јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ќаучные исследовани€ как основа обучени€ в современном мире

ћарина ≈фимовна ¬айндорф-—ысоева
директор »нститута информатизации образовани€ ћосковского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, профессор,

Ћина ѕоликарповна  рившенко
заведующа€ кафедрой педагогики ћосковского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор,

Ћера ¬алерьевна ёркина
доцент кафедры педагогики ћосковского государственного областного университета, кандидат педагогических наук

 

¬ современной педагогике наметилось определенное противоречие между информацией составл€ющей необходимые основы знани€ и возможност€ми учащихс€ к усвоению материала. —егодн€ говор€т о лавинообразном потоке информации, который необходимо освоить. ѕо€вилс€ даже термин Ђпериод полураспада знанийї, под которым подразумеваетс€, что информаци€ очень быстро устаревает и это требует определенной ревизии и содержани€ образовани€, и дидактических средств. “ер€ют актуальность и навыки, за исключением базовых. —овременные дидакты утверждают, что навык не способствует развитию творческих характеристик личности. ≈сли человек обладает профессиональными навыками Ц это значит, что он просто Ђнатасканї на определенные ситуации, но жизнь слишком многогранна и предсказать все ситуации невозможно. ѕоэтому, на смену знаниевой модели обучени€ приходит компетентностна€. ќна подразумевает цель образовани€ в приобретении знаний и практического опыта (умений), необходимых дл€ успешного осуществлени€ де€тельности, что тождественно пон€тию Ђкомпетентностьї.  омпетентность можно представить также совокупностью компетенций. ѕод компетенцией понимают возможность примен€ть знани€, умени€ и личностные качества дл€ решени€ задач определенного профил€.

¬ыходом из противоречи€ €вл€етс€ перевод обучени€ в плоскость научного исследовани€. »менно научные исследовани€ не дают системе передаваемых знаний устареть, а формируемые умени€ делаютс€ значимым личностным багажом. „тобы обосновать наш подход сравним обучение и научное познание Ц между ними много общего, но есть и различи€:

Х ѕроцесс познани€ есть общественно-историческа€ категори€. «а многие столети€ ученые открыли множество закономерностей развити€ природы, общества и человеческого быти€. Ёти знани€, конечно в адаптированном виде и предлагаютс€ учащимс€ дл€ освоени€. ¬ процессе обучени€ учащиес€ известное воспринимают как новое, но они не открывают научную истину, а усваивают уже накопленные наукой представлени€, пон€ти€, теории, факты. ќни заново открывают истины, но только дл€ себ€.

Х ¬ процессе обучени€ не повтор€етс€ весь путь, пройденный в познании человечеством, все сложные моменты, пробы, ошибки опускаютс€ и ученик получает лишь результат этого значительного труда.

Х ¬ учебном процессе путь усвоени€ знаний более короткий и значительно облегченный мастерством учител€ по сравнению с путем исследовател€.

Х ”чащиес€ усваивают не все знани€, добытые человечеством, а лишь систематизированные, специально отобранные, которые наиболее соответствуют цел€м образовани€, и в количестве, достаточном дл€ формировани€ определенных пон€тий.

Х ”чащиес€ познают упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным возможност€м и индивидуальным особенност€м учеников материал.

Х ¬ процессе обучени€ учащиес€ усваивают не только знани€, но и приобретают определенные умени€ и навыки.

Х ¬ обучении учитель может мен€ть звень€ процесса усвоени€ знаний, чередовать или совмещать с практическими умени€ми и навыками.

Х ќбучение носит воспитывающий характер, формиру€ определенные качества личности.

Х ”чебное познание об€зательно предполагает непосредственное или опосредованное вли€ние учител€, а ученый может обходитьс€ и без научного руководства.

Х Ћогика процесса познани€ идет от практических нужд, инициирующих сам процесс, к живому созерцанию, затем к осмыслению и вновь к практике, служащей и критерием и результатом познавательного процесса учащегос€.

ќднако, только объединив научное познание и обучение можно добитьс€ конечной цели современного образовани€ Ц компетентного специалиста. —ущностной интеграцией науки и обучени€, на наш взгл€д, €вл€етс€ организаци€ научных исследований в процессе обучени€. Ќо дл€ успешного внедрени€ этого процесса необходим р€д новых сведений, прежде всего, о методологии науки.

¬ последние годы резко возрос объем научных исследований, особенно в сфере человековедческих наук. Ётот прирост св€зан с вли€нием на социальную обстановку многих факторов, как то: лавинообразный прирост информации, которую необходимо изучить, чтобы быть компетентным специалистом в своей сфере, недостаточна€ разработанность механизмов передачи этой информации, котора€ вызывает необходимость в смене образовательной модели на более современную, широкий простор дл€ творчества в образовательной сфере, научными исследовани€ в области педагогики и психологии занимаютс€ не только профессиональные педагоги и психологи, но и преподаватели других дисциплин, а также студенты и даже школьники. ѕсихологические и педагогические научные исследовани€ открывают широкий простор дл€ преобразований в сфере как образовани€, так и обучени€.

