јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


–егиональные ќќѕ“ как полигоны исследовательской де€тельности школьников: возможность реализации проблемного подхода

ƒенисов ƒмитрий јлександрович
ассистент ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ќижегородский государственный педагогический университет им.  . ћинина, г. Ќижний Ќовгород

¬ насто€щее врем€ экологические бедстви€, развертывающиес€ на огромных территори€х, €сно показали нам масштабы негативного вли€ни€ человеческой де€тельности на климат планеты и остро поставили вопрос о поиске и реализации решений, способствующих устойчивому развитию общества. ћногочисленные научные исследовани€ вы€вили ключевые компоненты, измен€€ которые, мы нарушаем глобальные круговороты вещества и энергии, способствуем смене коренных экосистем на менее устойчивые, где человеку иногда сложно обеспечить себ€ даже основными жизненными ресурсами Ц пищей и водой. Ќар€ду с международными решени€ми об ограничении выбросов в атмосферу продуктов сгорани€ топлива ( онвенци€ ќќЌ об изменении климата и  иотский протокол), направленными на сохранение энергетического баланса планеты, многочисленными нормативными актами, призванными минимизировать негативное вли€ние хоз€йственной де€тельности на окружающую среду, территориальна€ охрана природы €вл€етс€ одним из основных методов сохранени€ основы устойчивости экосистем Ц биологического разнообрази€, через частичное или полное исключение природных территорий из хоз€йственной де€тельности. —истема региональных особо охран€емых природных территорий (ќќѕ“) различных категорий (национальных и природных парков, заповедников, заказников и т.д.), образу€ компонент, необходимый дл€ осуществлени€ стратегии устойчивого развити€ в планетарном масштабе, оказывает также позитивное вли€ние на социально-экономическую жизнь людей в непосредственной близости от этих территорий.

Ќа прот€жении всей истории, люди заповедали различные уголки дикой природы, представл€ющие охотничью, религиозную, эстетическую ценность. Ќароды –оссии издавна охран€ют св€щенные дл€ них уголки природы, например, марийские св€щенные рощи. »дущие из глубины веков аналоги современных региональных ќќѕ“ Ц таежные урочища, моржовые заказники в арктических мор€х, запрет добычи бобра в истоках ≈нисе€, и аналоги федеральных ќќѕ“ Ц места царских охот Ц имели своей основной целью недопущение истощени€ охотничьих ресурсов в результате перепромысла и сохранени€ среды обитани€ промысловых животных. ¬ период правлени€ ѕетра ѕервого (1672Ц1725) государственные природоохранные меропри€ти€ стали целенаправленными и систематическими, направленными на более широкую охрану природно-ресурсного потенциала страны. ѕо указу цар€ были определены водоохранные леса, где запрещалась вырубка деревьев и выпас скота, в стране регулировались рыболовство и охота. ѕозднее, некоторые прогрессивно мысл€щие землевладельцы, создавали охран€емые природные территории на своих владени€х (например, заповедник јскани€-Ќова). ѕервый заповедник в современном понимании этого термина был основан на Ѕайкале в 1916 году. —еть ќќѕ“ –оссии активно развиваетс€ и в насто€щее врем€, охватыва€ все природные зоны и регионы страны [3]. —огласно ‘едеральному закону –оссийской ‘едерации Ђќб особо охран€емых природных территори€хї от 14.03.1995 г., ќќѕ“ в –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ объектами общенационального досто€ни€. —охранение и развитие сети ќќѕ“ Ц одно из основных направлений экологической политики страны.

Ќаиболее часто цитируема€ 42 стать€  онституции –оссийской ‘едерации провозглашает право каждого гражданина на благопри€тную окружающую среду, достоверную информацию о ее состо€нии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушени€ми. ѕомимо  онституции, в которой обозначены общие положени€, существуют кодексы и законы, направленные на более конкретную и чЄткую регламентацию механизмов и путей реализации норм экологического права, содержащие в себе множество уточн€ющих норм и положений: федеральные законы Ђќб охране окружающей средыї, Ђќ животном миреї, Ђќб особо охран€емых природных территори€хї, Ђќб охране атмосферного воздухаї, Ђќ недрахї, а также водный, лесной, земельный, градостроительный кодексы и др.

