јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–” ќ¬ќƒ—“¬ќ »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ё ”„јў»’—я: ѕ–ќЅЋ≈ћџ » ѕ”“» –≈Ў≈Ќ»я

»ванова ћарина јвенировна
кандидат педагогических наук, доцент Ћипецкого государственного педагогического университета

—тарцева —ветлана јвенировна
учитель гимназии є 1257 г. ћосква

 

јннотаци€: ¬ статье рассматриваютс€ проблемы, возникающие у школьных учителей при руководстве исследовательской де€тельностью учащихс€. ƒл€ того чтобы грамотно руководить исследованием школьника и достойно представить его результаты, современному учителю необходимо владеть как исследовательскими умени€ми, так и информационно-коммуникационными технологи€ми, в чем часто возникают проблемы. –ешению их может помочь дифференцированный подход к различным возрастным группам учителей при организации курсов повышени€ квалификации или специальных семинаров, посв€щенных организации этого вида де€тельности учащихс€.

 

 ак известно, жизнь современного человека и общества стала более изменчивой и информационно насыщенной, чем в предыдущие дес€тилети€. ¬се это не может не отражатьс€ в образовании.  ак отмечает ј.ќ.  арпов, в отличие от традиционных Ц поддерживающих методов обучени€, надел€ющих фиксированным набором знаний и методов дл€ решени€ известных и повтор€ющихс€ задач, современное образование имеет дело с динамично мен€ющейс€ системой знаний и представлений об окружающем мире. »менно поэтому человек начинает относитьс€ к миру не как к абсолютной данности, а как к изменчивому новому, требующему поисковых методов мышлени€. ¬ св€зи с этим вполне закономерной представл€етс€ тенденци€ включени€ элементов исследовательской де€тельности в образование на всех его этапах.

≈сли обратитьс€ к истории вопроса, нетрудно заметить, что исследовательска€, а точнее научно-исследовательска€, де€тельность традиционно играла важную роль прежде всего в системе высшего образовани€. ќднако в последнее дес€тилетие все больше внимани€ удел€етс€ ей и в средней школе. ќб этом свидетельствуют сразу несколько фактов:

Ц во многих лице€х и гимнази€х по€вилась должность завуча по научной работе, в об€занности которого входит работа с учител€ми и учащимис€, выполн€ющими исследовани€ в различных област€х знаний;

Ц в школьном компоненте учебного плана выдел€ютс€ специальные часы на проведение проектно-исследовательских работ учащихс€;

Ц исследовани€ учащихс€ разного возраста Ц от младших школьников до старшеклассников Ц оцениваютс€ на многочисленных меропри€ти€х конкурсного характера, проводимых на различных уровн€х: школьном, городском, областном, всероссийском, международном;

Ц в качестве организаторов конкурсов исследовательских работ учащихс€ помимо школ и органов образовани€ часто выступают региональные и ведущие вузы страны (иногда в сотрудничестве с крупными предпри€ти€ми), а также общественные организации;

Ц участие в исследовательской де€тельности учащихс€ и победы школьников в перечисленных выше конкурсах вошли в число критериев оценки труда учител€ при его аттестации.

¬ то же врем€, несмотр€ на наличие всех этих благопри€тных факторов, стимулирующих школьного учител€ к исследовательской работе с учащимис€, приходитс€ констатировать, что подавл€ющему большинству педагогов пока не удаетс€ активно включитьс€ в эту де€тельность. ѕри этом стоит подчеркнуть, что вр€д ли можно и нужно говорить об об€зательном участии в этой работе всех учителей. ƒалеко не каждый мотивирован на эту де€тельность в силу самых разных причин: склада характера, низкого уровн€ прит€заний, удовлетворенности уже достигнутым уровнем, стремлением при аттестации повысить разр€д за счет других, более привычных дл€ себ€ показателей и т.п.

