јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Ў ќЋј Ц Ё“Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— »… ÷≈Ќ“– –ј…ќЌј

—ысойкина Ћюбовь »вановна
директор

„ернецова “ать€на ѕавловна
зам. директора по ”¬–

—котникова ≈лена ¬икторовна
учитель русского €зыка и литературы

ћќ” —уворовска€ —ќЎ, с. —уворово, ƒивеевский район,

участники сетевых этно-экологических проектов ÷–“ƒић Ќижегородской области

1. —оциально-исторический, образовательный контекст инновационного развити€

ƒивеевска€ земл€ издревле богата духовными традици€ми, здесь до сих пор сохран€ютс€ самобытные народные знани€, технологии ремесЄл и промыслов, в то же врем€ мало известные остальным росси€нам. ¬сЄ это, в совокупности с древними веровани€ми и обр€дами образует неповторимый культурный контекст дивеевских и саровских св€тынь, ставших по всему миру символом русской культуры.

ќднако возникает парадокс: известна только Ђверхушка айсбергаї - только сами символы-св€тыни, но Ђплодородна€ земл€, их взрастивша€ї - уникальный контекст дивеевской культуры практически не изучен и до сих пор не обретЄн росси€нами.

ƒуховное досто€ние, подвижничество и подвиг, возникновение св€тынь и св€тых обителей и сами духовные подвижники и св€тители всегда €вл€лись на –уси, если сказать современным €зыком, инноваци€ми и инноваторами. »нноваци€ и в современном мире всегда начинаетс€ и проходит через подвиг, несоответствие, проблему и противоречие между старым и новым. ƒуховный подвиг и подвижничество прежних веков Ц преобразование духа и интеллекта, ума и идеи, то есть в них заложен принцип подлинной инновации, согласно которому человек должен, прежде всего, изменитьс€ не в технологи€х производства, а в технологи€х своего мышлени€.

“радиционную культуру ƒивеевского района можно определить как развивающую среду, как исторический порождающий контекст подлинных российских инноваций. »зучив традиционную дивеевскую культуру, вы€вив еЄ представленческие и де€тельностные формы, станет возможным смоделировать эту плодоносную среду-контекст, столети€ми производ€щую интеллектуальное и духовное досто€ние русской земли. »нновации в –оссии должны рождатьс€ из местного потенциала, иначе не будут иметь корней. —ерьЄзной методологической ошибкой было бы проигнорировать местный культурный контекст, исторически на прот€жении столетий преобразующий интеллектуальный и духовный мир –оссии.

ѕроекты и методики этно-экологического подхода, сетевой принцип организации инновационной образовательной и исследовательской де€тельности позвол€ют глубоко, комплексно изучить традиционную культуру всего ƒивеевского района, раскрыть еЄ современный смысловой аспект в технологическом ключе решени€ проблем и кризисных €влений сельских районов –оссии.

ћуниципальна€ образовательное учреждение —уворовска€ средн€€ общеобразовательна€ школа (с. —уворово ƒивеевского района Ќижегородской области) Ц это школа, выбравша€ инновационный путь развити€ ЂЎколы этно-экологического центра районаї, объедин€юща€ в своей проектной де€тельности гуманитарные и естественно-научные ориентиры, концептуальными иде€ми отечественной этно-экологии формирующа€ пространство партнЄрских взаимодействий учреждений образовани€, культуры, института семьи, общественного сектора, —ћ» в ƒивеевском районе.

— 1995 года школьники и педагоги —уворовской школы осуществл€ют комплексные исследовани€ традиционно-культурного пространства родного села (бывшее с. —трахова ѕуза), его округи. ¬ 2000-е годы к нашим исследовани€м присоедин€ютс€ некоторые другие школы ƒивеевского района, приглашаютс€ к сотрудничеству и научному руководству специалисты-этноэкологи из Ќижнего Ќовгорода (ƒ.ё. ƒоронин, ќ.Ќ. Ћ€паева и др.), на базе школы дл€ учителей ƒивеевского района организуютс€ установочные и обучающие тематические семинары, провод€тс€ экспедиционные исследовани€, ежегодно высоко оцениваемые на областных и всероссийских конференци€х. ¬ 2006 году разрабатываетс€ проект и утверждаетс€ на районном уровне Ђѕоложение о —уворовском этно-экологическом центреї, готовитс€ к изданию сборник, посв€щЄнный педагогике семьи и детства в с. —уворово. ќбрабатываетс€ материал дл€ создани€ факультативных курсов, учебных пособий и тетрадей к ним по этно-экологии и другим этнокультурным аспектам ƒивеевского района.