¬ образовательном процессе, так или иначе, задействован любой человек. ƒл€ каждого из нас €вл€етс€ важным вопрос - как учитьс€, как научитьс€, как учить и как научить. ѕоэтому любой из нас €вл€етс€ если не педагогом исследователем, то, по крайней мере, потребителем научной информации разработанной другими исследовател€ми в этой сфере, и важным становитс€ вопрос: как отбирать и насколько довер€ть научной информации. ѕочему этот вопрос возникает?  азалось бы, если исследований проводитс€ много Ц это хорошо, так как существует свежий взгл€д позвол€ющий решить наболевшие проблемы, однако есть и друга€ сторона вопроса Ц большое количество исследований, осуществл€емых, к сожалению, людьми не всегда готовыми к научной работе привело к потере культуры исследовательской де€тельности.

” начинающих исследователей часто возникает слишком большое доверие к печатному слову Ц если кака€-то информаци€ напечатана в статье, а тем более в книге, большинство из нас сочтет это непреложной истиной, однако это далеко не всегда так.

ƒл€ восстановлени€ исследовательской культуры необходимы единые обобщенные требовани€ к научному исследованию. —оздание и распространение таких требований Ц функци€ методологии науки. ћетодологи€ науки Ц учение о методах познани€, об организации исследовательской де€тельности. Ёти единые требовани€ нужны, прежде всего, дл€ того, чтобы пон€ть смысл сделанного другими исследовател€, выделить, то что нужно и важно именно вам, не повтор€ть, чужие ошибки, не тратить врем€ на исследование разрешенных другими проблем, зафиксировать свои достижени€ в проблемном поле. ћетодологи€ - это фонарь, который позволит разобратьс€ в море новых научных знаний и способов осуществлени€ практической познавательной де€тельности.

ѕрежде всего, нужно разобрать с самим пон€тием науки, ее св€зью с познанием и обучением. —амо слово наука можно употребл€ть как минимум в четырех различных значени€х:

Х Ќаука как область профессиональной де€тельности людей.

Х Ќаука как социальный институт.

Х Ќаука как результат познани€ мира.

Х Ќаука как процесс познани€ мира, непосредственно научные исследовани€.

Ќаука как область профессиональной де€тельности людей. ≈стественно было бы странно предполагать, что кто-то считает, что ученые это бездельники, которые зр€ ед€т хлеб добытый людьми, зан€тыми в других сферах производства материальных ценностей. ¬се области общественного производства, так или иначе, используют достижени€ науки. —ама же наука нацелена на производство новых знаний. «десь мы можем сделать первый значимый вывод: методологи€ нужна науке потому, что она €вл€етс€ продуктивной де€тельностью, т.е. де€тельностью направленной на создание нового интеллектуального продукта. ¬ репродуктивной де€тельности, т.е. любой другой кроме научной методологи€ не нужна, т.к. здесь речь идет только копировании результата и основна€ задача в максимально точном приближении к образцу, дл€ этого нужны инструкции, “”, √ќ—“џ, но не общие правила движени€ мысли или оформлени€ научных отчетов.

Ќаука как сфера человеческой де€тельности ставит своей задачей выработку и систематизацию знаний о действительности. ”ченые разрабатывают свое определенное видение, которое позвол€ет максимально полно объ€снить €влени€ и процессы окружающей реальности. «десь мы можем сделать второй значимый вывод: если это видение конкретного человека или группы лиц, объединенных пон€тием научна€ школа, то все научные выводы, не более чем объ€снительна€ концепци€. Ёто пон€тие означает, что примен€€ определенный способ мышлени€ и де€тельности некоторый человек или группы людей выдвинули достаточно обоснованное предположение о чем-то. —амое главное слово Ц достаточно обоснованное. ƒл€ нас это должно означать, что: во-первых, это предположение всего лишь предположение, и, следовательно, оно может быть опровергнуто (а, значит никогда, или почти никогда, говор€ о результатах научных исследований нельз€ говорить: Ђбезусловно доказаної). Ћюба€ научна€ информаци€ гипотетически может быть опровергнута; во-вторых, нельз€ и огульно пытатьс€ опровергнуть результаты научных исследований, как поступают начинающие исследовани€ми, пытающиес€ открыть собственные научные концепции, или говор€щие: Ђј € не верю, что темперамент врожденна€ характеристика человекаї. ƒа в науке существует пон€тие критические мышление, но критическое мышление никак не синоним критиканства.  ритическое мышление Ц способность рассматривать идеи, даже если они противоречат вашим, знани€м, представлени€м, убеждени€м. ¬ольтер сказал: Ђ¬аше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать € готов пожертвовать своей жизньюї - наверное, это лучший девиз дл€ критического мышлени€. ќно подразумевает, что ничего не надо принимать на веру, в независимости, от того, кто выдвинул утверждение оно должно рассматриватьс€ и провер€тьс€, и что любой человек может обозначить свои позиции, но их нужно доказать, нужно показать научному сообществу, что ваша концепци€ работает лучше предыдущей, €вл€етс€ более общей и непротиворечивой.

