јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ них автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов дл€ школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучени€ ЂЁкологический ликбезї. ¬ двух последних номерах журнала были описаны методы организации и содержание первого полевого практикума по физической географии и полевых практикумов по изучению отдельных компонентов ландшафта Цгеологических отложений, минералов и горных пород, рельефа, почв и водных объектов.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги об проведении практических зан€тий по ботанике.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ѕолевой практикум по ботанике: общие особенности организации зан€тий

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

¬ведение

Ѕотаника - предмет, о котором у школьников к моменту первого выезда на практику обычно уже сложилось нелестное мнение, как о предмете очень скучном. ѕоэтому к построению ботанических зан€тий следует предъ€вл€ть гораздо больше требований, чем к зан€ти€м по другим специальност€м Ц ландшафтоведению, зоологии и водной экологии.

Ќа первых зан€ти€х по ботанике относительно меньше времени следует удел€ть Ђнаучнымї методикам и больше - знакомству с конкретными растени€ми и растительными сообществами, стара€сь сделать это как можно более интересно.

¬ отличие от зоологических объектов, ботанические - неподвижны, поэтому преподаватель может рассчитывать, что во врем€ экскурсии заранее найденные растени€ окажутс€ на своих местах. “акое посто€нство облегчает подготовку к экскурсии и показ объектов.

¬ данном номере журнала вначале привод€тс€ основные особенности ботанических экскурсий, а их подробное описание дл€ разных сезонов (осень, зима, весна, лето) следует далее - в главе Ђ—одержание сезонных практикумовї.

¬ св€зи с тем, что программа ЂЁкологический ликбезї предполагает всестороннее первоначальное ознакомление с растительностью в природе, все зан€ти€ по ботанике можно условно разделить на три составл€ющие:

1) растени€, их морфологи€, экологи€, биологи€ и распознавание в природе,

2) растительные сообщества и взаимосв€зи видов в сообществах,

3) методики ботанических исследований.

¬се эти темы, кроме определени€ растений, обычно излагаютс€ на экскурси€х. ƒл€ работы же с определителем требуетс€ знание морфологии растений и здесь не обойтись без лабораторных зан€тий и работы с бинокул€ром.

 

ќбъекты изучени€

¬ отличие от зан€тий по ландшафтоведению (см. предыдущие номера), где первый выезд на практику существенно отличаетс€ от последующих, практикумы по ботанике не так сильно различаютс€ между собой. ѕринципиальных различий в технике и технологии проведени€ полевых зан€тий между разными практикумами нет Ц все внимание на разных (сезонных) практикумах должно удел€ть тем объектам, которые доступны в данный сезон года.

ќбъектами изучени€ на ботанических экскурси€х €вл€ютс€ растени€ и растительные сообщества. »х конкретный набор сильно зависит от места проведени€ зан€тий и сезона года.

«имой рассматриваютс€, в основном, древесные растени€, весной и осенью - древесные, из трав€нистых - вечно- и зимнезелЄные , летом - трав€нистые.  руглый год доступны дл€ изучени€ эпифитные лишайники (растущие на коре деревьев). Ћетом и осенью зан€ти€ по ботанике следует дополнить изучением грибов.

¬о врем€ экскурсий желательно ознакомить учащихс€ с растительными сообществами леса (желательно разных типов), луга, болота и водоЄма (если это возможно).

Ќизшие растени€ и мохообразные требуют особых подходов к изучению, в частности, лабораторных условий, поэтому знакомство с ними затруднено, хот€ отдельные виды, достаточно распространЄнные и узнаваемые, также могут служить хорошими объектами на ботаническом практикуме.

ѕолевые зан€ти€

—одержание зан€тий по ботанике сильно зависит от сезона года, однако общее дл€ экскурсий во все сезоны - ознакомление учащихс€ с ботанико-географической характеристикой района, местными растени€ми и растительными сообществами, определение древесных и кустарниковых растений и геоботанические описани€.

’арактеризу€ ботанико-географический район, необходимо удел€ть особое внимание вли€нию человека на растительность, обсудив, например, какой тип растительности должен был быть распространЄн в данном районе, а какой преобладает на самом деле.

