јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—»ЌјЌ“–ќѕ»«ј÷»я ЅќЅ–ј ¬ —¬≈–ƒЋќ¬— ќ… ќЅЋј—“»

јвтор: ћеринов јндрей ћихайлович,
ученик 10 класса ћќ” —ќЎ є 9, ƒ“ќ ЂЋесна€ академи€ї

–уководитель: ћещер€гина —ветлана √алимз€новна,
педагог дополнительного образовани€ ћќ” ƒќƒ —танци€ юных натуралистов г. јсбест 

¬ последние два столети€ люди стали свидетел€ми быстрого уменьшени€ общей численности многих животных, и даже исчезновени€ некоторых видов. ѕричЄм касалось это, прежде всего, крупных животных, имеющих большую промысловую ценность, что вызвало тревогу, как у учЄных - зоологов, так и у любителей природы. —реди причин этого €влени€ можно выделить две наиболее важные, св€занные с де€тельностью человека: во-первых, неразумное добывание некоторых видов, во-вторых, изменение среды обитани€, условий размножени€ и путей миграции животных. ¬ насто€щее врем€ первый фактор компенсируетс€ разумным ограничением добычи животных, а со вторым фактором трудно боротьс€, так как изменение природы неизбежно сопутствует развитию производственной де€тельности человеческого общества. [1, с. 14-16]

Ќа данный момент отчЄтливо заметна тенденци€ разрастани€ городов и образование агломераций вокруг них. ¬ св€зи с этим Ђзахватываютс€ї естественные места обитани€ животных. ¬ результате из таких мест почти исчезают млекопитающие, резко сокращаетс€ число видов других животных. “ем не менее, есть виды, которые, напротив, получают возможность дл€ массового размножени€: крысы, серые вороны и некоторые другие. “аким образом, всЄ большее количество диких животных вынуждены привыкать к жизни в антропогенных услови€х.

¬ —вердловской области реакклиматизаци€ бобра началась в 1953 г. Ѕобры хорошо прижились на тех местах, где были когда-то уничтожены. ѕримерно с 1990 г. стали отмечатьс€ встречи поселений бобров вблизи транспортных дорог, посЄлков и садов. “ак нам предоставлены достоверные данные о поселение семьи бобров в селе ЂЎигаевої Ўалинского района и деревни ЂЅольшие √алашкиї (¬исимский биосферный государственный заповедник). — 2000 г. этих животных стали замечать в пригородной части города јсбеста.

јктуальность данной работы - в осознании возможности синантропизации диких животных дл€ дальнейшего прогнозировани€ динамики попул€ций в естественных услови€х.

«начимость проекта заключаетс€ в понимании перспектив заселени€ бобрами антропогенных ландшафтов. »зучаемые животные €вл€ютс€ активными средообразовател€ми, что дл€ хоз€йственной де€тельности человека может иметь дво€кое значение. ¬о-первых, по€вл€етс€ возможность использовать положительные экономические последстви€ жизнеде€тельности бобров: стабилизацию течени€ водоЄмов, уменьшение разрушительной силы паводков, сдерживание эрозийных процессов, способствование накоплению плодородных почв, создание условий дл€ обитани€ и увеличени€ численности рыбы, а так же полезных птиц и млекопитающих [2, с. 206]. ¬о-вторых, неизбежен ущерб в результате затоплени€ сельскохоз€йственных угодий и путей сообщени€.

÷ель: изучить механизмы приспособлени€ обыкновенного бобра к проживанию в антропогенных ландшафтах.

«адачи:

  1. »зучить биологические особенности и требовани€ бобра к услови€м проживани€.

  2. ќпределить количественный и возрастной состав семей, описать структуру поселений, расположенных на разной удаленности от города.

  3. ѕронаблюдать реакцию на раздражители антропогенного и природного характера у бобров, обитающих в пределах городской территории.

  4. —равнить реакцию животных на человека в изучаемых поселени€х, с литературными данными о поведении бобров в естественных услови€х.

  5. ѕроанализировать причины, способствующие синантропизации бобра.

  6. ќценить перспективы существовани€ поселений бобров вблизи города.

  7. –еализовать программу по охране бобровых поселений вблизи города јсбеста.

ќбъекты исследовани€ - три семьи речных бобров.

1 поселение Ц существует с 2000 г. вблизи спортивно - оздоровительного комплекса и в 0,5 км от частного сектора города.

  1. поселение - образовалось в 2010 году в 200 м от индустриальной части города.

  2. поселение - известно с 2009 года в 1 км от пригородного посЄлка.

ѕредмет исследовани€ - поведение бобров (реакци€ на новизну, реакци€ страха, исследовательское поведение) и особенности структуры поселений.

Ќаблюдаемый процесс синантропизации бобра мотивирован р€дом причин, из которых, по моему мнению, основополагающими €вл€ютс€ три ниже рассмотренных:

√ипотеза 1: ¬озможно, бобры поселились р€дом с человеком из-за того, что все естественные места обитани€ заселены или были заселены другими особ€ми в результате резкого возрастани€ численности после реинтродукции.

