јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√лавна€
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ј  ѕ–≈ќƒќЋ≈“№ ѕ–ќЅЋ≈ћј“» ” јƒјѕ“ј÷»» ”„јў»’—я ѕ–» ќ–√јЌ»«ј÷»» »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… –јЅќ“џ » ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ Ў ќЋ≈ Ќј ”–ќ ≈

ƒендебер »горь јнатольевич
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории методов оценки качества общего образовани€ ¬оронежского института повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€

ќбщеизвестно, что исследовательска€ работа способствует развитию мыслительных способностей учащихс€. “ем не менее, нельз€ сказать, что она положена в повседневную практику учебного процесса школы. Ќет ничего более убедительного, чем цифры. “ак, например, преподавание такой экспериментальной дисциплины как хими€ в 8-9 классах. ѕроцент лабораторно-практических работ там составл€ет 11-12%. ћожно приводить разные аргументы в пользу того, что этого достаточно, или наоборот недостаточно. Ќо то, что хими€ €вл€етс€ одним из мало выбираемых предметов на ≈√Ё Ц это показатель того, что мотиваци€ изучени€ этого предмета невысока. ѕричин этому - множество. ¬от некоторые из них: сложность самого предмета, слаба€ сформированность общеучебных умений учащихс€, а именно: неумение наблюдать, анализировать, сравнивать, видеть причинно-следственные св€зи в ходе исследовани€, делать выводы. ƒругой пример: исследовательска€ и опытно-экспериментальна€ работа в школе, в статусе областной экспериментальной площадки за последние 9 лет в ¬оронежской области составл€ла в разные годы от 7 до 11%. ¬ совокупности с экспериментальными площадками муниципального и школьного уровн€, этот процент редко превышал порог 15-17 %. Ёто мало, или много? —опоставл€€ цифры первого и второго примеров Ц немного.

ћожно также привести диаметрально противоположные точки зрени€ педагогов и родителей в вопросах организации исследовательской и экспериментальной работы в школе:

1. Ўкола Ц не место дл€ экспериментировани€. ≈е основна€ задача учить детей.

2. ¬ школе, необходимо вести исследовательскую и экспериментальную работу. √де не ведетс€ экспериментальна€ работа, практически нет развивающих программ, выбор учебников рассчитан на среднеуспевающего ученика, редко используетс€ справочна€ и энциклопедическа€ литература и т.д.  ак следствие Ц невысоки и показатели успеваемости учащихс€.

ак преодолеть такое положение дел? ѕрактика работы в школе показывает, что первое действие, которое необходимо сделать - это усилить мотивационную составл€ющую, как учащихс€, так и педагогов, направленную на зан€тие исследовательской и экспериментальной работой. ¬торое: усилить готовность и подготовку педагогического состава, позвол€ющую организовывать и продуктивно заниматьс€ исследовательской де€тельностью в школе. “ретье: учитыва€, что исследовательска€ работа относитс€ к сложным мыслительным видам де€тельности и в своей основе зачастую субъективно инновационна, то первый шаг де€тельности в новом дл€ себ€ пространстве (среде) Ц адаптаци€. јдаптаци€ прежде всего, к информационно-функциональной среде учебной де€тельности вообще и исследовательской де€тельности в частности.

»зучение опыта работы школ ¬оронежской области, изучение психолого-педагогической литературы [1, 2, 3, 4, 5 и др.] показывает, несмотр€ на достигнутые современным образованием наработки, использование в школах элементов развивающих технологий, средств и методов обучени€, усвоение учащимис€ общеучебных умений идет весьма непросто. » с нашей точки зрени€, дл€ более эффективного усвоени€ знаний учащимис€ в предметных област€х, обретени€ ими общеучебных умений (их еще часто называют мыслительными операци€ми или мыслительными действи€ми: анализ, сравнение, аргументаци€ и т.д.), а тем более, компетентностей, необходимо:

1. использование развивающей образовательной среды, причем среды, основанной на исследовательской и проектной де€тельности;
  2. де€тельность учащихс€, в развивающей образовательной среде, перевести на адаптивную основу.

» первое необходимое условие дл€ этого Ц понимание учителем того факта, что нова€ функционально незнакома€ среда (среда, наход€ща€с€ вне зоны ближайшего развити€ учащегос€), дл€ ученика така€ же инноваци€, как дл€ учител€ использование компьютерных технологий (» “). ѕричем » “, а не “—ќ (технических средств обучени€).

