Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Научные исследования как основа обучения в современном мире

Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева
директор Института информатизации образования Московского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, профессор,

Лина Поликарповна Крившенко
заведующая кафедрой педагогики Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор,

Лера Валерьевна Юркина
доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук

 

В современной педагогике наметилось определенное противоречие между информацией составляющей необходимые основы знания и возможностями учащихся к усвоению материала. Сегодня говорят о лавинообразном потоке информации, который необходимо освоить. Появился даже термин «период полураспада знаний», под которым подразумевается, что информация очень быстро устаревает и это требует определенной ревизии и содержания образования, и дидактических средств. Теряют актуальность и навыки, за исключением базовых. Современные дидакты утверждают, что навык не способствует развитию творческих характеристик личности. Если человек обладает профессиональными навыками – это значит, что он просто «натаскан» на определенные ситуации, но жизнь слишком многогранна и предсказать все ситуации невозможно. Поэтому, на смену знаниевой модели обучения приходит компетентностная. Она подразумевает цель образования в приобретении знаний и практического опыта (умений), необходимых для успешного осуществления деятельности, что тождественно понятию «компетентность». Компетентность можно представить также совокупностью компетенций. Под компетенцией понимают возможность применять знания, умения и личностные качества для решения задач определенного профиля.

Выходом из противоречия является перевод обучения в плоскость научного исследования. Именно научные исследования не дают системе передаваемых знаний устареть, а формируемые умения делаются значимым личностным багажом. Чтобы обосновать наш подход сравним обучение и научное познание – между ними много общего, но есть и различия:

• Процесс познания есть общественно-историческая категория. За многие столетия ученые открыли множество закономерностей развития природы, общества и человеческого бытия. Эти знания, конечно в адаптированном виде и предлагаются учащимся для освоения. В процессе обучения учащиеся известное воспринимают как новое, но они не открывают научную истину, а усваивают уже накопленные наукой представления, понятия, теории, факты. Они заново открывают истины, но только для себя.

• В процессе обучения не повторяется весь путь, пройденный в познании человечеством, все сложные моменты, пробы, ошибки опускаются и ученик получает лишь результат этого значительного труда.

• В учебном процессе путь усвоения знаний более короткий и значительно облегченный мастерством учителя по сравнению с путем исследователя.

• Учащиеся усваивают не все знания, добытые человечеством, а лишь систематизированные, специально отобранные, которые наиболее соответствуют целям образования, и в количестве, достаточном для формирования определенных понятий.

• Учащиеся познают упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учеников материал.

• В процессе обучения учащиеся усваивают не только знания, но и приобретают определенные умения и навыки.

• В обучении учитель может менять звенья процесса усвоения знаний, чередовать или совмещать с практическими умениями и навыками.

• Обучение носит воспитывающий характер, формируя определенные качества личности.

• Учебное познание обязательно предполагает непосредственное или опосредованное влияние учителя, а ученый может обходиться и без научного руководства.

• Логика процесса познания идет от практических нужд, инициирующих сам процесс, к живому созерцанию, затем к осмыслению и вновь к практике, служащей и критерием и результатом познавательного процесса учащегося.

Однако, только объединив научное познание и обучение можно добиться конечной цели современного образования – компетентного специалиста. Сущностной интеграцией науки и обучения, на наш взгляд, является организация научных исследований в процессе обучения. Но для успешного внедрения этого процесса необходим ряд новых сведений, прежде всего, о методологии науки.

В последние годы резко возрос объем научных исследований, особенно в сфере человековедческих наук. Этот прирост связан с влиянием на социальную обстановку многих факторов, как то: лавинообразный прирост информации, которую необходимо изучить, чтобы быть компетентным специалистом в своей сфере, недостаточная разработанность механизмов передачи этой информации, которая вызывает необходимость в смене образовательной модели на более современную, широкий простор для творчества в образовательной сфере, научными исследования в области педагогики и психологии занимаются не только профессиональные педагоги и психологи, но и преподаватели других дисциплин, а также студенты и даже школьники. Психологические и педагогические научные исследования открывают широкий простор для преобразований в сфере как образования, так и обучения.

