јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


“ехнологические аспекты процесса формировани€ у младших школьников умени€ наблюдать

√ел€сина ≈лена ¬ладимировна
заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик, кандидат педагогических наук, доцент √”ƒќ¬ Ђ¬итебский областной институт развити€ образовани€ї, респ. Ѕеларусь

 

ќбразование, ориентированное в будущее, предполагает создание условий дл€ активного познани€ учащимис€ мира, использовани€ и преобразовани€ субъектного опыта, организации диалога, самосто€тельного поиска ответов на вопросы. Ёто актуализирует задачу формировани€ у учеников готовности к исследовательской де€тельности уже на первой ступени образовани€. ќдним из факторов успешного решени€ данной задачи €вл€етс€ формирование у младших школьников умени€ наблюдать.

»сход€ из того, что освоение любого умени€ предусматривает вовлечение человека в адекватные виды де€тельности, мы убеждены, что формирование у младших школьников умени€ наблюдать также требует специальной организации педагогического процесса. Ќеобходимость этой работы имеет и психологическую обусловленность. ¬ частности, младший школьный возраст признан сензитивным периодом дл€ формировани€ познавательного отношени€ ребенка к миру и дл€ овладени€ методами его познани€. »менно в младшем школьном возрасте учебный процесс предъ€вл€ет новые требовани€ к произвольности, управл€емости, объему и устойчивости внимани€. ≈сли в дошкольном возрасте при обследовании объектов преобладали узнавание и различение, опирающиес€ на внешние признаки, то у младшего школьника воспри€тие носит синтезирующий характер, направлено на установление внутренних св€зей, осуществл€етс€ целенаправлено и преднамеренно. ќднако, эти свойства воспри€ти€ не формируютс€ самопроизвольно. »значально у первоклассников воспри€тие еще слабо дифференцировано, они испытывают р€д трудностей в осуществлении аналитической де€тельности и проведении осознанного наблюдени€ €влений. ¬се сказанное выше подчеркивает значимость разработки теоретических основ педагогического процесса, направленного на формирование у младшего школьника умени€ наблюдать.

—одержание данного процесса будет обусловлено спецификой понимани€ сущности наблюдени€ и выполн€емой им методологической функции. ћы будем анализировать метод наблюдени€ в логике схемы, представленной на рисунке 1, где в диалектическом единстве рассматриваетс€ его объективна€ и субъективна€ стороны.

¬начале мы изложим общее, характеризующее любой научный метод, а затем отметим специфичное, характерное дл€ метода наблюдени€. ¬ методологии науки (работы ¬.¬. »льина, ¬.ѕ.  охановского, ѕ.¬.  опнина, Ћ.ј. ћикешиной, ¬.—. —тепина) метод рассматриваетс€ как исходный пункт и предпосылка последующей де€тельности. √лавными функци€ми метода €вл€ютс€ регулирующа€ и ориентирующа€. ѕо своей сути метод Ц система регул€тивов, правил, предписаний, выступающих в качестве оруди€ дальнейшего познани€ действительности. ќн нацелен на фиксацию способов и механизмов решени€ проблемы.

ѕеречисленные свойства и функции, будучи общими дл€ всех научных методов, характерны и дл€ метода наблюдени€. ќтличительные признаки метода наблюдени€ отражены в ниже следующем определении. Ќаблюдение Ц общенаучный эмпирический метод познани€ человеком окружающей действительности на основе непосредственного воспри€ти€ изучаемых объектов и €влений. Ќаблюдение провод€т с целью установлени€ признаков изучаемых объектов и €влений, а также вы€влени€ взаимосв€зи между ними.

