јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ»«ћ ”„»“≈Ћя  ј  ‘ј “ќ– ѕќ¬џЎ≈Ќ»я ”–ќ¬Ќя Ё ќЋќ√»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ ”„јў»’—я

√олованова ≈лена Ќиколаевна
кандидат педагогических наук, учитель географии ћЅќ” Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа є3ї, г. Ўумерл€, „увашска€ –еспублика

 

јннотаци€.  то может быть против изменений в образовании? — момента по€влени€ элементов обучени€ люди всегда старались его улучшать. ’орошие идеи ценны, но они остаютс€ бесполезными, если их не раздел€ют и не принимают другие люди. “о же самое справедливо и в отношении идей об образовательных инноваци€х, к которым относитс€ и проектно-исследовательска€ работа школьников. ¬ этой статье рассматриваютс€ профессионализм учител€ как фактор повышени€ уровн€ экологической культуры учащихс€.

 лючевые слова: профессионально ориентированные технологии, подготовка педагогов, проектно-исследовательска€ де€тельность, экологическа€ культура, профессиональные компетенции.

¬ современном мире образование рассматриваетс€ как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихс€, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. ¬ соответствии с требовани€ми новой парадигмы образовани€ главной задачей школы €вл€етс€ подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Ёто предполагает поиск новых форм и методов обучени€, обновление содержани€ образовани€. ƒостижение нового результата образовани€, который определ€етс€ ѕрезидентской программой ЂЌаша нова€ школаї и —тратегией модернизации –оссийского образовани€, вводимыми новыми стандартами возможно только при использовании новых педагогических технологий. Ѕазовой образовательной технологией, поддерживающей формирование сквозных компетенций, €вл€етс€ проектно-исследовательска€ работа, котора€ по своей дидактической сущности нацелена на формирование способностей, облада€ которыми, выпускник школы оказываетс€ более приспособленным к жизни, умеющим адаптироватьс€ к измен€ющимс€ услови€м, ориентироватьс€ в разнообразных ситуаци€х, работать в различных коллективах. ¬ Ђ‘едеральной концепции модернизации российского образовани€ на период до 2010 годаї впервые на государственном уровне предложено использовать дл€ оценки качества содержани€ образовани€ современные ключевые компетенции, которые определены как система Ђуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самосто€тельной де€тельности и личной ответственностиї.

ѕон€тие Ђпрофессионализмї €вл€етс€ более широким, чем пон€тие Ђпрофессиональна€ компетентностьї. Ѕыть профессионалом Ц это не только знать, как делать, но и уметь эти знани€ реализовывать, добива€сь необходимого результата. ƒружилов —. ј. отмечает, что Ђважна и результативность де€тельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной де€тельностиї [6].

»зуча€ педагогические услови€, обеспечивающие эффективное формирование экологической культуры учащихс€ 8-11 классов, мы обнаружили, что ключевым фактором, вли€ющим на положительный результат данного процесса, €вл€етс€ профессионализм педагога. Ќа основании анализа требований профессии к личности специалиста вводитс€ пон€тие профессионализма. ѕрофессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых дл€ успешного выполнени€ труда.

ќчевидно, что дл€ успешного решени€ поставленной задачи учитель сам должен обладать экологической культурой. Ёто требование не требует комментарий, так как учитель должен иметь высокий уровень экологического сознани€, мышлени€ и де€тельности с тем, чтобы быть образцом дл€ подражани€ и стать специалистом, способным оказывать учащимс€ необходимую помощь в содержании экологической де€тельности. Ёто условие вытекает как аксиома из требований, предъ€вл€емых к профессиональным качествам любого учител€.

¬торым важным требованием, предъ€вл€емым к учителю, €вл€етс€ комплекс необходимых качеств, св€занный с педагогическим сопровождением проектной де€тельности учащихс€. ƒанный комплекс требований объедин€ет в себе все основные требовани€ к компетентности учител€: профессиональную, информационную, коммуникационную и правовую. ¬ цел€х конкретизации требований в аспекте нашего исследовани€ мы постарались вы€вить типичные проблемы и задачи, решаемые учителем в процессе педагогического сопровождени€ проектно-исследовательской работы учащихс€. ƒл€ этого мы проанализировали сущность проектно-исследовательской де€тельности, определили ее содержание и этапы, вы€вили типичные недостатки и трудности учителей в педагогическом сопровождении проектно-исследовательской работы учащихс€. ѕроектно-исследовательска€ работа экологической направленности представл€ет собой продуктивную де€тельность учащегос€, котора€ заключаетс€ в конструировании интегрированных знаний из различных областей, примыкающих к экологической проблематике, использовании исследовательских методик дл€ получени€ новой информации, ее анализа дл€ решени€ практически значимых задач. ¬ процессе выполнени€ проекта или исследовани€ у ученика про€вл€ютс€ самые разнообразные практические задачи, которые, в свою очередь, вызывают потребность в новых знани€х, в формировании умений и навыков и, в конечном счете, ключевые компетентности.

