јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы заканчиваем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущих восьми номерах нашего журнала были опубликованы главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї. ¬ них автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов дл€ школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучени€ ЂЁкологический ликбезї. ¬ последнем номере журнала были описаны методы организации и содержание зан€тий по водной экологии.

¬ этом номере мы публикуем главы книги, описывающие основные особенности программы второй части полевого практикума Ц ЂЁколог-исследовательї, в котором учащиес€ приступают к самосто€тельному изучению природы Ц проведению исследовательских работ (проектов) в природе.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ѕќЋ≈¬ќ… ѕ–ј “» ”ћ ЂЁ ќЋќ√-»——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№ї

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

 

«адачи практикума ЂЁколог-исследовательї

ѕрограмма ЂЁколог-исследовательї €вл€етс€ продолжением программы ЂЁкологический ликбезї (она была полностью опубликована в восьми номерах нашего журнала) и рассчитана на школьников 8-10 классов, прошедших курс обучени€ по первой программе.

—утью программы ЂЁколог-исследовательї €вл€етс€ самосто€тельное углубленное изучение учащимис€ тех объектов, знакомство с которыми было начато в процессе прохождени€ первой программы. —амосто€тельное исследование позвол€ет школьникам более глубоко познакомитьс€ с изучаемыми объектами, освоить основные простейшие методики исследовани€ природы, Ђпочувствовать вкусї к самосто€тельному интеллектуальному творчеству. —овместна€ работа в небольших группах позвол€ет также выработать навыки коллективного творчества, а итогова€ Ђнаучно-исследовательска€ї конференци€ развивает способности представлени€ своих достижений перед аудиторией.

“аким образом, основными задачами программы ЂЁколог-исследовательї €вл€ютс€:

1) углубление знаний учащихс€ об окружающих объектах живой природы, их взаимосв€з€х и функционировании сообществ, слагающих экосистемы;

2) выработка у учащихс€ навыков самосто€тельного творчества в форме научно-исследовательской де€тельности, включающей весь спектр присущих этому виду творчества действий: постановку задач исследовани€, выбор методических подходов и методик, сбор материала, первична€ его обработка, анализ, осмысление, изложение результатов;

3) овладение методами экологических исследований как одна из форм профессиональной подготовки школьников.

¬ отличие от программы ЂЁкологический ликбезї, в задачи которой входило первичное ознакомление детей с объектами природы, в данной программе основной упор делаетс€ на самосто€тельное познание учащимис€ реальных закономерностей устройства и функционировани€ природных экосистем. Ёто позвол€ет существенно расширить сферу знаний, умений и навыков, приобретаемых во врем€ прохождени€ полевого практикума. Ђ ѕƒї подобной, т.е. учебно-исследовательской, де€тельности во много раз превышает эффективность лекционных и экскурсионных форм учебного процесса.

 

ќбща€ структура практикума

—труктурно, экологический практикум в рамках программы ЂЁколог-исследовательї, построен так же, как и в рамках предыдущей программы. ”чащиес€ выезжают на загородную базу четыре раза за трехлетний период (в период обучени€ в 8-10 классах) на 3-4 дн€ в каждый из сезонов года: один раз - осенью, один - зимой, один - весной и один - летом.

“акже как и по программе ЂЁкологический ликбезї выезды на практику могут быть как Ђраст€нутыї в течение трех лет (в период обучени€ в 8-10 классах включительно), так и сосредоточены в течение одного учебного года (при необходимости).

«ан€ти€ в рамках данной программы включают п€ть предметов: тематические предметы, проходившиес€ в рамках первой программы Ц ландшафтоведение, ботаника, зоологи€ и водна€ экологи€, и новый Ђинтегративныйї предмет Ц Ђэкологический мониторингї.

 аждый из этих предметов проходитс€ учащимис€ в течение одного-двух учебных дней в каждый из сезонов года. “аким образом, каждый из учащихс€ проходит все п€ть предметов в течение одного 3-4-дневного выезда на практику - осенью, зимой, весной и летом.

“ематики зан€тий на сезонных выездах построены таким образом, чтобы:

1) максимально использовать знани€ и навыки, выработанные учащимис€ во врем€ прохождени€ ими программы ЂЁкологический ликбезї;

2) охватить самосто€тельными исследовани€ми как можно больше Ђключевыхї объектов живой природы и наиболее важных закономерностей функционировани€ природных экосистем;

3) оптимально использовать возможности, Ђпредоставл€емые природойї дл€ ее изучени€ в разные сезоны;

4) максимально использовать различи€ в жизни природы в разные сезоны года дл€ их самосто€тельного исследовани€ учащимис€.

—хема проведени€ практикумов сходна дл€ разных сезонов года. ќна включает в себ€ выбор учащимис€ тематик дл€ самосто€тельного исследовани€ - из имеющегос€ дл€ данной местности и сезона года набора заданий, а также подбор оптимальной методики дл€ проведени€ данного исследовани€. ќдно исследование по одному предмету проводитс€ группой учащихс€ из 2-4 человек в течение одного учебного дн€. Ќа следующий день учащиес€ работают над исследованием по другому предмету, т.е. каждый день провод€т исследование по новому предмету.  аждый учебный день завершаетс€ конференцией исследовательских работ, на которой кажда€ группа учащихс€ докладывает о результатах своих изысканий.

 

‘ормы организации зан€тий

ќсновна€ форма организации зан€тий в рамках программы ЂЁколог-исследовательї - самосто€тельна€ исследовательска€ работа под руководством преподавател€.

ќтведенное на каждый предмет врем€ расходуетс€ примерно следующим образом: на вводное зан€тие отводитс€ 20 % общего времени (примерно 1,5 часа), на сбор и первичную обработку материала - 30 % (2-3 часа), на анализ результатов и подготовку статьи или доклада - 40 % (3-3,5 часа), и на защиту проекта на конференции - 10 % (менее 1 часа).

