Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум». В них автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов для школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучения «Экологический ликбез». В двух последних номерах журнала были описаны методы организации и содержание первого полевого практикума по физической географии и полевых практикумов по изучению отдельных компонентов ландшафта –геологических отложений, минералов и горных пород, рельефа, почв и водных объектов.

В этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги об проведении практических занятий по ботанике.

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

Полевой практикум по ботанике: общие особенности организации занятий

Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема" 

Введение

Ботаника - предмет, о котором у школьников к моменту первого выезда на практику обычно уже сложилось нелестное мнение, как о предмете очень скучном. Поэтому к построению ботанических занятий следует предъявлять гораздо больше требований, чем к занятиям по другим специальностям – ландшафтоведению, зоологии и водной экологии.

На первых занятиях по ботанике относительно меньше времени следует уделять «научным» методикам и больше - знакомству с конкретными растениями и растительными сообществами, стараясь сделать это как можно более интересно.

В отличие от зоологических объектов, ботанические - неподвижны, поэтому преподаватель может рассчитывать, что во время экскурсии заранее найденные растения окажутся на своих местах. Такое постоянство облегчает подготовку к экскурсии и показ объектов.

В данном номере журнала вначале приводятся основные особенности ботанических экскурсий, а их подробное описание для разных сезонов (осень, зима, весна, лето) следует далее - в главе «Содержание сезонных практикумов».

В связи с тем, что программа «Экологический ликбез» предполагает всестороннее первоначальное ознакомление с растительностью в природе, все занятия по ботанике можно условно разделить на три составляющие:

1) растения, их морфология, экология, биология и распознавание в природе,

2) растительные сообщества и взаимосвязи видов в сообществах,

3) методики ботанических исследований.

Все эти темы, кроме определения растений, обычно излагаются на экскурсиях. Для работы же с определителем требуется знание морфологии растений и здесь не обойтись без лабораторных занятий и работы с бинокуляром.

 

Объекты изучения

В отличие от занятий по ландшафтоведению (см. предыдущие номера), где первый выезд на практику существенно отличается от последующих, практикумы по ботанике не так сильно различаются между собой. Принципиальных различий в технике и технологии проведения полевых занятий между разными практикумами нет – все внимание на разных (сезонных) практикумах должно уделять тем объектам, которые доступны в данный сезон года.

Объектами изучения на ботанических экскурсиях являются растения и растительные сообщества. Их конкретный набор сильно зависит от места проведения занятий и сезона года.

Зимой рассматриваются, в основном, древесные растения, весной и осенью - древесные, из травянистых - вечно- и зимнезелёные , летом - травянистые. Круглый год доступны для изучения эпифитные лишайники (растущие на коре деревьев). Летом и осенью занятия по ботанике следует дополнить изучением грибов.

Во время экскурсий желательно ознакомить учащихся с растительными сообществами леса (желательно разных типов), луга, болота и водоёма (если это возможно).

Низшие растения и мохообразные требуют особых подходов к изучению, в частности, лабораторных условий, поэтому знакомство с ними затруднено, хотя отдельные виды, достаточно распространённые и узнаваемые, также могут служить хорошими объектами на ботаническом практикуме.

Полевые занятия

Содержание занятий по ботанике сильно зависит от сезона года, однако общее для экскурсий во все сезоны - ознакомление учащихся с ботанико-географической характеристикой района, местными растениями и растительными сообществами, определение древесных и кустарниковых растений и геоботанические описания.

Характеризуя ботанико-географический район, необходимо уделять особое внимание влиянию человека на растительность, обсудив, например, какой тип растительности должен был быть распространён в данном районе, а какой преобладает на самом деле.

Основная часть занятий по ботанике - это экскурсии, на которых преподаватель даёт характеристику различным растительным сообществам и как можно более увлекательно рассказывает о растениях - их отличительных признаках, сезонном состоянии, биологии, местах жительства, значении в природе и для человека. Особое внимание надо обращать на взаимосвязь растений и других элементов экосистемы.

Маршрут экскурсии лучше продумать заранее, так как он должен отвечать двум требованиям: быть как можно короче и охватывать максимальное число местообитаний. Хорошо, если удастся за одну экскурсию посетить основные растительные сообщества окрестностей – несколько типов леса: ельник, дубраву, мелколиственные леса, сосняк, а также луг, пойму реки, какое-либо болото и, например, поле.