¬ контексте рассматриваемого вопроса важное мировоззренческое значение имеет понимание того, что специфика наблюдени€ обуславливаетс€ природой предмета исследовани€. ќтсюда следует важность педагогически обоснованного выбора объекта наблюдени€, учет возрастных особенностей детей и уровн€ их подготовки. ј.я. √ерд [1] утверждает, что дл€ детей младшего школьного возраста следует выбирать €влени€, протекающие сравнительно быстро и несложно. ѕостепенно можно включать учеников в наблюдение за более сложными процессами, продолжительными, требующими отслеживани€ в течение нескольких дней или недель. “аким образом, младшие школьники могут наблюдать самые разнообразные природные и рукотворные объекты, €влени€, происход€щие в живой и неживой природе, биологические, физические, химические, технологические, социальные процессы. ¬ыбор предмета наблюдени€ будет обуславливать особенности организации де€тельности исследовател€, используемые им средства и осуществл€емые процедуры.

 ак отмечалось выше, метод наблюдени€ существует только во взаимосв€зи объективного и субъективного. —амо по себе метод реализовыватьс€ не может. Ќаблюдает всегда человек. ѕричем определ€ющее значение имеет именно он, ибо только человек формулирует проблему, ставит познавательную задачу, осознает смысл осуществл€емой де€тельности, избирает необходимые средства, выбирает исследовательскую стратегию. “о кака€ информаци€ и как будет восприниматьс€ субъектом познани€, зависит от его личностных особенностей.  аким образом будут интерпретированы и проанализированы полученные факты, детерминировано мировоззрением исследовател€, его исходным теоретическим уровнем.

¬ услови€х обучени€ младших школьников умению наблюдать, принципиально важно обратить внимание на два аспекта: первый св€зан с обеспечением понимани€ ребенком разницы между научным наблюдением и повседневным житейским воспри€тием окружающего мира, а второй Ц с формированием у ученика представлени€ об активном характере процесса наблюдени€. –ассмотрим каждый из этих аспектов. Ќаблюдение как научный метод исследовани€ отличает однозначность исследовательского замысла, целенаправленность, наличие совокупности специфических методических приемов, планомерность, временна€ определенность и объективность. Ёто означает, что успех в решении исследовательской задачи детерминирован р€дом факторов:

  1. четкой дифференциацией проблемного пол€ и пониманием того, на какие вопросы хотелось бы получить ответы,
  2. конкретной постановкой цели наблюдени€,
  3. разработкой программы наблюдени€ и следование ей,
  4. определением интервала времени в течение которого будет проводитьс€ наблюдение (учитыва€ во-первых, различную скорость протекани€ процессов, а во-вторых, необходимость многократного проведени€ наблюдений с целью исключени€ случайности про€влени€ признаков).

ƒе€тельностный характер наблюдени€ предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их поведением. Ѕолее того, наблюда€, исследователь всегда выбирает исходные теоретические основани€, руководству€сь в своей де€тельности определенной выдвинутой гипотезой. ѕоэтому в ходе наблюдени€ идет осознанный отбор и анализ фактов, подтверждающих истинность сформулированной гипотезы или опровергающих ее.

ѕри отборе технологического обеспечени€ педагогического процесса, направленного на формирование у младших школьников умени€ наблюдать необходимо учитывать тот факт, что наблюдение сопр€жено с выполнением учеником двух познавательных процедур: описани€ и объ€снени€. ќписание в познании выполн€ет систематизирующую и ориентировочную функции. ќно позвол€ет сформировать чувственно-нагл€дный образ изучаемого объекта. —ущность описани€ состоит в перечислении внешних черт объекта изучени€ с целью его отличени€ от других объектов. ќписание может быть качественным и количественным.

 ак мы отмечали выше, предмет исследовани€ обуславливает метод. “акой же характер обусловленности присущ способу описани€ наблюдаемых €влений. ¬ частности, дл€ описани€ социальных €влений, в основном, используютс€ качественные показатели, в то врем€ как описание физических, химических и некоторых биологических и географических €влений должно быть количественным. ƒл€ количественной характеристики изучаемых объектов и €влений примен€ют особые числовые характеристики - величины.

ѕоследние получают в ходе измерени€. “аким образом, наблюдение за физическими, биологическими и географическими объектами и €влени€ми сопр€жено с измерени€ми.

