јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Ђ≈¬–ќј«»ј“— »… –ќ∆ƒ≈—“¬≈Ќ— »… ”„®“ ѕ“»÷ї » Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»≈

≈.—. ѕреображенска€
»нститут проблем экологии и эволюции им. ј.Ќ. —еверцова –јЌ;

«анима€сь экологическим просвещением, очень важно организовать дело так, чтобы учащиес€ имели возможность дл€ общени€ с живой природой. ’орошо, когда можно пойти на экскурсию в лес, на болото, на водоЄм. ≈щЄ лучше, если это не просто экскурси€, а практическа€ де€тельность Ц например, учебно-исследовательска€ или природоохранна€. Ђ–асскажи мне Ц и € забуду; покажи Ц € запомню; дай попробовать Ц и € поймуїЕ ¬ тЄплое врем€ года дл€ такой де€тельности в природе много возможностей. Ќо зимой, когда лежит снег, все вокруг замЄрзло и природа Ђв сп€чкеї, что делать в лесу, в поле? ј снежна€ зима на больших территори€х в –оссии держитс€ половину года и больше. ќдин из самых привлекательных объектов, с которым можно работать в это врем€ Ц птицы. ѕрограмма Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї, рассчитанна€ на привлечение непрофессиональных орнитологов к мониторингу численности зимующих птиц –оссии и сопредельных стран Ц начала свою работу в 1992 г. и действует по насто€щее врем€. ”частие в учЄтах птиц можно рассматривать и как образовательную экскурсию, и как накопление материала дл€ самосто€тельных учебно-исследовательских работ, и как практическую де€тельность, направленную на слежение за изменени€ми численности птиц. «аповедники и национальные парки с удовольствием принимают во врем€ каникул группы учащихс€, имеющих подготовку орнитологов-учЄтчиков, и оказывают им посильную помощь с размещением и транспортом. ƒанные мониторинга используютс€ при составлении летописей природы и ежегодно публикуютс€ в виде сборников Ђ–езультаты зимних учЄтов птиц –оссии и сопредельных странї с указанием всех участников учЄтов и организаций, в которых они учатс€ или работают.

ќсновной задачей программы Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї со времени начала еЄ работы €вл€етс€ получение данных, которые были бы пригодны дл€ оценки многолетних изменений численности птиц на больших территори€х. ¬ этом ее отличие от массовых кампаний, преследующих в первую очередь образовательные цели и цели попул€ризации защиты птиц и охраны природы: таких как, например, Ђƒни наблюдений птицї, Ђ¬есна идЄт!ї.  онечно, цели экологического образовани€ и попул€ризации орнитологии в Ђ≈вроазиатском –ождественском учЄтеї также став€тс€ и решаютс€; вопрос в расстановке акцентов, который требует от участников и организаторов соблюдени€ р€да ограничений.

ћассова€ программа мониторинга численности зимующих птиц начала свою работу в –оссии в 1986 г. под эгидой ¬сесоюзного орнитологического общества. ¬начале она охватывала ≈вропейскую часть ———– и называлась ЂParusї Ц от латинского названи€ рода синиц. ѕервоначально программа была рассчитана в основном на профессиональных орнитологов, в первую очередь работающих в заповедной системе. »нициатива еЄ создани€ принадлежала команде выпускников биологического кружка Ђ¬ќќѕї при ƒарвиновском музее г. ћосквы (ј.—. Ѕоголюбов, ќ.¬. ¬асюкова, ≈.—. ѕреображенска€ и др.). ” кружковцев уже был к тому времени опыт организации и проведени€ зимних учЄтов птиц в ѕодмосковье и в  остромской области. Ёто определило активное участие в работе программы экспедиционных групп из ћосквы, включавших профессиональных орнитологов, студентов и школьников. Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї был предложен в начале 1990-х гг. как втора€, Ђпараллельна€ї ЂParusї-у программа. »де€ его создани€ возникла в св€зи развитием в –оссии массового экологического образовани€ и одновременно в св€зи с ухудшением ситуации в науке Ц сокращением финансировани€, уменьшением возможностей экспедиционной работы, падением интереса к Ђзаповедной наукеї. «адачей было привлечение к мониторингу зимней численности птиц школьников из экологических и биологических кружков и их преподавателей; дл€ этого была предложена упрощенна€ методика учЄтов.

