јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


¬есенние палы: как относ€тс€ к ним люди?

“орейкин ƒенис
ученик 9 класса ћЅќ” —ќЎ п ∆дановский  стовского района

Ќаучный руководитель: ћитрофанова Ќадежда Ќиколаевна (заведующа€ отделом ћЅќ” ƒќƒ ƒворец детско-юношеского творчества г.  стово Ќижегородска€ область)

¬ведение

— давних времен люди поджигали траву с целью очистки территории от леса и сухой травы, размеща€ свои сельскохоз€йственные угодь€ и поселени€. Ёти времена давно прошли. Ќо каждую весну, как только растает снег, мы видим дым и огонь. Ёто весенние палы Ц целенаправленные поджоги сухой прошлогодней травы. ѕочему люди это делают? »з убеждени€, что это полезно или просто не задумываютс€ о последстви€х?  ак к весенним палам относ€тс€ взрослые, что о них думают дети?  то вообще поджигает траву? ћне это захотелось вы€снить и пон€ть причину весенних палов.

÷ель работы: определение отношени€ людей к весенним палам и мер по их предотвращению.

«адачи:

- вы€снить, что думают люди о весенних палах;

- установить, как действуют люди, увидев палы;

- определить, как действуют люди, когда вид€т детей, поджигающих траву;

- предложить меропри€ти€ по предупреждению весенних палов.

ћетоды проведени€ исследований

Ѕыло проведено анкетирование 119 человек в пос. ∆дановский  стовского района (среди них Ц 52 человека в возрасте 10-13 лет (44%), 49 человек (41 %) Ц в возрасте 14 17 лет, 18 человек Ц взрослые (15 %) с целью определени€ отношени€ людей к весенним палам.

ќбзор литературы

1. ¬есенние палы Ц вред или польза?

¬ Ђ“олковом словаре русского €зыкаї ¬.». ƒал€ мы читаем: Ђѕал Ц напольный огонь, полевой, степной, лесной пожар или пожог. Ќа севере и востоке по осени или лучше по весне выжигают все луга, пастбища и покосы, иначе ветошь не даЄт росту траве; это называетс€ пускать пал, палыї [1]. ¬ те времена палы считались обычным и даже необходимым €влением. » до сих пор мнение о пользе весенних палов у многих людей сохран€етс€. ѕодтверждением тому €вл€етс€ так называемое контролируемое выжигание, которое используетс€ до сих пор в сельском и лесном хоз€йствах [6].

 аковы аргументы Ђзаї и против паловї?

јргументы против весенних палов.

1.ќт весенних палов страдает почва. »з-за повреждени€ почвенного покрова трава на этом месте по€вл€етс€ позже. Ёто подтверждают и наши наблюдени€. “рав€ные пожары ведут к снижению плодороди€ почвы, особенно, если они повтор€ютс€ на одном и том же месте много лет подр€д. ѕрошлогодн€€ суха€ трава, постепенно разлага€сь, обогащает почву органическими веществами, от которых зависит рыхлость и влагоЄмкость почвы, ее способность удерживать минеральные питательные вещества, противосто€ть размыву, иссушению и развеиванию ветром. ѕри поджогах травы из почвы быстрее вымываютс€ минеральные вещества, и ей трудней противосто€ть водной и ветровой эрозии [7].

2. ¬о врем€ палов большое количество углекислого газа, формальгид, сажа, углеводороды, попадают в атмосферу и оказывают вли€ние на здоровье человека. ƒым особенно опасен дл€ детей и пожилых людей. ѕо данным ¬семирной организации здравоохранени€, воздействие дыма от таких пожаров (в основном твердых частиц с диаметром до 2,5 мкм, легко рассеивающихс€ в атмосфере) вызывает целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхани€, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности [2]. ≈жегодно в мире от дыма природных пожаров гибнет от 260 до 600 тыс€ч человек [7] ѕри сгорании травы, захламлЄнной пластиковым мусором, в воздух выбрасываютс€ высокотоксичные вещества, в частности, диоксины, вызывающие рак. ѕри сгорании травы, растущей вдоль автотрасс, в воздух попадают соли металлов, скопившихс€ за зиму, а на загр€зненных территори€х Ц радионуклиды [3].