“акже как и по программе ЂЁкологический ликбезї, вс€ работа на экологическом практикуме ведетс€ по группам в 8-12 человек (класс делитс€ на несколько равных частей).  ажда€ учебна€ группа работает в течение дн€ по одному предмету с одним преподавателем. ”чебные группы дел€тс€, в свою очередь, на рабочие бригады по 2-4 человека, которые в течение дн€ провод€т кажда€ свое исследование независимо от других бригад своей учебной группы. “аким образом за один день по одному предмету одновременно выполн€етс€ 2-4 исследовательских работы. ¬се эти работы в течение учебного дн€ Ђкурируютс€ї одним преподавателем.

 аждый учебный день начинаетс€ с вводного зан€ти€, которое проводитс€ преподавателем дл€ всей группы (8-12 человек) в помещении базы (учебного центра).

¬водное зан€тие включает себ€ краткую лекцию (10-15 минут) об особенност€х экологии и биологии объектов исследовани€ и закономерност€х функционировани€ их сообществ в данный сезон года.

Ќа вводном зан€тии также производитс€ разделение учащихс€ по бригадам и выбор ими темы предсто€щего исследовани€ (из числа предлагаемых преподавателем).

ƒалее кажда€ бригада начинает работать самосто€тельно.

ѕрежде всего бригада планирует предсто€щее исследование, включа€ всю цепочку - от выбора методики до защиты работы на конференции. Ќа этот этап отводитс€ примерно 10-15 минут. ѕланиру€ свое исследование, бригада должна составить примерный график своей работы в течение учебного дн€ с учетом всех ее этапов.

ќбычно план проведени€ исследовани€ включает следующие пункты (этапы работы):

1) ознакомление с методикой работы, 2) полевой сбор материала, 3) его первична€ обработка в полевых услови€х (если требуетс€), 4) проведение анализов в лабораторных услови€х, 5) осмысление полученных результатов, 6) подготовка работы к защите, 7) доклад на конференции.

ѕосле составлени€ плана приступают к следующему этапу вводного зан€ти€ Ц ознакомлению с методиками предсто€щей работы. Ќа это отводитс€ примерно 30-50 минут. »деально, если каждой бригаде на этом этапе выдаетс€ методическое пособие, в котором изложена схема предсто€щего исследовани€. ≈сли позвол€ет врем€ и дл€ этого есть технические возможности - можно показать дет€м учебный фильм по данному исследовательскому заданию. ≈сли ни пособий, ни фильмов нет Ц придетс€ ограничитьс€ устным объ€снением преподавател€ (каждой бригаде в отдельности, или всем вместе на доске).

≈сли в планируемом исследовании используютс€ основные, Ђбазовыеї методики, с которыми учащиес€ знакомы из предыдущих практикумов (ЂЁкологический ликбезї или предыдущих сезонных выездов текущего практикума, например, методика описани€ геологического обнажени€, почвенного разреза, геоботанического описани€, учета птиц или зверей и т.д.) Ц на вводном зан€тии следует Ђосвежить в пам€тиї пройденное ранее.

¬ любом случае, на этапе ознакомлени€ с методиками преподаватель должен убедитьс€ в том, что перед выходом на полевую работу учащиес€ вполне пон€ли свое задание, имеют план работы и представл€ют себе, что им предстоит сделать в ближайшие несколько часов.

—ледующий этап Ц полева€ работа, включающа€ сбор и первичную обработку материала (по р€ду тематик, например по ботанике, эти этапы не раздел€ютс€).

Ќа этот этап отводитс€ примерно 30 % общего времени, или примерно 2-3 часа (например, с 10.30 до 13.30 часов).

¬о врем€ этого этапа бригады работают самосто€тельно, однако преподаватель должен стремитьс€ разместить их в пространстве так, чтобы у него была возможность контролировать действи€ учащихс€, а они в свою очередь могли бы обратитьс€ за методической помощью к преподавателю.

¬ большинстве случаев сделать это не трудно. ѕреподаватель, реша€ куда направить дл€ работы ту или иную бригаду учащихс€, руководствуетс€ множеством факторов. ѕрежде всего это зависит от тематики проводимого исследовани€. “ак, например, работы по ландшафтоведению, ботанике, водной экологии и мониторингу сосредоточены, как правило, на конкретных ограниченных участках (площадках или объектах), поэтому по этим предметам Ђразводї групп на места их полевой работы не представл€ет больших затруднений. “ем не менее и здесь преподавателю следует хорошо продумать - где и чем будут заниматьс€ его Ђподопечныеї, в каком пор€дке разводить их по точкам, как далеко друг от друга они будут располагатьс€, как удобнее посещать места работы бригад, чтобы дети посто€нно или хот€ бы периодически были Ђпод контролемї преподавател€.

’уже дело обстоит с Ђмаршрутнымиї исследовательскими работами, такими, например, как маршрутный учет птиц, зимний маршрутный учет млекопитающих, тропление млекопитающих по следам, наблюдение за синичьими стайками, маршрутный учет антропогенных воздействий и т.п. (перечень всех тематик, используемых в экологическом ÷ентре ЂЁкосистемаї приведен ниже в главе Ђќбщие особенности использовани€ методик экологических исследованийї). ¬ этом случае преподавателю следует решать по ситуации Ц отпускать детей одних на маршрут или сопровождать их, оставив остальные группы на месте их работы. Ёто решение зависит от множества факторов Ц места проведени€ практикума (и св€занной с этом опасности, исход€щей от посторонних людей), сложности и безопасности природной обстановки в месте проведени€ практикума, сезона года, физической и интеллектуальной подготовки учащихс€, их способности самосто€тельно ориентироватьс€ на местности. »деально, если в таких ситуаци€х можно прибегнуть к помощи сопровождающих учителей или любых других взрослых (например, одного - двух родителей, сопровождающих детей на практику, или студентов-стажеров).