—ледовательно, эффективность формировани€ экологической культуры учащихс€ 8-11 классов напр€мую зависит от грамотного педагогического сопровождени€ проектно-исследовательской работы учащихс€, которые еще не имеют достаточного опыта самосто€тельной де€тельности. ¬ св€зи широким перечнем задач, решаемых учителем по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской работы учащихс€, дл€ нашего исследовани€ важным представл€етс€ вы€вление типичных недостатков в де€тельности учителей и трудностей, испытываемых ими в ходе этого процесса.

¬ научной литературе под термином Ђнедостатокї понимают Ђизъ€н, несовершенство [ 8, с. 404] , Ђотсутствие нужного количества или нужной степени чего либої] . «атруднение по ¬. ƒалю понимаетс€ как Ђпреп€тствие, трудно преодолимую помеху; напр€жение, усилиеї, несовершенство [ 4] . ¬ Ђ—ловаре современного русского €зыкаї пон€тие Ђзатруднениеї трактуетс€ как Ђтрудность, с трудом преодолеваемое преп€тствие, сложностьї [ 8] . јнализиру€ пон€тие Ђзатруднениеї, исследователи выдел€ют 2 аспекта: 1) с практической стороны как преп€тствие, помеха, отражающее его объективное состо€ние; 2) с психологической точки зрени€ как напр€жение, усилие, отражающее преимущественно его субъективное состо€ние.

Ќами был произведен опрос 46 учителей, с целью определени€ круга задач в педагогическом сопровождении проектно-исследовательских работ учащихс€, в реализации которых они испытывают наибольшие трудности. —одержание вопросов, на которые отвечали учител€, были составлены в логике организации проектной и исследовательской работ учащихс€. ѕрежде всего, нас интересовал уровень предпочтени€ учител€ми метода проектов в учебном процессе. — целью вы€влени€ предпочтени€ учител€ми активных форм обучени€, нами был задан вопрос: Ђ акие из перечисленных активных форм организации учебно-познавательной де€тельности вы считаете наиболее эффективными?ї. ”чител€ были свободны в выборе количества вариантов ответов. ≈динственным условием было ответы ранжировать по убыванию значимости. ќбобщенные результаты ответов учителей на данный вопрос выгл€д€т следующим образом: среди наиболее востребованных активных форм организации учебно-познавательной де€тельности учащихс€ больша€ часть учителей указало на традиционные формы: практикум по решению задач (74%), лабораторный практикум (67%) и экскурсии (60%). „уть больше половины от числа ответов (51%) выбрали практические работы на природе и около половины тематические вечера (47%). ћетод проектов тридцатью восемью процентами зан€л положение чуть выше игровых методов и самосто€тельных докладов по актуальным вопросам изучаемой темы.

Ќевысоко оценили респонденты эффективность исследовательских работ, тренингов, круглых столов и дискуссий. ѕоследующий анализ позволил вы€вить причину такого отношени€ учителей к данным формам. ƒл€ них они оказались наиболее трудными в плане организации де€тельности учащихс€ и ее использовани€ на практике.

Ќеожиданным дл€ нас стал результат предпочтени€ учител€ми других форм, не внесенных в список. ¬ысока€ дол€ предпочтений других форм (24%) св€зана желанием учителей причислить к активным формам традиционные, не в полной мере активизирующие учащихс€ формы зан€тий (к примеру, самосто€тельна€ работа, беседа и т.д.)

ƒл€ нашего исследовани€ важным €вилось также вы€вление причин, по которым больша€ часть ответов были не в пользу проектно-исследовательских работ учащихс€. ƒл€ этого мы попросили учителей ответить на следующий вопрос: ЂЌа каких этапах педагогического сопровождени€ проектной работы учащихс€ вы испытываете наибольшие трудности?ї —вои ответы учител€ ранжировали по убыванию возникающих трудностей.