Ќаука как социальный институт. —оциальный институт Ц сообщество ученых, научных учреждений и других вспомогательных структур. —оциальный институт обеспечивает устойчиво воспроизводимую систему ценностей, норм, правил, принципов, котора€ организует членов общества в определенную систему отношений ролей и статусов. ¬ ———– было 2,5 миллиона научных работников, что составл€ло первое место в мире не только по численности ученых, но и по научным исследовани€м и их творческим продуктам. —егодн€ положение ученых несколько более сложное, но и сегодн€ можно сказать, что врем€ одиноких ученых затворников прошло вместе со средневековьем. «алогом успешности научно-исследовательской де€тельности €вл€етс€ принадлежность к сообществу и совместна€ де€тельность. ƒл€ того чтобы принадлежать к научному сообществу нужно соответствовать определенным требовани€м. ќтносительным, но очень важным показателем продуктивности ученого €вл€ютс€ публикации. ќни важны дл€ обеспечени€ результативности де€тельности. Ќеправильно думать, что сначала научна€ работа, а потом результат. „тобы не сбитьс€ с пути нужно все врем€ обсуждать с другими членами научного сообщества результаты, даже промежуточные научного исследовани€.

Ќаука как социальный институт может функционировать лишь при наличии специально подготовленных квалифицированных научных кадров. ѕодготовка научных кадров осуществл€етс€ через аспирантуру или соискательство на уровне ученой степени кандидата наук. »з числа кандидатов наук через докторантуру или соискательство готов€тс€ научные кадры высшей квалификации Ч на уровне ученой степени доктора наук. Ќа уровне мирового научного сообщества ученой степени кандидата наук соответствует степень доктора философии, а ученой степени доктора наук Ц доктор профессор техники или философии, соответственно в технических или гуманитарных науках.

Ќар€ду с учеными степен€ми преподавател€м высших учебных заведений, институтов повышени€ квалификации присваиваютс€ ученые звани€ как ступени их педагогической квалификации: доцента по кафедре (в основном из числа кандидатов наук, при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов) и профессора (в основном из числа докторов наук при наличии крупных научных работ Ч учебников, монографий, а также учеников Ц защитившихс€ аспирантов). ¬ отраслевых научных институтах званию доцента по кафедре соответствует Ц звание старшего научного сотрудника или доцента по специальности, а званию профессора по кафедре Ц профессор по специальности.

Ќаука как результат познани€ мира. Ёто, прежде всего, система достоверных знаний о природе, человеке и обществе. „то нужно чтобы считать их достоверными? Ёто наш третий значимый вывод: требовани€ к научному знанию: объективность, достоверность, надежность и возможность трансл€ции. Ёти требовани€ позвол€ют науке выполн€ть свои функции их три: теоретическа€, практическа€ и прогностическа€. ¬се они св€заны между собой, и только их де€тельное единство обеспечивает массиву информации статус науки.

–езультат научного познани€ имеет еще одну особенность - он отличаетс€ от обыденных знаний и представлений. „асто говор€т о простоте и доступности изложени€ результатов исследовани€, но есть еще и €зык и логика науки. ќпределенные правила развити€ научного знани€, прин€тые в отрасли классификации подчас значительно разн€т знание обывател€ и знание ученого: лук корнеплод или почка. ƒл€ тех, кто только ест это почти не важно, но дл€ тех, кто хочет пон€ть суть и объ€снить максимальное количество свойств Ц важно. Ќемаловажно понимать, что достоверность и надежность не исключают развити€ и смены представлений. –азвитие науки может происходить двум€ пут€ми: эволюционным накопление знаний и революционным. ќднако революционный путь не касаетс€ отрицани€ фактов, а лишь отрицани€ их неправильного или недостаточно исчерпывающего толковани€.

Ќаучные знани€ Ц это специфическа€ форма отражени€ информации в сознании людей, нар€ду с наукой существуют и другие специфические формы Ц религи€, основанна€ на вере и искусство, основанное на чувстве и образах. ¬ажно представл€ть, что эти формы не €вл€ютс€ взаимоисключающими. “ак ј. Ёйнштейн Ц величайший физик Ц был глубоко верующим человеком.

