јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќ—Ќќ¬Ќџ≈ »ƒ≈» Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

ќкштейн »горь Ћеонидович

¬ современных вариантах реализации дополнительного образовани€ по биологии лежат всего три основных идеи.

1. ¬ соответствии со здравым смыслом, существует необходимость Ц сформировать у обучающихс€, а заодно, по возможности, у их близких родственников и знакомых, бережное отношение к природе и адекватные представлени€ в сфере природопользовани€. ќбща€ закономерность такова Ц чем шире целева€ аудитори€ дл€ того или иного запланированного действи€, тем более низкоквалифицированным оказываетс€ содержание этого действи€. Ќапример, огромное значение дл€ любого человека имеет непосредственный контакт с дикими животными и неповрежденными человеком природными ландшафтами. ќднако и то и другое требует специальных знаний и умений, поэтому массовые природоохранные меропри€ти€ свод€тс€ к уборке мусора, заполнению жител€ми заранее подготовленных анкет и посадке заранее приготовленных деревьев. –уководитель детского объединени€ природоохранной направленности вынужден все врем€ выбирать между образовательной ценностью и массовостью (= общественным резонансом) проводимых меропри€тий. —ложной дл€ объединений этого направлени€ €вл€етс€ проблема профессионального развити€ участников образовательного процесса. ƒело в том, что работа в сфере охраны природы требует не только знаний, но и умений, основное из которых Ц умение быстро прин€ть квалифицированное решение и отстаивать его правильность. ј последнее невозможно дл€ школьника, по юридическим причинам, т.к. он не способен вз€ть на себ€ существенную ответственность. ќдин из путей решени€ Ц тесный контакт с Ђвзрослымиї природоохранными организаци€ми (например с ƒружинами по охране природы), исследовательскими институтами соответствующей направленности и т.п.

2. —оздать у школьников опыт самосто€тельной Ђвзрослойї работы. Ёто сразу переводит проблему профориентации в чисто практическую область. Ђ’очешь в будущем заниматьс€ биологией? ќтлично, вот тебе все необходимое, начинай!ї ќбучение в этом случае св€зано с получением знаний в соответствующей области биологии: сначала чисто практических, затем Ц более широких, позвол€ющих поставить задачу исследовани€ и осмыслить его результаты. Ѕиологи€ разнородна, поэтому выбор ее конкретной области определ€етс€, во-первых, возможност€ми руководител€, и, во-вторых, желанием обучающегос€. Ёто порождает проблемы: часто выбор обучающегос€ не совпадает с возможност€ми руководител€, возможности руководител€ ограничены его квалификацией в разных област€х биологии и имеющимс€ оборудованием. Ќекоторое врем€ назад важным ограничивающим фактором был доступ к специальной литературе, т.е. к научным стать€м по выбранной теме. Ёти времена закончились под вли€нием быстрого развити€ »нтернета: по€вились поисковые системы, производ€щие поиск по заданным ключевым словам исключительно в научной литературе (см. ѕриложение) и сайты, облегчающие получение необходимых статей (по опыту, тексты нужных статей удаетс€ получить в среднем за 2Ц4 часа).  роме того, стало легко за считанные часы найти нужных специалистов и св€затьс€ с ними: задать вопросы, переслать текст на рецензию, получить недостающий фактический материал. » от –уководител€ теперь требуютс€, прежде всего, способность быстро разобратьс€ по литературе в нужной теме, пон€ть, какие задачи реально выполнить при имеющихс€ возможност€х, и соотнести это со спектром интересов школьника. ѕоэтому научна€ ценность выполненной школьником исследовательской работы определ€етс€, прежде всего, научной Ђдееспособностьюї руководител€. ¬ыделились целые области биологии, в пределах которых €вно возможна эффективна€ работа школьников. Ќапример, изучение структуры поведени€ животных. –азвитие цифровой видеотехники в последние 20 лет сделало возможной качественную видеозапись поведени€ животных в природе. ѕоведение разбиваетс€ на элементарные двигательные акты (Ёƒј Ц элементы поведени€, выполн€емые всегда одинаково и всегда до конца), видео анализируетс€ в замедленном виде и превращаетс€ в этограмму. Ќапример, в программе Excel составл€етс€ таблица, в которой дл€ каждой секунды указан выполн€емый в этот момент Ёƒј. » далее производитс€ сравнение поведени€ разных животных или одного и того же животного в разных ситуаци€х. ƒл€ статистической обработки сравниваемые этограммы Ђрежутс€ї на фрагменты, например, по 5 минут, и из этих фрагментов уже составл€ютс€ сравниваемые выборки.