≈сли таких возможностей нет, то можно применить и другой способ Ц вначале преподаватель разводит на места полевой работы бригады, имеющие ограниченный участок работы (желательно выбирать участки их работы недалеко от базы, чтобы дети завершив сбор данных самосто€тельно вернулись Ђдомойї), дает им задание, обсуждает детали методики и оставл€ет детей одних. ѕосле этого уходит на дальний маршрут с оставшейс€ бригадой.

¬ любом случае, перед началом самосто€тельной полевой работы преподаватель обсуждает с детьми все технические детали методики работы непосредственно на месте ее проведени€. ѕоскольку перечень тематик дл€ самосто€тельной работы составл€етс€ заранее с учетом тех знаний, практических умений и методик, которыми учащиес€ уже овладели (или хот€ бы познакомились) в рамках программы ЂЁкологический ликбезї, данный этап работы представл€ет собой напоминание учащимс€ основных способов работы с оборудованием и плана сбора и анализа материала. ƒанную работу преподаватель проводит в полевых услови€х по очереди с каждой из бригад.

ѕо окончании этапа полевой работы (как правило после обеда) все бригады собираютс€ в лаборатории, где начинают обработку собранного материала. ¬о врем€ этого этапа преподаватель вновь находитс€ р€дом со всеми учащимис€, стара€сь сам не вмешиватьс€ в ход их работы, но по мере необходимости консультиру€ бригады.

ѕосле обработки материала учащиес€ под руководством преподавател€ (здесь часто требуетс€ его вмешательство) пытаютс€ вы€вить какие-либо закономерности в полученных результатах и сделать предварительные выводы из проведенного исследовани€. —овместно с преподавателем они намечают общий план отчета о проведенном исследовании и оформлени€ результатов дл€ защиты. Ќа этапы анализа результатов и подготовки проекта отводитс€ 40 % времени, т.е. 3-3,5 часа.

 ажда€ бригада готовит к докладу какой-либо иллюстративный материал большого формата дл€ вывешивани€ на стену во врем€ доклада - таблицы, графики, схемы (достаточно по 1-3 на бригаду). Ётот материал должен нагл€дно иллюстрировать собранные данные и вы€вленные в ходе исследований закономерности.

«авершающим этапом работы €вл€етс€ защита результатов исследовани€, которое обычно устраиваетс€ в конце каждого рабочего дн€. «ащита выполненных самосто€тельных работ проводитс€ вечером (например с 18.00 до 19.00) в форме конференции. Ќа конференции об€зательно присутствуют все участники практикума - все учащиес€ (разного возраста и опыта, в случае, если на практику выехала Ђсмешанна€ї группа), преподаватели, школьные учител€.

 ажда€ бригада, полноценно выполнивша€ исследование, делает перед аудиторией доклад. —редн€€ продолжительность доклада Ц 5-7 минут, плюс несколько минут отводитс€ на вопросы и обсуждение.

¬ представлении доклада должны участвовать все члены бригады (2-4 человека), разделив доклад на равные части.

ƒоклад строитс€ по стандартной схеме: название работы, авторы, задачи исследовани€, краткое описание выбранной методики, описание сбора материала, обсуждение полученных результатов, обсуждение вы€вленных закономерностей и выводы. √лавной частью доклада должно быть именно обсуждение вы€вленных закономерностей, а не просто описание полученных данных. ќсобое внимание на это должен обратить преподаватель в процессе подготовки бригадой доклада.

ѕо окончании доклада все присутствующие имеют право (и должны) задавать вопросы. ¬ первую очередь это касаетс€ слушателей Ц учащихс€ (коллег докладчиков или более младших детей). ¬ нашем экологическом центре прин€то такое правило: по каждому докладу из аудитории должно быть задано не менее 3-5 (в зависимости от объема работы и предмета) вопросов (вопросы должны быть по существу работы). ≈сли положенного числа вопросов не задано, Ђв бой вступаютї преподаватели. ќни могут задавать вопросы докладчикам, а также отдельно вз€тым представител€м аудитории (особо шумным) Ц по логике: Ђесли у вас вопросов к докладчикам не возникает, значит вам все пон€тно, тогда ответьте мне, пожалуйста, на вопрос Еї. Ёто заранее сказанное правило очень стимулирует слушателей на внимательное отношение к докладу своих товарищей.

¬опросы по докладу могут задаватьс€ как всей бригаде в целом (отвечает любой желающий участник), так и адресно (по каждой конкретной части доклада - к соответствующему докладчику).

ќценка доклада (при желании) ведетс€ по 10-балльной шкале по следующим критери€м (5 баллов за содержание работы и 5 баллов за доклад): 1) актуальность выбранной темы, 2) правильность построени€ исследовани€, 3) правильность использовани€ методики, 4) полнота сбора материала, 5) корректность оценки результатов, 6) лаконичность и четкость доклада, 7) качество иллюстративного материала, 8) риторика (четкость и красота речи), 9) соблюдение регламента, 10) ответы на вопросы. ƒоклады оцениваютс€ всеми преподавател€ми независимо друг от друга, а оценки по окончании конференции передаютс€ школьным учител€м.

Ќа работу по каждому предмету в целом отводитс€, как было указано выше, по 1 дню. ѕо окончании работы над исследованием в рамках одного предмета и защиты результатов на конференции группа приступает к проведению исследовани€ по другому предмету - с другим преподавателем. ¬ рамках другого предмета цикл повтор€етс€ аналогичным образом. ѕерсональный состав бригад по другому предмету может быть как другим (лучше), так и посто€нным (чаще всего на практике так и получаетс€).