ќднако нельз€ отрицать и тот факт, что среди школьных педагогов есть и такие, кто мог бы и хотел вести эту работу не только в силу своей любознательности, энтузиазма, творческого мышлени€, но и из стремлени€ заинтересовать своих учеников в получении новых знаний и умений, выход€щих за пределы школьной программы. ѕоэтому данна€ стать€ посв€щена рассмотрению проблемы готовности именно таких учителей к руководству исследовательской де€тельностью школьников и анализу тех трудностей, с которыми они при этом сталкиваютс€.

ѕрежде чем рассмотреть эти вопросы, начнем с определени€ самой исследовательской де€тельности учащихс€.  ак отмечают многие исследователи, она моделирует научный поиск, следовательно, повтор€ет этапы и логику научного познани€. ѕриведем одно из определений рассматриваемого пон€ти€, которое именно с этой точки зрени€ наиболее полно отражает его суть: под исследовательской де€тельностью понимаетс€ де€тельность, св€занна€ с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающа€ наличие основных этапов, характерных дл€ исследовани€ в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посв€щенной данной проблематике, подбор методик исследовани€ и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.   перечисленным этапам можно также добавить создание гипотезы, котора€ подлежит проверке экспериментом, и €вл€етс€ необходимой составл€ющей алгоритма исследовани€. ÷елостное умение проводить исследование будет состо€ть из исследовательских умений как умений выполн€ть перечисленные выше этапы де€тельности.

¬ то же врем€ следует заметить, что в приведенном выше определении упущена, на наш взгл€д, очень существенна€ деталь. ƒл€ любого человека, так или иначе св€занного со школой, очевидно, что никакой школьник не в состо€нии провести исследование самосто€тельно, поэтому за термином Ђисследовательска€ де€тельность учащегос€ї в реальности всегда стоит работа двух человек Ц учител€ и ученика. ” учащегос€, который впервые приступает к исследованию, нет не только опыта ее выполнени€, но и даже элементарного представлени€ о том, что ее отличает от других видов де€тельности. ¬ стенах школы единственным человеком, который может не только помочь ученику увидеть ее специфику, но и начать реальный процесс формировани€ исследовательских умений, €вл€етс€ учитель, причем тот, который до этого имел опыт проведени€ исследовани€.

“аким образом, в качестве существенного уточнени€ к приведенному выше определению вслед за некоторыми исследовател€ми добавим то, что исследовательска€ де€тельность школьника представл€ет собой творческий процесс взаимодействи€ учител€ и учащегос€ по поиску решени€ (или понимани€) неизвестного, который и будет состо€ть из этапов, характерных дл€ исследовани€ в научной сфере. ѕри этом важно подчеркнуть, что такое понимание рассматриваемого педагогического €влени€ неизбежно приводит к выводу о том, что ведущую роль в этом процессе играет учитель. “о, что он €вл€етс€ носителем опыта де€тельности, котора€ пока неизвестна ученику, и позвол€ет ему руководить таким исследованием.

 ак было сказано выше, формировать у учащегос€ исследовательские умени€ способен только тот учитель, который владеет ими сам. ќднако возникает вопрос: все ли современные учител€ умеют это делать, а значит, умеют увидеть и сформулировать проблему, создать гипотезу, подобрать методики исследовани€ и использовать их на практике, умеют собрать материал, проанализировать и обобщить полученные данные и, наконец, сделать собственные выводы по полученным результатам? ѕолагаем, далеко не все, и на это есть как объективные, так и субъективные причины.

  категории первых причин можно отнести то, что учител€ старшего и среднего поколени€ заканчивали вуз в те времена, когда защита дипломной работы была необ€зательной дл€ всех выпускников педагогических институтов, поэтому СшколуТ выработки исследовательских умений прошли далеко не все из них, а лишь единицы. ”чител€м молодого поколени€ в этом отношении повезло больше: в последние дес€тилети€ защита выпускной квалификационной работы стала об€зательной дл€ каждого. ќднако здесь нельз€ не учитывать субъективный фактор: насколько честно была сделана работа, т.е. выполн€л ли ее выпускник сам или воспользовалс€ возможност€ми, предоставл€емыми довольно широким ныне рынком услуг по написанию дипломных работ. ѕон€тно, что в последнем случае о сформированном умении учител€ проводить исследование, а значит, и об умении руководить исследовательской работой ученика, говорить не приходитс€.

