Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Технологические аспекты процесса формирования у младших школьников умения наблюдать

Гелясина Елена Владимировна
заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик, кандидат педагогических наук, доцент ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», респ. Беларусь

 

Образование, ориентированное в будущее, предполагает создание условий для активного познания учащимися мира, использования и преобразования субъектного опыта, организации диалога, самостоятельного поиска ответов на вопросы. Это актуализирует задачу формирования у учеников готовности к исследовательской деятельности уже на первой ступени образования. Одним из факторов успешного решения данной задачи является формирование у младших школьников умения наблюдать.

Исходя из того, что освоение любого умения предусматривает вовлечение человека в адекватные виды деятельности, мы убеждены, что формирование у младших школьников умения наблюдать также требует специальной организации педагогического процесса. Необходимость этой работы имеет и психологическую обусловленность. В частности, младший школьный возраст признан сензитивным периодом для формирования познавательного отношения ребенка к миру и для овладения методами его познания. Именно в младшем школьном возрасте учебный процесс предъявляет новые требования к произвольности, управляемости, объему и устойчивости внимания. Если в дошкольном возрасте при обследовании объектов преобладали узнавание и различение, опирающиеся на внешние признаки, то у младшего школьника восприятие носит синтезирующий характер, направлено на установление внутренних связей, осуществляется целенаправлено и преднамеренно. Однако, эти свойства восприятия не формируются самопроизвольно. Изначально у первоклассников восприятие еще слабо дифференцировано, они испытывают ряд трудностей в осуществлении аналитической деятельности и проведении осознанного наблюдения явлений. Все сказанное выше подчеркивает значимость разработки теоретических основ педагогического процесса, направленного на формирование у младшего школьника умения наблюдать.

Содержание данного процесса будет обусловлено спецификой понимания сущности наблюдения и выполняемой им методологической функции. Мы будем анализировать метод наблюдения в логике схемы, представленной на рисунке 1, где в диалектическом единстве рассматривается его объективная и субъективная стороны.

Вначале мы изложим общее, характеризующее любой научный метод, а затем отметим специфичное, характерное для метода наблюдения. В методологии науки (работы В.В. Ильина, В.П. Кохановского, П.В. Копнина, Л.А. Микешиной, В.С. Степина) метод рассматривается как исходный пункт и предпосылка последующей деятельности. Главными функциями метода являются регулирующая и ориентирующая. По своей сути метод – система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания действительности. Он нацелен на фиксацию способов и механизмов решения проблемы.

Перечисленные свойства и функции, будучи общими для всех научных методов, характерны и для метода наблюдения. Отличительные признаки метода наблюдения отражены в ниже следующем определении. Наблюдение – общенаучный эмпирический метод познания человеком окружающей действительности на основе непосредственного восприятия изучаемых объектов и явлений. Наблюдение проводят с целью установления признаков изучаемых объектов и явлений, а также выявления взаимосвязи между ними.

В контексте рассматриваемого вопроса важное мировоззренческое значение имеет понимание того, что специфика наблюдения обуславливается природой предмета исследования. Отсюда следует важность педагогически обоснованного выбора объекта наблюдения, учет возрастных особенностей детей и уровня их подготовки. А.Я. Герд [1] утверждает, что для детей младшего школьного возраста следует выбирать явления, протекающие сравнительно быстро и несложно. Постепенно можно включать учеников в наблюдение за более сложными процессами, продолжительными, требующими отслеживания в течение нескольких дней или недель. Таким образом, младшие школьники могут наблюдать самые разнообразные природные и рукотворные объекты, явления, происходящие в живой и неживой природе, биологические, физические, химические, технологические, социальные процессы. Выбор предмета наблюдения будет обуславливать особенности организации деятельности исследователя, используемые им средства и осуществляемые процедуры.

Как отмечалось выше, метод наблюдения существует только во взаимосвязи объективного и субъективного. Само по себе метод реализовываться не может. Наблюдает всегда человек. Причем определяющее значение имеет именно он, ибо только человек формулирует проблему, ставит познавательную задачу, осознает смысл осуществляемой деятельности, избирает необходимые средства, выбирает исследовательскую стратегию. То какая информация и как будет восприниматься субъектом познания, зависит от его личностных особенностей. Каким образом будут интерпретированы и проанализированы полученные факты, детерминировано мировоззрением исследователя, его исходным теоретическим уровнем.