ѕон€тно, что никто не в состо€нии сегодн€ заниматьс€ наукой вообще, как действовали античные философы. —егодн€ человек может быть специалистом только в определенной науке или даже в отдельной ее отрасли.

Ќаш разговор в дальнейшем будет касатьс€ психологии и педагогики, поэтому важно определить их место в системе наук.

ѕсихологи€ объедин€ет все отрасли научного знани€. —огласно треугольнику Ѕ.ћ.  едрова психологи€ находитс€ на стыке социальных, гуманитарных и естественных наук. ѕсихологи€ исследует человека, опира€сь на физиологию и анатомию, рассматрива€, в том числе, особенности поведени€ человека в обществе. ѕедагогика, также занимает особенное место в фундаменте пирамиды наук, обеспечива€ возможность трансл€ции научного знани€ и таким образом, €вл€етс€ значимой частью любой другой науки.  роме того, она €вл€етс€ преобразующей силой личности, так как любое общение можно рассматривать как акт воспитани€, т.е. вли€ни€ на другого человека.

¬ некоторых исследовани€х высказываетс€ мнение, что науки можно разделить на науки сильной и слабой версии.   сильной версии относ€тс€ естественные, технологические и математика, так как их прогностическа€ функци€ опираетс€ на законы Ц устойчивую безусловную св€зь €влений. » науки слабой версии (гуманитарные и социальные) Ц вывод€щие лишь закономерности Ц устойчивую, повтор€ющуюс€, но условную св€зь €влений. “ака€ специфика св€зана с пресловутым человеческим фактором, который обеспечиваем такое многообразие прогнозов, что выделить одну доминанту невозможно. Ќо было бы ошибкой думать, что науки слабой версии менее сложны. ¬еликий физик ј. Ёйнштейн, познакомившись с опытами ∆. ѕиаже заметил, что изучение физических проблем Ц это детска€ игра в сравнении с загадками детской игры.

Ќаука как результат ставит целью выработку теорий Ц обобщенного представлени€ о проблеме исследовани€. ѕостроение теорий проходит р€д этапов: накопление информации, обобщение информации, св€зь отдельных фрагментов знани€ между собой роль св€зующего звена выполн€ют в нашем случае закономерности. »х существование прин€то доказывать. ƒоказательство= тезис+аргументы+демонстраци€.

  • ƒоказательство Ц это логическое рассуждение.

  • “езис Ц положение, которое нужно доказать, если оно логично и истинно в определенных пределах, то может претендовать на звание закономерности.

  • јргументы Ц сведени€, приводимые дл€ доказательства, в их основе лежат факты.

  • ‘акт Ц собрание €влений и/или их обобщение.

  • ƒемонстраци€ Ц способ логической св€зи тезиса и аргументов.

¬ зависимости от способа доказательства выдел€ют два вида теорий: качественные, построенные без математического аппарата и формальные основанные на математических данных и результатах. “акже выдел€ют имплицитные теории Ц бессознательна€ иерархи€, так называема€ психологи€ здравого смысла. » эксплицитные Ц обозначенные в письменных источниках, проверенные эмпирически и/или экспериментально.

Ќаука как процесс познани€ мира, непосредственно научные исследовани€. Ќаука как процесс Ц это самосто€тельный творческий поиск, но подчин€ющийс€ определенным правилам и опирающийс€ на предыдущие знани€. —пецифика научного познани€ во многом зависит от отрасли исследовани€, но мы остановимс€ только на психологии и педагогике.

Ќаучные исследовани€ дел€т на фундаментальные и прикладные вопрос о первичности - нелеп. ќдно не возможно без другого. «десь можно говорить лишь о глубине обобщени€ (бакалаврска€, магистерска€, кандидатска€, докторска€ диссертации). «начимым €вл€етс€ также вопрос о внедрении результата исследовани€. ¬ течение года только по педагогике защищаетс€ более 3000 диссертаций кандидатских и докторских. ≈стественно, что механизм внедрени€ иной, не нужно представл€ть себе учител€, у которого распухла голова от прочтени€ всех этих работ. Ќо не стоит и думать - раз не внедрены значит не нужны. Ќаучные работы наход€т обобщение в монографи€х, стать€х, тезисах, учебниках, учебных пособи€х и т.д. ћногие исследовани€ происход€т вообще не дл€ внедрени€, а дл€ расширени€ понимани€ наукой ее предметной области. ƒопустим, микологи€ до открыти€ в 1940 году пенициллина подвергалась множественным нападкам Ц плесень надо уничтожать, а не изучать.