“аким образом, в руководстве исследовани€ми школьников основной проблемой дл€ учителей €вл€етс€ проблема владени€ исследовательскими умени€ми, или другими словами, технологией исследовательской де€тельности.

¬ то же врем€ нельз€ не отметить и существование других проблем. ƒл€ того чтобы их увидеть, достаточно посмотреть на критерии оценки ученических исследований, существующие при проведении конкурсов, которые упоминались выше.  аждый конкурс, безусловно, имеет свою специфику, однако можно говорить и о неких общих требовани€х, которые предъ€вл€ютс€ обычно к работам, представл€емым на подобные меропри€ти€.

ѕерва€ группа требований относитс€ к печатному тексту отчета о проведенном исследовании. ¬ нем должны отсутствовать любого вида ошибки, он должен соответствовать √ќ—“у в плане правильности оформлени€ текста, цитат, ссылок, сносок, списка литературы, таблиц, приложений.  роме того, использованные при проведении исследовани€ источники должны включать как »нтернет-ресурсы, так и книги, статьи из журналов, газет и т.п.

ѕри устном представлении результатов исследовани€ любое жюри будет об€зательно оценивать культуру речи, эмоциональность, умение держать внимание аудитории, уложитьс€ в определенный регламент, отвечать на вопросы жюри и других слушателей, а также умение отстаивать свою точку зрени€.

¬ последнее врем€ практически об€зательным €вл€етс€ иллюстраци€ доклада учащегос€ с помощью компьютерной презентации, котора€ также должна отвечать определенным требовани€м.   ним относ€тс€: наличие и правильность оформлени€ об€зательных слайдов (титульного, а также тех, которые отражают содержание презентации и список использованных источников), грамотность использовани€ цветового оформлени€, обоснованность и рациональность использовани€ анимационных эффектов, единый стиль оформлени€ всех слайдов и т.д.

ƒаже такое, достаточно краткое перечисление критериев говорит не только о том, как нелегко школьнику стать победителем в таком конкурсе, но и о том, какую огромную работу должен проделать тот учитель, который руководит подготовкой к конкурсу. ѕринима€ все это во внимание, можно ли сказать, что любой среднестатистический российский учитель сейчас способен оказать ученику квалифицированную помощь при подготовке отчета о результатах исследовани€, который полностью бы отвечал всем перечисленным критери€м? ƒумаем, ответ очевиден.

¬ св€зи с этим следует отметить, что учителю старшего поколени€, не владеющему информационными технологи€ми, кроме трудностей, перечисленных выше, в целом непросто достичь взаимопонимани€ с учащимс€, который значительно превосходит его по своей компьютерной грамотности. „аще всего ученик искренне верит в то, что, скачав из »нтернета все, что там есть по интересующей его теме, он легко и просто выполнит любое исследование (особенно это касаетс€ гуманитарных предметов). »ногда он даже не подозревает о том, что информаци€, содержаща€с€ в многочисленных »нтернет-ресурсах, бывает очень противоречивой, а иногда и откровенно лживой.  роме того, проанализировать и отобрать нужный материал у него нет ни умени€, ни желани€. ѕри этом учащийс€ совершенно не понимает, зачем учитель, привыкший к чтению книг, журналов, газет, отсылает его к таким Ђдревнимї, с его точки зрени€, источникам информации.

Ќепосредственно с вопросом об информационной компетентности учител€ св€зана и проблема подготовки презентации доклада о результатах исследовани€. ќчень часто учитель-предметник, далекий от информационных технологий, эту часть работы отдает Ђна откупї учащемус€, который уверен, что, уме€ пользоватьс€ программой Power Point, он сможет сделать любую презентацию. ќднако, если посмотреть на то, по каким критери€м презентации оцениваютс€ членами жюри, можно сделать вывод, что даже не все учител€ информатики, не говор€ о других предметниках, а тем более об учащихс€, владеют технологией правильного оформлени€ презентации. Ќапример, не все знают о том, что с точки зрени€ грамотности цветового оформлени€ нельз€ использовать более трех цветов на одном слайде, что необходимо продумывать сочетаемость цветов и расположение текста на слайде так, чтобы он легко читалс€ на выбранном фоне, что нельз€ перегружать презентацию анимационными эффектами, чтобы не утомл€ть зрител€ мельканием деталей на экране, и т.п.

