јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательска€ де€тельность - условие или показатель профессионализма педагога

јфанасьева ≈лена јлександровна
учитель истории и обществознани€, ћќ” Ђ улундинска€ —ќЎ є2ї с. улунда јлтайского кра€, I квалификационна€ категори€.

»сследовательский подход как способ познани€ мира и метод обучени€ был опробован еще в древности. «а многие тыс€челети€ методика исследовани€ претерпела огромные изменени€ и приобрела особую значимость в услови€х модернизации системы образовани€. Ѕыть —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџћ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательска€ культура носителей образовательного процесса. „то такое Ђпрофессиональна€ компетентность педагогаї?  ак ее росту способствует исследовательска€ де€тельность? „то собою представл€ет исследовательска€ де€тельность учител€ и ученика?  ак это взаимосв€зано? ƒостижение высокого уровн€ педагогической компетентности Ц это главна€ стратегическа€ цель профессионального педагогического образовани€. ѕроблемам формировани€ компетентного специалиста посв€щены труды отечественных ученых (».ј. олесникова, ¬.ј.—ластенин, ј. .ћаркова и др.), которые удел€ли большое внимание формированию и исследовательской культуры педагога. ћало у кого подобна€ теори€ вызывает сомнени€, но эту теоретически Ђсухуюї информацию Ђоживл€емї не менее конкретные специалисты Ц мы, учител€-практики. ћолоде специалисты, зар€женные энергией исследовани€ в ¬”«ах, должны пополн€ть и умножать мощность этой энергии уже на местах, в школах.

ѕод профессиональной компетентностью € понимаю обобщенную профессионально-личностную характеристику, выражающую готовность и способность педагога выполн€ть свои профессиональные функции, повышать свою квалификацию и рационально использовать современный опыт развити€ личности обучаемого. »сход€ из этого, € дл€ себ€ определила три главные составл€ющие, которые, по Ц моему мнению, должны быть ¬—≈√ƒј в соответствии:

    1. насколько современный учитель подготовлен профессионально (в ¬”«ах, —”«ах), насколько готов в дальнейшем осуществл€ть свои профессиональные функции;
    2. насколько Ђхватитї его профессиональных способностей, данных; насколько он готов совершенствоватьс€;
    3. насколько он качественно способен в зависимости от своей подготовки и потенциала, выполн€ть требовани€, предъ€вл€емые ему в педагогической де€тельности.

ƒл€ мен€ важно наличие этих составл€ющих профессиональной компетенции педагога во взаимосв€зи и в соответствии!   сожалению, на практике сталкиваешьс€ чаще с несоответствием уровн€ подготовленности учител€ с потенциалом и его реальной де€тельностью, которую он осуществл€ет, пыта€сь удовлетворить требовани€ Ђабы-какї. ¬едь, сегодн€ стандарты усложн€ютс€, технологии совершенствуютс€, и некомпетентный учитель не будет в состо€нии выполн€ть те самые стандарты и претвор€ть в жизнь те самые технологии.

 то такой педагог? Е в переводе с греческого Ђсопровождающий ребенкаї (это проход€т даже ученики в п€том классе по истории ƒревнего мира). “о есть, и в пр€мом, и переносном смысле, педагог Ц это человек, не сто€щий на месте (сопровождает = ведЄт, идЄт). „то помогает развиватьс€ специалисту? —тремление изведать неизведанное, познать новое, добитьс€ результатаЕ ј не есть ли все это »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№?  то и как ее осуществл€ет?

—уществует очень много классификаций, мнений, в которых не сложно запутатьс€. Ќо люба€ классификаци€ всегда условна и относительна. ѕоэтому € дл€ себ€ определила следующую схему рассуждени€ (извините, если слишком просто):

Ќачнем с того, что разграничение исследовательской де€тельности учител€ и ученика весьма условно. ”читель формирует исследовательскую позицию и направл€ет исследовательскую де€тельность ученика. Ёто взаимообуславливающий процесс: исследовательска€ работа учител€ отражаетс€ на качестве и количестве исследовательских работ учащихс€. «десь может встать вопрос о соотношении исследовательской работы и проектной де€тельности ученика. Ќа мой взгл€д, первое намного шире второго пон€ти€. »нтерес побуждает ученика зан€тьс€ исследованием, а мастерство учител€ должно про€витьс€ в том, чтобы ребенок, постига€ методы и формы исследовательской де€тельности, не испугалс€ теории и сложностей, не потер€л интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. ”читель ¬ƒќ’Ќќ¬Ћя≈“ Ц ќ–√јЌ»«”≈“ Ц Ќјѕ–ј¬Ћя≈“. “акой развивающийс€ учитель интересен не только своим дет€м, но и самому себе. »сследование может стать средством создани€ проекта.

 акое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога?

¬о-первых, выполнение разного рода (иногда это громко звучит) исследовательских работ. »сследование базы первоисточниковдл€ раскрыти€ определенной темы реферата в младшем и среднем звене; создание проекта, где исследование €вл€лось одним из средств; проведениеполноценных научно-исследовательских работ старшеклассниками.