јдминистративные решени€ и нормативные акты, регулирующие хоз€йственную де€тельность и создание ќќѕ“ внос€т большой вклад в замедление процессов деградации экосистем. ќднако без осознани€ большинством населени€ проблем, затрагивающих в насто€щее врем€ всю планету и коррекции собственного поведени€ в соответствии с требовани€ми устойчивого развити€ общества, нормативно-правовые решени€ недостаточно эффективны и не могут полностью остановить деградацию экосистем и обеспечить устойчивое развитие цивилизации. Ёкологическое образование Ц это механизм, создающийс€ как ответ на глобальные вызовы времени, средство формировани€ экологической культуры, изменений в образе жизни и потребительских запросах с целью возможности достижени€ устойчивого развити€ человеческой цивилизации. –еализаци€ системы взаимодействи€ с миром, при которой каждый человек способствует устойчивому развитию общества в целом, может рассматриватьс€ как одна из основных задач экологического образовани€.

–ассматрива€ взаимодействие человека и природы как потенциально управл€емую систему, на которую человек может оказывать стабилизирующие и дестабилизирующие воздействи€, в рамках или за рамками правового пространства, возможно оценить различные аспекты взаимодействи€ с позиций экологической целесообразности (рис. 1).

–исунок 1. ≈стественно-правова€ модель взаимодействи€ природы и общества.

“ак, например, этноэкологические традиции хоз€йственной де€тельности скотоводческих народов, проживающих на открытых пространствах, поддерживают существующую экосистему, сформированную некогда при участии диких крупных копытных животных и имеют стабилизирующее воздействие. —ледование этой же традиции хоз€йственной де€тельности в лесной зоне ставит проблему нехватки пастбищ дл€ выпаса скота и формирует традицию выжигани€ лесов, что приводит к коренному преобразованию экосистем. —егодн€ на земле достаточно мест, где практикуют сжигание леса дл€ изготовлени€ и продажи древесного угл€, освобождени€ нового участка под пашню или пастбище, и, несмотр€ на кажущуюс€ широкую распространенность экологических знаний, люди продуцируют новые проблемы. — точки зрени€ дихотомии положительного и отрицательного воздействи€, при прин€тии управленческих решений о планировании хоз€йственной де€тельности на конкретной территории, приоритет должен отдаватьс€ воздействи€м, в минимальной степени измен€ющих экосистему, поэтому этноэкологические традиции различных народов требуют особого внимани€ и изучени€. ¬ажно помнить: не только хоз€йственные субъекты оказывает воздействие на природные системы, но и каждый член общества вносит свой вклад в изменение стабильности экосистемы.

Ётап школьного образовани€, когда у каждого формируютс€ представлени€ об окружающем мире, €вл€етс€ наиболее благопри€тным дл€ усвоени€ основ экологической культуры. Ќаиболее интересным и с точки зрени€ эффективности образовательного процесса, и с точки зрени€ учета запросов общества, €вл€етс€ рассмотрение актуальных проблем экологического характера в ходе работы над научно-исследовательскими учебными проектами. ≈ще в начале XX в. ¬. ». ¬ернадский предвидел, что науки будут группироватьс€ не по объектам исследовани€, а по проблемам, что приведет к разрушению барьеров между отдельными направлени€ми наук и углубит их взаимопроникновение и взаимодействие. ќбразование новых внутринаучных и межнаучных направлений будет определ€етс€ запросами практики [2]. Ќовым ‘едеральным государственным образовательным стандартом второго поколени€ также предусматриваетс€ обеспечение: исследовательской и проектной де€тельности обучающихс€, направленной на овладение обучающимис€ учебно-познавательными приемами и практическими действи€ми дл€ решени€ личностно и социально значимых задач и нахождени€ путей разрешени€ проблемных задач; социальной де€тельности обучающихс€, направленной на реализацию принципов сотрудничества и диалога, €вл€ющихс€ основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегос€ с окружающим социумом и природой [4]. —егодн€ общепризнанно, что об€зательными компонентами формировани€ экологической культуры €вл€ютс€ аффективный, когнитивный, нормативный и де€тельностный. »сход€ из этого, мы выдел€ем 4 этапа организации исследовательской де€тельности школьников на ќќѕ“ на основе проблемного подхода. ѕроблемы экологического характера по определению возникают исключительно при взаимодействии природы и общества. »спользование проблемного подхода, начина€ с самого первого этапа работы Ц выбора темы исследовани€ Ц необходимое, на наш взгл€д, условие дл€ правильного построени€ исследовательской работы экологической направленности.

