показывает учащимс€, как знани€ физики, химии, геометрии и других наук служит подсказками дл€ решени€ открытых задач. “ема хорошо стимулирует к изучению традиционных предметов.

5

12

јлгоритмическа€ процедура решени€ исследовательских задач - ѕ–»«

ѕовышение надЄжности и эффективности решени€ задачи.

ѕ–»«.

–ешение задач по ѕ–»« Ц практика.

ѕерва€ дл€ детей алгоритмическа€ процедура решени€ открытых задач, котора€ приучает к последовательному промысливанию задачи, выдвижению нескольких гипотез и проверке их.

3

 

ѕодведение итогов курса.

јнкета-резюме.

јнкета-резюме проводитс€ с целью изучени€ мнени€ детей по поводу содержани€ и формы проведени€ курса, пожеланий по его изменению.

1

 

10 класс. 36 часов.

є

“≈ћј

ƒетализаци€

 омментарии

„асов

1

Ѕиологические эффекты

Ѕиологические эффекты в решении изобретательских и исследовательских задач

–азвитие темы 11 предыдущего курса. ¬ теме показываетс€, как биологические эффекты позвол€ют в некоторых случа€х решать задачи за пределами чисто биологической сферы Ц например, в технике.

2

2

ѕон€тие о ресурсах

¬ещественные ресурсы.

ѕолевые ресурсы.

»нформационные ресурсы.

”пражнени€ на применение и поиск ресурсов.

¬сЄ, что решатели могут применить дл€ решени€ задачи Ц это ресурсы. ¬ теме даетс€ классификаци€ ресурсов и рекомендации по их поиску и применению.

2

3

ѕ–»« дл€ решени€ биологических задач

Ќекоторые законы эволюции живого.

Ѕиологические ресурсы в эволюции.

ƒќ√ќ¬ќ– с природой - механизм поиска гипотез.

ѕрактикум по решению задач.

–азвитие темы 12 предыдущего курса. ¬ уже изученный ѕ–»« добавл€етс€ модуль дл€ решени€ задач с биологическим содержанием.

5

4

ѕон€тие о противоречи€х

“ехническое противоречие.

‘изическое противоречие.

–азрешение противоречий.

—пособы разрешени€ противоречий.

ѕротиворечие Ц важнейшее пон€тие, как современной философии, так и “–»«. ¬ “–»« противоречие €вл€етс€ индикатором изобретательской задачи. ¬ “–»« есть определЄнные правила формулировани€ противоречий, которые изучаютс€ в этой теме.

2

5

ѕриЄмы решени€ изобретательских задач

ѕриЄмы работы с пространством.

ѕриЄмы работы с временем.

ѕриемы работы с структурой и системными уровн€ми.

ћентальные приемы.

¬ этой теме изучаютс€ основные и наиболее эффективные из прин€тых в “–»« приЄмов устранени€ противоречий.

6

6

‘ункци€

‘ункции технической системы.

√лавна€ функци€, основные и вспомогательные функции.

јнализ услови€ технической задачи в классической “–»« и в ‘—ј (функционально-стоимостный анализ) предполагает об€зательную формулировку функции изобретаемого или совершенствуемого технического объекта. Ёто позвол€ет найти пути решени€, когда схема действи€ технического объекта принципиально мен€етс€, но функци€ при этом сохран€етс€. ”мение формулировать функцию также €вл€етс€ важным дл€ успешного освоени€ развитых вариантов ѕ–»« дл€ учащихс€ (ѕ–»«-2 и ѕ–»«-3).

2

7

—истемный подход

—истемный фактор.

—истема, подсистемы и надсистемы. —истемные уровни.

—истемные переходы при решении задач.

“ема €вл€етс€ развитием темы 2 насто€щего курса, так как системный подход используетс€ как инструмент поиска ресурсов дл€ решени€ задачи.

2

8

ѕ–»«-2

ѕ–»«-2 дл€ решени€ сложных задач.

ѕрактикум решени€ задач по ѕ–»«-2

ќбучение работе с усложнЄнной процедурой решени€ задач.

4

9

ѕон€тие о красоте решени€ задачи

ќператор » – - идеальный конечный результат

»деальна€ машина по √.—. јльтшуллеру

‘ормулирование » – - тренинг

Ќа зан€ти€х школьники обучаютс€ приступать к решению задачи с представлени€ об идеальном решении. »деальное решение (по јльтшуллеру) Ц исполнение функции без затрат. »деальное решение часто позвол€ет найти направление решени€ задачи, в котором будет достигнуто реально и достаточно эффективное решение. Ёта тема очень важна, так как в значительной мере формирует изобретательское мышление и готовит к освоению третьей версии ѕ–»«, наиболее продвинутой.

2

10

¬ерификаци€ решений

—пособы верификации.

ƒоведение творческой задачи до математического расчета.