 

ќбщие особенности использовани€ методик экологических исследований

ќсновную часть программы ЂЁколог-исследовательї (по содержанию) составл€ют методики исследовательской работы в природе, разработанные и апробированные јссоциацией ЂЁкосистемаї в 1996-2001 годах и изданные в виде комплекта из 65 методических пособий (http://www.ecosystema.ru/04materials/manuals/index.htm) и комплекта из 40 учебных видеофильмов (http://www.ecosystema.ru/04materials/video/index.htm).

 роме этого, по каждому предмету имеютс€ общие рекомендации по организации самосто€тельной исследовательской работы учащихс€ (см. ниже).

ќбщее описание методических пособий.

ћетодические материалы, предлагаемые к использованию в рамках программы ЂЁколог-исследовательї, издавались јссоциацией ЂЁкосистемаї постепенно, в течение 1996-2001 годов.

ѕервым, в 1996-1998 гг. был издан комплект из 40 Ђметодических пособий по полевой экологииї. Ёти пособи€ создавались в расчете на педагогов дополнительного образовани€, работающих в учреждени€х эколого-биологического и натуралистического профил€ - в эколого-биологических центрах и на станци€х юных натуралистов. »значальный расчет, таким образом, был сделан на специалистов-экологов, знакомых с Ђполевойї работой и занимающихс€ с Ђособеннымиї детьми, углубленно изучающими экологию.

ѕозже оказалось, что необходимость в таких пособи€х испытывают не только педагоги сферы дополнительного образовани€, но и учител€ средних школ, использующие в работе с детьми Ђнестандартныеї педагогические технологии и подходы (к сожалению, в единичных случа€х) - учебные экскурсии, походы и экспедиции в природу.

 роме того, с началом проведени€ полевых экологических практикумов дл€ московских школ на биостанции ЂЁкосистемаї (в 1997-98 гг.), мы убедились, что изданные пособи€ вполне могут быть методическими руководствами дл€ самосто€тельной исследовательской работы школьников старших классов.

ƒополнительным доказательством этого стало и их успешное использование обучающимис€ ‘едеральной заочной экологической школы ћинистерства образовани€ –оссии в 1997-1999 годах. ¬ большинстве случаев ими пользовались школьники старших классов из дальних регионов –оссийской ‘едерации, самосто€тельно, без помощи каких-либо научных руководителей, провод€щие полевые исследовани€ - от постановки задачи до защиты работы.

¬ 1999-2001 годах был реализован второй этап создани€ методических материалов дл€ учителей и учащихс€ по организации исследовательской работы школьников в природе: были сн€ты 40 учебно-методических фильмов Ђ омплексные исследовани€ экосистемї.

Ќа третьем этапе ко всем 40 фильмам были написаны методические руководства Ц в них содержитс€ информаци€, недоступна€ дл€ показа в фильме.

Ѕольша€ часть руководств к фильмам (примерно 70%) были написаны на основе изданных ранее 40 пособий (переработка заключалась в том, что пособи€ стали более конкретными, предназначенными дл€ их использовани€ школьными учител€ми). ќстальные 30% руководств к фильмам были написаны заново, т.е. специально под конкретную исследовательскую работу, показанную в фильме. ѕри этом часть пособий из первой серии 1996-1998 гг. издани€ не вошла в серию руководств к фильмам, - это пособи€, посв€щенные общим вопросам организации исследований в природе, методикам обработки и оформлени€ результатов исследований, исследовательским проектам и программам. ќни остались почти неизменными и вошли в состав различных книг данной серии.

¬ итоге, во все п€ть книг вошли все пособи€ Ц как руководства к фильмам, так и все вспомогательные материалы Ц всего 65 пособий.

ѕри использовании всех этих методических материалов при проведении полевых экологических практикумов следует иметь в виду, что они рассчитаны, в первую очередь, все-таки на учителей, а не на школьников. ѕедагогам, ведущим зан€ти€ с учащимис€ по программе ЂЁколог-исследовательї, надо посто€нно учитывать это обсто€тельство!

ѕри проведении полевого практикума с использованием данных методических пособий и видеофильмов, после выбора учащимис€ (бригадой из 2-4 человек) темы своего исследовани€, преподаватель должен подобрать все необходимые дл€ работы пособи€ - как имеющие непосредственное отношение к выбранной теме, так и вспомогательные, имеющие отношение, например, к обработке материала и подготовке отчета.

ѕосле этого преподаватель вместе с учащимис€ должен просмотреть видеофильм и прочитать методическое руководство к нему, отметив наиболее важные его разделы, в первую очередь - необходимые дл€ выполнени€ их конкретной работы.

Ќа этапе составлени€ плана работы преподаватель должен проконтролировать полное осознание детьми всей последовательности действий по сбору и обработке материала.

ѕри проведении полевого практикума по нашей программе желательно иметь несколько копий книг или сделать копии отдельных пособий в виде брошюр Ц дл€ их раздачи дет€м на этапе ознакомлени€ с методикой и на этапе полевой работы. »сход€ из этого, по каждому предмету в распор€жении преподавател€ должен находитьс€ хот€ бы один полный комплект пособий, относ€щихс€ к данному предмету и несколько комплектов пособий, имеющих вспомогательное значение.

ѕосле окончани€ зан€тий по предмету и защиты работы учащиес€ сдают пособи€, которыми они пользовались, преподавателю - дл€ их передачи на следующий день другой учебной группе, начинающей работать по данному предмету.

ќрганизаци€ исследовательских зан€тий по предметам

Ћандшафтоведение

 ак было сказано ранее, объектами изучени€ предмета Ђландшафтоведениеї, в рамках общей концепции, €вл€ютс€ Ђнеживыеї компоненты экосистем: геологический фундамент, рельеф, почвы, снеговой покров, водоемы, а также взаимосв€зи между всеми этими компонентами, а также растительностью, животным миром и человеческим сообществом.