Оптимальная длина маршрута, рассчитанного на 2-3 часа - 1,5-2 км.

Кроме того, хотя растения и не прячутся как животные, не всегда во время экскурсии удаётся найти все необходимые объекты и поэтому преподаватель, ведущий экскурсию, должен знать, где какое растение растёт.

Из практических работ на полевых занятиях чаще всего используются геоботанические описания и сбор растений для гербаризации.

Геоботанические описания являются одним из основных методов работы ученых-ботаников, а для учащихся - это наилучший способ запомнить растения. Кроме того, геоботанические описания - замечательная тренировка внимания, т.к. многие склонны путать незнакомые объекты, не обращая внимания на их часто незначительные различия.

Сбор растений проводят для последующей лабораторной работы (главным образом – для их последующего определения), для создания учебного или демонстрационного гербария и т.д. Перед началом этой работы следует обязательно объяснить детям, что нельзя собирать материала больше, чем необходимо для занятий и, конечно, рвать редкие и красивые растения. Кроме этого, весь собранный материал должен быть этикетирован, иначе он превращается в мусор, что недопустимо.

Экипировка для экскурсий должна быть обычной для прогулок в лесу - не очень яркой, удобной, которую не жалко испачкать. В тёплое время года желательны сапоги. Полезной деталью экипировки для ботанических занятий является пенополиуретановый коврик для сидения («пенка»), прикрепляемый на пояс на резинке (настоящие туристы хорошо знают и ценят этот «предмет обмундирования»).

Обычно ботаническая экскурсия не очень велика по протяжённости, но занимает много времени. Поэтому в холодное время года надо одеваться теплее обычного, а в тёплое - защищаться от комаров.  

Оборудование

Каждому учащемуся на полевом занятии надо иметь полевой дневник или тетрадь и карандаш для записей. Преподавателю, кроме этого, следует взять бланки геоботанических описаний (для показа и раздачи их учащимся), карту местности, компас, линейку или сантиметровую ленту, лупу и пакет для сбора растений. Если во время экскурсии собирается гербарий, надо также взять необходимые для этого принадлежности - копалку, гербарную папку с бумагой для закладки растений, бумагу для черновых этикеток. Зимой также хорошо иметь с собой какой-либо атлас-определитель растений с иллюстрациями, - для того, чтобы показывать, как выглядят листопадные деревья и кустарники летом.

Для занятий в лаборатории учащимся понадобятся тетради, ручки, альбомы и карандаши с ластиком, бинокуляры (оптимально - по одному на пару школьников), а также определители растений. Желательно, кроме определителей по цветам, иметь определители древесных растений по побегам в летний и осенне-зимний периоды (с листьями и без листьев). 

Проверка знаний учащихся

В конце дня занятий, также как и по другим предметам, учащиеся сдают зачет по пройденному материалу. Проверка знаний по ботанике может быть проведена в различных формах: проверка рабочих тетрадей, реферат по пройденному материалу, тестовая олимпиада.

При проведении тестовой олимпиады каждому учащемуся предъявляется для «опознания» 5 видов растений (объектов), изученных на прошедшем занятии - травянистые растения, или «веточки», или и то и другое (в зависимости от сезона года).

Все пять правильно определенных растений из пяти предъявленных соответствуют оценке «5», ни одного - оценке «0».

Пользование определителем для этой цели не предполагается, однако, если учащийся изъявляет желание воспользоваться определителем и при этом правильно определяет растение - он поощряется дополнительным баллом.

Для проведения тестового зачета преподаватель подбирает 20-30 видов растений (из имеющегося гербария, но лучше – из числа принесенных с экскурсии), о которых подробно говорилось на прошедшей экскурсии. Каждому очередному учащемуся, сдающему зачет, преподаватель предъявляет для определения разные виды.

В качестве одного из вариантов проверки полученных практических навыков возможна организация «зачетного» геоботанического описания. В этом случае каждому учащемуся дается задание провести самостоятельно геоботаническое описание данной пробной площадки, а результат сравнивается с «модельным» описанием, сделанным преподавателем. Такая форма зачета, однако, более трудоемка, занимает больше времени и возможная только на третьем и четвертом практикумах, когда у учащихся уже накоплен опыт в проведении геоботанических описаний. 