јнализ данных результатов опроса учителей позвол€ет сделать общий вывод о наличии больших трудностей у учителей в педагогическом сопровождении проектно-исследовательской работы учащихс€. Ќаиболее сложными дл€ них оказались подготовительный (составление тем проектов и исследований, помощь в выборе темы и диагностика проектировочных умений учащихс€) и реализационный (консультирование по вопросам реализации проекта и организации групповой работы) этапы. ћеньше всего трудностей испытывают на завершающем этапе.

јнализ научных исследований [ 1, 2 ,3, и др.] показал, а наши наблюдени€ подтвердили, что более всего педагоги испытывают затруднени€ в использовании инновационных педагогических технологий и передового опыта по формированию экологической культуры учащихс€. Ќе все учител€ в достаточной мере владеют экологическими знани€ми и умени€ми, что сказываетс€ в содержании проводимых природоохранных акций и на качестве экскурсий и походов экологического содержани€.

Ѕеседы с учител€ми и анкетирование показали, что учител€ недостаточно знакомы со специализированной литературой по экологии и экологическому воспитанию; затрудн€ютс€ в расшифровке содержани€ основных экологических пон€тий и теоретических основ экологии. ’от€ на сегодн€шний день существует достаточно большое разнообразие учебно-методической литературы по экологии как регионального, так и российского уровн€ (ћ. ¬. ≈мель€нова, ј. ƒ. ƒимитриев, ». Ќ. ѕономарева, «. Ќ. ѕлечова, –.  . –епина, ». “. —уравегина, ≈. √. Ўаронова и др.), только незначительна€ часть учителей знакома с этими и подобными работами. —ложивша€с€ ситуаци€ говорит, прежде всего, об отсутствии у педагогов мотивации к самообразованию по экологической тематике.

¬ целом результаты исследовани€ говор€т низком уровне профессионализма учителей в решении задачи формировани€ экологической культуры учащихс€. ќсновными причинами €вл€ютс€: низкий уровень мотивации учителей к самообразованию по проблеме экологического образовани€, не эффективность системы методического сопровождени€ учителей в использовании активных форм и методов формировани€ экологической культуры учащихс€, недостаточный профессионализм учителей в педагогическом сопровождении проектно-исследовательских работ учащихс€.

¬месте с тем, активное использование в учебно-познавательном процессе проектно-исследовательских работ экологической направленности способствует выполнению социального заказа общества на воспитание активной, самосто€тельной и творческой личности, способной на позитивное взаимодействие с природой и обществом через гармонизацию отношений. ќсновным фактором, на пути повышени€ эффективности формировани€ экологической культуры учащихс€ в ходе проектно-исследовательской работы, €вл€етс€ повышение профессионализма учител€. ƒл€ этого надо помочь учител€м преодолеть имеющиес€ трудности и подготовить их к реализации функций сопровождени€ проектно-исследовательских работ учащихс€. —читаем дл€ себ€ важным определить уровни готовности учителей к реализации обозначенной функции. ѕрежде всего, следует отметить, что под готовностью нами понимаетс€ Ђцелостное психическое €вление, интегрирующее знани€ и умени€, необходимые дл€ выполнени€ конкретной де€тельностиї [ 8] . ћы согласны с подходам ћ. ». ƒь€ченко и Ћ. ј.  андыбович, которые определ€ют готовность как состо€ние, когда дл€ успешного осуществлени€ де€тельности происходит актуализаци€ всех возможностей личности [ 5] . √отовность Ц это всегда успешное выполнение де€тельности [ 7] . јнализ психолого-педагогической литературы и изучение де€тельности учителей по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской работы позволил нам выделить следующие уровни готовности учителей к формированию экологической культуры учащихс€: репродуктивный, технологический и творческий. ќхарактеризуем каждый из них.

1. –епродуктивный уровень готовности учител€ характеризуетс€ не высоким уровнем теоретических экологических знаний и низким уровнем методической грамотности в вопросах формировани€ экологической культуры, владеют некоторыми умени€ми педагогического сопровождени€ проектно-исследовательской работы учащихс€ и могут организовывать практическую природоохранительную де€тельность учащихс€. ”чител€ данного уровн€ имеют низкую мотивацию в реализации задач экологического образовани€ учащихс€, отсутствует потребность самосовершенствовани€ в изучении экологических проблем, нет четкого планировани€ разносторонней де€тельности учащихс€ по формированию экологической культуры. ƒл€ таких учителей характерна бессистемность педагогического управлени€ ученическим коллективом в общественно-полезных экологических меропри€ти€х,

2. “ехнологический уровень. ”чител€ этой группы обладают значительным уровнем экологических знаний и владеют методами формировани€ экологической культуры учащихс€, владеют методами педагогического сопровождени€ проектно-исследовательской работы учащихс€. ƒобросовестно относ€тс€ к выполнению своих об€занностей, однако в силу недооценки экологических проблем и недостаточного осознани€ значимости экологического образовани€ учащихс€, бессистемно осуществл€ют задачу формировани€ экологической культуры учащихс€. ѕроектно-исследовательскую работу учащихс€ считают не самой эффективной формой организации учебно-познавательной де€тельности, поэтому примен€ют ее от случа€ к случаю.