Ќа первом этапе Ц определени€ учеником темы исследовани€ (при содействии педагога-руководител€), необходимо увидеть и вычленить существующие как стабилизирующие, так и дестабилизирующие св€зи в системе общество Ц природа. ¬ названии работы, на наш взгл€д, уже должна быть отражена проблема экологического характера. Ёто облегчит формулировки актуальности темы исследовани€, что, в свою очередь, обеспечит аффективный компонент в процессе обучени€, мотивиру€ школьника на дальнейшую работу.

Ќа втором этапе обучающийс€ ведет поиск информации в соответствии с выделенной проблематикой об основных объектах и субъектах, непосредственных участников взаимодействи€ или объектов косвенного вли€ни€ антропогенных факторов. “аким образом в образовательном процессе активизируетс€ когнитивный компонент.

Ќа третьем этапе мы можем рассмотреть особенности самого взаимодействи€ с точки зрени€ существующих норм морали и права (нормативный компонент). ¬ процессе усвоени€ правовых норм обучающийс€ может разработать наиболее эффективные пути решени€ проблемы, зна€ особенности ее регулировани€ существующим законодательством и отношение к ней людей. “акже он осознает собственный вклад, который он может внести дл€ разрешени€ или см€гчени€ проблемы. “аким образом подготавливаетс€ включение четвертого, де€тельностного компонента в процесс обучени€.

ѕосле выполнени€ четвертого этапа при адекватной проработке предыдущих (выстраива€ работу на основе наиболее полного раскрыти€ всех аспектов выбранной проблемы, включа€ естественную основу, существующее правовое регулирование и возможные пути решени€ проблемы), происходит гарантированное улучшение понимани€ необходимости выбора стабилизирующей системы взаимодействи€ с природой и обществом, приближение к интериоризации учеником знаний, необходимых дл€ устойчивого развити€ цивилизации. ¬ зависимости от характера проблемы и проделанной работы, результатом исследовани€ может стать как овладение обучающимс€ основами экологической культуры, так и конкретна€ помощь в решении актуальной проблемы, что станет мотивацией дл€ дальнейшей работы и развити€.

“аким образом, в процессе выполнени€ р€да учебных исследовательских проектов, ученик продвигаетс€ по спирали познани€, ведущей к усвоению (интериоризации) стабилизирующей системы взаимодействи€ с реальным миром (рис. 2).

ќсобый интерес в качестве полигонов исследовательской де€тельности школьников представл€ют ќќѕ“ как точки соприкосновени€ общества и эталонных участков природы, испытавших минимальное воздействие человека. »менно контраст при сравнении малоизмененной природы и территорий, испытывающих сильную антропогенную нагрузку, дает отчетливое понимание проблем во взаимодействии природы и общества, и мотивацию, необходимую дл€ интериоризации концепции устойчивого развити€. “аким образом, ќќѕ“ станов€тс€ полигонами устойчивого развити€ территории, не только стабилизиру€ существующие экологические св€зи, но содейству€ формированию экологической культуры.

 

–исунок 2. ѕознавательна€ модель (витки спирали познани€, ведущие к усвоению (интериоризации) стабилизирующей системы взаимодействи€ с реальным миром)

¬ насто€щее врем€ в педагогической практике наиболее разработаны вопросы об использовании образовательного пространства федеральных ќќѕ“ Ц заповедников и национальных парков, поскольку экологическое просвещение населени€ Ц одна из важнейших функций федеральных ќќѕ“. ќднако огромный образовательный потенциал региональных ќќѕ“, значительно более многочисленных и доступных, остаетс€ реализованным лишь в незначительной мере. »сследовани€ школьников на федеральных ќќѕ“ зачастую нос€т преимущественно реферативный характер (изложение информации, собранной научными сотрудниками), чему способствует проработка большинства существующих на них проблем специалистами и заповедный режим на большей части территории. –егиональные ќќѕ“ более интересны как полигоны самосто€тельной исследовательской де€тельности, они гораздо более многочисленны и доступны, чем федеральные. ” государственных структур, как правило, не хватает сил, средств и времени на организацию должной охраны и регул€рных мониторинговых исследований на территории региональных ќќѕ“.  ак следствие, учебно-исследовательска€ де€тельность на региональных ќќѕ“ не только более проста в организации, но и потенциально способна вносить существенный вклад как в поддержание надлежащего функционировани€ ќќѕ“, так и представл€ть интерес дл€ большой науки.