ћетодически, особенностью проведени€ исследовательских работ по ландшафтоведению €вл€етс€ необходимость использовани€ одновременно нескольких типов методик изучени€ отдельных компонентов. “олько на основе их одновременного использовани€ могут быть получены те или иные выводы о взаимосв€з€х элементов экосистемы.

—амосто€тельна€ учебно-исследовательска€ де€тельность школьников по предмету Ђландшафтоведениеї в рамках программы ЂЁколог-исследовательї включает в себ€ четыре раздела (см. таблицу ниже): 1) съемка местности, 2) геологические и почвенные исследовани€, 3) исследовани€ на ландшафтном профиле, 4) исследовательские программы.

ѕервой составной частью изучени€ Ђнеживыхї компонентов экосистем €вл€етс€ работа с картами, горизонтальна€ и вертикальна€ съемки местности.  ак и по программе ЂЁкологический ликбезї самосто€тельное изучение школьниками природы начинаетс€ именно с этих разделов. ƒанной теме посв€щено одно Ђучебно-игровоеї зан€тие (ориентирование) и две учебно-практических работы (горизонтальна€ и вертикальна€ съемки).

¬торой раздел предмета Ђландшафтоведениеї в рамках программы ЂЁколог-исследовательї включает в себ€ самосто€тельное изучение школьниками геологической основы ландшафта и почв. Ётой теме посв€щено 3 исследовательских работы.

¬ажным направлением самосто€тельной работы школьников по предмету Ђландшафтоведениеї €вл€ютс€ исследовани€ отдельных компонентов экосистем (рельефа, почв, растительности, снегового покрова и микроклимата) на комплексном ландшафтном профиле, который представл€ет собой посто€нный многолетний закартированный маршрут (трансекту), проход€щий через различные в геоморфологическом отношении (в рельефе) участки местности. ¬ соответствии с измен€ющимс€ рельефом на прот€жении профил€ измен€ютс€ также и другие компоненты экосистем. »зучение этих компонентов и поиск их взаимосв€зей в пределах комплексного ландшафтного профил€ и составл€ет основное направление самосто€тельной исследовательской работы школьников по данному разделу. »сследовательским работам на профиле посв€щено 2 исследовательских работы.

„етвертой, наиболее сложной частью исследований в рамках предмета Ђландшафтоведениеї €вл€ютс€ комплексные работы, основанные на изучении обширных территорий или требующие длительного периода времени наблюдений. ¬ основном, эти работы основаны на применении знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе выполнени€ предыдущих исследований по ландшафтоведению. ƒанный раздел работы условно назван нами Ђ»сследовательские программыї и вынесен отдельно, как наиболее сложна€ и длительна€ часть практикума. ѕо признаку продолжительности наблюдений метеорологические исследовани€ могут быть также отнесены к разделу мониторинга экосистем.

¬се самосто€тельные работы в рамках предмета Ђландшафтоведениеї распределены более или менее равномерно по четырем сезонам года. Ќекоторое предпочтение отдано осеннему сезону, как наиболее Ђбедномуї в плане изучени€ остальных компонентов экосистем: флоры, фауны и водоемов. «а небольшим исключением (почвы/снег), большинство работ, однако, может быть выполнено в любой из сезонов года.

—писок тем самосто€тельных работ по ландшафтоведению (всего 11 зан€тий, из них по 8 сн€ты учебные фильмы):

“емы исследовательских работ

¬/ф

—езоны года

ос

зм

вс

лт

I. —ъемка местности

         

—портивное ориентирование в лесу (учебно-игровое зан€тие)

+

+

     

√лазомерна€ съемка местности (построение карты местности)

+

 

+

   

ѕостроение профил€ склона речной долины (балки/оврага)

+

+

     

II. √еологические и почвенные исследовани€

         

»зучение горных пород и минералов своей местности

+

   

+

 

ќписание и анализ геологического обнажени€

+

+

     

ѕодготовка и описание почвенного разреза

+

+

     

III. »сследовани€ на ландшафтном профиле

         

 омплексные исследовани€ на ландшафтном профиле

+

+

     

»зучение снегового покрова на ландшафтном профиле

+

 

+

   

IV. »сследовательские программы

         

—оставление почвенной карты окрестностей стационара

       

+

ѕрограмма геоморфологических исследований

     

+

 

ѕрограмма метеорологических наблюдений

 

+

+

+

+

¬/ф Ц наличие видеофильма по данному зан€тию. —езоны года: ос Ц осенний сезон, зм Ц зимний сезон, вс Ц весенний сезон, лт Ц летний сезон.

Ѕотаника

—амосто€тельна€ исследовательска€ работа школьников по ботанике обладает р€дом особенностей.

Ќесмотр€ на то, что практически все ботанические объекты доступны, т.е. их можно легко обнаружить и внимательно рассмотреть (в отличие, например, от животных, которые Ђскрываютс€ї от наблюдател€), изучение растений требует очень внимательного отношени€, а выводы многих исследовательских работ по ботанике часто бывают не столь очевидны, как при изучении живых объектов.  роме того, сам процесс сбора материала по ботанике менее занимателен, чем при изучении животных, и подчас граничит с рутиной.

ѕоэтому, большую роль при подготовке учащихс€ к самосто€тельным работам играют хорошо проведЄнные зан€ти€ первого этапа обучени€ (по программе ЂЁкологический ликбезї), Ђзародившиеї в дет€х интерес к Ђнеобъ€тному и непознаваемомуї миру растений.

ќсновными ботаническими объектами, на которые направлена самосто€тельна€ исследовательска€ работа школьников на экологическом практикуме ЂЁколог-исследовательї €вл€ютс€: 1) флора окрестностей школы (учебного центра) - т.е. набор видов растений, как самосто€тельный объект изучени€, 2) сами растени€ - древесно-кустарниковые и трав€нистые растени€, как биологические объекты (организмы), 3) растительные сообщества (фитоценозы), как самосто€тельные объекты изучени€.

