јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ќ–Ќ»“ќ‘≈ЌќЋќ√»„≈— »≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я: ћ≈“ќƒ» » »’ ќ–√јЌ»«ј÷»» ¬ Ў ќЋ№Ќџ’ ѕ–ќ≈ “ј’

Ќадежда ёрьевна  иселева
к.п.н., доцент √Ѕќ” ¬ѕќ Ќижегородский государственный педагогический университет им.  озьмы ћинина, кафедра экологии и экологического образовани€

јлексей —ергеевич ¬арламов
ассистент √Ѕќ” ¬ѕќ Ќижегородский государственный педагогический университет им.  озьмы ћинина, кафедра экологии и экологического образовани€,

√лобальное изменение климата Ц одна из острейших проблем современности. ќценить значимость происход€щих изменений дл€ природы и общества можно в первую очередь по реакции экосистем, изменении их структурных и функциональных характеристик. ƒанные о сроках наступлени€ сезонных €влений в природе позвол€ют напр€мую оценивать св€зь их изменений с изменением климата в регионе или с активизацией антропогенной де€тельности, с измен€ющимис€ услови€ми существовани€ биологических сообществ и организмов.

Ёто обсто€тельство объ€сн€ет заметный рост внимани€ к фенологии Ц науке о сезонных изменени€х в природе. —овременна€ фенологи€ Ц синтетическа€ наука. ќна изучает закономерные ежегодные сезонные изменени€ биосферы «емли, биоритмы природных комплексов и геосистем в различных географических зонах, взаимосв€зи и многосторонние сезонные изменени€ живых и неживых объектов на огромном географическом пространстве. »наче говор€, фенологи€ решает задачу изучени€ сезонных пульсаций биосферы, поставленную еще ¬.». ¬ернадским.

—овременна€ наука часто решает общебиологические и эволюционные проблемы на орнитологическом материале. ‘енологические €влени€ у птиц Ц гнездование, откладка €иц, вылупление и подъем на крыло птенцов, а у перелЄтных дополнительно Ц весенние и осенние миграции. ѕервое орнитофенологическое наблюдение зафиксировано в ¬етхом «авете: Ђ» аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают врем€, когда им прилететьї. ¬ыдел€ют авифенологию, изучение сроков миграции птиц.

ѕерва€ сеть корреспондентов, наблюдавших за ходом развити€ растений и прилетом птиц, была организована  арлом Ћиннеем в XVIII в. ћасштабную фенологическую работу в дореволюционной –оссии организовывал ƒ.Ќ.  айгородов. ¬ течение 30 лет он вел переписку с сетью корреспондентов, насчитывающей около 700 человек. –езультаты фенологических наблюдений в разных точках страны на прот€жении многих лет обобщались ƒ.Ќ.  айгородовым и публиковались в газете ЂЌовое врем€ї. «наменитый ученый ј.Ќ. ‘ормозов в гимназические годы €вл€лс€ участником этой корреспондентской сети. ‘енологические анкеты, содержащие список 16 наиболее известных видов птиц, рассылал также ј.ј. Ѕраунер. ѕосле революции был создан и успешно работал фенологический отдел им. ƒ.Ќ.  айгородова в Ѕюро научных наблюдений –усского общества любителей мироведени€.  орреспондентскую сеть, насчитывающую до 4000 участников, многие дес€тилети€ имел фенологический сектор √еографического общества ———– [19].

—еть наблюдателей за сроками миграции птиц, в отдельные годы насчитывающа€ до 400-500 наблюдателей, была создана в 1975 г. ¬.¬. —еребр€ковым [1, 2]. ѕринципы организации работы с корреспондентской сетью были вз€ты на вооружение ÷ентральной орнитологической станцией при ќкском государственном заповеднике [14].

