Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Региональные ООПТ как полигоны исследовательской деятельности школьников: возможность реализации проблемного подхода

Денисов Дмитрий Александрович
ассистент ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

В настоящее время экологические бедствия, развертывающиеся на огромных территориях, ясно показали нам масштабы негативного влияния человеческой деятельности на климат планеты и остро поставили вопрос о поиске и реализации решений, способствующих устойчивому развитию общества. Многочисленные научные исследования выявили ключевые компоненты, изменяя которые, мы нарушаем глобальные круговороты вещества и энергии, способствуем смене коренных экосистем на менее устойчивые, где человеку иногда сложно обеспечить себя даже основными жизненными ресурсами – пищей и водой. Наряду с международными решениями об ограничении выбросов в атмосферу продуктов сгорания топлива (Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол), направленными на сохранение энергетического баланса планеты, многочисленными нормативными актами, призванными минимизировать негативное влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду, территориальная охрана природы является одним из основных методов сохранения основы устойчивости экосистем – биологического разнообразия, через частичное или полное исключение природных территорий из хозяйственной деятельности. Система региональных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различных категорий (национальных и природных парков, заповедников, заказников и т.д.), образуя компонент, необходимый для осуществления стратегии устойчивого развития в планетарном масштабе, оказывает также позитивное влияние на социально-экономическую жизнь людей в непосредственной близости от этих территорий.

На протяжении всей истории, люди заповедали различные уголки дикой природы, представляющие охотничью, религиозную, эстетическую ценность. Народы России издавна охраняют священные для них уголки природы, например, марийские священные рощи. Идущие из глубины веков аналоги современных региональных ООПТ – таежные урочища, моржовые заказники в арктических морях, запрет добычи бобра в истоках Енисея, и аналоги федеральных ООПТ – места царских охот – имели своей основной целью недопущение истощения охотничьих ресурсов в результате перепромысла и сохранения среды обитания промысловых животных. В период правления Петра Первого (1672–1725) государственные природоохранные мероприятия стали целенаправленными и систематическими, направленными на более широкую охрану природно-ресурсного потенциала страны. По указу царя были определены водоохранные леса, где запрещалась вырубка деревьев и выпас скота, в стране регулировались рыболовство и охота. Позднее, некоторые прогрессивно мыслящие землевладельцы, создавали охраняемые природные территории на своих владениях (например, заповедник Аскания-Нова). Первый заповедник в современном понимании этого термина был основан на Байкале в 1916 году. Сеть ООПТ России активно развивается и в настоящее время, охватывая все природные зоны и регионы страны [3]. Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г., ООПТ в Российской Федерации являются объектами общенационального достояния. Сохранение и развитие сети ООПТ – одно из основных направлений экологической политики страны.

Наиболее часто цитируемая 42 статья Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Помимо Конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные на более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм экологического права, содержащие в себе множество уточняющих норм и положений: федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах», а также водный, лесной, земельный, градостроительный кодексы и др.

Административные решения и нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность и создание ООПТ вносят большой вклад в замедление процессов деградации экосистем. Однако без осознания большинством населения проблем, затрагивающих в настоящее время всю планету и коррекции собственного поведения в соответствии с требованиями устойчивого развития общества, нормативно-правовые решения недостаточно эффективны и не могут полностью остановить деградацию экосистем и обеспечить устойчивое развитие цивилизации. Экологическое образование – это механизм, создающийся как ответ на глобальные вызовы времени, средство формирования экологической культуры, изменений в образе жизни и потребительских запросах с целью возможности достижения устойчивого развития человеческой цивилизации. Реализация системы взаимодействия с миром, при которой каждый человек способствует устойчивому развитию общества в целом, может рассматриваться как одна из основных задач экологического образования.

Рассматривая взаимодействие человека и природы как потенциально управляемую систему, на которую человек может оказывать стабилизирующие и дестабилизирующие воздействия, в рамках или за рамками правового пространства, возможно оценить различные аспекты взаимодействия с позиций экологической целесообразности (рис. 1).

Рисунок 1. Естественно-правовая модель взаимодействия природы и общества.

