јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—≈“≈¬ќ… Ё“Ќќ-Ё ќЋќ√»„≈— »… ѕ–ќ≈ “ "—ќ–ќ   Ћё„≈…": “–јƒ»÷»ќЌЌќ≈ ¬ќƒќ—Ѕ≈–≈∆≈Ќ»≈ » ѕќ„»“јЌ»≈ ¬ќƒЌџ’ ќЅЏ≈ “ќ¬

ƒоронин ƒмитрий ёрьевич
аспирант отдела —евера и —ибири »нститута этнологии и антропологии –јЌ им. ћиклухо-ћакла€;

Ћ€паева ќльга Ќиколаевна
зав. сектором гуманитарной экологии ÷ентра развити€ творчества детей и юношества Ќижегородской области.

1. “радиции водопочитани€ в эколого-образовательном проекте "—орок ключей"

ѕервый областной сетевой этно-экологический проект "—орок ключей" п€тый год осуществл€етс€ на территории Ќижегородской области. ѕроект €вл€етс€ авторской разработкой.

ќсновным объектом проекта "—орок ключей" в Ќижегородской области стала вода в еЄ родниково-ключевой форме. ¬нимание проекта сосредоточено на родниках, но также собираетс€ и обрабатываетс€ фольклор (устные рассказы, легенды, былички, предани€ми) о других водных объектах: крупных и малых реках, ручь€х и "разречь€х", озЄрах, болотах, омутах.

ќбщей целью сетевого проекта "—орок ключей" €вл€етс€ экологическое воспитание школьников, основанное на традици€х неразрушающего природопользовани€, бытовавших ранее и отчасти сохранившихс€ сейчас у коренного населени€ Ќижегородской области.

 онкретной эколого-образовательной задачей этого проекта €вл€етс€ вы€вление и паспортизаци€ (в виде оформленных письменных работ, выполненных коллективом школьников) этнографического, фольклорного материала о родниках, ручь€х, малых речках Ќижегородской области и др. возможных регионов.

Ћюбой устный материал, собранный детским коллективом в каком-либо населЄнном пункте, рассказывающий об истории или почитании какого-либо конкретного водного объекта можно рассматривать и вводить в практику экообразовани€ как традицию почитани€ воды, бережного отношени€ к водному ресурсу в целом.

“радиции неразрушающего природопользовани€ - это утвержденные в общественных нормах и представлени€х природосберегающие формы хоз€йствовани€, максимально учитывающие специфику местной природы. »х современное значение пр€мо экологично.

“радиции почитани€ воды имеют тыс€челетнюю историю, их возникновение можно датировать возникновением сознательной де€тельности человека. Ёто не случайно: вода - один из основных ресурсов, св€занных напр€мую с жизнью человека. ћифологии всех народов имеют одним из основных своих элементов воду - в той или иной еЄ "форме". ¬ода, как вс€кий важный мифологический элемент, - всегда больше чем простой ресурс, но наполнена тайной, неоднозначностью; это - некое, частично закрытое человеку, природное пространство, населЄнное своими могущественными духами-обитател€ми, хранител€ми.

¬ представлени€х различных традиционных культур мы неизбежно обнаруживаем те или иные правила общени€, обращени€ с водными источниками или водоЄмами вообще: разнообразные ритуалы, ограничени€, запреты, табу и пр. „еловек приносит жертву реке, роднику (монету, чарку водки и т.д.) - прежде чем испить еЄ воды, иначе, от непочтительного отношени€, может случитьс€ вс€коеЕ „еловек просит прощени€, когда перешагивает ручьевую бегущую водуЕ Ќекоторые озЄра  арелии не посещаютс€ после захода солнца - там нечего делать человекуЕ ¬о многих уголках нашей страны издавна было не прин€то, даже запрещено стирать или полоскать бельЄ в реке - это было чревато гневом духа воды: рыба из реки (озера) исчезалаЕ »звестны различные молени€ на воду, гадани€ на воде, осв€щение воды - не только в христианской традиции. ∆ива€ водаЕ ћЄртва€ водаЕ ƒарующа€ или закрывающа€ жизнь. ¬о многих традиционных культурах с водой св€заны разнообразные ритуалы очищени€, излечени€ или преображени€ человека (пример - крещение). Ётот глубоко психологический аспект воспри€ти€ воды так или иначе прослеживаетс€ в мифах. Ќадо ли по€сн€ть, что человек традиционной культуры куда более осторожно, внимательно, "экологично" относилс€ к воде и как к ресурсу? Ћюбой ресурс такого человека нЄс в себе некую сакральную нагрузку.