2. ћисси€ этно-экологического центра, система его целей и задач

Ќакопленный опыт и социальный заказ, понимаемый нами как дальнейшее распространение своей де€тельности на весь ƒивеевский район Ц обучение и оснащение педагогов и учащихс€ других школ инновационными навыками и методиками, объединение этих школ сетевой идеологией сотрудничества в дивеевский Ђобразовательный округї этно-экологических проектных инициатив Ц формирует инновационную идею преобразовани€ —уворовской средней общеобразовательной школы в ЂЎколу этно-экологический центр районаї. ¬озможность создание школы такого инновационного профил€ Ц первый прецедент в –оссии.

ћисси€ ЂЎколы этно-экологического центра районаї состоит в воспитании и развитии творческой коммуникативно-компетентностной, культуро- и природо-сообразной личности жител€-активного преобразовател€ судьбы родного района - через раскрытие в гуманитарном и естественно-научном содержании учебных предметов и социальных проектных инициатив личностных смыслов человека в пространстве родной ему традиционной культуры, через дальнейшую трансформацию опыта отдельной школы в проектно-преобразующую среду сетевых социальных взаимодействий ƒивеевского района.

÷ели преобразований:

  • –азвитие этно-экологического районного сетевого взаимодействи€ образовательных и др. учреждений, формирование районного координационно-методического центра по этно-экологической инновационной педагогической де€тельности на базе ћќ” —уворовской —ќЎ ƒивеевского района;
  •  омплексное изучение традиционной культуры ƒивеевского района как моделирование культурно-исторической развивающей среды и порождающего контекста российских инноваций в пространстве идеи и духа с дальнейшей целью интеграции этого контекста в современное проблемное поле сельского района.

«адачи преобразований:

ћетодико-образовательный блок задач: работа с детьми и молодежью:

  • –азвитие активных личностных компетентностей, ориентированных на сохранение природы и культуры своей малой родины, через вовлечение учащихс€ образовательных учреждений ƒивеевского района в учебно-исследовательскую, творческую, экспедиционно-проектную этно-экологическую де€тельность в пространстве родной им традиционной культуры;
  • —оздание условий дл€ формировани€ гуманистично-экологического мироощущени€ личности ребенка психолого-диалогическим педагогическим путем, а именно: через вовлечение реб€т в сетевые партнЄрские взаимодействи€, через погружение в диалоговое пространство общени€ с носител€ми родной традиционной природосберегающей культуры (в процессе проведени€ этно-экологических экспедиций и меропри€тий этно-экологической сети).

ћетодико-образовательный блок задач: работа с педагогами и др. специалистами:

  • ќснащение педагогических коллективов школ ƒивеевского района, а также учреждений культуры и др. заинтересованных организаций пакетом печатных и мультимедийных этно-экологических методик дл€ формировани€ устойчивых сетевых партнЄрских взаимодействий в социо-природном пространстве ƒивеевского района;
  • ќбучение специалистов (педагоги, методисты и пр.) образовательных учреждений, а также учреждений культуры и др. заинтересованных организаций ƒивеевского района этно-экологическим методам исследовани€, этно-экологического анализа и преподавани€ самобытного многообрази€ форм родной традиционной культуры ƒивеевского района, существующей в контексте современной нижегородской культуры и культуры –оссии в целом.

»нформационно-координационный блок задач:

