јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–азвитие исследовательского потенциала школьников как творческое самодвижение
или
 ак обеспечить эффективность развити€ исследовательского потенциала школьников

ћакотрова √алина ¬асильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Ѕелгородский государственный национальный исследовательский университет

 

¬ статье с позиции системно-де€тельностного подхода конкретизированы этапы творческого саморазвити€ школьников, показана св€зь эффективности развити€ исследовательского потенциала школьников с мерой творчества и сложности познани€-исследовани€, представлено понимание дидактических принципов обеспечени€ эффективности развити€ исследовательского потенциала школьников в контексте использованного методологического подхода.

 лючевые слова: исследовательский потенциал, дидактическа€ закономерность, принципы, школьники, эффективность, универсальные учебные действи€

»де€ системогенеза в построении новой дидактической модели развити€ исследовательского потенциала школьников

ќриентаци€ школьного образовани€ на складывающуюс€ всероссийскую систему оценивани€ в контексте требований ‘едерального государственного образовательного стандарта общего образовани€ (‘√ќ—) делает актуальным движение современной школы к дидактической модели обучени€, котора€ предполагает новый самоценный результат развити€ личностных качеств, в совокупности представл€ющих обобщенную характеристику школьника, выступающего в роли исследовател€ Ц исследовательский потенциал ученика. »де€ системогенеза в контексте системно-де€тельностного подхода, свидетельствует о том, что в обучении школьника не столько важен полученный им познавательный продукт (новое знание, новый способ), сколько пройденный путь, приобретенный опыт, в силу чего мы рассматриваем процесс развити€ исследовательского потенциала школьника как движение открытой, закономерно усложн€ющейс€, саморазвивающейс€ (самоорганизующейс€) системы; как творческое самодвижение школьника в ходе освоени€ им культуры получени€ нового знани€ в учебном исследовании; как динамику его концептуального видени€ мира; как совершенствование им способов предъ€влени€ себ€ другим и открыти€ дл€ себ€ новых возможностей; как сознательный процесс самосовершенствовани€ в ходе познани€ с целью эффективной самореализации на основе внутренних устремлений и внешних вли€ний.

»де€ системогенеза служит задаче построени€ новой дидактической модели развити€ исследовательского потенциала школьников, которую мы относим к личностно-стратегической (классификаци€ ј.». ”мана) [1]. ѕри ее реализации внимание педагогов должно быть направлено не только на личностное развитие школьников в процессе подготовки и реализации обучени€, но и на стратегическое проектирование в Ђпроблемно-ситуативном пространствеї, включающем спектр проблемных полей (ситуаций), ключевые жизненные стратегии и возможности осуществлени€ выбора учащимис€ траектории движени€ в данном пространстве.

“ворческое саморазвитие школьника как реализаци€ идеи системогенеза

Ќеобходимость осмыслени€ отношени€ затрат (используемых материальных, социальных, информационных, личностных ресурсов), способствующих достижению цели развити€ исследовательского потенциала школьников к полученным результатам (мере достижени€ цели) и приоритетный запрос общества к школьному образованию, в котором выпускник школы обозначен как человек самообразовывающийс€, нацеленный на развитие своих творческих качеств во им€ прогресса общества, возникает задача обеспечени€ эффективности развити€ исследовательского потенциала школьников.

≈е решение в контексте системно-де€тельностного подхода мы св€зываем с реализацией личностных качеств, позвол€ющих школьнику быть успешным в достижении поставленных целей; с увеличением его личностных ресурсов, благодар€ которым происходит качественное взаимодействие с собой, с окружающим миром, сотрудничество с другими, построение им личностного содержани€, которое раскрываетс€ и обогащаетс€ в ходе субъект-субъектного взаимодействи€, идет в направлении от образовательной среды через его де€тельность по освоению реальности, через раскрытие и переструктурирование субъектного (личностного) опыта Ц к окультуренному (нормативному) опыту [2].

«а критерий эффективности развити€ исследовательского потенциала школьника нами вз€то врем€ между возникновением у него потребности в получении нового знани€ и моментом ее удовлетворени€ при решении проблемы определенного уровн€ сложности. ¬ его промежутке у школьника по€вл€ютс€ смыслы поиска нового знани€, происход€т Ђсубъект-субъектные взаимодействи€ в контексте субъект-объектныхї [2, C.39], создаютс€ продукты де€тельности, осуществл€етс€ один из циклов творческого саморазвити€ ученика. ѕо тому, как разворачиваетс€ цикл творческого саморазвити€, в котором мы выдел€ем еще р€д процессов-систем (самоопределение, самопознание, самоорганизаци€, самообразование, саморегул€ци€, самоконтроль и высший, и в то же врем€ промежуточный блок Ц самореализаци€) можно судить о том, как обеспечиваетс€ эффективность процесса развити€ исследовательского потенциала школьников. ÷еленаправленное выстраивание этих процессов-систем, реализаци€ идеи системогенеза, будет представл€ть структурную линию эффективного развити€ исследовательского потенциала школьников.