 

Содержание сезонных практикумов 

Осенний сезон

В соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), осенью на занятия по ботанике и зоологии (в сумме) отводится один день, т.е. 7 учебных часов. Из них: 0,5 – 1 час на вводную лекцию, 3–4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2-3 часа на лабораторные занятия и зачет.

Лекция

Общая характеристика ботанико-географической зоны района экскурсии. Понятие о растительных сообществах, коренных сообществах, сукцессии. Растения коренных сообществ и нарушенных местообитаний. Сезонные явления в жизни растений - начало подготовки к зиме.

Полевое занятие

Экскурсию лучше проводить в первой половине дня, чтобы во второй половине закрепить полученный материал.

Начинать экскурсию лучше с самых распространённых в данной местности растительных сообществ и видов растений, рассказывая о них, по возможности, в наиболее занимательной форме.

Для каждого фитоценоза следует охарактеризовать только им свойственные почву, влажность, составляющие сообщество виды растений. Следует обратить внимание учащихся на взаимосвязи всех этих факторов и разных видов растений в фитоценозе, указывающие на длительную эволюцию сообществ.

В разных местообитаниях обращается внимание на различные варианты подготовки растений к зиме - смену цвета листьев и листопад в лиственных лесах и малое число листопадных растений в хвойных лесах, где преобладают вечно- и зимнезелёные растения.

Какие из видов растений стоит показывать на экскурсии, а какие нет - лучше продумать заранее. На маршруте длиной в 2 км в средней по разнообразию местности можно встретить около 100 видов одних только высших растений. Очевидно, что показывать их все не имеет смысла - для экскурсии достаточно и 20-25 легко узнаваемых и наиболее распространённых. Как показывает практика, за одну экскурсию учащиеся всё равно большего числа растений не запомнят.

Про основные виды растений, например, лесообразующие породы деревьев или наиболее распространённые травы, лучше рассказывать подробнее - в каких условиях данные растения растут, в какие растительные сообщества входят, чем отличаются от сходных видов, как распространяют семена, каково их значение для человека.

После знакомства с основными видами, около 30-40 минут надо посвятить геоботаническому описанию. Начать следует с выбора подходящего места – желательно в лесу, с небольшим разнообразием видов и ярко выраженной ярусностью древостоя. Начинать с лугового сообщества хуже –там гораздо больше видов растений и трудно выявляемая ярусная структура, что затрудняет первоначальное обучение.

Геоботаническое описание является хорошим методом обучения начинающих. В этом качестве оно выполняет несколько функций: во-первых, при проведении самостоятельных описаний растения лучше запоминаются, во-вторых, учащиеся приучаются обнаруживать малозаметные растения и, в-третьих, учатся отличать их друг от друга.

Обычное требование к учащимся во время геоботанических описаний - постараться найти все виды растений на своей пробной площади, и незнакомые в том числе.

Техника самого геоботанического описания не имеет на данном этапе существенного значения. Можно воспользоваться любой, в том числе – приведенной во второй части книги, посвященной организации самостоятельных исследовательских работ (программа «Эколог-исследователь»). Подробное изложение техники геоботанического описания леса приведено в занятии № 8, осенний сезон («Комплексные исследования на ландшафтном профиле»), а луга – на занятии №9, летний сезон («Оценка экологического состояния лугов»). По этим тематикам сняты также учебные фильмы (см. сайт www.ecosystema.ru/04materials/video/).

Перед началом самостоятельной работы следует подробно объяснить, как проводится геоботаническое описание и дать основные понятия: подрост, подлесок, ярусность, сомкнутость, обилие.

Лучше всего организовать проведение геоботанических описаний учащимися по группам в 2-3 человека, «снабдив» каждую группу отдельным участком леса (10 х 10 м) и бланком геоботанического описания.

Кроме вышеперечисленных занятий во время экскурсии необходимо собрать материал для лабораторной работы - цветущие растения, если они ещё есть, более поздней осенью - ветки древесных растений.

Лабораторное занятие

Вторая половина дня посвящается лабораторным занятиям на базе и проведению зачета (подготовке отчета).

Цель лабораторного занятия - повторить ещё раз растения, увиденные в лесу, и научиться определять их самостоятельно, или хотя бы запомнить основные определительные признаки.