–езультаты наблюдений, получаемых от корреспондентских сетей, активно примен€лись дл€ авифенологического картировани€. ¬первые карта, отражающа€ закономерности сезонной динамики природных €влений была сделана в XIX в. јкадемиком ј.‘.ћиддендорфом [20], который проводил орнитологические наблюдени€ на всей территории европейской части –оссии, с использованием массовой сети добровольных корреспондентов. —реди полученной ценной информации особо важным был вывод о том, что весной перелет птиц к северу происходит широким фронтом через обширную территорию –оссии, причем у каждого вида выдерживаютс€ свои сроки прилета [10, 12].

ј.‘.ћиддендорф соедин€л точки с одинаковыми средними датами прилета птиц лини€ми, которые назвал изопиптезами. ѕо картам прилета дл€ 7 видов птиц, приведенным им в работе Ђ»зопиптезы –оссииї, можно было судить о сроках прилета и ходе продвижени€ мигрирующих птиц. јнализиру€ изопиптезы, ј.‘. ћиддендорф выдвинул гипотезу о миграции птиц по направлению к магнитному полюсу. –азвива€ предложенный ј.‘. ћиддендорфом метод, ƒ.Ќ.  айгородов использовал данные, полученные от своей корреспондентской сети дл€ вычислени€ средних сроков прилета птиц. Ћинии, соедин€ющие точки с одинаковыми датами были названы им изохронами.  арты весенних миграций на территории европейской части –оссии были составлены дл€ р€да видов птиц, в том числе грача (Corvus frugilegus), кр€квы (Anas platyrhynchos), кукушки (Cuculus canorus), белого аиста (Ciconia ciconia), гусей и некоторых других птиц [4-9].

ћатериалы по миграци€м птиц, получаемые с помощью методов орнитофенологии и визуального наблюдени€, обобщались также Ќ.ј. —еверцовым, ≈. √омейером и другими орнитологами. ‘енокарты позвол€ют анализировать структуру миграционного ареала и закономерности перелетов птиц на различных уровн€х, в зависимости от размеров изучаемой территории; более нагл€дным становитс€ процесс сравнени€ сроков прилета и отлета птиц дл€ разных частей изучаемого региона, а также ход миграционного продвижени€ птиц. ћетод авифенологического картировани€ постепенно развивалс€, с по€влением цифровой техники дл€ построени€ карт начали использоватьс€ компьютерные программы.

¬есомый вклад в западную орнитологическую науку был внесен непрофессионалами, несколько €рких непрофессиональных орнитологов также было и в —оветском —оюзе. ќрнитофенологические наблюдени€ получили широкое распространение в работах профессиональных орнитологов во второй половине ’’ века. ќднако, как и во времена зарождени€ метода авифенологического картировани€, профессионалы не могли обойтись без широких корреспондентских сетей [11].

¬о второй половине ’’ века любительска€ орнитологи€ в развитых странах превратилась в мощное движение любителей наблюдать птиц (бЄрдвотчеров), которое в нашей стране делает лишь первые шаги. ћощным стимулом развити€ бЄрдвотчерства €вл€етс€ организаци€ и проведение массовых орнитологических акций, а также массированное издание полевых определителей птиц [18]. ¬ нашей стране развитием любительской орнитологии, в первую очередь, занимаетс€ —оюз охраны птиц –оссии. ярким примером внедрени€ компьютерных технологий в авифенологическое картирование стали два проекта: по прогнозированию характера миграций 7 видов птиц в европейских регионах –оссии, разработанный —оюзом охраны птиц –оссии в 1998 г., и проект Ђ¬есна идет!ї, разработанный международной ассоциацией по охране птиц BirdLife International в 2006 г.

“аким образом, мы видим, что, начина€ с исследований  . Ћинне€ и ј.‘. ћиддендорфа, нар€ду с профессиональными орнитологами существенную роль в развитие орнитологии вносили массовые наблюдени€ птиц любител€ми. Ћюбительска€ орнитологи€ в насто€щее врем€ превратилась в мощное движение любителей наблюдать птиц (бЄрдвотчеров), которое набирает силу и в нашей стране в результате работы —оюза охраны птиц –оссии.

