јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

ћ≈“ќƒќЋќ√»„≈— »≈ ¬ќѕ–ќ—џ ¬ ѕ–ј “» ≈ ќ–√јЌ»«ј÷»» ѕ–ќ≈ “Ќќ… » »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

—ветлана ¬икторовна ƒендебер
кандидат сельскохоз€йственных наук, доцент, √осударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образовани€ ¬оронежской области Ђ»нститут развити€ образовани€ї, методист отдела методического сопровождени€ модернизации содержани€ образовани€

¬о ‘√ќ— ќќќ значительное внимание удел€етс€ необходимости формировани€ Ђоснов культуры исследовательской и проектной де€тельности и навыков разработки обучающимис€ результатов исследовани€, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемыї [1] .

Ќо складываетс€ ситуаци€, когда педагоги школ затрудн€ютс€ в разведении пон€тий Ђпроектї, Ђисследованиеї и Ђрефератї и, соответственно, в написании положений и программ. Ќаблюдаютс€ даже такие пон€ти€, как Ђреферативные проектно-исследовательские материалыї.

»так, что же такое Ђрефератї, какие требовани€ предъ€вл€ютс€ к его написанию. ¬ переводе реферат - от лат. refero - доношу, излагаю. »з “олкового словар€ —.». ќжегова: Ђ раткое изложение содержани€ книги, статьи и т п., а также доклад с таким изложениемї. ¬ реферате не предусматриваетс€ выражени€ собственного мнени€ к прочитанному и, тем более, не предусматриваетс€ решение какой-либо проблемы. “емы рефератов большей частью нос€т обзорный характер, например, Ђѕрокариотические организмы и их роль в биоценозахї, ЂЅио-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растени€ї, ЂЁмбриологические доказательства эволюционного родства животныхї и др.

„то касаетс€ проектной и исследовательской де€тельности, эти два пон€ти€ не следует объедин€ть, так как они преследуют разные цели, есть различи€ в организации учебной де€тельности и, соответственно, ориентированы на разный результат. “о есть, пон€тие Ђпроектно-исследовательска€ де€тельностьї не совсем корректно, но исследовательский проект, согласно классификации ≈.—. ѕолат, имеет место быть, т.е. это проект, где ведущим эмпирическим методом выступает эксперимент.

¬ основе и проектной, и исследовательской де€тельности находитс€ проблема, котора€ должна завершитьс€ вполне реальным практическим результатом: либо конкретным решением, если это теоретическа€ проблема, либо конкретным результатом, готовым к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни), если это практическа€ проблема. ј коль проблема Ц об€зательное условие проекта, то, вопреки мнению большинства учителей, должна быть и гипотеза (или гипотезы). √ипотеза - это положение, которое доказывает автор в ходе работы над проектом любой направленности, будь то социальный, или исследовательский, или информационный, или ролевой и др. проект, которое предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности и в процессе исследовани€ уточн€етс€, дополн€етс€ или измен€етс€ и даже опровергаетс€.

¬ научно-методической литературе предлагаютс€ шаблоны формулировок гипотез [2]:

1. „то-то вли€ет на что-то в том случае, если...

2. ѕредполагаетс€, что формирование чего-либо становитс€ действенным при каких-либо услови€х.

3. „то-то будет успешным, если...

4. ѕредполагаетс€, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

¬ книге ћ.ћ. ѕоташника и ћ.¬. Ћевита Ђќсвоение ‘√ќ—: методические материалы дл€ учител€ї приводитс€ удачный пример реализации ролевого проекта.

Ђ–ассмотрим индивидуальный по авторству, социально-педагогический по содержанию, групповой по исполнению проект выпускницы 11 класса: Ђѕостановка силами разновозрастной группы учеников комедии ј.—. √рибоедова Ђ√оре от умаї, как драмы оскорбленной любвиї. ≈ще в 9 классе, где проход€т Ђ√оре от умаї, ученица обратила внимание на Ђстранностиї в поведении —офьи в комедии ј.—. √рибоедова. Ўкольница не была согласна с общеизвестной точкой зрени€ как единственно верной, что главный герой Ц обличитель „ацкий, а главный смысл пьесы Ц сатира на существующие пор€дки. ќна увидела в классической пьесе и другие, новые смыслы: боль оставленной любимым мужчиной влюбленной девушки, ее у€звленную гордость, борьбу в ее сердце между желанием мести и стремлением показать вернувшемус€ из путешестви€ „ацкому, свою взрослость, возможно, побудить его всерьез боротьс€ за нееї [4]. “о есть, в этом случае проблема могла бы звучать следующим образом: Ђ¬озможны ли иные смыслы пьесы Ђ√оре от ума?ї, а гипотеза данного проекта: Ђѕредполагаетс€, что пьеса Ђ√оре от умаї ј.—. √рибоедова отражает не сатиру на существующие пор€дки, а личную драму —офьиї.

ѕроектна€ и исследовательска€ де€тельность предусматривают не просто достижени€ какого-либо результата, но и организацию процесса достижени€ этого результата.

Ўкольный проект имеет следующую структуру [3] (эта структура может быть представлена в обобщЄнной или более детализированной форме).