√ипотеза 2: ¬еро€тно, бобры сел€тс€ в антропогенных ландшафтах из-за смещени€ поведени€ по последстви€м переселени€ животных с одних на другие места обитани€.

√ипотеза 3: ƒопустимо, что в результате, с одной стороны, запрета охоты в период восстановлени€ численности животных в их ареале, и с другой стороны, отсутствие естественных врагов бобра вблизи поселений человека произошло формирование стереотипа повышенной защищЄнности таких мест обитани€.   тому же сумеречно-ночной образ жизни этих животных уменьшает веро€тность случайных встреч с человеком.

—роки и продолжительность исследовани€: Ќаблюдени€ осуществл€лись с июл€ по но€брь 2009 года Ц проведено 40 часов наблюдений за 12 дней; апрель-май 2010 года Ц проведено 23 часа наблюдений за 6 дней.

ћетодика исследовани€:

—ведени€ о других местонахождени€х бобровых поселений вблизи населЄнных пунктов на территории —вердловской области вз€ты из архива в детском творческом объединении ЂЋесна€ академи€ї —танции юных натуралистов г. јсбеста, из »нтернет ресурсов, из опросов охотников, инспекторов

и научных сотрудников, а также по результатам учЄтов с автомобильного транспорта. ѕри описании структуры поселений измерительной лентой производили замеры хаток, плотин и каналов, давалась характеристика состо€ни€ построек бобров, заполненности прудов в разные периоды года.

ƒолю древесно-кустарниковых кормов в питании бобров в зимний период оценивали согласно комплексному эколого-статистическому методу ƒь€кова (1975), позвол€ющему оценить примерный количественный и возрастной состав семьи. ѕри этом фиксировали размеры ширины оттиска резцов на погрызах в торцах поеденных побегов, позвол€ющие отличить следы жизнеде€тельности сеголетков от следов более взрослых зверей. ѕолученные результаты обрабатывали с помощью пересчЄтных таблиц, приведЄнных в работах ¬.—.ѕо€ркова (1953) и ¬.ј.—оловьЄва (1971).

ƒл€ оценки численности бобров в летний период в 1 поселении использовали метод пр€мых наблюдений. ƒл€ визуальных наблюдений за заводью выбрали два пункта. ѕервый находитс€ на насыпной дороге, откуда хорошо просматриваетс€ центральна€ часть запруды, все пути движени€ по водоЄму. ќднако с этого пункта необозримы участки заводи у плотины и возле хатки. ¬торой располагаетс€ на хатке, потому что, во-первых, оттуда также хорошо просматриваетс€ весь водоЄм, во-вторых, из этого положение удобно провер€ть их реакцию на раздражители, так как животные подплывают на рассто€ние 3 м.

Ќаблюдение за заводью проводили два человека (€ и педагог). ѕри этом один с биноклем наблюдал за всей территорией водоЄма, сообщал о новых изменени€х и фотографировал, другой фиксировал наблюдаемые процессы, осуществл€л экспериментальные работы. ƒл€ удобства записи в сумеречное и ночное врем€ использовали диктофон сотового телефона Nokia п73. ‘отографирование и видеосъЄмку осуществл€ли со штатива фотокамерой Canon Power Shot S5IS.

ƒл€ этологических исследований на начальном этапе составили этограммы на основе известных сведений в литературе [5].

ѕри наблюдени€х использовали метод Ђ—плошного протоколировани€ї. Ѕлагодар€ этому удалось выделить поведенческие последовательности различных уровней, оценить общие временные характеристики поведенческого потока, установить функциональные зависимости между различными поведенческими про€влени€ми. ѕри этом сплошную форму записи впоследствии легко преобразовывали в любой из других методов наблюдений, так как суть метода заключалась в непрерывной и максимально полной записи всех действий животного, а так же действи€ всех потенциальных внешних стимулов.

«апись вели по поведению всех животных сразу, примен€€ метод Ђ“отального наблюдени€ї. Ётот метод €вл€етс€ наиболее приемлемым при наблюдени€х за бобрами, так как количество животных в семье ограниченно и обычно их активность сконцентрирована в определЄнных участках территории. ѕри этом четко отмечали действи€, врем€ исчезновени€ того или иного животного из пол€ зрени€ и по€влени€ в поле зрени€ нового объекта наблюдени€.

