јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»≈ ћ”“ј√≈ЌЌќ√ќ ѕќ“≈Ќ÷»јЋј ƒ–≈Ќј∆Ќџ’ ¬ќƒ Ќј ¬џ’ќƒ≈ »« ќ“¬јЋќ¬ ћ≈“ќƒќћ –ј—“»“≈Ћ№Ќџ’ “≈—“-—»—“≈ћ

јвтор: —ова јнастаси€ ћихаиловна
ученица 11 класса;

Ќаучный руководитель: –еутова Ќина ¬асильевна, педагог дополнительного образовани€, доктор биологических наук

√ќ”ƒќƒ –еспубликанский детский эколого-биологический центр г. Ќальчик  абардино-Ѕалкарска€ –еспублика

 

«агр€зненна€ среда обитани€ оказывает токсическое воздействие не только на физиологию организма, но и на его генетические структуры. ќднако, вли€ние на генотип организма вы€вить весьма сложно, так как оно про€вл€етс€ только в р€ду поколений.

¬ насто€щее врем€ разработан р€д эффективных методов оценки качества окру≠жающей среды, в том числе и дл€ определени€ генотоксического эффекта загр€знений с использованием набора тест-систем, что позвол€ет вы€вить наличие мутагенного, канце≠рогенного, тератогенного и других неблагопри€тных последствий. — использованием это≠го подхода в мире было протестировано огромное количество вновь синтезированных ве≠ществ, а также компонентов окружающей среды (почв, атмосферного воздуха, поверхно≠стных вод и седиментов), содержащих самые разнообразные загр€зн€ющие вещества. Ќо, вместе с тем, все еще остаетс€ проблема выбора наиболее чувствительных к определен≠ным типам загр€знений и удобных в работе тест-систем.

÷ель работы: вы€вить му≠тагенный потенциал промывочных и дренажных вод с содержанием т€желых металлов посредством растительных тест-систем  

«адачи:

1.     ќзнакомитьс€ с различными тест-системами, примен€емыми дл€ обнаружени€ мутагенов окружаю≠щей среды.

2.  »сследовать мутагенный потенциал озерных и дренажных вод, стекающих с отвалов горно-обогатительного комбината, с использованием

3.   —равнить полученные результаты с результатами, полученными ранее с использова≠нием других растительных тест-систем.

ћы впервые провели исследование мутагенного потенциала жидких стоков горно≠обогатительного комбината с использованием микро€дерного теста - “рад-ћя, в чем и заключаетс€ новизна данной работы.

Ќа основе сравнительного анализа результатов, полученных на разных тест-системах, бьла выбрана наиболее чувствительна€ дл€ данного типа загр€знений расти≠тельна€ тест-система, в чем мы видим практическую ценность этого исследовани€.

1.1. “ест-системы дл€ определени€ мутагенов окружающей среды.

ƒл€ определени€ генотоксичности окружающей среды примен€етс€ большое количе≠ство тестов с использованием практически всех групп живых организмов. „астота исполь≠зовани€ тех или иных тест-систем зависит от особенностей исследуемого компонента ок≠ружающей среды. Ќо дл€ всех случаев самыми попул€рными были бактериальные и рас≠тительные тест-системы.

Ѕактериальные тест системы использовались дл€ оценки генотоксичности окружаю≠щей среды в случае загр€знени€ полициклическими углеводородами, продуктами взры≠вов, предпри€ти€ми по производству бензина и др. с применением как водных, так и органических выт€жек. Ќо проблема с их применением состоит в том, что двухвалентные ме≠таллы (такие, как Ni2+, Zn2+, Cd2+, Cu2+, Pb2+ и Hg2+) в водных экстрактах могут серьезно нарушать действие ферментов, которые €вл€ютс€ основой многих бактериальных тестов.  роме того, т€желые металлы чрезвычайно токсичны дл€ бактерий. ѕоэтому дл€ этих целей используетс€ набор растительных тестов.

