јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—ќ—Ќќ¬џ… Ћ≈—  ј  ќЅЏ≈ “ »«”„≈Ќ»я
(ћетодическа€ разработка)

ѕрохорова Ћюбовь Ќиколаевна
учитель биологии первой категории ћЅќ” "—редн€€ общеобразовательна€ школа є33 имени геро€ –оссии сержанта Ќ. ¬. —мирнова" города „ебоксары „увашской –еспублики

ѕо€снительна€ записка

¬ современном образовании приоритетным становитс€ свободное творческое развитие личности. Ќевозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллиру€ только техническими, экономическими, правовыми аспектами знаний. Ќеобходимо помочь человеку перевести эти знани€ в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. », конечно, де€тельность, а не созерцание помогут в реализации своего Ђяї любой личности. ќсознанное включение человека в экологическую де€тельность есть лучшее подтверждение его экологической культуры.

ѕрактические методы исследовани€ окружающей среды ¬.‘. Ўалаев называл могущественными методами. ќсобенно подробна€ характеристика практических методов обучени€ дана учеными-педагогами Ќ.ћ.¬ерзилиным и ¬.ћ. орсунской, а также ј.я.√ердом, Ѕ.≈.–айковым, Ѕ.Ќ.¬сесв€тским, ¬.¬. ѕоловцевым, ƒ.».«веревым и др.

 итайска€ пословица гласит: Ђя слышу Ц и € забываю, € вижу Ц и € помню, € делаю Ц и € понимаюї.

ѕрактически невозможно беречь и заботитьс€ о том, кого ты не любишь и не знаешь, так же очень сложно беречь и охран€ть природу, которую ты не понимаешь. “аким образом, актуальность применени€ практических методов в экологическом образовании заключаетс€ в том, чтобы показать дет€м природу изнутри, с возможно большей степенью подробности и при максимальном увеличении

ѕоэтому необходимо включать в школе такие формы экологического образовани€, при которых учащиес€ изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов Ц животных, растений, целых природных комплексов Ц в их естественных услови€х существовани€.

ќсновными такими формами €вл€ютс€ экскурсии, походы, летние полевые практикумы, проведение исследовательской работы и др. ¬се вышеуказанные методы можно объединить под общим названием Ђполевоеї или натуралистическое экологическое образовании.

” реб€т всегда существует мечта увидеть экзотических животных и растений, огромных слонов и столетние баобабы. ѕоэтому важно научить находить новые открыти€ в каждой травинке и букашке, показать уникальность родного кра€ и красоту родных лесов.

÷ель проекта Ђћой сосновый лесї: ‘ормирование экологического мировоззрени€ через практическое изучение природы «аволжских лесов.

ќсновное направление Ц изучение природных объектов на экскурси€х (√лушенков,1996). ≈ще ¬.ј —ухомлинский говорил: Ђ¬ывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке Ц дело значительно более сложное, чем вести урокї. Ќеобходимо учесть, что удержать внимание реб€т на экскурси€х только показом и рассказом о птицах и растени€х, весьма т€жело, наиболее приемлемым способом активизировать их познавательную де€тельность в природе €вл€етс€ выполнение практических заданий по конкретным объектам (“еплов, “итова,1997; √лушенков, 2000).

ѕеред экскурсией учащиес€ самосто€тельно знаком€тс€ с тем, что предстоит им изучать (√лушенков,2011). Ќапример, в 6 классе перед осенней экскурсией на уроке обсуждаетс€ вопрос особенностей внешнего строени€ сосны обыкновенной, даетс€ домашнее задание по описанию этого дерева. Ќа экскурсии происходит подробное изучение органов растени€ по инструктивным карточкам с использованием тестов. Ќа следующем уроке Ц небольша€ письменна€ работа. Ќемаловажное место занимают на наших экскурси€х процессы рефлексии.

¬ конце каждого учебного года с группой реб€т, заинтересованных биологией, продолжаютс€ полевые исследовани€, которые выливаютс€ в исследовательские проекты. »зучаемый перечень объектов и их методика посто€нно обновл€етс€ и расшир€етс€. “емы экскурсий и перечень изучаемых объектов приведен в следующей таблице:

є п/п

“ема экскурсии

 ласс

»зучаемые объекты

1.