¬.Ќ. √рищенко указывает, что существует два основных способа построени€ фенологических карт Ц точечный и площадной [2]. ј.‘. ћиддендорф и р€д его последователей использовали первый метод, провод€ изофены по точкам, приуроченным к отдельным пунктам наблюдений. ƒ.Ќ.  айгородов поступал по-другому - вычисл€л среднюю многолетнюю дату дл€ определенной территории, приписыва€ ее геометрическому центру (площадной метод). ” каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки. “очечный метод дает возможность точнее провести изофены и дать им более четкую географическую прив€зку. Ќо это преимущество тер€етс€ в процессе дальнейшей работы, поскольку линии приходитс€ сглаживать. “очки наблюдений разбросаны по территории, как правило, очень неравномерно. ¬ одних местах они расположены слишком плотно, в других - остаютс€ большие белые п€тна. ”. —ливинска€ писала, что ей приходилось Ђподгон€тьї значени€ фенодат у расположенных поблизости точек, которые слишком отличались, а часть данных вообще не принимать во внимание.  роме того, построить фенокарту средних сроков миграции точечным методом можно за период не менее 8-10 лет наблюдений - средние фенодаты должны иметь Ђвесї, иначе изолинии будут статистически недостоверными. ‘актически же период должен быть еще большим, поскольку не за каждый год будут данные по всем точкам. ѕрактически непригоден этот метод дл€ осенней фенологии из-за гораздо большей, чем весной, вариации сроков и наличи€ меньшего количества данных [21, 22].

—пособ вычислени€ средних дат дл€ определенных территорий менее точен, но у него есть существенные преимущества: точки на карте распределены равномерно, нужные значени€ между соседними определ€ютс€ путем пр€молинейной интерпол€ции. ќчень важно, что в этом случае можно использовать не только длительные р€ды наблюдений, но и единичные даты, случайные наблюдени€ или даты без прив€зки к конкретным пунктам, которые нередко публикуютс€ в печати. ¬се они Ђсвод€тс€ї в одну среднюю дату, котора€ приписываетс€ центроиду Ц геометрическому центру выбранной территории. ƒл€ вычислени€ средних дат используетс€ гораздо больший объем данных (дл€ одного участка Ц дес€тки или даже сотни единиц информации, что невозможно при точечном методе), что повышает их статистическую достоверность. ѕо этой же причине значительно уменьшаетс€ вли€ние ошибок наблюдений, при большом количестве фенодат оно сводитс€ практически к нулю. ¬ обоих методах проводитс€ сглаживание изолиний, но в точечном оно делаетс€ уже после их построени€, а в площадном - еще при вычислении средних дат [2].

ќсновной метод сбора фенологической информации Ц визуальные наблюдени€ (регистраци€ сроков наступлени€ сезонных €влений). „тобы можно было сопоставл€ть результаты таких наблюдений, проводимых разными лицами, регул€рно издаютс€ программы фенологических наблюдений, методические указани€ к ним. ќбработка наблюдений фенологических сетей даЄт возможность устанавливать географо-фенологические закономерности, отражаемые на фенологических картах.

ѕедагогическа€ ценность фенологических исследований дл€ формировани€ экологической культуры школьников неоднократно освещалась в психолого-педагогической литературе. ќдна из главных причин экологических проблем Ц разномасштабность воспри€ти€ времени человеком и скорости про€влени€ негативных антропогенных вли€ний на экосистемы. Ѕольшинство людей мыслит масштабами ближайших дней, редко Ц мес€цев и лет, а экологические проблемы возникают и усиливаютс€ в течение дес€тилетий и веков. ќчень важен мировоззренческий аспект фенологических исследований, помогающий осознать люд€м необратимость течени€ времени, что дает человеку возможность материализовывать свои ценности через поступки на Ђшкале времениї.

Ѕлагодар€ успехам проекта Ђ¬есна идет!ї в –оссии быстро растет интерес педагогов и школьников к фенологическим исследовани€м. ѕоэтому мы считаем целесообразным предложить два варианта методики организации школьных орнитофенологических исследований, составленных на основе р€да руководств [13, 15-17]. “ексты методик содержат мотивирующий блок и краткое описание актуальности работы (Ђзачем нужны эти исследовани€?ї), формулировки целей исследовани€ и указани€ к организации и проведению работы.