¬ насто€щее врем€ программы ЂParusї и Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї объединены в массовую кампанию, которую координируют —оюз охраны птиц –оссии и ћензбировское орнитологическое общество. ≈жегодно в мониторинге численности зимующих птиц участвуют около 250 человек, которые проход€т с учЄтом 2-2,5 тыс. км.  аждый год обследуетс€ около 30 модельных территорий, около половины которых наход€тс€ в заповедниках и национальных парках. ƒл€ слежени€ за численностью зимующих птиц особенно важны модельные территории, где учЄты ведутс€ уже более 10 лет. ¬сего таких территорий в –оссии к концу зимы 2011-2012 гг. оказалось 18; на 12 территори€х учЄты ведутс€ 20 лет и дольше. Ўкольники и студенты участвуют в проведении учЄтов в среднем примерно на 2/3 всех модельных территорий, а от общего количества участников мониторинга они составл€ют большинство. ќднако, несмотр€ на немалые результаты работы кампании пон€тно, что и участников, и территорий мониторинга на огромной российской территории могло бы быть значительно больше. ”величению их числа преп€тствуют организационные трудности, а также достаточно высокие требовани€, которые предъ€вл€ютс€ к участникам в св€зи со сто€щими перед кампанией задачами.

¬арианты организации учЄтов птиц в рамках кампании Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї

¬ основе мониторинга численности зимующих птиц лежит метод маршрутного учЄта, разработанный ё.—. –авкиным [3]. Ќачинающие участники могут использовать упрощЄнный вариант методики Ц без оценки рассто€ни€ от учЄтчика до птицы. ќписание метода ежегодно публикуетс€ в сборниках с результатами мониторинга численности птиц [4]; его можно найти и на интернет-сайтах (http://www.rbcu.ru/campaign/451; http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm).  ратка€ суть метода заключаетс€ в том, что наблюдатель движетс€ по заранее выбранному маршруту и отмечает всех встреченных птиц. ѕтицы при этом могут быть обнаружены как по виду, так и по голосу.

«а прошедшие 20 лет участники программ разработали целый р€д организационных и методических форм участи€ школьников в мониторинге численности зимующих птиц. —амый простой вариант Ц это проведение учЄтов на территории населЄнного пункта, где живут участники. ≈сли это деревн€, посЄлок или небольшой город, то видовой состав орнитофауны, как правило, достаточно разнообразен, а численность заметно выше, чем в окружающих природных биотопах. «а сезон в учЄтах встретитс€ 20-30 и более видов птиц. ”частники Ђ≈вроазиатского –ождественского учЄтаї использовали разные формы мониторинга численности птиц в своих населЄнных пунктах. “ак, преподаватель малокомплектной сельской школы из »вановской области ќ.—. —мирнова проводит в течение р€да лет учЄты с группой реб€т на посто€нном маршруте. ƒлина маршрута Ц около 1 км; пройти его можно за 30-40 минут Ц то есть успеть даже за врем€ урока. ≈сли проходить маршрут раз в неделю, то за три зимних мес€ца как раз набираетс€ достаточное дл€ Ђстатистикиї количество километров. ƒругой вариант мониторинга и одновременно учебно-исследовательской работы с применением учЄта птиц использовала преподаватель Ћ.¬. ѕотова€ из посЄлка —тепновский Ќиколаевского р-на ¬олгоградской области. ≈Є ученики в течение 10 лет Ц с зимы 1998-1999 гг. до 2008-2009 гг. Ц проводили учЄты птиц на маршрутах Ђот дома до школыї. ƒлина маршрутов также составл€ла около 1 км; каждый год работу проводил новый ученик, который проходил свой маршрут не менее 30 раз, а затем сравнивал данные с материалами предыдущих лет.