≈ще одной трудностью можно считать незнание многими учител€ми упоминавшихс€ выше требований √ќ—“а, несоблюдение которых также может снизить общее впечатление от работы.

¬се вышесказанное говорит о существовании как минимум двух больших проблем, сто€щих перед учителем, который желает не только организовать исследовательскую де€тельность школьника, но и подготовить его к участию в каком-либо конкурсе: во-первых, как вместе с учащимс€ грамотно провести исследование и, во-вторых, как достойно представить его результаты.

ƒл€ того чтобы помочь учител€м, которые сталкиваютс€ с этими проблемами на практике, потребуетс€, на наш взгл€д, дифференцированный подход к различным возрастным группам педагогов. “ак, дл€ учителей старшего и среднего поколени€, мотивированных на исследовательскую де€тельность и владеющих соответствующими умени€ми, насущной необходимостью становитс€ повышение компьютерной грамотности и знакомство с современными информационно-коммуникационными технологи€ми. «нани€ в этой области позвол€т им, с одной стороны, говорить с учащимс€ на одном €зыке, а значит, легче достигать взаимопонимани€ и эффективного взаимодействи€, с другой Ц более грамотно подходить к оформлению компьютерных презентаций. Ќелишним будет и их знакомство с √ќ—“ом и теми требовани€ми, которые предъ€вл€ютс€ к готовой презентации, дл€ чего необходимо проводить посв€щенные этим вопросам семинары, в качестве организаторов которых могут выступать как руководители школ, так и органы образовани€.  роме того, не исключена возможность приобретени€ этих знаний и в процессе самообразовани€.

ѕодчеркнем, что учител€ этой группы ни в коем случае не должны оставатьс€ без внимани€, т.к. они, на наш взгл€д, обладают целым р€дом преимуществ перед их более молодыми коллегами.   их достоинствам можно отнести накопленный опыт, мудрость, широкий кругозор, основательность и фундаментальность знаний, полученных в вузах в советский период нашей истории.

¬ то же врем€ очевидно и то, что молодое поколение учителей выгодно отличаетс€ от их старших коллег тем, что хорошо умеет пользоватьс€ всеми современными технологи€ми, имеет опыт написани€ дипломной работы в вузе, а значит, владеет технологией проведени€ исследовани€ и знает требовани€ √ќ—“а. ќднако у молодых при всем их энтузиазме и стремлении к творчеству (если они, конечно, имеютс€) есть все же один недостаток Ц отсутствие опыта проведени€ исследований в сотрудничестве с учащимис€. ѕоэтому им необходима в первую очередь методическа€ помощь со стороны завуча по научной работе или другого опытного наставника. ƒл€ них должны проводитьс€ семинары, круглые столы, посв€щенные вопросам руководства исследовательской де€тельностью учащихс€, где говорилось бы о методах и приемах работы с отдельным учеником, о том, как его заинтересовать и мотивировать на проведение исследовани€, как помочь ему спланировать свою работу и довести ее до конца и т.д. Ѕыло бы очень хорошо, если бы такие семинары и круглые столы проходили с участием учителей старшего поколени€, готовых поделитьс€ с молодыми своим опытом организации исследовательской де€тельности школьников.

“аким образом, зна€ эти проблемы и предпринима€ меры по их решению, можно значительно увеличить количество тех учителей, кто сможет пробудить интерес еще большего числа школьников к поисковым способам мышлени€, необходимость владени€ которыми насто€тельно диктуетс€ сегодн€ динамично мен€ющимс€ миром.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020