ќрнитофенологические особенности года

«ачем нужны эти исследовани€? ‘енологи€ Ц наука о сезонном развитии живой природы. ќсновна€ задача фенологии Ц установление сроков сезонных (фенологических) €влений, пор€дка их очередности и закономерностей сезонной жизни животных и растений. ‘енологические наблюдени€ Ц один из способов познани€ природы.

÷ель исследовани€: установление закономерностей сезонной жизни птиц на конкретной территории.

”казани€ к организации исследований:

ќсновные пон€ти€ фенологии - фенологические €влени€, фенодаты, феноаномалии. ‘енологическое €вление (фено€вление) Ц каждое сезонное €вление в жизни природы. ‘енодата Ц врем€ наблюдени€ того или иного фенологического €влени€. ‘енодаты, накопленные в течении р€да лет, позвол€ют вычисл€ть средние многолетние даты и составл€ть календарь природы данной местности Ц летопись сезонного развити€ природы Ц средних и крайних дат наступлени€ основных фенологических €влений. ¬ зависимости от условий года сезонные €влени€ несколько запаздывают или предвар€ют средние годовые даты. Ёто €вление получило название феноаномалий. ‘енологические €влени€, наступающие раньше средней даты, €вл€ютс€ отрицательными феноаномали€ми, а запоздавшие Ц положительными феноаномали€ми. јнализ феноаномалий позвол€ет определить характер развити€ природы в данном сезоне и сделать прогноз на дальнейшее врем€.

‘енологические наблюдени€ провод€тс€ по типовым программам. Ќаиболее подробные фенологические исследовани€ провод€тс€ в заповедниках нашей страны. Ћюбители природы провод€т фенологические наблюдени€ по программе –усского географического общества.

ƒл€ фенологии максимально значимы крайние даты €влени€ (прилет первых особей, регистраци€ первых экземпл€ров после сп€чки, исчезновение последних представителей конкретного вида и т.п.). ‘енологические инструкции рекомендуют вести наблюдени€ на определенных площадках, чтобы получать максимально сравнимые результаты наблюдений разных лет.

ѕри фиксации тех или иных фенологических €влений следует точно оговаривать, характер наблюдени€. Ќапример, в данных о прилете нужно различать первые встречи самих птиц и их первые песни, так как обычно птицы сразу по прилете молчат, особенно если погода холодна€.

ќбщие методические подходы к организации фенологических наблюдений

¬ фенологии времена года дополнительно дел€тс€ на следующие подсезоны:

‘енологические подсезоны и индикаторы их наступлени€

¬рем€ года

‘енологические подсезоны

»ндикаторы начала подсезона

¬есна

—негота€ние

- по€вление первых проталин в поле

ќживление весны

- зацветание мать-и-мачехи

–азгар весны

- зеленение берез

ѕредлетье

- зацветание р€бины и сирени

Ћето

Ќачало лета

- зацветание шиповника, малины, клена татарского

ѕолное лето

- начало цветени€ липы мелколистной

—пад лета

- наступление восковой спелости озимой ржи

ќсень

ѕервоосенье

• переход минимальных температур воздуха ниже +10º—,
  • стаение перелетных птиц

- начало осеннего запестрени€ леса

√лубока€ осень

- полным запестрение листьев и массовый листопад

ѕредзимье

- падение наименьших температур воздуха ниже 0º—.

- полное завершение листопада у деревьев и кустарников,

- по€вление зимующих видов птиц,

- установление прочного снегового покрова

«има

первозимье

- выпадение покровного снега

коренна€ зима

- день зимнего солнцесто€ни€ (22 декабр€)

перелом зимы

• резкий прирост светового дн€;
  • весенн€€ песн€ большой синицы

‘енологические наблюдени€ начинаютс€ с выбора участка или маршрута наблюдений, удобного дл€ частого посещени€. ѕо своему положению, рельефу и составу растительности выбранный участок должен быть типичным дл€ данной местности. √лавное, что требуетс€ от фенологических наблюдений, состоит в точном определении даты (дн€) наступлени€ того или иного €влени€. “очность этого во многом зависит от частоты проведени€ наблюдений.