В образовательном процессе, так или иначе, задействован любой человек. Для каждого из нас является важным вопрос - как учиться, как научиться, как учить и как научить. Поэтому любой из нас является если не педагогом исследователем, то, по крайней мере, потребителем научной информации разработанной другими исследователями в этой сфере, и важным становится вопрос: как отбирать и насколько доверять научной информации. Почему этот вопрос возникает? Казалось бы, если исследований проводится много – это хорошо, так как существует свежий взгляд позволяющий решить наболевшие проблемы, однако есть и другая сторона вопроса – большое количество исследований, осуществляемых, к сожалению, людьми не всегда готовыми к научной работе привело к потере культуры исследовательской деятельности.

У начинающих исследователей часто возникает слишком большое доверие к печатному слову – если какая-то информация напечатана в статье, а тем более в книге, большинство из нас сочтет это непреложной истиной, однако это далеко не всегда так.

Для восстановления исследовательской культуры необходимы единые обобщенные требования к научному исследованию. Создание и распространение таких требований – функция методологии науки. Методология науки – учение о методах познания, об организации исследовательской деятельности. Эти единые требования нужны, прежде всего, для того, чтобы понять смысл сделанного другими исследователя, выделить, то что нужно и важно именно вам, не повторять, чужие ошибки, не тратить время на исследование разрешенных другими проблем, зафиксировать свои достижения в проблемном поле. Методология - это фонарь, который позволит разобраться в море новых научных знаний и способов осуществления практической познавательной деятельности.

Прежде всего, нужно разобрать с самим понятием науки, ее связью с познанием и обучением. Само слово наука можно употреблять как минимум в четырех различных значениях:

• Наука как область профессиональной деятельности людей.

• Наука как социальный институт.

• Наука как результат познания мира.

• Наука как процесс познания мира, непосредственно научные исследования.

Наука как область профессиональной деятельности людей. Естественно было бы странно предполагать, что кто-то считает, что ученые это бездельники, которые зря едят хлеб добытый людьми, занятыми в других сферах производства материальных ценностей. Все области общественного производства, так или иначе, используют достижения науки. Сама же наука нацелена на производство новых знаний. Здесь мы можем сделать первый значимый вывод: методология нужна науке потому, что она является продуктивной деятельностью, т.е. деятельностью направленной на создание нового интеллектуального продукта. В репродуктивной деятельности, т.е. любой другой кроме научной методология не нужна, т.к. здесь речь идет только копировании результата и основная задача в максимально точном приближении к образцу, для этого нужны инструкции, ТУ, ГОСТЫ, но не общие правила движения мысли или оформления научных отчетов.

Наука как сфера человеческой деятельности ставит своей задачей выработку и систематизацию знаний о действительности. Ученые разрабатывают свое определенное видение, которое позволяет максимально полно объяснить явления и процессы окружающей реальности. Здесь мы можем сделать второй значимый вывод: если это видение конкретного человека или группы лиц, объединенных понятием научная школа, то все научные выводы, не более чем объяснительная концепция. Это понятие означает, что применяя определенный способ мышления и деятельности некоторый человек или группы людей выдвинули достаточно обоснованное предположение о чем-то. Самое главное слово – достаточно обоснованное. Для нас это должно означать, что: во-первых, это предположение всего лишь предположение, и, следовательно, оно может быть опровергнуто (а, значит никогда, или почти никогда, говоря о результатах научных исследований нельзя говорить: «безусловно доказано»). Любая научная информация гипотетически может быть опровергнута; во-вторых, нельзя и огульно пытаться опровергнуть результаты научных исследований, как поступают начинающие исследованиями, пытающиеся открыть собственные научные концепции, или говорящие: «А я не верю, что темперамент врожденная характеристика человека». Да в науке существует понятие критические мышление, но критическое мышление никак не синоним критиканства. Критическое мышление – способность рассматривать идеи, даже если они противоречат вашим, знаниям, представлениям, убеждениям. Вольтер сказал: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» - наверное, это лучший девиз для критического мышления. Оно подразумевает, что ничего не надо принимать на веру, в независимости, от того, кто выдвинул утверждение оно должно рассматриваться и проверяться, и что любой человек может обозначить свои позиции, но их нужно доказать, нужно показать научному сообществу, что ваша концепция работает лучше предыдущей, является более общей и непротиворечивой.

