јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќрганизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ с целью профилактики девиантного поведени€

—оловь€нюк- ротова ¬алентина √ригорьевна
заместитель директора по » “, ћќ” —ќЎ є 129 г.”фы

  компетенци€м современного учител€ относ€т социальную, межкультурную, коммуникативную, информационно-технологическую компетенции и специфическую профессиональную компетенцию Ц способность учитьс€ всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане. —одержание этих компетенций достаточно подробно зафиксировано и структурировано работах современных педагогов-практиков и теоретиков. Ќаивысшим критерием освоени€ выделенных компетенций €вл€етс€ общественна€ значимость результатов труда учител€ в деле обучени€ и воспитани€.

ќрганизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ требует от учител€ высокого уровн€ развити€ всех вышеперечисленных компетенций. ƒл€ того, чтобы управл€ть ученическими исследовани€ми, стоит руководствоватьс€ простым принципом: Ђ„тобы научитьс€ плавать Ц нужно плаватьї. „тобы научить исследовать Ц нужно Ђисследовать самому и исследовать вместеї.

¬ нашем исследовании, посв€щенном проблемам профилактики девиантного (отклон€ющегос€) поведени€, мы строим профилактическую работу на основе организации исследовательской и проектной де€тельности учащихс€.

¬ качестве примера опишем наш метод, реализованный в преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9-х классах средней школы. ѕрофилактика девиантного поведени€ осуществл€лась на примере профилактики и коррекции интернет-аддикции.

”влечение компьютерными и интернет-играми на фоне других видах про€влени€ девиантного поведени€ выгл€дит достаточно невинно. ѕодросток-игроман, как правило, сидит дома, выполн€ет элементарные требовани€ родителей, не водит плохих компаний (в реальности). Ќо по мере развити€ пагубной склонности к компьютерным играм постепенно происходит разрушение личности, что приводит к очень серьезным физиологическим, интеллектуальным и психическим нарушени€м. ¬ этом суть интернет-аддикции.

Ќачало компьютерной зависимости кроетс€, согласно исследовани€м  .янг, ћ.√рифиттса, ј.≈ ¬ойскунского и других, в иллюзорном самоутверждении, когда субъект пытаетс€ удовлетворить реальную потребность в самоутверждении через осознанное или неосознанное стремление лишь казатьс€ таким человеком, каким бы ему хотелось быть.

»нтернет-игры и виртуальное общение внешне похожи на реальную жизнь в главном. „тобы подниматьс€ с одной социальной ступеньки на более высокую, необходимы определенные достижени€, заслуги, успехи. ѕоэтому в интернет-играх дл€ перехода на более высокий и престижный уровень играющему всегда предлагаетс€ выполнить какие-то конкретные задани€ Ч квесты, которые подростки с готовностью пытаютс€ решить.

ѕочему многие подростки готовы выполн€ть какие-то иллюзорные задани€, вместо того, чтобы приложить усили€ и выполнить реальные жизненно важные задачи? ¬идимо потому, что в реальной жизни они просто не умеют это делать, бо€тс€ неудачных решений, насмешек со стороны сверстников и взрослых. ј интернет-игра представл€ет им возможность постепенно установить или восстановить правила успешной игры путем многократных проб и ошибок без свидетелей и комментаторов. Ќа решение жизненно важных дл€ подростка задач путем проб и ошибок у них практически нет ни времени, ни средств, ни сил.

Ќапример, при возникновении потребности в самоуважении подросток нуждаетс€ в том, чтобы, во-первых, его собственна€ оценка себ€ была достаточно высокой, а во-вторых, оценка социума совпадала с самооценкой индивида или была бы выше.

—огласно нашим наблюдени€м, самооценка подростков зачастую занижена, особенно удевиантных. „тобы подн€ть свою самооценку, подростку требуютс€ реальные достижени€, результаты в конкретной, желательно, социально важной де€тельности.