¬есной, когда сезонные €влени€ смен€ют друг друга в очень сжатые сроки, рекомендуетс€ проводить наблюдени€ ежедневно, чтобы не ошибитьс€ в дате их наступлени€. Ћетом и осенью можно проводить наблюдени€ раз в два-три дн€.

Ќе всегда есть возможность проводить наблюдени€ с такой частотой. Ёто не должно служить причиной отказа от фенологических наблюдений. ≈сли нет возможности наблюдать каждый день, точность определени€ даты может быть повышена, если отмечаетс€ день последнего выхода на наблюдени€, когда данное €вление еще не было обнаружено. —пециально дл€ этого в бланке наблюдений предусмотрена графа Ђѕоследн€€ дата, когда €вление еще не наблюдалосьї. «начение этой графы по€сн€ет следующий пример: 24 марта сокодвижение у березы еще не началось, а 30 марта оно наблюдалось. ќно могло начатьс€ в любой день между этими датами. ¬ этом случае наименьша€ ошибка будет допущена, если за более веро€тную дату начала сокодвижени€ у березы будет прин€та средн€€ дата Ц 27 марта. „ем меньше будет перерыв между посещени€ми участка наблюдений, тем точнее можно установить дату наступлени€ €влени€

ѕри проведении фенологических наблюдений следует фиксировать не только €влени€, предусмотренные программой, но и наблюдени€ за другими €влени€ми в живой и неживой природе Ц сильные и позневесенние снегопады, резкие похолодани€ весной, летние заморозки, необычайно обильные дожди, бури, град, наводнени€ и др.

ѕрограмма фенологических наблюдений включает три основные раздела:

а) гидрометеорологические €влени€;

б) €влени€ в мире растений;

в) €влени€ в мире животных.

ѕрограммы организации этих наблюдений подробно описаны в литературе. Ќиже приводитс€ описание организации изучени€ фенологических €влений в жизни птиц.

ќрганизаци€ фенологических наблюдений за всем видовым разнообразием орнитофауны своего региона очень сложна. ѕоэтому в список рекомендуемых наблюдений включены лишь 29 видов птиц, хорошо знакомые многим люд€м. ¬ зависимости от местных условий этот список может быть изменен (как расширен, так и сужен). »так, в жизни птиц фенологи фиксируют следующие €влени€:

ќтлет зимующих птиц. ќтметить дни последних встреч снегирей, свиристелей, пуночек.

ѕерва€ весенн€€ песн€ большой синицы. ќна начинает петь очень рано, в конце €нвар€ Ц в феврале. „тобы установить дату первой песни, начинать наблюдени€ надо уже в середине зимы.

¬есенний пролет. ќтметить первые стаи журавлей, гусей и уток, направл€ющихс€ на север. ∆елательно отметить начало и конец массового (валового пролета). „тобы точно установить начало массового пролета, рекомендуетс€ ежедневно, со дн€ первого по€влени€ первых стай, отмечать количество и размеры пролетных стай. ƒень, когда наблюдалось наибольшее количество стай, следует считать датой массового пролета. »нформаци€ о числе и размерах стай (в первую очередь уток, гусей, журавлей) представл€ет большой научный и хоз€йственный интерес, и должна быть передана дл€ обработки специалистам.

ѕрилет гнезд€щихс€ птиц весной. ќтметить день, когда были замечены первые птицы, возвратившиес€ на свои гнездовь€. Ёто легче всего сделать дл€ таких птиц, как грач, скворец, ласточка, стриж и значительно труднее дл€ птиц, гнезд€щихс€ скрытно.