¬ажной проблемой, св€занной непосредственно с внедрением научных разработок €вл€етс€ проблема этики исследовател€ - социальной ответственности ученого. ядерное оружие, трансплантаци€ органов и другие острые темы, вокруг которых всегда возникаю споры: изучать или закрыть. „то касаетс€ психологии и педагогики, то сегодн€ основным принципом €вл€етс€ формула: ЂЌе навредиї.

—овременные научные исследовани€ должны удовлетвор€ть р€ду требований, основное из них это планирование де€тельности исследовател€, которое приводит нас к пон€тию проекта Ц это наш четвертый значимый вывод. ѕроект Ц означает Ђброшенный впередї и про€вл€етс€ в определенном планировании и структурировании исследовательской активности. ¬ыделим значимые моменты.

1. »сследование начинаетс€ с выделени€ предметной области Ц что мы собираемс€ изучать. Ўирока€ предметна€ область делает исследовани€ в€зкими, а результаты не€вными.  оличество информации заставл€ет не отвлекатьс€ на все просто интересные вопросы, а позвол€ет выделить очень интересные, причем не только исследователю, но обществу в целом Ц актуальность.

2. —ледующий этап - вы€влени€ проблемы. ѕроблемой традиционно считаетс€ столкновение знани€ и незнани€. ≈сли речь идет о столкновении личного знани€ и незнани€ Ц это учебна€ проблема, т.е. проблема дл€ отдельного человека или группы людей, но не дл€ человечества в целом. «десь пролегает различие между познанием учебным и познанием научным. ј если, всеобщее знание сталкиваетс€ с всеобщим незнанием, то можно говорить о научной проблеме. „тобы вы€снить характер проблемы нужно провести обзор литературы. ƒл€ этого подбираетс€ литература освещающа€ сходные вопросы. ¬ исследовательской работе должны присутствовать цитаты из альтернативных источников информации по проблеме. Ќа цитату об€зательно делаетс€ ссылка с указанием страницы, названи€ источника и его выходных данных. Ќапример: [1, —.175]. —сылка даетс€ после закавыченного текста и означает, что цитата вз€та из 1 источника, обозначенного в списке литературы, со 175 страницы.  роме цитат в литературном обзоре должны присутствовать самосто€тельные комментарии, размышлени€ и выводы, сделанные исследователем из прочитанного материала. –абота не может состо€ть только из заимствований и не может быть целиком самосто€тельной, т.е. не может не содержать ссылок на литературу. ≈сли работа целиком заимствована, то она представл€ет собой реферативное исследование и не позвол€ет оценить самосто€тельный научный поиск исследовател€. ј, если работа €вл€етс€ только плодом самосто€тельного мышлени€, то она не дает оценки того, научного материала, который уже исследован к сегодн€шнему дню. Ќе рассмотрев достижени€ других ученых в исследуемой проблемной отрасли можно случайно Ђизобрести велосипедї, т.е. потратить силы на рассмотрение проблем, которые уже решены современной наукой. “аким образом, дл€ вы€влени€ проблемы нужно обнаружить противоречи€ в существующей системе знаний в рамках выбранной предметной области и проверить их современное состо€ние по анализу литературы.

¬ы€вление проблемы обращает нас к выбору методологии дл€ ее решени€. ћетодологи€ науки дает характеристику компонентов исследовани€: объекта и предмета анализа, цели и задач исследовани€, совокупности исследовательских методов и средств, а также формирует представление об этапах, последовательности движени€ в процессе решени€ исследовательских задач.

¬ науке признано существование иерархии методологий. ¬ структуре методологического знани€ выдел€ют четыре уровн€: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. ¬се уровни методологии наход€тс€ в определенной соподчиненности, де€тельном единстве и образуют сложную систему. –ассмотрим более подробно, чем характеризуетс€ каждый уровень.

ѕервый уровень методологии - философский составл€ют общие принципиальные подходы к познанию и категориальный аппарат науки в целом. ‘илософский уровень выступает как содержательное основание вс€кого методологического знани€, определ€€ мировоззренческие подходы к процессу познани€ и преобразовани€ действительности. ѕоиск истины настолько сложен, что дл€ него нельз€ вывести некие односложные основани€. ѕоэтому в современном мире одновременно сосуществуют различные философские учени€, выступающие в качестве методологии различных наук, в том числе и педагогики. ќсновными из них €вл€ютс€: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, материализм и др.