¬о-вторых, различные формы мини-исследовани€ в рамках классно-урочной системы. Ёто могут быть сократовские беседы, интеллектуальный марафон и т.п. ѕолезна така€ работа в плане исследовани€ тем, что никогда не знаешь результата заранее: к чему же придут дети в своих поисках.

“аким образом, исследовательска€ де€тельность €вл€етс€ отличным условием дл€ профессионального роста педагога. »менно условием, а не показателем. »сследовательска€ де€тельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании.  ак это возможно дл€ современного педагога?

ƒл€ себ€ € определила 4 направлени€ исследовательской компетенции педагога: - узко специальна€ компетентность (повышение профессионального уровн€ в рамках своей специальности (предмета), т.е. €, как историк, другой - как биолог и т.д.  акие изменени€ произошли в исторической науке? Ќовые гипотезы, теории? „то скрыто? „то обсуждаемо? ... изведай, познай, исследуй; в этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, темой по самообразованию);

- методическа€ компетентность (как совершенствуетс€ тво€ методика преподавани€: что удаетс€? над чем стоит поработать? какие приемы, методы и техники, примен€емые тобою, способствуют повышению качества знаний учеников?—равнивай работу по четверт€м, полугоди€м, за год... соотноси, делай выводы; здесь тоже актуальна работа над темой по самообразованию, если носит методическую, а не предметную основу);

- социально-психологическа€ компетентность (проследи свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой €зык? почему сейчас ты покор€ешь детей одним только взгл€дом, интонацией, тогда как раньше, не могла добитьс€ внимани€ и половины класса. –абота€ в этом направлении, у мен€ в голове сидит посто€нно фраза советского педагога ј.—.ћакаренко: "я почувствовал себ€ насто€щим педагогом лишь тогда, когда научилс€ произносить "нет" с сотней различных интонаций". ” мен€ пока не получаетс€. Ќо над этим надо работать);

- аутопсихологическа€компетенстность  (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. ѕодведи итог: мои достоинства и недостатки как личности, и как педагога. ќтличный способ - это твое портфолио). ¬ рамках этих направлений учитель может проводить как внедренческо-исследовательскую де€тельность (заимствованные разработки, методики, которые адаптируютс€ в конкретных педагогических услови€х), так и поисково-исследовательскую (это инновационна€ де€тельность, св€занна€ с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровн€ технологии). ¬ отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследовател€. –азработка идеи производитс€ учителем самосто€тельно, на основе своего собственного теоретического запаса, опыта и интуиции.

“ехника исследовани€ хоть и более произвольна€, нежели проектна€ де€тельность, но все-таки необходимо придерживатьс€ определенных принципов:

- принцип последовательности;

- принцип поуровневости;

- принцип разнообрази€ (выбор тематики, форм, методов исследовани€);

- принцип посто€нного совершенствовани€ (ориентаци€ на достижение более высоких результатов). Е так не в этом ли секрет непрерывного повышени€ профессиональной компетенции педагога?

»так, профессиональна€ компетентность Ц это обобщенна€ профессионально-личностна€ характеристика педагога. ќ профессионализме было сказано уже много, а вот о совершенствовании личностных качествЕ ƒостаточно сказать, что исследовательска€ де€тельность не только способствует профессиональному росту учител€, но формирует (развивает) такие ¬ј∆Ќџ≈ качества как трудолюбие, целеустремленность (кстати, у детей тоже) и „»—“ќѕЋќ“Ќќ—“№ (не в плане чистоты оформлени€ собственных исследований, а уважение авторских прав, формирование собственной позиции, собственного видени€ проблемы, достижение —ќЅ—“¬≈ЌЌќ√ќ результата).

¬ыводы:

    1. исследовательска€ де€тельность, бесспорно, способствует росту профессионализма педагога;
    2. исследовательска€ работа учител€ и ученика Ц это взаимообуславливающий процесс: педагог формирует исследовательскую позицию и направл€ет де€тельность ученика;
    3. только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только дет€м, но и самому себе.

»спользованна€ литература и источники:

  • 1. јлексеев ј.√., Ћеонтович ј.¬.  онцепци€ развити€ исследовательской де€тельности учащихс€//»сследовательска€ работа школьников є1, 2002. —.24-34.

  • 2. Ѕезрукова ¬. —. Ќастольна€ книга педагога-исследовател€. Ц ≈катеринбург: изд. ƒома учител€, 2000. 236 —.

  • 3. ћост€ева, Ћ. ¬.“ехнологи€ подготовки учащихс€ к написанию творческих работ // ѕреподавание истории в школе. - 2006. - N 7. - —. 12-19.

  • 4. Ќаписание и оформление учебно-исследовательской работы : метод.рекомендации /сост. ќ. ‘. —итникова, Ћ. Ћ.  шн€сева. Ц ≈катеринбург, 1998. - 21 —.

  • 5. —авченко, Ћ. ¬. —овершенствование педагогического мастерства учител€ //ћетодист. - 2008. - N 5.—. 8-12.

  • 6. http://www.altstu.ru/structure/unit/cpo/article/fdo_cpo_kba/ (фото-ресурсы, дипломы из личного архива)



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020