Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ШКОЛА – ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЙОНА

Сысойкина Любовь Ивановна
директор

Чернецова Татьяна Павловна
зам. директора по УВР

Скотникова Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы

МОУ Суворовская СОШ, с. Суворово, Дивеевский район,

участники сетевых этно-экологических проектов ЦРТДиМ Нижегородской области

1. Социально-исторический, образовательный контекст инновационного развития

Дивеевская земля издревле богата духовными традициями, здесь до сих пор сохраняются самобытные народные знания, технологии ремесёл и промыслов, в то же время мало известные остальным россиянам. Всё это, в совокупности с древними верованиями и обрядами образует неповторимый культурный контекст дивеевских и саровских святынь, ставших по всему миру символом русской культуры.

Однако возникает парадокс: известна только «верхушка айсберга» - только сами символы-святыни, но «плодородная земля, их взрастившая» - уникальный контекст дивеевской культуры практически не изучен и до сих пор не обретён россиянами.

Духовное достояние, подвижничество и подвиг, возникновение святынь и святых обителей и сами духовные подвижники и святители всегда являлись на Руси, если сказать современным языком, инновациями и инноваторами. Инновация и в современном мире всегда начинается и проходит через подвиг, несоответствие, проблему и противоречие между старым и новым. Духовный подвиг и подвижничество прежних веков – преобразование духа и интеллекта, ума и идеи, то есть в них заложен принцип подлинной инновации, согласно которому человек должен, прежде всего, измениться не в технологиях производства, а в технологиях своего мышления.

Традиционную культуру Дивеевского района можно определить как развивающую среду, как исторический порождающий контекст подлинных российских инноваций. Изучив традиционную дивеевскую культуру, выявив её представленческие и деятельностные формы, станет возможным смоделировать эту плодоносную среду-контекст, столетиями производящую интеллектуальное и духовное достояние русской земли. Инновации в России должны рождаться из местного потенциала, иначе не будут иметь корней. Серьёзной методологической ошибкой было бы проигнорировать местный культурный контекст, исторически на протяжении столетий преобразующий интеллектуальный и духовный мир России.

Проекты и методики этно-экологического подхода, сетевой принцип организации инновационной образовательной и исследовательской деятельности позволяют глубоко, комплексно изучить традиционную культуру всего Дивеевского района, раскрыть её современный смысловой аспект в технологическом ключе решения проблем и кризисных явлений сельских районов России.

Муниципальная образовательное учреждение Суворовская средняя общеобразовательная школа (с. Суворово Дивеевского района Нижегородской области) – это школа, выбравшая инновационный путь развития «Школы этно-экологического центра района», объединяющая в своей проектной деятельности гуманитарные и естественно-научные ориентиры, концептуальными идеями отечественной этно-экологии формирующая пространство партнёрских взаимодействий учреждений образования, культуры, института семьи, общественного сектора, СМИ в Дивеевском районе.

С 1995 года школьники и педагоги Суворовской школы осуществляют комплексные исследования традиционно-культурного пространства родного села (бывшее с. Страхова Пуза), его округи. В 2000-е годы к нашим исследованиям присоединяются некоторые другие школы Дивеевского района, приглашаются к сотрудничеству и научному руководству специалисты-этноэкологи из Нижнего Новгорода (Д.Ю. Доронин, О.Н. Ляпаева и др.), на базе школы для учителей Дивеевского района организуются установочные и обучающие тематические семинары, проводятся экспедиционные исследования, ежегодно высоко оцениваемые на областных и всероссийских конференциях. В 2006 году разрабатывается проект и утверждается на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом центре», готовится к изданию сборник, посвящённый педагогике семьи и детства в с. Суворово. Обрабатывается материал для создания факультативных курсов, учебных пособий и тетрадей к ним по этно-экологии и другим этнокультурным аспектам Дивеевского района.

2. Миссия этно-экологического центра, система его целей и задач

Накопленный опыт и социальный заказ, понимаемый нами как дальнейшее распространение своей деятельности на весь Дивеевский район – обучение и оснащение педагогов и учащихся других школ инновационными навыками и методиками, объединение этих школ сетевой идеологией сотрудничества в дивеевский «образовательный округ» этно-экологических проектных инициатив – формирует инновационную идею преобразования Суворовской средней общеобразовательной школы в «Школу этно-экологический центр района». Возможность создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России.