–астительные тест-системы обладают целым р€дом преимуществ по сравнению с дру≠гими тест-системами. Ёто св€зано с тем, что растени€ €вл€ютс€ эукариотическими орга≠низмами, они не требуют наличи€ стерильных условий, просты в использовании и отно≠с€тс€ к группе экспресс-методов.

¬ 1991 г. три растительные тест системы - хромосомные аберрации у Allium сера, ин≠дукци€ микро€дер у традесканции (“рад-ћя) и мутации в волосках тычиночных нитей традесканции (“рад-¬“Ќ) - бьли утверждены International Programme on Chemical Safety (IPCS) как эффективные тесты дл€ скрининга химических веществ и особенно дл€ in situ мониторинга загр€знени€ окружающей среды.

1.2. ћесто проведени€ исследовани€

¬ нашей –еспублике основным предпри€тием, загр€зн€ющим окружающую среду, €в≠л€етс€ “ырныаузский горно-обогатительный комбинат (“√ќ ), введенный в эксплуатацию в 1940 г. Ёто предпри€тие за≠нимаетс€ разработкой вольфрамо-молибденового месторождени€ и обогащением добытой руды. ѕоэтому основными металлами, загр€зн€ющими окружающую среду, €вл€ютс€ вольфрам и молибден.

¬ отвалах “√ќ  накопилось 252771 тыс. т отходов, в действующем хвостохранилище обогатительной фабрики комбината площадью 170 га сосредоточено свьппе 125 млн. т от≠ходов второго класса опасности, содержащих мышь€к, вольфрам, молибден и другие ме≠таллы (√осударственный доклад о состо€нии окружающей среды  абардино-Ѕалкарской республики 2005 год). —амое крупное хвостохранилище, расположенное ниже по долине реки в 12 км от г. “ырныауза, в месте впадени€ в реку Ѕаксан реки √ижгит, было введено в эксплуатацию в 1967 г. Ќа 1.01.98 г. высота плотины составл€ла 160 м при ширине "пл€жа" 250-300 м. ¬сего в накопителе сконцентрировано более 110 млн. м3 отходов. ¬ процессе экс≠плуатации - пропуска вод р. √ижгит и слива вод из хвостохранилища - состо€ние бетон≠ного креплени€ тоннелей резко ухудшилось.

ƒамба хвостохранилища формировалась довольно своеобразно. ќна насыпалась валунно-галечниковым аллювием с гравием и песком. ‘лотационные хвосты перекачива≠лись в виде пульпы. ¬ течение года создавалась одна терраса из двух ступеней. “аким об≠разом, в насто€щее врем€ хвостохранилище состоит из 36 разновозрастных террас с рас≠тительным покровом, наход€щимс€ на разных стади€х формировани€. Ќа них были выса≠жены кусты облепихи, а трав€ниста€ растительность выросла из сем€н, занесенных вет≠ром. ¬ода из расположенного наверху озера, а также дождевые и талые воды просачиваютс€ сквозь все хвостохранилище и в виде ручейков стекают в р. Ѕаксан.

»менно эта дренажна€ вода и вода из озера, расположенного наверху хвостохранили≠ща, была нами вз€ты дл€ исследовани€.

 

ћатериалы и методы.

“радесканци€ клона 02 как растительна€ тест-система.

»спользование представителей рода “радесканци€ дл€ скрининга химических мутаге≠нов и мутагенности атмосферного воздуха in situ было предложено в конце 60-х начале 70-х годов. Ќаиболее попул€рными €вл€ютс€ мутации в системе волосков тычиночных нитей (“рад-¬“Ќ) и индукци€ микро€дер в материнских клетках пыльцы (“рад-ћя).

»ндукци€ микро€дер в материнских клетках пыльцы у традесканции (“рад-ћя) пер≠воначально использовалась дл€ оценки газообразных и атмосферных мутагенов. “еперь этот тест часто используетс€ и дл€ тестировани€ поверхностных и сточных вод и €вл€етс€ весьма попул€рным.