»сследовательскую де€тельность школьников на ќќѕ“ инициируют, в основном, педагоги дополнительного образовани€, учител€ биологии и географии. –аботы учеников представл€ютс€ в районных и городских конкурсах научных обществ учащихс€ (Ќќ”), инициируютс€ различными проектами, например: межрегиональный проект Ђ”сынови заказникї, всероссийское движение Ђƒрузь€ заповедных острововї, международна€ акци€ Ђћарш парковї и р€дом других инициатив различного уровн€ и масштаба.

— целью оценки общего уровн€ и тенденций присутствующих в исследовательских работах школьников были проанализированы работы участников городской конференции научного общества учащихс€ ЂЁврикаї за последние 10 лет, св€занные с исследовательской де€тельностью на ќќѕ“. –езультатом обзора стало вы€вление неполноты или отсутствие использовани€ проблемного подхода в половине представленных работ. –аботы без четко выделенной с самого начала главной проблемы, зачастую носили реферативный характер, могли содержать обзор р€да проблем, рассмотренных через призму аффективного воспри€ти€ и побудившего их к исследованию, но не раскрываемых в нем.  огнитивна€ составл€юща€ не раскрывала необходимые стороны объектов исследовани€, насыщена второстепенной дл€ цели исследовани€ информацией. ѕравовые стороны взаимодействи€ рассматривались крайне редко и не раскрывали существующие механизмы регулировани€ св€зей природных объектов исследовани€ и общества с точки зрени€ существующего законодательства. ѕрактическа€ часть таких работ сводилась к обработке статистической информации, полученной из открытых источников (построению и анализу графиков), или уточнению описани€ объектов с приложением фотоматериалов. ¬ некоторых школьных работах практическа€ часть оказывалась полностью заимствованной из работ сотрудников заповедника или национального парка (то есть реферативна по сути в виду незначительного вклада в работу учащегос€). ѕодобный уровень работ сильно ослабл€ет желаемый положительный эффект научной де€тельности учащихс€, не позвол€ет полноценно завершить виток образовательной спирали и перейти на новый уровень с устойчивой базой новых приобретенных знаний и навыков. “олько полноценно реализовав все 4 сектора познавательной модели в исследовательской работе, учащийс€ начинает лучше понимать особенности управлени€ св€зей общества и природы, необходимых дл€ следовани€ путем устойчивого развити€ и приобретает необходимые дл€ этого навыки.  ачественно выполненна€ работа повышает самооценку, мотивирует на переход к следующему витку образовательной спирали, работу над более сложными проблемами. ѕомощь преподавател€ в исследовании должна не возрастать, а уменьшатьс€ с каждой новой работой, с каждым новым уровнем познавательной спирали. –аботы, предоставл€емые на конкурсы исследовательских работ школьников разного уровн€, должны иметь максимально возможную долю собственного вклада на всех этапах, начина€ с выбора темы (аффективного воспри€ти€) и заканчива€ собственной де€тельностью, отраженной в работе.

ћожно выделить несколько направлений исследований на ќќѕ“, которые провод€тс€ с использованием проблемного подхода:

1) »зучение антропогенных воздействий, вы€вление их законности и определение последствий. ќсуществл€етс€ на основе сравнени€ характеристик ќќѕ“, приведенных в паспортах (положени€х) и реального состо€ни€ в момент обследовани€. Ќаправлени€ де€тельности, регулируемой в рамках федерального законодательства и режима охраны, описанного в паспорте ќќѕ“: землепользование, строительство, водопользование, лесопользование, загр€знение, животноводство, использование объектов животного мира, вли€ние авто-мототранспорта, рекреационное использование территории. Ќиже приведен перечень конкретных воздействий, которые могут регулироватьс€ режимом охраны ќќѕ“. Ќаличие и вли€ние на экосистему этих воздействий может быть вз€то как центральна€ проблема и основа исследовани€, как на территории ќќѕ“, так и за ее пределами дл€ сравнени€ территорий испытывающих антропогенную нагрузку с эталоном, коим €вл€етс€ ќќѕ“. «а основу вз€т список запрещенных видов де€тельности на территори€х ќќѕ“ Ќижегородской области [1]:

Ц строительство и реконструкци€ зданий, сооружений, коммуникаций;

Ц изменение гидрологического режима (забор воды из водоемов, сброс воды в водоемы, строительство запруд, плотин, спр€мление русел рек и ручьев), уничтожение водоемов и их частей;

Ц распашка земель, перевод сенокосных угодий в пастбищные, предоставление земельных участков дл€ садоводства и огородничества;

Ц добыча полезных ископаемых, геологоразведочные изыскани€, взрывные работы, бурение скважин;

