јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћетодические рекомендации по проведению археологических исследований школьниками

ћезенцев јлександр Ћеонидович
педагог дополнительного образовани€ ћЅќ” ƒќƒ "÷ентр детского творчества" ”ссурийского городского округа.

Ѕурдонов јндрей ¬икторович
педагог дополнительного образовани€ ћЅќ” ƒќƒ "÷ентр детского творчества" ”ссурийского городского округа.

 

«накомство с методами археологических исследований несЄт в себе такой фактор стимул€ции познавательного интереса, как практическа€ необходимость в знани€х. –€дом дидактов отмечаетс€, что познавательна€ и практическа€ де€тельность человека находитс€ в тесном единстве и взаимосв€зи.

ћетоды археологических исследований многообразны и сложны, овладение их тонкост€ми происходит на прот€жении всех п€ти лет зан€тий в клубе, но общее знакомство с ними происходит уже на втором мес€це обучени€. ѕод археологическими методами подразумеваютс€ разведки археологических пам€тников; раскопки могильников, поселений и других объектов; полева€ фиксаци€ и документаци€; полева€ консерваци€, анализ, реконструкции; описание и обработка археологических материалов; датировка и синхронизаци€; статистика; состав и технологи€ древних материалов и некоторые другие [2: с.20-219].

јрхеологическим разведкам и раскопкам отводитс€ одно обзорное зан€тие в начале учебного года и три зан€ти€, в том числе практическое, в конце. Ќа обзорном зан€тии школьники знаком€тс€ с основными методами археологических поисковых работ. ¬опрос: Ђј как вы узнаЄте, где именно жили древние люди?ї - один из наиболее распространенных у первогодок. јрхеологические пам€тники могут быть обнаружены в процессе специального обследовани€ местности. –ассказываетс€ о том, где в поймах рек могут располагатьс€ поселени€ и как определить их месторасположение на распаханных пол€х. ¬ качестве нагл€дности используютс€ фотографии археологических пам€тников, расположенных в типичных топографических ситуаци€х. јналогично строитс€ рассказ о пам€тниках на склонах и вершинах сопок, мысах и террасах. ƒанна€ информаци€ об€зательно закрепл€етс€ в первом же походе после зан€ти€. ¬ процессе поиска внимание должно обращатьс€ на микрорельеф, растительность, цвет свежей пахоты, особенности светотени. ќбследование местности - основной способ вы€влени€ пам€тников, поэтому ему отводитс€ больше времени, чем другим способам. — остальными способами: авиаразведка, космическа€, электроволнова€, геомагнитна€, биолокаци€ - школьники знаком€тс€ в общих чертах. —пециальное зан€тие по археологическим разведкам проводитс€ в конце учебного года, накануне полевого сезона. «десь тщательно изучаютс€ приЄмы и последовательность проведени€ работ, школьники обучаютс€ ведению необходимой полевой документации, составлению планов и описаний, зарисовке стратиграфии и т.п.

ѕривлечение школьников к проведению поисковых работ €вл€етс€ широко распространЄнной практикой, принос€щей как педагогические, так и научные результаты. ƒанную форму детской исследовательской работы необходимо рассмотреть подробнее.

ѕодготовка к археологической разведке была детально разработана ещЄ ћиллером јлександром јлександровичем в довоенные годы [3, с.11-13] и затем лишь дополн€лась другими исследовател€ми [1]. Ёта начальна€ фаза без значительных изменений дожила до нашего времени. ѕрименительно к современным школьным исследовани€м, можно опиратьс€ на следующие его рекомендации.

ѕолевому периоду разведочных работ должна предшествовать подготовка к исследовани€м, заключающа€с€ в следующем.

1. –азрабатываетс€ и устанавливаетс€ план работ. ѕлан этот строитс€ на основании определенного и €сно формулированного задани€, например: территориальна€ разведка по такой-то реке между определенными населенными пунктами или разведка дл€ открыти€ и изучени€ поселений, соответствующих известным в районе курганным могилам и т. п.

«адани€ должны находитьс€ в соответствии с реальными возможност€ми школьной исследовательской группы: количеством школьников и их опытом, материальными средствами, средствами техническими.

2. ¬ подготовительных работах необходимо серьезное ознакомление с археологической литературой с тому району, где будут производитьс€ разведки.

