јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ћ≈“≈ќ–ќЋќ√»„≈— »≈ ЌјЅЋёƒ≈Ќ»я Ќј —“јЌ÷»я’ ёЌЌј“ќ¬ » ѕ–»Ў ќЋ№Ќџ’ ”„ј—“ ј’

јвдеев —ергей ћихайлович
кандидат сельскохоз€йственных наук, доцент кафедры земледели€ и агрометеорологии –√ј”-ћ—’ј имени  .ј. “имир€зева

 

¬ процессе полевого опыта на растени€ посто€нно оказывают вли€ние различные метеорологические факторы. —читаетс€, что тот урожай, который мы получим на 40% определен свойствами самого сорта или гибрида, на 20% - услови€ми агротехники, а на 40% - теми погодно-климатическими услови€ми, которые складываютс€ в процессе вегетации. ћы можем все сделать правильно, полностью выполнить технологическую карту, а погодные услови€ просто не позвол€т растени€м реализовать свой потенциал.

Ќаблюдени€ за погодой должны носить ежедневный характер и осуществл€тьс€ с помощью различных приборов. ќсновными наблюдени€ми €вл€ютс€ учеты температуры воздуха и количества осадков.  онечно, эти данные можно получить на ближайшей метеостанции, но нам Ц юннатам гораздо интереснее самим получить эти результаты. ј вот средние многолетние данные (т.е. норму на данной территории) можно будет узнать в климатической справочнике по вашему региону или оп€ть же на ближайшей метеорологической станции. Ёта норма нам будет необходимо дл€ анализа, то есть сравнени€ данных конкретно нашего года со средними многолетними данными. ѕример, как представл€ютс€ эти данные в таблице 1.

ѕриборами дл€ измерени€ температуры воздуха служат термометры. ѕри всем разнообразии выбора этих приборов на современном рынке, предпочтение следует отдавать тем из них, кто имеет цену делени€ шкалы 0,2 ∞—, они обеспечивают достаточную точность и простоту использовани€.

“аблица 1. —редние многолетние значени€ основных метеорологических элементов по данным метеорологической обсерватории имени ¬.ј. ћихельсона (г. ћосква)

ћес€ц

ƒекада

“емпература воздуха, ∞—

ќсадки, мм

јпрель

2

4,3

13

3

7,9

15

ћай

1

10,3

17

2

12,2

18

3

14,0

20

»юнь

1

15,2

22

2

16,5

23

3

17,5

25

»юль

1

18,4

27

2

18,7

28

3

18,4

28

јвгуст

1

17,5

26

2

16,5

26

3

15,2

25

—ент€брь

1

13,1

20

2

10,8

20

3

8,3

20

ќкт€брь

1

6,1

19

«а период вегетации

 

13,4

392

ƒл€ наблюдени€ за температурой воздуха срочный (психрометрический) термометр располагаетс€ вертикально, в месте, где на него не будет попадать пр€мой солнечный свет. ¬ идеале, дл€ этого используетс€ психрометрическа€ будка, котора€ представл€ет собой дерев€нный короб со стенками в виде жалюзи, со сплошной крышей, установленный на подставке высотой около 2 метров. ѕри такой компоновке внутри будки осуществл€етс€ свободна€ циркул€ци€ воздуха, но исключено попадание пр€мых солнечных лучей, а также повреждение термометра осадками и сильными порывами ветра.

ƒл€ анализа условий по приходу тепла, используют такие величины, как средн€€ суточна€, средн€€ декадна€ и средн€€ мес€чна€ температура. —редн€€ суточна€ температура находитс€ как среднее арифметическое от 8-ми значений наблюдений в течении суток (наблюдени€ провод€тс€ через каждые 3 часа в 3-00, 6-00, 9-00, 12-00, 15-00, 18-00, 21-00 и в 24-00).  онечно, юному натуралисту проводить наблюдени€ в ночное врем€ затруднительно, поэтому можно несколько упростить данную схему.

ƒопустимо юннату определ€ть среднюю суточную температуру, как среднее арифметическое от значений термометра в 9-00, 17-00 и 21-00. ¬ этом случае мы исключаем дневной и ночной экстремумы и определ€ем среднее значение достаточно корректно дл€ школьника.

—редн€€ декадна€ температура, рассчитываетс€ как среднее арифметическое между 10 средними суточными температурами конкретной декады.

—редн€€ мес€чна€ температура Ц это среднее арифметическое между трем€ декадными значени€ми температур.

¬ метеорологии наиболее часто используютс€ средние декадные температуры, они достаточно информативны, и в тоже врем€ сравнительно легко рассчитываютс€ и сравниваютс€ со средними многолетними данными.

¬последствии, дл€ удобства анализа температурных условий, лучше всего представл€ть данные в виде графика, где будут построены две кривые Ц одним цветом Ц средние многолетние данные, другим Ц данные текущего вегетационного периода.

