јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


¬ведение в проектную де€тельность

Ћазарев ¬алерий —еменович
ѕсихологический институт –јќ, главный научный сотрудник, докт. психол. н., профессор, академик –јќ

 

ќдной из наиболее значительных новаций последнего дес€тилети€ в наших школах стало применение метода проектов. Ётот метод в разных вариантах давно используетс€ за рубежом. ” нас же его применение было запрещено в 1932 г. и интерес к нему снова возник только в конце прошлого века.

ѕотенциально применение метода проектов позвол€ет решать разнообразные дидактические задачи. ќн хорошо совместим с различными модел€ми развивающего образовани€. ќднако, потенциал этого метода сегодн€ используетс€ не эффективно. —ужу об этом не только по своему опыту работы со школами, но и по многочисленным публикаци€м в »нтернете. ѕриходитс€ констатировать, что многие из тех, кто выкладывает в »нтернете сообщени€ об опыте проектной де€тельности учащихс€, слабо понимают, что такое проект и проектна€ де€тельность, и поэтому то, о чем они пишут, к проектной де€тельности имеет отдаленное отношение. ‘актически то, что называют "проектом" в подавл€ющем большинстве случаев представл€ет собой реферат на заданную тему. Ёто очевидно уже из названий дес€тков и сотен ученических проектов. ¬от примеры таких названий: "ѕраздники и традиции нашей семьи", "ќгуречные секреты", "ћое школьное питание", "—имметри€ живых организмов", "’ими€ и цвет.  Ќатуральные  и искусственные красители", "’ими€ в жизни человека", "—имволика –оссии", "ћолни€", "«агр€знение окружающей среды", "ћо€ школа", "ћо€ мала€ родина", "„исла в нашей жизни", "√ерб моей семьи", "ћой класс и мо€ школа", "ћо€ семь€", "ѕословицы и поговорки". –абота€ над такими и подобными проектами, учащиес€ будут искать нужную информацию, каким-то образом ее отбирать, анализировать и синтезировать. ќни будут получать новые знани€ дл€ себ€ и возможно обогат€т ими еще кого-то, кто ознакомитс€ с результатами их работы. ѕолезно ли это?  онечно, полезно. ¬р€д ли кто-то это будет отрицать, но только по сути это не проектна€, а псевдопроектна€ де€тельность.  онечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называни€ сама эта де€тельность проектной не станет. ¬ такой де€тельности не будут решатьс€ задачи, на решение которых изначально был ориентирован метод проектов.

–одоначальником этого метода справедливо считают американского философа и педагога ƒж. ƒьюи, разработавшего основы нового дл€ своего времени понимани€ школьного образовани€. ѕриведу некоторые высказывани€ из опубликованной более ста лет назад работы ƒьюи "ћое педагогическое кредо" . »х интересно сравнить с сегодн€шними взгл€дам на проблемы и ключевые направлени€ развити€ школьного образовани€.

"я считаю, что школа Ц это, в первую очередь, социальный институт. ѕоскольку образование Ц это непрерывный социальный процесс, школа Ц это така€ форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды де€тельности, что позвол€ет ребЄнку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества, и использовать свои способности дл€ общественных целей".

"я считаю, что современное образование терпит неудачу потому, что оно отрицает этот фундаментальный принцип Ц школы как формы общественной жизни. ќно расценивает школу как место, где должно быть дано определенное количество информации, где должны быть изучены определЄнные дисциплины и сформированы определЄнные привычки. ÷енность их, как представл€етс€, в основном лежит в далЄком будущем. –ебЄнок должен делать всЄ это ради чего-то другого, всЄ это Ц просто приготовлени€. » как результат, они не станов€тс€ частью жизненного опыта ребЄнка и, следовательно, не €вл€ютс€ в полном смысле слова обучением.

я считаю поэтому, что образование это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни".

"я считаю, что единственный путь дать возможность ребЄнку осознать его социальное наследие Ц это позволить ему опробовать те виды де€тельности, которые делают саму цивилизацию тем, что она есть.

я считаю, таким образом, что ориентиром служат так называемые выразительные или продуктивные виды де€тельности".

"... я считаю, что с развитием науки психологии, дающей дополнительно понимание структуры личности и законов роста, и с развитием социальной науки, дающей нам более глубокое понимание правильной организации индивидуумов, все научные ресурсы смогут использоватьс€ дл€ целей образовани€".