¬торое необходимое условие Ц использовать дл€ этого адаптивные ситуации, адаптивные тексты, адаптивные задани€, адаптивные тесты.

“ретье необходимое условие Ц перевести изучаемую на уроках информацию, различные виды исследовательской и экспериментальной работы в ранг личностной значимости дл€ учащегос€.

„етвертое необходимое условие Ц использовать рефлексивную образовательную среду.

¬ контексте изложенного особое значение приобретает иде€ включени€ в познавательную де€тельность учащихс€ целенаправленно организованный процесс интеллектуальной адаптации к новой дл€ них образовательной и исследовательской среде в процессе обучени€.

— нашей точки зрени€, Ђадаптаци€ї Ц это аналитико-рефлексивна€ де€тельность человека, направленна€ на освоение им окружающей среды (социального, профессионального, культурного, интеллектуального, исследовательского и т.д.). «ачастую аналитико-рефлексивна€ де€тельность €вно не осознаетс€ человеком и проходит на интуитивном уровне. Ќо, тем не менее, ее выделение важно дл€ организации процесса адаптации.

”читыва€, что учебный (образовательный) процесс имеет свою специфику, в его ходе действует специфический вид адаптации Ц интеллектуальна€ адаптаци€.

ѕод интеллектуальной адаптацией мы понимаем аналитико-рефлексивную де€тельность человека, направленную на освоение им развивающей общеобразовательной среды (новой темы, новых технологий, нового вида де€тельности, новых социальных условий и т.д.).

–езультатом интеллектуальной адаптации €вл€етс€ сформированность таких качеств (умений), с помощью которых личность может реализовать свои стремлени€ и потребности, самоопределитьс€, то есть, речь идет о сформированности таких умений, которые позвол€ют на базе имеющегос€ опыта решени€ задач в одной среде провести взаимосв€зь с другой незнакомой средой; найти в ней знакомые черты, вы€вить недостающие дл€ решени€ задачи части, превраща€ тем самым незнакомую развивающую образовательную среду в знакомую. ѕричем данна€ цель будет достигнута тогда, когда человек начал действовать самосто€тельно. ѕусть медленно, осторожно, но без посторонней помощи.

јдаптировать Ц не значит просто рассказать о новом информационно-интеллектуальном, исследовательско-экспериментальном пространстве, но и показать взаимосв€зи прошлого с новым. Ёто означает определение взаимосв€зей между прошлым и новым на различных этапах учебной де€тельности (объ€снени€ темы, затруднений при закреплении изученного, переходе к самосто€тельному решению задач).

Ќо это теоретические выкладки организации процесса адаптации. √ораздо более важно пон€ть, как организовать данный процесс в рамках профессиональной де€тельности учител€-практика.

Ѕазовыми компонентами при организации процесса интеллектуальной адаптации учащихс€ €вл€ютс€: процессуальный подход, реализаци€ принципа преемственности между этапами адаптивного процесса, адаптивный стиль организации учебного, исследовательского процесса, диагностирование хода процесса адаптации. Ёто означает:

1) цель организации процесса адаптации Ц дать пон€ть ученику, что информационное пространство (как содержательное, так и функциональное) знакомо и в нем можно действовать самосто€тельно;

2) ход интеллектуальной адаптации необходимо разбить на определенные части (этапы, фазы);

3) этапы во взаимосв€зи с фазами развити€ учащихс€ должны быть преемственны (т.е. взаимосв€заны между собой);

4) на каждом этапе используютс€ возможности адаптивного обучени€;

5) после выполнени€ каждого из этапов необходимо проводить контроль: достигнут ли результат с последующей рефлексией (определением: как он достигнут (не достигнут); почему, как добитьс€ улучшени€ и т.д.).

ѕрактика нашей работы показывает, что именно исследовательска€ и экспериментальна€ работа позвол€ет усилить процесс мотивации обучающихс€ к познавательной де€тельности, продуктивно усваивать новые виды де€тельности, достигать планируемых результатов.

ƒл€ ее организации на основе процесса интеллектуальной адаптации необходимо сделать следующее:

1. ќрганизовать усвоение учащимис€ основных мыслительных операций и мыслительных действий, необходимых дл€ исследовательской де€тельности (наблюдение, анализ, сравнение, нахождение причинно-следственных св€зей, постановка вывода).
  2. ќрганизовать усвоение адаптивно-направленного плана-предписани€, необходимого дл€ ведени€ исследовательской и экспериментальной работы.
  3. ќрганизовать исследовательскую и экспериментальную работу на основе структуры процесса адаптации.

