јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—оциально ориентированна€ модель образовательной программы современной начальной школы
(на примере работы кружка Ђёный исследовательї)

Ћейнвебер ћаргарита ‘Єдоровна
учитель начальных классов I квалификационной категории, ћќ” Ђ»льинска€ средн€€ общеобразовательна€ школаї, –еспублика Ѕур€ти€, ѕрибайкальский район

 

јннотаци€. ѕерва€ ступень образовани€ - начальна€ школа, именно здесь закладываетс€ фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самосто€тельной де€тельности учащихс€, приЄмов анализа, синтеза и оценки результатов своей де€тельности. »з опыта работы в социально ориентированной образовательной программе Ђёный исследовательї. ѕроектирование модели организации внеурочной де€тельности учащихс€, как способ реализации новой концепции образовательной и воспитательной де€тельности.

 

ћетодическое проектирование

ћладший школьный возраст Ц один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определ€ет его дальнейшее развитие.

Ќа первой ступени образовани€, а именно в начальной школе закладываетс€ фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самосто€тельной де€тельности учащихс€, приЄмов анализа, синтеза и оценки результатов своей де€тельности.

ѕотому в арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательска€ творческа€ де€тельность, котора€ может быть очень разнообразной, где ведущую роль должны играть творческие, исследовательские, проблемные и эвристические методы обучени€.

”чебно-исследовательска€ де€тельность младших школьников должна отвечать р€ду объективных педагогических требований: учитывать возрастные особенности мышлени€ ребенка; строитьс€ на базовом образовательном стандарте и служить основой дл€ углублени€ знаний и получени€ новых; способствовать формированию научного мышлени€, которое отличаетс€ системностью, гибкостью, креативностью; содействовать формированию научного мировоззрени€; стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихс€.

ѕроектирование модели организации внеурочной де€тельности учащихс€, как способ реализации новой концепции образовательной и воспитательной де€тельности представл€ю в организации своей работы с детьми.

¬ своей работе € приучаю учеников к самому слову УисследованиеФ, УисследуемФ. »сследу€, мы задаЄм себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описыва€ основные шаги, наблюда€, экспериментиру€ и сделав вывод, фиксируем результаты.

—пецифика исследовательской работы в начальной школе заключаетс€ в систематической направл€ющей, стимулирующей и корректирующей роли учител€. √лавное дл€ учител€ Ц увлечь и УзаразитьФ детей, показать им значимость их де€тельности, вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребЄнка.

¬ программе кружка Ђёный исследовательї € выделила следующие этапы работы, которые необходимо выполн€ть в определенной последовательности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач исследовани€;
  • планирование исследовани€ и выбор методов;
  • теоретические исследовани€ (поиск информации);
  • экспериментальные исследовани€ (проведение опытов, опросов);
  • анализ и оформление научных исследований (создание графиков и диаграмм; формулирование выводов);
  • внедрение и эффективность научных исследований;
  • публичное представление результатов;
  • анализ своей де€тельности и самооценка.

”чебно-исследовательскую де€тельность младших школьников определ€ю как специально организованную, познавательную творческую де€тельность учащихс€, по своей структуре соответствующую научной де€тельности, характеризующуюс€ целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. ¬ процессе реализации этой де€тельности осуществл€етс€ с различной степенью самосто€тельности активный поиск и открытие учащимис€ субъективного знани€ с использованием доступных дл€ детей методов исследовани€, где результатом €вл€етс€ формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых дл€ учащегос€ знаний и способов де€тельности, личностное развитие ученика.

—читаю важным обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развити€ исследовательских умений младших школьников, где существенную роль в этом играет технологи€ организации исследовательской де€тельности.

”верена, что дл€ успешной организации исследовательской де€тельности учащихс€ учитель сам должен быть исследователем. “олько творец может воспитать творца.

Ќеобходимо соблюдать р€д условий:

1. ”ченик должен хотеть проводить исследование.

2. ”ченик должен суметь это сделать.

3. ”ченик должен получить удовлетворение от своей работы.

–аботу строю поэтапно.

ѕодготовительна€ работа к выполнению исследовани€ началась с постановки задач:

ќбразовательные: активизаци€ и актуализаци€ знаний, полученных школьниками при изучении определЄнной темы; систематизаци€ знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выход€щими за пределы школьной программы.

–азвивающие: развитие умени€ размышл€ть в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать » “ при оформлении проведЄнного исследовани€; публично представл€ть результаты исследовани€.

¬оспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими на материале местности, в которой мы проживаем.