јнализ ситуации, формулирование замысла, цели:

- анализ ситуации, относительно которой по€вл€етс€ необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектировани€);

- конкретизаци€ проблемы (формулирование цели проектировани€);

- выдвижение гипотез разрешени€ проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

¬ыполнение (реализаци€) проекта:

- планирование этапов выполнени€ проекта;

- обсуждение возможных средств решени€ задач: подбор способов решени€, проведени€ исследовани€, методов исследовани€ (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- собственно реализаци€ проекта.

ѕодготовка итогового продукта:

- обсуждение способов оформлени€ конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчЄтов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизаци€ и анализ полученных результатов;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентаци€;

- выводы, выдвижение новых проблем исследовани€.

этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной де€тельности школьников.

ѕроект характеризуетс€:

- ориентацией на получение конкретного результата;

- предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жЄсткой регламентацией срока достижени€ (предъ€влени€) результата;

- предварительным планированием действий по достижении результата;

- программированием Ц планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

- получением продукта проектной де€тельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектировани€, анализом новой ситуации.

ѕроектирование и исследование тесно переплетены. јдекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. “очно также ни одна исследовательска€ задача не может быть до конца решена без применени€ технологии проектировани€ Ц последовательного движени€ к поставленной цели. »менно поэтому структура исследовани€ включает в себ€ все типично проектные этапы, но ограничиваетс€ оценкой результатов и постановкой выводов:

- концептуализаци€ (выделение нерешенной проблемы, актуализаци€ недостающего знани€);

- целеполагание Ц определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполн€ет гипотеза исследовани€);

- подбор методов и средств достижени€ поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

- планирование хода работы;

- оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

- окончательные выводы и их интерпретаци€.

ћетодика организации учебно-исследовательской де€тельности школьников достаточно полно приведена на сайте ‘едерального института развити€ образовани€ http://www.obzh.ru/firo/pri002.html, где располагаетс€ и программа Ђ”чебно-исследовательска€ де€тельность школьников (программа дл€ учителей, учащихс€ школ, лицеев и гимназий).

»так, можно выделить специфические черты проектной и учебно-исследовательской де€тельности (табл. 1).

“аблица 1. —пецифические черты (различи€) проектной и учебно-исследовательской де€тельности

”чебно-исследовательска€ де€тельность

ѕроект направлен на получение конкретного результата Ч продукта, обладающего определЄнными свойствами и необходимого дл€ конкретного использовани€

¬ ходе исследовани€ организуетс€ поиск доказательств (теоретическими и/или эмпирическими методами) дл€ подтверждени€ выдвинутых гипотез. ќтрицательный результат есть тоже результат

¬ проекте заранее известен продукт (объект)

»сследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа

ѕроектирование изначально задает предел, глубину решени€ проблемы

»сследование строитс€ принципиально иначе, допуска€ бесконечное движение вглубь проблемы

Ђѕроект всегда имеет практическое значение. –езультаты выполненных проектов должны быть, что называетс€, Ђос€заемымиї: если это теоретическа€ проблема, то конкретное ее решение, если практическа€ Ц конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)ї [5]

ѕрактическа€ применимость полученного знани€ не имеет определ€ющего значени€

Ђѕроектирование Ц это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамкахї [6]

Ђ¬ отличие от проектировани€ исследование Ц всегда творчество, и в идеале оно представл€ет собой вариант бескорыстного поиска истины. ≈сли в итоге исследовани€ и удаетс€ решить какую-либо практическую проблему, то это Ц не более чем побочный эффектї [6]

ѕроектна€ де€тельность предполагает составление четкого плана действий, формулирование и осознание изучаемой проблемы

Ђ»сследовательска€ де€тельность Ц в отличие от проектной Ц более свободна€ и гибка€. ј.». —авенков считает, что в идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотезї [6]

ѕодвод€ итоги, следует подчеркнуть необходимость овладени€ учителем методикой организации проектной и учебно-исследовательской де€тельности дл€ грамотной подготовки учащихс€ к олимпиадам, конференци€м разного уровн€, к индивидуальному проектированию и защите проекта по завершении основной школы согласно требовани€м ‘√ќ—.

Ћитература

1. ќсновное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. Ц ћ.: ¬ентана-√раф, 2013.
  2. Ќовиков ј.ћ. Ќаучно-экспериментальна€ работа в образовательном учреждении. - ћ., 1998.
  3. ѕоливанова  .Ќ. ѕроектна€ де€тельность школьников: пособие дл€ учител€ /  .Ќ. ѕоливанова. Ц 2-е изд. Ц ћ.: ѕросвещение, 2011.
  4. ѕоташник ћ.ћ., Ћевит ћ.¬. ќсвоение ‘√ќ—: методические материалы дл€ учител€. Ц ћ.: ѕедагогическое общество –оссии, 2016.
  5. —овременна€ гимнази€: взгл€д теоретика и практика/ ѕод ред. ≈.—. ѕолат Ц ћ., 2000.
  6. —авенков ј.». ѕсихологические основы исследовательского подхода к обучению. Ц ћ., 2006.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.