  • ‘ормирование единого координационного пространства-сети образовательных учреждений, семейных коллективов, общественных объединений, районных краеведов и др. заинтересованных специалистов, работающих с детьми и общественностью (работники местных музеев, библиотек, —ћ» и пр.), в ƒивеевском районе - путем организации комплекса этно-экологических семинаров, конференций, исследовательской и социально-проектной де€тельности;
  • ѕедагогическое актуализаци€ (осмысление Ц попул€ризаци€ - возрождение) самобытных локальных традиционных культур ƒивеевского района как совокупности исторически развившихс€ природохоз€йственных и социо-гуманитарных форм де€тельности, оптимальных дл€ социо-природного пространства в дальнейшем развитии района;
  • –азвитие районного —ћ»-мониторинга реализации этно-экологических сетевых взаимодействий в пространстве ƒивеевского района, как модельного, первого в регионе экспериментального проектировани€ в данной инновационно-педагогической области;
  • ƒальнейшее тиражирование среди образовательных учреждений и других заинтересованных организаций Ќижегородской области и др. регионов –оссии пакета современных этно-экологических методических разработок —уворовского этно-экологического центра, призванных инициировать сетевые образовательные проектные инициативы по изучению и педагогической актуализации традиционных культур современной –оссии.

3. ќсновной концептуальный подход: пон€ти€, идеи, принципы

ќсновным концептуальным подходом в построении сетевого районного сотрудничества, в содержательном и методологическом наполнении инновационной де€тельности, €вл€етс€ этно-экологический подход, разработанный на стыке этнопедагогики и проектной де€тельности в экологическом образовании нижегородскими этно-экологами (ƒ.ё. ƒоронин и др.).

ѕрименение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позвол€ет вы€вл€ть и анализировать де€тельностный, технологический аспект традиционного знани€, брать это знание не в статике простого информационного перечн€, а в функциональной динамике, картографиру€ и сопоставл€€ специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сЄл и деревень. “езаурус этно-экологического подхода можно представить здесь несколькими основными пон€ти€ми:

√уманитарна€ экологи€ Ц это междисциплинарное научное направление, изучающее культурные, этические, психологические аспекты взаимодействи€ человека с природой концептуально-методологическим аппаратом гуманитарных и экологических наук.

Ётно-экологи€ - важнейша€ часть современной гуманитарной экологии и этнопедагогики. ќна изучает традиции неразрушающего природопользовани€ и представлени€ о природе в традиционных культурах.

Ётно-экологического подход - часть методологического знани€, как экологической и этнологической науки, так и этнокультурной педагогики, направленных на изучение современного значени€ представлений и технологий традиционных культур.

“радиции неразрушающего природопользовани€ Ц это утвержденные в общественных нормах и представлени€х природосберегающие технологии хоз€йствовани€ и управлени€, максимально учитывающие специфику местной природы. »х современное значение пр€мо экологично.

–айонный этно-экологический центр Ц это инновационна€ образовательна€ институци€, в проектном режиме сетевого сотрудничества ќ” и районных организаций различного профил€ формирующа€ социально-образовательное пространство интеграции традиционно-культурного знани€ в современный инновационный контекст развити€ района. –айонный этно-экологический центр формируетс€ как научно-методический центр сети на базе ќ”, лидирующего в социально-педагогическом и учебно-исследовательском проектировании этно-экологического профил€.

ѕедагогическа€ актуализаци€ традиционных культур Ц это:

- с одной стороны, педагогическа€ де€тельность в форме проектно-исследовательского комплекса направленна€ на грамотное изучение и преподавание вс€кого фольклора и различных этнографических объектов с об€зательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры;

- с другой стороны, это - позитивный эффект данной педагогической де€тельности, воплощаемый в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории.

Ётно-экологический подход реализуетс€ через логику методологических принципов и концептуальных идей. ¬ажнейшим принципом этно-экологической де€тельности €вл€етс€:

  • ѕринцип развити€ районной этно-экологическа€ сети:

¬ ходе разворачивани€ и действи€ подпроектов программы развити€ школы-районного этно-экологического центра в ƒивеевском районе будет сформирована районна€ этно-экологическа€ сеть.

–айонна€ этно-экологическа€ сеть - это система информационного и научно-практического взаимодействи€ детских, педагогических, семейных коллективов ƒивеевского района, участвующих в этно-экологических проектах и меропри€ти€х районного этно-экологического центра.

—реди комплекса концептуальных идей развити€ районного этно-экологического центра, определ€ющих методологическое направление, содержание сетевого взаимодействи€ в образовании и проектных исследовани€х, наиболее значимыми €вл€ютс€:

- »де€ экологичности традиционных культур,

- »де€ сопр€жЄнности природного и традиционно-культурного ландшафта,

- »де€ современности традиционных культур и актуальности фольклора,

- »де€ культурного и биологического разнообрази€,

- »де€ современного информационного парадокса традиционных культур,

- »де€ социальной значимости дл€ малых населенных пунктов,

- »де€ гражданского становлени€, патриотического, духовно-нравственного воспитани€ молодежи.

