Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Викторовна Дендебер
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования», методист отдела методического сопровождения модернизации содержания образования

 

Во ФГОС ООО значительное внимание уделяется необходимости формирования «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1] .

Но складывается ситуация, когда педагоги школ затрудняются в разведении понятий «проект», «исследование» и «реферат» и, соответственно, в написании положений и программ. Наблюдаются даже такие понятия, как «реферативные проектно-исследовательские материалы».

Итак, что же такое «реферат», какие требования предъявляются к его написанию. В переводе реферат - от лат. refero - доношу, излагаю. Из Толкового словаря С.И. Ожегова: «Краткое изложение содержания книги, статьи и т п., а также доклад с таким изложением». В реферате не предусматривается выражения собственного мнения к прочитанному и, тем более, не предусматривается решение какой-либо проблемы. Темы рефератов большей частью носят обзорный характер, например, «Прокариотические организмы и их роль в биоценозах», «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения», «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных» и др.

Что касается проектной и исследовательской деятельности, эти два понятия не следует объединять, так как они преследуют разные цели, есть различия в организации учебной деятельности и, соответственно, ориентированы на разный результат. То есть, понятие «проектно-исследовательская деятельность» не совсем корректно, но исследовательский проект, согласно классификации Е.С. Полат, имеет место быть, т.е. это проект, где ведущим эмпирическим методом выступает эксперимент.

В основе и проектной, и исследовательской деятельности находится проблема, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом: либо конкретным решением, если это теоретическая проблема, либо конкретным результатом, готовым к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни), если это практическая проблема. А коль проблема – обязательное условие проекта, то, вопреки мнению большинства учителей, должна быть и гипотеза (или гипотезы). Гипотеза - это положение, которое доказывает автор в ходе работы над проектом любой направленности, будь то социальный, или исследовательский, или информационный, или ролевой и др. проект, которое предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности и в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется и даже опровергается.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез [2]:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

В книге М.М. Поташника и М.В. Левита «Освоение ФГОС: методические материалы для учителя» приводится удачный пример реализации ролевого проекта.

«Рассмотрим индивидуальный по авторству, социально-педагогический по содержанию, групповой по исполнению проект выпускницы 11 класса: «Постановка силами разновозрастной группы учеников комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», как драмы оскорбленной любви». Еще в 9 классе, где проходят «Горе от ума», ученица обратила внимание на «странности» в поведении Софьи в комедии А.С. Грибоедова. Школьница не была согласна с общеизвестной точкой зрения как единственно верной, что главный герой – обличитель Чацкий, а главный смысл пьесы – сатира на существующие порядки. Она увидела в классической пьесе и другие, новые смыслы: боль оставленной любимым мужчиной влюбленной девушки, ее уязвленную гордость, борьбу в ее сердце между желанием мести и стремлением показать вернувшемуся из путешествия Чацкому, свою взрослость, возможно, побудить его всерьез бороться за нее» [4]. То есть, в этом случае проблема могла бы звучать следующим образом: «Возможны ли иные смыслы пьесы «Горе от ума?», а гипотеза данного проекта: «Предполагается, что пьеса «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает не сатиру на существующие порядки, а личную драму Софьи».

Проектная и исследовательская деятельность предусматривают не просто достижения какого-либо результата, но и организацию процесса достижения этого результата.

Школьный проект имеет следующую структуру [3] (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

- анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

- конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

- выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

- планирование этапов выполнения проекта;

- обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

Проект характеризуется:

- ориентацией на получение конкретного результата;

- предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

- предварительным планированием действий по достижении результата;

- программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

- получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Точно также ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы, но ограничивается оценкой результатов и постановкой выводов:

- концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

- целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

- подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

- планирование хода работы;

- оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

- окончательные выводы и их интерпретация.

Методика организации учебно-исследовательской деятельности школьников достаточно полно приведена на сайте Федерального института развития образования http://www.obzh.ru/firo/pri002.html, где располагается и программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников (программа для учителей, учащихся школ, лицеев и гимназий).

Итак, можно выделить специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск доказательств (теоретическими и/или эмпирическими методами) для подтверждения выдвинутых гипотез. Отрицательный результат есть тоже результат

В проекте заранее известен продукт (объект)

Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы

Исследование строится принципиально иначе, допуская бесконечное движение вглубь проблемы

«Проект всегда имеет практическое значение. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)» [5]

Практическая применимость полученного знания не имеет определяющего значения

«Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [6]

«В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это – не более чем побочный эффект» [6]

Проектная деятельность предполагает составление четкого плана действий, формулирование и осознание изучаемой проблемы

«Исследовательская деятельность – в отличие от проектной – более свободная и гибкая. А.И. Савенков считает, что в идеале ее не должны ограничивать даже рамки самых смелых гипотез» [6]

Подводя итоги, следует подчеркнуть необходимость овладения учителем методикой организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для грамотной подготовки учащихся к олимпиадам, конференциям разного уровня, к индивидуальному проектированию и защите проекта по завершении основной школы согласно требованиям ФГОС.

Литература

  1. Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2016.
  5. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017