»здавна известны и традиции почитани€ водных источников: ключей, родников. ћногие родники, даже не в христианской традиции считаютс€ непростыми, св€щенными. ¬ р€де районов Ќижегородской области до сих пор сохранились представлени€ о "сорока ключах" - особой родниковой купели с прозрачной целебной, св€той водой, бьющей со дна купели из сорока (40 - древнее сакральное мифологическое число) ключей. ћного родников, считающихс€ непростыми в ÷ерковной традиции. Ќаконец, ещЄ более велико множество родников, бьющих из-под земли в лесном овраге или в близи родной деревни. » с этими родниками св€заны об€зательно какие-то рассказы, пусть даже "не св€тые", а совсем обычные истории. ¬ каждом селе об€зательно говор€т о "вкусной" (и т.п.) воде из родника, каждый ключ имеет свою небольшую или великую историю. ¬одные объекты распространены повсеместно, и с ними св€заны различные народные представлени€ и традиции неразрушающего природопользовани€, бережливого и почтительного отношени€ к природному ресурсу.

ѕрактически весь фольклор и традиционна€ культура в совокупности - есть отображение, изображение и человеческое воспри€тие природы (поскольку в традиционной, не техногенной культуре больше нечего отображать). ѕотому в область экологического образовани€ может входить изучение и преподавание вс ы. √рамотное изучение и попул€ризаци€ конкретных традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций.

Ќеобходимо помнить, что традиционна€ культура всегда природно конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь геграфически-конкретной совокупности людей (деревн€, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. “аким образом, формы хоз€йствовани€ и отношени€ к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства.  осмополитична€ индустриальна€ технократическа€ культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку €вл€етс€ чужеродной, искусственно привнесенной дл€ большинства территорий.

2. —пецифика областного сетевого этно-экологического проекта как эколого-образовательной, просветительской и воспитательной формы

»звестно, что важной задачей в решении экологических проблем конкретных районов Ќижегородской области €вл€етс€ педагогическа€ попул€ризаци€ местной, характерной именно дл€ данных населенных пунктов традиционной экологической культуры. ¬месте с тем, занима€сь по теоретическим педагогическим программам экологического образовани€, педагоги часто не обращают внимани€ на местную традиционную экологическую культуру, недооценива€ ее воспитательный потенциал. —етевые этно-экологические проекты призваны решить эту проблему.

ќбластной сетевой этно-экологический проект €вл€етс€ базовым элементом хода и развити€ форм непрерывного учебно-воспитательного процесса сектора гуманитарной экологии ќЁќи¬ ќ÷–“ƒић по проекту "√уманитарно-экологическа€ педагогика: природа и культура".

 аждый сетевой проект включает в себ€ комплекс экспедиционных исследований, обучающих семинаров, конференций, издательских меропри€тий (от периодики до цифрового тематического видео, интернет-изданий, мультимедиа-пособий и архивов). ќб€зательным условием осуществлени€ сетевых проектов €вл€етс€ создание и развитие сети рабочих групп из педагогов и учащихс€ в районах области. ¬ каждом сетевом проекте одновременно, в течение года или нескольких лет, в районах области по определенной фольклорно-этнографической теме работают коллективы школьников, педагогов, специалистов учреждений культуры и т.д. ¬ течение года проход€т координационные и обучающие семинары (выездные и в Ќ.Ќовгороде) и итогова€ конференци€, на которых и встречаютс€ члены рабочих групп. –айонные школьные этно-экологические экспедиции собирают информацию о традиционном (этническом) бережном отношении к родникам, урочищам, рекам, озерам, деревь€м. ѕри этом основным методом структурировани€ областного опыта по реализации проектов €вл€етс€ паспортизаци€ гуманитарно-экологических исследований в районах Ќижегородской области.

