Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ПОЛЕВАЯ ШКОЛА «ЗЕЛЕНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» - УДАЧНЫЙ ОПЫТ

Молькова Нонна Вячеславовна
методист по эколого-биологической работе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Балахна Нижегородской области», руководитель полевой школы

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о важности общего образования, но значительная роль отводится взаимодействию общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования и др. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны [1]. Традиционными источниками нравственности, среди прочих ценностей, является природа. Человек может выжить только в гармонии с природой. Усвоить, что биосфера - это его единственный дом, в котором он должен научиться жить могут помочь только знания, причем практические.

Образовательные программы эколого-биологической направленности, экологизация проводимых мероприятий составляет основу деятельности «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» (ЦДЮТиЭ) г. Балахны. Потребности в общении с природой не могут быть удовлетворены за счёт учебного процесса. Экологический туризм педагоги Центра пропагандируют во время экскурсий, организации практических занятий на местности, туристских походов. Педагоги ЦДЮТиЭ, а так же привлекаемые к работе сотрудники организаций-партнеров, организуя участие в созидательной деятельности экологического характера на природоохранных акциях и десантах, на конференциях закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в школе, способствуют приобретению практических навыков общения с живой природой. С помощью различных форм, методик и технологий, главным объединяющим принципом которых является деятельностный подход, в Балахнинском районе Центром туризма реализуется в образовательной и массовой деятельности лозунг «Главное – практика!». Занятия и мероприятия на природе дают всесторонне обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогают выработать способность выявлять причинно-следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных ситуаций [2], в том числе и экологических, освоить на практике основные методики изучения объектов живой природы, понимать экологические проблемы родного края. Примером одной из новых для нас форм работы стала летняя полевая экологическая школа - «Зеленая лаборатория».

Полевая школа работала на базе филиала в районе дер. Рылово, где имеется учебно-опытный участок и представлены разнообразные природные сообщества. Большой интерес к открытию новых маршрутов, получению знаний и отработке практических умений и навыков по исследованию природных богатств края проявили учащиеся нескольких школ района. Программа основывалась, прежде всего на том, что образование в области окружающей среды представляет собой активный процесс, который имеет отношение к динамическому взаимодействию человека и природы и направлен на улучшение качества существования всех живых организмов, в том числе и самого человека. Соотношение теории и практики в нашей работе ориентировано на больший объем практических занятий, так как проблемы экологического образования и воспитания немыслимы без практических навыков работы в природе. «Глубинная экология» (термин был введен в 1973 году норвежским экологом Арнэ Наэссом) обращается к базовым ценностям и нормам, а их основа - это интуитивные знания и стремление к осмыслению природы, осознанию своего места в мире, что формирует так называемое экологическое сознание, помогает войти в состояние внутреннего переживания, раскрыть в себе стремление к личностному росту в ходе погружений в природу [3].

Экскурсии по эколого-краеведческому маршруту «Тропой путешествий и открытий» расширили не только умения ориентироваться на местности, представления о типах природных сообществ и видовом разнообразии их обитателей, но и пополнили багаж впечатлений от купания под искусственным водопадом «гриденинской плотины»; десятикилометровая пешеходная прогулка, раскаленный смоляной воздух, родниковая вода источника св. Тихона и спелые ирга, земляника, черника – укрепили здоровье, отчего небольшие попутные наблюдения и исследования были скорее развлечением. Изучение пернатых и учет водоплавающих птиц на карьерах, которые являются ключевой орнитологической территорией России (КОТР) и имеют всемирный статус, участникам полевой школы помогли провести сотрудники Балахнинского общества охотников и рыболовов. Полученные данные позволили ребятам принять участия в областном конкурсе «Хранителей КОТР», организуемом Нижегородским отделением Союза охраны птиц России.

Посещение и исследование трех родников с помощью тест-систем мини- лаборатории «Пчелка-У», беседы с местными жителями об их истории и образовании нового «бирюзового озера» не только объяснили, почему Рылово называют родниковым краем, но и заставил ребят поразмышлять о последствиях необдуманного вмешательства человека в природу. Материалы исследования по родникам легли в основу проекта – победителя областного конкурса исследователей окружающей среды.

Групповая форма работы и вариативное использование методик позволили охватить как можно больше тем исследования, учесть индивидуальные возможности и возрастные особенности ребят, их интересы. Старшеклассники исследовали типы почв, их плодородие, кислотность и некоторые другие свойства. «Пятиклашки» изучали воздушную среду и атмосферные явления с помощью таких приборов, как термометр, гигрометр, барометр, устанавливали наиболее запыленный участок самодельными пылеулавливателями из скотча, учились предсказывать погоду по изменениям показаний приборов, сравнивали с предсказаниями по облакам и даже народная примета - крик иволги – подтвердили их прогноз: дневной зной к вечеру сменился прохладой от густой облачности. И тем приятнее было собраться вместе у «вечернего самовара» не только, чтобы отведать белый, зеленый, черный, красный и кипрейный чай, но и узнать о свойствах, использовании, правильном заваривании традиционного русского напитка, а также исследовать, как свойства воды влияют на его вкусовые качества.

Но самым интересным было жарким летом изучать водоемы. Прозрачность, температура, глубина, прибрежная растительность и другое - почти десяток данных собрали ребята, совмещая приятную процедуру купания со взятием проб и другими исследованиями.

А анализы овощей и фруктов на наличие нитратов и ионов тяжелых металлов, с помощью тестов мини-лаборатории вызвали бурю разнообразных эмоций. Для меня – педагога дополнительного образования – многого стоят слова выпускницы одной из школ: «Если бы химия на уроках была такой интересной, я бы ее учила и пошла бы на химфак!». Позже полученные результаты были оформлены в научно-исследовательскую работу и представлялись ребятами на районной и областной конференциях НОУ.

В ходе тренингов, игр, общения, индивидуальной и групповой исследовательской работы и ребята глубже познают не только природу, но и себя, учатся взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность «зеленой школы» положительно повлияла на закрепление экологических и социальных знаний, способствовала правильному формированию потребностей, интересов и убеждений, правильно ориентировала и воспитывала активную гражданскую позицию молодого поколения.

Хочется поблагодарить родителей, педагогов и сотрудников различных организаций - всех, кто помог безаварийно, результативно и интересно организовать и провести нашему Центру это новое и полезное дело.

Литература

      1. Федеральные государственные образовательные стандарты
      2. Константинов Ю.С. Детский туризм.- М.: ФЦДЮТиК, 2008.
      3. Семенас С. Глубинная экология: краткое введение в теорию и практику // Адукатар. - 2009. - № 3. С. 26-30.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017