В сентябре - октябре (когда ещё есть листья на деревьях ) лабораторные занятия могут быть посвящены морфологии побега с листьями (и работе с определителем). Так как строение растения в школе проходят очень поверхностно и это быстро забывается, приблизительно 20 минут надо уделить повторению основных терминов морфологии побега и листа - общее строение побегов и листьев, типы ветвления, простые и сложные листья, форма листа и его края. Лучше, чтобы это осталось записанным в тетрадях.

Далее можно раздать детям по несколько различных листьев или побегов с листьями для зарисовки, по возможности наиболее представив их разнообразие. При зарисовке объектов следует стремиться не столько к художественной красоте рисунка, сколько к точности отображения - не нужны цветные карандаши, не надо оттенять рисунок, это должна быть схема, на которой видны все необходимые детали.

Если есть определитель древесных растений по побегам, то перед началом работы с ним надо рассказать об устройстве книги, главное - о принципе дихотомического ключа (принцип тезы и антитезы).

Поздней осенью занятия посвящены изучению строения побегов древесных растений в безлистном состоянии. Подробнее об этом рассказано в разделе “зимний сезон”.

Результатом дня занятий для каждого ученика должны стать:

1) список встреченных видов растений с краткими описаниями для каждого вида;

2) заполненный бланк геоботанического описания;

3) конспект вводной лекции о ботанико-географических особенностях района и о сезонном состоянии растений;

4) конспект лекции о морфологии растений с рисунками. 

Зимний сезон

В соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), занятия по ботанике и зоологии зимой проводятся, также как и осенью, в течение одного дня, т.е. 7 учебных часов. Из них 0,5 – 1 час отводится на вводную лекцию, 2 - 3 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные занятия и зачет.

Лекция

Характеристика ботанико-географического района, основные ботанические термины (повторение пройденного на осеннем занятии). Приспособления растений к зимним условиям. Листопадные, вечнозелёные и зимне-зеленые растения. Основные детали строения побегов древесных растений в безлистном состоянии (типы ветвления, расположение и количество почечных чешуй и т.д.).

Полевое занятие

Маршрут экскурсии должен быть иной, чем осенью - поле, луг и болото скрыты под снегом, поэтому более важно показать максимально возможное число типов леса. Т.е. акцент на зимней ботанической экскурсии должен быть сделан на древесно-кустарниковых растениях и их сообществах.

Во время экскурсии желательно показать коренные леса - ельники, дубравы, вторичные леса - например, березняки, и какие-либо нарушенные территории, например, зарастающую вырубку или гарь.

При переходе из одного биотопа в другой следует характеризовать данное растительное сообщество, чем оно интересно, какие взаимосвязи характерны для данного фитоценоза и других компонентов экосистемы.

Описывая отдельные виды листопадных древесных растений надо больше внимания уделять деталям морфологического строения побегов и почек, так как в безлистном состоянии определение деревьев и кустарников идет именно по этим признакам. Для каждого вида растений, о котором говорится на экскурсии, кроме экологической приуроченности и особенностей биологии, рассказывается о его приспособлениях к зимним условиям.

Если снега не очень много, то кроме вечнозелёных и листопадных растений можно найти ещё и зимне-зелёные (например, щитовник игольчатый, копытень европейский или кислицу) в бесснежных пятнах под елями или откопав их из-под снега.

В конце экскурсии надо оставить немного времени на геоботаническое описание. Если очень холодно, то можно вместо описания давать подробные поярусные названия лесных сообществ - для этого не надо много стоять на одном месте и можно проделывать эту процедуру при каждой смене леса, предлагая давать такие характеристики каждый раз разным учащимся.

В процессе экскурсии собирается также материал для лабораторного занятия - веточки деревьев и кустарников.

Лабораторное занятие

Цель лабораторного занятия - повторить ещё раз растения, увиденные в лесу, и научиться определять их самостоятельно, или хотя бы запомнить основные определительные признаки.

Лабораторные занятия начинаются с повторения основных деталей морфологии растений - типов листорасположения, строения побега и почки. Преподаватель рисует на доске, а учащиеся у себя в тетради записывают основные термины и рисуют схемы строения. Так как голые побеги запоминать гораздо сложнее, чем побеги с листьями, то целесообразно записать (или зарисовать) отличительные признаки основных видов деревьев и кустарников. Один побег можно подробно зарисовать, обращая внимание на детали его строения (расположение почек, особенности поверхности побегов - чечевички, опушение, особенности почек – форма, число почечных чешуй, опушение и т. д.), отдельно нарисовать почку (с увеличением). Для этого лучше подобрать растение с крупными почками, например бузину, и воспользоваться бинокулярами. Бузина также хорошо подходит для изучения внутреннего строения почки - на продольном разрезе прекрасно видны зачатки соцветия (на генеративной почке) и листьев (на вегетативной).