ѕри проведении экспериментов - реакции бобров на их естественных врагов и присутствие человека - применили метод Ђ—тимул - реакци€ї. ѕри этом запись вели в табличной форме, отмеча€ врем€ событи€, действие факторов, которые потенциально могли вызвать реакцию бобров и характер животных после действи€ стимулов. ƒл€ отслеживани€ реакции бобров на их естественных врагов с помощью телефона Nokia воспроизводили звуки следующих хищников: вой волка, лисы и крик болотной совы. ƒл€ определени€ реакции на присутствие человека осуществл€ли на хатке и на возвышенности следующие действи€: шуршание, хождение, разговор, освещение фонариком. »з других неестественных раздражителей удалось наблюдать реакцию на проезжающий, а также остановившийс€ автомобиль с включенными фарами и работающим двигателем, на отдалЄнный шум музыки и смеха людей, сигнальные звуки машин, звуки противоугонной сигнализации.

–езультаты и обсуждение

ќсобенности структур поселений бобров на территории јсбестовского городского округа

ѕервое изучаемое поселение бобров находитс€ на старице реки Ѕольшой –ефт и €вл€етс€, согласно типологии бобровых угодий [8], поселением болотного типа. «апруда образована одной плотиной: длиной 8 м, высотой 1 м и шириной гребн€ 15-20 см, сложенной в основном из веток и палок, подобранных по берегам (дол€ обгрызенных бобрами веток и бревен не значительна). ¬ центре запруды имеютс€ островки растительности: белокрыльника болотного, элодеи, водокраса л€гушачьего, разных осок, камыша лесного. ѕо левому берегу имеютс€ заболоченные участки, обильно заросшие таволгой и осокой. — северной стороны к запруде примыкает островок леса размером примерно 80x60 м, с древостоем из берЄзы (98%), сосны (2%) и подлеском из ольхи серой, ивы, калины, шиповника, смородины. ¬ этом лесном массиве проложена сеть каналов общей прот€жЄнностью 200 м, помогающих сплавл€ть зимние запасы в. Ќа границе леса с урезом воды располагаетс€ хатка высотой над уровнем воды 2 м и диаметром в основании уреза воды 3x4 м. ќт места расположени€ хатки в восточном направлении т€нетс€ земл€ной вал, образованный в результате выгреба €мы бульдозером под сток воды с автодороги. ¬ месте этой €мы образовалс€ водоЄм размером 15x20 м, полностью заросший элодеей.   этому водоЄму у бобров имеетс€ канал и 3 посто€нных тропы пересекающих земл€ной вал. »менно, с этого канала расположен первый вход в хатку - €вл€ющийс€, видимо, дополнительным, так как бобры им пользовались за всЄ врем€ наблюдений 2 раза, зато ондатры посто€нно. √лавный же вход расположен с южной стороны хатки, именно перед ним бобры складировали зимние запасы веток. ќднако имеетс€ ещЄ третий вход с западной стороны хатки, также €вл€ющийс€ дополнительным, так как в нем замечены бобры были только средних размеров в 3 случа€х.

¬торое изучаемое поселение бобров находитс€ на реке Ѕольшой –ефт и €вл€етс€, поселением речного типа. «апруда образована одной плотиной: длиной 18 м, высотой 60 см и шириной гребн€ 30 см, а основани€ 150 см, сложенной в основном из веток и палок, подобранных по берегам (обгрызенных бобрами веток и бревен практически нет, зато много пластиковых бутылок и другого бытового мусора). Ќа правом берегу расположены открытые кормовые площадки размером примерно 50x30 м, с подлеском из серой ольхи, ивы. Ќа том же берегу размещена Ёлектростанци€, котора€ питает —танцию хлорировани€ воды, расположенную на противоположном берегу. «аборы этих сооружений построены на рассто€нии 2-7 метров от берега. ѕо левому берегу на участке, заросшем осиной и ивой, расположена сеть нор и полухатка высотой над уровнем воды 1 м и длиной 2 м. ¬ыше по течению размещены дополнительные кормовые площадки.

“ретье наблюдаемое поселение бобров находитс€ на реке “оковушка вблизи пригородного посЄлка ѕапанина и относитс€ к поселению прудового типа. Ќа территории этой бобровой семьи обнаружено 5 плотин. ѕерва€ - длиной 10 м, высотой 1 м, шириной гребн€ 0,4 м и шириной основани€ 2 м. —оответственно втора€ - 3,5/1/0,3/1,5 м; треть€ - 30/1/0,2/2,2 м; четвЄрта€ - 18/1/0,2/2 м; п€та€ - 3/0,9/0,5/1,5 м.

¬се они построены из свежих бревешек 50-70 см длиной и веток, щели промазаны илом. —осто€ние всех их хорошее, уровень воды в запруде в период описани€ в среднем на 10 см ниже высоты плотины. ѕо обоим берегам расположены многочисленные кормовые площадки, заросшие ивой, ольхой, берЄзой, осиной, некоторые из них расположены на рассто€нии 3-10 метров от просЄлочной дороги. 

–еакции на раздражители антропогенного и природного характера у бобров в изучаемом поселении.

–езультаты экспериментов по наблюдению за реакци€ми на раздражители антропогенного и природного характера у особей бобра в поселении, расположенном в пригородной части г. јсбеста представлены в таблице є1.

