Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Организация исследовательской деятельности учащихся с целью профилактики девиантного поведения

Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна
заместитель директора по ИКТ, МОУ СОШ № 129 г.Уфы

К компетенциям современного учителя относят социальную, межкультурную, коммуникативную, информационно-технологическую компетенции и специфическую профессиональную компетенцию – способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане. Содержание этих компетенций достаточно подробно зафиксировано и структурировано работах современных педагогов-практиков и теоретиков. Наивысшим критерием освоения выделенных компетенций является общественная значимость результатов труда учителя в деле обучения и воспитания.

Организация исследовательской деятельности учащихся требует от учителя высокого уровня развития всех вышеперечисленных компетенций. Для того, чтобы управлять ученическими исследованиями, стоит руководствоваться простым принципом: «Чтобы научиться плавать – нужно плавать». Чтобы научить исследовать – нужно «исследовать самому и исследовать вместе».

В нашем исследовании, посвященном проблемам профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения, мы строим профилактическую работу на основе организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

В качестве примера опишем наш метод, реализованный в преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9-х классах средней школы. Профилактика девиантного поведения осуществлялась на примере профилактики и коррекции интернет-аддикции.

Увлечение компьютерными и интернет-играми на фоне других видах проявления девиантного поведения выглядит достаточно невинно. Подросток-игроман, как правило, сидит дома, выполняет элементарные требования родителей, не водит плохих компаний (в реальности). Но по мере развития пагубной склонности к компьютерным играм постепенно происходит разрушение личности, что приводит к очень серьезным физиологическим, интеллектуальным и психическим нарушениям. В этом суть интернет-аддикции.

Начало компьютерной зависимости кроется, согласно исследованиям К.Янг, М.Грифиттса, А.Е Войскунского и других, в иллюзорном самоутверждении, когда субъект пытается удовлетворить реальную потребность в самоутверждении через осознанное или неосознанное стремление лишь казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть.

Интернет-игры и виртуальное общение внешне похожи на реальную жизнь в главном. Чтобы подниматься с одной социальной ступеньки на более высокую, необходимы определенные достижения, заслуги, успехи. Поэтому в интернет-играх для перехода на более высокий и престижный уровень играющему всегда предлагается выполнить какие-то конкретные задания — квесты, которые подростки с готовностью пытаются решить.

Почему многие подростки готовы выполнять какие-то иллюзорные задания, вместо того, чтобы приложить усилия и выполнить реальные жизненно важные задачи? Видимо потому, что в реальной жизни они просто не умеют это делать, боятся неудачных решений, насмешек со стороны сверстников и взрослых. А интернет-игра представляет им возможность постепенно установить или восстановить правила успешной игры путем многократных проб и ошибок без свидетелей и комментаторов. На решение жизненно важных для подростка задач путем проб и ошибок у них практически нет ни времени, ни средств, ни сил.

Например, при возникновении потребности в самоуважении подросток нуждается в том, чтобы, во-первых, его собственная оценка себя была достаточно высокой, а во-вторых, оценка социума совпадала с самооценкой индивида или была бы выше.

Согласно нашим наблюдениям, самооценка подростков зачастую занижена, особенно удевиантных. Чтобы поднять свою самооценку, подростку требуются реальные достижения, результаты в конкретной, желательно, социально важной деятельности.

Подростки прекрасно понимают, какие достижения высоко оцениваются в социальной среде. По разным причинам у многих подростков таких достижений явно недостаточно. Для изменения ситуации подросткам требуется приложить усилия, перестроить себя или сменить социальную среду. Все эти варианты трудноосуществимы. Мало, кто даже из взрослых способен на решительные позитивные изменения в своем существовании. Однако можно попытаться найти какую-нибудь деятельность, в которой подросток сможет держаться наравне (а, по возможности, и выше) с членами референтной группы. Например, скачивать новые рингтоны и программки, пользоваться социальными сетями и играть в популярные компьютерные игры.

О девятикласснике Мише С. закрепилось мнение, что он совершает негативные поступки: курит, не выполняет домашние задания, хамит учителям, срывает уроки и все свое свободное время тратит на компьютерные онлайн-игры.

При этом одноклассники не осуждают его поведение, а присоединяются к нему.

Девиантный подросток неисправим, считали учителя.

В результате тестирования мы определили, что у Миши С. и его друзей уровень самоуважения ниже среднего, самооценка заниженная.

В процессе наблюдений мы установили, что подросток конфликтует с учителями для того, чтобы выделиться из группы своих одноклассников. Со слов Миши С. друзья уважают его за смелость и отсутствие страха перед наказанием.

В результате бесед и обсуждения мы также выяснили, что Миша С. и его друзья увлекаются компьютерными играми и отдают им большую часть своего свободного времени.

В онлайн-играх подростков привлекают чисто социальные перспективы: например, возможность стать членом группы (клана), приобрести (заработать в бою или купить) навыки, недоступные в реальной жизни, общаться на темы, интересные всем, завести семью, хороших и успешных родителей и другие. Возможности и предложения современных виртуальных игр расширяются день ото дня, а иллюзия самоутверждения в интернете становится ложным достоянием все большего числа подростков.