—труктура основных мыслительных операций и мыслительных действий имеет следующий вид:

јнализ

јнализ - практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные дл€ него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта или €влени€ в отдельности, как части целого.

ќпераци€ анализ проводитс€ тогда, когда задание начинаетс€ со слов: Уиз чего состоитФ, Уна какие части делитс€Ф, Уопишите структуруФ, Упроизведите разборФ.

—труктура операции анализ:

1. ¬ыделение первого признака (части).
  2. ¬ыделение второго признака (части).
  3. ¬ыделение третьего признака (части).
  4. ¬ыделение Е признака (части).

јналогично можно вы€вить поочередно св€зи между признаками, част€ми.

ѕример использовани€ мыслительной операции анализ в исследовательской де€тельности Ц описание растительности определенного района (участок, вокруг школы, села, поселка и т.д.).

ѕор€док действий: объект Ц растительность, произрастающа€ на определенной территории. Ќа местности учащиес€ вы€сн€ют, какие растени€ произрастают на изучаемой территории: м€тлик луговой, чабрец, полынь, рейграс пастбищный и т.д. “ака€ работа, с одной стороны, позвол€ет вы€вить виды растительности; с другой стороны, ограничив участок (например, 1 квадратный метр) вы€снить долю того, или иного вида растительности и т.д.

Ќа основе операции анализ учащиес€ могут строить логико-структурные схемы и опорные конспекты. ѕринцип их составлени€ Ц целое, условно делитс€ на части.

ќвладение приемом составлени€ аналитической схемы помогает пониманию соотношени€ между част€ми и уменьшает количество ошибок при определении соподчинени€ частей.

—равнение

—равнение - мыслительна€ операци€, с помощью которой устанавливаетс€ сходство и различие предметов, €влений объективного мира.

ќсновные правила сравнени€:

1) необходимо сравнивать такие предметы, которые в действительности имеют определенные св€зи друг с другом. “ак, бесполезно сравнивать пон€ти€ УкореньФ и Упопул€ци€Ф;

2) правильность любого сравнени€ определ€етс€ выбором показател€ сравнени€: при сравнении корневой и мочковатой системы недостаточно провести сравнение по наличию придаточных корней и корневых волосков;

3) сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку, вз€тому в одном и том же отношении: сравнение листьев можно проводить по форме или жилкованию.

ћыслительную операцию сравнение провод€т тогда, когда задача начинаетс€ со слов: УсравнитеФ, Уопределите сходство и различиеФ, УсопоставьтеФ. —труктура операции сравнени€:

–ис. 4.

ѕродолжа€ приводить примеры из исследовательской де€тельности (описание растений определенной местности), не обойтись без мыслительной операции сравнение. ¬изуально, по внешнему виду (признаки), отдел€ем одно растение от другого: по строению листа, корн€, стебл€ и т.д. »ли другой пример: —равните стержневую и мочковатую корневые системы.

ѕор€док действий: выбираем предмет дл€ сравнени€ - стержнева€ корнева€ система, сравниваем с ней мочковатую корневую систему по общим и отличительным признакам - наличию главного, придаточных и боковых корней; сопоставл€€ их, делаем вывод: стержневую корневую систему характеризует наличие главного корн€, которого нет в мочковатой корневой системе.

≈сли учащиес€ затрудн€ютс€ в вы€снении сходства-различи€, то при обучении сравнению на первой ступени учитель помогает находить одинаковые признаки (свойства) навод€щими вопросами или формулировкой признаков сходства-различи€.

Ќахождение причинно-следственных св€зей

ѕриведенный достаточно простой пример нахождени€ причинно-следственных св€зей позвол€ет учащимс€ при его усвоении выдвигать гипотезы и объ€сн€ть, почему тот или иной вид растительности произрастает на данной местности, и, что будет, если его пересадить в другие услови€ и т.д.

ѕрактика нашей работы при организации исследовательской и экспериментальной работы показывает, что схематичное использование структуры мыслительных операций анализ, сравнение, мыслительного действи€ Ц нахождени€ причинно-следственных св€зей существенно облегчает процесс адаптации к ведению самосто€тельной исследовательской де€тельности учащимис€.

ƒл€ формировани€ мыслительных действий учащихс€ при выполнении отмеченных выше заданий рекомендуетс€ дать адаптивно направленный план-предписание дл€ решени€ различного типа задач в ходе исследовани€.