ќсновна€ часть зан€тий по ботанике - это экскурсии, на которых преподаватель даЄт характеристику различным растительным сообществам и как можно более увлекательно рассказывает о растени€х - их отличительных признаках, сезонном состо€нии, биологии, местах жительства, значении в природе и дл€ человека. ќсобое внимание надо обращать на взаимосв€зь растений и других элементов экосистемы.

ћаршрут экскурсии лучше продумать заранее, так как он должен отвечать двум требовани€м: быть как можно короче и охватывать максимальное число местообитаний. ’орошо, если удастс€ за одну экскурсию посетить основные растительные сообщества окрестностей Ц несколько типов леса: ельник, дубраву, мелколиственные леса, сосн€к, а также луг, пойму реки, какое-либо болото и, например, поле.

ќптимальна€ длина маршрута, рассчитанного на 2-3 часа - 1,5-2 км.

 роме того, хот€ растени€ и не пр€чутс€ как животные, не всегда во врем€ экскурсии удаЄтс€ найти все необходимые объекты и поэтому преподаватель, ведущий экскурсию, должен знать, где какое растение растЄт.

»з практических работ на полевых зан€ти€х чаще всего используютс€ геоботанические описани€ и сбор растений дл€ гербаризации.

√еоботанические описани€ €вл€ютс€ одним из основных методов работы ученых-ботаников, а дл€ учащихс€ - это наилучший способ запомнить растени€.  роме того, геоботанические описани€ - замечательна€ тренировка внимани€, т.к. многие склонны путать незнакомые объекты, не обраща€ внимани€ на их часто незначительные различи€.

—бор растений провод€т дл€ последующей лабораторной работы (главным образом Ц дл€ их последующего определени€), дл€ создани€ учебного или демонстрационного гербари€ и т.д. ѕеред началом этой работы следует об€зательно объ€снить дет€м, что нельз€ собирать материала больше, чем необходимо дл€ зан€тий и, конечно, рвать редкие и красивые растени€.  роме этого, весь собранный материал должен быть этикетирован, иначе он превращаетс€ в мусор, что недопустимо.

Ёкипировка дл€ экскурсий должна быть обычной дл€ прогулок в лесу - не очень €ркой, удобной, которую не жалко испачкать. ¬ тЄплое врем€ года желательны сапоги. ѕолезной деталью экипировки дл€ ботанических зан€тий €вл€етс€ пенополиуретановый коврик дл€ сидени€ (Ђпенкаї), прикрепл€емый на по€с на резинке (насто€щие туристы хорошо знают и цен€т этот Ђпредмет обмундировани€ї).

ќбычно ботаническа€ экскурси€ не очень велика по прот€жЄнности, но занимает много времени. ѕоэтому в холодное врем€ года надо одеватьс€ теплее обычного, а в тЄплое - защищатьс€ от комаров.  

ќборудование

 аждому учащемус€ на полевом зан€тии надо иметь полевой дневник или тетрадь и карандаш дл€ записей. ѕреподавателю, кроме этого, следует вз€ть бланки геоботанических описаний (дл€ показа и раздачи их учащимс€), карту местности, компас, линейку или сантиметровую ленту, лупу и пакет дл€ сбора растений. ≈сли во врем€ экскурсии собираетс€ гербарий, надо также вз€ть необходимые дл€ этого принадлежности - копалку, гербарную папку с бумагой дл€ закладки растений, бумагу дл€ черновых этикеток. «имой также хорошо иметь с собой какой-либо атлас-определитель растений с иллюстраци€ми, - дл€ того, чтобы показывать, как выгл€д€т листопадные деревь€ и кустарники летом.

ƒл€ зан€тий в лаборатории учащимс€ понадоб€тс€ тетради, ручки, альбомы и карандаши с ластиком, бинокул€ры (оптимально - по одному на пару школьников), а также определители растений. ∆елательно, кроме определителей по цветам, иметь определители древесных растений по побегам в летний и осенне-зимний периоды (с листь€ми и без листьев). 

ѕроверка знаний учащихс€

¬ конце дн€ зан€тий, также как и по другим предметам, учащиес€ сдают зачет по пройденному материалу. ѕроверка знаний по ботанике может быть проведена в различных формах: проверка рабочих тетрадей, реферат по пройденному материалу, тестова€ олимпиада.