»змерение Ц это сравнение величины с однородной величиной, прин€той за единицу. „тобы измерить величину следует ввести единицу измерени€ и способ измерени€. ¬месте с тем, следует иметь в виду, что величина нар€ду с числовым выражением имеет качественную сторону. »менно качественна€ сторона величины характеризует определенное свойство (растворимость, скорость, температуру кипени€ и пр.). ј количественна€ сторона величины, выраженна€ через числовое значение, показывает, в какой степени это свойство про€вл€етс€ в наблюдаемом €влении.

ѕри обучении младших школьников описанию методологически важным €вл€етс€ введение пон€ти€ о существенных признаках, то есть тех признаках изучаемого объекта, по которым он отличаетс€ от всех других объектов. ¬ажный вывод, который должны сделать ученики касаетс€ необходимости осуществл€ть описание по существенным признакам.

Ѕ.».  орот€ев [2] рассматривает две формы описани€: свернутую и развернутую. ѕо его мнению, развернутое описание, по сравнению со свернутым, предусматривает конструирование множества логически, семантически и синтаксически св€занных между собой предложений, отражающих особенности изучаемого объекта или €влени€. Ќар€ду с вербальным может использоватьс€ знаковое описание, которое предполагает свертывание информации, ее кодирование посредством символов, знаков, других условных обозначений и последующее специфическое пространственное расположение.

¬тора€ познавательна€ процедура, выполн€ема€ учеником в процессе наблюдени€ Ц объ€снение. √носеологическа€ роль объ€снени€ заключаетс€ в вы€влении природы наблюдаемого €влени€ через поиск внутренних св€зей и отношений между его элементами и определение необходимых условий существовани€ данного €влени€.

¬ажным моментом наблюдени€ €вл€етс€ фиксаци€ его результатов. јккуратно, кратко, четко, грамотно и систематизировано зафиксированные результаты - ценнейший эмпирический материал, интерпретаци€ и обработка которого позвол€ет исследователю сформулировать обоснованные выводы. ѕри этом, чем более упор€доченными €вл€ютс€ записи ученика, проводившего наблюдение, тем более эффективной будет работа по вы€влению существенных признаков объекта исследовани€, его внутренней природы, действующих закономерностей, св€зей с другими €влени€ми.

ћы уже упоминали о словесном и знаково-символическом способах описани€ и фиксировани€ результатов. ќсобое место среди вариантов реализации этих способов занимают таблицы и рисунки. “аблицы позвол€ют систематизировать данные, а рисунки Ц отчетливо и целостно визуализировать их. ѕоэтому, формиру€ у младших школьников умение наблюдать, следует обратить внимание на обучение их приемам составлени€ таблиц и рисунков.

—ущностные характеристики метода наблюдени€ и специфика де€тельности субъекта, осуществл€ющего наблюдение, позвол€ют нам осуществить отбор содержательного блока описываемой нами технологии (ответ на вопрос Ђ„ему следует учить, формиру€ у младшего школьника умение наблюдать?ї). ѕроцессуальный блок данной технологии мы выстраиваем, опира€сь на концепции Ќ.‘. “алызиной [3] и ј.¬. ”совой [4].  онтекстное осмысление основных положений данной концепции позвол€ет выстроить технологическую схему формировани€ у младших школьников умений наблюдать (рис.2).

–еализаци€ первого этапа описанной схемы обеспечивает формирование положительной мотивации де€тельности, обретение ребенком личностного смысла усваиваемого умени€. ƒл€ создани€ познавательной мотивации целесообразно включение учеников в беседу, в ходе которой учитель задает вопросы о том, что понимают ученики под наблюдением, €вл€ютс€ ли пон€ти€ Ђсмотретьї и Ђнаблюдатьї одинаковыми по смыслу, какое значение имеет наблюдение в жизни человека, важно ли уметь правильно организовывать наблюдение.

