јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я ѕќ ¬џя¬Ћ≈Ќ»ё ‘≈Ќќ¬ ѕ–≈—ћџ јёў»’—я

¬ладимирова “ать€на √еннадьевна
учитель биологии высшей категории ћќ” —ќЎ є16 г. Ќовочебоксарск „увашска€ –еспублика

‘енами называютс€ любые дискретные альтернативные вариации признаков и свойств особей, которые на всЄм имеющемс€ материале (об€зательно многочисленном) далее не подразделимы без потери качества. ‘ены отражают генетическую конституцию данной особи, а своей частотой - генетическую структуру попул€ций и других групп особей данного вида.

‘енетические методики важны дл€ обследовани€ состо€ни€ попул€ций животных и вы€влени€ границ их ареалов. ќни вполне доступны дл€ освоени€ их в школьном возрасте и потому могут быть рекомендованы дл€ выполнени€ детских научно-исследовательских работ.

¬ыделение фенов

ћожно предложить следующий путь выделени€ фенов на материале природных попул€ций.

1. —опоставление наблюдаемой изменчивости по отдельным комплексам признаков или свойствам (окраске, рисунку, форме отдельных частей тела, вариантам строени€ отдельных органов и систем).

2. ¬ыделение среди них признаков, подверженных возрастным и половым изменени€м.

3. ¬ыделение в общей изменчивости признаков и свойств дискретных характеристик, их анализ на дальнейшую делимость.

4. ѕроверка правильности выделени€ фенов на природном материале. ќбычно правильно выделенные фены на достаточно разнообразном материале из природных попул€ций об€зательно покажут или определЄнные тенденции в распространении их в пределах ареала попул€ций и групп попул€ций, или какие-то тенденции изменени€ во времени.

”становление достоверности различий между фенами различных попул€ций производитс€ с помощью стандартных статистических методик.

Ѕольшинство фенетических исследований на рептили€х св€заны с изучением покровов - окраска и расположение чешуй (фолидоз) и их производных.

ƒл€ проведени€ полевых исследований удобным объектом €вл€етс€ уж обыкновенный Natrix natrix и €щерица прытка€ Lacerta agilis. ”ж не представл€ет опасности дл€ человека, так как у него нет €да. ќн может лишь в некоторых случа€х шипеть или делать выпады в сторону предполагаемого врага дл€ того, чтобы отпугнуть его. ” прыткой €щерицы достаточно четко на спине просматриваетс€ рисунок, что немаловажно дл€ фенетических исследований. ¬ыборка особей должна быть достаточно большой: 50 Ц 100 особей.

»так, большинство фенетических исследований на рептили€х св€заны с изучением их покровов: окраска и расположение чешуй (фолидоз).

” змей фиксируют следующие морфологические признаки (рис.1 Ц 2):

  • L - длина тела (от кончика морды до заднего кра€ анального щитка)

ƒлина тела и хвоста измер€етс€ с помощью сантиметровой ленты. ќбъект исследовани€ при этом должен находитьс€ на ровной твердой поверхности. Ќи в коем случае нельз€ сантиметровую ленту прикладывать к объекту на весу. ¬аши измерени€ будут неверны!

  • Lcd - длина неповрежденного хвоста (от заднего кра€ анального щитка до кончика хвоста).

” особей с хвостовыми травмами этот признак измер€етс€. Ќо р€дом с цифрой ставитс€ знак вопроса. ƒанный признак служит косвенный показателем пресса хищников на попул€цию змей.

  • Wenter - количество брюшных (бр) щитков от первого выт€нутого поперек щитка на горле до анального щитка, не счита€ последнего
  • Scd - количество подхвостовых щитков
  • Sg - количество чешуй вокруг середины тела
  • Lab - количество верхнегубных (вг) щитков справа и слева
  • Sub. Lab - количество нижнегубных (нг) щитков справа и слева
  • Temp - количество височных (¬12) щитков справа и слева
  • Pr - количество предглазничных (пг) щитков справа и слева
  • Post - количество заглазничных (зг) щитков справа и слева
  • ј - количество анальных щитков
  • Pr.fr - количество предлобных (пл) щитков
  • Int - количество межносовых (мн) щитков
  • Infr - количество передних и задних нижнечелюстных (пн Ц зн) щитков

–ис. 1

–асположение чешуй на голове Natrix natrix

–ис. 2

Ѕрюшные и подхвостовые щитки Natrix natrix

“ак как большинство изучаемых признаков €вл€ютс€ билатеральными (двусторонне симметричными), рассматриваютс€ слева и справа, данные записывают следующим образом. Ќапример, Lab 7(7) или 7(8). „исло височных щитков (Temp) в первом и втором р€дах на одной стороне тела раздел€ютс€ знаком Ђ+ї. Ќапример, Temp 1+3(1+3) или 1+3(1+2).

Natrix natrix могут встречатьс€ дополнительные брюшные щитки (рис. 3). ѕо словам ј. √. Ѕакиева (личное сообщение), старшего научного сотрудника »нститута экологии ¬олжского бассейна –оссийской академии наук, к.б.н., доцента, это обычно соответствуют раздвоенным или дополнительным ребрам у змеи, т.е. отклонени€м в строении скелета. ¬ строении подхвостовых щитков также наблюдалось отклонение. ѕоэтому необходимо фиксировать такие случаи.