Ёкзистенциализм (от пон€ти€ Ђэкзистенци€ї - существование), или философи€ существовани€ делает акцент на уникальности и неповторимости каждого человека. ќснователем прин€то считать —.  ьеркегора, среди поздних представителей ∆.ѕ.—артр, ј. амю,  . ясперс, Ќ.ј. Ѕерд€ев. —торонники экзистенциализма настаивают на невозможности воспри€ти€ объективного мира, так как он существует лишь в отражении субъекта. Ёкзистенциалисты отрицают существование объективных истин и объективного знани€. ¬нешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее Ђяї каждого. ѕостижение мира, по мнению сторонников экзистенциализма, строитс€ на эмоциональных переживани€х субъекта в сложные моменты его жизни Ц ситуации экзистенциального выбора. ¬згл€д экзистенциалистов на природу человека позитивный, они считают, что человек волен в своем выборе и его задача в мире заключаетс€ в преодолении предначертанного. ÷ель обучени€ состоит в том, чтобы научить обучающихс€ творить себ€ как личность; учить их так, чтобы они сами создавали себ€. ¬едущую роль при этом играет не разум, а эмоции, стремлени€, вера. Ёкзистенциализм €вл€етс€, таким образом, философским основанием индивидуализации обучени€.

Ќеотомизм Ч учение, согласно которому мир двойственен, состоит из духовного и материального мира. ќснователем течени€ считают ‘ому јквинского, среди современных представителей ∆. ћаритен, ƒ.ћерсье. ƒуховный мир имеет более высокую ценность - это мир Ѕога, сотворенный дл€ вечной жизни. ћатериальный мир Чне имеет цели и сущности, его изучением занимаетс€ наука, котора€ собирает частные эмпирические данные и не способна подн€тьс€ до раскрыти€ сущности мира, определенной Ѕогом. ѕоиск научной истины, по мнению неотомистов, уводит современного человека от понимани€ значени€ нравственных и религиозных идеалов, раскрывающих истинные причины быти€ и смысла человеческого существовани€.

Ќеопозитивизм Ц современна€ интерпретаци€ позитивизма Ц философской концепции выступившей за объективизацию научного знани€.   сторонникам причисл€ют ». Ћакатоса, “.  уна, Ѕ. –ассела, ѕ.‘ейерабенда и др. ѕозитивисты считали истинным только знание, полученное при помощи количественных методов измерени€. јппаратом познани€ мира представл€ли математику, физику и биологию. »х девизом стал отказ от ненаблюдаемого в науке, то есть не доступного непосредственному наблюдению и экспериментированию. ќбществознание они рассматривали как область мифологии, объ€вл€€ псевдонаучными, надуманными проблемы, св€занные с развитием общества, социальными противоречи€ми и внутренним миром личности. Ќеопозитивизм стараетс€ см€гчить противоречие гуманитарного и естественного знани€, внес€ математический аппарат в исследование человека и общества. ќни отдают предпочтение методам познани€ утвержда€, что главное Ђне знани€, а методы их приобретени€ї. Ёта позици€ имеет значительный вес в современном мире, €вл€€сь одной из основ компетеностного подхода к содержанию образовани€. “ак как в св€зи с лавинообразным накоплением информации стало невозможно научить Ђвсемуї, нужно вооружить учащегос€ универсальным инструментом познани€.

ѕрагматизм Ц (от греч. дело, действие) - философское учение не рассуждающее о постижимости или непостижимости внутреннего смысла быти€.   сторонникам причисл€ют √.—пенсора, ”.ƒжеймса, ƒж.ƒьюи и других. —тремительное развитие наук и прирост информации необходимой дл€ изучени€, послужили основой дл€ необходимости определенного отбора содержани€ образовани€ Ц Ђучить не пустому, а полезномуї. ѕрагматисты ориентируют на достижение успеха, смысл жизни человека заключаетс€ в том, чтобы наилучшим способом устроитьс€ в мире, а задача науки, в том числе педагогики, Ц помочь ему в этом.

 ритерием истинности знани€ признаетс€ полезность. Ќет объективной истины. ¬с€кое знание истинно, если оно получено в процессе практической де€тельности человека и полезно дл€ него. –елиги€ признаетс€ полезной, поскольку служит люд€м и приносит им удовлетворение. ¬ерование сводитс€ к привычке и определ€етс€, как готовность действовать определенным образом Ц то есть €вл€етс€ полезной основой дл€ воспитани€. ¬ качестве основы учебного процесса рассматривают индивидуальный опыт ребенка. ѕоэтому обучение и воспитание должны быть направлены на возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности. ѕрагмативистска€ позици€ обладает достаточной попул€рностью, например, именно этот концептуальный взгл€д стал причиной сокращени€ гуманитарной составл€ющей технического образовани€ и выведени€ педагогического образовани€ за рамки классического университета.