3. ѕодготовительна€ работа должна охватить и географическую характеристику кра€, дл€ чего следует пользоватьс€ разнообразными источниками, а в частности и теми новейшими областными и краевыми издани€ми, в которых обычно мы находим современные подробные характеристики природных условий. ∆елательна предварительна€ работа по картам, как старым, так и новым, более точным. ¬есьма полезными будуь спутниковые снимки. ≈сли дл€ района работ возможно допускать относительно быструю переменчивость в природной обстановке, как изменени€ в направлении речного русла, заиливание протоков, развитие новых оврагов и т.п., то сопоставление карт разного времени может дать ценные сведени€.

ќзнакомление с хорошей картой необходимо дл€ изучени€ топографии кра€, его особенностей, всех признаков, с которыми могут оказатьс€ св€занными различные вещественные пам€тники района; наконец, мы можем найти на карте и пр€мые указани€ на такие пам€тники, дл€ обозначени€ которых и на общих картах примен€ютс€ некоторые условные знаки.

ѕо картам устанавливаетс€ и примерный маршрут поисковой группы, в котором намечаютс€ места, подлежащие обследованию, также как и остановки, пути проезда и проч.

4. ѕоискова€ группа должна быть организована в полном соответствии с исполнением поставленных задач и снабжена нужным снар€жением и материалами: тетрад€ми дл€ дневников, зарисовок и чертежей (в т.ч. миллиметрова€ бумага), рулеткой или принадлежност€ми дл€ глазомерной съемки или электронным дальномером, фотоаппаратом с достаточной пам€тью, средствами дл€ консервации артефактов и материалом дл€ его упаковки и перевозки, не лишним будет навигатор.

ѕор€док проведени€ археологических разведок подробно описывает раздел 3 Ђѕоложени€ о пор€дке проведени€ археологических полевых работ Е ї [4]. Ќет смысла выходить со школьниками на разведки, не познакомив детей с методикой проведени€ поисковых работ. Ёта методика разрабатывалась археологами на прот€жении не одного столети€ и отражает весь спектр работ по поиску и фиксации новых пам€тников. ƒаже если детские объединени€ передают всю информацию учЄным, школьников следует познакомить с данным разделом во избежание ошибок. ѕоэтому приводим ниже данный раздел полностью, состо€щим из 19 пунктов, со своими комментари€ми по специфике работы в поле с детьми.

3.1. јрхеологические разведки Ц научное обследование территории и/или акватории с целью вы€влени€ и первичного полевого изучени€ новых объектов археологического наследи€ (наземных и подводных пам€тников археологии), а также получени€ современных данных о ранее вы€вленных объектах археологического наследи€.

¬ ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного сло€ и остатки древних сооружений, проводит сбор древних предметов на современной поверхности.

ƒл€ вы€влени€ культурного сло€ и древних сооружений могут закладыватьс€ шурфы и выполн€тьс€ зачистки культурных отложений, а также производитьс€ не разрушающие пам€тники археологии геофизические и иные исследовани€.

 омментарий: если руководитель детской поисковой группы не имеет ќткрытого листа, то закладывать шурфы и выполн€тьс€ зачистки культурных отложений запрещено. Ќе исключено, что руководитель и дети могут обладать необходимыми навыками дл€ этой работы, но проведение незаконных работ с одной стороны влечет наказание по ст. 243 ”головного  одекса –‘ Ђ”ничтожение или повреждение пам€тников истории и культурыї и ст. 7.15.  одекса –‘ ќб административных правонарушени€х Ђ¬едение археологических разведок или раскопок без разрешени€ї, а с другой стороны, даже провед€ эти работы в великой тайне, педагог закладывает дет€м понимание допустимости таких работ без ќткрытого листа, а это пр€мое напутствие в археологическое браконьерство. —облюдение данного требовани€ носит €рко выраженный воспитательный характер и на педагоге лежит весь груз моральной ответственности последствий своей де€тельности, который выражаетс€ в воспитании им исследовател€ или браконьера.

3.2. ѕолевым исследовани€м должен предшествовать этап ознакомлени€ с литературными, архивными и музейными материалами, касающимис€ пам€тников истории и культуры и территорий, на которых предполагаетс€ проведение исследований.

3.3. ћеста проведени€ археологических разведок фиксируютс€ на картах. ѕри сплошной разведке на карте замкнутой линией фиксируетс€ участок разведки, и обозначаютс€ все обследованные и ранее вы€вленные пам€тники археологии. ѕри маршрутной разведке на карте документируютс€ фактический маршрут обследовани€ и все пам€тники археологии на нем.