ћой кружок посещают учащиес€ 1-4 класса, многие перейд€ в старшие классы, продолжают работу по теме. ¬ работе использую специальные игры и зан€ти€, позвол€ющие активизировать исследовательскую де€тельность детей, помогающие осваивать первичные навыки проведени€ самосто€тельных исследований.

ѕровожу урок-тренинг, на котором дети учатс€, как надо собрать всю доступную информацию и обработать еЄ так, как это делают учЄные; использую тренировочные зан€ти€, дающие возможность познакомить каждого ребЄнка с техникой проведени€ исследовани€. Ќапример, предлагаю задание, приготовить сообщение о бабочках, которые обитают в нашей местности. ћо€ задача подвести реб€т к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. „ем их больше, тем лучше и интереснее пойдЄт работа. ќпределив последовательность работы, начинаем собирать материал, создаЄм схему-рисунок.

—пособность детей делать краткие записи, изобретать символы свидетельствуют об уровне развити€ ассоциативного мышлени€ и творческих способностей. Ќа первых порах посильную помощь оказывали родители, которым объ€сн€ю цель исследовани€, их результативность. ќни совместно с детьми делают подбор литературы. „итаем статьи по теме. «аносим необходимую информацию на лист-схему. “еперь собранные сведени€ анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщени€. ќб€зательно проводим обсуждение, задаЄм вопросы. “ак реб€та знаком€тс€ с общей схемой де€тельности.

«атем работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение пон€ти€м, классифицировать наблюдени€ и навыки проведени€ эксперимента, делать выводы и умозаключени€, структурировать материал и др.

ѕредлагаю задани€ и упражнени€ дл€ развити€ умени€ видеть проблемы.

«адание: посмотрите на мир чужими глазами. ƒл€ этого выполн€ли упражнени€:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то врем€ стали дневником в портфеле —ерЄжи, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни, использу€ данную концовку (Е и прозвенел звонок с урока; Етакова истори€ моей семьи; Еи зайчонок мирно заснул на руках у ќли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использовани€, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолЄта, книги и т. д.).

¬след за вы€влением проблемы идЄт поиск еЄ решени€. ѕоэтому далее учимс€ выдвигать гипотезу, т.е. строить предположени€. ¬ этом процессе об€зательно требуетс€ оригинальность и гибкость мышлени€, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. √ипотезы рождаютс€ как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышлени€. „ем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. »значально, гипотеза не истинна, и не ложна Ц она просто не определена.

¬ умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

  • почему летом снег в горах не тает;
  • почему многие дети люб€т компьютерные игры и т. д.;

ƒела€ предположени€, обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

≈щЄ важным умением дл€ исследовани€ €вл€етс€ умение задавать вопросы. ¬едь любое познание начинаетс€ с вопроса. ƒл€ этого использую следующие упражнени€: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. ƒругое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

»гра ЂЌайди загаданное слової (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов Ђчтої, Ђкакї, Ђпочемуї, Ђзачемї).

√отовлю детей к тому, что насто€щее всегда продолжаетс€ в будущем, а потому € приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещЄ может интересовать теб€ в этой проблеме? „то ещЄ ты можешь предложить или сделать? Ёти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребЄнка.

“акже необходимо научить давать определени€ пон€ти€м. ƒл€ того чтобы учитьс€ определить пон€тие, € примен€ю относительно простые приЄмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учЄными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаютс€), обобщение.

¬ажным средством развити€ умений давать определени€ €вл€ютс€ обычные загадки. ћы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весЄлое, но всЄ же вполне серьЄзное задание. ќтгадка загадки Ц это еЄ определ€ема€ часть, а формулировка Ц это втора€ половина определени€, его определ€юща€ часть. —оставление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении пон€тий и их классификаций.

„асто предлагаю дет€м попул€рное задание ЂчетвЄртый лишнийї. ѕредметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. „ем больше делени€, больше продуктивность мышлени€. ј это качество очень важно в творческой де€тельности. ƒл€ формировани€ последних умений использую задачи на классификацию с €вными ошибками. “акие задачи позвол€ют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской де€тельности.

“акже учимс€ наблюдать. ƒл€ того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность Ц сплав внимательности и мышлени€.

”пражнени€ на развитие внимани€ и наблюдательности: первое Ц ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. –ассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. «атем предлагаю дет€м закрыть глаза. ”бираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. —ледующий этап упражнени€ Ц рисуем изученную вещь по пам€ти. ƒругой блок заданий Ц парные картинки, содержащие различи€. ’орошую возможность дл€ развити€ способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задани€ с намеренно сделанными ошибками.