¬ соответствие с этим, темы самосто€тельной работы по ботанике сгруппированы в три основных раздела (см. таблицу внизу): 1) морфологи€ растений, определение растений и флора, 2) экологи€ растений и 3) фитоценозы.

 аждый из этих разделов содержит по 5-6 тем, распределенных более или менее равномерно по сезонам года. ¬ принципе, почти все из предлагаемых тем доступны в каждый из сезонов (за редким исключением, например, зимой невозможно изучать трав€нистые растени€, а работа с первоцветами возможна только весной), а предлагаемый вариант расстановки тем по сезонам св€зан, в основном, с более полноценными возможност€ми их реализации.  роме всего, нам кажетс€ целесообразным, чтобы темы не повтор€лись в течение года, ведь некоторые из них наиболее выигрышны в определЄнный сезон.

¬о все сезоны года работа ведЄтс€ с растени€ми и растительными сообществами, но весной и летом упор делаетс€ на изучение трав€нистых растений, а осенью и зимой - древесных и кустарниковых.

—писок тем самосто€тельных работ по ботанике (всего 13 зан€тий, из них по 10 сн€ты учебные фильмы)

“емы исследовательских работ

¬/ф

—езоны года

ос

зм

вс

лт

I. ћорфологи€ и определение растений, флора

         

—оставление учебного гербари€ (учебно-практическа€ работа)

+

     

+

»зучение морфологии высших растений

 

+

+

+

+

»зучение флоры своей местности (определение растений)

+

     

+

»зучение флоры и экологии лишайников

 

+

+

   

»зучение видового состава и численности грибов

+

+

     

II. Ёкологи€ растений

         

«еленые растени€ под снегом

+

 

+

   

»зучение динамики роста деревьев по годичным кольцам

+

 

+

   

»зучение экологии первоцветов

+

   

+

 

‘енологи€ цветени€ растений

+

   

+

 

»зучение экологической приуроченности растений

 

+

+

+

+

III. ‘итоценозы

         

»зучение вертикальной (€русной) структуры леса

+

     

+

 артографирование лесных фитоценозов

+

 

+

   

ќценка жизненного состо€ни€ хвойного подроста

+

   

+

 

¬/ф Ц наличие видеофильма по данному зан€тию. —езоны года: ос Ц осенний сезон, зм Ц зимний сезон, вс Ц весенний сезон, лт Ц летний сезон.

 

«оологи€

—амосто€тельна€ учебно-исследовательска€ работа школьников по зоологии, пожалуй, наиболее интересна дл€ детей, но, в то же врем€, и наиболее сложна. ƒело в том, что в отличие от растений, которые легко доступны и могут быть практически все определены с помощью определител€, дикие животные не столь заметны, их надо разыскивать или отлавливать, а позвоночные животные определ€ютс€ только на рассто€нии, причем многие - по косвенным признакам - по голосу, отпечаткам, следам жизнеде€тельности.

ќсновными зоологическими объектами, на которые направлена самосто€тельна€ исследовательска€ работа школьников, €вл€ютс€: 1) беспозвоночные животные (насекомые, паукообразные, почвенна€ фауна)(водные беспозвоночные изучаютс€ на предмете Ђводна€ экологи€ї); 2) амфибии (земноводные); 3) птицы; 4) Ђмелкие млекопитающиеї (грызуны, насекомо€дные); 5) Ђкрупные млекопитающиеї (от куньих до копытных).

ѕри этом изучаемые объекты и методы их исследований существенно различаютс€ по сезонам года. ясно, что наземных беспозвоночных, почвенную фауну, амфибий и мелких млекопитающих можно изучать только в теплое врем€ года, крупных млекопитающих Ц преимущественно зимой (по следам), а паукообразных и птиц - в течение всего года.

“емы самосто€тельной работы по зоологии сгруппированы в три основных разделов (см. табл. ниже): 1) изучение беспозвоночных животных, 2) изучение позвоночных животных, и 3) исследовательские программы.

¬ св€зи с тем, что изучение каждой их групп животных проводитс€ с помощью специфических, свойственных только данной группе животных методик, которые к тому же различаютс€ еще и по сезонам года, разнообразие тем по зоологии велико. —толь большое разнообразие тем не означает, что все они должны быть выполнены каждым учащимс€ - темы могут выбиратьс€ в зависимости от возможностей, наличи€ тех или иных животных в районе проведени€ практики, а также интересов самих учащихс€.

“акже как и по другим предметам, дл€ простоты изложени€ тематики исследовательских работ по зоологии сгруппированы по сезонам - осень, зима, весна, лето - аналогично тому, как это было сделано в подпрограмме ЂЁкологический ликбезї.

—писок тем самосто€тельных исследовательских работ по зоологии (всего 17 зан€тий, из них по 11 сн€ты учебные фильмы):

“емы исследовательских работ

¬/ф

—езоны года

ос

зм

вс

лт

I. »зучение беспозвоночных животных

         

„асть 1 (лесна€ подстилка и древесина)

+

   

+

 

„асть 2 (трава, кроны, летающие насекомые)

+

     

+

II. »зучение позвоночных животных

         

»зучение видового состава и численности амфибий

+

   

+

 

”чебно-практическа€ работа Ђѕоможем птицам !ї

+

   

+

 

»зучение суточной активности пени€ птиц

+

   

+

 

»зучение гнездовой жизни птиц

+

     

+

»зучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета

+

+

     

»зучение численности птиц различными методами

+

   

+

 

»зучение территориального поведени€ синичьих стай

+

 

+

   

»зучение кормового поведени€ и экологических ниш видов птиц, вход€щих в смешанные синичьи стаи

 

+

+

   

»зучение мелких млекопитающих

     

+

+

»зучение экологии млекопитающих по следам (тропление)

+

 

+

   

«имний маршрутный учет численности млекопитающих по следам

+

 

+

   

»зучение следов жизнеде€тельности позвоночных животных

   

+

+

 

III. »сследовательские программы

         

ѕрограмма Ђ‘енологи€ птицї

 

+

+

+

+

ѕрограмма зимнего учета птиц Ђ–ождественские учетыї

   

+

   

¬/ф Ц наличие видеофильма по данному зан€тию. —езоны года: ос Ц осенний сезон, зм Ц зимний сезон, вс Ц весенний сезон, лт Ц летний сезон.