ѕедагогический опыт реализации идеи системогенеза

–ассмотрим, как реализовывались этапы творческого саморазвити€ в услови€х педагогического эксперимента на базе ћЅќ” Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа с углубленным изучением отдельных предметовї г. √райворона, Ђ—редн€€ общеобразовательна€ школа є 45ї г. Ѕелгорода, муниципального автономного общеобразовательного учреждени€ Ђ√имнази€ є 1ї г. Ѕелгорода на примере работы школьников с научно-попул€рными текстами информационно-коммуникационной среды на уроке или на зан€тии предметной секции ученического научного общества. Ётапу самоопределени€ при работе с текстом соответствовал поиск школьниками ответов на р€д вопросов о личном отношении к содержанию текста. ћеру эмоционального отношени€ к содержанию текста школьники выражали с помощью использовани€ графических изображений, теста цветовых отношений Ћюшера, с помощью выбора р€да прилагательных, соответствующих уровню про€влени€ эмоций. ќпределенные вопросы с вариантами ответов учитель мог загрузить в программу образовательного комплекса ProClass или других современных программных устройств Ц систем голосовани€. »спользование подобного электронного комплекса позвол€ет хранитьс€ полученным ответам в электронной папке каждого ученика, получать диаграмму ответов целого класса дл€ анализа учител€.

Ќа этом этапе творческого саморазвити€ у школьников возникал р€д вопросов к тексту, которые отражали меру их понимани€, интерес к определенной проблеме и затем становились основой дл€ получени€ нового знани€, построени€ нового текста. ”читель мог ускорить по€вление у школьников интереса к поиску нового знани€ с помощью заданий, при выполнении которых школьники использовали приемы системного анализа содержани€ текста дл€ формулировани€ вопросов к тексту; осуществл€ли визуализацию св€зей между пон€ти€ми, ключевыми словами; рисовали и строили графики, отражающие его содержание (например, с помощью электронной программы дл€ метода интеллект-карт “они Ѕьюзен), передавали свое понимание содержани€ текста другим в услови€х групповой работы.

Ётап самопознани€ реализовалс€ при поиске ответов на вопросы о том, как школьники относ€тс€ к представленной в тексте проблеме, какие знани€, в том числе из других дисциплин, они могут использовать дл€ объ€снени€ причин рассмотренного в тексте €влени€; при формулировании возможных проблем, в том числе этических; при обмене полученными догадками с другими учениками. ¬ ходе процесса самопознани€ они вы€вл€ли свою вопрошающую активность, личный опыт, экологическую культуру и др.

ƒл€ того чтобы школьники в процессе работы над текстом могли лучше познать себ€, они также по задани€м учител€ предлагали собственные способы решени€ проблемы; обобщали информацию из разных текстов дл€ обосновани€ личного интереса к выделенной им самим проблеме; демонстрировали понимание определенной проблемы представител€ми различных групп населени€ (учеными-экологами, представител€ми бизнеса, представител€ми производства на основе метана и др.); строили интервью (диалоги) с учеными, в которых был обозначен путь по€влени€ гипотез дл€ решени€ проблем; идентифицировали себ€ с действующими лицами какого-либо сюжета дл€ осмыслени€ собственных познавательных затруднений в решении проблемы; продолжали (достраивали) выбранный научно-попул€рный текст и сравнивали с полнотекстовым вариантом.

Ќа этапе самопознани€ ученики также определ€ли с помощью разработанных нами цифровых диагностических программ [3] собственные ценностные ориентации; отвечали на р€д вопросов о трудност€х, возникших в ходе чтени€ текста (насколько трудным было воспри€тие текста, насколько легким было выделение проблемы и т. д.); вы€вл€ли меру возникших познавательных затруднений по п€тибалльной шкале с интервалом 0,5; выстраивали рейтинг использовани€ собственных средств дл€ преодолени€ познавательных барьеров; оценивали свое умение строить ассоциативные св€зи между основными пон€ти€ми и между основными действи€ми.

Ётапу самоорганизации соответствовал выбор каждым школьником формы осуществлени€ поиска ответов на важные дл€ себ€ познавательные вопросы (индивидуальной, групповой), определение техники поиска информации в —ети, составление последовательности ключевых слов дл€ нахождени€ текстов с нужной информацией в сети »нтернет о результатах исследований ученых в соответствии с возникшими вопросами, поставленной проблемой, сбор материалов с помощью научных и научно-попул€рных сайтов дл€ работы над проблемой, предложение и уточнение гипотез, формулирование задач возможного исследовани€ и составление плана его проведени€, описание вариантов экспериментальных действий (эксперимента) на основе информации о результатах исследовани€ по материалам сети »нтернет, определение организационных барьеров. »спользу€ помощь учител€ при составлении проекта, плана исследовани€, ученики в определенном пор€дке выстраивали предложенные им вопросы, на которые предлагал им ответить учитель в ходе получени€ нового знани€: Ђ„ем объ€снить, что...ї, Ђ ак доказать, что...ї, Ђ¬следствие чего...ї, Ђ аким образом...ї, Ђ¬ каком случае...ї, Ђѕочему...ї, Ђ огда...ї и др.