3. ѕалы уничтожают большое количество животных, живущих и гнезд€щихс€ на земле Ц насекомых, птиц, млекопитающих, рептилий и земноводных. а также семена и почки многих видов растений, (особенно однолетников).  роме того, в этих пожарах нарушаетс€ равновесие в экологических системах.

»з-за того, что трав€ные пожары при сильном ветре распростран€ютс€ крайне быстро и в непредсказуемых направлени€х, от них часто целыми стадами гибнут крупные животные Ч кабаны, лоси, олени, домашние животные. ќсобенно опасны тростниковые пожары, которые при сильном ветре распростран€ютс€ так быстро и интенсивно, что выжить в них не может практически ни одно живое существо [7].

4. ѕо неофициальным оценкам, около 40% лесополос, наход€щихс€ на земл€х сельскохоз€йственного назначени€, погибло из-за трав€ных палов. —истема лесополос создавалась в нашей стране на прот€жении последних 130 лет. Ћесополосы защищают пол€ от суховеев и пыльных бурь и помогают зимой накопить снег. “акие масштабы гибели защитных лесополос, по мнению специалистов, напр€мую угрожают продовольственной безопасности нашей страны [7].

5. ѕалы нанос€т материальный ущерб жител€м деревень и сел. ћогут сгореть хоз€йственные постройки: дома и т п. Ќередко гибнут и люди. ¬ –оссии трав€ные пожары ежегодно уничтожают от нескольких сотен до нескольких тыс€ч жилых домов и дач. Ќередко дома сгорают даже в крупных городах и поселках [7].

6. »з-за палов гибнут леса. ѕо данным √ринпис –оссии, –ослесхоза и ћ„— первые катастрофические лесные и торф€ные пожары 2010 года начинались именно с поджогов сухой травы на прилегающих к лесам и торф€никам земл€х сельскохоз€йственного назначени€. “рав€ные пожары играли решающую роль в возникновении и распространении катастрофических лесных пожаров на ƒальнем ¬остоке в 2011 и 2012 годах, и немалую роль в возникновении катастрофических пожаров в ÷ентральной —ибири в 2012 году [7]. »з-за весенних палов в природном заказнике Ђ аменна€ степьї в ¬оронежской области выгорает уникальна€ система лесных насаждений, посаженных еще в 19 веке ƒокучаевым[5].

јргументы, которые выдвигаютс€ сторонниками палов.

  1. ѕри сжигании травы образуетс€ зола Ц полезное удобрение.
  2.  онтраргумент Ц зола минеральное удобрение, которого может хватить на 2-3 года. «ола быстро вымываетс€ из плодородного сло€, особенно дожд€ми на склонах, где чаще трав€ные палы происход€т. ѕри отсутствии палов прошлогодн€€ трава постепенно перегнивает, станов€сь органическим удобрением, и питательные вещества попадают в почву без значительных потерь. ¬ том числе и азот, который при сгорании травы уходит в атмосферу и не может усваиватьс€ растени€ми.

  3.  огда сгорает трава, молода€ трава растЄт лучше.
  4.  онтраргумент Ц это €вление кажущеес€: молода€ трава просто становитс€ заметнее на тЄмном фоне. ¬ местах, где прошЄл пал, почва весной быстро прогреваетс€ и, поэтому быстро иссушаетс€, особенно в годы с засушливой весной, поэтому трава растЄт хуже. ¬ результате палов мен€етс€ состав трав€ного сообщества.

  5. ќчистка территории. ѕримером такого применени€ палов €вл€етс€ контролируемое выжигание, примен€емое в сельском и лесном хоз€йстве.

 онтраргумент Ц при этом происходит задымление атмосферы, а контролируемое выжигание зачастую становитс€ неконтролируемым в силу безответственности, беспечности и лени исполнителей этой работы.

“аким образом, весенние палы €вл€ютс€ фактором, значительно ухудшающим экологическую обстановку, а также социальным и культурным бедствием.

–езультаты и их обсуждение

ќтношение людей к весенним палам

–езультаты проведенного нами анкетировани€ представлены в табл. 1

“аблица 1

–езультаты анкетировани€ по теме Ђќтношение к весенним паламї

¬опросы

ќтветы по возрастным группам респондентов,%

10-13лет (52чел.)