¬ проведении учебно-исследовательских экспедиций сетевых проектов особенно ценно пр€мое общение учащихс€ с носител€ми конкретной традиционной природоориентированной культуры, "живое" участие детей в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры - то, что может дать только экспедици€, и что невозможно получить при реферировании литературы или в ролевых игровых или праздничных формах. »ными словами, ребенок не только получает абстрактные знани€ и умени€ по изучению традиционно-экологического компонента, но познает его культурное и экологическое значение, "погружа€сь", в ходе исследовательских экспедиций и творческих зан€тий по их материалам, в пространство конкретной, родной ему традиционной культуры. ѕроводима€ в экспедиции учебно-исследовательска€ работа школьников осуществл€етс€ сообразно принципам предельной конкретности, локальности, уникальности форм традиционной культуры, их пр€мой зависимости от конкретного природного пространства, в котором формировалась и продолжает находитьс€ культура той или иной деревни.

—етева€ система работы помогает педагогам и школьникам обмениватьс€ на организованных ќ÷–“ƒић семинарах и конференци€х методиками, расшир€ть круг исследуемых вопросов. ¬ насто€щее врем€ методики проекта "—орок ключей" используют педагоги 36 районов Ќижегородской области, педагоги-экологи более 20 субъектов –оссийской ‘едерации и четырЄх стран —Ќ√:  азахстана, ”збекистана,  ыргызстана и ”краины.

¬ процессе реализации основного проекта кроме "—орока ключей" внедр€ютс€ другие сетевые проекты: "“радиционное обр€довое печение", "Ётно-экологические тропы", "ƒрево жизни" и др.

¬ ходе многолетней экспедиционной де€тельности специалистами Ќижегородского областного центра развити€ творчества детей и молодежи, была разработана авторска€ методика экспедиционного сбора информации по различным природосберегающим фольклорно-этнографическим аспектам традиционной народной культуры. ќсобое место в этих методиках уделено вы€влению традиций неразрушающего природопользовани€, изучению св€зи природного и традиционно-культурного ландшафтов.

¬ процессе развити€ сетевых проектов формируетс€ гуманитарно-экологическа€ сеть, это €вл€етс€ важным методологическим условием действи€ проекта и формировани€ областного гуманитарно-экологического направлени€. –абоча€ гуманитарно-экологическа€ сеть - это система информационного и научно-практического взаимодействи€ детских, педагогических коллективов районов области, участвующих в гуманитарно-экологических проектах. ”частники сети - рабочие (исследовательские) гуманитарно-экологические группы: коллективы педагогов и школьников (воспитанники кружков при школах, музе€х, учреждени€х дополнительного образовани€ в районах области).

ѕо каждому сетевому гуманитарно-экологическому проекту сеть развиваетс€ в несколько этапов. ѕервый этап - формирование "кост€ка" сети: обучение методикам проекта наиболее заинтересованных педагогов и специалистов.

¬ последующих этапах (см. таблицу "Ётапы реализации проекта") сеть расшир€етс€ посредством обучающих семинаров, педагогических мастерских, учебно-исследовательских выездов и экспедиций при об€зательном содействии "кост€ка" сети.  аждый этап сопровождаетс€ созданием и распространением новых методик: сбора, гуматарно-экологического картировани€ и этно-экологического анализа собираемого фольклорного материала.