Миссия «Школы этно-экологического центра района» состоит в воспитании и развитии творческой коммуникативно-компетентностной, культуро- и природо-сообразной личности жителя-активного преобразователя судьбы родного района - через раскрытие в гуманитарном и естественно-научном содержании учебных предметов и социальных проектных инициатив личностных смыслов человека в пространстве родной ему традиционной культуры, через дальнейшую трансформацию опыта отдельной школы в проектно-преобразующую среду сетевых социальных взаимодействий Дивеевского района.

Цели преобразований:

  • Развитие этно-экологического районного сетевого взаимодействия образовательных и др. учреждений, формирование районного координационно-методического центра по этно-экологической инновационной педагогической деятельности на базе МОУ Суворовской СОШ Дивеевского района;
  • Комплексное изучение традиционной культуры Дивеевского района как моделирование культурно-исторической развивающей среды и порождающего контекста российских инноваций в пространстве идеи и духа с дальнейшей целью интеграции этого контекста в современное проблемное поле сельского района.

Задачи преобразований:

Методико-образовательный блок задач: работа с детьми и молодежью:

  • Развитие активных личностных компетентностей, ориентированных на сохранение природы и культуры своей малой родины, через вовлечение учащихся образовательных учреждений Дивеевского района в учебно-исследовательскую, творческую, экспедиционно-проектную этно-экологическую деятельность в пространстве родной им традиционной культуры;
  • Создание условий для формирования гуманистично-экологического мироощущения личности ребенка психолого-диалогическим педагогическим путем, а именно: через вовлечение ребят в сетевые партнёрские взаимодействия, через погружение в диалоговое пространство общения с носителями родной традиционной природосберегающей культуры (в процессе проведения этно-экологических экспедиций и мероприятий этно-экологической сети).

Методико-образовательный блок задач: работа с педагогами и др. специалистами:

  • Оснащение педагогических коллективов школ Дивеевского района, а также учреждений культуры и др. заинтересованных организаций пакетом печатных и мультимедийных этно-экологических методик для формирования устойчивых сетевых партнёрских взаимодействий в социо-природном пространстве Дивеевского района;
  • Обучение специалистов (педагоги, методисты и пр.) образовательных учреждений, а также учреждений культуры и др. заинтересованных организаций Дивеевского района этно-экологическим методам исследования, этно-экологического анализа и преподавания самобытного многообразия форм родной традиционной культуры Дивеевского района, существующей в контексте современной нижегородской культуры и культуры России в целом.

Информационно-координационный блок задач:

  • Формирование единого координационного пространства-сети образовательных учреждений, семейных коллективов, общественных объединений, районных краеведов и др. заинтересованных специалистов, работающих с детьми и общественностью (работники местных музеев, библиотек, СМИ и пр.), в Дивеевском районе - путем организации комплекса этно-экологических семинаров, конференций, исследовательской и социально-проектной деятельности;
  • Педагогическое актуализация (осмысление – популяризация - возрождение) самобытных локальных традиционных культур Дивеевского района как совокупности исторически развившихся природохозяйственных и социо-гуманитарных форм деятельности, оптимальных для социо-природного пространства в дальнейшем развитии района;
  • Развитие районного СМИ-мониторинга реализации этно-экологических сетевых взаимодействий в пространстве Дивеевского района, как модельного, первого в регионе экспериментального проектирования в данной инновационно-педагогической области;
  • Дальнейшее тиражирование среди образовательных учреждений и других заинтересованных организаций Нижегородской области и др. регионов России пакета современных этно-экологических методических разработок Суворовского этно-экологического центра, призванных инициировать сетевые образовательные проектные инициативы по изучению и педагогической актуализации традиционных культур современной России.

3. Основной концептуальный подход: понятия, идеи, принципы

Основным концептуальным подходом в построении сетевого районного сотрудничества, в содержательном и методологическом наполнении инновационной деятельности, является этно-экологический подход, разработанный на стыке этнопедагогики и проектной деятельности в экологическом образовании нижегородскими этно-экологами (Д.Ю. Доронин и др.).