4. —труктура и содержание инновационных проектов

ќсновные направлени€ в инновационной де€тельности, которые определ€ют развитие образовательного процесса ћќ” —уворовской —ќЎ в сторону модели ЂЎколы этно-экологического центраї осуществл€ютс€ через разработку и реализацию следующих инновационных педагогических проектов:

ѕроект Ђ–айонный этно-экологический культурный центрї

 онцептуальна€ иде€ проекта: в формировании инновационного развивающего пространства этно-экологической де€тельности ƒивеевского района стержневым проектом €вл€етс€ создание районного этно-экологического центра Ц методологического центра учебно-исследовательского, социально-педагогического и дидактического проектировани€ школы.

ѕроблема проекта: вопросы объема содержани€ и структуры образовани€ должны рассматриватьс€ с точки зрени€ возможностей как базового, так и дополнительного образовани€, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучени€ школьников. ѕроект также экстраполирует проектное содержание учебного процесса —уворовской школы в образовательную, а затем и социальную, среду ƒивеевского района, развива€ пространство сетевой кооперации, создава€ услови€ дл€ формировани€ районного образовательного округа как проектного сотрудничества школ, объединЄнных этно-экологическим подходом.

÷ель проекта: развитие учебно-исследовательского и методического аспектов де€тельностного содержани€ проектной де€тельности формируемой этно-экологической сети ƒивеевского района.

ќбъект проектировани€: программа де€тельности Ђ–айонного этно-экологического культурного центраї, состо€щей из:

  • Ђ–айонного методического центра по этно-экологииї: состоит из педагогов и управленцев —уворовской школы, участвующих в этно-экологической де€тельности, координаторов этой де€тельности из других школ ƒивеевского района, а также из научных консультантов-этноэкологов г. Ќ.Ќовгорода и г.ћосквы.
  • Ётно-экологического союза учащихс€ ЂЁ ќ—ї: учебно-исследовательска€ и практикоориентированна€ социально-значима€ дл€ села проектна€ де€тельность учащихс€, основанна€ на принципах сетевого взаимодействи€ и самоуправлени€. ƒе€тельность —оюза координирует Ђ–айонный методический центр по этно-экологииї.

ѕроект ЂћолодЄжна€ медиа-студи€ї

 онцептуальна€ иде€ проекта: в становлении личности инноватора, человека, способного соединить традиционно-культурные корни с перспективой социально-экономического развити€ района, возрастает значение комплексных медиа-методик социально-ориентированных и учебно-исследовательских инициатив, создающих новое звучание пространства исторической традиционной культуры, в которой рождаетс€ и бытийствует житель района.

ѕроблема проекта: ѕрогрессирующие в сельских районах процессы интеллектуальной эмиграции, посто€нна€ Ђутечка мозговї, утрата потенциальных инноваторов социально-экономической жизни района должны предупреждатьс€ на уровне инноваций сельской школы. ќстрой проблемой €вл€етс€ обогащение и преобразование актуальных жизненных смыслов жизненного пространства, в котором развиваетс€ человек. “олько тогда выпускник школы не покинет родное село, а станет активным продолжателем и преобразователем его традиций, когда ему станут интересны, пон€тны и доступны в индивидуальной де€тельности новые смысловые горизонты развити€ его как личности в сельской среде. Ёлектронна€ форма, визуальна€ медиа-оболочка снимает Ђиллюзию ветхости и отсталостиї с традиционно-культурного интеллектуального богатства района, высвечивает его новые значени€ и стороны применени€.

÷ель проекта: формирование комплекса методик и алгоритмов проектной де€тельности (педагогов и учащихс€), отражающих в инновационном медиа-пространстве все самобытные традиционно-культурные формы ƒивеевского района и преобразующих их, таким образом, в современную среду развити€ актуальных жизненных смыслов ученика - станов€щейс€ личности сельского инноватора.