“аблица є1. –еакции на звуки и движение у бобров в изучаемом поселении.

»сследуемый объект

Ќаблюдаема€ локомоци€, рассто€ние до раздражител€, направление движени€

¬оздействующий раздражитель

Ќаблюдаема€ реакци€

бобр (крупный)

всплыл на поверхность воды в 3 м, удал€€сь от хатки

звук волка с хатки бобра

бесшумно погрузилс€ и больше в этот день его не наблюдали

бобр

плыл на поверхности воды в 5 м, от хатки

звук лисы издалека с хатки

нет реакции, уплыл в изначальном направлении

бобр

плыл на поверхности воды в 6 м, приближа€сь к хатке

звук совы с хатки

нырнул бесшумно, спокойно не ускор€€ темп движени€ через 3 с

бобр

плыл быстро на поверхности воды в 8 м, приближа€сь к хатке

- звук совы с хатки

- отсутствие звука

- плыл ещЄ 14 с, затем нырнул с
небольшим всплеском воды, тут
же вынырнул

- вынырнув, сделал круг в радиу-

совы

се 1 м и уплыл

ѕродолжение таблицы є2

»ссле-

Ќаблюдаема€ Ћокомоци€,

¬оздействующий раз-

Ќаблюдаема€ реакци€

дуемый

рассто€ние до раздражите-

дражитель

объект

л€, направление движени€

плыл на поверхности во-

звук совы издалека с

нет реакции, уплыл в изначаль-

бобр

ды в 10 м, удал€€сь от хатки

хатки

ном направлении

ондатра

плыла на поверхности воды в 5 м, удал€€сь от

звук совы издалека с хатки

не среагировала и уплыла дальше

хатки

ондатра

плыла на поверхности воды в 2 м, приближа€сь

на человеческую речь - звукосочетание Ђчиї

тут же нырнула с небольшим плеском

к хатке

с хатки

плыл на поверхности во-

человеческую речь с

нет реакции, уплыл в изначаль-

бобр

ды в центре запруды в 30 м, удал€€сь в канал

насыпной дороги

ном направлении

плыл на поверхности во-

человеческий смех,

нет реакции, уплыл в изначаль-

бобр

ды в центре запруды в 80 м, удал€€сь в канал

музыка с базы отдыха

ном направлении

плыл на поверхности во-

люди, разговариваю-

нырнул при сокращении рассто€-

ды в канале возле на-

щие и идущие по на-

ни€ между наблюдаемыми до 5 м

бобр

сыпной дороги в 10-5 м

сыпной дороге в месте

по наклонной

по наклонной, по на-

подхода канала на-

правлению к запруде

встречу зверю

плыл на поверхности во-

звук проезжающей

нет реакции, уплыл в изначаль-

бобр

ды в центре запруды в

машины с насыпной

ном направлении

30 м, удал€€сь в канал

дороги

плыл на поверхности во-

звук проезжающей

нырнул, тут же вынырнул и уп-

бобр

ды в центре запруды в

машины с насыпной

лыл в изначальном направлении

10 м, удал€€сь в канал

дороги

кормились на островке

- произношение оди-

- двое крупных зверей с плеском

водной растительности в

ночных слов и хлопок

нырнули, тут же вынырнули и

юго-западной части за-

ладошками

прислушались, а третий помень-

бобры

пруды в 15 м

ше нырнул бесшумно, тут же вы-

(двое

нырнул и поплыл по направле-

круп-

нию к звуку

ных и

- отсутствие этих зву-

- один крупный зверь схватил

один

ков

ветку и с ней уплыл к хатке, дру-

помень

гой продолжил трапезу на том же

ше)

месте, а третий доплыв до места раздражител€ на рассто€нии 5 м поплавал на поверхности воды кругами, в течение 3 минут, и уплыл по направлению к плотине

поедал водную расти-

- сигнализаци€ маши-

- тут же замер на 4 с и не шеве-

тельность на поверхно-

ны издалека с насып-

лилс€, затем далее продолжил

бобр

сти воды в 60 м, в центре

ной дороги

жевать

пруда

- повторный звук

- перестал жевать на 1с, затем продолжил спокойно далее

бобр

затаилс€ на поверхности

включение фонарика,

резкое погружение со всплеском

воды в 10 м в отдалении

направление света на

воды

от хатки

объект с хатки

ќкончание таблицы є2

»ссле-

Ќаблюдаема€ локомоци€,

¬оздействующий раз-

Ќаблюдаема€ реакци€

дуемый

рассто€ние до раздражите-

дражитель

объект

л€, направление движени€

плыл на поверхности во-

свет фар машины и

проплыл 20 м и нырнул с не-

ды в 30 м, приближа€сь к

шум работы двига-

большим всплеском воды

бобр

хатке

тел€ с насыпной дороги, направленный по пути следовани€ звер€

плыл на поверхности во-

свет фар машины и

проплыл через луч и после этого

ды в отдалении от хатки

шум работы двига-

через 5-7 м нырнул с очень гром-

бобр

40 м и от раздражител€ в 50 м, в направлении из канала к плотине

тел€ с насыпной дороги, пересекающий путь следовани€ звер€

ким шлепком и высоким всплеском воды

бобры (двое)