Ќа этапе самообразовани€ дл€ ответа на вопросы или дл€ решени€ познавательных проблем ученики изучали полный вариант научно-попул€рного текста; вели краткие записи при работе с новыми текстами, которые представл€ли собой графические модели с ассоциативными св€з€ми между основными пон€ти€ми, между основными действи€ми, таблицы с основными теоретическими положени€ми; составл€ли словари новых дл€ них терминов; осваивали на практике методы и приемы поисковой де€тельности. ”ченики на этом этапе проводили в рамках проблемы, обозначенной в ходе чтени€ текста, экспериментальную работу; визуализировали наблюдени€ с помощью сн€ти€ видеороликов, фотографий, которые в последующем могли представить в коллективном проекте, в совместном электронном учебном пособии, в личной электронной тетради; отвечали на вопросы, позвол€ющие св€зать изучаемую теорию и факты ее иллюстрирующие.

Ќа этапе саморегул€ции школьники фиксировали изменени€ в себе, вы€вл€ли возникшие в ходе поиска нового знани€ личностные, информационно-исполнительские, интеллектуальные затруднени€. ¬ этом им помогала диагностическа€ компьютерна€ программа, вы€вл€юща€ эмоциональные и когнитивные про€влени€ познавательной де€тельности школьников. ѕо мере необходимости они обращались за помощью (психологической, инструментальной, методической и др.) к учителю, научному сотруднику (дистанционно), к другим школьникам, в том числе одноклассникам. ѕомощь учител€ на этом этапе была представлена в виде заготовленных рекомендаций по решению исследовательской задачи (проблемы); откорректированного списка ключевых слов, составленных дл€ информационного запроса в поисковых системах сети »нтернет; электронных ссылок на другие тексты, видеоматериалы сети »нтернет.

Ќа этапе саморегул€ции школьники также учились способам защиты от манипул€тивного воздействи€ средств массовой информации, выполн€€ по просьбе учител€ следующие действи€: аргументированное выделение истинного и ложного в материалах прессы по проблеме, использование способов очищени€ информации от приукрашивани€, сопоставление изложенной информацию с фактами из других источников, осуществление критического анализа целей, интересов источника информации и др.

ќсобое значение на этом этапе приобретали видеоматериалы, которые позвол€ли демонстрировать школьникам приемы саморегулировани€, комплекс гимнастических упражнений, техники восстановлени€ работоспособности и эмоционального равновеси€ (аутогенные тренировки, дыхательные гимнастики, самомассаж, психогимнастики). »х по рекомендации учител€ школьники использовали при умственном утомлении, излишнем нервном возбуждении, повышенном напр€жении зрени€, головной боли, общей усталости. “акие материалы представл€ли собой базу данных, собранную заранее школьником или группой учеников под руководством учител€ дл€ регул€рного использовани€ в познавательной де€тельности.

Ќа этапе творческой самореализации школьники представл€ли собственные тексты в виде ответов на поставленные вопросы, а также результаты исследований (анализ результатов современных исследований по конкретной проблеме, результаты использовани€ исследовательских методик по изучаемым проблемам, оценку полученных результатов собственного исследовани€, различных исследований, материалы фиксации наблюдений, полученных с помощью цифровых фотоаппаратов, микроскопов, видеокамер и др.).

”читель на этом этапе обращал внимание учеников на умени€ создавать презентации, правильно подбирать цвета и размер шрифта, анимационные эффекты, иллюстрирующие изменени€ состо€ни€ наблюдаемых объектов. ѕри сн€тии видеофильма с помощью цифровой техники ученики с помощью учител€ учились понимать механизмы воспри€ти€ зрител€ми видеоинформации, планировать сюжет, выбирать выразительные средства, исход€ из познавательной задачи. »спользу€ пространство сети »нтернет, ученики загружали свои работы на школьный сайт, в том числе презентации, дела€ их доступными дл€ обсуждени€, а затем дл€ использовани€ в качестве учебных материалов на других уроках.

¬идео или аудиозапись учебной дискуссии, устного доклада давала возможность ученику с помощью учител€ осуществить ее расшифровку, провести анализ и редакцию. “акой подход вел к приобретению навыков публичных выступлений, к умени€м реагировать на вопросы "из зала", а значит и к более успешному представлению полученных результатов работы в дальнейшем.