Если в учебном центре есть определители растений в безлистном состоянии, то далее можно заняться их определением, если их нет, то можно предложить учащимся составить такой определитель самим. Для этого надо подобрать несколько побегов разных растений и попробовать найти признаки для разделения всех веточек на две группы, потом ещё - и так далее, до выделения каждого вида. При правильном оформлении получится маленький самодельный определитель, скажем, для 8-10 видов древесных растений.

Если в учебном центре есть какие-либо коллекции растений, например, гербарий, то можно позаниматься с ним. Очень полезно посмотреть, как выглядят увиденные на экскурсии деревья и кустарники с листьями, какие растения встречаются летом в типах леса, по которым проходила экскурсия.

Результатом занятий должны быть:

1) список видов растений с краткими указаниями о биологии и отличительных признаках;

2) конспект вводной лекции;

3) конспект лекции о морфологии;

4) рисунки побегов. 

Весенний сезон

В соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), весной на занятия по ботанике и зоологии отводится на один час больше, т.е. 8 часов в течение одного учебного дня. Из них 0,5 – 1 час отводится на вводную лекцию, 3 - 4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные занятия и зачет.

Лекция

Сезонные явления в жизни растений - начало сокодвижения и набухания почек у лиственных деревьев, появление первоцветов. Причины раннего цветения разных групп первоцветов.

Полевое занятие

Ранней весной маршрут экскурсии не сильно отличается от зимнего, но стоит уделить больше внимания местообитаниям, в которых возможно встретить раннецветущие растения - опушки леса, поляны, просеки, а из фитоценозов - ольшаники, дубравы и другие широколиственные леса.

Желательно показать раннецветущие деревья и кустарники - ольху, лещину и, если возможно, травянистые первоцветы - мать-и-мачеху, ветреницу, калужницу, чистяк или любые другие. Надо обсудить особенности строения первоцветов, особенности биологии их опыления, зачем им цвести так рано, почему, например, в ельнике первоцветов почти нет, а в широколиственных лесах их много.

Поздней весной, когда появляется много цветущих растений и начинают спороносить споровые, на экскурсии целесообразно обсуждать, кроме отдельных растений и фитоценозов, систематические группы растений, от мохообразных до цветковых.

У Polytrichum commune (кукушкина льна) весной видны «цветы» (собрания архегониев и антеридиев), у хвощей и плаунов - спороносные колоски, у папоротников - сорусы, у хвойных - молодые женские и мужские шишки. В природе достаточно хорошо можно показать особенности «цветения» этих групп растений.

Последний час экскурсии отводится на ознакомление с методикой геоботанического картирования. Для этого необходимо подобрать небольшой участок местности (приблизительно от 200 х 200 до 500 х 500 м), где хорошо выражена мозаичность типов леса. Также нужно иметь топографический план этого участка, если его нет, то можно картировать, например, квартал, ограниченный лесоустроительными просеками. Границы типов леса наносятся на план как любые другие объекты, например, дороги - с помощью компаса и измерения расстояний шагами. Лесные выделы обозначаются на карте номерами, в дневниках записываются под соответствующими номерами названия этих типов леса.

Лабораторное занятие

Лабораторные занятия посвящены повторению материалов экскурсии и определению растений.

Работа с определителем требует определённых навыков, в первую очередь, свободным владением морфологической терминологией. Так как строение цветка в школе изучают поверхностно, оно быстро забывается, к тому же не все термины, встречающиеся в определителе, есть в школьном учебнике. Примерно 0,5 часа надо уделить рассказу о генеративных частях растения и других деталях строения, о которых может быть упомянуто в определителе. Преподаватель рисует схемы строения на доске, учащиеся срисовывают в тетради.

После вводной части занятия учащиеся самостоятельно пытаются определять растения. Работать удобнее по парам - один смотрит признаки растения, другой читает тезы определителя. Для начала лучше подобрать крупные и просто устроенные цветы (типа лютика, например), разные по строению.

Для работы можно пользоваться школьными определителями или любыми другими, если они не слишком сложные.