ѕри проведении подводных исследований отмечаютс€ также Ђпам€тные местаї.

ѕам€тники археологии на картах нумеруютс€, расшифровка номеров даетс€ в легенде к карте.

3.4. Ќазвани€ вновь вы€вленных пам€тников археологии даютс€ по названию ближайшего населЄнного пункта, а в случае его отсутстви€ Ц по названи€м важнейших географических ориентиров.

3.5. ¬ процессе разведки дл€ каждого пам€тника археологии (в том числе местонахождени€) должны быть выполнены:

а) ќписание, включающее географическое положение, прив€зку к близлежащим водоемам и населенным пунктам, характеристику рельефа и топографических особенностей. ѕри исследовании подводных пам€тников Ц их точные координаты.

¬ характеристике должны содержатьс€ сведени€ о форме и размерах пам€тника археологии, состо€нии поверхности (наличие построек, деревьев, €м и других повреждений, осыпей и т.п.), площади распространени€ находок, мощности и содержании культурного сло€ (если на пам€тнике археологии имеютс€ обнажени€ или производилась шурфовка), а также сведени€ об упоминании пам€тника в литературе и архивных материалах, местном названии пам€тника, его использовании и сохранности.

 омментарий: культурный слой по обнажению описать не только нужно, но и необходимо, а вот о шурфовке говорилось выше.

б) —итуационный план местности или выкопировка с крупномасштабной карты, которые детально характеризуют место расположени€ пам€тника археологии и имеют конкретные, легко находимые на местности ориентиры.

 омментарий: спутниковые снимки, предоставл€емые интернет-ресурсом Ђ√угл ѕланета «емл€ї может значительно упростить проведение исследований со школьниками.

∆елательна фиксаци€ координат пам€тника археологии с использованием приборов глобального позиционировани€.

в) “опографический план пам€тника археологии (в масштабе 1:1000 или более крупном, в зависимости от величины пам€тника археологии), охватывающий территорию, необходимую дл€ понимани€ геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонтал€ми, отражающими все особенности пам€тника археологии и окружающей местности. Ќа план в об€зательном пор€дке нанос€тс€ растительные зоны, строени€, все повреждени€ поверхности, все раскопы, шурфы и зачистки, произведенные ранее и в отчетном сезоне.

÷елесообразным €вл€етс€ нанесение предварительно определЄнных границ обследованного пам€тника археологии на землеустроительные планы. ƒл€ местонахождений, вы€вленных по подъЄмному материалу (без земл€ных работ), допускаетс€ глазомерна€ съЄмка.

г) ‘отографическа€ фиксаци€ пам€тника археологии, полно и точно передающа€ особенности рельефа и топографическую ситуацию. ѕри фотографировании конкретных объектов (валы, курганы и др.) и иных деталей пам€тника археологии необходимо использование масштабной рейки.

д) —бор подъемного материала и составление описи с точной паспортизацией каждой находки.

 омментарий: при сборе материала в осыпи на берегу реки не следует ограничиватьс€ лишь берегом, зачастую артефакты ст€гивает в воду и уносит вниз по течению. Ќепосредственно у пам€тника в воде можно обнаружить т€жЄлые предметы: металлические и каменные издели€, массивные фрагменты керамики. Ќиже на косах, как на камн€х или песке, так и в корн€х растений, можно обнаружить большое количество керамики, а то и почти целые сосуды, мелкие металлические и каменные артефакты, остеологический материал. „ем сильнее течение реки, тем дальше разнос находок. Ќередко большое количество находок на косах оказываетс€ после паводков.

Ќе следует забывать, сразу же, к находкам вкладывать бирку с указанием пам€тника, даты и желательно руководител€ сборов. »звестны случаи, когда собранные коллекции начинали обрабатыватьс€ не то, что через несколько недель, но и через несколько лет. Ќаде€тьс€ на пам€ть, что вот по этим находкам сразу поймЄм, что это собрано там-то, так же не следует. ≈сть риск потер€ть значимость собранных материалов, когда не€сным может стать их происхождение.

3.6. »сследователь, производ€щий археологические разведки на основании ќткрытого листа формы є 2, имеет право дл€ определени€ характера культурного сло€ вновь открытого или известного, но не подвергавшегос€ раскопкам пам€тника археологии, производить на нЄм небольшие земл€ные работы: закладку разведочных шурфов, зачистку обнажений и зондирование с использованием буров и щупов.