ќсенн€€ экскурси€ в сосновый лес

6

Ђќсобенности внешнего строени€ сосны обыкновеннойї

7

Ђ∆изнь на этажахї

Ђ—нимаем отпечаткиї

2.

«имн€€ экскурси€ в сосновый лес

6

Ђќпределение урожа€ шишек сосны обыкновеннойї

Ђ»зучение эпифитных лишайниковї

7

ЂЌаблюдени€ за питанием д€тла большого пестрого в осенне-зимний периодї

Ђ»зучение трав€нистого покрова соснового лесаї

3.

¬есенн€€ экскурси€ в сосновый лес

6

Ђћорфологические особенности прострела обыкновенногої

»гра ЂЌайди свое деревої

√еоботаническое описание площадки леса

7

Ђƒействие лимитирующих факторов в экосистемах сосновых боровї

Ђ»сследовани€ попул€ций редких видов растенийї

Ђќпределение состо€ни€ хвои и генеративных органов сосны обыкновеннойї

4.

—труктура лесной экосистемы

9

ЂЅиоиндикаци€ загр€знени€ воздуха по состо€нию сосны обыкновеннойї

11

Ђ»зучение стволовых вредителей сосны обыкновеннойї

5.

Ћетн€€ полева€ практика

–азновоз-растна€ группа юннатов

Ђ»зучение антропогенной нагрузкиї

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёкскурсионный практикум

¬о врем€ сезонных экскурсии в сосновые леса с целью разнообрази€ и у€снени€ протекающих в каждый из периодов процессов рекомендуетс€ делать упор на проведение практических исследований

ћетодику проведени€ сезонных экскурсии с целью изучени€ фенологических фаз у сосны обыкновенной с элементами практических исследований подробно рассмотрим на примере осеннего сезона (по другим сезонам остановимс€ только на методах организации практических исследований).

ќсенн€€ экскурси€ Ђќсобенности внешнего строени€ сосны обыкновеннойї (6 класс)

÷ель: изучение морфологических и биологических особенностей сосны обыкновенной

«адачи:

  1. изучить особенности внешнего строени€ коры, листьев и генеративных органов сосны обыкновенной;
  2. рассмотреть факторы, вли€ющие на форму кроны сосны обыкновенной;
  3. ознакомить с приемами фенологического наблюдени€ за растени€ми;
  4. развить у учащихс€ навыки наблюдательности и правила ведени€ полевых дневников;
  5. воспитывать бережное отношение к объектам природы во врем€ проведени€ экскурсии.

ѕодготовка к экскурсии:

Ќа уроке перед экскурсией реб€та получают домашнее здание:

Ќайти в справочной литературе и зафиксировать в рабочей тетради описание внешнего строени€ сосны обыкновенной по плану:

  • ћеста произрастани€ сосны обыкновенной.
  • ќписание органов (корн€, ствола, кроны, листьев и шишек.)
  • ќтношение к свету.
  • «начение в природе.

¬водна€ часть. «накомство учащихс€ с правилами поведени€ во врем€ экскурсии и ведени€ полевых дневников.

„асть 1. ќсенние €влени€ в природе (беседа с демонстрацией природных объектов по ходу экскурсии)

„асть 2. –ассмотрение морфологических особенностей сосны

(ћесто ознакомлени€: ј,Ѕ Ц опушка леса. ¬,√ Ц участок с молодыми и зрелыми соснами. ƒ,≈,∆Ц зрелые деревь€ с низко расположенной кроной или молодой сосн€к.)

ј. ¬спомните внешнее строение деревьев. Ќайдите и покажите руководителю части дерева: корни; ствол; крона.

Ѕ. —равните кроны взрослых деревьев, выберите и запишите правильные суждени€.