I. ¬ы€снить, в чем заключаетс€ суть данного задани€:

а/ определить предмет мысли, т.е. необходимо внимательно прочитать текст, выделить, о чем говоритс€ в этом тексте, разделить текст на законченные части;

б/ найти ключевые слова и пон€ти€: какие слова €вл€ютс€ самыми важными в каждой части - ключевые слова; без каких слов можно обойтись - второстепенные слова;

в/ отделить главное, от второстепенного: произвести "сортировку" материала. — помощью ключевых слов сформулировать главные мысли

√лавные мысли повторить вслух.

1. ќпределить, какой путь избрать дл€ выполнени€ задани€, т.е. следует искать плодотворную идею. Ёту идею можно найти, трансформиру€ данные, помога€ себе рисунками и правилами. Ќеобходимо образно представить себе, какую информацию несут в себе пон€ти€, вещества, данные в условии; какими свойствами они обладают, сопоставить данные, имеющиес€ в наличии и которые необходимо найти. «атем вспомнить, какие правила, признаки, источники информации нужны дл€ решени€. ≈сли уже встречались подобные задачи, сравнить, в чем сходство и различие заданий. «атем - выбор правил, признаков, источников информации, необходимых дл€ решени€ поставленной задачи.
  2. Ќаметить пор€док действий. —оставить их подробный план. ƒвига€сь по предусмотренному ранее пор€дку /плану/, учащиес€ должны достичь намеченной цели. Ќарушение пор€дка действий или пропуск одного из этапов может привести к искаженным результатам.
  3. ѕри выполнении задани€ предполагаетс€ самоконтроль. ќн €вл€етс€ одним из условий достижени€ цели. ќсуществл€€ план, учащиес€ огл€дываютс€ назад, просматрива€ весь ход решени€, что поможет избежать ошибок.
  4. —опоставление: соответствует ли конечный результат поставленной задаче.

Ќаши исследовани€ показали, что наибольшие затруднени€ учащиес€ испытывают при выборе пути решени€ поставленной задачи. ѕрочитав условие, учащиес€ четко отдел€ют то, что дано, от того, что надо найти /доказать/. ќни выдел€ют ключевые слова, но упускают из виду то, что указанные в условии вещества могут обладать определенными свойствами /несут определенную информацию/. ј использу€ эти свойства /информацию/, можно применить какую-либо формулу, правило или составить логическую цепочку.

»спользовать данный план можно и при объ€снении нового материала на уроках, и при проведении исследовательской и экспериментальной работы.

ѕеред объ€снением нового материала рекомендуетс€ поставить перед учащимис€ проблему. ÷елесообразно объ€снить ход решени€ проблемы, опира€сь на алгоритм-предписание, разъ€сн€€:

• ход задани€ /анализ ситуации/;
  • путь решени€ данного задани€;
  • почему выбран именно такой пор€док действий;
  • зачем необходимо проводить самоконтроль и показать, как проводитс€ обратна€ св€зь;
  • как оцениваетс€ полученный результат.

»спользование данного предписани€ позволит учителю обучать учащихс€ умственным действи€м, который производ€тс€ при выполнении поставленных задач.

Ќа примере объ€снени€ учител€ учащийс€ видит ход решени€ поставленной проблемы. Ёто позволит ему в дальнейшем успешно выполн€ть поставленные учебные, исследовательские, проектные задачи.

Ћитература

1. Ѕелова Ќ.»., Ќаумова Ќ.Ќ. Ёкологи€ в мастерских. ћетодическое пособие. Ц —ѕб.: Ђѕаритетї, 2004, 224 с. (—ери€ Ђѕедагогическа€ мастерска€ї.
  2. √одник —.ћ. ѕроцесс преемственности высшей и средней школы. ¬оронеж, 1981, 208 с.
  3. —ластенин ¬.ј. ѕедагогика: инновационна€ де€тельность / ¬.ј. —ластенин, Ћ.—. ѕодымова. Ц ћ.: »„ѕ Ђ»здательство ћажорї, 1997. Ц 224 с.
  4. —охор ј.ћ. ќбъ€снение в процессе обучени€: элементы дидактической концепции // ѕедагогическа€ наука Ц реформе школы. Ц ћ.: ѕедагогика, 1988, 128 с.
  5. “оллингерова ƒ., √олоушова,  анторкова √. ѕсихологи€ проектировани€ умственного развити€ детей. ћ., ѕрага, 1994, 48 с.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.