Применение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традиционного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень. Тезаурус этно-экологического подхода можно представить здесь несколькими основными понятиями:

Гуманитарная экология – это междисциплинарное научное направление, изучающее культурные, этические, психологические аспекты взаимодействия человека с природой концептуально-методологическим аппаратом гуманитарных и экологических наук.

Этно-экология - важнейшая часть современной гуманитарной экологии и этнопедагогики. Она изучает традиции неразрушающего природопользования и представления о природе в традиционных культурах.

Этно-экологического подход - часть методологического знания, как экологической и этнологической науки, так и этнокультурной педагогики, направленных на изучение современного значения представлений и технологий традиционных культур.

Традиции неразрушающего природопользования – это утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие технологии хозяйствования и управления, максимально учитывающие специфику местной природы. Их современное значение прямо экологично.

Районный этно-экологический центр – это инновационная образовательная институция, в проектном режиме сетевого сотрудничества ОУ и районных организаций различного профиля формирующая социально-образовательное пространство интеграции традиционно-культурного знания в современный инновационный контекст развития района. Районный этно-экологический центр формируется как научно-методический центр сети на базе ОУ, лидирующего в социально-педагогическом и учебно-исследовательском проектировании этно-экологического профиля.

Педагогическая актуализация традиционных культур – это:

- с одной стороны, педагогическая деятельность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры;

- с другой стороны, это - позитивный эффект данной педагогической деятельности, воплощаемый в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории.

Этно-экологический подход реализуется через логику методологических принципов и концептуальных идей. Важнейшим принципом этно-экологической деятельности является:

  • Принцип развития районной этно-экологическая сети:

В ходе разворачивания и действия подпроектов программы развития школы-районного этно-экологического центра в Дивеевском районе будет сформирована районная этно-экологическая сеть.

Районная этно-экологическая сеть - это система информационного и научно-практического взаимодействия детских, педагогических, семейных коллективов Дивеевского района, участвующих в этно-экологических проектах и мероприятиях районного этно-экологического центра.

Среди комплекса концептуальных идей развития районного этно-экологического центра, определяющих методологическое направление, содержание сетевого взаимодействия в образовании и проектных исследованиях, наиболее значимыми являются:

- Идея экологичности традиционных культур,

- Идея сопряжённости природного и традиционно-культурного ландшафта,

- Идея современности традиционных культур и актуальности фольклора,

- Идея культурного и биологического разнообразия,

- Идея современного информационного парадокса традиционных культур,

- Идея социальной значимости для малых населенных пунктов,

- Идея гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи.

4. Структура и содержание инновационных проектов

Основные направления в инновационной деятельности, которые определяют развитие образовательного процесса МОУ Суворовской СОШ в сторону модели «Школы этно-экологического центра» осуществляются через разработку и реализацию следующих инновационных педагогических проектов:

Проект «Районный этно-экологический культурный центр»

Концептуальная идея проекта: в формировании инновационного развивающего пространства этно-экологической деятельности Дивеевского района стержневым проектом является создание районного этно-экологического центра – методологического центра учебно-исследовательского, социально-педагогического и дидактического проектирования школы.

Проблема проекта: вопросы объема содержания и структуры образования должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников. Проект также экстраполирует проектное содержание учебного процесса Суворовской школы в образовательную, а затем и социальную, среду Дивеевского района, развивая пространство сетевой кооперации, создавая условия для формирования районного образовательного округа как проектного сотрудничества школ, объединённых этно-экологическим подходом.

Цель проекта: развитие учебно-исследовательского и методического аспектов деятельностного содержания проектной деятельности формируемой этно-экологической сети Дивеевского района.

Объект проектирования: программа деятельности «Районного этно-экологического культурного центра», состоящей из:

  • «Районного методического центра по этно-экологии»: состоит из педагогов и управленцев Суворовской школы, участвующих в этно-экологической деятельности, координаторов этой деятельности из других школ Дивеевского района, а также из научных консультантов-этноэкологов г. Н.Новгорода и г.Москвы.
  • Этно-экологического союза учащихся «ЭКОС»: учебно-исследовательская и практикоориентированная социально-значимая для села проектная деятельность учащихся, основанная на принципах сетевого взаимодействия и самоуправления. Деятельность Союза координирует «Районный методический центр по этно-экологии».