—огласно схеме, на следующем этапе работы учитель создает услови€ дл€ понимани€ учениками наблюдени€ как научного метода и знакомит их с требовани€ми к проведению наблюдени€.  омплекс этих требований нами был охарактеризован выше. ¬ажно, чтобы в процессе обучени€ у школьников не сложилось мнение о том, что названные требовани€ есть механический набор предписаний, следу€ которым можно дать ответ на любой поставленный вопрос. Ќеобходимо учить ребенка проводить наблюдени€, принима€ во внимание природу исследуемого объекта, анализировать свой собственный опыт, сопоставл€ть полученные данные, делать выводы.

¬ажное значение в формировании у младшего школьника умени€ наблюдать имеет освоение им алгоритма наблюдени€. ѕоследний играет роль ориентировочной основы. ¬ работе ј.¬. ”совой Ђ‘ормирование у школьников научных пон€тий в процессе обучени€ї предлагаетс€ нижеследующий вариант проведени€ наблюдени€ [4, с. 131]:

  1. формулировка цели наблюдени€;
  2. выбор объекта наблюдени€;
  3. вы€снение условий, необходимых дл€ наблюдени€;
  4. практическое создание условий, необходимых дл€ наблюдени€ (использование приемов, обеспечивающих хорошую видимость, подсветки, подкраски, экранов и т.д.);
  5. планирование наблюдение;
  6. выбор способа фиксировани€ наблюдаемого (словесное описание, рисунок, система рисунков, представл€ющих €вление в динамике, график, фотографирование, видеосъемка);
  7. выполнение наблюдени€, сопровождаемое фиксированием получаемой информации;
  8. анализ результатов наблюдени€;
  9. формулировка выводов, их фиксирование.

ћы считаем необходимым дополнить представленную схему еще одним пунктом Ц формулировка познавательной проблемы, анализ которой позволит определить цель наблюдени€. Ќеобходимость обусловлена тем, что наблюдение не проводитс€ ради самого себ€. ќно не самоценный метод, а выполн€ет сервисную функцию, позвол€€ дать ответ на сформулированный исследователем вопрос.

“ретий шаг технологии формировани€ умени€ наблюдать Ц включение младшего школьника в непосредственный процесс наблюдени€, осуществл€емого с использованием описанного выше алгоритма. ќсуществл€€ наблюдение по алгоритму, ученик по€сн€ет свои действи€. ”читель управл€ет его де€тельностью, контролирует правильность выполнени€ отдельных действий, при необходимости корректирует их.

„етвертый шаг технологии предполагает самосто€тельное проведение учеником наблюдени€ с опорой на алгоритм. ћетодическое обеспечение реализации описываемого шага технологии требует разработки учителем заданий, которые будут предложены дл€ выполнени€ ученику.

«авершающим этапом технологии €вл€етс€ создание условий, в которых ребенок на практике примен€ет умение проводить наблюдение. ƒл€ этого учитель включает ученика в решение познавательной задачи, ответ на которую может быть получен посредством наблюдени€ за объектом изучени€.

“аким образом, готовность младшего школьника проводить наблюдение предусматривает сформированность у него понимани€ сущности метода наблюдени€, овладение процедурами, лежащими в его основе, умений сформулировать цель наблюдени€, выбрать объект наблюдени€, определить услови€ проведени€ наблюдени€, зафиксировать полученные результаты, проанализировать их и сделать вывод. ѕроцесс формировани€ у младших школьников умени€ наблюдать имеет ступенчатый характер и предполагает постепенное увеличение степени самосто€тельности ребенка в решении познавательных проблем посредством наблюдени€.

Ћитература

  1. √ерд, ј.я. »збранные педагогические труды. ћ.: »зд-во јѕЌ –—‘—–, 1953. Ц 208 с.
  2.  орот€ев, Ѕ.». ”чение Ц процесс творческий. Ц ћ.: ѕросвещение, 1980. Ц 120 с.
  3. “алызина, Ќ. ‘. ѕедагогическа€ психологи€: ”чеб. пособие дл€ студ. сред. пед. учеб. заведений. - ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 1998. - 288 с.
  4. ”сова, ј.¬. ‘ормирование у школьников научных пон€тий в процессе обучени€. Ц ћ.: ѕедагогика, 1986. Ц 176 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019