— реб€тами учимс€ проводить эксперимент Ц важнейший из методов исследовани€. —амые интересные эксперименты Ц это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

”чимс€ анализировать, выдел€ть главное и второстепенное, делать выводы и умозаключени€.

Ёти и другие виды заданий позвол€ют мне сформировать необходимые умени€ дл€ создани€ исследовательской работы или проекта.

”спех де€тельности во многом зависит и от еЄ чЄткой организации. ѕод моим руководством составл€етс€ план-график выполнени€ учебного исследовани€: определ€ютс€ временные рамки, объЄм работы и этапы еЄ выполнени€. —мысл технологии учебного исследовани€ заключаетс€ в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познани€ и усвоить его алгоритм. ѕедагогическое руководство учебными исследовани€ми осуществл€етс€ на всех этапах выполнени€ работы, но наиболее значительно оно на этапе формулировани€ темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнени€ проекта.

я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребЄнка. — еЄ выбором не стоит зат€гивать. Ѕольшинство детей, за исключением одарЄнных, не имеют посто€нных пристрастий, их интересы ситуативны. ƒействовать нужно быстро, пока интерес не угас.

»сследовательска€ работа возможна и эффективна на добровольной основе. –еб€т волнуют самые разные проблемы. ќднако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенност€м детей, решение еЄ должно быть полезно участникам исследовани€. ѕри совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. »ндивидуально, или в сформировавшейс€ паре, или в мини-группе реб€та формулируют возможные темы будущей работы. “акже тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

Ќа всех этапах работы мы, учител€, должны €сно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребЄнком новых знаний, умений и навыков. “очнее говор€, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двум€. ѕервым можно считать то, что создаЄт ребЄнок своей головой и руками - макет, проект, отчЄт и тому подобное. ¬торой, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самосто€тельной, творческой, исследовательской работы, новые знани€ и умени€, составл€ющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнител€.

ќба эти результата хорошо видны во врем€ защиты детьми собственных работ. ¬ этой св€зи защита итогов приобретает особую значимость. Ёто необходимый этап работы.

  оформлению результатов исследовани€ предъ€вл€ютс€ следующие требовани€, регламентированные школьным положением о проведении школьной научно-практической конференции: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. ¬о введении чЄтко определ€ютс€ цели исследовани€, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. ¬ основной части в логической последовательности излагаютс€ результаты исследовани€. ¬ заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чЄткими, соответствовать цел€м, задачам, гипотезе.

”чимс€ презентовать свою работу. «ащита - венец исследовани€ и один из главных этапов обучени€ начинающего исследовател€. ќ выполненной работе надо не просто рассказать, еЄ, как и вс€кое насто€щее исследование, надо защитить публично. ¬ ходе защиты дети учатс€ излагать добытую информацию, сталкиваютс€ с другими взгл€дами на проблему, учатс€ доказывать свою точку зрени€.

¬ ћќ” Ђ»льинска€ средн€€ общеобразовательна€ школаї активно ведЄтс€ научно-исследовательска€ работа в организованном несколько лет назад Ўкольном научном обществе учащихс€ (ЎЌќ”) Ђѕоискї. ¬ыполненные работы рецензируютс€ учител€ми на заседани€х ЎЌќ” Ђѕоискї, где ученик может получить совет дл€ улучшени€ работы. ¬ работе оцениваетс€ познавательна€ ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, €зык и стиль изложени€, ответы на вопросы. ¬рем€ представлени€ проекта не более 5-7 минут.  роме того, отмечаютс€ работы по номинаци€м: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое €ркое выступление, за самое научное исследование и т. д. ”же отработана система, когда детские работы направл€ютс€ на школьную конференцию, проход€щую в рамках ƒн€ науки и творчества; лучшие работы направл€ютс€ на конференции и конкурсы различных уровней.

ѕрезентаци€ работ становитс€ праздником дл€ школьников, на котором дети получают оценку своего труда. –еб€та говор€т о том, что чувствуют себ€ насто€щими учЄными, обща€сь между собой, наход€ единомышленников. ”ченики, чьи работы оказываютс€ наиболее успешными, получают право на участие в научно-практических конференци€х разного уровн€.

»сследовательскую де€тельность можно проследить по критери€м (этапам) оценки сформированности исследовательских умений учащихс€, вы€вленные на основании анализа соответствующей литературы (Ћ.».Ѕожович, ј.√. »одко, ≈.¬. очановска€, √.¬.ћакотрова, ј. .ћаркова, ј.Ќ.ѕоддь€ков, ј.». —авенков):

1. ѕрактическа€ готовность ученика к осуществлению исследовательской де€тельности про€вл€етс€ в том, что ребенок самосто€тельно выбирает значимую дл€ него тему исследовани€, намечает шаги работы по данной теме, примен€ет разные методы исследовани€ (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформл€ет и представл€ет результат (продукт) своей работы.