ѕри проведении тестовой олимпиады каждому учащемус€ предъ€вл€етс€ дл€ Ђопознани€ї 5 видов растений (объектов), изученных на прошедшем зан€тии - трав€нистые растени€, или Ђветочкиї, или и то и другое (в зависимости от сезона года).

¬се п€ть правильно определенных растений из п€ти предъ€вленных соответствуют оценке Ђ5ї, ни одного - оценке Ђ0ї.

ѕользование определителем дл€ этой цели не предполагаетс€, однако, если учащийс€ изъ€вл€ет желание воспользоватьс€ определителем и при этом правильно определ€ет растение - он поощр€етс€ дополнительным баллом.

ƒл€ проведени€ тестового зачета преподаватель подбирает 20-30 видов растений (из имеющегос€ гербари€, но лучше Ц из числа принесенных с экскурсии), о которых подробно говорилось на прошедшей экскурсии.  аждому очередному учащемус€, сдающему зачет, преподаватель предъ€вл€ет дл€ определени€ разные виды.

¬ качестве одного из вариантов проверки полученных практических навыков возможна организаци€ Ђзачетногої геоботанического описани€. ¬ этом случае каждому учащемус€ даетс€ задание провести самосто€тельно геоботаническое описание данной пробной площадки, а результат сравниваетс€ с Ђмодельнымї описанием, сделанным преподавателем. “ака€ форма зачета, однако, более трудоемка, занимает больше времени и возможна€ только на третьем и четвертом практикумах, когда у учащихс€ уже накоплен опыт в проведении геоботанических описаний. 

 

—одержание сезонных практикумов 

ќсенний сезон

¬ соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), осенью на зан€ти€ по ботанике и зоологии (в сумме) отводитс€ один день, т.е. 7 учебных часов. »з них: 0,5 Ц 1 час на вводную лекцию, 3Ц4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2-3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

Ћекци€

ќбща€ характеристика ботанико-географической зоны района экскурсии. ѕон€тие о растительных сообществах, коренных сообществах, сукцессии. –астени€ коренных сообществ и нарушенных местообитаний. —езонные €влени€ в жизни растений - начало подготовки к зиме.

ѕолевое зан€тие

Ёкскурсию лучше проводить в первой половине дн€, чтобы во второй половине закрепить полученный материал.

Ќачинать экскурсию лучше с самых распространЄнных в данной местности растительных сообществ и видов растений, рассказыва€ о них, по возможности, в наиболее занимательной форме.

ƒл€ каждого фитоценоза следует охарактеризовать только им свойственные почву, влажность, составл€ющие сообщество виды растений. —ледует обратить внимание учащихс€ на взаимосв€зи всех этих факторов и разных видов растений в фитоценозе, указывающие на длительную эволюцию сообществ.

¬ разных местообитани€х обращаетс€ внимание на различные варианты подготовки растений к зиме - смену цвета листьев и листопад в лиственных лесах и малое число листопадных растений в хвойных лесах, где преобладают вечно- и зимнезелЄные растени€.

 акие из видов растений стоит показывать на экскурсии, а какие нет - лучше продумать заранее. Ќа маршруте длиной в 2 км в средней по разнообразию местности можно встретить около 100 видов одних только высших растений. ќчевидно, что показывать их все не имеет смысла - дл€ экскурсии достаточно и 20-25 легко узнаваемых и наиболее распространЄнных.  ак показывает практика, за одну экскурсию учащиес€ всЄ равно большего числа растений не запомн€т.

ѕро основные виды растений, например, лесообразующие породы деревьев или наиболее распространЄнные травы, лучше рассказывать подробнее - в каких услови€х данные растени€ растут, в какие растительные сообщества вход€т, чем отличаютс€ от сходных видов, как распростран€ют семена, каково их значение дл€ человека.

ѕосле знакомства с основными видами, около 30-40 минут надо посв€тить геоботаническому описанию. Ќачать следует с выбора подход€щего места Ц желательно в лесу, с небольшим разнообразием видов и €рко выраженной €русностью древосто€. Ќачинать с лугового сообщества хуже Цтам гораздо больше видов растений и трудно вы€вл€ема€ €русна€ структура, что затрудн€ет первоначальное обучение.

√еоботаническое описание €вл€етс€ хорошим методом обучени€ начинающих. ¬ этом качестве оно выполн€ет несколько функций: во-первых, при проведении самосто€тельных описаний растени€ лучше запоминаютс€, во-вторых, учащиес€ приучаютс€ обнаруживать малозаметные растени€ и, в-третьих, учатс€ отличать их друг от друга.