 

¬одна€ экологи€ и мониторинг водоемов

—амосто€тельна€ исследовательска€ работа школьников по водной экологии €вл€етс€ неотъемлемой составной частью комплексного изучени€ живой природы. — одной стороны, водные объекты - ручьи, реки, озера, и присущие им живые организмы, в отличие от тех или иных ботанико-зоологических объектов, имеютс€ практически в любой местности и организовать их изучение не представл€ет особенного труда. — другой стороны, методы гидробиологических исследований достаточно разработаны и унифицированы, что позвол€ет дет€м проводить сравнимые с другими районами страны Ђнаучныеї исследовани€.

 ак и в любой другой науке, методы гидробиологических исследований достаточно сложны и Ђтехнологичныї, т.е. требуют очень тщательного подбора и точного исполнени€ технологии эксперимента. ¬се это, в отличие от ботанико-зоологических исследований, примен€ющих, в основном, Ђописательныеї методики, усложн€ет проведение самосто€тельных исследований по водной экологии и резко ограничивает доступные методы наблюдений.

¬ то же врем€, тщательное зан€тие водной экологией, в гораздо большей степени, чем по другим предметам программы, открывает перед детьми совершенно непознанные закономерности жизни природы - мельчайшие, неведомые Ђпростомуї человеку организмы водоемов станов€тс€ пон€тными и Ђзнакомымиї.

¬се самосто€тельные исследовательские работы школьников по водной экологии состо€т из двух об€зательных равнозначных частей. ѕерва€ часть - это сбор материала в виде проб воды, планктона, бентоса или перифитона и втора€ часть - это лабораторна€ обработка собранных проб (определение встреченных организмов по определител€м и определительным таблицам, оценка качества воды) и обработка полученных результатов (зарисовки встреченных животных и растений, обсчет полученных данных). ¬ св€зи с тем, что полученные результаты обсуждаютс€ на конференции, то оформление полученных данных также €вл€етс€ важной частью работы.

ќсновными темами, по которым возможна самосто€тельна€ исследовательска€ работа школьников на краткосрочных экологических практикумах, €вл€ютс€: 1) комплексные исследовани€ водоемов, 2) изучение водных растений и животных и 3) физико-химические анализы природных вод.

¬ св€зи с изменени€ми, происход€щими в водоемах в разное врем€ года, измен€етс€ и набор тем дл€ самосто€тельных работ. Ѕольшинство из предложенных тем могут быть выполнены в течение всего года, но некоторые темы жестко приурочены к определенному сезону.

—писок тем самосто€тельных исследовательских работ по водной экологии и мониторингу водоемов (всего 9 зан€тий, из них по 5 сн€ты учебные фильмы):

“емы исследовательских работ

¬/ф

—езоны года

 

ос

зм

вс

лт

1.  омплексные исследовани€ водоемов

         

»змерени€ и описани€ озер

 

+

   

+

»змерени€ и описани€ рек

 

+

   

+

—равнительные комплексные описани€ малых рек и ручьев

+

     

+

2. »зучение водных растений и животных

         

»зучение зоопланктона

+

     

+

»зучение перифитона в различных част€х водоема

 

+

     

»зучение макрозообентоса окрестных водоемов

 

+

+

+

+

‘ауна временных водоемов

+

   

+

 

3. ‘изико-химические анализы природных вод

         

»зучение физико-химических свойств природных вод

+

 

+

   

4. ћониторинг водоемов

         

»зучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состо€ни€

+

     

+

¬/ф Ц наличие видеофильма по данному зан€тию. —езоны года: ос Ц осенний сезон, зм Ц зимний сезон, вс Ц весенний сезон, лт Ц летний сезон.

 

Ёкологический мониторинг наземных экосистем

ƒанный раздел полевого практикума €вл€етс€, пожалуй, наиболее сложным и наиболее Ђпроблемнымї дл€ его освоени€ детьми.

ѕричина этого кроетс€, прежде всего, в сложности и неоднозначности самой этой области научной де€тельности. ƒело в том, что мониторинг окружающей среды Ц относительно нова€, глубоко специализированна€ и еще не очень разработанна€ область экологии. Ѕольшинство методик в ней позаимствовано из смежных дисциплин Ц химии, физики, биологии, гидробиологии и т.д. ѕоскольку данна€ область науки носит сугубо практический, прикладной характер, все ее методики основаны на строгом количественном учете, сбор материала проводитс€ по строго регламентированным правилам, обработка результатов ведетс€ с помощью статистических методов или с использованием компьютера. ƒругими словами Ц это достаточно высокоинтеллектуальна€ и узкопрофессиональна€ область знаний. Ѕез соблюдени€ этих условий мониторинговые исследовани€ не €вл€ютс€ истинными и не представл€ют собой какой-либо научной ценности.

