јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—пецифика управлени€ исследовательской де€тельностью младших школьников

≈.¬. ‘едореева
педагог-психолог, ћЅќ” ƒќƒ Ђ÷ентр дополнительного образовани€ Ђѕерспективаї, г. «еленогорск

 

јннотаци€. —тать€ посв€щена освещению опыта руководства учебно-исследовательской де€тельностью младших школьников с учетом их возрастных, личностных особенностей. ¬ статье раскрываютс€ вопросы перехода от детской любознательности к поисковому мышлению в рамках учебного эксперимента, раскрываютс€ проблемы, перспективы и возможности реализации детского потенциала в исследовании и представлении продукта собственной де€тельности.

 

ƒолгое врем€ зан€тие учебно-исследовательской де€тельностью было прерогативой учеников старших классов. “радиционно именно старшеклассники составл€ли и составл€ют основной состав участников научно-практических конференций и конкурсов. Ќо в последнее врем€ все больше педагогов обращают свое внимание на детей младшего школьного возраста.

ћой путь в руководстве учебно-исследовательской де€тельностью учащихс€ началс€ также с реб€тами старших классов. Ќо одновременно € занималась с детьми 5-6 лет в Ўколе раннего развити€ Ђћалышокї. «десь € реализовывала образовательную программу Ђћалыш, играй и развивайс€ї, направленную на развитие познавательной сферы детей, их коммуникативных способностей и т.д.

 онечно, нельз€ не отметить любознательность, любопытство, огромную пытливость ума реб€т. »менно на этих чертах личности дошкольников стоит остановитьс€ подробнее. ƒл€ мен€ важно любознательность в данном случае не рассматривать утилитарно, лишь как механизм, используемый дл€ передачи информации, заданной образовательной программой. ѕро€вление любознательности показывает, что ребенок сам хочет что-то узнать, чему-то научитьс€, что он пристрастен к процессу получени€ знани€: у него есть определенный личностный смысл в постижении нового.

–азвитие любознательности в детстве имеет принципиальное значение дл€ всего процесса становлени€ личности и на последующих возрастных этапах, именно с опорой на любознательность у ребенка формируютс€ учебно-познавательна€ активность и интерес к экспериментированию. ”ченые (∆. ѕиаже, Ћ.—. ¬ыготский, ѕ.ѕ. Ѕлонский) выдел€ют закономерности развити€ любознательности, про€вл€ющиес€ в детских вопросах и два пика любознательности, которые приход€тс€ на старший дошкольный (5-7 лет) и младший подростковый возраст (11-13 лет) [1]. ѕоэтому зан€ти€ в Ђћалышкеї были построены на основе поискового, исследовательского интереса реб€т.

 роме того, выдел€ют два кризиса в развитии данной черты у детей, которые соответствуют младшему школьному (7-10) и старшему подростковому (13-14 лет) периодам [2]. »менно тогда и возникла иде€ организации учебно-исследовательской де€тельности со старшими дошкольниками, наход€щимис€ в одной из пиковых стадий развити€ познавательной активности.

¬ течение двух лет € пригл€дывалась к реб€там, использовала на зан€тии различные типы поисковых заданий, которые они с удовольствием выполн€ли. » в 2008 году началс€ наш путь в науке с Ўешуковой јнастасией, на тот момент девочке было 6 лет. Ќеобходимо отметить, что первоначально был проведен р€д психодиагностических меропри€тий с целью вы€влени€ уровн€ логического мышлени€, умени€ анализировать, классифицировать, делать выводы, общей познавательной активности ребенка.  роме того, Ќаст€ достаточно бегло читала, хорошо понимала и запоминала прочитанное, видела логические св€зи в тексте.

≈ще одним важным моментом стала организаци€ взаимодействи€ с родител€ми. ѕервоначально была проведена беседа с мамой Ќасти, разъ€снены особенности исследовательской работы, особое внимание было уделено выполнению заданий дома, учитыва€ самосто€тельность ребенка. ƒл€ мен€ очень важно развивать умени€ ребенка самосто€тельно мыслить. Ѕез этого работа превращаетс€ в своего рода фарс, замену детских мыслей на Ђправильныеї родительско-учительские суждени€.  онечно, без высокой мотивации семейного окружени€ Ќасти, невозможно было и достижение каких-либо результатов.