Группа подростков, попавшая под наблюдение, склонялась именно к девиантным формам поведения: компьютерной и интернет-зависимости, а также к асоциальному поведению. Поведение еще не приобрело законченный характер, например, зависимость от компьютерных игр еще не стала аддикцией (пагубной зависимостью). Поэтому профилактика девиантного поведения могла завершиться успешно.

В соответствии со стратегией профилактики девиантного поведения, основанной на потребностях, мы предприняли следующие действия. Программа изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе позволяет формировать необходимые компетенции через выполнение творческих работ, носящих исследовательский характер. Мы предложили выбранному классу выполнить творческую работу в редакторе видеопрезентаций. Мы акцентировали внимание и интерес учащихся на возможности удовлетворения потребностей в уважении, достижении и самореализации через выполнение данного проекта. В эксперимент включились учащиеся всей параллели 9 классов (103 человека). Задание следовало выполнить в группах по три человека. Миша С. и его друзья Дима В. и Олег Ф. тут же объединились. Из пяти предложенных тем Миша С. и его друзья выбрали тему «Мир моих увлечений». Первоначально они хотели рассказать о своей любимой компьютерной игре. Однако учитель показал им поверхностность такого подхода. В частности, в интернете они нашли много проектов и рекламных роликов про эту игру и решили, что лучше им не сделать, а хуже они не хотят.

Поэтому совместно с учителем был подобран такой аспект изложения темы в работе, который позволил им рассказать о целой субкультуре, сформированной сообществом подростков своей и других школ на основе увлечения игрой. Подростки провели исследование интернет-ресурсов, проанализировали психологические аспекты интереса и зависимости от компьютерных игр, опросили сверстников и одноклассников. Хорошее знание компьютера и интернет-технологий позволило решить технические вопросы оригинальным способом, что сделало проект ярким и содержательным. Данный проект был показан на школьной конференции и решением жюри направлен на городской конкурс информационных технологий, где был отмечен дипломом. Подростки получили возможность не только показать свои умения, но и поделиться со взрослыми жизненно важными для них аспектами своей жизни. Учителя в школе стали относиться к ним лучше, уважение со стороны педагогов повлекло изменение в поведении ребят на уроках других предметов. Подростки, получив удовлетворение потребности в самореализации, достижении и самоуважении, испытали положительный эмоциональный подъем, который, по их словам, «круче, чем собрать юнита 60 уровня» (достижение в компьютерной игре). Дальнейшая деятельность подростков сейчас направлена на стремление повторить успех. Они начали серьезно изучать программы работы с видео и аудио информацией. В настоящее время даже в каникулы они заняты тем, что работают над новым проектом. Своей главной задачей они видят успешное участие в международном конкурсе «Цифровой ветер», проводимый Саратовским государственным техническим университетом совместно с ведущими IT-компаниями мира. А знания и умения, приобретаемые в ходе работы над проектами, поможет им выбрать будущую специальность в соответствии со склонностями и желаниями.

Педагогическое воздействие, направленное на создание условий для реального самоутверждения, способно предотвратить вероятность появления девиантного поведения в способе удовлетворения потребности, например, при противодействии формированию компьютерной и интернет-зависимости.

В нашем исследовании мы опирались на главные потребности подростков: потребности в самоуважении, в достижении и в самореализации были систематизированы.В вершину пирамиды мы переместили потребность в самореализации. Результат самореализации — созданный проект — позволил подросткам удовлетворить потребность в достижении сначала на уровне школы, а потом и на городском уровне. И потребность в самоуважении удовлетворилась как формированием собственной высокой самооценки, так и через формирование высокой оценки со стороны референтной группы: одноклассников, учителей и родителей.

В самом общем виде профилактика девиантного поведения, разработанная нами и реализованная в описанном выше примере, содержала следующее:

- для успешной профилактики девиантного поведения необходимо определить ту потребность подростка, которая удовлетворяется девиантным способом;

- наиболее важными для старших подростков являются потребности в самоуважении, самореализации и в достижении, поэтому необходимо выстроить иерархию этих потребностей;

- подростку предлагается недевиантный, то есть социально приемлемый способ удовлетворения потребности, что уменьшит вероятность формирования девиантного поведения;

- новый способ удовлетворения потребности должен быть осуществимым (посильным) для подростка, в идеале, он должен основываться на его интересах и склонностях, использовать те же движущие силы, которые заставляли подростка искать удовлетворения потребностей девиантным способом.

Организация и проведение педагогического исследования по профилактике девиантного поведения старшеклассников потребовало от учителя серьезного профессионального роста, развития всех компетенций, перечисленных выше. К настоящему времени теоретическое обоснование, выявленные педагогические условия и результаты исследования скомпилированы в завершенный педагогический труд – диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Учебная деятельность старшеклассников в рамках педагогического исследования также способствовала существенному росту метапредметных, предметных и общих компетенций учащихся.

По нашему мнению, организация исследовательской работы учащихся и ее реализация в предметных уроках способствует обогащению образовательного процесса и максимально полно реализует взаимодействие учителя и учеников.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017