ѕосле изучени€ школьниками культурных аналогов полученных ими в результате познани€-исследовани€ познавательных продуктов; анализа критериев оценки творческой познавательной де€тельности; получени€ результатов работы экспертной группы из Ђпродвинутыхї школьников, определивших меру культуротворчества в созданных познавательных продуктах, они определ€ли свой личный вклад в выполнение комплексных исследовательских работ, конструировали целостный образ своего учени€, уточн€ли собственные подходы и методы достижени€ успеха, создавали новые смыслы получени€ знани€.

Ќа этом этапе школьники отмечали в рефлексивном электронном портфеле (дневнике), электронной тетради, электронной индивидуальной образовательной программе или на специальных страницах сайта школы достигнутые успехи, формулировали новые цели, указывали количество набранных баллов в рейтинговом регламенте. —оответствие полученных результатов их ожидани€м вело к положительным эмоци€м, к стремлению школьников повторить успех, к постановке более сложных задач. ќсмысление причин неудач приводило к снижению школьной тревожности, к пониманию значимости преодолени€ возникших в ходе познани€ барьеров.

ѕосле завершени€ работы с текстом, в ходе которой учениками был создан собственный познавательный продукт, учитель определ€л врем€ его получени€, оценивал меру про€влени€ их исследовательского потенциала; вы€вл€л его неактуализированные элементы (неиспользованные возможности), определ€л зону ближайшего развити€ составл€ющих исследовательского потенциала школьников с помощью оценки умелости при выполнении школьниками универсальных учебных действий, каждое из которых соотнесено нами с конкретным про€влением исследовательского потенциала школьников [4].

ћера творчества и мера сложности исследовани€ как координаты творческого саморазвити€ школьника

¬ качестве координат-характеристик творческого саморазвити€ школьника мы предлагаем использовать меру творчества, котора€ будет соответствовать определенному этапу культурогенеза (культуроосвоению, культуропользованию, культуроинтерпретаторству, культуротворчеству) [5] и мере сложности процесса исследовани€ (числу совершаемых интеллектуальных операций, интеллектуальной активности исследовател€). „ем выше сложность структуры познани€-исследовани€, уровень его сложности и уровень творчества школьника, тем более развернутыми оказываютс€ самопроцессы ученика, тем более эффективным оказываетс€ процесс развити€ его исследовательского потенциала. ѕрекрасными иллюстраци€ми св€зи процесса творческого саморазвити€ и процесса познани€, характеризующегос€ определенным уровнем творчества и определенным уровнем сложности, €вл€ютс€ описани€Цсамонаблюдени€ известных ученых за процессом открытий (√. √ельмгольц, ‘.ј.  екуле, ј. ѕуанкаре и др.)

–ассмотрим уровни сложности процесса исследовани€, которые будут представл€ть как меру развертывани€ самопроцессов внутри творческого саморазвити€ школьника, так и этапы развити€ исследовательского потенциала школьников. ѕервый по степени полноты разворачивающихс€ в его структуре самопроцессов этап развити€ исследовательского потенциала школьника, соотнос€щийс€ с самым низким уровнем сложности исследовани€, реализуетс€ при освоении школьником учебного действи€ (содержани€ конкретного умени€) в ходе исследовани€, второй этап развити€ исследовательского потенциала школьника Ц при освоении конкретной познавательной (исследовательской) де€тельности, котора€ предполагает постановку и достижение одной цели, третий этап Ц при освоении исследовательской де€тельности, в которой необходимо множественное целеполагание Ц постановка разнообразных, разнотипных и разноуровневых целей порой конкурирующих между собой и соответственно предполагающих множественность получаемых результатов, в том числе побочных (например, неожиданное открытие нового знани€).

¬ этой динамике развити€ исследовательского потенциала школьника отражено получение им разных продуктов познани€. Ќа первом уровне сложности процесса исследовани€ создаваемый познавательный продукт предполагает освоение нового действи€, представленного нагл€дно в его форме Ц в умении, на втором уровне Ц получение знаний в рамках определенной теории и использование р€да умений дл€ освоени€ конкретной де€тельности, на третьем уровне нар€ду с использованием знаний целой теории и р€да умений требуетс€ освоение нового методологического знани€, новой технологии, без которых нельз€ получить р€д новых результатов.

