јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќрганизаци€ проектной де€тельности учащихс€ в форме творческих мастерских

Ѕойко »рина √еннадьевна
учитель начальных классов, ћуниципальное бюджетное образовательное учреждение Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа є 79ї

 

јннотаци€

—овременна€ система образовани€ столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. “емпы и содержание происход€щих вокруг изменений необычайно высоки. —овременна€ школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.  то бы сказал нам, взрослым, образованным люд€м, в какой именно стране мы сейчас живЄм? ¬ обществе Уравных возможностейФ или всеобщего падени€ духовности? » какого гражданина мы должны воспитывать сегодн€? Ќа что он должен ориентироватьс€?

¬сегда, начина€ с самых древнейших времЄн, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нЄм.

„то сегодн€ важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? „то нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

¬ насто€щее врем€ во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. ¬ соответствии с последними исследовани€ми в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. —овременный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложени€, отвечать за прин€тые решени€.

ќчевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодн€ становитс€ использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самосто€тельного добывани€ новых знаний, сбора необходимой информации, умени€ выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключени€.

«адача образовани€ - помочь ученикам освоить такие способы действи€, которые окажутс€ необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимс€ этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. ¬се эти качества личности формируютс€ при выполнении учебных проектов.

Ќа смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. „то €вл€етс€ ведущей де€тельностью в творчестве? ѕоиск.

јктуальность выбора темы

ѕутей развити€ интеллектуально-творческого потенциала личности ребЄнка существует много, но собственна€ исследовательска€ практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

ƒети уже рождаютс€ с врождЄнным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Ќе все дети €вл€ютс€ маленькими гени€ми. Ќо у любого ребЄнка есть свои сильные стороны, свой дар, своЄ исследовательское поведение. ј если не обращать на них внимание в детстве, Ц это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребЄнка: он будет чувствовать себ€ бездарным и пустым человеком.

»сследовательское поведение Ц это возрастна€ потребность ребЄнка. —клонность к исследовани€м свойственна всем дет€м без исключени€. Уƒетей не нужно учить любопытству. ƒетей можно отучить от любопытства, и мне кажетс€, что именно эта трагеди€ разворачиваетс€ в наших детских садах и школахФ. ”мени€ и навыки исследовани€, полученные в детстве, легко перенос€тс€ в дальнейшем во все виды де€тельности, в том числе и в неодобр€емые обществом.

 ак известно возраст 6-12 лет - очень важный период развити€ ребЄнка. »менно в этот период закладываетс€ основа дл€ подготовки детей к творческому труду.

ѕоэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические услови€ дл€ реализации возрастной потребности в поисковой активности. Ѕез навыков исследовательской учебной де€тельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

÷елью учебно-воспитательного процесса нашей школы €вл€етс€ создание многопрофильного учебного заведени€, способного удовлетворить мен€ющиес€ образовательные потребности учащихс€ и родителей и социальный заказ на образовательные услуги через:

    • создание и развитие образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образовани€: начального, основного, среднего Ц успешную социальную и профессиональную интеграцию выпускников
    • реализацию творческих способностей педагогов и учащихс€ на основе развити€ исследовательских умений и навыков

«адача развити€ творческих способностей учащихс€ €вл€етс€ приоритетным направлением работы.

“аким образом, поиск собственного стил€ педагогической де€тельности дл€ решени€ этой задачи базируетс€ на идее модернизации образовани€ и учЄте возрастных особенностей младших школьников.

ћодель творческих мастерских одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской де€тельности школьников.

ќсобенность введени€ творческих мастерских как раз в том, что программы мастерских не транслируютс€ дет€м сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать младшему школьнику, а предлагаютс€ по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонност€ми и способност€ми. —оотнесЄнность с принципом природосообразности Ц важнейша€ исходна€ характеристика, лежаща€ в основе их организации.

÷ель: формирование и развитие исследовательского поведени€ учащихс€ через вовлечение их в активную проектную де€тельность в творческих мастерских

ќбъектом исследовани€ выступает обучение младших школьников приЄмам проектной де€тельности.