  1. ¬ лесу сосны сто€т высокие, стройные.
  2. Ќа открытом пространстве крона сосны раскидиста€.
  3. —осны в лесу низкие.
  4. ” сосен в лесу зеленеет только верхн€€ часть кроны.
  5. ” сосен на открытом пространстве зеленеет только верхн€€ часть кроны.
  6. ” сосен в лесу раскидиста€ крона.

Ќарисуйте в блокноте сосны, произрастающие в лесу и в открытом пространстве.

¬. –ассмотрите кроны сосен разных возрастов и выберите и запишите правильные суждени€.

  1. ” молодых сосен крона зонтиковидна€.
  2. ” молодых сосен крона конусовидна€.
  3. — возрастом крона сосны округл€етс€.
  4. — возрастом крона сосны не измен€етс€.

√. »зучение коры сосны. ¬нимательно рассмотрите цвет и структуру коры ствола и веток сосен. Ќайдите соответстви€ дл€ молодых и старых деревьев, правильные запишите в блокноте в виде кода.

  1.  ора нижней части взрослого дерева
  2.  ора верхней части ствола взрослого дерева
  3. ћолодые сосны и тонкие ветки.

а) √ладка€ серо-зелена€ кора

б) “онка€ светло-коричнева€ кора с отслаивающейс€ пленкой

в)  расновато-бура€ глубоко-бороздчата€ кора

ƒ. »зучение хвои.

— помощью лупы внимательно рассмотрите хвою и выберите и запишите правильные суждени€.

    1. ’воинки сосны расположены в пучке по 3 штуки
    2. ’воинки сосны расположены в пучке по 2 штуки
    3. ќснование хвои голое
    4. ¬ основании хвои имеютс€ чешуйки
    5. ¬ерхушка хвои заостренна€ (колюча€)
    6. ¬ерхушка хвои тупа€ (неколюча€)
    7. ¬нутренн€€ сторона хвои плоска€.
    8. ¬нутренн€€ сторона хвои выпукла€
    9. ¬нешн€€ сторона хвои плоска€
    10. ¬нешн€€ сторона хвои выпукла€

≈. Ќайдите на ветках сосны и среди лесного опада шишки в разном состо€нии и объ€сните это.

„асть 3. Ѕиологические особенности.

  1. Ќайдите на участке леса доказательства, что сосна обыкновенна€ светолюбивое растение.
  2. Ќайдите на участке леса доказательства, что сосна обыкновенна€ не требовательна к почве.

¬ыводы.

”чащиес€ записывают выводы по итогам проведенной экскурсии в полевых дневниках. ѕри затруднении учитель задает навод€щие вопросы.

    1.  акие особенности внешнего строени€ сосны вы запомнили?
    2.  аковы биологические особенности сосны обыкновенной.

¬ конце экскурсии записывают в полевых дневниках выводы и сдают их учителю дл€ поверки. ѕроводитс€ меропри€тие по рефлексии. ЂЌайди свое деревої

ћеропри€тие по рефлексии

    1. —нимаем отпечатки
    2. — помощью восковых мелков можно сн€ть великолепные отпечатки с листьев и коры деревьев.

      Ќа коре лист бумаги (желательно - цветной) закрепл€ют с помощью скотча, и начинают осторожно натирать его пастельным мелком, пока не про€витс€ фактура коры.

      ¬ернувшись с экскурсии, необходимо подписать образцы и составить каталог.

      Ћисть€ кладут на кусок картона и накрывают листом бумаги. ∆елательно положить лист вверх тыльной стороной с выступающими жилками. «атем бумагу над листом натирают восковым карандашом, пока не про€витс€ рисунок листа.

       аждый рисунок подписывают и также составл€ют альбом-каталог.

      ≈сли собрать упавшие листь€ и плоды, то можно сделать с них интересные отпечатки и в классе, вернувшись с экскурсии.

      ѕри помощи широкой кисточки или старой зубной щетки на лист наноситс€ тонкий слой краски. Ћист кладут накрашенной стороной на бумагу, накрывают сверху газетной или упаковочной бумагой и аккуратно провод€т по поверхности всего сооружени€ валиком. ќтпечаток готов!