“ак, √оревой јртур, посеща€ кружок Ђёный исследовательї в 2009 году, заинтересовалс€ историей своей семьи. Ќа первом этапе исследовательской де€тельности мальчик столкнулс€ с некоторыми интересными фактами и редкими документами семейного архива. √оревой ј. стал участником V –еспубликанской научно-практической конференции Ђѕервые шагиї, имеет сертификат. ƒальнейшее стремление работать над этой темой было очевидно.

2. ћотивированность исследовательской де€тельности учащихс€ рассматриваетс€ нами как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действи€ дл€ поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. ”ченик про€вл€ет познавательную активность в процессе решени€ учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы.  ритерий просматриваетс€ в динамике у детей мотивов, св€занных с ведением исследовательской де€тельности: от узких социальных мотивов (добитьс€ похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научитьс€ способам нахождени€ информации).

Ќа втором этапе исследовательской де€тельности, использу€ новые сведени€, име€ интерес к поиску новых, јртур продолжил своЄ исследование, исследу€ женскую линию своего немецкого рода. √оревой ј. стал участником VI –еспубликанской научно практической конференции Ђѕервые шагиї, имеет сертификат. Ѕудучи учащимс€ 4 Ђбї класса продолжает работать над этой темой, собира€ различную информацию путЄм опроса, работа€ с литературными и архивными данными.

3. ѕро€вление креативности в исследовательской де€тельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследовани€, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследовани€, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

√оревой јртур, продолжает посещать кружок Ђёный исследовательї в 2010-2011 году, участву€ в конференци€х по другим темам, исследует мир природы байкальской нерпы и др., продолжает изучени€ истории своей семьи, размышл€€ над разными вопросами сложности жизни немецкого рода в услови€х репрессий в 30-е годы XIX века. јртур становитс€ одним из первых участников ƒн€ науки и творчества, организованном в ћќ” Ђ»льинска€ —ќЎї Ўкольном научном обществе учащихс€ (ЎЌќ”) Ђѕоискї. »меет диплом победител€ в номинации Ђ»стори€ и краеведениеї по итогам ƒн€ науки и творчества, участву€ в 3-х секци€х. –ебЄнок, изуча€ и исследу€, становитс€ креативным, про€вл€ет интерес во всех сферах де€тельности, про€вл€ет самосто€тельность.

4. —тепень про€влени€ самосто€тельности. ќсобенностью младшего школьного возраста €вл€етс€ то, что в учебно-познавательной де€тельности руковод€ща€ роль принадлежит учителю или другим взрослым.  ак правило, предмет детского исследовани€ лежит в пределах зоны ближайшего развити€ ребенка, и ему сложно справитьс€ с исследованием без посторонней помощи. ќднако по мере овладени€ умени€ми исследовательской де€тельности участие взрослых в его работе сокращаетс€, а позици€ педагога мен€етс€ от руководител€ к организатору, помощнику, консультанту.

–езультат зависел от соблюдени€ р€да условий:

1. ”ченик должен хотеть проводить исследование.

2. ”ченик должен суметь это сделать.

3. ”ченик должен получить удовлетворение от своей работы.

ƒети учатс€ активизировать, актуализировать и систематизировать полученные знани€; учатс€ знакомитьс€ с комплексом материалов, заведомо выход€щими за пределы школьной программы; развивают умени€ размышл€ть в контексте изучаемой темы, анализируют, сравнивают, делают собственные выводы; отбирают и систематизируют материал; используют » “ при оформлении проведЄнного исследовани€; публично представл€ют результаты исследовани€; создают такой продукт, который будет интересен родным и совсем не знакомым люд€м, и в результате Ц они, дети, востребованы в обществе.

–езультаты моей работы уже видны. ”ченики, посещающие кружок Ђёный исследовательї, на прот€жении 3-х лет имеют результаты муниципального, регионального, ¬сероссийского уровн€, а работа √оревого јртура стала участницей ÷ентра ћеждународных ѕрограмм в образовании и имеет диплом лауреата I степени.

“аким образом, приобщение к исследовательской де€тельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формировани€ исследовательских умений опираетс€ на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировоспри€тие, врождЄнна€ любознательность и эмоциональна€ восприимчивость.

ќбобщение опыта работы и рассмотрение перспективных идей в образовательном пространстве современной школы должно привести к рождению нового образовани€ Ц исследовательского, новой идеи дл€ развити€ образовани€ в –оссии.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019