Ѕольшинство участников кампании Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї проводит учеты птиц не только на территории населенного пункта, но и в 2-3 основных биотопах вокруг него. Ёто полезнее и дл€ обучени€, и с точки зрени€ мониторинга. ”чЄты провод€тс€ в выходные дни и во врем€ каникул. “ак, например, преподаватели и учащиес€ ƒетского эколого-биологического центра г. “ихвин Ћенинградской области, участвующие в программе зимних учЄтов с зимы 1992-1993 гг., кроме своего города учитывают птиц в сосново-еловых лесах, пол€х с перелесками и в пригородном лиственном лесу. ¬.ј. Ќовак из ’мельницкой области ”краины, участвующий в программе зимних учЄтов с 1991 г., проводит учЄты птиц с учащимис€ клуба ЂAvesї в селе, окружающих его пол€х, садах и широколиственном лесу. ј.Ќ. ’имин Ц преподаватель школы є 2 г. ѕавловск ¬оронежской области Ц с учащимис€ с зимы 2002-2003 гг. ежегодно учитывают птиц в городе, в сосновых и лиственных лесах и в пол€х. ¬ ”ль€новской области преподаватель ¬.ј. ≈рмилов с учащимис€ ƒетского эколого-биологического центра с 2006 г. ведЄт зимние учЄты птиц в городе, смешанных лесах и пол€х. —писок подобных примеров велик Ц в базе данных за последние 10 лет есть собранные с участием школьников материалы из –остовской, Ќижегородской, —вердловской областей, якутии и многих других мест. «а каждым примером стоит де€тельность педагогов-энтузиастов. Ќачина€ участвовать в программе учетов, такие люди не об€зательно должны сами хорошо знать птиц. ќднако ими движет интерес, который передаЄтс€ и учащимс€, и со временем орнитологические и экологические знани€ и опыт накапливаютс€.

„асто бывает так, что все или больша€ часть учЄтов провод€тс€ с участием одного и того же педагога-энтузиаста, который и организует и проводит учЄтные маршруты, и обрабатывает материалы. Ўкольники при этом выступают в качестве обучающихс€ и помощников. “акой вариант позвол€ет собрать достоверные данные и избежать организационных сложностей. Ќо очевидно, что число участников и объЄм собранных данных при таком подходе будут ограничены возможност€ми одного человека. „тобы обследовать 3 биотопа, надо пройти около 60 км, затратив 7-8 маршрутных дней. ѕривлечь к учЄтам больше участников и увеличить объЄм собранного материала можно, работа€ несколькими маршрутными группами. Ёто возможно, когда педагогу помогают его старшие ученики Ц выпускники или старшеклассники, выход€щие на самосто€тельные маршруты во главе небольшой группы учащихс€. ƒругой вариант Ц когда в проведении кампании сотрудничает несколько преподавателей или любителей птиц, которые выход€т на маршруты с учащимис€ малыми группами. Ћучшими примерами такой организации работы служат кампании зимних учЄтов в г. “ихвин Ћенинградской области и в г. –€зань. ѕреподаватели и учащиес€ детского экологического центра г. “ихвин провод€т учЄты во врем€ зимних школьных каникул; при этом разные местообитани€ со своими посто€нными маршрутами обследуют отдельные группы, выход€щие на маршрут 3-4 раза.  оординацию работы и обработку данных ведЄт ќ.Ќ.  ивит, котора€ занимаетс€ зимними учЄтами с 1993 г. ѕреподаватели —танции юных натуралистов г. –€зань ё.¬. √р€нина и Ќ.¬. Ўацка€ организовали на базе Ђ≈вроазиатского –ождественского учЄтаї городскую орнитологическую кампанию. ”чЄты в ее рамках провод€тс€ группами учащихс€ из разных школ, обычно по 3-6 человека. ” каждой группы есть Ђнаставникї Ц школьный учитель, преподаватель со станции юннатов или кто-то из родителей. ћаршруты проход€т в основном по городским кварталам и паркам, реже Ц в окрестност€х города; длина их Ц 1-3 км. ”чебно-организационна€ работа, сбор и обработка данных провод€тс€ педагогами станции юннатов. ћассова€ орнитологическа€ кампани€ в г. –€зань действовала 6 лет Ц с зимы 2005-2006 гг. по 2010-2011 гг. ≈жегодно в ней участвовало 50-60 учащихс€ из 10-15 школ. ћаксимальное количество участников Ц 96 учащихс€, 17 преподавателей Ц прин€ло участие в кампании зимой 2009-2010 гг.   сожалению, зимой 2011-2012 гг. из-за различных трудностей организационного характера провести кампанию в прежних масштабах не удалось.