ќбычное требование к учащимс€ во врем€ геоботанических описаний - постаратьс€ найти все виды растений на своей пробной площади, и незнакомые в том числе.

“ехника самого геоботанического описани€ не имеет на данном этапе существенного значени€. ћожно воспользоватьс€ любой, в том числе Ц приведенной во второй части книги, посв€щенной организации самосто€тельных исследовательских работ (программа ЂЁколог-исследовательї). ѕодробное изложение техники геоботанического описани€ леса приведено в зан€тии є 8, осенний сезон (Ђ омплексные исследовани€ на ландшафтном профилеї), а луга Ц на зан€тии є9, летний сезон (Ђќценка экологического состо€ни€ луговї). ѕо этим тематикам сн€ты также учебные фильмы (см. сайт www.ecosystema.ru/04materials/video/).

ѕеред началом самосто€тельной работы следует подробно объ€снить, как проводитс€ геоботаническое описание и дать основные пон€ти€: подрост, подлесок, €русность, сомкнутость, обилие.

Ћучше всего организовать проведение геоботанических описаний учащимис€ по группам в 2-3 человека, Ђснабдивї каждую группу отдельным участком леса (10 х 10 м) и бланком геоботанического описани€.

 роме вышеперечисленных зан€тий во врем€ экскурсии необходимо собрать материал дл€ лабораторной работы - цветущие растени€, если они ещЄ есть, более поздней осенью - ветки древесных растений.

Ћабораторное зан€тие

¬тора€ половина дн€ посв€щаетс€ лабораторным зан€ти€м на базе и проведению зачета (подготовке отчета).

÷ель лабораторного зан€ти€ - повторить ещЄ раз растени€, увиденные в лесу, и научитьс€ определ€ть их самосто€тельно, или хот€ бы запомнить основные определительные признаки.

¬ сент€бре - окт€бре (когда ещЄ есть листь€ на деревь€х ) лабораторные зан€ти€ могут быть посв€щены морфологии побега с листь€ми (и работе с определителем). “ак как строение растени€ в школе проход€т очень поверхностно и это быстро забываетс€, приблизительно 20 минут надо уделить повторению основных терминов морфологии побега и листа - общее строение побегов и листьев, типы ветвлени€, простые и сложные листь€, форма листа и его кра€. Ћучше, чтобы это осталось записанным в тетрад€х.

ƒалее можно раздать дет€м по несколько различных листьев или побегов с листь€ми дл€ зарисовки, по возможности наиболее представив их разнообразие. ѕри зарисовке объектов следует стремитьс€ не столько к художественной красоте рисунка, сколько к точности отображени€ - не нужны цветные карандаши, не надо оттен€ть рисунок, это должна быть схема, на которой видны все необходимые детали.

≈сли есть определитель древесных растений по побегам, то перед началом работы с ним надо рассказать об устройстве книги, главное - о принципе дихотомического ключа (принцип тезы и антитезы).

ѕоздней осенью зан€ти€ посв€щены изучению строени€ побегов древесных растений в безлистном состо€нии. ѕодробнее об этом рассказано в разделе Узимний сезонФ.

–езультатом дн€ зан€тий дл€ каждого ученика должны стать:

1) список встреченных видов растений с краткими описани€ми дл€ каждого вида;

2) заполненный бланк геоботанического описани€;

3) конспект вводной лекции о ботанико-географических особенност€х района и о сезонном состо€нии растений;

4) конспект лекции о морфологии растений с рисунками. 

«имний сезон

¬ соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), зан€ти€ по ботанике и зоологии зимой провод€тс€, также как и осенью, в течение одного дн€, т.е. 7 учебных часов. »з них 0,5 Ц 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 2 - 3 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

Ћекци€

’арактеристика ботанико-географического района, основные ботанические термины (повторение пройденного на осеннем зан€тии). ѕриспособлени€ растений к зимним услови€м. Ћистопадные, вечнозелЄные и зимне-зеленые растени€. ќсновные детали строени€ побегов древесных растений в безлистном состо€нии (типы ветвлени€, расположение и количество почечных чешуй и т.д.).