–ис. 3

–асположение брюшных и подхвостовых щитков

ќкраска спины ужа обыкновенного варьирует от светло-серой до угольно-черной. ¬стречаютс€ особи оливкового или бурого цвета. ѕо данным Ќ.¬. ћорозенко (2003) полиморфизм окраски обыкновенного ужа обусловлен различными особенност€ми внешней среды: характером растительности, фоном субстрата, услови€ми увлажнени€ и т. п., т.е. имеет адаптивную значимость

‘он брюха всегда белый. ≈сли вы отловили особь с голубоватым фоном брюха и такими же глазами, значит, скоро будет происходить линька. ѕри линьке между старым и новым сло€ми кожи разрушаютс€ клетки и накапливаетс€ жидкость, она и придает глазам голубой цвет.

ќкраска затылочных п€тен также может быть различна: от светлой (почти белой) до оранжевой. ¬ литературе имеютс€ сведени€, что иногда затылочные п€тна бывают размытыми или вообще отсутствуют (ѕавлов, «амалетдинов, 2002). ¬от почему при отлове змей необходимо соблюдать осторожность. “ак как встречаютс€ гадюки черного цвета.

‘орма затылочных п€тен может быть различной. Ёти п€тна либо соприкасаютс€ друг с другом либо нет. »ме€ все эти данные можно вычислить соотношение различных вариантов окраски спины, фона брюха, затылочных п€тен и их форм ужа обыкновенного.

–исунок на брюшных щитках у Natrix natrix индивидуален. ѕоэтому предлагаем использовать дл€ фенетических исследований комплекс фенов брюшной стороны тела. ƒл€ этого достаточно зафиксировать рисунок на 20 переднебрюшных щитках. ќднако следует учитывать и исключени€ Ц иногда отлавливаютс€ особи у которых рисунок начинаетс€ только с 19 и даже с 28 щитка (¬ладимирова , 2010)

‘ены формы п€тен на брюшных щитках:

1 - пр€моугольник с неровным контуром Ц

2 - пр€моугольник с неровным контуром, занимающим больше половины щитка -

3 - равнобедренный треугольник -

4 - пр€моугольный треугольник -

5 Ц полуокружность -

6 - сдвоенные полуокружности -

7 - сдвоенные треугольники -

8 - сдвоенные пр€моугольники с неровным контуром -

ќбозначим каждый фен определенной буквой. Ќапример,

ј1- ¬1 - (эти фены расположены на брюшном щитке слева)

ј2 - ¬2 - (эти фены расположены на брюшном щитке справа)

ѕолучим закодированный рисунок брюшной стороны тела ужа обыкновенного (рис. 4).

є щитка

фен

рисунок

1

0

 

2

0

 

3

0

 

4

ј1+ј2

 

5

ј1+ј2

 

6

0

 

7

¬1+¬2

 

8

¬1+¬2

 

9

¬1+¬2

 

10

¬1+¬2

 

11

¬2

12

¬1+¬2

 

13

¬1+¬2

 

14

¬1+¬2

 

15

0

 

16

¬1+¬2

 

17

¬1+¬2

 

18

¬1+¬2

 

19

¬1+¬2

 

20

¬1+¬2

 

–ис. 4

–исунок брюшной стороны тела
Ќа данный момент нет точных сведений, остаетс€ этот рисунок на брюшных щитках в течение всей жизни особи неизменным или же он подвержен возрастным, а также половым изменени€м.

Ќа основании полученных данных можно выделить основные фенотипы рисунка брюшной стороны тела у Natrix natrix (рис.5)

  1. Ц размытый рисунок, фон мраморный (рис. 5, A);
  2. Ц очень редкий и мелкий рисунок (рис. 5, B);
  3. Ц узкие черные п€тна в виде полосы (рис. 5, C);
  4. Ц шахматный рисунок (рис. 5, D);
  5. Ц фигуры расположены парами, образу€ две продольные черные полосы (рис. 5,E);
  6. Ц различные фигуры, расположенные в хаотичном пор€дке (рис. 5,F);
  7.  

–ис. 5 ¬ариации рисунка брюшной стороны тела у Natrix natrix

≈сли фенетические исследовани€ провод€тс€ в нескольких попул€ци€х, можно вычислить степень их сходства, использу€ дл€ этого различные индексы. Ќапример, индекс „екановского Ц —ъеренсена.

ѕри проведении исследований необходимо определить половую принадлежность змей. ѕол можно определить визуально, правда, дл€ этого необходимо иметь некоторый опыт. ¬изуальное определение пола основано на признаках полового деморфизма, т. е. на внешних чертах отличи€ самца от самки. —амцов можно отличить по более длинному и утолщенному в основании хвосту.