ѕри производстве земл€ных работ необходимо стремитьс€ к минимальному вскрытию культурного сло€, ограничива€сь зачисткой и фиксацией уже имеющихс€ обнажений: обрывов, осыпей, стенок €м, котлованов или других повреждений.

3.7. «акладка шурфов на пам€тнике археологии, подвергавшемс€ раскопкам ранее, разрешаетс€ только дл€ уточнени€ его границ, а также мощности и характера культурных напластований.

3.8.  атегорически запрещаетс€ нарушение целостности археологических объектов: шурфовка курганов, древних погребений, жилищных впадин, жальников или других визуально выраженных на поверхности объектов, а также извлечение артефактов, сохранность которых не может быть обеспечена (при подводных и иных исследовани€х).

3.9. ¬ случае заложени€ разведочных шурфов число их дл€ одного пам€тника археологии не должно превышать трех, а обща€ площадь Ц 20 кв. метров. Ќеобходимость закладки большого числа поисковых шурфов должна быть специально аргументирована.

–азмеры шурфов определ€ютс€ задачами исследовани€ и характером пам€тника археологии, но во всех случа€х они должны иметь площадь не менее 1 кв. метра.

ѕри проведении подводных исследований в цел€х обеспечени€ безопасности работ допускаетс€ увеличение размеров шурфов.

3.10. ѕри обнаружении в разведывательных шурфах остатков жилищ и других древних строений нельз€ нарушать их целостность. –аскопки на этом месте следует прекратить, остатки постройки законсервировать и засыпать шурф. ¬ случае обнаружени€ погребени€ его необходимо доследовать.

3.11. ¬се разведочные шурфы и зачистки должны быть нанесены в масштабе на план исследуемого пам€тника археологии, документированы, в том числе фотографически и зафиксированы дневниковыми запис€ми. ќб€зательно составление планов и всех профилей шурфов и зачисток (в масштабе не менее 1:20), за исключением случаев, указанных в п. 3.19 насто€щего ѕоложени€.

3.12. ѕосле окончани€ разведочных работ все шурфы должны быть засыпаны, что подтверждаетс€ фотографией, на которой должен быть представлен участок пам€тника археологии с данным шурфом.

 омментарий: без ќткрытого листа пункты 3.6 - 3.12 дл€ детских объединений запрещены.

3.13. »спользование металлодетектора допускаетс€ при наличии топоплана пам€тника с координатой сеткой в масштабе не менее 1:100 и трЄхмерной фиксацией местоположени€ находок.

ѕрименение металлодетектора целесообразно в следующих случа€х:

а) на разрушающихс€ участках пам€тников археологии (пашн€, обнажени€, грабительские шурфы и далее) на глубину потревоженного культурного сло€;

б) дл€ предварительного обследовани€ исследуемых площадей и объектов без изъ€ти€ предметов из культурного сло€.

в) дл€ проверки переработанного культурного сло€ и грунта отвалов в ходе работ на пам€тнике археологии и после их завершени€.

 атегорически запрещаетс€ использование металлодетекторов при проведении археологических разведок по ќткрытому листу формы є 3, а также дл€ сбора инвентар€ погребений без полной их расчистки.

3.14. ѕри исследовании наскальных изображений следует охватить всю площадь их распространени€; нельз€ ограничиватьс€ регистрацией и описанием наиболее эффектных фигур и композиций.

Ќе разрешаетс€ при копировании, фото и графической фиксации наскальных рисунков и эпиграфических пам€тников обводить их, использу€ средства, нанос€щие ущерб их сохранности.

3.15. ¬есь материал, обнаруженный в процессе разведок и характеризующий обследуемый пам€тник археологии, должен быть тщательно собран, снабжен этикетками с точным обозначением места и условий находки и занесен в полевую опись.

3.16. ќсобым видом работ при археологических разведках €вл€етс€ обследование земельных участков при изменении формы их собственности или хоз€йственного использовани€ (при передаче земельных участков в безвозмездное пользование, аренду, проведении сделок купли-продажи, наследовании, дарении и иных действи€х, предусмотренных действующим законодательством).

Ёти исследовани€ провод€тс€ на основании ќткрытого листа по форме є 2.