¬торой причиной, обусловливающей Ђнеоднозначностьї применени€ мониторинговых исследований в работе со школьниками, €вл€етс€ их слишком широкое распространение в сфере экологического образовани€, т.е. повальное увлечение педагогов Ђэкологическим мониторингомї в последнее дес€тилетие. ѕри этом, что более всего настораживает, - большинство педагогов, Ђзамахивающихс€ї на мониторинговые исследовани€ с детьми, не осознают всей сложности данной проблематики Ц особенно в части использовани€ методик, и в результате часто глубоко заблуждаютс€ относительно истинности получаемых результатов.

—уществует множество примеров Ђнеадекватногої использовани€ методик экологического и биологического мониторинга в работе с детьми. Ќаиболее €ркий пример этого Ц лихеноиндикаци€, т.е. использование лишайников при оценке загр€зненности воздуха.

Ќачнем с того, что лишайники Ц типичные биологическое организмы, численность и развитие которых завис€т от множества (дес€тков) факторов окружающей среды: влажности, освещенности, микроклиматических условий произрастани€, типа субстрата, т.е. микроместообитани€, типа биоценоза, в котором находитс€ сам субстрат и т.д. Ќа одном из последних мест из этого списка стоит их восприимчивость (чувствительность) к загр€знению воздуха. ¬ отличие от многих других растений, лишайники, действительно, более чувствительны к этому фактору, но это отнюдь не означает, что среди прочих факторов, вли€ющих на их развитие, данный фактор стоит на первом месте.

—оответственно и исследовани€ загр€зненности воздуха с помощью лишайников следует проводить по правилам строгого эксперимента Ц отсека€ все Ђлишнееї, не имеющее отношени€ к загр€знению воздуха. Ќа практике же получаетс€ следующим образом: группы юных исследователей ведут изучение лишайников совсем позабыв (в 90 % случаев) об изучении и измерении других факторов окружающей среды, вли€ющих на лишайники в гораздо большей степени, чем загр€знение воздуха. ¬ итоге чаще всего получаютс€ те результаты, которые начинающие ученые хот€т получить (в соответствии с соответствующим законом, действующим в науке), но далекие от реальности!

ƒанное Ђлирическое отступлениеї необходимо нам только дл€ одной цели - настроить читател€ и пользовател€ данной программы на очень осторожно и вдумчивое использование экологического мониторинга с детьми вообще, и приводимых ниже методик Ц в частности.

»з множества методик экологического и биологического мониторинга дл€ включени€ их в перечень рекомендуемых к использованию в рамках программы ЂЁколог-исследовательї мы выбрали всего п€ть.

„етыре из них основаны на изучении биологических объектов, т.е. фактически €вл€ютс€ методиками биологического мониторинга.  роме того, все они основаны на технологии биоиндикации, т.е. оценки экологического состо€ни€ окружающей среды с помощью биологических организмов-индикаторов.

ѕ€та€ методика очень проста и основана на примитивном подсчете различных объектов антропогенного происхождени€ в природе (грубо говор€ Ц это Ђучет мусора в лесуї). ќднако и к ее использованию надо подходить внимательно, точно соблюда€ технологию учета.

Ђ«а бортомї мы оставили подавл€ющее большинство методик мониторинговых исследований, основанных на физических и химических анализах Ц в силу их сложности и Ђскучностиї дл€ детей. ¬се они требуют высокопрофессионального подхода, скрупулезности постановки эксперимента, точности при сборе данных, не говор€ уже о кропотливости и дороговизне лабораторной работы. ≈динственный вариант, при котором можно использовать данные тематики Ц так это при наличии Ђпод рукойї какого-нибудь сложного и дорогосто€щего прибора (вроде спектрохроматографа за 20 тыс.долларов), решающего Ђмахомї все проблемы лабораторной обработки данных.

»так, все нижеприведенные исследовательские задани€ Ц наиболее простые, наиболее Ђприближенныеї к природе, наиболее Ђнатуралистичныеї. ќднако и их использование, в силу всего сказанного выше, требует Ђосторожногої использовани€, тщательного соблюдени€ методики, вдумчивого осмыслени€ полученных результатов.

ѕомимо п€ти биоиндикационных методик в данный раздел включена программа фенологических наблюдений за развитием природы Ц это также программа мониторинга окружающей среды в ее идеальном воплощении.

–аспределение тем по сезонам года в данном разделе достаточно условно: все они, кроме изучени€ листьев берез и лугов могут проводитьс€ круглогодично.

—писок тем самосто€тельных исследовательских работ по экологическому мониторингу наземных экосистем (всего 7 зан€тий, из них по 5 сн€ты учебные фильмы):

“емы исследовательских работ

¬/ф

—езоны года

ос

зм

вс

лт

I. Ѕиоиндикаци€ и мониторинг наземных экосистем

         

ќценка жизненного состо€ни€ леса по сосне

+

+

     

ќценка экологического состо€ни€ леса по асимметрии листьев

+

     

+

ќценка загр€зненности воздуха методом лихеноиндикации

+

+

     

ќценка экологического состо€ни€ лугов по трав€нистой растительности

+

     

+

 омплексна€ оценка антропогенной нагрузки на местность

+

+

     

2. »сследовательские программы по мониторингу

         

ѕрограмма фенологических наблюдений за развитием природы

 

+

+

+

+

ѕрограмма комплексной экологической оценки территории

 

+

+

+

+

¬/ф Ц наличие видеофильма по данному зан€тию. —езоны года: ос Ц осенний сезон, зм Ц зимний сезон, вс Ц весенний сезон, лт Ц летний сезон.

Ќа этом мы завершаем публикацию глав из книги кандидата биологических наук, директора экологического центра ЂЁкосистемаї јлександр —ергеевича ЅоголюбоваЂ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї, которую мы публиковали в последних восьми номерах нашего журнала. — продолжением этой книги, а именно с разделами, освещающими вопросы организации исследовательской (проектной) де€тельности школьников в природе (программа ЂЁколог-исследовательї) вы можете ознакомитьс€ на сайте ÷ентра http://www ecosystema.ru



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020