ƒругой параметр, который отражает услови€ вегетационного периода Ц количество осадков (таблица 1). ќн измер€етс€ в миллиметрах (мм), под которыми понимаетс€ высота сло€ воды, который образуетс€ на абсолютно ровно поверхности после выпадени€ осадков при условии, что с этой поверхности полностью исключен поверхностный и внутрипочвенный сток и полностью исключено испарение.

ѕоскольку с такими услови€ми в естественной природе мы не сталкиваемс€, то дл€ измерени€ осадков используют приборы Ц осадкомеры. —амый распространенный из них Ц осадкомер “реть€кова. ќн представл€ет из себ€ ведро из оцинкованной стали площадью сечени€ 200см2 установленный на подставке в виде столба на высоте около 2 м. ¬ комплекте к этому прибору идет мензурка объемом 200 см3 проградуированна€ 100 делени€ми. —оответственно цена одного делени€ этой мензурки составл€ет 0,1 мм (формула 1).

N = 200 см3/100 = 2 см3

N = 2 см3 / 200 см2 = 0,01 см = 0,1 мм

≈сли нет возможности задействовать данный прибор, можно обойтись любой другой емкостью с известной площадью сечени€ и мензуркой с известной емкостью. ѕо формуле 1 необходимо провести расчет цены делени€ стакана в мм и затем весь вегетационный период только измер€ть количество осадков, занос€ эти данные в свой дневник.

ƒанные по выпадению осадков снимаютс€ два раза в сутки Ц в 6-00 и 18-00. —умма количества осадков за эти два срока дают суточную сумму осадков. ѕосле истечени€ декады, необходимо будет подсчитать декадную сумму осадков, а затем и мес€чную. ¬ конце представл€ем данные по выпадению осадков в виде гистограммы, где одним цветом будут построены столбики по средним многолетним данным, другим Ц по данным конкретного года.

ћетеорологическое сопровождение полевых опытов, которые провод€тс€ на пол€х, на пришкольных участках центров дополнительного образовани€ вполне может ограничитс€ наблюдени€ми за этими двум€ факторами, хот€ данные по влажностным характеристикам воздуха могут служить украшением работы, и при этом следует отмечать необычные погодные €влени€, если они происходили за период вегетации (град, гроза, сильный ливень, наводнение, засуха, суховей, пыльна€ бур€ и т.д.).

¬лажность воздуха Ц важнейший компонент среды обитани€ сельскохоз€йственных растений, многих процессов в сельскохоз€йственном производстве.

Ц ѕониженна€ влажность 30%, котора€ чаще всего сопровождаетс€ высокой температурой, отрицательно отражаетс€ на росте и развитии растений, т.к. возникает большой недостаток воды

Ц Ќизка€ влажность в период цветени€ приводит к пересыханию пыльцы, что обуславливает неполное оплодотворение, зерно получаетс€ щуплым, урожай снижаетс€.

Ц  ачество урожа€ зависит также от влажности воздуха: низка€ влажность снижает качество льноволокна, но повышает содержание белка в пшенице, сахара в плодах.

Ц ѕовышенна€ влажность воздуха (≥ 80%) отрицательно сказываетс€ на состо€нии растений: приводит к полеганию зерновых культур; преп€тствует нормальному опылению и снижает урожай; задерживает наступление полной спелости зерна; способствует распространению р€да грибковых заболеваний.

≈сли же опыт или наблюдение проводитс€ в комнатных услови€х, то конечно, скачков температуры или осадков у нас не будет вообще, а вот параметры влажности воздуха следует учитывать об€зательно.

ƒл€ анализа влажности воздуха используютс€ приборы, которые называютс€ психрометрами. ѕсихрометр состоит из двух термометров, вз€тых из одной партии изготовлени€ и одно партии поверки, то есть максимально близкие. ≈сли нет возможности приобрести такой прибор, то можно вз€ть просто два одинаковых термометра и установить их р€дом в вертикальном положении. ѕри этом резервуар одного из термометров необходимо обернуть батистовой тр€почкой, конец которой опустить в баночку с водой. ≈сли нет тр€почки, можно обернуть ватой и посто€нно (3-4 раза в день) следить за тем, чтобы вата была влажна€. “ермометр без батиста будет называтьс€ Ђсухимї и его значение обозначаетс€ символом t, а термометр без батиста Ц смоченный (t').

— поверхности батиста (ваты) посто€нно происходит испарение Ц процесс, который идет с затратами энергии, т.е. смоченный термометр будет показывать значение меньше, чем сухой. ѕричем, чем суше воздух, тем интенсивнее испарение и тем более низким будет значение смоченного термометра по сравнению с сухим. ≈динственный случай, когда величины этих двух термометров совпадают Ц это 100 % относительна€ влажность воздуха, когда воздух насыщен влагой до предела и с поверхности батиста влага не испар€етс€.

—одержание вод€ного пара в атмосфере называют влажностью воздуха. ¬од€ной пар Ц переменна€ составл€юща€ атмосферного воздуха. ” земной поверхности его содержание до 4% по объему, на высоте 1,5Е2,0 км Ц вдвое меньше.