ѕодростки прекрасно понимают, какие достижени€ высоко оцениваютс€ в социальной среде. ѕо разным причинам у многих подростков таких достижений €вно недостаточно. ƒл€ изменени€ ситуации подросткам требуетс€ приложить усили€, перестроить себ€ или сменить социальную среду. ¬се эти варианты трудноосуществимы. ћало, кто даже из взрослых способен на решительные позитивные изменени€ в своем существовании. ќднако можно попытатьс€ найти какую-нибудь де€тельность, в которой подросток сможет держатьс€ наравне (а, по возможности, и выше) с членами референтной группы. Ќапример, скачивать новые рингтоны и программки, пользоватьс€ социальными сет€ми и играть в попул€рные компьютерные игры.

ќ дев€тикласснике ћише —. закрепилось мнение, что он совершает негативные поступки: курит, не выполн€ет домашние задани€, хамит учител€м, срывает уроки и все свое свободное врем€ тратит на компьютерные онлайн-игры.

ѕри этом одноклассники не осуждают его поведение, а присоедин€ютс€ к нему.

ƒевиантный подросток неисправим, считали учител€.

¬ результате тестировани€ мы определили, что у ћиши —. и его друзей уровень самоуважени€ ниже среднего, самооценка заниженна€.

¬ процессе наблюдений мы установили, что подросток конфликтует с учител€ми дл€ того, чтобы выделитьс€ из группы своих одноклассников. —о слов ћиши —. друзь€ уважают его за смелость и отсутствие страха перед наказанием.

¬ результате бесед и обсуждени€ мы также вы€снили, что ћиша —. и его друзь€ увлекаютс€ компьютерными играми и отдают им большую часть своего свободного времени.

¬ онлайн-играх подростков привлекают чисто социальные перспективы: например, возможность стать членом группы (клана), приобрести (заработать в бою или купить) навыки, недоступные в реальной жизни, общатьс€ на темы, интересные всем, завести семью, хороших и успешных родителей и другие. ¬озможности и предложени€ современных виртуальных игр расшир€ютс€ день ото дн€, а иллюзи€ самоутверждени€ в интернете становитс€ ложным досто€нием все большего числа подростков.

√руппа подростков, попавша€ под наблюдение, склон€лась именно к девиантным формам поведени€: компьютерной и интернет-зависимости, а также к асоциальному поведению. ѕоведение еще не приобрело законченный характер, например, зависимость от компьютерных игр еще не стала аддикцией (пагубной зависимостью). ѕоэтому профилактика девиантного поведени€ могла завершитьс€ успешно.

¬ соответствии со стратегией профилактики девиантного поведени€, основанной на потребност€х, мы предприн€ли следующие действи€. ѕрограмма изучени€ информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе позвол€ет формировать необходимые компетенции через выполнение творческих работ, нос€щих исследовательский характер. ћы предложили выбранному классу выполнить творческую работу в редакторе видеопрезентаций. ћы акцентировали внимание и интерес учащихс€ на возможности удовлетворени€ потребностей в уважении, достижении и самореализации через выполнение данного проекта. ¬ эксперимент включились учащиес€ всей параллели 9 классов (103 человека). «адание следовало выполнить в группах по три человека. ћиша —. и его друзь€ ƒима ¬. и ќлег ‘. тут же объединились. »з п€ти предложенных тем ћиша —. и его друзь€ выбрали тему Ђћир моих увлеченийї. ѕервоначально они хотели рассказать о своей любимой компьютерной игре. ќднако учитель показал им поверхностность такого подхода. ¬ частности, в интернете они нашли много проектов и рекламных роликов про эту игру и решили, что лучше им не сделать, а хуже они не хот€т.