  специальным методам определени€ пола у змей относ€т так называемое зондирование (рис 6). ƒл€ этого используют тонкий, длинный и тупоконечный зонд, примен€емый в медицине (аттиковый зонд или зонд дл€ лобной пазухи). ƒиаметр его зависит от размеров животных: при длине змей менее 1 метра он равен 1 мм; от 1 до 2 м Ч 2 мм, при длине рептилий более 2 м Ч 3 мм. Ќи в коем случае нельз€ пользоватьс€ в€зальной спицей или проволокой! ѕеред введением зонд дезинфицируют «%-ным раствором перекиси водорода и смазывают стерильным маслом. ѕосле этого инструмент очень осторожно ввод€т сбоку от клоаки по направлению к хвосту с легким нажимом. ѕри этом, как правило, у самцов зонд проходит гораздо глубже, чем у самок. Ётот способ при правильном использовании позвол€ет практически безошибочно определить принадлежность животных к слабому или сильному полу.

–ис. 6. –азличи€ полов Natrix natrix

” прыткой €щерицы самцы более мощные и €рче окрашены, у них четко выражены преанальные поры. Ѕрюхо взрослых самцов желто-зеленое, самок Ц желтоватое или белое. ¬ период размножени€ бока головы, горло и кра€ брюха у самцов станов€тс€ голубовато-синими, а туловище Ц €рко-зеленым, по бокам первой трети тела проступают круглые голубые п€тна.

¬ыделение фенов у прыткой €щерицы идЄт по двум направлени€м: фены расположени€ чешуй (фолидоза) и фены цвета и рисунка покровов. ƒискретные вариации фолидоза могут быть выделены по числу бедренных пор, числу поперечных р€дов брюшных щитков, расположению преанальных щитков, числу и расположению задненосовых и других щитков на голове, числу и наличию Уресничных зЄрнышекФ - мелких и округлых чешуек между верхнересничными и надглазничными щитками и т.д. ”становлено, что дискретные вариации этих признаков своей частотой характеризуют разные попул€ции вида.

” €щериц фиксируют следующие морфологические признаки:

  • L - длина тела от кончика морды до переднего кра€ клоакальной щели
  • L.cd - длина хвоста от переднего кра€ клоакальной щели до конца хвоста

” особей с хвостовыми травмами данный признак измер€етс€. Ќо р€дом с цифрой ставитс€ знак вопроса.

  • Lab - количество верхнегубных щитков справа и слева
  • Sub.lab-количество нижнегубных щитков справа и слева

ѕо данным ј.¬.яблокова и Ќ.».Ћариной (1985) у прыткой €щерицы существует 6 вариаций межносового щитка (мн), 7 лобоносового (лн), 12 предлобного (пл). Ёти щитки хорошо определ€емы у Lacerta agilis (рис. 7).

–ис.7. ўитки головы прыткой €щерицы

 роме этого, ј.¬. яблоков и Ќ.». Ћарина (1985) выдел€ют фены рисунка покровов тела. –исунок окраски прыткой €щерицы включает следующие элементы: центральна€ (рис.8) и боковые (рис.9) полосы спины, п€тна спины (рис.10) между полосами, р€ды глазков по бокам тела, рисунок головы, п€тна на брюшных щитках, рисунок конечностей. „асто рисунок на брюшных щитках отражает возрастную (п€тна по€вл€ютс€ только после первой зимовки) и половую изменчивость (п€тнистость редка и слабо выражена у самок и более характерна дл€ самцов). ¬ариации именно этих последних признаков не пригодны дл€ характеристики межпопул€ционных различий, но могут использоватьс€ дл€ вы€влени€ внутрипопул€ционной структуры.

–ис. 8 ‘ены центральной полосы

–ис.9 ‘ены боковых полос

–ис.10 ‘ены п€тнистости спины

 

«начение этих животных в природе и жизни человека огромно. ¬ насто€щее врем€ представители герпетофауны используютс€ как биоиндикаторы изменений состо€ни€ среды. ѕо состо€нию их попул€ций в природе можно судить о здоровье экосистем, частью которых они €вл€ютс€ (ѕавлов, «амалетдинов, 2002). ¬ св€зи с этим, большое значение приобретают работы по вы€влению межпопул€ционных различий, в первую очередь на основе фенетических признаков.

Ћитература:

  1. ¬ладимирова “.√.   вопросу изучени€ морфометрии и фенетики обыкновенного ужа Natrix natrix (Squamata, Reptilia)// Ќаучные труды национального парка Ђ„аваш ¬арманеї. “.3, „ебоксары, 2010. —.116 -122.
  2. ћорозенко Ќ.¬., Ўл€хтин √.¬., «авь€лов ≈.¬. »зменчивость окраски обыкновенного ужа (Natrix natrix) в Ќижнем ѕоволжье//«меи ¬осточной ≈вропы. ћатериалы международной конференции. - “оль€тти,2003-с.57-59.
  3. ѕавлов ј.¬., «амалетдинов –.».∆ивотный мир республики “атарстан. јмфибии и рептилии.  азань:2002.с.5-6.
  4. яблоков ј.¬., Ћарина Ќ.». ¬ведение в фенетику попул€ций. ћ.:1985-159с.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019