3.17. ѕолевое обследование таких земельных участков в об€зательном пор€дке предусматривает выполнение шурфовки и зачисток существующих обнажений.

ѕри обследовании земельных участков, которые ранее не подвергались археологическому изучению, шурфовка проводитс€ с непременным обоснованием места заложени€ шурфов. ѕри этом, шурфовка необходима на всех участках, перспективных дл€ размещени€ пам€тников археологии любого типа. Ўурфы об€зательно закладываютс€ вблизи современных и древних водотоков и водоемов, оврагов, балок и т.п., на территории исторических населенных пунктов (существующих и исчезнувших) и в пределах их хоз€йственных зон, на всех водораздельных участках, потенциально пригодных дл€ расположени€ археологических пам€тников и объектов.

ќбщее количество шурфов должно определ€тьс€ с таким расчетом, чтобы обеспечить полное вы€вление и определение границ всех археологических пам€тников (объектов), попадающих в пределы обследуемых земельных участков (за исключением случаев, предусмотренных п. 3.9 насто€щего ѕоложени€).

ƒл€ заложенных шурфов на участках землеотводов необходима точна€ топографическа€ прив€зка желательно с использованием спутниковых систем позиционировани€.

3.18. ѕри обследовании земельных участков на территори€х, ранее подвергавшихс€ археологическому изучению, закладка шурфов производитс€ таким же образом, за исключением площадей ранее вы€вленных пам€тников истории и культуры.

¬ случае обнаружени€ в шурфах на ранее неисследованных в археологическом отношении участках, отводимых под хоз€йственное освоение, археологических объектов, возможно расширение площади шурфа до 20 кв. метров и проведение раскопок в соответствии с насто€щим ѕоложением.

3.19. ¬ случае отсутстви€ признаков объекта археологического наследи€ на обследуемом участке землеотвода достаточно фотографической фиксации одного из бортов каждого разведочного шурфа.

 омментарий: данные работы (пункты 3.16 - 3.19) производ€тс€ специализированными структурами, куда дети могут быть привлечены только в качестве зрителей.

¬ местност€х с малоснежными зимами продуктивной €вл€етс€ поискова€ работа в холодный период. «амЄрзшие болота, озЄра и реки делают более доступными многие объекты. ќтсутствие снега или его незначительный покров не скрывают особенностей микрорельефа, позвол€€ хорошо видеть западины, валы со рвами, дороги. «начительно затруднЄн сбор подъЄмного материала. ƒанна€ работа по бортам долин может значительно сэкономить врем€ дл€ летних разведок.

ƒл€ детских объединений полезно иметь в своей библиотеке книгу јнатоли€ »вановича ћартынова и якова јбрамовича Ўера Ђћетоды археологического исследовани€ї [2], в которой достаточно подробно описаны правила и технологии проведени€ исследований.

√ородища и курганы вы€вл€ютс€ по рельефу местности, селища наход€т по обнажени€м культурного сло€, при распашке его или при земл€ных работах. ћогильники, как правило, наход€т случайно, и не археологи, а местные жители, и сведени€ о находках только провер€ютс€ археологами, если находки доставл€ютс€ в музеи или местные школы. ћестные жители обычно хорошо знают места, где залегает распаханный культурный слой, помн€т о находке могил с древними вещами, знают места, с которыми св€заны легенды о зарытых на этом участке кладах. ќсобенно хорошо известно местонахождение пам€тников лесникам и механизаторам. ¬ каждом районе есть люди, которые знают не один дес€ток археологических пам€тников. ѕоэтому ни когда не следует пренебрегать опросом местных жителей в районе производства разведок [5: с.32].

¬след за разведками, в начале года, ученики знаком€тс€ с основными приЄмами раскопочных работ. ѕервоначально рассказываетс€, дл€ чего провод€тс€ археологические раскопки, почему нужна тщательность и точность и как это достигаетс€. ’орошо, если рассказ сопровождаетс€ слайдовой презентацией основных моментов раскопок: нивелировка, разборка сло€, обработка стратиграфии и артефактов, консерваци€. ƒл€ осознани€ всей важности данной работы можно познакомить детей с требовани€ми ѕоложени€ о пор€дке проведени€ археологических полевых работ Е , но досконально их изучать лучше с опытными школьниками, новичкам достаточно подготовить обзор, иначе это может снизить их познавательный интерес. ќднако, в конце учебного года методика проведени€ раскопок и оформление полевой документации изучаетс€ более тщательно. Ќа практическом зан€тии школьники обучаютс€ работе с нивелиром и теодолитом, размечают раскоп (использу€ теорему ѕифагора о пр€моугольном треугольнике на практике). Ќепосредственна€ практика участи€ в археологических раскопках приобретаетс€ в летних экспедици€х.