ƒл€ “рад-ћя теста производитс€ обработка 15-30 черенков исследуемым веществом, бутоны фиксируют, окрашивают и подсчитывают ћя в тетрадах. –езультаты представ≠л€ют как количество ћя на 100 тетрад (“.Ќ. Ma et al.,1994). ¬рем€ экспозиции варьиро≠вало в широких пределах. ќбычно дл€ анализа комплексных смесей оно составл€ло 3-12 часов в острых, 24-30 часов дл€ хронических опытов, 3-12 часов в случае мониторинга вод in situ (“.Ќ. Ma et al.,1994), до 10 дней в случае мониторинга атмосферного воздуха и 72 часа при пр€мом контакте с почвой.

2.2.  ћетодика проведени€ опыта.

ƒл€ исследовани€ генотоксичности дренажных вод был использован микро€дерный тест (“рад-ћя). ¬ данном случае вы€вл€ютс€ нарушени€ процесса микроспорогенеза, в тетрадах микроспор. ћикро€дра (ћя) учитывались в материнских клетках пыльцы, нахо≠д€щихс€ на стадии ранних тетрад (7-€ или 8-€ пара бутонов от верхушки пирамиды соцве≠ти€).

—оцвети€ с нераспустившимис€ бутонами обрабатывали исследуемыми растворами в течение 24 часов методом погружени€. ¬ качестве контрол€ использовали водопроводную воду. ѕосле окончани€ обработки бутоны тщательно промывали проточной водой и

фиксировали в спирт-уксусной смеси (3:1) в течение 24-48 часов, а затем переносили в 70% спирт дл€ хранени€. ѕоскольку стади€ тетрад соответствует 24-30 часам мейоза, то фик≠сацию необходимо проводить не ранее, чем через сутки после начала воздействи€. ѕоэто≠му врем€ обработки свежесрезанных черенков 24 часа. «афиксированные бутоны могут сохран€тьс€ в холодильнике в течение длительного времени [Ma et al., 1994].

Ѕутоны отдел€ли от соцвети€ с помощью препаровальной иглы и последовательно распредел€ли соответственно степени их зрелости. «атем бутоны в нужной стадии рассе≠кались, выдел€лись пыльники и освобождались материнские клетки пыльцы. ќкраску проводили ацетокармином, помеща€ каплю красител€ пр€мо на стекло, и накрывали по≠кровным стеклом.  летки анализировали при увеличении 10x20 или 10x40. –анние тетра≠ды имеют целые оболочки вокруг четырех €дер. Ѕлагодар€ этому четыре клетки тетрад не расход€тс€ при приготовлении препаратов . ќпредел€ли количество тетрад с мик≠ро€драми и пересчитывали число микро€дер на 100 тетрад по стандартной мето≠дике [Ma et al., 1994].

¬ таблице 1 приведено содержание т€желых металлов в исследуемых водах. (ќтчет о научно-исследовательской работе ¬ысокогорного геофизического института. 2009 г.)

“аблица 1. —одержание т€желых металлов в озере и дренажных водах.

¬ариант

—одержание т€желых металлов мкг/л

 

 

ћо

–№

—и

Zn

ƒренажные воды

15000-17000

2-3

55

7-16

ќзеро

84

-

-

-

 

 

 

 

¬ли€ние молибдена на организмы.

√еохими€ молибдена в биосфере тесно св€зана с живым веществом и продуктами его распада; среднее содержание молибдена в организмах 1-10-5%. Ќа земной поверхности, особенно в щелочных услови€х, ћо (IV) легко окисл€етс€ до молибдатов, многие из кото≠рых сравнительно растворимы. ¬ ландшафтах сухого климата молибден легко мигрирует, накаплива€сь при испарении в сол€ных озерах (до 1-10-3%) и солончаках. ¬о влажном климате, в кислых почвах молибден часто малоподвижен; здесь требуютс€ удобрени€, со≠держащие молибден (например, дл€ бобовых).