В условиях обучения младших школьников умению наблюдать, принципиально важно обратить внимание на два аспекта: первый связан с обеспечением понимания ребенком разницы между научным наблюдением и повседневным житейским восприятием окружающего мира, а второй – с формированием у ученика представления об активном характере процесса наблюдения. Рассмотрим каждый из этих аспектов. Наблюдение как научный метод исследования отличает однозначность исследовательского замысла, целенаправленность, наличие совокупности специфических методических приемов, планомерность, временная определенность и объективность. Это означает, что успех в решении исследовательской задачи детерминирован рядом факторов:

  1. четкой дифференциацией проблемного поля и пониманием того, на какие вопросы хотелось бы получить ответы,
  2. конкретной постановкой цели наблюдения,
  3. разработкой программы наблюдения и следование ей,
  4. определением интервала времени в течение которого будет проводиться наблюдение (учитывая во-первых, различную скорость протекания процессов, а во-вторых, необходимость многократного проведения наблюдений с целью исключения случайности проявления признаков).

Деятельностный характер наблюдения предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их поведением. Более того, наблюдая, исследователь всегда выбирает исходные теоретические основания, руководствуясь в своей деятельности определенной выдвинутой гипотезой. Поэтому в ходе наблюдения идет осознанный отбор и анализ фактов, подтверждающих истинность сформулированной гипотезы или опровергающих ее.

При отборе технологического обеспечения педагогического процесса, направленного на формирование у младших школьников умения наблюдать необходимо учитывать тот факт, что наблюдение сопряжено с выполнением учеником двух познавательных процедур: описания и объяснения. Описание в познании выполняет систематизирующую и ориентировочную функции. Оно позволяет сформировать чувственно-наглядный образ изучаемого объекта. Сущность описания состоит в перечислении внешних черт объекта изучения с целью его отличения от других объектов. Описание может быть качественным и количественным.

Как мы отмечали выше, предмет исследования обуславливает метод. Такой же характер обусловленности присущ способу описания наблюдаемых явлений. В частности, для описания социальных явлений, в основном, используются качественные показатели, в то время как описание физических, химических и некоторых биологических и географических явлений должно быть количественным. Для количественной характеристики изучаемых объектов и явлений применяют особые числовые характеристики - величины.

Последние получают в ходе измерения. Таким образом, наблюдение за физическими, биологическими и географическими объектами и явлениями сопряжено с измерениями.

Измерение – это сравнение величины с однородной величиной, принятой за единицу. Чтобы измерить величину следует ввести единицу измерения и способ измерения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что величина наряду с числовым выражением имеет качественную сторону. Именно качественная сторона величины характеризует определенное свойство (растворимость, скорость, температуру кипения и пр.). А количественная сторона величины, выраженная через числовое значение, показывает, в какой степени это свойство проявляется в наблюдаемом явлении.

При обучении младших школьников описанию методологически важным является введение понятия о существенных признаках, то есть тех признаках изучаемого объекта, по которым он отличается от всех других объектов. Важный вывод, который должны сделать ученики касается необходимости осуществлять описание по существенным признакам.

Б.И. Коротяев [2] рассматривает две формы описания: свернутую и развернутую. По его мнению, развернутое описание, по сравнению со свернутым, предусматривает конструирование множества логически, семантически и синтаксически связанных между собой предложений, отражающих особенности изучаемого объекта или явления. Наряду с вербальным может использоваться знаковое описание, которое предполагает свертывание информации, ее кодирование посредством символов, знаков, других условных обозначений и последующее специфическое пространственное расположение.

Вторая познавательная процедура, выполняемая учеником в процессе наблюдения – объяснение. Гносеологическая роль объяснения заключается в выявлении природы наблюдаемого явления через поиск внутренних связей и отношений между его элементами и определение необходимых условий существования данного явления.

Важным моментом наблюдения является фиксация его результатов. Аккуратно, кратко, четко, грамотно и систематизировано зафиксированные результаты - ценнейший эмпирический материал, интерпретация и обработка которого позволяет исследователю сформулировать обоснованные выводы. При этом, чем более упорядоченными являются записи ученика, проводившего наблюдение, тем более эффективной будет работа по выявлению существенных признаков объекта исследования, его внутренней природы, действующих закономерностей, связей с другими явлениями.

Мы уже упоминали о словесном и знаково-символическом способах описания и фиксирования результатов. Особое место среди вариантов реализации этих способов занимают таблицы и рисунки. Таблицы позволяют систематизировать данные, а рисунки – отчетливо и целостно визуализировать их. Поэтому, формируя у младших школьников умение наблюдать, следует обратить внимание на обучение их приемам составления таблиц и рисунков.