ћатериализм (от латинского Ђвещественныйї)- философское учение об общих законах движени€ и развити€ природы, общества и мышлени€.  онцепци€ получила свое основание еще в эпоху античности, ее разработчиками считаютс€ “. √обс, ∆.Ћаметри, ѕ.√ольдбах,  .ћаркс, ‘.Ёнгельс, ≈. ƒюринг и другие. ћатериализм рассматривает объективную истину, настаивает на ее существовании и доступности дл€ исследовател€.   такому выводу материалисты пришли исход€ из признани€ первичности материи и вторичности сознани€, возникающего на определенном этапе развити€ материи. ћатериальный, объективно существующий мир познаваем, так как существует причинна€ св€зь между материей и сознанием. Ёто положение получило название детерминизма, обусловленности образов сознани€ их реальными прообразами. ѕредметы и €влени€ развиваютс€, измен€ютс€, наход€тс€ в состо€нии движени€.

¬ материалистической философии важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицани€. —овременный материализм удел€ет большое значение духовному развитию человека. Ћичность во всем ее богатстве и многообразии про€вл€етс€ и формируетс€ в де€тельности. ¬едуща€ роль в развитии личности принадлежит воспитанию, которое представл€ет собой сложный социальный процесс.

 аждое из рассмотренных философских течений €вл€етс€ всего лишь одним из возможных взгл€дов на мир, нахождение истины и решение глобальных вопросов мироздани€ возможно только на пересечении нескольких позиций, а абсолютизаци€ одного из направлений неминуемо приведет к досадным недоразумени€м.

3. Ќаличие проблемы позвол€ет сформулировать цель исследовани€ Ц прообраз желаемого результата. ÷ель всегда одна, а чтобы ее достичь нужно выделить р€д значимых этапов Цзадачи исследовани€ Ц шаги, которые необходимо пройти дл€ достижени€ цели.

4. «адачи позвол€ют конкретно планировать де€тельность, т.е. определить какие методы нужно будет использовать на определенных этапах дл€ решени€ поставленной задачи. Ёто позвол€ет определитьс€ со вторым уровнем методологии общенаучным. ¬ его основе лежат концепции, научные подходы и методы, примен€емые многими науками.

ќбщенаучный уровень методологии ориентирует исследовател€ подходить к €влени€м жизни как к системам, имеющим определенное строение и законы функционировани€. ¬ыдел€ют системный, личностный, де€тельностный, диалогический, культурологический, антропологический подходы. ќбщенаучный уровень методологии включает также систему представлений, направл€ющих движение мысли исследовател€, так называемых теоретических методов познани€. ќни используютс€ учеными всех специальностей. “еоретические методы исследовани€ позвол€ют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объ€снить и предсказать €влени€, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношени€ между различными пон€ти€ми и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. Ѕольшую часть теоретических методов познани€ в св€зи с особой сложностью предмета изучени€ прин€то объедин€ть в пары дл€ комплексного применени€: анализ Ц синтез; абстрагирование Ц конкретизаци€; сравнение Ц обобщение; дедукци€ Ц индукци€; отдельно рассматриваетс€ мыслительное моделирование. —мысл объединени€ методов в пары в том, что дополн€€ и провер€€ друг друга они привод€т к истинному результату.

јнализ Ц мысленное разложение исследуемого сложного целого на составл€ющие части, выделение отдельных признаков и качеств €влени€. јнализ €вл€етс€ первой ступенью исследовани€, так как его изолированное применение противоречит системному подходу, дава€ представление лишь о части, но не о целом. ѕоэтому второй ступенью и своеобразной проверкой корректности результатов, полученных при помощи анализа, €вл€етс€ синтез. —интез Ц мысленное соединение отдельных признаков, свойств €влени€, дл€ воссоздани€ смыслового целого. Ёто не просто суммирование, а именно смысловое соединение, воссоздающее всю систему св€зей между отдельными признаками.

јбстрагирование Ц также €вл€етс€ первой ступенью в исследовании сложного целого, оно сводитс€ к мысленному отвлечению какого-либо свойства, признака предмета или от системы св€зей его с окружением.  онкретизаци€ Ц €вл€етс€ необходимой второй ступень такого исследовани€, котора€ помогает мысленно реконструировать объект исследовани€, воссоздать его из исследованных деталей и рассмотреть в единстве признаком и св€зей.

—равнение Ц установление сходства и различи€ между рассматриваемыми €влени€ми, которое тоже не €вл€етс€ самоцелью, а служит основой дл€ построени€ классификации, переход€ в обобщение. —равнение достаточно сложный метод, ему, как правило, предшествует анализ, свод€щийс€ к вы€влению характеристик объекта. »з этих характеристик выбираетс€ критерий Ц признак, по которому ведетс€ сравнение. ќбобщение - представл€ет собой выделение в сравниваемых процессах и €влени€х общих черт или различий и объединение их на этой основе. »менно набор общих признаков позвол€ет провести классификацию, объединив €влени€ в смысловые группы. ќбобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков €влений подвергалось сравнению. ясно, что сущностной основой обобщени€ €вл€ютс€ синтез и конкретизаци€.