Наука как социальный институт. Социальный институт – сообщество ученых, научных учреждений и других вспомогательных структур. Социальный институт обеспечивает устойчиво воспроизводимую систему ценностей, норм, правил, принципов, которая организует членов общества в определенную систему отношений ролей и статусов. В СССР было 2,5 миллиона научных работников, что составляло первое место в мире не только по численности ученых, но и по научным исследованиям и их творческим продуктам. Сегодня положение ученых несколько более сложное, но и сегодня можно сказать, что время одиноких ученых затворников прошло вместе со средневековьем. Залогом успешности научно-исследовательской деятельности является принадлежность к сообществу и совместная деятельность. Для того чтобы принадлежать к научному сообществу нужно соответствовать определенным требованиям. Относительным, но очень важным показателем продуктивности ученого являются публикации. Они важны для обеспечения результативности деятельности. Неправильно думать, что сначала научная работа, а потом результат. Чтобы не сбиться с пути нужно все время обсуждать с другими членами научного сообщества результаты, даже промежуточные научного исследования.

Наука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров. Подготовка научных кадров осуществляется через аспирантуру или соискательство на уровне ученой степени кандидата наук. Из числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готовятся научные кадры высшей квалификации — на уровне ученой степени доктора наук. На уровне мирового научного сообщества ученой степени кандидата наук соответствует степень доктора философии, а ученой степени доктора наук – доктор профессор техники или философии, соответственно в технических или гуманитарных науках.

Наряду с учеными степенями преподавателям высших учебных заведений, институтов повышения квалификации присваиваются ученые звания как ступени их педагогической квалификации: доцента по кафедре (в основном из числа кандидатов наук, при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ — учебников, монографий, а также учеников – защитившихся аспирантов). В отраслевых научных институтах званию доцента по кафедре соответствует – звание старшего научного сотрудника или доцента по специальности, а званию профессора по кафедре – профессор по специальности.

Наука как результат познания мира. Это, прежде всего, система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. Что нужно чтобы считать их достоверными? Это наш третий значимый вывод: требования к научному знанию: объективность, достоверность, надежность и возможность трансляции. Эти требования позволяют науке выполнять свои функции их три: теоретическая, практическая и прогностическая. Все они связаны между собой, и только их деятельное единство обеспечивает массиву информации статус науки.

Результат научного познания имеет еще одну особенность - он отличается от обыденных знаний и представлений. Часто говорят о простоте и доступности изложения результатов исследования, но есть еще и язык и логика науки. Определенные правила развития научного знания, принятые в отрасли классификации подчас значительно разнят знание обывателя и знание ученого: лук корнеплод или почка. Для тех, кто только ест это почти не важно, но для тех, кто хочет понять суть и объяснить максимальное количество свойств – важно. Немаловажно понимать, что достоверность и надежность не исключают развития и смены представлений. Развитие науки может происходить двумя путями: эволюционным накопление знаний и революционным. Однако революционный путь не касается отрицания фактов, а лишь отрицания их неправильного или недостаточно исчерпывающего толкования.

Научные знания – это специфическая форма отражения информации в сознании людей, наряду с наукой существуют и другие специфические формы – религия, основанная на вере и искусство, основанное на чувстве и образах. Важно представлять, что эти формы не являются взаимоисключающими. Так А. Эйнштейн – величайший физик – был глубоко верующим человеком.

Понятно, что никто не в состоянии сегодня заниматься наукой вообще, как действовали античные философы. Сегодня человек может быть специалистом только в определенной науке или даже в отдельной ее отрасли.

Наш разговор в дальнейшем будет касаться психологии и педагогики, поэтому важно определить их место в системе наук.

Психология объединяет все отрасли научного знания. Согласно треугольнику Б.М. Кедрова психология находится на стыке социальных, гуманитарных и естественных наук. Психология исследует человека, опираясь на физиологию и анатомию, рассматривая, в том числе, особенности поведения человека в обществе. Педагогика, также занимает особенное место в фундаменте пирамиды наук, обеспечивая возможность трансляции научного знания и таким образом, является значимой частью любой другой науки. Кроме того, она является преобразующей силой личности, так как любое общение можно рассматривать как акт воспитания, т.е. влияния на другого человека.