Сущностные характеристики метода наблюдения и специфика деятельности субъекта, осуществляющего наблюдение, позволяют нам осуществить отбор содержательного блока описываемой нами технологии (ответ на вопрос «Чему следует учить, формируя у младшего школьника умение наблюдать?»). Процессуальный блок данной технологии мы выстраиваем, опираясь на концепции Н.Ф. Талызиной [3] и А.В. Усовой [4]. Контекстное осмысление основных положений данной концепции позволяет выстроить технологическую схему формирования у младших школьников умений наблюдать (рис.2).

Реализация первого этапа описанной схемы обеспечивает формирование положительной мотивации деятельности, обретение ребенком личностного смысла усваиваемого умения. Для создания познавательной мотивации целесообразно включение учеников в беседу, в ходе которой учитель задает вопросы о том, что понимают ученики под наблюдением, являются ли понятия «смотреть» и «наблюдать» одинаковыми по смыслу, какое значение имеет наблюдение в жизни человека, важно ли уметь правильно организовывать наблюдение.

Согласно схеме, на следующем этапе работы учитель создает условия для понимания учениками наблюдения как научного метода и знакомит их с требованиями к проведению наблюдения. Комплекс этих требований нами был охарактеризован выше. Важно, чтобы в процессе обучения у школьников не сложилось мнение о том, что названные требования есть механический набор предписаний, следуя которым можно дать ответ на любой поставленный вопрос. Необходимо учить ребенка проводить наблюдения, принимая во внимание природу исследуемого объекта, анализировать свой собственный опыт, сопоставлять полученные данные, делать выводы.

Важное значение в формировании у младшего школьника умения наблюдать имеет освоение им алгоритма наблюдения. Последний играет роль ориентировочной основы. В работе А.В. Усовой «Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения» предлагается нижеследующий вариант проведения наблюдения [4, с. 131]:

  1. формулировка цели наблюдения;
  2. выбор объекта наблюдения;
  3. выяснение условий, необходимых для наблюдения;
  4. практическое создание условий, необходимых для наблюдения (использование приемов, обеспечивающих хорошую видимость, подсветки, подкраски, экранов и т.д.);
  5. планирование наблюдение;
  6. выбор способа фиксирования наблюдаемого (словесное описание, рисунок, система рисунков, представляющих явление в динамике, график, фотографирование, видеосъемка);
  7. выполнение наблюдения, сопровождаемое фиксированием получаемой информации;
  8. анализ результатов наблюдения;
  9. формулировка выводов, их фиксирование.

Мы считаем необходимым дополнить представленную схему еще одним пунктом – формулировка познавательной проблемы, анализ которой позволит определить цель наблюдения. Необходимость обусловлена тем, что наблюдение не проводится ради самого себя. Оно не самоценный метод, а выполняет сервисную функцию, позволяя дать ответ на сформулированный исследователем вопрос.

Третий шаг технологии формирования умения наблюдать – включение младшего школьника в непосредственный процесс наблюдения, осуществляемого с использованием описанного выше алгоритма. Осуществляя наблюдение по алгоритму, ученик поясняет свои действия. Учитель управляет его деятельностью, контролирует правильность выполнения отдельных действий, при необходимости корректирует их.

Четвертый шаг технологии предполагает самостоятельное проведение учеником наблюдения с опорой на алгоритм. Методическое обеспечение реализации описываемого шага технологии требует разработки учителем заданий, которые будут предложены для выполнения ученику.

Завершающим этапом технологии является создание условий, в которых ребенок на практике применяет умение проводить наблюдение. Для этого учитель включает ученика в решение познавательной задачи, ответ на которую может быть получен посредством наблюдения за объектом изучения.

Таким образом, готовность младшего школьника проводить наблюдение предусматривает сформированность у него понимания сущности метода наблюдения, овладение процедурами, лежащими в его основе, умений сформулировать цель наблюдения, выбрать объект наблюдения, определить условия проведения наблюдения, зафиксировать полученные результаты, проанализировать их и сделать вывод. Процесс формирования у младших школьников умения наблюдать имеет ступенчатый характер и предполагает постепенное увеличение степени самостоятельности ребенка в решении познавательных проблем посредством наблюдения.

Литература

  1. Герд, А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 208 с.
  2. Коротяев, Б.И. Учение – процесс творческий. – М.: Просвещение, 1980. – 120 с.
  3. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
  4. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017