ѕроведение учЄтов птиц в своем населЄнном пункте и его окрестност€х Ц удобна€ форма зимней орнитологической де€тельности дл€ жителей небольших городов, посЄлков и деревень. ¬ крупном городе возникают проблемы транспортной доступности любых местообитаний, кроме самой городской территории. ќпыт мониторинга в ћоскве показывает, что учЄты птиц на застроенных домами территори€х Ц дело трудоЄмкое и довольно скучное. »з-за небольшого разнообрази€ видов и высокой численности учЄт превращаетс€ в непрерывную регистрацию сизых голубей, домовых воробьЄв, серых ворон и больших синиц. ƒл€ работы начинающих орнитологов-учЄтчиков больше подход€т городские лесопарки, в которых сохранилась естественна€ лесна€ растительность. «десь поддерживаетс€ достаточно высокое видовое разнообразие, и за день удаЄтс€ обнаружить до 15-20 видов птиц. Ќо птичье население лесопарков очень сильно отличаетс€ от природных биотопов как по составу и численности, так и по закономерност€м динамики. ƒл€ того, чтобы познакомитьс€ с лесом и лесными птицами, москвичам надо затратить на дорогу в один конец не менее 2-х часов. ƒаже экскурси€ в лес ближнего ѕодмосковь€ в зимнее врем€ Ц 2 часа дороги, затем 6-7 километров по морозному снежному лесу, и оп€ть как минимум два часа дороги обратно Ц оказываетс€ непростым и довольно утомительным меропри€тием. ѕоэтому дл€ московских биологических кружков самый эффективный способ участи€ в зимних учЄтах птиц Ц орнитологические экспедиции во врем€ каникул. ¬озможны также выезды выходных дней, когда учащиес€ отправл€ютс€ на биостанцию или в заповедник вечером в п€тницу или субботу, а возвращаютс€ вечером в воскресенье. ѕомимо биологических и экологических знаний, во врем€ таких выездов учащиес€ приобретают туристические навыки самообслуживани€ и самоорганизации; очень важна дл€ реб€т и возможность общени€ друг с другом и с сотрудниками биостанций и особо охран€емых территорий. Ѕольшой опыт орнитологических путешествий в зимнее врем€ накоплен в биологическом кружке Ђ¬ќќѕї, работающем при ƒарвиновском музее г. ћосквы с 1950-х гг.  аждый год кружковцы и выпускники кружка, уже ставшие взрослыми, во врем€ выездов и экспедиций собирают около четверти всех данных, вход€щих в базу программ мониторинга зимующих птиц. ѕолевыми базами дл€ выездов служат биологические станции и базы особо охран€емых территорий; в большинстве случаев места базировани€ групп и территории учЄтов посто€нны в течение многих лет. Ќа выходные дни организуютс€ выезды в ѕодмосковье и его окрестности. ¬ основном это ѕодольский р-н (стационар »ѕЁЁ –јЌ Ђћалинкиї), ћытищинский р-н (стационар ассоциации ЂЁкосистемаї), ѕриокско-“еррасный заповедник, национальный парк Ђ”граї. ¬о врем€ каникул кружковцы Ц школьники и студенты Ц чаще всего выезжают дл€ проведени€ учЄтов зимующих птиц на  остромскую биостанцию »ѕЁЁ –јЌ, в заповедники ЂЅр€нский лесї, ЂЅольша€  окшагаї, Ђ÷ентрально-леснойї, Ђ остомукшскийї.