 оординаци€, поощрение, обмен опытом, тиражирование и обучение новым методикам происход€т на областных конференци€х сети, которые проход€т, как правило, дважды в году - осенью и весной.  ак правило, изменени€ состава гуманитарно-экологической сети при запуске нового сетевого проекта незначительны. ќсновна€ трудность при этом состоит в организованном обучении всех педагогов сети новым методикам и их посто€нной, круглогодичной координации, - в противном случае сеть начинает разрушатьс€. “аким образом, развитие гуманитарно-экологической сети - посто€нный процесс, который координируетс€ руководител€ми сетевых проектов, при участии коллективов "кост€ка" сети.

Ќиже приводитс€ таблица этапов реализации областных сетевых этно-экологических проектов ќ÷–“ƒић в Ќижегородской области. Ёта таблица может быть полезной при тиражировании и реализации подобных проектов в других регионах –оссии.

“аблица 1: Ётапы реализации проекта

ѕервичный, установочно-презентационный этап: этап разработки и запуска первого сетевого областного гуманитарно-экологического проекта "—орок ключей" - проведение первого областного установочного семинара по подходам и методикам гуманитарной экологии.

Ётап формирование начальных модельных групп - учебно-исследовательских этно-экологических коллективов из ”ƒќ и школ районов Ќижегородской области - будущего "кост€ка" областной гуманитарно-экологической сети. ”чебно-воспитательна€ работа с детьми и повышение квалификации взрослых специалистов модельных групп: обучающие и проблемно-тематические семинары.

Ётап формировани€ гуманитарно-экологической сети: рост количества коллективов из районов области, вовлечЄнных в сетевой проект "—орок ключей". ”чебно-воспитательна€ работа с детьми и повышение квалификации взрослых специалистов: обучающие и проблемно-тематические семинары. ћассовое распространение базовой методики "—орок ключей". –азработка и распространение новых методик по сбору и анализу этно-экологического материала. јнкетирование успешности и проблемности реализации проекта.

Ётап начала первичных натурных исследований групп сети в услови€х их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ќ÷–“ƒић, их проведение, организаци€ полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - дл€ представителей областной сети, выезды в районы.  оординаци€ параллельных исследований групп сети. –азработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ќ÷–“ƒић на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.

Ётап формировани€ навыков этно-экологического анализа собранного материала: координаци€ и консультации участников сети в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала - в подготовке детских учебно-исследовательских письменных работ, за€вл€емых на гуманитарно-экологическую конференцию.

јналитико-диагностический этап начального периода функционировани€ сети: за€вление, защита и оценивание детских учебно-исследовательских письменных работ на областной конференции:- 1-ый шаг: ќсенн€€ конференци€ (но€брь-декабрь) - оформление, изложение и защита весенне-летней исследовательской де€тельности по проекту "—орок ключей";- 2-ой шаг: ¬есенн€€ конференци€ (апрель) - оформление, изложение и защита детских работ с учетом осенне-зимней исследовательской де€тельности по проекту "—орок ключей".

Ётап начала внедрени€ новых сетевых проектов: разработка и начало тиражировани€ методик по сбору и исследованию природоориентированных традиций народного пчеловождени€, обр€дового печени€. ѕроведение обучающих и проблемно-тематических семинаров дл€ взрослых руководителей сетевых групп.

Ётап начала самосто€тельных (вторичных) натурных исследований групп сети в услови€х их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ќ÷–“ƒић, их проведение, организаци€ полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - дл€ представителей областной сети, выезды в районы.  оординаци€ параллельных исследований групп сети. –азработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ќ÷–“ƒић на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.

Ётап начала гуманитарно-экологического картировани€ и паспортизации опыта гуманитарно-экологической де€тельности: разработка и тиражирование методики паспортизации собственной проектной де€тельности районных групп и методики картировани€ многообрази€ форм традиционного отношени€ к конкретным природным объектам в пространстве локальных традиционных культур Ќижегородской области. ќбучающие и проблемно-тематические семинары, консультации. –азработка положений: фестивал€ "„иста€ планета" и конкурса "ћо€ мала€ родина", включающих методики паспортизации проектной де€тельности и картировани€ традиционных форм отношени€ к природе.