В некоторых исследованиях высказывается мнение, что науки можно разделить на науки сильной и слабой версии. К сильной версии относятся естественные, технологические и математика, так как их прогностическая функция опирается на законы – устойчивую безусловную связь явлений. И науки слабой версии (гуманитарные и социальные) – выводящие лишь закономерности – устойчивую, повторяющуюся, но условную связь явлений. Такая специфика связана с пресловутым человеческим фактором, который обеспечиваем такое многообразие прогнозов, что выделить одну доминанту невозможно. Но было бы ошибкой думать, что науки слабой версии менее сложны. Великий физик А. Эйнштейн, познакомившись с опытами Ж. Пиаже заметил, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками детской игры.

Наука как результат ставит целью выработку теорий – обобщенного представления о проблеме исследования. Построение теорий проходит ряд этапов: накопление информации, обобщение информации, связь отдельных фрагментов знания между собой роль связующего звена выполняют в нашем случае закономерности. Их существование принято доказывать. Доказательство= тезис+аргументы+демонстрация.

  • Доказательство – это логическое рассуждение.

  • Тезис – положение, которое нужно доказать, если оно логично и истинно в определенных пределах, то может претендовать на звание закономерности.

  • Аргументы – сведения, приводимые для доказательства, в их основе лежат факты.

  • Факт – собрание явлений и/или их обобщение.

  • Демонстрация – способ логической связи тезиса и аргументов.

В зависимости от способа доказательства выделяют два вида теорий: качественные, построенные без математического аппарата и формальные основанные на математических данных и результатах. Также выделяют имплицитные теории – бессознательная иерархия, так называемая психология здравого смысла. И эксплицитные – обозначенные в письменных источниках, проверенные эмпирически и/или экспериментально.

Наука как процесс познания мира, непосредственно научные исследования. Наука как процесс – это самостоятельный творческий поиск, но подчиняющийся определенным правилам и опирающийся на предыдущие знания. Специфика научного познания во многом зависит от отрасли исследования, но мы остановимся только на психологии и педагогике.

Научные исследования делят на фундаментальные и прикладные вопрос о первичности - нелеп. Одно не возможно без другого. Здесь можно говорить лишь о глубине обобщения (бакалаврская, магистерская, кандидатская, докторская диссертации). Значимым является также вопрос о внедрении результата исследования. В течение года только по педагогике защищается более 3000 диссертаций кандидатских и докторских. Естественно, что механизм внедрения иной, не нужно представлять себе учителя, у которого распухла голова от прочтения всех этих работ. Но не стоит и думать - раз не внедрены значит не нужны. Научные работы находят обобщение в монографиях, статьях, тезисах, учебниках, учебных пособиях и т.д. Многие исследования происходят вообще не для внедрения, а для расширения понимания наукой ее предметной области. Допустим, микология до открытия в 1940 году пенициллина подвергалась множественным нападкам – плесень надо уничтожать, а не изучать.

Важной проблемой, связанной непосредственно с внедрением научных разработок является проблема этики исследователя - социальной ответственности ученого. Ядерное оружие, трансплантация органов и другие острые темы, вокруг которых всегда возникаю споры: изучать или закрыть. Что касается психологии и педагогики, то сегодня основным принципом является формула: «Не навреди».

Современные научные исследования должны удовлетворять ряду требований, основное из них это планирование деятельности исследователя, которое приводит нас к понятию проекта – это наш четвертый значимый вывод. Проект – означает «брошенный вперед» и проявляется в определенном планировании и структурировании исследовательской активности. Выделим значимые моменты.

1. Исследование начинается с выделения предметной области – что мы собираемся изучать. Широкая предметная область делает исследования вязкими, а результаты неявными. Количество информации заставляет не отвлекаться на все просто интересные вопросы, а позволяет выделить очень интересные, причем не только исследователю, но обществу в целом – актуальность.