»так, работа началась. Ќаше первое исследование было посв€щено детским страхам. –азумеетс€, назвать ее полностью исследовательской можно с нат€жкой, но в целом мы выдержали структуру исследовательской работы, ее особенности. ”читыва€ возраст, мы практически не использовали специализированной психологической литературы, но в то же врем€ познакомились с основной терминологией учебно-исследовательской де€тельности и психологии страха. «на€, что дошкольникам присуще любопытство прежде всего как эмоционально окрашенное побуждение к познанию разных областей действительности и соответствующее этому побуждению поведение [3], € делала ставку на эти особенности. » действительно, Ќаст€ с большим интересом включилась в работу, буквально на лету схватыва€ основные пон€ти€. ќна хорошо усвоила их значение и легко проводила параллели от общих терминов к используемым в работе. ѕо опыту зна€, что даже старшеклассники, в целом хорошо понима€, что такое цель и задачи, с трудом формулируют их в начале работы, была при€тно удивлена, как хорошо с этим заданием справл€етс€ мо€ юна€ ученица. “очно также она легко усвоила психологический глоссарий данной темы, понимала, что такое эмоции, какое значение они имеют в развитии человека, дл€ чего нужны, а также, что такое страх, как он выражаетс€, какую функцию несет.

—ледующий этап работы выполн€лс€ в основном дома. Ќаст€ анализировала детские художественные произведени€, вы€вл€ла, какие страхи испытывают герои и в чем он выражаетс€. ѕодвод€ итоги, Ќаст€ самосто€тельно делает вывод: все герои бо€тс€ за себ€, за своих близких и за свое имущество.  онечно, мои коллеги-психологи могут возразить, что данна€ классификаци€ относитс€ к тревожности как свойству личности. Ќо в данном случае вывод, сделанный Ќастей, не противоречит нашей теме и вполне логично вытекает из ее заключений. Ќаиболее интересным этапом стало проведение непосредственного эмпирического исследовани€: мы с Ќастей диагностировали группу дошкольников с помощью рисуночной методики ЂЌарисуй свой страхї. »менно этот этап стал дл€ нее самым интересным и запоминающимс€. «десь стало возможным и про€вление взрослой позиции (самосто€тельно дала задание дет€м), знакомство с диагностической функцией рисунка, соотношение своего мнени€ и мнени€ сверстника, нагл€дное подтверждение своего мнени€.

  сложност€м работы можно отнести низкое владение ребенком навыками письменной речи, вс€ информаци€ записывалась мною с ее слов и порой, конечно, тексты не соответствовали стилю исследовательской работы. я намеренно подавл€ла желание изменить, перефразировать, исправить, важным дл€ мен€ оставалась и остаетс€ собственна€ самосто€тельность ребенка, понимание им цели исследовани€.

—тоит отметить, что получивша€с€ работа Ђ„его бо€тс€ детиї получила высокие оценки: Ќаст€ стала победителем городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов среди дошкольников и младших школьников Ђ”мное поколениеї и завоевала второе место на региональном этапе конкурса Ђя-исследовательї в г. јбакане. ѕричем члены жюри отметили самосто€тельность Ќасти, ее владение материалом, умение представить свою работу, отвечать на вопросы.

Ќа следующий год мы с Ќастей продолжили свою работу. Ќаш вывод, что бо€знь монстров, чудовищ, возможно, св€зана у детей с длительным просмотром телевизора, лег в основу нашего следующего исследовани€ Ђƒети и телевизорї. Ќе останавлива€сь подробно на содержании проведенной работы, отмечу ее основные отличи€ от предыдущей. “ак, Ќаст€ пошла в школу, вступила в период младшего школьного возраста, произошли определенные личностные сдвиги. ѕостепенно любознательность перцептивна€ перерастает в любознательность познавательную. » если перва€ вызывала специфическую форму исследовани€, то втора€ обусловливает поиск знани€ как такового. –ебенок начинает переходить от познавательных вопросов взрослому как к непререкаемому источнику знани€ к вопросам поискового характера, адресованных самому себе.  роме того, идет дальнейшее становление, развитие и усложнение словесно-логического мышлени€ [3], что позвол€ет больше опиратьс€ на письменные тексты, словесную информацию. » первым отличием от прошлого года стало добавление в работе значимого этапа: знакомство с научными стать€ми психологов-исследователей. ѕонима€, что в наших услови€х сложно доказать отрицательное вли€ние телевизора на здоровье детей, эту гипотезу мы вы€сн€ли с помощью анализа исследований на эту тему, благо с момента по€влени€ телевизора их проводилось достаточно много. –абота протекала по-разному, какие-то статьи Ќаст€ читала с большим интересом, какие-то давались с трудом. Ќо в целом цель была достигнута. —тоит отметить, что подобного рода задание хорошо развивает письменную речь ребенка, так необходимую в учебно-исследовательской работе.