ѕри освоении определенного умени€, которое €вл€етс€ целью познавательной де€тельности, чаще всего реализуетс€ несколько самопроцессов. ≈сли целью познани€, например, €вл€лось приобретение определенного умени€ при составлении реферата, то в наибольшей степени в нашей практике обучени€ было реализовано самоопределение (выбор текста, обоснование выбора) самоорганизаци€ (изучение конкретного умени€ в рамках методики составлени€ реферата), самоконтроль (проверка результата работы, соотнесение полученного результата с требовани€ми к его выполнению). ≈сли познавательна€ де€тельность школьника подразумевала постановку одной цели, получение одного познавательного результата, например, де€тельность Ђинтерпретаци€ текстаї, по результатам которой должна быть составлена рецензи€ на текст, то ученик описывал значимость выполн€емой работы, указывал свои смыслы выполнени€ такой работы, формулировал цель (самоопределение), отвечал на вопросы о собственном опыте такой работы (самопознание), изучал рекомендации по составлению рецензии, планировал свою работу (самоорганизаци€), изучал новый текст, дл€ которого писалась рецензи€ (самообразование). ≈сли в ходе познавательной де€тельности предполагалась постановка нескольких целей, получение нескольких результатов, то в полной мере разворачивались все этапы цикла творческого саморазвити€. Ќапример, де€тельность Ђпрезентаци€ результатов исследовани€ї, в которой школьник раскрывал методологические идеи, сущность исследовани€ и его итоги, включала: описание значимости выполненной исследовательской работы, формулирование цели и задач, возникших в ходе исследовани€, представл€ющие св€зь с самоопределением; описание хода исследовани€, опыта получени€ нового знани€ Ц св€зь с самопознанием; планирование работы школьником по представлению результатов исследовани€ Ц св€зь с самоорганизацией; изучение рекомендаций по составлению текста доклада (выступлени€), получение выводов Ц св€зь с самообразованием; внесение изменений в свой текст Ц св€зь с саморегулированием, представление текста слушател€м Ц св€зь с творческой самореализацией.

“ак как процесс познани€ €вл€етс€ возможностью творчества Ц новообразовани€, акта культуросозидани€, момента частичного преобразовани€ культуры [6], то каждый момент творчества в познании школьника позвол€ет спрогнозировать, как будет в рамках определенного содержани€ и уровн€ сложности развиватьс€ дальше его познавательна€ де€тельность, каким будет в ней следующий творческий шаг. ѕоследовательность развити€ познавательной де€тельности определена нами в контексте культурогенеза на основе закона чередовани€, периодичности разных типов де€тельности (ƒ.Ѕ.Ёльконин) [7]: за де€тельностью одного типа, в которой происходит ориентаци€ в системе отношений, следует де€тельность другого типа, в которой происходит ориентаци€ в способах употреблени€ предметов. ѕереход от одного этапа культурогенеза к другому обусловлен необходимостью развити€ освоенных действий в новых отношени€х или развити€ новых мотивов, возникших при выполнении исследовательских действий. Ќа этапах культуроосвоени€ и культуроитерпретаторства у школьников преимущественно формируютс€ мотивы и потребности познавательной де€тельности, на этапах культуропользовани€ и культуротворчества - операционально-технические возможности. ¬ результате, стратеги€ развити€ исследовательского потенциала школьников соответствует стратегии развити€ культуры исследовани€ и представл€ет собой следующую последовательность этапов: культуроосвоение, культуропользование, культуроинтерпретаторство, культуротворчество.

Ќа этапе культуроосвоени€, который мы определ€ем как процесс инкультурации, начального приобщени€ личности к новым нормам и стил€м поведени€, свойственных культуре получени€ нового знани€, школьник приходит к пониманию ограниченности имеющихс€ у него знаний и способов де€тельности и нахождению пределов их применимости, осмысливает разрыв между целью де€тельности и имеющимис€ средствами ее достижени€, изучает доступные дл€ него тексты, знакомитс€ с новыми способами и приемами работы с информацией, решени€ задач, отбирает или составл€ет р€д наиболее интересных лично дл€ него вопросов, задач, проблем. ¬ итоге у него складываютс€ представлени€ о культуре познани€ (исследовани€) и ценностное отношение к нему. Ќа этапе культуропользовани€, который мы представл€ем как процесс овладени€ личностью культурой получени€ нового знани€, первых проб себ€ в получении нового знани€, которые требуют от нее умений получать новое знание (систематизировать, кодифицировать, классифицировать накопленные факты, проводить эксперимент, анализировать теории, концепции и др.), школьник с помощью учител€ овладевает новыми знани€ми, новыми дл€ себ€ способами де€тельности. ѕедагог на этом этапе организует сдвиг внимани€ ученика с получени€ конкретного познавательного продукта на освоение способов его получени€. Ётот этап отражает про€влени€ индивидуальности в познании, €вл€етс€ ступенью к интерпретированию, рефлексии того, что уже накоплено в индивидуальном познании. Ётап культуроинтерпретаторства мы представл€ем как осуществление личностью поиска методов и стилей толковани€ как известных ему социокультурных феноменов, так и созданных ранее собственных продуктов познани€ дл€ придани€ четкого смысла познаваемой культуре (тексту) Ц понимани€ культуры (текста); дл€ обнаружени€ скрытых, ранее неосознаваемых структур. Ќа нем школьник работает с текстами, продуктами познавательной де€тельности, в ходе чего осваивает способы и стили интерпретации, формулирует новые вопросы, проблемы, новые гипотезы. Ётап культуротворчества обозначен нами как рефлексивный и ценностный по своей природе процесс, как процесс создани€ школьником нового познавательного продукта (новых ценностей, идей), имеющего субъективную или объективную новизну. ќн свидетельствует о наибольшем разворачивании этапов творческого саморазвити€ личности (самопознани€, самоопределени€, самоорганизации, самообразовани€, саморегулировани€, самореализации), о созидании собственного Ђяї, о придании смыслу де€тельности, об уравновешивании своей сущности и познаваемой действительности. Ќа этом этапе происходит активное погружение школьника в систему взаимодействий с учителем и с другими учащимис€ в услови€х культуротворческих ситуаций, которые ведут к проектной, проектно-исследовательской и исследовательской де€тельности [5].