2. Следующий этап - выявления проблемы. Проблемой традиционно считается столкновение знания и незнания. Если речь идет о столкновении личного знания и незнания – это учебная проблема, т.е. проблема для отдельного человека или группы людей, но не для человечества в целом. Здесь пролегает различие между познанием учебным и познанием научным. А если, всеобщее знание сталкивается с всеобщим незнанием, то можно говорить о научной проблеме. Чтобы выяснить характер проблемы нужно провести обзор литературы. Для этого подбирается литература освещающая сходные вопросы. В исследовательской работе должны присутствовать цитаты из альтернативных источников информации по проблеме. На цитату обязательно делается ссылка с указанием страницы, названия источника и его выходных данных. Например: [1, С.175]. Ссылка дается после закавыченного текста и означает, что цитата взята из 1 источника, обозначенного в списке литературы, со 175 страницы. Кроме цитат в литературном обзоре должны присутствовать самостоятельные комментарии, размышления и выводы, сделанные исследователем из прочитанного материала. Работа не может состоять только из заимствований и не может быть целиком самостоятельной, т.е. не может не содержать ссылок на литературу. Если работа целиком заимствована, то она представляет собой реферативное исследование и не позволяет оценить самостоятельный научный поиск исследователя. А, если работа является только плодом самостоятельного мышления, то она не дает оценки того, научного материала, который уже исследован к сегодняшнему дню. Не рассмотрев достижения других ученых в исследуемой проблемной отрасли можно случайно «изобрести велосипед», т.е. потратить силы на рассмотрение проблем, которые уже решены современной наукой. Таким образом, для выявления проблемы нужно обнаружить противоречия в существующей системе знаний в рамках выбранной предметной области и проверить их современное состояние по анализу литературы.

Выявление проблемы обращает нас к выбору методологии для ее решения. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: объекта и предмета анализа, цели и задач исследования, совокупности исследовательских методов и средств, а также формирует представление об этапах, последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.

В науке признано существование иерархии методологий. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии находятся в определенной соподчиненности, деятельном единстве и образуют сложную систему. Рассмотрим более подробно, чем характеризуется каждый уровень.

Первый уровень методологии - философский составляют общие принципиальные подходы к познанию и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Поиск истины настолько сложен, что для него нельзя вывести некие односложные основания. Поэтому в современном мире одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных наук, в том числе и педагогики. Основными из них являются: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, материализм и др.

Экзистенциализм (от понятия «экзистенция» - существование), или философия существования делает акцент на уникальности и неповторимости каждого человека. Основателем принято считать С. Кьеркегора, среди поздних представителей Ж.П.Сартр, А.Камю, К. Ясперс, Н.А. Бердяев. Сторонники экзистенциализма настаивают на невозможности восприятия объективного мира, так как он существует лишь в отражении субъекта. Экзистенциалисты отрицают существование объективных истин и объективного знания. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Постижение мира, по мнению сторонников экзистенциализма, строится на эмоциональных переживаниях субъекта в сложные моменты его жизни – ситуации экзистенциального выбора. Взгляд экзистенциалистов на природу человека позитивный, они считают, что человек волен в своем выборе и его задача в мире заключается в преодолении предначертанного. Цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность; учить их так, чтобы они сами создавали себя. Ведущую роль при этом играет не разум, а эмоции, стремления, вера. Экзистенциализм является, таким образом, философским основанием индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, согласно которому мир двойственен, состоит из духовного и материального мира. Основателем течения считают Фому Аквинского, среди современных представителей Ж. Маритен, Д.Мерсье. Духовный мир имеет более высокую ценность - это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Материальный мир —не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука, которая собирает частные эмпирические данные и не способна подняться до раскрытия сущности мира, определенной Богом. Поиск научной истины, по мнению неотомистов, уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов, раскрывающих истинные причины бытия и смысла человеческого существования.

Неопозитивизм – современная интерпретация позитивизма – философской концепции выступившей за объективизацию научного знания. К сторонникам причисляют И. Лакатоса, Т. Куна, Б. Рассела, П.Фейерабенда и др. Позитивисты считали истинным только знание, полученное при помощи количественных методов измерения. Аппаратом познания мира представляли математику, физику и биологию. Их девизом стал отказ от ненаблюдаемого в науке, то есть не доступного непосредственному наблюдению и экспериментированию. Обществознание они рассматривали как область мифологии, объявляя псевдонаучными, надуманными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями и внутренним миром личности. Неопозитивизм старается смягчить противоречие гуманитарного и естественного знания, внеся математический аппарат в исследование человека и общества. Они отдают предпочтение методам познания утверждая, что главное «не знания, а методы их приобретения». Эта позиция имеет значительный вес в современном мире, являясь одной из основ компетеностного подхода к содержанию образования. Так как в связи с лавинообразным накоплением информации стало невозможно научить «всему», нужно вооружить учащегося универсальным инструментом познания.