ћолибден в организме растений, животных и человека посто€нно присутствует как микроэлемент, участвующий преимущественно в азотном обмене. ћолибден необходим дл€ активности р€да окислительно-восстановительных ферментов (флавопротеидов), ка≠тализирующих восстановление нитратов и азотфиксацию у растений (много молибдена в клубеньках бобовых), а также реакции пуринового обмена у животных. ¬ растени€х мо≠либден стимулирует биосинтез нуклеиновых кислот и белков, повышает содержание хло≠рофилла и витаминов. ѕри недостатке молибдена бобовые, овес, томаты, салат и другие растени€ заболевают особым видом п€тнистости, не плодонос€т и погибают. ѕоэтому растворимые молибдаты в небольших дозах ввод€т в состав микроудобрений. ∆ивотные обычно не испытывают недостатка в молибдене. »збыток же молибдена в корме жвачных животных (биогеохимические провинции с высоким содержанием молибдена известны в  улундинской степи, на јлтае,  авказе) приводит к хроническим молибденовым токсико≠зам, сопровождающимс€ поносом, истощением, нарушением обмена меди и фосфора. “оксическое действие молибдена снимаетс€ введением соединений меди. »збыток мо≠либдена в организме человека может вызвать нарушение обмена веществ, задержку роста костей, подагру и т. п.

–езультаты и обсуждение.

¬ли€ние вод, загр€зненных т€желыми металлами, на традесканцию клона 02.

ћы провели оценку генотоксичности озерных и дренажных вод горно≠обогатительного комбината с использованием теста индукции микро€дер в материнских клетках пыльцы традесканции клона 02 - “рад-ћя. ¬ результате проведенных исследова≠ний мы вы€вили, что дренажные воды повышают частоту мутаций в 4,2 раза по сравне≠нию с контролем, а озерные воды мутагенным эффектом не обладают. ќзерные воды никакого мутагенного вли€ни€ не оказали. “аким образом, му≠тагенность зависит от уровн€ содержани€ т€желых металлов.

–анее эти же дренажные воды, стекающие в р. Ѕаксан, были протестированы с ис≠пользованием других растительных тест-систем - “рад-¬“Ќ (мутации по окраске в волос≠ках тычиночных нитей) и Glycine max. (L.) Merrill, (соматические мутации на листь€х сои) (Ѕиттуева, 2004). ¬ этих работах было пока≠зано, что эти стоки обладают генотоксическим действием. “аким образом, результаты, полученные с использованием трех растительных тест-систем,  совпадают. —ледовательно, неопровержимо доказано, что дренажные воды, стекающие с хвостохранилища комбината, €вл€ютс€ мутагенами.

„тобы сравнить чувствительность всех трех растительных тест-систем к генотоксическому действию жидких стоков горно-обогатительного комбината, мы определили возрас≠тание частоты индуцированных сточными водами мутаций относительно контрол€ дл€ всех использованных тест-систем и дл€ нагл€дности представили их в виде диаграммы (рис. 2). ƒренажные воды вызывали 45-кратное возрастание частоты мутаций при исполь≠зовании теста “рад-¬“Ќ (мутации по окраске волосков тычиночных нитей). ” сои Glycine max. (L.) Merrill, (соматические мутации на листь€х) частота мутаций возрастала в 2,7 раза по сравнению с контролем. ¬ наших опытах частота мутаций микро€дер в материнских клет≠ках пыльцы возрастала в 4,2 раза. —ледовательно, наиболее чувствительной оказалась “рад-¬“Ќ.

„то касаетс€ длительности проведени€ тестировани€ и простоты в работе, то наиболее удобной, на наш взгл€д, €вл€етс€ использованна€ нами тест система индукции микро€дер в материнских клетках пыльцы “рад-ћя. Ёто св€зано с тем, что результаты можно получить в течение 7-10 дней. ѕри использовании тест-систем “рад-¬“Ќ и сои потребуетс€ 21 день и 1 мес€ц соответственно.  роме того, дл€ сои необходимо проведение опытов с ис≠пользованием опытных участков или теплиц. —ледовательно, использованна€ нами тест-система €вл€етс€ экспресс-методом, что значительно сокращает врем€ и стоимость иссле≠дований.