–еализаци€ исследовательского потенциала школьников при прохождении ими всех этапов культурогенеза в диалектической спирали движени€ от культуроосвоени€ к культуротворчеству позвол€ет учителю максимально актуализировать все его составл€ющие: на этапе культуроосвоени€ максимально реализуетс€ мотиваци€ к исследованию, на этапе культуропользовани€ Ц технологическа€ готовность к исследованию, на этапе культуроинтерпертаторства Ц научный стиль мышлени€, на этапе культуротворчества Ц творческа€ активность.

 аждый шаг (этап) развити€ исследовательского потенциала школьника, как этап культурогенеза, мера творчества школьника, характеризуетс€ мерой сложности его познани€, предполагает упрочнение и ослабление известных школьнику причинно-следственных св€зей, непрерывную смену интегративного процесса на дифференцированный, берущую начало в интеграции, что отражает идею гармоничности развити€ исследовательского потенциал школьника. ¬ерно и обратное: каждый уровень сложности познани€-исследовани€ школьника про€вл€етс€ на любом из этапов культурогенеза, характеризующем меру его творчества. ”читель, сопровожда€ школьника на всех этапах культурогенеза в рамках тематического модул€, достигает результативности развити€ исследовательского потенциала школьников, повышает уровень исследовательского ресурса школьников дл€ решени€ все более сложных исследовательских задач, дл€ перехода на новый уровень сложности .

Ёффективность развити€ исследовательского потенциала школьников

–азвитие исследовательского потенциала школьника на одном уровне сложности по линии культурогенеза, характеризующей меру его творчества, показывает наращивание сложности структуры познани€-исследовани€, создает основу дл€ перехода-скачка на новый уровень сложности познани€. –езультаты теоретического анализа и педагогического эксперимента позволили нам обнаружить закономерность, отражающую идею системогенеза в развитии исследовательского потенциала школьников: эффективность развити€ исследовательского потенциала школьников обеспечиваетс€ его самодвижением к более сложным иерархическим структурам внешней де€тельности, а затем и к внутренним структурам его творческого саморазвити€. ¬ экспериментальной работе мы наблюдали выделенную закономерность в виде следующей зависимости: чем выше была мера творчества и сложность познани€-исследовани€ школьника, тем более развернутыми, выраженными были самопроцессы, составл€ющие его творческого саморазвити€, и тем быстрее наращивалась Ђсилаї (высота) про€влений характеристик-составл€ющих исследовательского потенциала школьников. ѕриведем в качестве иллюстрации наблюдаемые нами св€зи между процессами творческого саморазвити€ школьников и характеристиками процесса познани€ из практики обучени€ школьников: чем выше оказывались мера творчества и сложность выполнени€ исследовательского задани€, тем более быстро школьники приходили к осмыслению своей готовности к исследованию, к обнаружению своих дефицитов, к формулированию конкретного запроса о помощи со стороны учител€.

ѕереход к новому этапу (шагу) в процессе развити€ исследовательского потенциала школьника осуществл€етс€ при решении р€да противоречий, св€занных с возникновением чувства неудовлетворенности, вызванного мерой про€влени€ творчества и уровнем сложности познавательной де€тельности, т.е. движение к новому этапу его развити€ с позиции идеи системогенеза призвано решить полностью или частично те проблемы, которые не были решены на предыдущем этапе, помочь найти и устранить возникшие противоречи€. ѕри этом каждый новый шаг €вл€етс€ прогрессивным, так как содержит в себе элементы предыдущих этапов и элементы нового этапа, характеризуетс€ по€влением новых св€зей. ¬ то же врем€ он обладает перспективным свойством, так как выступает исходной основой дл€ последующих этапов. ѕоэтому результат процесса развити€ исследовательского потенциала школьника нельз€ свести к одному из шагов в силу его бесконечности и цикличности.

ѕоследовательное прохождение школьником представленных этапов каждый раз на более высоком уровне сложности (сначала по линии культурогенеза на одном уровне сложности, а затем по линии культурогенеза на следующем уровне сложности) за определенный промежуток времени позвол€ет оценить эффективность процесса развити€ его исследовательского потенциала в тематическом модуле, а врем€ прохождени€ каждого шага развити€ исследовательского потенциала позвол€ет оценить его эффективность в рамках учебной ситуации, характеризующейс€ уровнем сложности познани€-исследовани€ и мерой творчества в нем.