ѕоэтому совместно с учителем был подобран такой аспект изложени€ темы в работе, который позволил им рассказать о целой субкультуре, сформированной сообществом подростков своей и других школ на основе увлечени€ игрой. ѕодростки провели исследование интернет-ресурсов, проанализировали психологические аспекты интереса и зависимости от компьютерных игр, опросили сверстников и одноклассников. ’орошее знание компьютера и интернет-технологий позволило решить технические вопросы оригинальным способом, что сделало проект €рким и содержательным. ƒанный проект был показан на школьной конференции и решением жюри направлен на городской конкурс информационных технологий, где был отмечен дипломом. ѕодростки получили возможность не только показать свои умени€, но и поделитьс€ со взрослыми жизненно важными дл€ них аспектами своей жизни. ”чител€ в школе стали относитьс€ к ним лучше, уважение со стороны педагогов повлекло изменение в поведении реб€т на уроках других предметов. ѕодростки, получив удовлетворение потребности в самореализации, достижении и самоуважении, испытали положительный эмоциональный подъем, который, по их словам, Ђкруче, чем собрать юнита 60 уровн€ї (достижение в компьютерной игре). ƒальнейша€ де€тельность подростков сейчас направлена на стремление повторить успех. ќни начали серьезно изучать программы работы с видео и аудио информацией. ¬ насто€щее врем€ даже в каникулы они зан€ты тем, что работают над новым проектом. —воей главной задачей они вид€т успешное участие в международном конкурсе Ђ÷ифровой ветерї, проводимый —аратовским государственным техническим университетом совместно с ведущими IT-компани€ми мира. ј знани€ и умени€, приобретаемые в ходе работы над проектами, поможет им выбрать будущую специальность в соответствии со склонност€ми и желани€ми.

ѕедагогическое воздействие, направленное на создание условий дл€ реального самоутверждени€, способно предотвратить веро€тность по€влени€ девиантного поведени€ в способе удовлетворени€ потребности, например, при противодействии формированию компьютерной и интернет-зависимости.

¬ нашем исследовании мы опирались на главные потребности подростков: потребности в самоуважении, в достижении и в самореализации были систематизированы.¬ вершину пирамиды мы переместили потребность в самореализации. –езультат самореализации Ч созданный проект Ч позволил подросткам удовлетворить потребность в достижении сначала на уровне школы, а потом и на городском уровне. » потребность в самоуважении удовлетворилась как формированием собственной высокой самооценки, так и через формирование высокой оценки со стороны референтной группы: одноклассников, учителей и родителей.

¬ самом общем виде профилактика девиантного поведени€, разработанна€ нами и реализованна€ в описанном выше примере, содержала следующее:

- дл€ успешной профилактики девиантного поведени€ необходимо определить ту потребность подростка, котора€ удовлетвор€етс€ девиантным способом;

- наиболее важными дл€ старших подростков €вл€ютс€ потребности в самоуважении, самореализации и в достижении, поэтому необходимо выстроить иерархию этих потребностей;

- подростку предлагаетс€ недевиантный, то есть социально приемлемый способ удовлетворени€ потребности, что уменьшит веро€тность формировани€ девиантного поведени€;

- новый способ удовлетворени€ потребности должен быть осуществимым (посильным) дл€ подростка, в идеале, он должен основыватьс€ на его интересах и склонност€х, использовать те же движущие силы, которые заставл€ли подростка искать удовлетворени€ потребностей девиантным способом.

ќрганизаци€ и проведение педагогического исследовани€ по профилактике девиантного поведени€ старшеклассников потребовало от учител€ серьезного профессионального роста, развити€ всех компетенций, перечисленных выше.   насто€щему времени теоретическое обоснование, вы€вленные педагогические услови€ и результаты исследовани€ скомпилированы в завершенный педагогический труд Ц диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

”чебна€ де€тельность старшеклассников в рамках педагогического исследовани€ также способствовала существенному росту метапредметных, предметных и общих компетенций учащихс€.

ѕо нашему мнению, организаци€ исследовательской работы учащихс€ и ее реализаци€ в предметных уроках способствует обогащению образовательного процесса и максимально полно реализует взаимодействие учител€ и учеников.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020