Результатом дня работы должны стать:

1) список видов встреченных растений;

2) список раннецветущих растений;

3) конспект вводной лекции;

4) зарисовки к занятию по определению растений;

5) план закартированного участка местности. 

Летний сезон

В соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), летом на занятия по ботанике и зоологии отводится, также как и весной, 8 часов, т.е. один учебный день. Из них вводная лекция - 0,5 – 1 час, экскурсии - 3 – 4 часа, лабораторные занятия и зачет - 2 - 3 часа (см. Тематический план).

В летний период предполагается проведение двух экскурсий – 1-1,5 часа одна и 2 - 2,5 часа другая.

Лекция

Особенности сезонного состояния разных групп растений.

Полевое занятие

В связи с активным развитием растительности летом полевым занятиям по ботанике можно уделить больше внимания, чем это было в другие сезоны года. Полевые занятия можно разделить на две части – утреннюю и вечернюю. Это разделение достаточно условно, - важно в течение учебного дня успеть посетить основные типы растительных сообществ окрестностей проведения практики – лес, луг, водоем или болото, а также научить детей делать учебные гербарии.

На экскурсиях преподаватель знакомит учащихся с растениями, уделяя большее внимание травянистым растениям, менее заметным в другие сезоны года. Маршрут экскурсии лучше составить так, чтобы в конце оказался луг, на котором можно сделать геоботаническое описание.

Описание лугового сообщества несколько сложнее, чем лесного, так как растения луга часто трудны для запоминания и различения школьникам (особенно злаки и осоки), а видов на участке 1х1 м может быть и больше, чем в лесу на площадке 10х10 м.

Вторая половина занятия может быть посвящена обучению гербаризации растений с попутным посещением иных, чем утром, растительных сообществ.

Для сбора гербария надо иметь гербарную папку, копалку, гербарную сетку (пресс) и старые газеты. Перед началом работы следует объяснить учащимся, зачем собирают гербарии, правила их составления, какие растения в данной местности собирать нельзя, как пишутся рабочие этикетки.

Особая тема летней экскурсии - знакомство с водной растительностью. Это не всегда удобно делать в рамках общей экскурсии, так как для изучения водной флоры приходится залезать непосредственно в воду и, поэтому, заниматься этим удобно только в тёплую погоду и имея купальные принадлежности.

Растения водоёма очень разнообразны, обычно можно проследить несколько поясов растительности от берега к центру - от наземных растений к настоящим водным. В идеальном случае можно выделить пояса осок, тростников, земноводных растений с плавающими листьями, подводных растений. Во всех поясах ещё могут встречаться плавающие растения, не образующие своего пояса. Не во всех водоёмах хорошо выражены все пояса, иногда они выражены нечётко. На растениях различных поясов интересно проследить их приспособления к водному образу жизни.

Если в районе проведения практики есть настоящее болото (особенно верховое), то часть времени обязательно надо уделить его посещению. Флора верхового болота очень своеобразна и даёт много материала для понимания связи строения растения и его образа жизни. К сожалению, интенсивное уничтожение торфяников привело почти к полному их исчезновению. Тем не менее почти везде в средней полосе можно найти небольшие участки торфяных болот, например в низких заболоченных поймах рек. Низовые и переходные болота тоже интересны и стоят посещения.

Экскурсия на болото требует особой экипировки и инструктажа учащихся. Необходимы высокие сапоги - не только от воды, но и от змей. Если болото топкое, то надо обсудить правила поведения на нём.

Определенное время на летних занятиях по ботанике также может быть отдано другим интересным с точки зрения ботаники местообитаниям, встречающимся в районе работ - например, изучению заливной поймы большой реки

Лабораторное занятие

По возвращении с полевых занятий надо заняться обработкой растений для гербария - переложить растения из гербарной папки в пресс.

Если за предыдущие занятия учащиеся уже освоили навыки определения растений, то можно попробовать обучить их работе со сложными группами растений - например, злаками или осоками.

Результатом работы должны быть:

1) список видов встреченных растений;

2) список обследованных фитоценозов;

3) конспект вводной лекции;

4) зарисовки с лабораторного занятия.

В следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы «Экологический ликбез». В частности, речь пойдет о технологиях проведения практических занятий по зоологии: общих особенностях организации занятий и содержании занятий в разные сезоны года – осенью, зимой, весной и летом.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017