 амеральна€ обработка материала - один из об€зательных методов археологических исследований. «десь важно умение правильно очистить находки от земли или иного, при этом издели€ из различных материалов требуют свой специфики, а затем правильно маркировать находки. Ўкольникам объ€сн€етс€ важность и необходимость работы. «десь об€зательно используетс€ практические зан€ти€. “рудно переоценить эмоциональный подъем, возникающий у школьника, когда гр€зный аморфный кусочек в его руках превращаетс€ в чистенький кусочек древнего сосуда или ржавый не€сный стержень превращаетс€ в гвоздь или наконечник стрелы. ≈сли дл€ одних школьников эта работа может оставатьс€ интересной на прот€жении р€да лет, то другим начинает казатьс€ однообразной и малоинтересной после трЄх-п€ти обработок. «десь надо увидеть вторых и в летних экспедици€х предлагать им иной род де€тельности: работа только на раскопе, благоустройство лагер€, закупка хлеба и других продуктов и т.п.

ƒалеко не вс€ камеральна€ работа может быть поручена дет€м.  ак правило, в летних экспедици€х и в течение учебного года школьники привлекаютс€ к самым простым операци€м, а именно: очистка, маркировка и упаковка находок.

¬есь собранный подъЄмный материал обычно гр€зный, в том числе и подн€тый из воды. ќбычно дет€м в экспедици€х довер€ют мыть весь массовый материал, а более хрупкие и ценные вещи учЄные обрабатывают сами. ¬ процессе самосто€тельных школьных исследований в коллекци€х могут оказатьс€ весьма ценные и непрочные вещи, которые желательнее передать на обработку специалистам в вузы или академические учреждени€.

ƒл€ помывки находок используютс€ различные одежные, но дл€ подавл€ющей массы находок удобнее зубные щетки. «убные щетки лучше использовать старые, они м€гче. »звестны случаи, когда новыми щетками дети разрушали поверхность керамики с уникальными орнаментами. ћожно предложить школьникам в течение года собирать в своЄм объединении использованные домашние зубные щетки. »х запас ни когда не будет лишним и сами щетки относительно быстро изнашиваютс€, особенно при работе с керамикой. ѕри помывке керамики необходимо следить за сохранностью поверхностей и в случае еЄ разрушени€ необходимо прекратить работу. Ќеопытные дети могут смыть нагар, на это необходимо акцентировать внимание. ќсторожно следует мыть железные и различные тонкие вещи. ѕрактически безопасно довер€ть дет€м помывку каменных изделий.  амень хорошо отмываетс€, если после первичной помывки намылить щЄтку и ещЄ раз промыть. ÷вет пены укажет все недоработки.

ћаркировка (шифровка) находок производитс€ тушью перьевыми ручками. Ўифр, по сути, €вл€етс€ паспортом каждой находки. ќн содержит все необходимые параметры. Ўифр материала с раскопов отражает пам€тник, год работ, номер раскопа, номер пласта, квадрат. ¬се эти данные могут быть прописаны непосредственно на артефакте, а может быть указан только пам€тник, год работ и пор€дковый номер находки по инвентарной книге, в которой содержитс€ полна€ информаци€ об артефакте. ѕодъЄмный материал маркируют, как правило, двум€ способами. Ћибо прописывают название пам€тника с пометкой Ђѕ.ћ.ї (подъЄмный материал), например, Ђ угуки-1 ѕ.ћ.ї, либо указывают аббревиатуру учреждени€ (детского объединени€) и номер через дефис, например Ђ”–-631ї. ”казанный номер соответствует пор€дковому номеру пам€тника в каталоге хранимого материала. ¬ид€ такой шифр, сразу понимаем, что это подъЄмный материал.

Ўифру€ материал, необходимо помнить, что надпись наноситс€ на менее информативной стороне артефакта. ƒл€ керамики с орнаментом это всегда будет сторона, противоположна€ орнаменту. ‘арфор и поливную керамику удобнее маркировать на изломе.