ƒедукци€ Ц предполагает движение мысли исследовател€ при построении умозаключени€ от общих суждений к частным выводам. Ќаучный метод познани€ гипотетико-дедуктивный, это означает, что исследователь строит предположение и провер€ет его, продвига€сь от наиболее общих пон€тий к конкретным истинам. ƒедукци€ лежит в основе любого исследовани€, так как сначала строитс€ общий план, а затем прорисовываетс€ его конкретна€ реализаци€. ƒедуктивна€ логика прослеживаетс€ и в педагогическом процессе: сначала изучаютс€ общие предметы, а замет на их основе специальные. »ндукци€ Ц стремитс€ обобщить частные данные, полученные, чаще всего, эмпирическим путем, восход€ частных суждений к общему выводу. »ндукци€ используетс€ чаще всего дл€ проверки дедуктивных выводов, повтор€€ движение мысли в обратном направлении.  ак самосто€тельный метод исследовани€ сегодн€ не имеет широкого применени€, но может использоватьс€ дл€ обобщени€ данных педагогических разработок.

ћоделирование Ц исследование процессов и €влений при помощи создани€ их реальных или идеальных подобий. ћетод моделировани€ основан на том, что искусственно созданна€ мысленна€ система функционирует аналогично исследуемому процессу и позвол€ет изучить его свойства и спрогнозировать поведение до ее реального воплощени€. Ѕлагодар€ моделированию многие ученые смогли проникнуть в сущность €влений. ћетод €вл€етс€ особенно важным дл€ педагогики, так эксперимент в ней не всегда оправдан. —убъектом эксперимента €вл€етс€ человек, а результатом - неповторима€ социальна€ практика. ≈сли эксперимент не получилс€ Ц значит в чью-то судьбу, вписана неудачна€ строчка. Ёто требует особой осторожности во внедрении инноваций. »менно такую роль Ц дополнительной пробы и играет в педагогике моделирование.

—ледующим более предметным подходом €вл€етс€ третий уровень методологии - конкретно-научный. ќн объедин€ет совокупность методов, принципов исследовани€ и процедур, примен€емых в той или иной специальной научной дисциплине. ¬ педагогике широко примен€ютс€ как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т.д. —оциологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы: социометри€, тестирование, тренинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, коррел€ци€.

  эмпирическим (практическим) методам исследовани€ относ€тс€: методы сбора и накоплени€ данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контрол€ и измерени€ (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивани€ (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрени€ результатов исследовани€ в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др. —амое подробное планирование исследовани€ осуществл€етс€ на четвертом - технологический уровне методологии. ≈го составл€ют методика и техника исследовани€, т.е. набор и последовательность процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, после которой он может включатьс€ в массив научного знани€. Ќа этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер. Ќормативные предписани€ завис€т от типа исследовани€.

5. «атем, нужно вы€снить, как мы будем оценивать результат исследовательской работы Ц разработать критерии и показатели оценки.  ритерий раскрываетс€ через систему показателей. —уществует, например, критерий здоров/болен, его показател€ми €вл€ютс€ температура, давление, данные анализов. —уществует критерий обученности - его показател€ми €вл€ютс€ отметки 1,2,3,4,5. Ќо дл€ большинства исследований критерии разрабатывает или принимает сам исследователь.

“акое проектирование де€тельности сегодн€ €вл€етс€ своеобразным образцом исследовательской работы, вслед за “.  уном его часто называют парадигмой Ц модель постановки проблем, прин€та€ научным сообществом в качестве образца на данном этапе развити€ науки. —мена исследовательских парадигм и обеспечивает развитие науки.

¬ целом, методологи€ способствует развитию и поддержанию культуры исследовател€, указыва€, как осуществл€ть научно-исследовательскую де€тельность дл€ достижени€ наиболее полного и достоверного результата.

ќтдельной проблемой организации учебного исследовани€ €вл€етс€ определение степени результативности де€тельности школьников Ц эта задача лишь внешне представл€етс€ простой. Ќа самом деле она очень сложна. ƒл€ начала надо четко определитьс€ с тем, что следует считать результатом. –езультат научного исследовани€ в школе часто не так ощутим, не так нагл€ден, как результат исследовательской де€тельности в учебных и научных институтах. ¬ св€зи с этим возникает два противоположных взгл€да на оценку результата учебной исследовательской де€тельности, назовем их педагогический и общенаучный. —торонники педагогического взгл€да утверждают, что оценивать ученическую исследовательскую работу надо по процессуальным характеристикам, по тому, кака€ работа проделана, по мотивации, по степени исследовательского интереса. ѕедагогический результат исследовательской работы Ч это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самосто€тельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразовани€, отличающие истинного творца от простого исполнител€, новые знани€, умени€ и, в конечном итоге, компетентность.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020