ќдно из основных условий успешной организаций учЄтной работы во врем€ выездов и экспедиций Ц разновозрастный состав групп и их относительно небольшой размер. ќпыт показывает, что с точки зрени€ возможностей ќќѕ“, организационных проблем, а также эффективности орнитологической и учебной де€тельности намного лучше организовать несколько выездов небольшими группами Ц не больше 8-12 человек Ц чем один большой. ƒл€ проведени€ орнитологических учЄтов команда делитс€ на 3-4 маршрутные группы Ц по 2-4 человека в каждой. ¬ составе маршрутной группы об€зательно должен быть человек, знающий птиц и владеющий методикой учЄта, и человек, умеющий ориентироватьс€ на местности и обеспечивающий безопасность группы (Ђстаршийї). Ёти роли не об€зательно должны быть совмещены в одном лице. ¬ернувшись после учЄтов на базу, участники обсуждают увиденное и услышанное и перенос€т данные из полевых дневников в специальные бланки. ќб€зательное условие успешной работы Ц чтобы данные были приведены в форму, пригодную дл€ длительного хранени€ Ц бумажную или компьютерную Ц в тот же день, когда они были собраны. ѕри этом координатор группы об€зательно должен проверить написанное, обсудить и Ђсн€тьї все возможные вопросы и сомнени€. ≈сли первична€ обработка данных оставл€етс€ Ђна потомї, качество собранного материала существенно снижаетс€.  роме того, падает уровень ответственности и интерес участников.

Ќекоторые особенности метода зимних учЄтов птиц Ц замечани€ дл€ начинающих

ƒл€ того чтобы данные учЄтов могли быть использованы в цел€х мониторинга, необходимо соблюдать несколько правил. «десь мы приводим те из них, которые начинающие участники мониторинга численности зимующих птиц особенно люб€т нарушать.

¬о-первых, необходимо отмечать действительно всех встреченных птиц, а не только тех, которых наблюдатель смог определить. Ёто важно, т.к. человеческое внимание имеет склонность в первую очередь фиксировать знакомые объекты, а незнакомые Ц Ђне замечатьї. ѕон€тно, что прежде, чем приступать к проведению учЄтов, их участники должны познакомитьс€ с основными видами зимней орнитофауны. ќбщий список птиц, которые могут быть встречены в зимний период на территории большей части –оссии Ц там, где зимой держитс€ снежный покров Ц включает около 50 видов. ѕримерно 30 из них Ц массовые, и именно их нужно уметь уверенно определ€ть, начина€ учЄты. ≈сли же в учЄте встречаетс€ что-то незнакомое Ц приходитс€ применить все возможные способы дл€ определени€. ≈сли определить птицу сразу не удалось Ц честно отметить это в учЄте, постаравшись по возможности сузить группу видов, к которым она может принадлежать. ¬озможно, еЄ удастс€ определить позже, по мере накоплени€ опыта, совету€сь с более знающими коллегами или любым другим способом Ц по книгам, интернет-сайтам и т.д.

ќднажды мне, как координатору учЄтной кампании, пришли материалы из Ѕашкирии, где среди массовых зимующих птиц были отмечены скворцы. ¬ справке автор Ц школьник-старшеклассник Ц писал о своЄм многократном участии в биологических олимпиадах и конференци€х. Ќа вопрос о точности определени€ Ђскворцовї ответил: ЂЌу тогда напишите дрозды-р€бинникиї. ѕон€тно, что автор сообщени€ Ц жертва бюрократической Ђпогони за дипломамиї, и данные подобного рода дл€ мониторинга использовать нельз€.   счастью, в моей практике это был единичный случай. Ќа самом деле опытный орнитолог-учЄтчик, гл€д€ на материалы учЄтов, может с большой долей уверенности оценить их надежность и достоверность.

¬торое правило Ц во врем€ учета нежелательно отвлекатьс€ на другие действи€ или объекты, не имеющие отношени€ к птицам. ”чЄты могут проводитьс€ во врем€ экскурсии, но только небольшой группой: три, четыре, п€ть человек. ќчень сильно вли€ет на количество встреченных птиц и скорость перемещени€. ќна не должно быть очень маленькой; нельз€ во врем€ учЄта и бежать на лыжах. ЂЌормальна€ї скорость учЄтного хода Ц 1,5-3 км в час, а пройденное за маршрутный день рассто€ние Ц 5-10 км. ѕоэтому массова€ орнитологическа€ экскурси€ и учЄт птиц Ц это разные вещи.

“ретье правило Ц учЄты ведутс€ раздельно по разным типам местообитаний (биотопам). Ќеобходимо раздел€ть участки маршрутов в лесу, на открытых пространствах и в населЄнных пунктах. ѕтичье население в этих биотопах отличаетс€ очень сильно, и, если их отрезки произвольно смешивать, сравнение учЄтных данных с данными из других мест или в другие годы становитс€ невозможным. ƒл€ начинающих участников программы это правило не очевидно: очень хочетс€ включить в учЄты на лесном маршруте птиц, встреченных у избушки лесника, а проход€ по городу, захватить маршрутом часть пригородного леса.