ѕредметом исследовани€ €вл€етс€ процесс формировани€ проектной де€тельности через творческие мастерские.

√ипотеза: творческие мастерские в школе 1 ступени формируют первоначальные навыки проектно-исследовательской де€тельности младших школьников.

«адачи:

    • вы€вить педагогические приЄмы, определ€ющие эффективность обучени€ учащихс€ проектной де€тельности;
    • апробировать комплекс приЄмов и методик обучени€ учащихс€ проектной де€тельности с тем, чтобы создать услови€ дл€ выбора учащимис€ разных образовательных траекторий в соответствии с их способност€ми, склонност€ми и потребност€ми;

ћетодологи€: в качестве психолого-педагогического сопровождени€ использованы рекомендации ј.». —авенкова ј.ћ. по организации исследовательской де€тельности в игровой форме и Ќ.ј.  рал€ по алгоритмизации этапов проектировани€ в зависимости от вида. ќни легли в основу структурировани€ зан€тий в творческой мастерской

ќсновна€ часть

–оль учител€ в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской де€тельности учащихс€, с целью формировани€ и развити€ исследовательского поведени€ учащихс€ заключаетс€ в направленности педагогического руководства:

    • на способы самосто€тельного постижени€ знаний;
    • на формирование исследовательской культуры;
    • на эмоциональное отношение к образовательному процессу;
    • на поиск области дальнейшего применени€ своих способностей;

–еализаци€ цели началась с подготовительного этапа. ѕроведено анкетирование родителей с целью определени€ значимости развити€ исследовательского поведени€ детей и готовности родителей к сотрудничеству.

ќказалось, что 14 человек (70% родителей), раздел€ют мнение о развитии творческих способностей учащихс€ и выступают Уза апробирование проектно-исследовательской де€тельностиФ, 15% родителей (3 человека) придерживаютс€ мнени€ Умне всЄ равно, лишь бы не были перегружены детиФ, и такое же количество родителей (15% - 3человека) отстранились от анкетировани€.

јнализ результатов показал, что родители понимают необходимость формировани€ творческих навыков учащихс€. «начит, при создании творческих мастерских учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.

„тобы найти пути и средства реализации поставленной цели, были поставлены следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

    1. Ќа каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? (помочь ученику сориентироватьс€ в выборе, показать разные виды де€тельности, дать возможность ученику про€вить себ€ и добитьс€ успеха)
    2.  акими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
    3.  акие виды де€тельности возможны в работе? (Ќапример, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдени€; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)
    4.  акова дол€ самосто€тельности ученика в работе, в чем он может про€вить инициативу?
    5.  акие критерии позвол€т учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на зан€ти€х; беседы с учащимис€, родител€ми; анализ работ учащихс€; тестирование)
    6.  аким образом в процессе работы будет фиксироватьс€ динамика интереса (анкетирование на первом и последнем зан€тии, собеседование в процессе работы после выполнени€ каждого вида работ)
    7. „ем может завершитьс€ дл€ ученика зан€тие в мастерской, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательска€ работа; реферат)

¬ведение элементов исследовательской де€тельности в структуру уроков начальной школы

Ќа первом этапе мы ориентировались на мнение ј.». —авенкова, что программа обучени€ проектно-исследовательской де€тельности учащихс€ должна начинатьс€ с тренинговых зан€тий по развитию

»нформационно-аналитических умений

»нформационно-поисковых умений, которые позвол€т учащимс€ овладеть специальными знани€ми, умени€ми, навыками исследовательского поиска.

Ёти зан€ти€ позволили учащимс€ овладеть специальными знани€ми, умени€ми, навыками исследовательского поиска. ¬ качестве примера € кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). –азвитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрени€, смотреть на объект исследовани€ с разных сторон)

«адание Уѕосмотри на мир чужими глазамиФ.

”читель читает дет€м неоконченный рассказ.

У”тром небо покрылось черными тучами, и пошел снег.  рупные снежные хлопь€ падали на дома, деревь€, тротуары, газоны, дорогиЕФ

«адание: продолжить рассказ, представив себ€ в роли мальчика, гул€ющего во дворе с друзь€ми; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправл€ющимс€ в полет; мэром города; вороной, сид€щей на дереве;

«адание У“ема одна Ц сюжетов многоФ.

ѕридумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Ќапример, тема УќсеньФ, У√ородФ, УЋесФЕ можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на пол€х, школьников, идущих в школу и т. д.)

«адание У—оставь рассказ, использу€ данную концовкуФ

УЕ“ак € и не выучил стихотворениеФ.

УЕ—идевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимани€Ф.

2). –азвитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть событи€, предполагать, использу€ слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

«адание Уƒавайте вместе подумаемФ

ѕочему у белого медвед€ нос чЄрный?

√ипотезы (предложенные детьми):

1. ћожет быть, чтобы быть заметным и его бо€лись окружающие?

2. Ќаверное, потому что всЄ врем€ держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

3. ѕредположим, чтобы медвежата его видели.

”пражнени€ на обсто€тельства.

ѕри каких услови€х каждый из этих предметов будет очень полезным? ѕри каких услови€х эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Ќапример, соль, сахар, мобильный телефон

«адани€ типа УЌайди возможную причину событи€Ф

ћашина резко затормозила.

ћолоко прокисло.

3). –азвитие умений задавать вопросы

«адани€ дл€ развити€ умени€ задавать вопросы уточн€ющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполн€ющие ( то? „то? √де? ѕочему?)

«адание УЌайди загадочное словоФ. ƒети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиес€ со слов УчтоФ, УкакФ, УпочемуФ, УзачемФ. ќб€зательное правило Ц в вопросе должна быть невидима€ €вно св€зь. Ќапример: в вопросе об апельсине звучит не У„то это за фрукт?Ф, а У„то это за предмет?Ф.

¬озможен и более сложный вариант. ќдин из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). ”частники задают ему вопросы. Ќапример: УЁто то, что находитс€ в доме?Ф; УЁтот предмет оранжевого цвета?Ф; У»спользуетс€ ли этот предмет в перевозке грузов?Ф; УЁто не животное?Ф. –ебенок, загадавший слово, отвечает УдаФ, УнетФ.

»гра У”гадай, о чем спросилиФ

”ченику, вышедшему к доске, даетс€ несколько карточек с вопросами. ќн, не чита€ вопроса вслух и не показыва€, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Ќапример: на карточке написано Уѕочему совы охот€тс€ ночью?Ф –ебенок отвечает Уќни днЄм плохо вид€т, поэтому охот€тс€ ночьюФ. ¬сем остальным надо догадатьс€, каким был вопрос.

»спользу€ тренировочную подпрограмму УпрактикаФ, € предлагала учащимс€ УпробныеФ самосто€тельные исследовани€ и выполнение творческих проектов.

ѕодбор литературы по заданной теме

–ассмотри выставку книг на доске. Ќа каждой книге ты видишь номер. ¬ыбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

    • об использовании человеком науки и техники
    • об истории человечества
    • об исследовател€х и учЄных

ќриентировка в словаре, справочной литературе

    • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находитс€ информаци€ о ____________________________________________________
    • найди по оглавлению рассказ Ћ. “олстого У ака€ бывает роса на травеФ. «апиши, на какой странице заканчиваетс€ этот рассказ_________________
    • какое слово стоит в словаре ¬. ƒал€ после слова мастерица __________

ќриентировка в тексте, ключевые слова

¬ книге У¬ведение в историюФ открой стр.____ Ќайди ключевое слово третьего абзаца. «апиши его ____________________

ќтветы на вопросы к тексту

    • найди статью У–астени€ лугаФ. Ќайди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _____________________________________________
    • найди статью У¬ода и еЄ свойстваФ ¬ конце статьи есть вопросы дл€ повторени€. ѕрочитай вопрос є3. Ќайди на него ответ в тексте. ќтветь одним предложением.
    • в разделе У–астени€ и животные водоЄмаФ найди статью УЌеобычное? Ќет, обычноеФ

ќ чЄм рассказывает эта стать€? ќпредели тему _________________________

—ледующий шаг Ц подпрограмма УпрактикаФ, где € уже предлагала учащимс€ УпробныеФ самосто€тельные исследовани€. »спользование умений и навыков в нестандартной ситуации.