ѕримеры совсем других областей биологии, в которых могут плодотворно работать школьники Ц изучение анатомии и гистологии малоизученных в этом отношении видов животных, выделение новых штаммов бактериофагов из природных субстратов и т.п. Ќо здесь уже требуетс€ некоторое оборудование. Ќаоборот, существуют области, в которых научна€ новизна выполненных школьниками работ почти неизбежно окажетс€ ничтожной. Ќапример, оценка экологического состо€ни€ того или иного природного водоема. ¬о-первых, существуют стандартизованные методики таких оценок и санэпидстанции, планомерно занимающиес€ подобного же рода мониторингом всех сколько-нибудь крупных водоемов. ¬о-вторых, доступные дл€ школьников методики (определение биотических индексов по ¬удивиссу или по ѕантле-Ѕукку) дают прикидочные результаты, неочевидно св€занные с характером и масштабами антропогенного вли€ни€ на данный водоем, и завис€щие также от межгодовых различий в количестве осадков и средней температуре и многих других факторов. ѕоэтому дл€ того, чтобы разобратьс€ в картине происход€щих в водоеме процессов, их приходитс€ дополн€ть многофакторными химическими анализами, многократно, на прот€жении нескольких лет и в разные сезоны и т.п., проводить все эти исследовани€. ј результат всех этих усилий с высокой веро€тностью подтвердит закономерности, и так известные дл€ водоемов подобного типа.

3. ќбеспечить высокую к о н к у р е н т о с п о с о б н о с т ь при поступлении в вузы биологической специализации и успешность дальнейшего обучени€ в этих вузах. –азвитие научно-попул€рной литературы и дополнительного образовани€ привод€т к тому, что типичный Ђбиологическийї школьник знает намного больше обычной школьной программы, и люба€ олимпиада неизбежно следует за этой тенденцией, тем дальше Ђотрыва€сьї от школьной программы, чем выше ее статус. ≈динственный способ уменьшить этот Ђотрывї Ц задавать вопросы, требующие не столько фактических знаний, сколько эффективных размышлений и рассуждений, и оценивать количество и качество выдвинутых участником разумных идей. Ёта тенденци€ (Ђзадачи по биологииї) зародилась в 70-е годы в рамках Ўкольной биологической олимпиады ћ√” (http://shbo.ru/) и далее широко распространилась. —овременна€ биологи€ неразрывно св€зана с химией, физикой и математикой. Ёто обсто€тельство определ€ет достаточно объемную и сложную программу по указанным предметам в вузах биологической специализации, и проведение конкурса в вузы Ђкомплектомї из нескольких предметов. ѕоэтому и олимпиады по биологии закономерно включают материал по химии и физике. Ёта тенденци€ сейчас усиливаетс€: если результаты олимпиад так или иначе вли€ют на зачисление в вуз, то и организаторы олимпиад, и вузы опасаютс€ ситуации, когда Ђбиологическийї школьник знает и любит только биологию, и будет закономерно отчислен за неуспеваемость по математике или химии. »з этих соображений вопросы нашей ќлимпиады устроены так: вариант каждого класса обычно содержит 2Ц3 вопроса по биохимии и 2Ц3 вопроса по биофизике, из 4х вариантов ответа на каждый вопрос два обычно содержат утверждени€, подтверждаемые либо опровергаемые школьными учебниками, а 2 Ц требуют дополнительных знаний. Ћетние школы тоже станов€тс€ многопрофильными.  роме описанных выше соображений, этому

способствует следующа€ логика развити€ событий. ѕусть на биологическую Ўколу приглашен очень интересный преподаватель- математик. ≈сли ему удастс€ создать у реб€т сильный интерес к своему предмету, к следующему

году у него закономерно по€в€тс€ ученики, желающие более серьезных зан€тий. ≈сли поддержать этот интерес, еще через год на Ўколе нужно будет открывать математическое отделение. » организаторам Ўколы целесообразно на это пойти, чтобы не лишать Ўколу некоторой части интересных преподавателей и думающих школьников.  роме того, интересы большинства школьников переменчивы. ƒо открыти€ математического отделени€ всерьез заинтересовавшиес€ ею реб€та вынуждены были покидать Ўколу, теперь они смогут зан€тьс€ математикой, не мен€€ привычной и при€тной дл€ них компании. “аким примерно способом люба€ успешна€ Ћетн€€ школа постепенно превращаетс€ в многопредметную с характерной численностью в несколько сотен человек.  рупнейшие и старейшие российские школы Ц  расно€рска€ летн€€ школа, Ћетн€€ экологическа€ школа,  ировска€ летн€€ школа.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020