ѕерва€ весенн€€ песн€. ћомент прилета многих птиц проследить трудно. ѕриходитьс€ отмечать их по€вление по первому крику или песне.   числу таких птиц относ€тс€ жаворонок, кукушка, коростель, соловей и многие другие. ћежду по€вление птиц и их первой песней обычно проходит несколько дней, но записать нужно тот день, когда впервые была услышана песн€ птицы определенного вида.

Ќачало токовани€ (или т€ги). ” некоторых птиц брачный период сопровождаетс€ своеобразными ритуалами и характерными криками самцов Ц например, общеизвестны весенние тока глухарей или тетеревов, т€га вальдшнепов. Ќачалом €влени€ считаетс€ тот день, когда будут замечены первые токующие или т€нущие птицы.

ѕо€вление птенцов. ” большинства птиц начало откладки €иц без специальных наблюдений за отдельными гнездами довольно трудно, поэтому в программу об€зательных наблюдений это €вление не может быть включено. «начительно легче и поэтому точнее может быть отмечено по€вление птенцов, в первую очередь у выводковых птиц (глухарь, р€бчик, тетерев, все водоплавающие) ” них птенцы вылупл€ютс€ способными к самосто€тельному передвижению и добыванию пищи и сразу покидают гнездо. ƒл€ таких видов достаточно отметить встречу с первым выводком.

Ќеобходимо следить за ближайшими гнездами птенцовых птиц (грача, скворца, ласточек) и отметить тот день, когда родители начнут носить корм птенцам. ƒостаточно надежный признак по€влени€ птенцов Ц находки скорлупок.

ѕодъем молодых птиц на крыло. ” водоплавающих птиц день первой встречи с выводком птенцов, не отстающих в полете от матери, следует отметить как день подъема на крыло.

ƒл€ птиц, выкармливающих своих птенцов в гнездах, отмечаетс€ тот день, когда молодые покидают гнездо.

онец осеннего отлета. Ќачало отлета проследить очень сложно. ќсенний отлет идет более постепенно, чем весенний. ѕоэтому желательно записывать в дневнике каждый день, когда наблюдались пролетные стаи, а уже потом выбрать следующие сведени€: начало осеннего пролета Ц день по€влени€ первых стай, лет€щих на юг; массовый пролет Ц дни, когда стаи лет€щих птиц были наиболее многочисленными; конец пролета Ц день, когда была отмечена последн€€ ста€.

ѕо€вление зимующих птиц. ¬ средней полосе осенью или в начале зимы можно встретить кедровку, зимн€ка, снегир€, свиристел€, белую сову и т.д. ќтмечают даты их первых встреч.

–езультаты наблюдений за сезонными €влени€ми в жизни птиц можно оформить следующим образом:

—езонные €влени€ в жизни птиц

вид птиц и наблюдаемое €вление

ѕоследн€€ дата, когда €вление еще не наблюдалось

ƒата

∆уравль серый

р€ква

- - по€вление первых пролетных стай весной

Ўилохвость

коростель

кукушка

ѕрилет весной

бела€ тр€согузка

‘енологические наблюдени€ приобретают тем большую ценность, чем дольше они ведутс€. ¬о многих школах нашей страны на прот€жении р€да лет на уроках природоведени€ и географии составл€лс€ календарь природы. —равнение полученных вами данных с результатами наблюдений предшественников позволит сделать интересные выводы.

»зучение фенологических особенности весенней миграции птиц

«ачем нужны эти исследовани€? ¬есенн€€ миграци€ птиц Ц одно из наиболее заметных сезонных €влений. √лобальное изменение климата вли€ет на сроки прилета и пролета пернатых, поэтому мониторинг изменений сроков пролета и прилета разных видов птиц актуален на локальном, региональном, национальном уровн€х.

÷ель исследовани€: установление фенологических особенной весенней миграции птиц в конкретный сезон на конкретной территории

”казани€ к организации исследований:

1. ќрганизу€ наблюдени€, необходимо учитывать, что в миграци€х птиц есть свои закономерности и довольно устойчива€ хронологическа€ цепь сроков весеннего возвращени€ отдельных видов. Ќекоторые птицы прилетают почти с календарной точностью, что отмечено в народных приметах. ѕролет птиц идет в несколько этапов, волнами (табл. 1).