“акой нестандартной ситуацией становитс€ написание рефератов. Ќапример,

“ворческа€ работа

ѕ»Ќ√¬»Ќџ

  теме прилагаетс€ комплект книг

є п/п

—писок литературы

—траницы

 

Ћикум ј. ¬сЄ обо всЄм / ѕопул€рна€ энциклопеди€ дл€ детей.

 

 

„арушин ≈. ћо€ перва€ зоологи€.

 

 

∆ивотный мир / Ёнциклопеди€. “ом 2.ћ.:–ќ—ћ≈Ќ

 

ѕлан

    1. √де живут пингвины? „ем эти птицы не похожи на других?
    2. ∆изнь императорских пингвинов.
    3.  ак пингвин разучилс€ летать.
    4. «аключение.

ѕор€док работы:

    1. ¬нимательно прочитай план реферата.
    2. Ќайди в книгах страницы, на которых есть нужна€ информаци€, и сделай закладки.
    3.  аждый пункт плана Ц это абзац текста.
    4. Ќапиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
    5. ѕодробно ответь на вопросы основной части плана.
    6. —делай короткое заключение.

Ёта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. ѕодпрограмма УмониторингФ - защита исследовательских работ. ”чащиес€ знакомились с разными видами презентаций результатов, овладевали умени€ми аргументировать собственные суждени€.

1.4. –езультативность использовани€ проектно-исследовательской де€тельности в учебно-воспитательном процессе

Ќа втором этапе приступаем к формированию умений и навыков проектно-исследовательской де€тельности соответственно этапам выполнени€ учебного проекта.

Ётапы работы над проектом

ƒе€тельность учител€

ƒе€тельность учащихс€

1 этап инициирующий

‘ормулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

¬живаютс€ в ситуацию, осуществл€ют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий

ѕредлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать де€тельность

«накомлю с различными формами презентации результатов

јнализируют проблему, разбиваютс€ на группы, распредел€ют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап прагматический

 онсультирую, ненав€зчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

–аботают самосто€тельно и сообща, консультируютс€, собирают информацию, УдобываютФ недостающие знани€, готов€т презентацию результатов

4 тап заключительный

ќбобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умени€ обосновывать своЄ мнение, работать в группе на общий результат

«ащищают проект, провод€т рефлексию де€тельности, дают оценку еЄ результативности

5 этап итоговый

ѕредставление готового продукта.

–ефлекси€ выполненной работы.

Ќа всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов Ц это приобретение и развитие ребЄнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.

ќстановлюсь выборочно на конкретных примерах учебных проектов, которые были разработаны моими учащимис€ за последний учебный год.

„то приобрели учащиес€ при работе над проектами? ¬о-первых, де€тельность.  аждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительна€ де€тельность. Ѕыла и коммуникативна€ де€тельность Ц все делились своими мысл€ми, иде€ми. Ѕыла и практическа€ работа. –абота по выполнению проектов была групповой, така€ организаци€ подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. –абота над проектами позвол€ет выработать и развить специфические умени€ и навыки проектировани€, а именно: освоение навыков целеполагани€, формулировани€ проблемы, планировани€ работы, умение ориентироватьс€ в информационном пространстве, умение самосто€тельно конструировать свои наработки, презентовать их.

  сожалению, больша€ часть работы, кроме первого и последнего уроков ведЄтс€ во внеурочное врем€ (подбор материала, оформление работ, подбор технических средств, распечатка материалов и т.д.)