      Ќакрасив и прижав к бумаге некоторые цветы и плоды, вы так же можете получить вполне приличные отпечатки. [13]

       

    3. Ќайди свое дерево
    4. ƒети разбиваютс€ на пары, и одному ребенку в каждой паре зав€зываютс€ глаза. «атем Ђзр€чийї партнер бережно подводит своего друга к какому-либо дереву, соблюда€ все правила техники безопасности. –ебенок с зав€занными глазами тщательно ощупывает дерево, стара€сь запомнить все особенности и характерные черты, по которым он сможет потом его найти его. ѕосле этого зр€чий партнер отводит друга на прежнее место. ѕов€зка снимаетс€, ребенок ищет дерево, которое нащупал. ѕри затруднении, можно задавать навод€щие вопросы, указать группу деревьев, или лучше выбрать место разновозрастных деревьев. [13]

       

    5. ќбратна€ св€зь:
    6. ”читель выдает листочки с нарисованным кружочком с целью получени€ обратной св€зи. ”чащиес€ должны на выданных листочках охарактеризовать, в виде нижеприведенных картинок, насколько пон€тным и интересным им показалась данна€ тема урока: (5 минут) [13]

       

    7.  онкурс находок.

”чащиес€ распредел€ютс€ по группам и за определенное врем€ наход€т самые интересные и запоминающиес€ природные объекты (кор€ги, следы, животных и др.). ѕо большинству голосов определ€етс€ самый интересный объект.

¬о врем€ осенней экскурсии обсуждаютс€ услови€ постановки и методика проведени€ практический исследовательских работ Ђ»зучение строени€ лесного фитоценозаї и Ђ∆изнь на этажахї (работы провод€тс€ по возможности Ц на этой или последующих экскурси€х).

Ђ»зучение строени€ лесного фитоценозаї

÷ель: изучение €русного строени€ леса

ќборудование: веревка в 10м, блокноты, карандаши

‘орма работы: индивидуальна€.

¬ыделите в изучаемом растительном сообществе надземные €русы и изучите их видовой состав по плану:

1. ƒревесный €рус.

ѕорода

дерева

’арактеристика ствола

’арактеристика кроны

Ћисть€

‘енофаза

Ќаличие эпифитных растений

 

 

 

 

2.  устарниковый €рус

¬ид

 оличество

‘енофаза

  1. “рав€но-кустарничковый €рус
  2. ¬ид

    ќбилие

    ‘енофаза

  3. Ћесна€ подстилка (мохово-лишайниковый покров (при наличии))

—остав

“олщина

ƒайте название типа леса по результатам описани€ данного участка.

∆изнь на этажах

÷ель: изучить экологические ниши животных соснового леса.

ќборудование: блокноты, линейки, простой карандаш.

‘орма работы: работа парами.

 ласс распредел€етс€ на группы и ведет наблюдени€ за животными, находит следы их жизнеде€тельности по вариантам:

  1. ∆изнь в лесной подстилке.
  2. ¬ыделить 3 пробных площадки с помощью рамки 50’50 см. –азобрать и изучить ее состав. ¬ыбрать и определить обнаруженных животных.

  3. —тволовые жители.

»зучить стволы здоровых, высыхающих и высохших сосен. Ќайти следы жизнеде€тельности животных. –езультаты занести в таблицу є3:

  1.  рона сосен.
  2. ѕронаблюдать за кроной сосен разных возрастов, найти следы жизнеде€тельности различных животных, определить кому они принадлежат. —тр€хнуть, собрать и определить обнаруженных животных.

  3. Ўишки.

–ассмотреть упавшие (по возможности на побегах) шишки сосны. Ќайти следы обработки их различными животными отобрать шишки использованные животными, попытатьс€ определить.  то это сделал.

ќбсуждение поученных результатов вместе с учителем и сделать выводы.

—леды жизнеде€тельности

ћестонахождение

 оличество

∆ивотное

 «имн€€ экскурси€ Ђ”рожайность сосны обыкновеннойї (6 и 7 классы)

ќснову экскурсии составл€ют практические исследовани€ по определению урожайности сосны и изучению питани€ большого пестрого д€тла.

”рожайность сосны

÷ель: определение урожайности сосны обыкновенной.