плыли на поверхности воды в 60 м, приближа€сь к хатке

поток проезжающих машин с включенными фарами

нет реакции, уплыли в изначальном направлении

бобры

кормились на островке

- проезжающие ма-

- нет реакции, продолжали трапе-

(двое

водной растительности в

шины

зу

круп-

юго-западной части за-

двигающийс€ и

- один замер и прислушалс€

ных и

пруды в 20 м

разговаривающий

один

человек

- не шевелилс€ 3 с , а затем про-

мень-

- отсутствие раздра-

должал трапезу вместе с осталь-

ше)

жителей

ными бобрами

корм€щийс€ на суше в 2

люди, разговари-

быстро сбежал к воде, плюхнулс€

бобр

м от кромки воды и в 10

вающие и идущие по

с плеском и уплыл под водой

м от раздражител€

траве в направлении

звер€

всплыл на поверхность

присутствие не

- рассматривал и принюхивалс€

бобр (крупный)

воды в 3 м от хатки

движущегос€ чело-

24 с

века на хатке

- подн€тие вверх ру-

- нырнул с громким шлепком

ки

хвостом по воде

не крупный бобр скрыл-

прохождение по

всплыл в 0,5 м от ноги (только

бобр

с€ в хатке 5 минут тому

краю хатки и подход

показалась часть головы) и в тот

назад

по воде к зимним

же миг нырнул и скрылс€ вновь в

запасам веток

хатке

плывущий бобр к плоти-

присутствие не дви-

мгновенный хлопок хвостом ны-

бобр

не

гающегос€ человека вблизи плотины

р€ние подплывание хлопанье и по новой

»сход€ из наших наблюдений, можно судить о том, что бобры в наблюдаемом поселении не очень пугливы и быстро привыкают к новым раздражител€м антропогенного происхождени€. »меютс€ и реакции на звуки опасности природного происхождени€, например, при включении звука волка. —корее всего, испытуемый бобр в этот день был первым, кто покинул хатку дл€ обследовани€ условий снаружи. ¬ таком случае, все члены семьи находились в хатке и не нуждались в предупредительном знаке - шлепке хвостом. ¬ результате, чтобы не привлекать внимание Ђхищникаї зверь мгновенно нырнул бесшумно и скрылс€ в хатке. 

–еакции на раздражители антропогенного и природного характера у бобров в естественных услови€х (по литературным данным).

–езультаты наблюдений за поведением бобров в естественных местообитани€х заимствованы из книги  орытина —.ј. Ђѕовадки диких зверейї (1986) и приведены в таблице є2.

“аблица є2.

ѕоведение бобров в различных ситуаци€х (по  орытину, 1986).

”слови€ исследовани€

¬оздействующий раздражитель

Ќаблюдаема€ реакци€

хатки в 7 поселени€х прот€жении

3 лет

беспокойство в убежище: колышком протыкали отверстие диаметром 3 см, через которое вводили микрофон

Ѕлагополучно выводили потомство и жилых помещений не оставл€ли

норы

беспокойство в убежище: стук палкой в месте предполагаемого логова

- выбегают обычно сначала годовики,
потом взрослые. —еголетки ведут себ€
по-разному: 4-5-мес€чные убегают вме
сте с годовалыми бобрами, а совсем ма
ленькие затаиваютс€.

- некоторые особи затаиваютс€ у выхо
да из норы, ни на что не реагируют,
причем могут сидеть часами или даже
сутками

норы

беспокойство в убежище: сачок у выхода из норы

наткнувшись на него, нередко кидаютс€ обратно в нору

убежище одиночек, животные в новых местах

беспокойство в убежище: изгнание

стараютс€ вести себ€ бесшумно, а напуганные стремглав бросаютс€ в воду и, скрывшись, затихают

временное убежище с большой семьЄй

беспокойство в убежище: вспугивание

один зверь стремитс€ предупредить о приближении опасности остальных членов семьи сигналом - шлепком хвоста - слышимым на сотни метров

временное убежище с новорождЄнными

беспокойство в убежище: осмотр весной, во врем€ разлива, с лодки

зверь шумно ныр€ет с двойными ударами хвоста вблизи лодки, и даже может сопровождать лодку, продолжа€ ныр€ть, на прот€жении 100 м

логово с новорождЄнными

беспокойство в убежище: осмотр логова

самка не охотно покидает убежище. Ѕобр€та, которых брали в руки, при по-

вторном осмотре нередко оказываютс€

мертвыми, а иногда исчезают

ќкончание таблицы є3.