Проект «Молодёжная медиа-студия»

Концептуальная идея проекта: в становлении личности инноватора, человека, способного соединить традиционно-культурные корни с перспективой социально-экономического развития района, возрастает значение комплексных медиа-методик социально-ориентированных и учебно-исследовательских инициатив, создающих новое звучание пространства исторической традиционной культуры, в которой рождается и бытийствует житель района.

Проблема проекта: Прогрессирующие в сельских районах процессы интеллектуальной эмиграции, постоянная «утечка мозгов», утрата потенциальных инноваторов социально-экономической жизни района должны предупреждаться на уровне инноваций сельской школы. Острой проблемой является обогащение и преобразование актуальных жизненных смыслов жизненного пространства, в котором развивается человек. Только тогда выпускник школы не покинет родное село, а станет активным продолжателем и преобразователем его традиций, когда ему станут интересны, понятны и доступны в индивидуальной деятельности новые смысловые горизонты развития его как личности в сельской среде. Электронная форма, визуальная медиа-оболочка снимает «иллюзию ветхости и отсталости» с традиционно-культурного интеллектуального богатства района, высвечивает его новые значения и стороны применения.

Цель проекта: формирование комплекса методик и алгоритмов проектной деятельности (педагогов и учащихся), отражающих в инновационном медиа-пространстве все самобытные традиционно-культурные формы Дивеевского района и преобразующих их, таким образом, в современную среду развития актуальных жизненных смыслов ученика - становящейся личности сельского инноватора.

Объект проектирования: программа деятельности «Молодёжной медиа-студии», состоящей из:

  • Проектной группы создания этно-экологических роликов и фильмов: группа организует обучающие семинары и мастер-классы для учащихся школ Дивеевского района по всем этапам создания фильма и связана с другими проектными группами и проектами: например, материал подбирается и снимается в ходе экспедиционной деятельности (проект «Районный этно-экологический центр: координация и проектирование»); итоговый продукт включается в проектный процесс Школьного этнокультурного экспо-центра и т.д. Концепция создаваемых фильмов – новое современное звучание самобытного интеллектуального содержания традиционно-культурного багажа Дивеевской земли.
  • Проектной группы разработки методических медиа-пакетов: группа организует обучающие семинары и мастер-классы для учащихся школ Дивеевского района по всем этапам создания комплексных мультимедийных методик на СD и DVD-носителях. Медиа-методики включают в себя текстовые, графические, фото- и видеоматериалы в электронной форме. В пространстве сетевой проектной кооперации эта группа также постоянно сотрудничает с другими проектными группами: например, текстовые методики, включаемые в медиа-пакет, разрабатываются в проекте «Районный этно-экологический центр: координация и проектирование» и т.п.
  • Проектной группы мультимедийного архивирования и этно-экологического картирования: группа работает по следующим направлениям:

Архивирование: группа формирует и постоянно пополняет электронные архивы всех собираемых фольклорных текстов, разрабатывает мультимедийные визуальные атласы природных объектов, выделяемых традиционным сознанием в местной топонимике, фольклоре, обычаях и обрядах. Атласы формируются на основе постоянной фотофиксации, проводимой учениками в округе родного села (деревни) в процессе сетевого взаимодействия учебно-исследовательских этно-экологических экспедиций.

Картирование: на базе тематических электронных атласов («Водные объекты в традиционно-культурном знании Дивеевского района», «Животный мир в традиционно-культурном знании Дивеевского района», «Объекты рельефа в традиционно-культурном знании Дивеевского района», «Технологии природопользования в традиционно-культурном знании Дивеевского района», «Природные объекты в обычае и обряде: пространство Дивеевского района» и т.д.) будет осуществляться этно-экологическое картирование социо-природного пространства Дивеевского района. Подробные электронные карты со временем отразят все традиционные формы восприятия и природопользования в Дивеевском районе и, таким образом, лягут в основу кадастра традиционно-культурных деятельностных форм и объектов природно-культурного наследия района.

На основе картирования и кадастровых работ сами ученики школ Дивеевского района смогут рекомендовать управленцам и хозяйственникам оптимальные социально-экономические формы развития района, а затем и сами, встав на путь инноватора-управленца или инноватора-хозяйственника, будут осуществлять преобразующую связь традиционного и нового, но исторически-обусловленного и закономерного для Дивеевского района.