ќборудование: блокноты, линейки, простой карандаш.

‘орма работы: работа парами.

ќпределение количества шишек сосны обыкновенной по глазомерной шкале. –еб€та на экскурсии в инструктивной карточке имеют данную шкалу. —овместно с учителем дают оценку по этой шкале 4-5 деревь€м. «атем распредел€ютс€ по парам и самосто€тельно определ€ют урожайность шишек дл€ 10 деревьев, данные занос€т в таблицу є1.

0 Ц полный неурожай.

1 Ц очень плохой урожай. Ўишки имеютс€ в небольшом количестве Ц на единичных деревь€х, а также на опушках и в ничтожном количестве Ц в глубине леса.

2 Ц плохой урожай. Ўишки встречаютс€, в основном на опушках, в глубине леса Ц на отдельных деревь€х.

3 Ц средний урожай. «начительное плодоношение на отдельно сто€чих деревь€х, а также по опушкам и удовлетворительное Ц в глубине леса

4 Ц хороший урожай. ќбильное плодоношение на отдельно сто€чих деревь€х и по опушкам и хорошее Ц в глубине леса.

5 Ц очень хороший урожай. ќбильное плодоношение как на отдельно сто€чих деревь€х и по опушкам, так и в глубине леса.

ѕосле чего, кажда€ пара учащихс€ расшелушивает по 20 шишек и подсчитывает количество сем€н извлеченных из них. «атем все вместе вычисл€ет среднюю урожайность и подвод€т общий итог.

”рожайность сосны обыкновенной:

”рожайность по шкале

—реднее количество сем€н в одной шишке

ѕредполагаемый урожай сем€н с одного дерева

¬ ходе проведени€ экскурсии учитель предлагает составить цепь питани€, в состав которой входит сосна обыкновенна€. ¬ыслушав примеры пищевых цепей, учитель выносит следующие вопросы дл€ обсуждени€:

  1. „исленность каких животных зависит от урожайности шишек сосны обыкновенной?
  2.  акие животные, кроме увиденных нами д€тлов, питаютс€ ее семенами?

ќбсуждаютс€ услови€ постановки и методика проведени€ работы Ђѕитание большого пестрого д€тла в зимний периодї

Ќаблюдений за питанием большого пестрого д€тла в зимний период

÷ель работы: изучить особенности питани€ д€тла большого пестрого в осенне-зимний период в сосновых лесах «аволжь€.

ќборудование: веревка в 10м, блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

‘орма работы: работа парами.

ѕлан проведени€ наблюдений:

1. ѕроход€ по маршруту, фиксировать Ђкузницыї д€тла и описывать по плану:

    1. ’арактеристика дерева, на котором расположена Ђкузницаї д€тла (старое или молодое, высыхающее, форма кроны и др.)
    2. ƒиаметр Ђкузницыї.
    3. Ќа какой высоте и с какой стороны дерева она расположена(север, запад, юг, восток).
    4. ќпределить количество использованных шишек.

–езультаты описаний занести в таблицу

є п/п

’арактерис-тика дерева

ћесторасполо-жение

Ђкузницыї

ƒиаметр разброса шишек вокруг дерева

количество обработанных д€тлом шишек

2.ѕри обнаружении самого д€тла на Ђкузницеї, можно установить пор€док действий птицы при долблении шишек. –езультаты наблюдений занесите в таблицу Ђѕор€док действий д€тла на Ђкузницеї

є п/п

„ем зан€т д€тел

Ќачало

 онец

¬рем€, потраченное, на каждое действие

3. ќпределение эффективности использовани€ шишек д€тлом по плану:

  1. подсчитать количество сем€н в 10 целых шишках сосны обыкновенной и определить среднее количество сем€н в шишках;
  2. собрать по 10 шишек, использованных д€тлом и подсчитать количество оставшихс€ сем€н и вычислить среднее значение.
  3. вычислить Ђэффективность кормодобывани€ї д€тла в % (среднее кол-во оставшихс€ сем€н/среднее кол-во сем€н в целых шишках*100)