Так, например, этноэкологические традиции хозяйственной деятельности скотоводческих народов, проживающих на открытых пространствах, поддерживают существующую экосистему, сформированную некогда при участии диких крупных копытных животных и имеют стабилизирующее воздействие. Следование этой же традиции хозяйственной деятельности в лесной зоне ставит проблему нехватки пастбищ для выпаса скота и формирует традицию выжигания лесов, что приводит к коренному преобразованию экосистем. Сегодня на земле достаточно мест, где практикуют сжигание леса для изготовления и продажи древесного угля, освобождения нового участка под пашню или пастбище, и, несмотря на кажущуюся широкую распространенность экологических знаний, люди продуцируют новые проблемы. С точки зрения дихотомии положительного и отрицательного воздействия, при принятии управленческих решений о планировании хозяйственной деятельности на конкретной территории, приоритет должен отдаваться воздействиям, в минимальной степени изменяющих экосистему, поэтому этноэкологические традиции различных народов требуют особого внимания и изучения. Важно помнить: не только хозяйственные субъекты оказывает воздействие на природные системы, но и каждый член общества вносит свой вклад в изменение стабильности экосистемы.

Этап школьного образования, когда у каждого формируются представления об окружающем мире, является наиболее благоприятным для усвоения основ экологической культуры. Наиболее интересным и с точки зрения эффективности образовательного процесса, и с точки зрения учета запросов общества, является рассмотрение актуальных проблем экологического характера в ходе работы над научно-исследовательскими учебными проектами. Еще в начале XX в. В. И. Вернадский предвидел, что науки будут группироваться не по объектам исследования, а по проблемам, что приведет к разрушению барьеров между отдельными направлениями наук и углубит их взаимопроникновение и взаимодействие. Образование новых внутринаучных и межнаучных направлений будет определяется запросами практики [2]. Новым Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения также предусматривается обеспечение: исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач; социальной деятельности обучающихся, направленной на реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой [4]. Сегодня общепризнанно, что обязательными компонентами формирования экологической культуры являются аффективный, когнитивный, нормативный и деятельностный. Исходя из этого, мы выделяем 4 этапа организации исследовательской деятельности школьников на ООПТ на основе проблемного подхода. Проблемы экологического характера по определению возникают исключительно при взаимодействии природы и общества. Использование проблемного подхода, начиная с самого первого этапа работы – выбора темы исследования – необходимое, на наш взгляд, условие для правильного построения исследовательской работы экологической направленности.

На первом этапе – определения учеником темы исследования (при содействии педагога-руководителя), необходимо увидеть и вычленить существующие как стабилизирующие, так и дестабилизирующие связи в системе общество – природа. В названии работы, на наш взгляд, уже должна быть отражена проблема экологического характера. Это облегчит формулировки актуальности темы исследования, что, в свою очередь, обеспечит аффективный компонент в процессе обучения, мотивируя школьника на дальнейшую работу.

На втором этапе обучающийся ведет поиск информации в соответствии с выделенной проблематикой об основных объектах и субъектах, непосредственных участников взаимодействия или объектов косвенного влияния антропогенных факторов. Таким образом в образовательном процессе активизируется когнитивный компонент.

На третьем этапе мы можем рассмотреть особенности самого взаимодействия с точки зрения существующих норм морали и права (нормативный компонент). В процессе усвоения правовых норм обучающийся может разработать наиболее эффективные пути решения проблемы, зная особенности ее регулирования существующим законодательством и отношение к ней людей. Также он осознает собственный вклад, который он может внести для разрешения или смягчения проблемы. Таким образом подготавливается включение четвертого, деятельностного компонента в процесс обучения.

После выполнения четвертого этапа при адекватной проработке предыдущих (выстраивая работу на основе наиболее полного раскрытия всех аспектов выбранной проблемы, включая естественную основу, существующее правовое регулирование и возможные пути решения проблемы), происходит гарантированное улучшение понимания необходимости выбора стабилизирующей системы взаимодействия с природой и обществом, приближение к интериоризации учеником знаний, необходимых для устойчивого развития цивилизации. В зависимости от характера проблемы и проделанной работы, результатом исследования может стать как овладение обучающимся основами экологической культуры, так и конкретная помощь в решении актуальной проблемы, что станет мотивацией для дальнейшей работы и развития.

Таким образом, в процессе выполнения ряда учебных исследовательских проектов, ученик продвигается по спирали познания, ведущей к усвоению (интериоризации) стабилизирующей системы взаимодействия с реальным миром (рис. 2).

Особый интерес в качестве полигонов исследовательской деятельности школьников представляют ООПТ как точки соприкосновения общества и эталонных участков природы, испытавших минимальное воздействие человека. Именно контраст при сравнении малоизмененной природы и территорий, испытывающих сильную антропогенную нагрузку, дает отчетливое понимание проблем во взаимодействии природы и общества, и мотивацию, необходимую для интериоризации концепции устойчивого развития. Таким образом, ООПТ становятся полигонами устойчивого развития территории, не только стабилизируя существующие экологические связи, но содействуя формированию экологической культуры.