Ц размещение свалок и полигонов дл€ захоронени€ и уничтожени€ различных отходов, засорение и захламление территории, сброс сточных вод, мойка машин, применение €дохимикатов, химический уход за лесом, применение минеральных и органических удобрений;

Ц рубки леса, уничтожение и повреждение живых деревьев и кустарников, подсочка деревьев, заготовка березового сока, луба, заготовка веточного корма, уничтожение и повреждение болотной, прибрежно-водной и водной растительности, мохового покрова, сплавин, выжигание сухой трав€нистой растительности (палы), сенокошение, сбор и заготовка лекарственных и иных растений, создание плантационных культур леса;

Ц размещение летних лагерей скота, прогон и выпас скота в прибрежных полосах водоемов, водопой скота;

Ц охота, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, электролов рыбы, запуск растительно€дных рыб;

Ц проезд и сто€нка авто-мототранспорта, использование моторного маломерного флота;

Ц разбивка туристических сто€нок, разведение костров;

Ц любые иные виды хоз€йственной де€тельности, рекреационного и другого природопользовани€, преп€тствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству объектов охраны;

2) ћониторинг состо€ни€ экосистем:

Ц представленность на ќќѕ“ (и количественные характеристики) экосистем и элементов ландшафта, нуждающихс€ в охране;

Ц изучение биоразнообрази€ и вы€вление редких видов (результатом мониторинга может стать вы€вление необходимости проведени€ биотехнических меропри€тий и последующа€ оценка их эффективности, повышение значимости ќќѕ“ в экологическом каркасе региона в св€зи с находкой неизвестных ранее дл€ ќќѕ“ редких видов);

Ц оценка наличи€ загр€зн€ющих веществ по наличию и состо€нию видов-индикаторов, средствами аналитический химии (вы€вление наличи€ источников воздействи€ на территории ќќѕ“ и вне ее).

3) —оциологические исследовани€:

Ц уровень знаний и отношение разных категорий населени€ к ќќѕ“;

Ц этноэкологические исследовани€, раскрывающие традиционную систему взаимодействий местного населени€ с объектами исследовани€.

≈сли проблемы на ќќѕ“ не вы€влены, в работу следует включить исследовани€ на сопредельной территории, где антропогенное вли€ние на исследуемые компоненты экосистемы заведомо имеетс€; сравнить их состо€ние с эталоном, раскрыв аспекты угнетающего воздействи€ на компоненты и дестабилизирующее вли€ние данных воздействий на экосистему (через цепь взаимосв€зей угнетенного компонента с другими объектами экосистемы, включа€ человека). —равнительный анализ €влений на антропогенно преобразованных и на особо охран€емых территори€х должен быть корректным и раскрывать особенности антропогенного воздействи€ на объекты, а не ограничиватьс€ констатацией отличий.

¬ общем случае, дл€ придани€ проблемного характера исследованию, необходимо перенести акцент с рассмотрени€ объекта исследовани€ на некий, инициируемый человеком (напр€мую или косвенно), дестабилизирующий процесс, негативно вли€ющий на объект исследовани€ или экосистему в целом. Ќапример в формулировке темы Ђƒинамика численности попул€ции бобров в  ерженском заповедникеї не звучит проблемный подход. јктуальна€ проблема, св€занна€ с бобрами Ц изменение гидрологического режима на обширных территори€х при постройке бобровых плотин. Ѕолее корректно с точки зрени€ проблемного подхода изучать не динамику численности попул€ции бобров, а определ€емые этой динамикой последстви€ дл€ экосистем. ѕроблемна€ постановка темы исследовани€ может звучать как: Ђ»зменение бобрами гидрологического режима территории  ерженского заповедника и его последстви€ї.

ѕроектно-исследовательска€ де€тельности школьников, направленна€ на вы€вление экологических проблем, развитие сотрудничества и социального партнерства, необходимого дл€ решени€ экологических проблем территорий, организации широкой общественной поддержки ќќѕ“, способствует усвоению основ правильной системы взаимосв€зей с миром, необходимой дл€ устойчивого развити€.

Ћитература

  1. Ѕакка —.¬.,  иселева Ќ.ё. ќсобо охран€емые территории Ќижегородской области. јннотированный перечень. Ќ. Ќовгород, 2008. 560 с.
  2. ¬ернадский ¬.». »збранные труды по истории науки. ћ.: Ќаука, 1981. 560 с.
  3. —водный список особо охран€емых природных территорий –оссийской федерации. ћ., 2001. 452 с.
  4. ‘едеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020