ѕолученные результаты занести в таблицу: ЂЁффективность кормодобывани€ї д€тла

є п/п

—реднее кол-во сем€н в целых шишках

 оличество оставшихс€ сем€н в шишках, использованных д€тлом

ЂЁффективность кормодобывани€ї д€тла в %

¬есенн€€ экскурси€: Ђќпыление и вегетаци€ сосны обыкновеннойї

(6 класс)

ќснову экскурсии составл€ют наблюдени€ за опылением и вегетацией сосны, практические исследовани€ по изучению эпифитных лишайников и раннецветущих растений

Ќаблюдени€:

  1. ѕо€вление легкого облачка пыльцы при встр€хивании веток сосны с мужскими шишечками. ќпределение начала, массового и окончание пылени€ методом фиксации пыльцы па липучих предметах.
  2. ¬озобновление вегетации. ќтмечаетс€ дата, когда у нескольких сосен наблюдаетс€ рост верхушечных и пазушных почек

–езультаты фенологических наблюдений записываютс€ в таблицу

ƒата наблюдений

‘енологическое изменение

„астота внесени€ результатов в весенний период Ц через день (во врем€ пылени€), каждую неделю (во врем€ вегетации)

ќбсуждаютс€ услови€ постановки, методика проведени€ и провод€тс€ практические исследовани€ по изучению эпифитных лишайников и морфологических особенностей некоторых редких видов растений.

»зучение эпифитных лишайников

÷ель: ознакомление учащихс€ с видовым многообразием эпифитных лишайников соснового леса

ќборудование: блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

‘орма работы: работа парами.

  1. ¬спомнить основные морфологические формы лишайников.
  2. –азбитьс€ на пары и отыскать по три вида листовых и кустовых лишайников.
  3. Ќайти и сформулировать дл€ каждого лишайника характерные видовые признаки

”читель уточн€ет ответы учащихс€ и называет каждый найденный ими вид. »з собранных лишайников приготовить коллекцию, подписать названи€.

—писок самых распространенных эпифитных лишайников соснового леса: гипогимни€ вздута€, ксантори€ настенна€, кладони€ шишконосна€, кладони€ серо-м€сна€, усне€ сливова€ и др.

ћорфологические особенности прострела обыкновенного

÷ель: изучение особенности внешнего строени€ прострела раскрытого и оценка состо€ни€ попул€ции вида.

ќборудование: веревка в 10 м, блокноты, линейки, простой карандаш, лупы.

‘орма работы: работа парами.

  1. ќписать цветущие экземпл€ры растений по 10 шт. по разделам таблицы:
  2. є п\п

    ƒлина стебл€

    ƒлина венчика цветка

     оличество лепестков

  3. «аложить 3 пробных участка 100 кв.м (на краю леса, около грунтовой дороги, в глубине леса) и подсчитать количество экземпл€ров изучаемого вида и сделать соответствующие выводы по полученным результатам.

Ћитература:

  1. √лушенков ќ.¬. Ёкологические экскурсии в 9 классе // Ќародна€ школа. Ц1996. є6 Ц —.58-64
  2. √лушенков ќ.¬. Ёкскурсии в экосистемы открытых пространств. ѕостановка практических работ во врем€ экскурсий // Ёкологический вестник „увашской –еспублики. - 2000. є21 Ц —.76-86.
  3. √лушенков ќ.¬. Ёкскурсионный практикум // »сследовательска€ работа школьников. - 2011. є3(37) Ц —.51-74.
  4. “еплов ƒ.Ћ., “итов ≈.¬. ќ самосто€тельной работе учащихс€ на экскурси€х // Ѕиологи€ в школе.-1997.-є1.-с.81-84
  5. “еплова Ћ.ѕ. Ћишайники и растени€ хвойных лесов. Ц „ебоксары,2006

 

ѕриложение є1

”ченики 6 класса на осенней экскурсии

 

—вета изучает внешнее строение сосновой хвои

ѕриложение є2.

" узница" д€тла большого пестрого

—танок большого пестрого д€тла

ѕриложение є3

ѕальчатокоренник п€тнистый

√нездовка насто€ща€



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019