ќбъект проектировани€: программа де€тельности ЂћолодЄжной медиа-студииї, состо€щей из:

  • ѕроектной группы создани€ этно-экологических роликов и фильмов: группа организует обучающие семинары и мастер-классы дл€ учащихс€ школ ƒивеевского района по всем этапам создани€ фильма и св€зана с другими проектными группами и проектами: например, материал подбираетс€ и снимаетс€ в ходе экспедиционной де€тельности (проект Ђ–айонный этно-экологический центр: координаци€ и проектированиеї); итоговый продукт включаетс€ в проектный процесс Ўкольного этнокультурного экспо-центра и т.д.  онцепци€ создаваемых фильмов Ц новое современное звучание самобытного интеллектуального содержани€ традиционно-культурного багажа ƒивеевской земли.
  • ѕроектной группы разработки методических медиа-пакетов: группа организует обучающие семинары и мастер-классы дл€ учащихс€ школ ƒивеевского района по всем этапам создани€ комплексных мультимедийных методик на —D и DVD-носител€х. ћедиа-методики включают в себ€ текстовые, графические, фото- и видеоматериалы в электронной форме. ¬ пространстве сетевой проектной кооперации эта группа также посто€нно сотрудничает с другими проектными группами: например, текстовые методики, включаемые в медиа-пакет, разрабатываютс€ в проекте Ђ–айонный этно-экологический центр: координаци€ и проектированиеї и т.п.
  • ѕроектной группы мультимедийного архивировани€ и этно-экологического картировани€: группа работает по следующим направлени€м:

јрхивирование: группа формирует и посто€нно пополн€ет электронные архивы всех собираемых фольклорных текстов, разрабатывает мультимедийные визуальные атласы природных объектов, выдел€емых традиционным сознанием в местной топонимике, фольклоре, обыча€х и обр€дах. јтласы формируютс€ на основе посто€нной фотофиксации, проводимой учениками в округе родного села (деревни) в процессе сетевого взаимодействи€ учебно-исследовательских этно-экологических экспедиций.

 артирование: на базе тематических электронных атласов (Ђ¬одные объекты в традиционно-культурном знании ƒивеевского районаї, Ђ∆ивотный мир в традиционно-культурном знании ƒивеевского районаї, Ђќбъекты рельефа в традиционно-культурном знании ƒивеевского районаї, Ђ“ехнологии природопользовани€ в традиционно-культурном знании ƒивеевского районаї, Ђѕриродные объекты в обычае и обр€де: пространство ƒивеевского районаї и т.д.) будет осуществл€тьс€ этно-экологическое картирование социо-природного пространства ƒивеевского района. ѕодробные электронные карты со временем отраз€т все традиционные формы воспри€ти€ и природопользовани€ в ƒивеевском районе и, таким образом, л€гут в основу кадастра традиционно-культурных де€тельностных форм и объектов природно-культурного наследи€ района.

Ќа основе картировани€ и кадастровых работ сами ученики школ ƒивеевского района смогут рекомендовать управленцам и хоз€йственникам оптимальные социально-экономические формы развити€ района, а затем и сами, встав на путь инноватора-управленца или инноватора-хоз€йственника, будут осуществл€ть преобразующую св€зь традиционного и нового, но исторически-обусловленного и закономерного дл€ ƒивеевского района.

ѕроект ЂЎкольный этнокультурный экспо-центрї

 онцептуальна€ иде€ проекта: »зучение, актуализаци€ и комплексна€ реконструкци€ социо-культурного исторического контекста традиционных технологий и инноваций в ƒивеевском районе требуют моделирование и проживание этого контекста педагогами и учащимис€ в де€тельностных интерактивных формах.

ѕроблема проекта: ћногообразие традиционных технологий промыслов, ремЄсел, природопользовани€, система народных представлений и верований, бытующих вокруг природных объектов и определ€ющих де€тельностное к ним отношение, постепенно забываютс€ и утрачиваютс€. ќднако во многих странах традиционные технологии и представлени€ давно стали источником инноваций и развити€ тех регионов, где они ещЄ сохранились. ѕо сравнению с технократично-развитой јмерикой или ≈вропой –осси€ даже в ’’I веке богата таким традиционно-культурным досто€нием, но, в большинстве своих областей, не имеет подходов и технологий к его использованию. ¬ рамках этой проблемы мы осознаЄм свой ƒивеевский район как одну из модельно-экспериментальных территорий, где проектной де€тельностью нашей этно-экологической сети мы планируем актуализировать современное значение традиционных технологий и представлений.