 

Рисунок 2. Познавательная модель (витки спирали познания, ведущие к усвоению (интериоризации) стабилизирующей системы взаимодействия с реальным миром)

В настоящее время в педагогической практике наиболее разработаны вопросы об использовании образовательного пространства федеральных ООПТ – заповедников и национальных парков, поскольку экологическое просвещение населения – одна из важнейших функций федеральных ООПТ. Однако огромный образовательный потенциал региональных ООПТ, значительно более многочисленных и доступных, остается реализованным лишь в незначительной мере. Исследования школьников на федеральных ООПТ зачастую носят преимущественно реферативный характер (изложение информации, собранной научными сотрудниками), чему способствует проработка большинства существующих на них проблем специалистами и заповедный режим на большей части территории. Региональные ООПТ более интересны как полигоны самостоятельной исследовательской деятельности, они гораздо более многочисленны и доступны, чем федеральные. У государственных структур, как правило, не хватает сил, средств и времени на организацию должной охраны и регулярных мониторинговых исследований на территории региональных ООПТ. Как следствие, учебно-исследовательская деятельность на региональных ООПТ не только более проста в организации, но и потенциально способна вносить существенный вклад как в поддержание надлежащего функционирования ООПТ, так и представлять интерес для большой науки.

Исследовательскую деятельность школьников на ООПТ инициируют, в основном, педагоги дополнительного образования, учителя биологии и географии. Работы учеников представляются в районных и городских конкурсах научных обществ учащихся (НОУ), инициируются различными проектами, например: межрегиональный проект «Усынови заказник», всероссийское движение «Друзья заповедных островов», международная акция «Марш парков» и рядом других инициатив различного уровня и масштаба.

С целью оценки общего уровня и тенденций присутствующих в исследовательских работах школьников были проанализированы работы участников городской конференции научного общества учащихся «Эврика» за последние 10 лет, связанные с исследовательской деятельностью на ООПТ. Результатом обзора стало выявление неполноты или отсутствие использования проблемного подхода в половине представленных работ. Работы без четко выделенной с самого начала главной проблемы, зачастую носили реферативный характер, могли содержать обзор ряда проблем, рассмотренных через призму аффективного восприятия и побудившего их к исследованию, но не раскрываемых в нем. Когнитивная составляющая не раскрывала необходимые стороны объектов исследования, насыщена второстепенной для цели исследования информацией. Правовые стороны взаимодействия рассматривались крайне редко и не раскрывали существующие механизмы регулирования связей природных объектов исследования и общества с точки зрения существующего законодательства. Практическая часть таких работ сводилась к обработке статистической информации, полученной из открытых источников (построению и анализу графиков), или уточнению описания объектов с приложением фотоматериалов. В некоторых школьных работах практическая часть оказывалась полностью заимствованной из работ сотрудников заповедника или национального парка (то есть реферативна по сути в виду незначительного вклада в работу учащегося). Подобный уровень работ сильно ослабляет желаемый положительный эффект научной деятельности учащихся, не позволяет полноценно завершить виток образовательной спирали и перейти на новый уровень с устойчивой базой новых приобретенных знаний и навыков. Только полноценно реализовав все 4 сектора познавательной модели в исследовательской работе, учащийся начинает лучше понимать особенности управления связей общества и природы, необходимых для следования путем устойчивого развития и приобретает необходимые для этого навыки. Качественно выполненная работа повышает самооценку, мотивирует на переход к следующему витку образовательной спирали, работу над более сложными проблемами. Помощь преподавателя в исследовании должна не возрастать, а уменьшаться с каждой новой работой, с каждым новым уровнем познавательной спирали. Работы, предоставляемые на конкурсы исследовательских работ школьников разного уровня, должны иметь максимально возможную долю собственного вклада на всех этапах, начиная с выбора темы (аффективного восприятия) и заканчивая собственной деятельностью, отраженной в работе.