 онечную цель школьного образовани€ ƒьюи видел в постановке ума, такого способа мышлени€, который называют научным. ƒостижение этой цели должно осуществл€тьс€ путем "обучени€ посредством делани€".

ѕоложени€, сформулированные ƒьюи, и сегодн€ звучат вполне современно. ћногие его идеи созвучны иде€м системы развивающего обучени€ Ёльконина-ƒавыдова и тому, что требует новый ‘√ќ—. Ќо современные достижени€ в науке позвол€ют существенно модернизировать метод проектов по сравнению с началом прошлого столети€ и повысить его возможности. ѕсихологическа€ наука значительно дальше продвинулась в понимании механизмов мышлени€ и его развити€. —ущественно изменилось и понимание проекта и проектной де€тельности.

«ачем нужно учитьс€ проектированию?

” каждого, кому предлагают учитьс€ проектной де€тельности,резонно может возникнуть вопрос, зачем мне это нужно? «ачем учитьс€ проектированию, если € хочу стать, например, артистом, художником, врачом, музыкантом, журналистом?  ратко сформулировать ответ на этот вопрос можно так, овладение способами проектной де€тельности Ц жизненна€ необходимость дл€ каждого современного человека, поскольку это позвол€ет ему развить такие способности, которые нужны в любом деле.  акие именно способности? ѕрежде всего Ц это интеллект, умение решать интеллектуальные задачи.

—уществует две большие группы интеллектуальных задач Ц познавательные и практические.   познавательным относ€тс€ задачи, имеющие целью получение новых знаний о мире и о себе.   практическим относ€тс€ задачи, целью решени€ которых €вл€етс€ изменение мира путем создани€ чего-то, чего раньше не существовало (технического устройства, предпри€ти€, музе€, выставки и т.п.) или улучшени€ чего-то уже существующего (состо€ни€ воздуха в городе, дизайна пришкольного участка, чистота на улицах поселка и т.п.).

»зуча€ в школе различные предметы: физику, химию, географию, историю, биологию, астрономию и др., мы получаем знани€ об окружающем мире. ”знаем об устройстве вселенной, о том, какова наша планета, о ее животном и растительном мире, о том, как жили и живут сейчас люди в разных част€х земли, об их взаимоотношени€х, о законах протекани€ различных процессов на земле и в космосе и многое другое. ¬ результате у нас складываетс€ нека€ картина мира. Ќо, как понимали еще древние мыслители, "многознание ума не добавл€ет". «нани€ необходимы человеку, но нужно уметь добывать новые знани€, познава€ этот измен€ющийс€ мир, и, что особенно важно, действовать в нем.

¬ жизни каждому человеку приходитс€ решать множество интеллектуальных задач. ќни бывают стандартными и не стандартными. ¬ стандартных ситуаци€х человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуаци€х, и он уверен, что, действу€, как прежде, добьетс€ нужного результата. „тобы добратьс€ от своего дома к школе нам не нужно ничего придумывать, поскольку мы это делали много раз. Ќеобходимость думать возникает, когда по каким-то причинам старый способ реализовать нельз€, например, добратьс€ до школы нужно значительно быстрее, чем обычно. “огда ситуаци€ становитс€ нестандартной.

¬ нестандартных ситуаци€х не только неизвестен способ действий, но и сам желаемый результат нередко бывает определен лишь в общих чертах.  огда человек завершает обучение в школе, ему нужно решать, как строить свою жизнь дальше. ќтвет на этот вопрос оказываетс€ очень непростым. ¬ конце прошлого Ц начале нынешнего столетий многие выпускники школ стремились получить профессии юристов, экономистов, менеджеров.  онкурсы на эти специальности в вузах были самыми высокими. ћногие вузы срочно открывали программы профессиональной подготовки по этим специальност€м. ќднако, когда по окончании вуза новые юристы, экономисты, менеджеры стали искать место работы, то оказалось, что на рынке труда требуютс€ другие специалисты. Ќайти работу по специальности многим не удалось. ≈сли бы выпускники школы, выбира€ будущую профессию, исходили не из того, что "модно" сегодн€, а прогнозировали, какой будет ситуаци€ на рынке труда, когда они окончат вуз, то они могли бы не попасть в ситуацию своей невостребованности. —воим профессиональным самоопределением они сами ввели себ€ в проблемную жизненную ситуацию

„тобы сделать правильный выбор, нужно не только хорошо сознавать "что € хочу" и "что € могу", но и хорошо понимать существующую социальную ситуацию, а также, как она может изменитьс€ в перспективе. Ќо выбор жизненного пути Ц не единственна€ сложна€ проблема, которую приходитс€ решать каждому человеку. ¬ течение жизни люд€м приходитс€ принимать множество решений, как поступить в той или иной ситуации, какие действи€ следует предприн€ть и т.п. ¬о многих случа€х опора на свой или чужой опыт не может быть достаточно надежным основанием дл€ решени€ жизненно важных задач в новых услови€х. ѕоэтому те, кто не умеют анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действи€ в них, нередко принимают ошибочные решени€.