”слови€ исследо-

¬оздействующий

Ќаблюдаема€ реакци€

вани€

раздражитель

Ћќ√ќ¬ќ с сид€-

беспокойство в убежище:

- стараетс€ спр€тать голову в место, ку-

щим в нем зве-

раскопанное логово

да ещЄ не проник пр€мой свет

рем

- отдельные особи идут напролом и об
ращаютс€ в бегство

- некоторые оказывают сопротивление и
даже бросаютс€ на людей

норы, из которых

беспокойство в убежище:

животные покинули норы только на

часть семьи от-

раскопанное и в дальней-

летний период, затем снова заселили их

ловили

шем заделанное логово

норы

беспокойство в убежище: лось, провалившийс€ копытами в ход норы

животные не уход€т из таких нор

плотины

беспокойство поселени€:

ѕриступают к восстановлению в пер-

разрушение плотины

вую же ночь.

плотины

беспокойство поселени€:

многократно ремонтируют, однако дли-

многократное разрушение

тельного беспокойства не выдерживают

плотины

- переход€т в новые, более спокойные места

поселение в 10 м

беспокойство в поселени€:

не покидали своего поселени€

от сухопутного

шум мотовозов, проход€-

транспортного

щих за день более 15 раз по

пути

узкоколейному железнодорожному полотну

поселение вбли-

беспокойство поселени€:

живут, не обраща€ внимани€ на шум

зи с сухопутны-

шум от поездов проезжаю-

поездов и сотр€сение почвы

ми транспорт-

щих по железнодорожному

ными пут€ми

мосту

поселени€ в ¬о-

зимн€€ подкормка ветками

поедание впервые 10 дней, даже на рас-

ронежском запо-

в лунках подо льдом

сто€нии 200 м от жилищ

веднике

поселени€ в ¬о-

зимн€€ подкормка ветками

ветки оставались не использованными

ронежском запо-

на поверхности вылазов

веднике

бобр на суше

преследование человеком

стремительно бежит к воде

бобр, плавающий

беспокойство, вызванное

- могут подпустить на 2-3 м

на поверхности

плавающей лодкой

- плавают в 10-20 м от удильщиков

воды

самоловные ору-

беспокойство, вызванное

очень осторожен

ди€ на суше

незнакомым предметом

самоловные ору-

беспокойство, вызванное

совсем не боитс€

ди€ в воде

незнакомым предметом

—равнива€ наши сведени€ и литературные данные видно, что реакции на раздражители у бобров, которые обитают в антропогенных ландшафтах, отличаютс€ от реакций их собратьев, проживающих естественных местах обитани€. “ак эту зависимость можно просмотреть на примере бобров, наход€щихс€ в хатке, и людей начинающих их пугать. ” бобров, обитающих в отдалении от селений человека, наблюдаетс€ реакци€ бегства всей семьЄй или поодиночке они затаиваютс€. ” наблюдаемых бобров вблизи базы ЂЅодростьї реакци€ на такой раздражитель отсутствует. ќни не пытаютс€ убежать, а наоборот, про€вл€ют исследовательское поведение: выныривают, принюхиваютс€, прислушиваютс€ и присматриваютс€. 

‘акты, подтверждающие верность выдвинутых нами гипотез о причинах, способствующих синантропизации бобра

ѕри изучении окрестностей базы ЂЅодростьї вы€снилось следующее:

    • вверх по течению реки в месте разлива водохранилища по берегам располагаютс€ сады. ¬ результате рекреационной нагрузки и незаконной рубки леса эта территори€ не удовлетвор€ет бобров по Ємкости кормовых условий (скудный трав€ной €рус и отсутствие подлеска);

    • берега в водохранилище пологие, не предполагающие рыть€ нор. ¬ысока€ скорость течени€ и отсутствие мест прикреплени€ хаток, делают данный водоЄм непригодным по степени защищЄнности;

    • вниз по течению располагаетс€ частный сектор города - посЄлок Ђ„еремшаї, где прибрежна€ зона реки полностью эксплуатируетс€ человеком;

    • данный участок реки не имеет притоков пригодных дл€ обитани€ бобра.

“аким образом, на прот€жении 2 км вверх по течению и 2 км вниз по течению подход€щих условий дл€ обитани€ этим животным трудно было найти.

¬торую гипотезу подтверждают итоги наблюдений поведени€ бобра на раздражители природного и антропогенного характера (рассмотрено подробно ранее).

¬ подтверждение третьей гипотезы можно заключить, что за всЄ врем€ наблюдений на территорию поселени€ только один раз прибегали собаки. ќни обнюхивали берега юго-западной части запруды, где обычно держатс€ ондатры, а бобры практически не отмечались.   тому же провед€ опрос среди населени€ (табл. 3) вы€вилось, что база ЂЅодростьї и соседствующий с ней комплекс Ђ–усские баниї очень посещаемые места отдыха в нашем городе. ќднако лишь 3,5% опрошенных самосто€тельно заметили пребывание этих животных по соседству с человеком. 