Прагматизм – (от греч. дело, действие) - философское учение не рассуждающее о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. К сторонникам причисляют Г.Спенсора, У.Джеймса, Дж.Дьюи и других. Стремительное развитие наук и прирост информации необходимой для изучения, послужили основой для необходимости определенного отбора содержания образования – «учить не пустому, а полезному». Прагматисты ориентируют на достижение успеха, смысл жизни человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в мире, а задача науки, в том числе педагогики, – помочь ему в этом.

Критерием истинности знания признается полезность. Нет объективной истины. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Религия признается полезной, поскольку служит людям и приносит им удовлетворение. Верование сводится к привычке и определяется, как готовность действовать определенным образом – то есть является полезной основой для воспитания. В качестве основы учебного процесса рассматривают индивидуальный опыт ребенка. Поэтому обучение и воспитание должны быть направлены на возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности. Прагмативистская позиция обладает достаточной популярностью, например, именно этот концептуальный взгляд стал причиной сокращения гуманитарной составляющей технического образования и выведения педагогического образования за рамки классического университета.

Материализм (от латинского «вещественный»)- философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Концепция получила свое основание еще в эпоху античности, ее разработчиками считаются Т. Гобс, Ж.Ламетри, П.Гольдбах, К.Маркс, Ф.Энгельс, Е. Дюринг и другие. Материализм рассматривает объективную истину, настаивает на ее существовании и доступности для исследователя. К такому выводу материалисты пришли исходя из признания первичности материи и вторичности сознания, возникающего на определенном этапе развития материи. Материальный, объективно существующий мир познаваем, так как существует причинная связь между материей и сознанием. Это положение получило название детерминизма, обусловленности образов сознания их реальными прообразами. Предметы и явления развиваются, изменяются, находятся в состоянии движения.

В материалистической философии важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Современный материализм уделяет большое значение духовному развитию человека. Личность во всем ее богатстве и многообразии проявляется и формируется в деятельности. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию, которое представляет собой сложный социальный процесс.

Каждое из рассмотренных философских течений является всего лишь одним из возможных взглядов на мир, нахождение истины и решение глобальных вопросов мироздания возможно только на пересечении нескольких позиций, а абсолютизация одного из направлений неминуемо приведет к досадным недоразумениям.

3. Наличие проблемы позволяет сформулировать цель исследования – прообраз желаемого результата. Цель всегда одна, а чтобы ее достичь нужно выделить ряд значимых этапов –задачи исследования – шаги, которые необходимо пройти для достижения цели.

4. Задачи позволяют конкретно планировать деятельность, т.е. определить какие методы нужно будет использовать на определенных этапах для решения поставленной задачи. Это позволяет определиться со вторым уровнем методологии общенаучным. В его основе лежат концепции, научные подходы и методы, применяемые многими науками.

Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и законы функционирования. Выделяют системный, личностный, деятельностный, диалогический, культурологический, антропологический подходы. Общенаучный уровень методологии включает также систему представлений, направляющих движение мысли исследователя, так называемых теоретических методов познания. Они используются учеными всех специальностей. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. Большую часть теоретических методов познания в связи с особой сложностью предмета изучения принято объединять в пары для комплексного применения: анализ – синтез; абстрагирование – конкретизация; сравнение – обобщение; дедукция – индукция; отдельно рассматривается мыслительное моделирование. Смысл объединения методов в пары в том, что дополняя и проверяя друг друга они приводят к истинному результату.

Анализ – мысленное разложение исследуемого сложного целого на составляющие части, выделение отдельных признаков и качеств явления. Анализ является первой ступенью исследования, так как его изолированное применение противоречит системному подходу, давая представление лишь о части, но не о целом. Поэтому второй ступенью и своеобразной проверкой корректности результатов, полученных при помощи анализа, является синтез. Синтез – мысленное соединение отдельных признаков, свойств явления, для воссоздания смыслового целого. Это не просто суммирование, а именно смысловое соединение, воссоздающее всю систему связей между отдельными признаками.