ƒидактические принципы эффективного развити€ исследовательского потенциала школьников

–еализаци€ выделенной закономерности представлена нами следующими дидактическими принципами: осознанности школьником составл€ющих познавательной де€тельности, наращивани€ сложности решаемых исследовательских проблем, самооценки школьниками личностного роста, информационно-коммуникационного сопровождени€ творческого саморазвити€ школьников.

ѕринцип осознанности школьником составл€ющих познавательной де€тельности предполагает обеспечение планировани€ и осуществлени€ школьниками рефлексивного представлени€ компонентов познавательной де€тельности (мотивационного и де€тельностно-операционного). Ќапример, в ходе поиска нового знани€ ученики могут давать оценку хода решени€ задачи, обозначать этапы проведени€ эксперимента, организации наблюдений, представл€ть способы поисковой де€тельности в дискусси€х, анализировать полученный результат, метод его получени€.

ѕринцип наращивани€ сложности решаемых исследовательских проблем означает движение школьников к новому уровню сложности познани€-исследовани€ после прохождени€ ими всех этапов культурогенеза на предыдущем уровне сложности. “ак, при выполнении исследовательских заданий, решении исследовательских проблем и задач ученик в соответствии с зоной его ближайшего развити€ проходит на определенном уровне сложности все этапы культурогенеза, последовательность которых ведет к постепенному нарастанию степени новизны содержани€, увеличению числа операций, которые необходимо совершить дл€ достижени€ успеха, а затем переходит на следующий уровень сложности. ƒвижение к более сложным структурам познавательной де€тельности осуществл€етс€, например, в услови€х полного погружени€ (Ђвлипани€ї) школьников в исследование, невозможности отказатьс€ от возникших в ходе его новых вопросов и задач, встречи школьников с Ђтупикомї после успеха в решении предыдущей исследовательской задачи, наличи€ противоречи€ друг другу частей информации, использовани€ динамичного объекта дл€ исследовани€, демонстрации динамики личностного роста.

ѕринцип самооценки школьниками личностного роста означает обеспечение построени€ ими оценки динамики своих личностных качеств, €вл€ющихс€ факторами как успеха в познавательной де€тельности, так и качеств, характеризующих творческое саморазвитие в ходе получени€ нового знани€.   ним отнесены как показатели их исследовательского потенциала, так и психологические услови€, обеспечивающие успех в познании (инициативность, самосто€тельность, критическое отношение к усто€вшемус€ (догмам), нетерпимость к неопределенности, самосто€тельность, чувство дефицита знаний, мотиваци€ достижени€) [8], так и психологические услови€, запускающие творческое саморазвитие, то, что ведет к получению внутреннего результата познани€ (мотивационно-ценностное отношение к процессу исследовани€, обобщенный характер мышлени€, способность к рефлексии, самосто€тельность мышлени€, эмоционально-чувственное положительное отношение к процессу познани€ и его результатам) [9].

–еализу€ принцип, учитель обращает внимание учеников на значимость личностных качеств, которые про€вл€ютс€ ими или могут быть про€влены в услови€х исследовани€-познани€ дл€ достижени€ успеха как в самом познании, так и в преодолении себ€. ќн организует ведение записей, дневников, в которых ученики оценивают динамику своего личностного роста, характеризуют свои качества, способствующие успеху, как в получении нового знани€, так и в творческом саморазвитии. ¬ нашем опыте работы был использован дневник Ђѕортфель достижений старшеклассникаї [10].

ѕринцип информационно-коммуникационного сопровождени€ творческого саморазвити€ школьников означает использование цифровых технологий дл€ организации процесса творческого самодвижени€ в познавательной де€тельности. “ак, например, с помощью оперативного обеспечени€ доступа к цифровым ресурсам школьник может осуществить быстрый запрос помощи, спланировать шаги исследовани€, представить результаты познани€, использовать макеты электронных индивидуальных образовательных программы, получить многообразие вариантов текстов.

ќбеспечение эффективности развити€ исследовательского потенциала школьника педагогическим сопровождением его творческого саморазвити€, динамики Ђсистемы системї, ведет к задаче оценивани€ меры реализации исследовательского потенциала школьника в конкретном познании, осмыслени€ приращений его составл€ющих в течение определенного временного интервала. ƒл€ оценки эффективности процесса развити€ исследовательского потенциала школьников учитель может использовать следующие разработанные нами средства: кодификатор показателей исследовательского потенциала школьников, составленный с помощью системы ””ƒ [4]; методику экспертной оценки развити€ исследовательского потенциала школьников [11], банк цифровых диагностик (диагностику развити€ учебно-исследовательской культуры старшеклассников, диагностический комплекс Ђ»ндивидуальное сопровождение развити€ исследовательского потенциала личностиї дл€ построени€ стратегий развити€ исследовательского потенциала старшеклассников; компьютерную систему тестировани€ дл€ вы€влени€ эмоционального и когнитивного компонентов познавательной де€тельности школьников; компьютерные диагностические модули дл€ определени€ рейтинга ценностных установок школьников в познавательной де€тельности и средств их реализации) [3]. —озданные диагностические тексты могут быть легко загружены в интерактивные цифровые системы голосовани€, что позвол€ет управл€ть темпом опроса, отслеживать и контролировать рейтинги и баллы учеников, оперативно изучать полученные результаты, вы€вл€ть диапазон и меру реализации исследовательских ресурсов школьника.