ѕолевое зан€тие

ћаршрут экскурсии должен быть иной, чем осенью - поле, луг и болото скрыты под снегом, поэтому более важно показать максимально возможное число типов леса. “.е. акцент на зимней ботанической экскурсии должен быть сделан на древесно-кустарниковых растени€х и их сообществах.

¬о врем€ экскурсии желательно показать коренные леса - ельники, дубравы, вторичные леса - например, березн€ки, и какие-либо нарушенные территории, например, зарастающую вырубку или гарь.

ѕри переходе из одного биотопа в другой следует характеризовать данное растительное сообщество, чем оно интересно, какие взаимосв€зи характерны дл€ данного фитоценоза и других компонентов экосистемы.

ќписыва€ отдельные виды листопадных древесных растений надо больше внимани€ удел€ть детал€м морфологического строени€ побегов и почек, так как в безлистном состо€нии определение деревьев и кустарников идет именно по этим признакам. ƒл€ каждого вида растений, о котором говоритс€ на экскурсии, кроме экологической приуроченности и особенностей биологии, рассказываетс€ о его приспособлени€х к зимним услови€м.

≈сли снега не очень много, то кроме вечнозелЄных и листопадных растений можно найти ещЄ и зимне-зелЄные (например, щитовник игольчатый, копытень европейский или кислицу) в бесснежных п€тнах под ел€ми или откопав их из-под снега.

¬ конце экскурсии надо оставить немного времени на геоботаническое описание. ≈сли очень холодно, то можно вместо описани€ давать подробные по€русные названи€ лесных сообществ - дл€ этого не надо много сто€ть на одном месте и можно проделывать эту процедуру при каждой смене леса, предлага€ давать такие характеристики каждый раз разным учащимс€.

¬ процессе экскурсии собираетс€ также материал дл€ лабораторного зан€ти€ - веточки деревьев и кустарников.

Ћабораторное зан€тие

÷ель лабораторного зан€ти€ - повторить ещЄ раз растени€, увиденные в лесу, и научитьс€ определ€ть их самосто€тельно, или хот€ бы запомнить основные определительные признаки.

Ћабораторные зан€ти€ начинаютс€ с повторени€ основных деталей морфологии растений - типов листорасположени€, строени€ побега и почки. ѕреподаватель рисует на доске, а учащиес€ у себ€ в тетради записывают основные термины и рисуют схемы строени€. “ак как голые побеги запоминать гораздо сложнее, чем побеги с листь€ми, то целесообразно записать (или зарисовать) отличительные признаки основных видов деревьев и кустарников. ќдин побег можно подробно зарисовать, обраща€ внимание на детали его строени€ (расположение почек, особенности поверхности побегов - чечевички, опушение, особенности почек Ц форма, число почечных чешуй, опушение и т. д.), отдельно нарисовать почку (с увеличением). ƒл€ этого лучше подобрать растение с крупными почками, например бузину, и воспользоватьс€ бинокул€рами. Ѕузина также хорошо подходит дл€ изучени€ внутреннего строени€ почки - на продольном разрезе прекрасно видны зачатки соцвети€ (на генеративной почке) и листьев (на вегетативной).

≈сли в учебном центре есть определители растений в безлистном состо€нии, то далее можно зан€тьс€ их определением, если их нет, то можно предложить учащимс€ составить такой определитель самим. ƒл€ этого надо подобрать несколько побегов разных растений и попробовать найти признаки дл€ разделени€ всех веточек на две группы, потом ещЄ - и так далее, до выделени€ каждого вида. ѕри правильном оформлении получитс€ маленький самодельный определитель, скажем, дл€ 8-10 видов древесных растений.

≈сли в учебном центре есть какие-либо коллекции растений, например, гербарий, то можно позаниматьс€ с ним. ќчень полезно посмотреть, как выгл€д€т увиденные на экскурсии деревь€ и кустарники с листь€ми, какие растени€ встречаютс€ летом в типах леса, по которым проходила экскурси€.

–езультатом зан€тий должны быть:

1) список видов растений с краткими указани€ми о биологии и отличительных признаках;

2) конспект вводной лекции;

3) конспект лекции о морфологии;

4) рисунки побегов. 