“акже в отличие от прошлого года, мы использовали две методики эмпирического исследовани€. ѕомимо рисуночной, технологи€ которой уже была знакома, мы вз€ли методику ранжировани€ Ђќстровї [4]. »нтересно, что об этой методике мы прочитали в одном из исследований и иде€ проведени€ ее принадлежит Ќасте.

 роме того, мы начали знакомство с информационными технологи€ми дл€ оформлени€ работы и представлени€ ее на конференции. ƒанна€ работа также получила признание и стала победителем городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников Ђ”мное поколениеї, победителем городской научно-практической конференции Ђѕознание и творчествої, лауреатом второй степени регионального этапа ¬сероссийского конкурса Ђя - исследовательї в г. јбакане, лауреатом второй степени ¬сероссийского конкурса Ђёность. Ќаука.  ультура Ц «ј“ќї в г. «аречный ѕензенской области. ѕомимо огромного вли€ние проводимой работы на интеллектуальное развитие ребенка, нельз€ не отметить и ее личностное развитие. Ќаст€ стала намного увереннее в себе, она с большим интересом участвует в работе секций конференций, задает вопросы, анализирует доклады других реб€т. ѕовысилс€ уровень ее коммуникативных навыков.

Ќаша совместна€ работа с јнастасией продолжилась и на следующий год. ¬ 2020-11 учебном году Ќаст€ сама предложила направление исследовани€. Ќаблюда€ за высокой агрессивностью детей своего класса, она решила проанализировать, насколько доброжелательны дети ее возраста. ѕричем запланировали сравнить выражение доброжелательности в художественной литературе, кинофильмах и в реальной жизни. »значально мы хотели провести диагностику двух разных по возрасту групп: младших школьников и младших подростков, чтобы сравнить их уровень доброжелательности. Ќо работа внесла свои коррективы. » впервые за врем€ нашей совместной де€тельности нам пришлось корректировать план исследовани€. “ак, впервые нам пришлось разрабатывать экспериментальную диагностическую методику. ћы решили создать методику ранжировани€. — помощью психологических словарей был подобран список прилагательных, отражающих доброжелательность как свойство личности. —писок был создан Ќастей, она настаивала на том или ином прилагательном, хот€ € порой понимала синонимичность и сложность в воспри€тии определенных слов младшими школьниками. Ќо оп€ть же, в чем-то переубедив свою ученицу, общий список был оставлен мною без изменени€. ѕедагог, занимающийс€ с юным исследователем, должен понимать, что основной целью нашей де€тельности €вл€етс€ не производство новых знаний, а приобретение учащимс€ функционального навыка исследовани€ как универсального способа познани€ действительности. ј через это активно развиваетс€ личностна€ позици€ учащегос€ в образовательном процессе. —кажу сразу, что эта неудача в реализации диагностических меропри€тий привела к тому, что данна€ работа не была так высоко оценена на различных конкурсах, но стала мощным стимулом собственного развити€ ребенка. » вдвойне при€тно дл€ мен€, что в этом году сама Ќаст€ предложила продолжить работу над данной темой и довести ее до логического конца, реализовав наши идеи и планы.  онечно, многое еще предстоит сделать, узнать и выполнить. Ќо самый главный результат, который удалось достичь Ц это любовь к науке и желание познавать новое.

—писок литературы

  1. ќбухова Ћ. ‘.  онцепци€ ∆ана ѕиаже: за и против. Ч ћ.: »зд-во ћоск. ун-та, 1981. Ч 191 с.
  2. ¬ыготский Ћ.—. ѕедагогическа€ психологи€ / ѕод ред. ¬.¬. ƒавыдова. - ћ.: ѕедагогика-ѕресс, 1996. (ѕроблема обучени€ и умственного развити€ в школьном возрасте: 374Ч410.)
  3. ћухина ¬.—. ƒетска€ психологи€. ”чебник дл€ студентов пед. институтов. / ѕод ред. Ћ. ј. ¬енгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - ћ.: ѕросвещение, 1985. - 272 с.
  4. јбраменкова ¬., Ѕогатырев ј. ƒети и телевизионный экран. // ¬оспитание школьников, 2006, є6, с.28-30



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019