„тобы быть успешным в своей жизни, человеку нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решени€ о том, как действовать в этом мире. Ёту способность называют практическим интеллектом.

ѕрактический интеллект развиваетс€ у человека в течение всей его жизни. ќднако когда он развиваетс€ только на основе накоплени€ опыта, то есть путем проб и ошибок, то не достигает высокого уровн€ развити€. » хот€ многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнеде€тельности, это в большинстве случаев заблуждение. „тобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижени€, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Ќаилучшие возможности дл€ освоени€ таких методов и средств предоставл€ет проектна€ де€тельность.

—овременное проектирование содержит специальные средства, позвол€ющие человеку лучше понимать: что требуетс€, что возможно, что следует делать, чтобы при имеющихс€ ресурсах получить наилучший результат и уменьшить возможные негативные последстви€.  онечно, проектные методы не могут гарантировать стопроцентного успеха в достижении желаемых результатов, но они повышают его веро€тность.

ќсновна€ цель включени€ школьников в проектную де€тельность Ц формирование и развитие у них способности быть субъектами постановки и решени€ познавательных и практических проблем за счет освоени€ способов этой де€тельности и соответствующего им комплекса метапредметных пон€тий. ƒруга€ важна€ цель Ц формирование понимани€ учащимис€ смысла освоени€ проектной де€тельности дл€ своего развити€.

ќсваива€ способы проектной де€тельности,учащиес€ смогут развить умени€, которые будут полезными в жизни, чем бы они не занимались:

    • умение анализировать проблемные ситуации;
    • умение проектировать цели;
    • умение планировать достижение целей;
    • умение оценивать решени€ и делать обоснованный выбор;
    • умени€ ставить и решать познавательные задачи;
    • умение эффективно работать в группе.

¬ этом главный смысл обучени€ проектной де€тельности.

ѕон€тие проекта

—егодн€ мы чуть ли не ежедневно слышим о начинаемых или планируемых продюсерских, издательских, музыкальных, театральных, деловых, экологических и других проектах. „то же такое проект?

¬ книгах и словар€х мы найдем разные определени€ этого пон€ти€.

  • ѕроект Ц совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) дл€ создани€ какого-либо сооружени€ или издели€.

  • ѕроект Ц это совокупность проблемы, замысла ее решени€, средств его реализации и получаемых в процессе реализации результатов.

  • ѕроект Ц это комплексное, не повтор€ющеес€ меропри€тие, предполагающее внедрение нового, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указани€ми по выполнению.

  • ѕроект Ц это работа, выполн€ема€ единовременно (т.е. имеюща€ определенные начало и конец) в цел€х получени€ уникального результата.

  • ѕроект Ц это последовательность взаимосв€занных событий, которые происход€т в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже врем€, определенного результата.

ѕри внимательном анализе приведенных выше определений нетрудно обнаружить два разных толковани€ термина "проект". ќдно из них можно назвать узким, а второе широким.

»значально проект(от латинского projectusЦ брошенный вперед) понималс€ как образ будущего результата, представленный в форме рисунка, чертежа или уменьшенной копии (макета). ”жев древние времена, прежде чем строить какое-то уникальное сооружение: дворец, храм, театр, Ц архитекторы создавали его проект в виде рисунков, макетов.  онечно, образ будущего сооружени€ сначала рождалс€ в голове архитектора, но чтобы его можно было представить на одобрение заказчику, нужно было сделать этот образ доступным дл€ воспри€ти€ и другими.

¬ современном мире создают проекты самых разных изделий, сооружений: самолетов, автомобилей, кораблей, станков, приборов, гидростанций, аэропортов, каналов. ќднако значение термина "проект" сегодн€ понимаетс€ шире. ќно включает в себ€ не только образ желаемого результата, но и саму де€тельность по его получению, все стадии его производства от зарождени€ идеи до ее воплощени€ в действительности.

ѕроект в широком понимании Ц это способ де€тельности, в ходе которой создаетс€ и вводитс€ в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.) или усовершенствуетс€ что-то уже существующее.