¬есенний сезон

¬ соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), весной на зан€ти€ по ботанике и зоологии отводитс€ на один час больше, т.е. 8 часов в течение одного учебного дн€. »з них 0,5 Ц 1 час отводитс€ на вводную лекцию, 3 - 4 часа на экскурсию (в зависимости от погоды), 2 - 3 часа на лабораторные зан€ти€ и зачет.

Ћекци€

—езонные €влени€ в жизни растений - начало сокодвижени€ и набухани€ почек у лиственных деревьев, по€вление первоцветов. ѕричины раннего цветени€ разных групп первоцветов.

ѕолевое зан€тие

–анней весной маршрут экскурсии не сильно отличаетс€ от зимнего, но стоит уделить больше внимани€ местообитани€м, в которых возможно встретить раннецветущие растени€ - опушки леса, пол€ны, просеки, а из фитоценозов - ольшаники, дубравы и другие широколиственные леса.

∆елательно показать раннецветущие деревь€ и кустарники - ольху, лещину и, если возможно, трав€нистые первоцветы - мать-и-мачеху, ветреницу, калужницу, чист€к или любые другие. Ќадо обсудить особенности строени€ первоцветов, особенности биологии их опылени€, зачем им цвести так рано, почему, например, в ельнике первоцветов почти нет, а в широколиственных лесах их много.

ѕоздней весной, когда по€вл€етс€ много цветущих растений и начинают спороносить споровые, на экскурсии целесообразно обсуждать, кроме отдельных растений и фитоценозов, систематические группы растений, от мохообразных до цветковых.

” Polytrichum commune (кукушкина льна) весной видны Ђцветыї (собрани€ архегониев и антеридиев), у хвощей и плаунов - спороносные колоски, у папоротников - сорусы, у хвойных - молодые женские и мужские шишки. ¬ природе достаточно хорошо можно показать особенности Ђцветени€ї этих групп растений.

ѕоследний час экскурсии отводитс€ на ознакомление с методикой геоботанического картировани€. ƒл€ этого необходимо подобрать небольшой участок местности (приблизительно от 200 х 200 до 500 х 500 м), где хорошо выражена мозаичность типов леса. “акже нужно иметь топографический план этого участка, если его нет, то можно картировать, например, квартал, ограниченный лесоустроительными просеками. √раницы типов леса нанос€тс€ на план как любые другие объекты, например, дороги - с помощью компаса и измерени€ рассто€ний шагами. Ћесные выделы обозначаютс€ на карте номерами, в дневниках записываютс€ под соответствующими номерами названи€ этих типов леса.

Ћабораторное зан€тие

Ћабораторные зан€ти€ посв€щены повторению материалов экскурсии и определению растений.

–абота с определителем требует определЄнных навыков, в первую очередь, свободным владением морфологической терминологией. “ак как строение цветка в школе изучают поверхностно, оно быстро забываетс€, к тому же не все термины, встречающиес€ в определителе, есть в школьном учебнике. ѕримерно 0,5 часа надо уделить рассказу о генеративных част€х растени€ и других детал€х строени€, о которых может быть упом€нуто в определителе. ѕреподаватель рисует схемы строени€ на доске, учащиес€ срисовывают в тетради.

ѕосле вводной части зан€ти€ учащиес€ самосто€тельно пытаютс€ определ€ть растени€. –аботать удобнее по парам - один смотрит признаки растени€, другой читает тезы определител€. ƒл€ начала лучше подобрать крупные и просто устроенные цветы (типа лютика, например), разные по строению.

ƒл€ работы можно пользоватьс€ школьными определител€ми или любыми другими, если они не слишком сложные.

–езультатом дн€ работы должны стать:

1) список видов встреченных растений;

2) список раннецветущих растений;

3) конспект вводной лекции;

4) зарисовки к зан€тию по определению растений;

5) план закартированного участка местности. 

Ћетний сезон

¬ соответствии с тематическим планом (см. предыдущие публикации), летом на зан€ти€ по ботанике и зоологии отводитс€, также как и весной, 8 часов, т.е. один учебный день. »з них вводна€ лекци€ - 0,5 Ц 1 час, экскурсии - 3 Ц 4 часа, лабораторные зан€ти€ и зачет - 2 - 3 часа (см. “ематический план).

¬ летний период предполагаетс€ проведение двух экскурсий Ц 1-1,5 часа одна и 2 - 2,5 часа друга€.