”паковка находок в экспедици€х производитс€ в соответствии с традици€ми каждого полевого отр€да, главное, чтобы вещи могли быть в целости и сохранности доставлены в научные учреждени€. ¬ детских объединени€х также нередко хран€тс€ собранные подъЄмные материалы, но тогда следует правильно оформить юридические аспекты нахождени€ артефактов в образовательном учреждении.  ак вариант, можно заключить соответствующий договор с музеем, имеющим право на хранение археологических коллекций.

≈щЄ один вопрос, интересующий детей с первых дней зан€тий в клубе: Ђ ак вы определ€ете, сколько лет этим вещам?ї ѕроблема датировки имеет огромное значение в археологии. —уществует р€д методов определени€ возраста, как правило, это наукоЄмкие работы, с которыми школьники знаком€тс€ лишь теоретически. Ќо типологический метод позвол€ет даже школьнику относительно быстро (в течение первого учебного года) научитьс€ определ€ть даты существовани€ тех или иных объектов или артефактов. ѕри изучении методов датировани€ типологический изучаетс€ в своих основных аспектах, а именно как одни вещи можно ув€зывать с другими и через какую-то датированную находку определ€ть возраст всего комплекса. ¬ процессе клубной работы ученики совершенствуют умение локализовать исторические факты во времени. ј изучение типологического метода это умение на втором году обучени€ перевод€т в навык.

ѕон€тие Ђкультурный слойї - одно из основных в полевых исследовани€х. «десь следует разбиратьс€ в особенност€х почв, уметь видеть различные оттенки и изменение структуры почв, различать гумус, суглинки и супеси. ѕравильное изучение культурного сло€ €вл€етс€ основой интерпретации археологического пам€тника. Ќа зан€тии эти проблемы рассматриваютс€ теоретически, практические навыки приобретаютс€ в процессе полевых зан€тий (походов).

ќдно из наиболее сложных пон€тий - Ђархеологическа€ культураї. Ёто не только общность определЄнного набора артефактов и сооружений на какой-то территории в определЄнное врем€. ¬ этом пон€тии важно научить ребЄнка выдел€ть группу людей, плем€ или племенной союз, или иную общность и чем они отличались от других. ¬ыдел€ть их предшественников или последователей, видеть вли€ние со стороны соседей и на соседей. ≈сли в начале года на зан€тии по основным пон€ти€м науки археологическа€ культура рассматриваетс€ лишь в общих чертах и теоретически, то на прот€жении всего остального времени школьники изучают каждую археологическую культуру ѕриморь€ персонально, совершенству€ и расшир€€ эти знани€ в последующие годы обучени€. ѕон€тие Ђархеологической культурыї завершает собою изучение основных методов археологических исследований.

«накомство школьников с методами археологических исследований, позвол€ет не только осознать, каким образом по€вл€етс€ та или ина€ информаци€ о прошлом, но и учит критически подходить к этой информации. ’от€ над стереотипом авторитетности печатного слова приходитс€ работать долго. ≈сли дл€ первогодок прочитанное в научной книге неоспорима€ истина, то дл€ старших школьников это лишь вариант решени€ проблемы конкретным учЄным или учЄными, их результат использовани€ тех или иных методов и полученных с их помощью каких-то итогов. «десь важно показать, как воспринимать критично научную информацию и эта работа начинаетс€ с первого года зан€тий в клубе.

Ћитература

  1. јвдусин ƒ.ј. ѕолева€ археологи€ ———–. ”чеб. пособ. Ч 2-е изд., перераб. и доп. - ћ.: ¬ысш. школа, 1980. Ч 335 с.
  2. ћартынов ј.»., Ўер я.ј. ћетоды археологического исследовани€. - ћ.: ¬ысша€ школа, 1989. - 223 с.
  3. ћиллер ј.ј. јрхеологические разведки // »звести€ √осударственной академии истории материальной культуры. ¬ыпуск 83. - Ћ. 1934. Ц 210 с.
  4. ѕоложение о пор€дке проведени€ археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлени€ научной отчЄтной документации. ”тверждено –ешением ”ченого совета »нститута археологии –оссийской академии наук от 30 марта 2007 г.
  5. –озенфельдт –.Ћ. –азведки и раскопки пам€тников железного века в лесной полосе европейской части ———–. // ћетодика полевых археологических исследований. Ц ћ.: Ќаука, 1983. Ц с.31-39.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020