Можно выделить несколько направлений исследований на ООПТ, которые проводятся с использованием проблемного подхода:

1) Изучение антропогенных воздействий, выявление их законности и определение последствий. Осуществляется на основе сравнения характеристик ООПТ, приведенных в паспортах (положениях) и реального состояния в момент обследования. Направления деятельности, регулируемой в рамках федерального законодательства и режима охраны, описанного в паспорте ООПТ: землепользование, строительство, водопользование, лесопользование, загрязнение, животноводство, использование объектов животного мира, влияние авто-мототранспорта, рекреационное использование территории. Ниже приведен перечень конкретных воздействий, которые могут регулироваться режимом охраны ООПТ. Наличие и влияние на экосистему этих воздействий может быть взято как центральная проблема и основа исследования, как на территории ООПТ, так и за ее пределами для сравнения территорий испытывающих антропогенную нагрузку с эталоном, коим является ООПТ. За основу взят список запрещенных видов деятельности на территориях ООПТ Нижегородской области [1]:

– строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций;

– изменение гидрологического режима (забор воды из водоемов, сброс воды в водоемы, строительство запруд, плотин, спрямление русел рек и ручьев), уничтожение водоемов и их частей;

– распашка земель, перевод сенокосных угодий в пастбищные, предоставление земельных участков для садоводства и огородничества;

– добыча полезных ископаемых, геологоразведочные изыскания, взрывные работы, бурение скважин;

– размещение свалок и полигонов для захоронения и уничтожения различных отходов, засорение и захламление территории, сброс сточных вод, мойка машин, применение ядохимикатов, химический уход за лесом, применение минеральных и органических удобрений;

– рубки леса, уничтожение и повреждение живых деревьев и кустарников, подсочка деревьев, заготовка березового сока, луба, заготовка веточного корма, уничтожение и повреждение болотной, прибрежно-водной и водной растительности, мохового покрова, сплавин, выжигание сухой травянистой растительности (палы), сенокошение, сбор и заготовка лекарственных и иных растений, создание плантационных культур леса;

– размещение летних лагерей скота, прогон и выпас скота в прибрежных полосах водоемов, водопой скота;

– охота, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, электролов рыбы, запуск растительноядных рыб;

– проезд и стоянка авто-мототранспорта, использование моторного маломерного флота;

– разбивка туристических стоянок, разведение костров;

– любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству объектов охраны;

2) Мониторинг состояния экосистем:

– представленность на ООПТ (и количественные характеристики) экосистем и элементов ландшафта, нуждающихся в охране;

– изучение биоразнообразия и выявление редких видов (результатом мониторинга может стать выявление необходимости проведения биотехнических мероприятий и последующая оценка их эффективности, повышение значимости ООПТ в экологическом каркасе региона в связи с находкой неизвестных ранее для ООПТ редких видов);

– оценка наличия загрязняющих веществ по наличию и состоянию видов-индикаторов, средствами аналитический химии (выявление наличия источников воздействия на территории ООПТ и вне ее).

3) Социологические исследования:

– уровень знаний и отношение разных категорий населения к ООПТ;

– этноэкологические исследования, раскрывающие традиционную систему взаимодействий местного населения с объектами исследования.

Если проблемы на ООПТ не выявлены, в работу следует включить исследования на сопредельной территории, где антропогенное влияние на исследуемые компоненты экосистемы заведомо имеется; сравнить их состояние с эталоном, раскрыв аспекты угнетающего воздействия на компоненты и дестабилизирующее влияние данных воздействий на экосистему (через цепь взаимосвязей угнетенного компонента с другими объектами экосистемы, включая человека). Сравнительный анализ явлений на антропогенно преобразованных и на особо охраняемых территориях должен быть корректным и раскрывать особенности антропогенного воздействия на объекты, а не ограничиваться констатацией отличий.

В общем случае, для придания проблемного характера исследованию, необходимо перенести акцент с рассмотрения объекта исследования на некий, инициируемый человеком (напрямую или косвенно), дестабилизирующий процесс, негативно влияющий на объект исследования или экосистему в целом. Например в формулировке темы «Динамика численности популяции бобров в Керженском заповеднике» не звучит проблемный подход. Актуальная проблема, связанная с бобрами – изменение гидрологического режима на обширных территориях при постройке бобровых плотин. Более корректно с точки зрения проблемного подхода изучать не динамику численности популяции бобров, а определяемые этой динамикой последствия для экосистем. Проблемная постановка темы исследования может звучать как: «Изменение бобрами гидрологического режима территории Керженского заповедника и его последствия».

Проектно-исследовательская деятельности школьников, направленная на выявление экологических проблем, развитие сотрудничества и социального партнерства, необходимого для решения экологических проблем территорий, организации широкой общественной поддержки ООПТ, способствует усвоению основ правильной системы взаимосвязей с миром, необходимой для устойчивого развития.

Литература

  1. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. Н. Новгород, 2008. 560 с.
  2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 560 с.
  3. Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской федерации. М., 2001. 452 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017