Ћекци€

ќсобенности сезонного состо€ни€ разных групп растений.

ѕолевое зан€тие

¬ св€зи с активным развитием растительности летом полевым зан€ти€м по ботанике можно уделить больше внимани€, чем это было в другие сезоны года. ѕолевые зан€ти€ можно разделить на две части Ц утреннюю и вечернюю. Ёто разделение достаточно условно, - важно в течение учебного дн€ успеть посетить основные типы растительных сообществ окрестностей проведени€ практики Ц лес, луг, водоем или болото, а также научить детей делать учебные гербарии.

Ќа экскурси€х преподаватель знакомит учащихс€ с растени€ми, удел€€ большее внимание трав€нистым растени€м, менее заметным в другие сезоны года. ћаршрут экскурсии лучше составить так, чтобы в конце оказалс€ луг, на котором можно сделать геоботаническое описание.

ќписание лугового сообщества несколько сложнее, чем лесного, так как растени€ луга часто трудны дл€ запоминани€ и различени€ школьникам (особенно злаки и осоки), а видов на участке 1х1 м может быть и больше, чем в лесу на площадке 10х10 м.

¬тора€ половина зан€ти€ может быть посв€щена обучению гербаризации растений с попутным посещением иных, чем утром, растительных сообществ.

ƒл€ сбора гербари€ надо иметь гербарную папку, копалку, гербарную сетку (пресс) и старые газеты. ѕеред началом работы следует объ€снить учащимс€, зачем собирают гербарии, правила их составлени€, какие растени€ в данной местности собирать нельз€, как пишутс€ рабочие этикетки.

ќсоба€ тема летней экскурсии - знакомство с водной растительностью. Ёто не всегда удобно делать в рамках общей экскурсии, так как дл€ изучени€ водной флоры приходитс€ залезать непосредственно в воду и, поэтому, заниматьс€ этим удобно только в тЄплую погоду и име€ купальные принадлежности.

–астени€ водоЄма очень разнообразны, обычно можно проследить несколько по€сов растительности от берега к центру - от наземных растений к насто€щим водным. ¬ идеальном случае можно выделить по€са осок, тростников, земноводных растений с плавающими листь€ми, подводных растений. ¬о всех по€сах ещЄ могут встречатьс€ плавающие растени€, не образующие своего по€са. Ќе во всех водоЄмах хорошо выражены все по€са, иногда они выражены нечЄтко. Ќа растени€х различных по€сов интересно проследить их приспособлени€ к водному образу жизни.

≈сли в районе проведени€ практики есть насто€щее болото (особенно верховое), то часть времени об€зательно надо уделить его посещению. ‘лора верхового болота очень своеобразна и даЄт много материала дл€ понимани€ св€зи строени€ растени€ и его образа жизни.   сожалению, интенсивное уничтожение торф€ников привело почти к полному их исчезновению. “ем не менее почти везде в средней полосе можно найти небольшие участки торф€ных болот, например в низких заболоченных поймах рек. Ќизовые и переходные болота тоже интересны и сто€т посещени€.

Ёкскурси€ на болото требует особой экипировки и инструктажа учащихс€. Ќеобходимы высокие сапоги - не только от воды, но и от змей. ≈сли болото топкое, то надо обсудить правила поведени€ на нЄм.

ќпределенное врем€ на летних зан€ти€х по ботанике также может быть отдано другим интересным с точки зрени€ ботаники местообитани€м, встречающимс€ в районе работ - например, изучению заливной поймы большой реки

Ћабораторное зан€тие

ѕо возвращении с полевых зан€тий надо зан€тьс€ обработкой растений дл€ гербари€ - переложить растени€ из гербарной папки в пресс.

≈сли за предыдущие зан€ти€ учащиес€ уже освоили навыки определени€ растений, то можно попробовать обучить их работе со сложными группами растений - например, злаками или осоками.

–езультатом работы должны быть:

1) список видов встреченных растений;

2) список обследованных фитоценозов;

3) конспект вводной лекции;

4) зарисовки с лабораторного зан€ти€.

¬ следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы ЂЁкологический ликбезї. ¬ частности, речь пойдет о технологи€х проведени€ практических зан€тий по зоологии: общих особенност€х организации зан€тий и содержании зан€тий в разные сезоны года Ц осенью, зимой, весной и летом.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019