», наконец, четвертое правило Ц Ђнорма учЄтаї. ћноголетн€€ практика мониторинга показывает, что число пройденных учЄтных километров в каждом типе местообитаний за зиму не должно быть меньше 20. “ам, где численность высока, например, в населЄнных пунктах, в виде исключени€ можно остановитьс€ на 15 километрах. ј там, где птиц мало Ц например, в северных лесах Ц километраж лучше увеличить. ƒл€ того, чтобы собрать минимум данных, достаточных дл€ включени€ в базу мониторинга зимней численности птиц требуетс€ не менее четырех маршрутных дней.

–езультаты программ мониторинга и возможности учебно-исследовательской де€тельности

–езультатами учЄтов птиц служат показатели обили€ Ц количество особей каждого вида, приход€щеес€ на один квадратный километр в каждом типе местообитани€. Ёти данные публикуютс€ в сборниках Ђ–езультаты зимних учЄтов птиц –оссии и сопредельных странї и хран€тс€ в базе данных лаборатории зоологического мониторинга в »нституте систематики и экологии животных.  огда данных накапливаетс€ много, они позвол€ют судить об общих тенденци€х динамики численности птиц, как на отдельных модельных территори€х, так и на обширных пространствах лесной зоны –оссии [1, 2 и др.]. »сследовани€ показали, что численность массовых видов зимующих птиц очень сильно колеблетс€ по годам. ¬ 1980-1990-х гг. количество птиц, зимующих в лесах –оссии, колебалось на более или менее посто€нном уровне; в 2000-х годах численность стала падать, и зимой 2010-2011 гг. у многих видов наступила глубока€ депресси€. Ќа следующий год птиц стало больше, но общий уровень численности по сравнению с предыдущими дес€тилети€ми осталс€ низким. Ёто вызывает тревогу и свидетельствует в пользу того, что мониторинг численности зимующих птиц надо продолжать.

ќценка численности птиц на определенной территории в конкретный зимний сезон Ц только промежуточна€ стади€ мониторинга. ќна нужна не сама по себе, а как материал дл€ сравнени€; данные необходимо не только накопить, но и обработать Ц вы€снить, как мен€етс€ численность птиц и что вызывает изменени€. ј затем опубликовать информацию об этом там, где она будет доступна любител€м птиц и всем, интересующимс€ природой.   сожалению, биологический мониторинг в –оссии очень часто Ђтормозитї именно на стадии обработки и осмыслени€ данных многолетних исследований. ѕоэтому полезно знакомить учащихс€ не только с тем, какие птицы встречаютс€ у нас зимой и как оценить их численность, но и с тем, как использовать полученные данные.