„тобы обеспечить успешное использование выделенных дидактических принципов эффективного развити€ исследовательского потенциала школьников учителю необходимо: сосредоточить внимание школьников на более глубоком изучении предмета, что возможно при объединении уроков в блоки, при объединении р€да предметов в рамках единого тематического модул€, при сокращении числа учебных дисциплин в течение учебного дн€, при осуществлении св€зи урочной и внеурочной познавательной де€тельности школьников; обеспечить укрупнение организационных форм обучени€; использовать интерактивное цифровое взаимодействие дл€ получени€ оперативной обратной св€зи, дл€ быстрого доступа школьников к вариативному содержанию; реализовать сотрудничество между участниками процесса познани€, которое предполагает отношени€, сопровождающие свободный поиск школьником самого себ€ (например, советы, касающиес€ прин€ти€ решени€, путей решени€ проблемы с учетом внешних условий, акцент на имеющихс€ внутренних ресурсах, помогающих решить проблему); учитывать психофизиологические закономерности забывани€ и запоминани€.

Ћитература

  1. ”ман. ј.». ћодели процесса обучени€ в историко-педагогическом контексте/ј.». ”ман//–азвитие педагогических представлений о сущности и результативности обучени€ в контексте процессов стандартизации образовани€: материалы ¬осьмой ћеждународной заочной науч.-практ. конф., состо€вшейс€ в рамках педагогических чтений, посв€щ. пам€ти ».я. Ћернера.Ц ¬ладимир: ¬»“-принт, 2014.Ц —. 136-151
  2.  раснова, Ћ.ј. —одержание образовани€: традиции и перспективы развити€/Ћ.ј.  раснова//ќтечественна€ и зарубежна€ педагогика.Ц 2014.Ц є4 (19).Ц —. 35-44
  3. ћакотрова, √.¬. ÷ифровые технологии в педагогической практике развити€ исследовательского потенциала старшеклассников/√.¬. ћакотрова //—тандарты и мониторинг.Ц 2013.Ц є 6. Ц —. 47-56
  4. ћакотрова, √.¬. ”ниверсальные учебные действи€ в оценке развити€ исследовательского потенциала школьника/√.¬. ћакотрова // —тандарты и мониторинг в образовании. Ц 2014. Ц є 6. Ц —. 23-26
  5. ћакотрова, √.¬. »сследовательский потенциал школьников: культурогенетический подход/√.¬. ћакотрова // Ќародное образование.Ц 2014. Ц є 5.Ц —. 171-179
  6. ƒубина, ».Ќ.   феноменальности творчества через синергетическую сложность// јналитика сознани€: сб. науч. статей.Ц Ѕарнаул: Ѕ‘ –»ѕЁ, 1998.Ц —. 47-53
  7. Ёльконин, ƒ.Ѕ. »збранные психологические труды/ƒ.Ѕ. Ёльконин. Ч ћ.: ѕедагогика, 1989. Ц C.58
  8. »саева, Ќ.».ѕсихологические услови€ развити€ научного потенциала личности/Ќ.». »саева, ≈.ј. Ѕолотова, ≈.¬. Ѕогданова//–азвитие научного потенциала личности: теори€, диагностика, технологи€: коллективна€ монографи€.ЦЅелгород: »зд-во Ќ»” ЂЅел√”ї, 2011. Ц —. 93-127
  9. ћакотрова, √.¬. ѕсихологические услови€ информационно-коммуникационного сопровождени€ творческого саморазвити€ старшеклассников/√.¬.ћакотрова, “.¬.ѕетрунова//—б. материалов ¬сероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием "–азвитие одаренности в современной образовательной среде" (Ѕелгород, 2 окт€бр€ 2012 г.).- Ѕелгород: изд-во ќќќ Ђ√и ї, 2012.- „. I.-—.110-115
  10. ћакотрова √.¬. Ёкспертна€ оценка учебно- исследовательской культуры школьников / √.¬. ћакотрова// »сследовательска€ работа школьников. Ц 2008. Цє 1.Ц —.33-41
  11. ћакотрова, √.¬. ѕортфель достижений старшеклассника: ”чебное пособие/√.¬. ћакотрова. Ц 2-е изд., перераб. Ц Ѕелгород: »зд-во Ѕел√”, 2011.Ц 111 с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020