“аблица є3.

»тоги соцопроса жителей г. јсбеста, определ€ющие заметность бобровой семьи вблизи базы ЂЅодростьї.

¬сего опрошено людей

58

»з них были на базе ЂЅодростьї хот€ бы один раз

58(100%)

«нающих о том, что близи базы ЂЅодростьї живут бобры

8 (13,8 %)

”знали о поселение бобров от знакомых

6 (10,3 %)

”видели следы жизнеде€тельности бобров самосто€тельно

2 (3,5 %)

ѕерспективы существовани€ бобров вблизи города.

Ќа окт€брь 2009 года в поселении є1 на погрызах бобров вы€влены следы резцов трЄх возрастных категорий, к тому же в июле мес€це во врем€ кормЄжки одновременно наблюдали за 3 звер€ми. ƒва из них были очень крупные, один почти в два раза мельче. ¬ окт€бре одновременно возле хатки видели двух бобров средних размеров. “аким образом, предполагаем, что в поселении обитает всего 6 бобров: два взрослых бобра, два годовика и, скорее всего, двое сеголеток. ћолодн€к наблюдать не удалось, хот€ следов жизнеде€тельности подтверждающих их наличие много (погрызы веток на обоих кормовых столиках, в местах заваленных деревьев, отпечатки лап на гр€зи).

Ќа зимний период 2009 - 2010 г. семь€ бобров вблизи базы ЂЅодростьї заготовила 52 шт. деревьев, что составило 28 условных кормовых единиц (у.к.е.). ќднако дл€ комфортного проживани€ такого поселени€ необходимо 280,1 - 480 у.к.е. (ѕо€рков, 1953). ѕри этом старых погрызов за предыдущие годы обнаружено гораздо меньше. ¬ поздний осенний период вдоль береговой линии и на кормовых площадках были встречены поеди водно-болотной растительности (белокрыльник, осока, стрелолист). ¬сЄ это свидетельствует о том, что животные в наблюдаемом поселении в зимний период используют в качестве главных источников питани€ клубне -корневищные части трав€нистых растений запруды.   тому же по сведени€м ƒЄжкина и —афонова (1966) известно, что длительное пребывание бобров зимой на Ђтрав€нистой диетеї не вли€ет на вес зверей.

—ледовательно, первое поселение бобров, несмотр€ на ограниченные ресурсы древесно-кустарниковых кормов, за счЄт ежегодного возобновлени€ водно-болотной растительности могло на данном месте существовать ещЄ достаточно долго, если бы не было разрушено людьми летом 2010 г.

¬о втором поселении бобры на 2010-2011 год заготовили 152,4 у.к.е, что соответствует количеству запасов дл€ 4 бобров. ѕредположительно, пара взрослых и их потомство. Ќа данный момент за 2 зимних периода по предварительным подсчЄтам в этом биотопе израсходовано практически половина всех древесных запасов. «начит, бобрам в будущем потребуетс€ далеко отходить от береговой линии, чтобы добыть корма на зимний период.   тому же дл€ поселени€ руслового типа характерно отсутствие водно-болотной растительности. ѕоэтому, скорее всего, это поселение просуществует недолго: при таком же количестве животных максимум 1-2 года.

“ретье поселение представл€ет собой две отдельных семьи, но их погранична€ территори€ настолько мала, что они сливаютс€ в одно и могут функционировать как единое целое, с одной хаткой. ¬ этом поселении бобрами на 2010-2011 заготовлено 733 у.к.е., что соответствует количеству 13 животных. Ёто поселение, по сравнению с предыдущими, имеет огромные кормовые ресурсы как древесно-кустарниковой, так и трав€нистой растительности.   тому же территори€ 3 поселени€ не граничит непосредственно с антропогенными ландшафтами. ¬ св€зи с этим бобры на данном месте могут просуществовать ещЄ достаточно долго, осуществл€€ лишь сезонные миграции в пределах зан€той территории.

ќднако возникает вопрос, какова судьба потомства поселений бобров вблизи населЄнных пунктов, подросшего при описанных услови€х?

¬едь у молодых животных на определЄнных стади€х развити€ происходит импринтинг, т.е. запечатление некоторых свойств среды, в ходе, которого они узнают о некоторых особенност€х родителей, братьев, сестер или местообитани€. “акой импринтинг может повли€ть на будущий выбор местообитани€, ухаживание и общественное поведение животного. ¬еро€тно, в случае выбора местообитани€ импринтинг помогает животному попасть в услови€, сходные с теми, в которых обитают его сородичи, и тем самым увеличить свою приспособленность. Ќепредсказуемые изменени€ среды, происход€щие в течение жизни отдельной особи, не могут быть предусмотрены наперед запрограммированными формами научени€. ƒл€ того чтобы адаптироватьс€ к этим изменени€м, животное должно полагатьс€ на собственные ресурсы. —пособность измен€ть поведение надлежащим образом перед лицом неожиданных изменений среды обычно считаетс€ признаком интеллекта. Ќо нельз€ забывать, что многое можно объ€снить обычными механизмами научени€. [8, с.295-300].