ќбработка и анализ материалов зимних учЄтов птиц может быть хорошей темой учебно-исследовательской работы школьников и студентов. Ќа различных конференци€х учащихс€ приходитс€ сталкиватьс€ с большим количеством докладов, основанных на материалах орнитологических учЄтов.   сожалению, в подавл€ющем большинстве работы ограничиваютс€ описанием состо€ни€ птичьего населени€ на конкретной территории и в конкретный период, ограниченный одним сезоном. ¬озможности сравнени€ Ц своих данных с данными из других мест (географического) и своих данных с материалами предыдущих учЄтов (с вы€влением временной динамики) или с данными из других мест используютс€ неоправданно редко. ћежду тем основной вопрос, который интересует людей при знакомстве с работой орнитологов-учЄтчиков: становитс€ ли птиц меньше? ¬се данных зимних учЄтов, опубликованные в сборниках, доступны на интернет-сайте ассоциации ЂЁкосистемаї и могут быть использованы дл€ сравнени€. «десь же можно познакомитьс€ и с исследовательскими работами школьников, сделанными путЄм сравнени€ данных, в сборе которых участвовал автор, с материалами, собранными раньше или в другом месте. ѕримеры исследований: Ђћноголетние изменени€ зимней численности д€тлов на  остромской биостанцииї (—.¬. Ѕлинова, ≈.—. ўорс, Ќ.Ѕ. ’вощевска€, 2010); Ђƒинамика зимней численности синантропных видов птиц в посЄлках окрестностей заповедника ЂЅр€нский лесї с 1990 по 2008 годї (ј.ќ. “ишунина, ≈.—.  арунина, 2008); Ђ«имн€€ численность птиц заповедника ЂЅольша€  окшагаї в разные годыї (ќ. .  ривощапова, 2006). Ѕогатый материал дл€ учебно-исследовательской работы дают материалы, собранные на одной и той же территории даже в течение 2-4 лет. ≈сли же учЄты провод€тс€ первый год, очень важно дл€ учащихс€ сравнить их результаты с данными, собранными на соседних территори€х. Ђ—оседнимиї при этом могут быть территории, расположенные в радиусе до 400 км от мест учЄтов.  онечно, сравнить численность птиц за несколько лет или на разных территори€х просто только на первый взгл€д; при обработке возникает много вопросов технического, математико-статистического и тому подобного плана. »х решение не относитс€ к области орнитологии, но чрезвычайно полезно дл€ общего образовани€ учащихс€. ’очетс€ предостеречь будущих авторов и руководителей от одной распространенной ошибки: обнаружив различи€, скажем, численности птиц в два разных года, реб€та сразу хот€т пон€ть их причину. ј вы€снив, что сделать этого не могут, разочаровываютс€. Ќеобходимо понимать, что констатаци€ изменений и вы€снение их характера Ц с одной стороны, и анализ причин Ц с другой Ц это две совершенно разные задачи, которые требуют разных методов. ¬ы€снить причину в разы сложнее, чем просто установить характер и направление изменений. ѕоэтому эти задачи надо ставить по отдельности и решать поэтапно.

«аключение

ѕрограмму Ђ≈вроазиатский –ождественский учЄтї, проход€щую в –оссии в последние 20 лет, нельз€ назвать Ђмассовой кампаниейї в полном смысле этого слова. ≈Є участники Ц это орнитологи-энтузиасты, как любители, так и профессионалы. ѕоследнее относитс€ и к сотрудникам ќќѕ“: даже если в штате территории есть орнитолог, проводить или не проводить зимние учЄты Ц вопрос его личной инициативы, т.к. в число общеприн€тых разделов ЂЋетописи природыї эти данные не вход€т. ѕримерно на 70% состав ежегодных участников зимних учЄтов посто€нен из года в год; раз начав их проводить, люди затем занимаютс€ этим дес€тилети€ми. «а счЄт этого удаЄтс€ реализовать главную задачу программы Ц мониторинг численности зимующих птиц. ƒл€ многих начинающих орнитологов зимние учЄты птиц оказываютс€ Ђшколой полевой орнитологической работыї Ц это втора€ важна€ функци€ программы. ¬ то же врем€ программа не может решить задачу попул€ризации массовой орнитологии Ц ту, которую с успехом решает, например, кампани€ Ђќсенние дни наблюдений птицї. ѕо-видимому, с этой целью целесообразно проведение Ђ–ождественских дней наблюдени€ птицї во врем€ зимних каникул.

Ћитература

1. ѕреображенска€ ≈.—. –аспределение лесных зимующих птиц ¬осточно-≈вропейской равнины и ”рала и его изменение за последние 20 лет / ќрнитогеографи€ ѕалеарктики: современные проблемы и перспективы. Ц ћахачкала, 2009. Ц —. 131-146.

2. ѕреображенска€ ≈.—. ѕтицы, зимующие в лесах ¬осточно-европейской равнины и ”рала: небывала€ депресси€ численности в сезоне 2010/11 г. / ћир птиц. »нформационный бюллетень —ќѕ–. —ент€брь 2011 г. Ц є 39. Ц —. 13-18.

3. –авкин ё.—.   методике учЄта птиц в лесных ландшафтах / ѕрирода очагов клещевого энцефалита на јлтае. Ц Ќовосибирск: Ќаука, 1967. Ц —. 66-75.

4. –езультаты зимних учЄтов птиц –оссии и сопредельных регионов. Ц ¬ып. 25. «имний сезон 2010/2011 г. Ц ћ., 2011. Ц 59 с.

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.