1.5. ‘акторы успешности опыта

ѕри организации работы над проектом необходимо опиратьс€ на психолого-педагогические принципы:

    • интерес к теме должен выстраиватьс€ с учЄтом имеющегос€ у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
    • возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
    • помнить, что проектна€ де€тельность, как и вс€кое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
    • сотрудничество: обща€ де€тельность и согласованность действий детей и учител€, общение и взаимопонимание

≈ще одна важна€ особенность состоит в том, что в работе над проектом складываетс€ иной тип взаимодействи€ педагога с ребенком. «десь учитель не просто передаЄт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

ќрганизаци€ такой формы познавательной де€тельности (творческие мастерские) даЄт ученику возможность про€вить себ€, пережить ситуацию успеха, реализовать себ€ в иных, не учебных сферах де€тельности, что чрезвычайно важно дл€ любого ребенка, а особенно дл€ детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

¬ этом учебном году 16 учащихс€ класса (80%) принимают активное участие в проектно-исследовательской де€тельности, 5 учащихс€ (25%) вход€т в состав научного общества младших школьников УЁрудитФ. Ёти показатели позвол€ют судить, что у учащихс€ начальной школы сформированы первоначальные навыки и умени€ проектно-исследовательской де€тельности. ‘актор успешности детей привЄл к изменению отношени€ родителей к нововведению. Ѕезразличных к специально организованному обучению детей умени€м и навыкам исследовательского поиска нет.

ƒл€ достижени€ поставленных целей в де€тельности мастерских использую различные средства обучени€. ѕри этом выбор необходимых средств осуществл€ю с учЄтом доступности, нагл€дности и последовательности. ѕрежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. ¬ работе использую компьютерные технологии. —амосто€тельно разрабатываю компьютерные презентации.

3. «аключение

–езультативность этого этапа де€тельности €вл€етс€ дл€ мен€ диагностической и определ€ет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей де€тельности закрепить и усовершенствовать.

ƒанные работы доказывают и подтверждают необходимость введени€ творческих мастерских в лицее. ћо€ гипотеза верна.

ћои программы:

    1. соответствуют концепции школы;
    2. предполагают методы проектно-исследовательского обучени€,
    3. предоставл€ют возможность сделать выбор по интересам дл€ продолжени€ образовани€ и достичь определенного успеха в том или ином виде де€тельности;
    4. имеют определенную степень новизны;

отвечают потребност€м и интересам детей, так как разрабатывались они исход€ из запросов учащихс€ класса

4. ¬ывод

ѕодвод€ итог, отмечу, что в насто€щее врем€ в услови€х личностного подхода к школьному образованию становитс€ все более важным воспитание ответственности учащегос€ за свой учебный опыт, прин€тие решений, дальнейшее образование.

ќрганизовав проектно-исследовательскую работу в творческих мастерских, € смогу помочь учащимс€ своего класса ответить на вопрос: У„то мне интересно? ћогу ли €, хочу ли € это учить, заниматьс€ этим в дальнейшем?Ф, помогу учащимс€ сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: Уя это делать умею, мне это интересно!Ф

Ћитература:

    1. јбрамова √.—. ¬озрастна€ психологи€: ”чебное пособие дл€ студентов вузов. -ћ.: јкадемический проспект, 2000.-624 с.
    2. «агв€зинский ¬.»., ѕоташник ћ.ћ.  ак учителю подготовить и провести эксперимент. ћетодическое пособие. - ћ.: ѕедагогическое общество –оссии, 2005.-144 с.
    3.  аменский ј.ћ. ѕсихологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - —ѕб, 1996.-94с.
    4.  рал€ Ќ.ј. ћетод учебных проектов как средство активизации учебной де€тельности учащихс€: ”чебно-методическое пособие / ѕод ред. ё.ѕ. ƒубенского. - ќмск: »зд-во ќм√”, 2005. - 59 с.
    5. —авенков ј.». »гры, дающие старт исследовательской де€тельности. //ƒиректор школы, 2004, є1, с46-50.
    6. —авенков ј.». »сследовани€ на дому. ћетодические рекомендации // »сследовательска€ работа школьников, 2002, є1 с.34-45, є2 с.73-78.
    7. —околова “.≈. »нформационна€ культура младшего школьника: ”чебно-методическое пособие (¬ып.1-5). - —амара: »здательство У”чебна€ литератураФ, 2007.
    8. ѕахомова Ќ.ё. ћетод учебного проекта в образовательном учреждении: ѕособие дл€ учителей и студентов вузов Ц ћ.:ј– “»,2005.- 112 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019