“ак, по нашим предположени€м, один из бобров в поселение 2, наход€щемс€ в черте города, скорее всего, переселенец из семьи, проживающей выше по течению р. Ѕ. –ефт в 0,5 км от частного сектора. —уд€ по погрызам, первое животное в черте города по€вилось осенью 2009. «а 2010 г в поселении не только образовалась пара, но и по€вилось потомство, чему, скорее всего, способствовала ранн€€ весна.

¬ыводы

1. #9; ¬близи антропогенных ландшафтов бобры не образуют многочисленных семей из-за отсутстви€ достаточного количества кормовых ресурсов и ограниченности занимаемой территории. —труктуры изучаемых поселений не имеет особых отличий в антропогенных ландшафтах и в наших исследовани€х соответствуют прин€той системе классификации бобровых угодий: 1 поселение болотному типу, 2 - речному и 3 - прудовому.

  1. ” бобров в поселении на территории с посто€нной антропогенной нагрузкой реакци€ на раздражители природного характера только в первый момент вызывает поведение страха, затем происходит смена на исследовательское поведение. –аздражители антропогенного характера не вызывают реакцию страха, если они производ€тс€ в том виде, как животные привыкли их испытывать. ¬ случае изменени€ степени воздействи€ (интенсивности или рассто€ни€) раздражител€, у бобров наблюдаетс€ естественное поведение - двойные шлепки хвостом по воде, как предупредительные сигналы об опасности дл€ членов всей семьи.

  2. Ѕобры в естественных услови€х на присутствие человека реагируют по-разному, спасаютс€ бегством, подают остальным членам семьи предупредительные сигналы или затаиваютс€, однако, при этом совсем не про€вл€ют исследовательского поведени€.

  3. ѕроцесс синантропизации бобра можно объ€снить трем€ причинами - нехваткой мест заселени€ в окрестных территори€х, смещением поведени€ в результате реинтродукции и большей защищЄнности от естественных врагов мест около населЄнных пунктов.

  4. —уществование бобров вблизи города возможно при наличии подход€щих водоЄмов в ЂзелЄныхї зонах и стало бы перспективным из-за отсутстви€

  5. естественных врагов. ќднако при совместном воздействии природных катаклизмов с антропогенным вмешательством в жизнь поселени€, а также браконьерстве особых перспектив в синантропизации бобров не стоит ожидать.

  6. Ѕлагодар€ нашим действи€м люди города јсбеста, мои сверстники, одноклассники и знакомые смогли узнать много нового о бобрах, их строительной де€тельности и значени€ в экосистемах. ћы надеемс€, что люди нашего города будут бережнее относитьс€ к этим удивительным животным.

«аключение

ѕоселени€ бобров в окрестност€х города јсбеста располагаютс€ вблизи мест, посто€нно посещаемых как в летний, так и в зимний период, однако, лишь некоторые горожане знают о существование этих животных по соседству с человеком. Ќаблюда€ за жизнью, происход€щей в сумерках между бобрами в запрудах, € пришЄл к заключению, что наша жизненна€ суета им не мешает, они на это не обращают внимани€. √лавное, не нарушать границ их территории - где всЄ соподчинено и закономерно!

Ћитература

  • Ѕлагосклонов  .Ќ. –ассказ о красной книге. - ћ.: ‘изкультура и спорт, 1984.-144 с.

  • ƒежкин ¬.¬., ƒь€ков ё.¬., —афонов ¬.√. Ѕобр. - ћ.: јгропромиздат, 1986. -256 с.

  • ƒежкин ¬.¬., —афонов ¬.√. Ѕиологи€ и хоз€йственное использование бобра. - ћ: Ќаука, 1966. - 136 с.

  •  орытин —.ј. ѕовадки диких зверей. - ћ.: јгропромиздат, 1986. - 319 с.

  • ћак-‘арленд ƒ. ѕоведение животных: ѕсихобиологи€, этологи€ и эволюци€: пер. с англ. - ћ.: ћир, 1988. - 520 с.

  • ѕо€рков B.C.  оличественный учЄт речного бобра. // “р. ¬оронежского гос. зап. ¬ып. 4. ¬оронеж, 1953. - —. 51-67

  • —оловьЄв ¬.ј.  оличественный учЄт бобра методом измерений ширины следов резца на древесных погрызах. // ”чЄные записки. “. 105, «оологи€. –€зань, 1971.-—. 110-126.

    Ўилов ».ј. ¬ли€ние гидрологических и кормовых условий на различные типы поселений речного бобра. // Ѕюллетень ћќ»ѕ. “. 57, вып. 5, 1952.-—. 12-20.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019