ќценочные задачи. (—колько волос на голове? —колько рыбы в пруду?)

ѕостроение модели задачи.

ѕрактикум по решению оценочных задач.

Ўкольники усваивают, что задачу недостаточно решить на уровне идеи, нужно еще проверить практичность и возможность реализации идеи. Ёта тема посв€щена этому умению, в том числе решению оценочных задач.

3

11

ѕ–»«-3

ѕ–»«-3 дл€ решени€ более сложных задач.

ѕрактикум решени€ задач по ѕ–»«-3.

ќбучение работе с наиболее сложной и эффективной в рамках данного курса процедурой решени€ задач.

4

 

ѕодведение итогов курса

јнкета-резюме.

јнкета-резюме проводитс€ с целью рефлексии изменений в мышлении, отношении к познанию, произошедших у учащихс€.

 

 

—писок литературы к элективному курсу

  1. јльтов, √. —. » тут по€вилс€ изобретатель / √. —. јльтов. Ц 4-е изд., перераб. и доп. Ц ћ.: ƒетска€ литература, 2000. Ц 142 с.
  2. јльтшуллер √. —. ќ психологии изобретательского творчества / јльтшуллер √. —., Ўапиро –. Ѕ. // ¬опр. психологии. Ц 1956. Ц є 6. Ц —. 37-49.
  3. јльтшуллер √. —. Ќайти идею: ¬ведение в теорию решени€ изобретательских задач / √. —. јльтшуллер. Ц 3-е издание. Ц ћ.: јльпина ѕаблишерз, Ц 2010. Ц 402 с.
  4. √ин ј. ј., јндржеевска€ ». ё. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. ѕособие. »зд. 2-е, перераб. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2010. Ц 216 с.: ил. »зд. 3-е, 2012.
  5. √ин ј. ј., јндржеевска€ ». ё.  ак не стать добычей: —ери€ ЂЅиблиотека ћир 2.0ї. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012. Ц 160 с.: ил.
  6. √ин ј. ј., јндржеевска€ ». ё. ’ищники нападают: —ери€ ЂЅиблиотека ћир 2.0ї. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012. Ц 176 с.: ил.
  7. √ин ј. ј.,  автрев ј. ‘. ќбъ€снить необъ€снимое: —ери€ ЂЅиблиотека ћир 2.0ї. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012. Ц 176 с.: ил √ин ј. ј.,  автрев ј. ‘. Ђ реатив-бойї: как его провести: метод. ѕособие дл€ общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образовани€. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012. Ц 32 с.: ил.
  8. √ин ј.ј.,  удр€вцев ј.¬., Ѕубенцов ¬.ё., —ерединский ј. “еори€ решени€ изобретательских задач: учебное пособие I уровн€: ”чеб.-метод. ѕособие. Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012. »зд. 2-е. Ц 64 с.: ил.
  9. «лотин Ѕ. Ћ., «усман ј. ¬. ћес€ц под звЄздами фантазии. Ўкола развити€ творческого воображени€.  ишинЄв: ЂЋуминаї, 1988. Ц 272 с.
  10. «лотин Ѕ. Ћ., «усман ј. ¬. »зобретатель пришЄл на урок.  ишинЄв: ЂЋуминаї, 1990. Ц 256 с.
  11. »ванов √. ». ‘ормулы творчества, или как научитьс€ изобретать.  нига дл€ учащихс€ старших классов. ћ.: Ђѕросвещениеї, 1994. Ц 208 с.
  12. —аламатов ё. ѕ.  ак стать изобретателем. 50 часов творчества.  нига дл€ учител€. ћ.: Ђѕросвещениеї, 1990. Ц 240 с.

ѕриведенный в статье элективный курс способствует развитию творческих способностей учащихс€: способностей видеть проблемы, формулировать задачу, осуществл€ть поиск ее решени€, получать новый, неизвестный ранее, результат и презентовать его. Ёлективный курс позвол€ет учащимс€ испытать гамму позитивных эмоций в ходе напр€женной интеллектуальной де€тельности, поверить в свои силы, почувствовать себ€ успешными, получить возможность самореализоватьс€ в познавательной де€тельности.

Ћитература

1. —овременна€ дидактика: теори€ - практике. Ц ћ.: »зд. »“ѕић»ќ –јќ, 1993.

2. јльтшуллер √. —. Ќайти идею: ¬ведение в теорию решени€ изобретательских задач / √. —. јльтшуллер. Ц 3-е издание. Ц ћ.: јльпина ѕаблишерз, 2010.

3. √ин ј. ј., јндржеевска€ ». ё. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. . Ц ћ.: ¬»“ј-ѕ–≈——, 2012.

4. ∆уравлев ». . “ипологи€ учебных предметов и принципы организации учебного материала// ѕроблемы школьного учебника. ¬ып.15. Ц ћ.: ѕросвещение, 1974. - —.53-69.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020