Проект «Школьный этнокультурный экспо-центр»

Концептуальная идея проекта: Изучение, актуализация и комплексная реконструкция социо-культурного исторического контекста традиционных технологий и инноваций в Дивеевском районе требуют моделирование и проживание этого контекста педагогами и учащимися в деятельностных интерактивных формах.

Проблема проекта: Многообразие традиционных технологий промыслов, ремёсел, природопользования, система народных представлений и верований, бытующих вокруг природных объектов и определяющих деятельностное к ним отношение, постепенно забываются и утрачиваются. Однако во многих странах традиционные технологии и представления давно стали источником инноваций и развития тех регионов, где они ещё сохранились. По сравнению с технократично-развитой Америкой или Европой Россия даже в ХХI веке богата таким традиционно-культурным достоянием, но, в большинстве своих областей, не имеет подходов и технологий к его использованию. В рамках этой проблемы мы осознаём свой Дивеевский район как одну из модельно-экспериментальных территорий, где проектной деятельностью нашей этно-экологической сети мы планируем актуализировать современное значение традиционных технологий и представлений.

Цель проекта: Актуализация традиционных деятельностных форм, интегрирование традиционного и современного контекстов, изучение, возрождение, экономическая оценка традиционно-культурных технологий и представлений.

Объект проектирования: программа деятельности «Школьного этнокультурного экспо-центра», состоящая из:

  • Проектной группы «Лаборатория исторической реконструкции этнокультурных технологий»: Группа, в сотрудничестве с проектными группами других проектов, работает с цифровой фото- и видеокамерой, разрабатывает интерактивные музейные экспозиции, сценарии представлений-реконструкций, праздников и т.д.
  • Проектной группы «Традиционная игротека»: проектной задачей и исследовательской областью группы является выявление, интерактивное представление в форме тематических мастер-классов и фестивалей комплекса игровых технологий детского и взрослого населения.
  • Проектной группы «Визуальная среда»: в сотрудничестве с другими проектными коллективами, группа организует постоянное функционирование демонстрационного зала экспо-центра: проведение там тематических показов, медиа-конференций, интерактивных представлений и пр. демонстрационных мероприятий, запланированных в деятельности других проектных групп. В сотрудничестве с проектом «Молодёжная медиа-студия» группа «Визуальная среда» разрабатывает и формирует содержание Интернет-страницы школы.

Время реализации проектов: 1 этап: 2007-2008, 2 этап: 2009-2010 уч.гг.

Более подробно структура концепции и проектной деятельности (задачи, проектные шаги, критерии, результаты и пр.) изложены в Программе развития и в Проекте Программы экспериментальной работы (областной площадки кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО) МОУ Суворовской СОШ как «Школы – этно-экологического центра района»

Педагогическая актуализация и изучение местных традиционных культур формой сетевых проектов и учебно-исследовательских экспедиций школьников создают конструктивные условия для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Детям современного села и города необходимо предоставить альтернативу насаждаемой массовой, зачастую чужеродной культуре: изучение традиционных культур родной страны может быть захватывающим, раскрывающим их творческий потенциал.

Литература

  1. Доронин Д.Ю. Историческая взаимосвязь биологического и этно-культурного разнообразия в развитии региональных и областных инновационных проектов по экологическому образованию // Этнокультурные и геодемографические проблемы регионов России: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Вып.1. - Н.Новгород: НООНО «Кабинет методов краеведческой работы и развития Нижегородской агломерации», 2005. - С.184-190;
  2. Доронин Д.Ю. Этническая мозаика традиционных культур: пути анализа и образовательная деятельность в фокусе психологии экологического сознания // Психология образования: профессионализм и культура: мат. регион. науч.-практ. конф. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - С. 364-373;
  3. Доронин Д.Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы // Этноэкология: сб. мат. межрегион. науч.-практ. конф. «Лес и человек. Перспективы сотрудничества» (14-16 сентября 2005г., Волгоград). - М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. - С. 6-54;
  4. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образования: понятия, принципы, проекты // Экологическое образование: теория и педагогическая реальность: Мат. науч.-практ. конф. 2 ноября 2005г. – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2005. – С. 179-183.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017