14-17лет, (49чел.)

18 лет (18чел)

—реднее:

1. ак вы считаете, весенние палы Ц этоЕ

ј.—пособ повысить плодородие почвы

22,6

10,9

9,5

14,3

Ѕ.—пособ очистить территорию

18,9

13

14,3

15,4

¬.ќпасность дл€ природы и людей

58,6

76,1

76,2

70,3

2.¬аши действи€, когда вы видите гор€щую траву?

ј.—покойно пройду мимо

5,3

26,5

22,7

18,2

Ѕ.¬ызову пожарную службу

63,1

42,9

50

52

¬.ѕопробую остановить огонь сам

31,6

30,6

27,3

29,8

3.¬аши действи€, когда вы увидите детей, поджигающих траву?

ј.ѕройдете мимо потому, что это нормально

2

10,6

23,5

12

Ѕ.ѕоможете им

0

10,6

0

3,5

¬. ќбь€сните, что этого делать нельз€

98

78,7

76,5

84,5

4.ѕоджигаете ли вы траву на своем участке?

ƒа

9,6

36,7

89

45,1

Ќет

86,5

63,3

5,5

51,8

ќтвета нет

3,8

0

5,5

3,1

5.»зменилось ли ваше отношение к палам после пожаров 2010 года?

ƒа

78,8

46,9

33,3

53

Ќет

21,2

53,1

66,7

47

Ѕольшинство опрошенных считают, что весенние палы, это опасность дл€ природы и людей (70,3%). —реди детей 10-13 лет этот показатель ниже Ц 58%.  роме того, 15,4% опрошенных считает, что весенние палы - способ очистить территорию, 14,3%- повысить плодородие почвы. ќтметили также, что поджог травы вызывает пожары (рис. 1).

–исунок 1. ќценка ответов на вопрос Ђ ак вы считаете, весенние палы Ц этоЕї

”видев гор€щую траву, большинство опрошенных будут действовать активно - либо вызовут пожарную службу (52%), либо попробуют остановить огонь сами (29,8%). ¬ возрастной категории 10-13 лет этот показатель значительно выше (около 95%) (рис.2).

Ќесмотр€ на то, что чуть более 40% детей не считают палы вредными, 95% готовы активно им противодействовать: 63% вызовут пожарную службу, 32% попробуют потушить огонь сами.

–исунок 2.ќценка ответов на вопрос Ђ¬аши действи€, когда вы видите гор€щую траву?ї

ƒет€м, поджигающим траву, готовы объ€снить, что этого делать нельз€, большинство опрошенных (84,5%) (рис. 3). ѕри этом только 12% опрошенных за€вили, что пройдут мимо (дл€ взрослых и подростков этот процент существенно выше Ц соответственно 23,5), а 3,5% - помогут им (так ответили только подростки). ƒол€ взрослых, ответивших, что пройдут мимо, значительно выше, чем в других возрастных категори€х.

ѕредложены были варианты убеждений детей - Ђпредупрежу детей, что это опасно дл€ нихї, Ђубежусь, что р€дом нет зеленых насажденийї, Ђпригрожу, что получат штрафї.

–исунок 3. ќценка ответов на вопрос Ђ¬аши действи€, когда вы увидите детей, поджигающих траву?ї

ѕоджигают траву на своем участке, по их словам, 45 % опрошенных, 52 % не делают этого. 3% не ответили на этот вопрос (рис. 4).

Ѕыли приведены аргументы против сжигани€ Ц Ђбыл печальный опытї, Ђможет сгореть домї, Ђне хочу, чтоб мен€ наказалиї, Ђвредно дл€ животныхї, Ђтравы там нетї, Ђпоследстви€ могут быть ужасныеї, боюсь пожараї, Ђвредно дл€ прорастани€ будущей травыї, Ђвредно дл€ атмосферыї. јргументы в пользу сжигани€ травы - Ђчтобы повысить плодородие почвыї, Ђ.. таким образом сжигают мусорї.