Абстрагирование – также является первой ступенью в исследовании сложного целого, оно сводится к мысленному отвлечению какого-либо свойства, признака предмета или от системы связей его с окружением. Конкретизация – является необходимой второй ступень такого исследования, которая помогает мысленно реконструировать объект исследования, воссоздать его из исследованных деталей и рассмотреть в единстве признаком и связей.

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями, которое тоже не является самоцелью, а служит основой для построения классификации, переходя в обобщение. Сравнение достаточно сложный метод, ему, как правило, предшествует анализ, сводящийся к выявлению характеристик объекта. Из этих характеристик выбирается критерий – признак, по которому ведется сравнение. Обобщение - представляет собой выделение в сравниваемых процессах и явлениях общих черт или различий и объединение их на этой основе. Именно набор общих признаков позволяет провести классификацию, объединив явления в смысловые группы. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Ясно, что сущностной основой обобщения являются синтез и конкретизация.

Дедукция – предполагает движение мысли исследователя при построении умозаключения от общих суждений к частным выводам. Научный метод познания гипотетико-дедуктивный, это означает, что исследователь строит предположение и проверяет его, продвигаясь от наиболее общих понятий к конкретным истинам. Дедукция лежит в основе любого исследования, так как сначала строится общий план, а затем прорисовывается его конкретная реализация. Дедуктивная логика прослеживается и в педагогическом процессе: сначала изучаются общие предметы, а замет на их основе специальные. Индукция – стремится обобщить частные данные, полученные, чаще всего, эмпирическим путем, восходя частных суждений к общему выводу. Индукция используется чаще всего для проверки дедуктивных выводов, повторяя движение мысли в обратном направлении. Как самостоятельный метод исследования сегодня не имеет широкого применения, но может использоваться для обобщения данных педагогических разработок.

Моделирование – исследование процессов и явлений при помощи создания их реальных или идеальных подобий. Метод моделирования основан на том, что искусственно созданная мысленная система функционирует аналогично исследуемому процессу и позволяет изучить его свойства и спрогнозировать поведение до ее реального воплощения. Благодаря моделированию многие ученые смогли проникнуть в сущность явлений. Метод является особенно важным для педагогики, так эксперимент в ней не всегда оправдан. Субъектом эксперимента является человек, а результатом - неповторимая социальная практика. Если эксперимент не получился – значит в чью-то судьбу, вписана неудачная строчка. Это требует особой осторожности во внедрении инноваций. Именно такую роль – дополнительной пробы и играет в педагогике моделирование.

Следующим более предметным подходом является третий уровень методологии - конкретно-научный. Он объединяет совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т.д. Социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др. Самое подробное планирование исследования осуществляется на четвертом - технологический уровне методологии. Его составляют методика и техника исследования, т.е. набор и последовательность процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Нормативные предписания зависят от типа исследования.

5. Затем, нужно выяснить, как мы будем оценивать результат исследовательской работы – разработать критерии и показатели оценки. Критерий раскрывается через систему показателей. Существует, например, критерий здоров/болен, его показателями являются температура, давление, данные анализов. Существует критерий обученности - его показателями являются отметки 1,2,3,4,5. Но для большинства исследований критерии разрабатывает или принимает сам исследователь.

Такое проектирование деятельности сегодня является своеобразным образцом исследовательской работы, вслед за Т. Куном его часто называют парадигмой – модель постановки проблем, принятая научным сообществом в качестве образца на данном этапе развития науки. Смена исследовательских парадигм и обеспечивает развитие науки.

В целом, методология способствует развитию и поддержанию культуры исследователя, указывая, как осуществлять научно-исследовательскую деятельность для достижения наиболее полного и достоверного результата.

Отдельной проблемой организации учебного исследования является определение степени результативности деятельности школьников – эта задача лишь внешне представляется простой. На самом деле она очень сложна. Для начала надо четко определиться с тем, что следует считать результатом. Результат научного исследования в школе часто не так ощутим, не так нагляден, как результат исследовательской деятельности в учебных и научных институтах. В связи с этим возникает два противоположных взгляда на оценку результата учебной исследовательской деятельности, назовем их педагогический и общенаучный. Сторонники педагогического взгляда утверждают, что оценивать ученическую исследовательскую работу надо по процессуальным характеристикам, по тому, какая работа проделана, по мотивации, по степени исследовательского интереса. Педагогический результат исследовательской работы — это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и, в конечном итоге, компетентность.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017