÷ель проекта: јктуализаци€ традиционных де€тельностных форм, интегрирование традиционного и современного контекстов, изучение, возрождение, экономическа€ оценка традиционно-культурных технологий и представлений.

ќбъект проектировани€: программа де€тельности ЂЎкольного этнокультурного экспо-центраї, состо€ща€ из:

  • ѕроектной группы ЂЋаборатори€ исторической реконструкции этнокультурных технологийї: √руппа, в сотрудничестве с проектными группами других проектов, работает с цифровой фото- и видеокамерой, разрабатывает интерактивные музейные экспозиции, сценарии представлений-реконструкций, праздников и т.д.
  • ѕроектной группы Ђ“радиционна€ игротекаї: проектной задачей и исследовательской областью группы €вл€етс€ вы€вление, интерактивное представление в форме тематических мастер-классов и фестивалей комплекса игровых технологий детского и взрослого населени€.
  • ѕроектной группы Ђ¬изуальна€ средаї: в сотрудничестве с другими проектными коллективами, группа организует посто€нное функционирование демонстрационного зала экспо-центра: проведение там тематических показов, медиа-конференций, интерактивных представлений и пр. демонстрационных меропри€тий, запланированных в де€тельности других проектных групп. ¬ сотрудничестве с проектом ЂћолодЄжна€ медиа-студи€ї группа Ђ¬изуальна€ средаї разрабатывает и формирует содержание »нтернет-страницы школы.

¬рем€ реализации проектов: 1 этап: 2007-2008, 2 этап: 2009-2010 уч.гг.

Ѕолее подробно структура концепции и проектной де€тельности (задачи, проектные шаги, критерии, результаты и пр.) изложены в ѕрограмме развити€ и в ѕроекте ѕрограммы экспериментальной работы (областной площадки кафедры педагогики и андрагогики √ќ” ƒѕќ Ќ»–ќ) ћќ” —уворовской —ќЎ как ЂЎколы Ц этно-экологического центра районаї

ѕедагогическа€ актуализаци€ и изучение местных традиционных культур формой сетевых проектов и учебно-исследовательских экспедиций школьников создают конструктивные услови€ дл€ гражданского становлени€, патриотического, духовно-нравственного воспитани€ молодежи. ƒет€м современного села и города необходимо предоставить альтернативу насаждаемой массовой, зачастую чужеродной культуре: изучение традиционных культур родной страны может быть захватывающим, раскрывающим их творческий потенциал.

Ћитература

  1. ƒоронин ƒ.ё. »сторическа€ взаимосв€зь биологического и этно-культурного разнообрази€ в развитии региональных и областных инновационных проектов по экологическому образованию // Ётнокультурные и геодемографические проблемы регионов –оссии: ћатериалы межрегион. науч.-практ. конф. ¬ып.1. - Ќ.Ќовгород: ЌќќЌќ Ђ абинет методов краеведческой работы и развити€ Ќижегородской агломерацииї, 2005. - —.184-190;
  2. ƒоронин ƒ.ё. Ётническа€ мозаика традиционных культур: пути анализа и образовательна€ де€тельность в фокусе психологии экологического сознани€ // ѕсихологи€ образовани€: профессионализм и культура: мат. регион. науч.-практ. конф. - Ќ.Ќовгород: Ќижегородский гуманитарный центр, 2005. - —. 364-373;
  3. ƒоронин ƒ.ё. —овременна€ отечественна€ гуманитарна€ экологи€ и этно-экологическа€ педагогика: основные подходы, направлени€ и авторы // Ётноэкологи€: сб. мат. межрегион. науч.-практ. конф. ЂЋес и человек. ѕерспективы сотрудничестваї (14-16 сент€бр€ 2005г., ¬олгоград). - ћ.: √ќ”¬ѕќ ћ√”Ћ, 2005. - —. 6-54;
  4. ƒоронин ƒ.ё. Ётно-экологическое направление в системе дополнительного экологического образовани€: пон€ти€, принципы, проекты // Ёкологическое образование: теори€ и педагогическа€ реальность: ћат. науч.-практ. конф. 2 но€бр€ 2005г. Ц Ќ.Ќовгород: ќќќ Ђ“ипографи€ Ђѕоволжьеї, 2005. Ц —. 179-183.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020