¬с€кий проект реализуетс€, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. “о есть, прежде чем начнет реализоватьс€ проект, возникает актуальна€ потребность, нужда в чем-то.

ѕроект можно определитьтакже как особый способ постановки и решени€ проблем. ќсобый Ц потому, что не кажда€ проблема решаетс€ проектным способом. „тобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. ѕроектный способ решени€ проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата, и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижени€ желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.

¬иды проектов и их особенности

 аждый проект предполагает де€тельность людей, в результате которой происход€т какие-то изменени€. —одержание проекта и проектной де€тельности существенно завис€т от того, на изменени€ в каких област€х он ориентирован.

ѕроекты, ориентированные на изменени€ в технической сфере путем создани€ и производства новых видов техники, образуют группу техническихпроектов.

ƒругие проекты имеют цел€ми изменени€ в социальной сфере путем создани€ новых политический партий, новых общественных движений, модернизации де€тельности существующих организаций и т.п. Ёто социальные проекты.

ѕроекты, ориентированные на изменени€ в природной среде, например, обводнение засушливых районов земли, восстановление болот, сохранение каких-то видов животных, растений, очистку вод загр€зненных озер, рек, морей, составл€ют группу экологических проектов.

ћногочисленнуюгруппу составл€ют проекты, ориентированные на получение новых научных знаний, например, изучение генома человека, изучение космического пространства, изучение јрктики и јнтарктики, изучение морских течений. Ёто исследовательские, познавательные проекты.

≈ще одну большую группу составл€ют деловые проекты. ¬ их результате могут происходить изменени€ и в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменени€ не €вл€ютс€ цел€ми деловых проектов. »х цель Ц получение прибыли от вложени€ средств.

ќсобую группу составл€ют проекты, разрабатываемые отдельными людьми или группами с целью саморазвити€, устранени€ каких-то собственных слабостей, ограничений. Ёти проекты называют гуманитарными.

 аждый особенный вид проектов опираетс€ на разные знани€, и при его создании используютс€ специфические дл€ данной области методы. –азработка технического проекта требует одних знаний и методов, а экологического или гуманитарного Ц других. ѕрофессиональный врач, профессиональный экономист, и любой другой профессионал мыслит с помощью таких пон€тий, которых нет у непрофессионалов. Ќо логика мышлени€ при разработке и реализации любых проектов обща€. ¬ладение ею позвол€ет человеку лучше организовать свое мышление и сделать его более продуктивным. „еловек, знающий теорию игры в шахматы и умеющий ее примен€ть, будет всегда принимать за доской более эффективные решени€, чем те, кто ее не знает. » это относитс€ не только к шахматам, а ко многим ситуаци€м, где нужно принимать решени€.

—оставл€ющие проекта

 ак и вс€кое сложное образование, проект состоит из компонентов (составл€ющих), качества которых и св€зи между которыми определ€ют качества самого проекта.  омпонентами вс€кого проекта €вл€ютс€ (см. рис. 1):

  • проблема;
  • цели (цель) проекта;
  • план действий по достижению целей;
  • механизм контрол€ и регулировани€ хода выполнени€ планов (механизм управлени€ реализацией плана);
  • ресурсное обеспечение проекта;
  • действи€, обеспечивающие реализацию проекта
  • результаты реализации проекта;
  • субъект проекта (один человек или команда).

—оставл€ющие проекта разрабатываютс€, формируютс€ и используютс€ в ходе его выполнени€.

–ис. 1. —труктура проекта

Ётапы разработки и реализации проекта

¬ любом деле важно четко сознавать логическую последовательность совершени€ этого дела. ѕоследовательность этапов, которые проходит проект от начала его разработки до завершени€ называют жизненным циклом.

∆изненный цикл практического проекта проходит стадии:

  • постановки практической проблемы Ц проблематизации;

  • поиска способа решени€ проблемы Ц проектировани€ решени€;
  • планировани€достижени€ желаемого результата;
  • практической реализациипроекта;
  • завершени€ проекта.

∆изненный цикл исследовательского проекта проходит стадии:

    • постановки исследовательской проблемы;
    • разработки гипотезы;
    • проектирование способа проверки гипотезы;
    • планирование проверки гипотезы;
    • практической реализации проекта.