“аблица 2. ¬ли€ние сточных (дренажных и озерных) вод на традесканцию клона 02

є

¬ариант

 оличество

 оличество

%

п/п

 

тетрад

микро€дер

 

 

1

 онтроль

6669

22

0,33

 

2

ƒренажные воды

1799

25

1,39

>>0,001

3

ќзеро

3713

9

0,24

>0,05

 

 

 

 

 

ƒл€ проверки достоверности вы€вленных различий мы использовали преобразование ‘ишера дл€ сравнени€ долей (”рбах, 1963), которые преобразуютс€:


¬ыводы

1.  ƒренажные воды, стекающие с хвостохранилища горно-обогатительного комбина≠та в р. Ѕаксан, €вл€ютс€ мутагенными.

2.           ¬оды озера, расположенного наверху хвостохранилища, мутагенным эффектом не обладают.

3.           ѕо мере фильтрации через тело дамбы озерные воды приобретают мутагенные свойства.

4.           Ќаиболее чувствительной из трех использованных тест-систем €вл€етс€ “рад-¬“Ќ (мутации по окраске волосков тычиночных нитей).

5.           –астительна€ тест-система “рад-ћя €вл€етс€ наиболее удобной в использовании, т.к. она обладает достаточной чувствительностью и относитс€ к группе экспресс-методов.

«аключение

»сследование генотоксического вли€ни€ “ырныаузского вольфрамо-молибденового комбината на окружающую среду было начато в 1996 г. ¬ результате проведенных иссле≠дований было вы€влено, что твердые и жидкие отходы комбината обладают мутагенным потенциалом. ¬ этих исследовани€х примен€лись две растительные тест-системы - мута≠ции в волосках тычиночных нитей у “радесканции (“рэд ¬“Ќ) и соматические мутации на листь€х сои линии “219. ћы использовали третью растительную тест-систему - ин≠дукци€ микро€дер в материнских клетках пыльцы (“рад-ћя), котора€ оказалась доста≠точно чувствительной и удобной в использовании.

–анее эта же тест-система была использована дл€ определени€ генотоксичности жид≠ких отходов еще одного предпри€ти€ цветной металлургии - Ќальчикского гидрометал≠лургического завода. (Ѕелько, 2008). ¬ этой работе было показано, что жидкие стоки завода увеличивают частоту микро€дер в 3,3 раза по сравнению с контролем. ¬ наших опытах с дренажными водами, стекающими с отвалов горно-обогатительного комбината, частота микро€дер по сравнению с контролем была выше в 4,2 раза. “аким образом, тест с индукцией микро€дер пригоден дл€ тестировани€ отходов разного происхождени€ и может широко использоватьс€ при проведении исследований по определению вредного вли€ни€ загр€знени€ окружающей среды.

Ћитература

1.  јтлас приро дно-техногенных опасностей  абардино-Ѕалкарской республики. ѕод ред. ».». ћазура. ћ.: »зд. центр Ђ≈лимаї. 2005. —.126-127.

2.            Ѕиттуева ћ.ћ. ќпределение генотоксичности отходов “ырныаузского горно≠обогатительного комбината с использованием растительной тест-системы (Glycine max (L) Merill). ћатериалы ¬сероссийской научной конференции студентов, аспирантов и моло≠дых ученых. Ќальчик. 2004. “. III. —.130-134.

3.            √осударственный доклад о состо€нии окружающей природной среды в  абардино-Ѕалкарской республике в 2000 году. Ќальчик. 2001. - 117 с.

 

4.       ќтчет о научно-исследовательской работе ¬ысокогорного геофизического институ≠та. Ќальчик. 2005 г. 59 с.

5.       ”рбах ¬.ё. ћатематическа€ статистика дл€ биологов и медиков. ћ. »зд-во јка≠демии наук ———–. 1963. 306с.

6.   ћа “.Ќ., Gabrera G.L., Chen R. et al. Tradescantia micronucleus assay. //Mutat. Res. 1994. є310. P. 221-230.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019