3. “ворческий уровень отличаетс€ высоким уровнем необходимых специальных теоретических и методических знаний в организации процесса формировани€ экологической культуры школьников в ходе проектно-исследовательской работы. ”чител€ этой группы владеют проектно-исследовательскими технологи€ми, хорошо знают передовой опыт и успешно внедр€ют его в свою практику. ќни обладают хорошими организаторскими коммуникативными, творческими, прикладными способност€ми, успешно ведут индивидуальную работу с учащимис€ и их родител€ми. ”чител€ данной группы, опира€сь на глубокие знани€ основ экологии, форм и методов формировани€ экологической культуры учащихс€, плодотворно используют проектную работу, осуществл€ют исследовательскую де€тельность учащихс€ по экологии. »х характеризует осознанна€ потребность в самообразовании и стремление к активной природоохранной практической де€тельности совместно с учениками.

ѕреодоление педагогических трудностей требует от учител€ активных действий, посто€нного и объективного анализа своей де€тельности по формированию экологической культуры учащихс€, повышени€ педагогического профессионализма и с целью обеспечени€ творческого уровн€ готовности к формированию экологической культуры учащихс€. —ущественную роль в преодолении учител€ми трудностей в формировании экологической культуры учащихс€ может сыграть грамотное методическое сопровождение со стороны администрации школы и методической службы отдела образовани€.

“аким образом, уровень профессионализма учител€ определ€етс€ главным образом мотивацией учител€ в повышении своей экологической грамотности и наличием стремлени€ к освоению методов педагогического сопровождени€ проектно-исследовательской работы учащихс€. ¬ысокий (творческий) уровень готовности учител€ к формированию экологической культуры учащихс€ в ходе проектно-исследовательской работы €вл€етс€ ключевым фактором формировани€ личности, способной гармонично взаимодействовать со средой обитани€, главным образом, с окружающей природой.

—писок использованной литературы

  1. јбдуллина, ќ. ј. ќбщепедагогическа€ подготовка учител€ в системе высшего педагогического образовани€ / ќ. ј. јбдуллина. Ц 2-е изд. Ц ћ. : ѕросвещение, 1990. Ц 141с.
  2. јлимбеков, ј. ‘ормирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традици€х народной педагогики (Ќа материале педвузов  иргизии): дис. Е канд. пед. наук : 13.00.01. / ј. јлимбеков. Ц ћосква, 1990. Ц 255 с.
  3. Ѕагаева, ». ƒ. ѕрофессионализм педагогической де€тельности и основы его формировани€ у будущего учител€: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / ». ƒ. Ѕагаева. Ц ”сть- аменогорск, 1991. Ц 338 с.
  4. ƒаль, ¬. ќ. ќ поверь€х, суевери€х и предрассудках русского народа. / ¬. ќ. ƒаль. Ц ћ., 1880. Ц 147 с.
  5. ƒь€ченко, ћ. ». ѕсихологи€ высшей школы: особенности де€тельности студентов и преподавателей вуза. ћ. ». ƒь€ченко, Ћ. ј.  андыбович. Ц ћинск : »здательство ¬√”, 1978.Ц 319с.
  6. ƒружилов, —. ј.  ритерии эффективности профессионалов в услови€х совместной де€тельности // ќбъединенный научный журнал. Ц ћ.: “≈«ј”–”—, 2001. Ц є22. Ц —. 44-45.
  7. ћасл€ев, ј. √. Ёкологическа€ культура как социальное €вление : автореф. дисЕ.канд. филос. наук. Ц —вердловск, 1982. Ц 18 с.
  8. ќжегов, —.». “олковый словарь русского €зыка. Ц 4-е изд. доп. Ц ћ.: јзбуковник, 1997. Ц 944 с.
  9. ѕриказ ћинистерства здравоохранени€ и социального развити€ –‘ от 14 августа 2009 г. N 593 Ђќб утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. –аздел "квалификационные характеристики должностей работников образовани€" [Ёлектронный ресурс].



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019