“аблица 1.

Ётапы пролета дл€ средней полосы –оссии

є

жаворонки, скворцы и з€блики

3

5-11 апрел€

ледоход

журавли, чибисы, озерные и сизые чайки, пустельги, коршуны, белые тр€согузки, коньки, зар€нки, дрозды, в€хири, кулики-черныши, вьюрки; кр€квы, чирки-свистунки, шилохвости, гоголи

4

15-19 апрел€

–азливы рек

горихвостки, мухоловки-пеструшки, пеночки-теньковки, варакушки. ѕо€вл€ютс€ серые цапли, лебеди, сви€зи, серые утки, широконоски, малые зуйки, кулики-сороки, бекасы, большие кроншнепы, болотные луни.

5

24-30 апрел€

Ќа этом этапе даты прилета делаютс€ уже более посто€нными из года в год и мало завис€т от хода весны

пеночки-трещотки и веснички, кукушки, городские и деревенские ласточки, вертишейки, чомги, гагары, гуси, чернети и другие нырковые утки, камышницы, лысухи. »з куликов по€вл€ютс€ травники, веретенники, гаршнепы, дупели, турухтаны.

6

4-11 ма€

÷ветение черемухи

пастушки, погоныши, крачки речна€ и черна€, выпи, черноголовые славки, серые мухоловки, соловьи, пеночки-пересмешки и стрижи.

7

23 ма€ - 1 июн€

иволги, сорокопуты-жуланы, садовые славки, чечевицы, камышевки, перепела и коростели. ѕрилет овс€нки-дубровника считаетс€ датой окончани€ весеннего прилета и пролета.

ќднако сроки и последовательность прилета и пролета птиц могут существенно отличатьс€ в зависимости от характера весны. ƒл€ того, чтобы у€снить особенности миграции в каждом конкретном году, необходимы ежегодные наблюдени€.

2. –егистраци€ прилетающих видов птиц включает установление точных дат по€влени€ первых особей, начала массового пролета, его окончани€ и полного прекращени€. ≈сли у ¬ас есть возможность регул€рно вести наблюдени€ за пролетом, и ¬ы хорошо знаете птиц, то в полевом дневнике можно сделать табличку записей дл€ регистрации всех встреченных видов птиц (табл. 2). ¬стреча вида отмечаетс€ условным значком (например, крестиком).

“аблица 2

ѕример упрошенной формы регистрации по€влени€ мигрирующих птиц

ћарт

јпрель

ћай

»юнь

¬ид

III

Ќаибольшую ценность будут иметь ежедневные регистрации. ¬ центре европейской части –оссии наибольша€ интенсивность весеннего пролета приходитс€ на вторую и третью декады апрел€. Ќаблюдени€, организованные в это врем€, дадут возможность зафиксировать максимальное число пролетных видов птиц. —обранные материалы следует оформить в виде таблицы (табл.3):

“аблица 3.

¬ид

дата первой встречи

дата массового по€влени€

ƒата окончани€ прилета (пролета)

ѕримечани€

4. —равнить результаты своих исследований с опубликованными в литературе и сделать выводы об особенност€х данного года. ≈сли в школе ведутс€ многолетние наблюдени€, очень показательным будет сравнение с материалами данного сезона.