ќпредел€€ проблему, мы определ€ем потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. Ќаличие потребности в изменени€х Ц условие необходимое дл€ того, чтобы проект начал реализоватьс€, но недостаточное. Ќужно еще, чтобы существовали возможности дл€ достижени€ требуемого. ѕоэтому при разработке проекта необходимо вы€вить, что возможно сделать, и какой результат, отвечающий потребности реально можно получить. ƒостижение этого результата будет целью проекта. ћожно сказать, что цель проекта в том, чтобы решить проблему, но это будет верно только частично. ѕроблема определ€ет что требуетс€, но не всегда, наши потребности совпадают с возможност€ми. ÷ель будет реалистичной только тогда, когда дл€ ее достижени€ будут найдены необходимые возможности. “аким образом, цель Ц это образ желаемых и возможных результатов.

„тобы достичь цели, нужно выполнить, какие-то действи€. Ќо прежде, чем действи€ начнут выполн€тьс€ их нужно спланировать. ѕлан действийопредел€ет, кто, что, когда, где должен сделать, какой результат получить, чтобы достичь желаемых результатов. Ћюди часто не склонны тщательно продумывать свои планы. ¬ каких-то ситуаци€х, особенно в стандартных, в этом действительно нет необходимости. Ќо решать сложные проблемы без хорошо продуманного плана Ц значит намного увеличивать риск неудачи. ќсобенно в тех случа€х, когда проблема решаетс€ не одним человеком, а группой.  огда дело плохо спланировано, всегда обнаруживаетс€, что что-то нужное не сделано, поскольку никому не было поручено, что-то сделано не тогда, когда нужно, что-то нужно было учесть, но не учли. ¬ результате возникают конфликты, разрушающие совместную работу. Ћюди больше трат€т времени на вы€снение отношений, а не на дело.

¬ыполнение вс€ких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых.  аким бы замечательным не был план, он останетс€ лишь замыслом, если дл€ его выполнени€ не окажетс€ достаточных денежных средств, или исполнители не будут обладать нужной квалификацией, или не окажетс€ нужных технических возможностей. ѕоэтому в процессе планировани€ нужно решить, какие потребуютс€ ресурсы и из каких источников они будут получены. ћожно захотеть создать школьный театр, но это, помимо энтузиазма создателей, требует помещений, реквизитов, оборудовани€ и другого.

—ледующа€ за разработкой плана стади€ проекта Ц его практическа€ реализаци€. ’орошо продуманный план Ц основа успеха проекта. Ќо даже хорошие планы не могут предусмотреть всего. ѕоэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует запланированному. ≈сли они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь цели.

Ќа завершающей стадии проекта анализируютс€ и оцениваютс€ его итоги. Ќа этой стадии важно пон€ть, что мешало реализации проекта, какие ошибки были допущены, в чем их причины и что нужно сделать, чтобы избежать аналогичных ошибок в будущем.

* * *

¬ключение учащихс€ в проектную де€тельность потенциально дает возможность дл€ развити€ их мышлени€, но эту возможность еще нужно суметь использовать. ѕри том, как сегодн€ в большинстве случаев учащиес€ включаютс€ в Ђпроектированиеї, полноценные услови€ дл€ развити€ их исследовательского и практического мышлени€ не создаютс€. Ёто происходит прежде всего по тому, что проектировать учащихс€ не учат. ¬ключа€сь в проектирование, они не осваивают культуру проектировочной де€тельности.

¬ очень многих случа€х предполагаетс€, что, если учащиес€ будут решать исследовательские задачи, или практические задачи, дл€ решени€ которых они будут находить и примен€ть новые дл€ себ€ знани€, то благодар€ этому они научатс€ их добывать. Ёто все равно как предполагать, что, если человек будет много плавать, он научитс€ хорошо плавать.  онечно, чтобы научитс€ плавать, нужно плавать. Ќо этого недостаточно. „тобы хорошо плавать, нужно освоить наработанные в культуре способы плавани€. “очно также, включа€ учащихс€ в проектную де€тельность нужно обеспечивать, чтобы, разрабатыва€ проект, они одновременно решали учебные задачи, св€занные с освоением способов этой де€тельности. Ќи познавательные, ни практические способности человека не разовьютс€, если он не будет осваивать культуру соответствующей де€тельности. —колько бы проектов не разработали учащиес€, если они не смогут отличать хорошего проекта от плохого, т.е. не будут владеть способами оценки качества проектов, если они не смогут рефлексировать свой способ проектировани€, у них не будет развиватьс€ исследовательский и практический интеллект.

¬опрос о том, как строить проектную де€тельность, чтобы она стала формой развивающего обучени€, € буду обсуждать в следующих стать€х.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019