–исунок 4. –аспределение ответов на вопрос Ђѕоджигаете ли вы траву на своем участке?ї

Ќа вопрос, изменилось ли отношение опрашиваемых к палам после пожаров 2010 года, больше половины опрошенных (53%) ответили утвердительно, 47% своего отношени€ не изменили (рис. 5). ƒол€ взрослых, не изменивших отношени€ к весенним палам выше Ц 66,7%. —реди них и те, кто всегда считал весенние палы опасными и вредными. ѕри этом были даны такие комментарии Ц Ђсгорели целые деревниї, Ђмного было пожаровї, Ђмного было дымаї, Ђбыло жаркої, Ђочень много лесов и полей выгорелої, Ђбыла бедаї, и в то же врем€ Ц Ђмен€ это не касаетс€ї.

–исунок 5. ќценка ответов на вопрос Ђ»зменилось ли ваше отношение к палам после пожаров 2010 года?ї

“аким образом, несмотр€ на то, что большинство людей уверены во вреде и опасности весенних палов, дол€ людей, думающих иначе, ещЄ значительна. »менно они будут способствовать или не противодействовать распространению весенних палов. ѕричина этого, как показало анкетирование, в экологическом невежестве и, веро€тно, в равнодушии и безответственности.

¬есенние палы Ц что делать?

≈сли одной из главных причин возникновени€ весенних палов €вл€етс€ экологическое невежество, необходимо экологическое просвещение населени€ и формирование у него экологической культуры.

¬ нашем районе, начина€ с 2006 года, проводитс€ районна€ природоохранна€ акци€ Ђ¬есенние палыї. ¬ акции ежегодно принимают участие более 600 учащихс€ и педагогов образовательных учреждений  стовского муниципального района.

”частники акции изготавливают листовки и размещают в общественных местах, а также на выставке, котора€ проходит на одной из площадей города в конце апрел€, провод€т работу с местным населением, создают литературные произведени€, презентации, видеоролики, направленные против весенних палов, изучают общественное мнение относительно палов.

¬ рамках природоохранной акции Ђ¬есенние палыї в 2006-2008 годах проведено анкетирование жителей г.  стово. ¬ ответ на вопросы анкеты получены следующие результаты (рисунки 3.1, 3.2).

–исунок 3.1. ак думаете, вредно или полезно сжигать прошлогоднюю траву?

–исунок 3.2.„то вы сделаете, если увидите, что дети сжигают прошлогоднюю траву?

¬оспитанники —ё“ур г.  стово проанализировали отношение жителей  стово к весенним палам [8]. ¬ результате отмечена тенденци€ к увеличению доли людей, уверенных в опасности весенних палов.[8].

ћы считаем, что необходимо продолжать работу по экологическому просвещению и детей и взрослых. јкци€ Ђ¬есенние палыї €вл€етс€ меропри€тием, которое этому способствует .

ќднако таких просветительских меропри€тий недостаточно. Ќеобходимы административные меры. јктивисты √ринпис –оссии в рамках компании Ђ¬есна без огн€ї предложили жител€м –оссии собрать подписи против поджогов сухой травы. Ќа основании спутниковых наблюдений, экологи утверждают, что средн€€ площадь весенних трав€ных пожаров в –‘ достигает 30-40 миллионов гектаров, что в несколько раз больше площади всех лесных пожаров. 19 марта 2013 г. √ринпис –оссии передал в приемную президента подписанное почти 90 тыс€чами человек обращение к главе государства с просьбой законодательно запретить палы сухой травы [4].

«аключение

¬ результате проведЄнных исследований сделаны следующие выводы:

-большинство опрошенных (70,3%) считают весенние палы опасностью дл€ природы и людей. —реди детей 10-13 лет этот показатель ниже Ц 58%.

- большинство опрошенных(82%), увидев гор€щую траву, будут действовать активно: - вызовут пожарную (52%), либо попробуют остановить огонь сами (29,8%). —реди детей 10-13 лет этот показатель выше Ц 95%

- около половины опрощенных поджигают траву на своих участках, т.е. не считают палы опасными или уверены, что смогут контролировать огонь.

- большинство опрошенных (84,5) готовы объ€снить дет€м, поджигающим траву, что этого делать нельз€.

- дл€ предупреждени€ весенних палов необходимо проводить меропри€ти€, направленные против них, с детьми и просветительскую работу с местным населением. “аким меропри€тием €вл€етс€ наша районна€ природоохранна€ акци€ Ђ¬есенние палыї.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019