Ћитература

1. Ѕорейко ¬.≈. »стори€ охраны птиц в –оссии (1872-1917) // —овременна€ орнитологи€. Ц ћ.: Ќаука, 1994,246 с.
  2. √рищенко ¬.Ќ. ‘енологическое картирование в изучении миграций птиц // Ѕеркут. “. 3. ¬ып. 1. 1994. —. 30-38.
  3. »нструкци€ по определению €влений, включенных в бланк-программу фенологических наблюдений дл€ лесной зоны европейской территории ———–. —оставители: “авровский ¬.ј. и др., Ћ., 1978.
  4.  айгородов ƒ.Ќ. (1911б): »зохроны весеннего поступательного движени€ кукушки (Cuculus canorus L.), грача (Trypanocorax frugilegus (L.)) и белого аиста (Ciconia alba Briss.) на территории ≈вропейской –оссии. - ќрнитол. вестник. є1: 38-40.
  5.  айгородов ƒ.Ќ. ќпыт исследовани€ хода весеннего прилета восточного соловь€ (Erithacus philomela Bechst.) в ≈вропейской –оссии // »зв. имп. Ћесного ин-та, 1914. - є 26. - с.1 - 23.
  6.  айгородов ƒ.Ќ. ќпыт исследовани€ хода весеннего прилета грачей (Trypanocorax frugilegus (L.)) в ≈вропейской –оссии // »зв. имп. Ћесного ин-та, 1910. - є20. Ц с.23 Ц 42.
  7.  айгородов ƒ.Ќ. ќпыт исследовани€ хода прилета белого аиста (Ciconia alba B.) в ≈вропейской –оссии // »зв. имп. Ћесного ин-та, 1911а. - є 21. Ц с. 197 Ц 214.
  8.  айгородов ƒ.Ќ., ¬ульф ј.ј. ќпыт исследовани€ весеннего прилета гус€ серого (Anser anser (L.)) в ≈вропейской части ———– // “р. Ћесотехнич. академии. - Ћенинград, 1931. - є1 (38). Ц с. 127 Ц 145.
  9.  айгородов ƒ.Ќ., ¬ульф ј.ј. ќпыт исследовани€ хода весеннего прилета кр€ковой утки (Anas platyrhyncha L.) в ≈вропейской –оссии // »зв. Ћенингр. лесного ин-та. - Ћенинград, 1927. - є35. - с.155 Ц 189.
  10.  арри-Ћиндал  ., ѕтицы над сушей и морем: √лобальный обзор миграций птиц / ѕер. со швед. и предисл. Ћ.–. —еребр€нного Ц ћ.: ћысль, 1984, 204 с.
  11. Ћебедева ћ.». Ѕелый аист. ћиграции птиц восточной ≈вропы и северной јзии. јистообразные-пластинчатоклювые. Ц ћ.: Ќаука, 1979.
  12. Ћеонов Ќ. ». јлександр ‘Єдорович ћиддендорф (1815Ч1894). Ч ћ.: Ќаука, 1967.
  13. ћетодические рекомендации по проведению наблюдений за пролетом птиц (јвторы-составители: —.¬. Ѕакка, Ќ.ё.  иселева, Ћ.ѕ.  омаров) Ц Ќ.Ќовгород: ћеждународный —оциально-экологический —оюз, Ёкоцентр Ђƒронтї, 2010. Ц 16 с.
  14. ѕриклонский —.√. ѕривлечение добровольных корреспондентов дл€ помощи в исследовани€х по биологии и охотоведению /ѕрименение новых методов в охотничьем хоз€йстве Ц ћ., 1970. с. 107-134
  15. ѕрограмма организации и ведени€ фенологических наблюдений. ћетодическое пособие. —ост. —.я. яновский. ћ.: Ёкосистема, 1996. 29 с.
  16. —трижев ј.Ќ. “уристу о природе. - ћ.: ѕрофиздат, 1986. 176 с.
  17. ‘енологические наблюдени€. Ѕланк-программа. Ћ., 1978
  18. ‘линт ¬.≈. и др. ѕтицы ≈вропейской –оссии. ѕолевой определитель. Ц ћ.: —оюз охраны птиц –оссии; јлгоритм. Ц 2001,224 с.
  19. Ўульц √.Ё. ќбща€ фенологи€. - Ћенинград: Ќаука, 1981, 188 с.
  20. Middendorf A. Die Isepiptesen Russlands // Memories de lФAcad. d. Sc. De St.-Peterb. Ц 1855. Ц Ser.6., 143 р.
  21. Slivinsky U. (1938): Isopiptesen einiger Vogelarten in Europa. - Zool. Poloniae. 2.
  22. Southern H.N. (1938a): The spring migration of the Swallow over Europe. - Brit. Birds.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.