Ётап самосто€тельного этно-экологического анализа собранного материала:  оординаци€ и консультации участников сети в использовании методик паспортизации и картировани€ - в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала. Ќаписание паспортов районной гуманитарно-экологической де€тельности и детских учебно-исследовательских письменных работ, за€вл€емых на экологический фестиваль "„иста€ планета".

јналитико-диагностический этап начала самосто€тельного периода функционировани€ сети: за€вление, защита и оценивание паспортов и детских учебно-исследовательских письменных работ на областной конференции:- 1-ый шаг: Ёкологический фестиваль "„иста€ планета" (но€брь) - оформление и оценка паспортов районной гуманитарно-экологической де€тельности и школьных работ по весенне-летнему исследовательскому опыту в проекте "—орок ключей" и по новым развиваемым сетевым проектам;- 2-ой шаг: ѕодведение итогов гуманитарно-экологического конкурса "ћо€ мала€ родина" в рамках весенней конференции (апрель-май) - оформление, изложение и защита детских работ с учетом осенне-зимней исследовательской де€тельности по проекту "—орок ключей" и новым сетевым проектам.

Ётап начала развити€ устойчивых межрегиональных гуманитарно-экологических инициатив: планомерное, систематическое представление организационно-методического опыта гуманитарно-экологической работы ќ÷–“ƒић как передового в –оссии. —истематическое представление на межрегиональном уровне опыта работы и результатов районных сетевых групп. ‘ормирование предпосылок к созданию межрегионального координационно-методического центра по гуманитарной экологии в Ќ.Ќовгороде - на базе отдела экологического образовани€ и воспитани€ ќ÷–“ƒић.

Ётап начала внедрени€ нового областного сетевого проекта "ƒрево жизни": разработка и начало тиражировани€ методик по сбору и исследованию природосберегающих традиций лесопользовани€ и побочных лесных промыслов. ѕроведение обучающих и проблемно-тематических семинаров дл€ взрослых руководителей сетевых групп.

Ётап самосто€тельного натурного гуманитарно-экологического картировани€ и этно-экологических исследований групп сети в услови€х их традиционных культур: разработка документации летних учебно-исследовательских гуманитарно-экологических экспедиций и лагерей ќ÷–“ƒић, их проведение, организаци€ полевых мастер-классов и тренингов по изучению традиционных культур - дл€ представителей областной сети, выезды в районы.  оординаци€ параллельных исследований и картировани€ групп сети по проектам "ƒрево жизни" и "—орок ключей". –азработка визуальных (видео-, фото-, мультимедиа) программ и методик ќ÷–“ƒић на основе собственных исследований - сбора и обработки фольклора.

Ётап самосто€тельного гуманитарно-экологического картировани€ и этно-экологического анализа собранного материала:  оординаци€ и консультации участников сети в использовании методик паспортизации и картировани€ - в обработке и осмыслении собранного ими традиционно-культурного материала. Ќаписание паспортов районной гуманитарно-экологической де€тельности и детских учебно-исследовательских письменных работ по паспортизации и картированию традиционных форм отношени€ к природным объектам родного района. «а€вление на экологический слЄт школьных лесничеств.

Ётап издани€ гуманитарно-экологического методического сборника: разработка макета издани€ всех гуманитарно-экологических методик ќ÷–“ƒић в одной методической тетради. »здание. –аспространение.

јналитико-диагностический этап самосто€тельного периода функционировани€ сети: экологический слЄт школьных лесничеств (но€брь) - оформление, защита и оценка паспортов районной гуманитарно-экологической де€тельности и школьных работ по весенне-летнему исследовательскому опыту в проектах "ƒрево жизни", "—орок ключей" и по др. развиваемым сетевым проектам.

Ётап подготовки к изданию справочника районных гуманитарно-экологических групп Ќижегородской области: разработка макета издани€, объедин€ющего основные результаты этно-экологических исследований, гуманитарно-экологического картировани€ и паспортизации проектной гуманитарно-экологической де€тельности районных групп.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019