 оличество вод€ного пара в воздухе выражаетс€ следующими характеристиками.

  1. јбсолютна€ влажность а Ц количество вод€ного пара, выраженное в граммах содержащеес€ в 1м3 воздуха (г/м3), самый простой, но самый редко используемый показатель.

  2. ѕарциальное давление вод€ного пара (упругость) е Ц фактическое давление, которое оказывает вод€ной пар, наход€щийс€ в воздухе. ≈го ещЄ называют упругостью вод€ного пара. »змер€ют в гѕа. ѕараметр необходимый дл€ расчета относительной влажности воздуха.

  3. ƒавление насыщенного вод€ного пара (упругость насыщени€) Ц максимально возможное значение парциального давлени€ при данной температуре. »змер€ют в гѕа. ѕри более высокой температуре воздух содержит больше вод€ного пара, чем при низкой. ƒанный параметр необходим дл€ оценки степени насыщени€ воздуха влагой при данных услови€х по сравнению с максимально возможной степенью насыщени€.

  4. ќтносительна€ влажность f Ц отношение парциального вод€ного пара содержащегос€ в воздухе, к давлению насыщенного вод€ного пара при данной температуре. ¬ыражаетс€ в процентах:

  5. f = 100 %

    формула 2

    ќтносительна€ влажность показывает степень насыщени€ воздуха

    вод€ными парами: 30% Ц сухой воздух, 80% Ц влажный, переувлажненный воздух. Ётот параметр позвол€ет нам дать оценку насыщени€ воздуха вод€ными парами. »менно относительна€ влажность позвол€ет нам оценить не только комфортность пребывани€ человека в данном помещении или в данной местности, но и дать оценку услови€м произрастани€ растений, т.к. чем суше воздух, тем больше воды испар€етс€ с поверхности растений и почвы, тем больше нам необходимо возместить корнеобитаемому слою почвы влаги.

  6. ƒефицит насыщени€ вод€ного пара (дефицит упругости, недостаток насыщени€) d Ц разность между упругостью насыщени€ и фактической упругостью вод€ного пара:

  7. d = E-e

    формула 3

    ƒефицит насыщени€ выражает также в гѕа, что и величины и е. ѕри увеличении относительной влажности дефицит насыщени€ уменьшаетс€, а при f = 100 % становитс€ равным нулю.

    ƒанный параметр показывает степень сухости воздуха. „ем больше значение дефицита, тем суше воздух. ≈сли сухость отмечаетс€ в помещении, то необходимо увлажнить воздух с помощью специальных приборов или резервуаров с водой, расставленных по помещению. ¬ сельском хоз€йстве этот параметр учитывают при оценке условий работы комбайна при уборке зерновых. —читаетс€, что при дефиците больше 8 гѕа, услови€ хорошие, так как воздух сухой, а при этом и зерно в колосе подсыхает и будет хорошо проходить через шнеки и транспортеры комбайна. ≈сли дефицит 3-8 гѕа, то услови€ удовлетворительные, а при дефиците менее 3 гѕа, услови€ плохие. —читаетс€, что в этом случае зерно влажное, будет слипатьс€ в ворохе и забивать механизмы уборочных машин.

  8. “очка росы td Ц температура (—0), при которой вод€ной пар, содержавшийс€ в воздухе при данном давлении достигает состо€ни€ насыщени€ относительно химически чистой плоской поверхности воды. ѕри 100 % относительной влажности точка росы совпадает с фактической температурой воздуха t:

td = t; d = 0

“емпература соответствующа€ точке росы показывает нам, при какой температуре относительна€ влажность в нашем воздухе достигнет 100 %, при условии, что остальные параметры останутс€ без изменений. ƒело в том, что чем ниже температура, тем меньшего количества влаги необходимо дл€ того, чтобы привести его в состо€нии насыщени€.

Ѕольше всего вод€ного пара в нижних сло€х атмосферы, непосредственно примыкающих к испар€ющей поверхности.

”пругости вод€ного пара с высотой уменьшаетс€ в 4Ц5 раз быстрее, чем атмосферное давление. ¬ более высокие слои атмосферы пара поступает меньше, чем в приземный слой, т.к. в нЄм процесс идЄт непрерывно из-за испарени€ с де€тельной поверхности.  роме того, с высотой при понижении температуры значительна€ часть пара уменьшаетс€ в результате конденсации.

ќтносительна€ влажность по вертикали распредел€етс€ неравномерно. ¬ летние дни в приземном слое она несколько возрастает с высотой за счЄт быстрого понижени€ температуры, затем начинает убывать и снова возрастает до 100% в слое образовани€ облаков.

¬ растительном покрове вод€ного пара содержитс€ больше, чем над оголенной почвой. ѕоэтому упругость вод€ного пара в нЄм выше, чем над ним, особенно в дневные часы.

ќтносительна€ влажность среди растений также повышена. Ќаибольшие значени€ еЄ наблюдаютс€ у поверхности почвы, затененной растени€ми, а наименьшие Ц в верхнем €русе листьев.

ƒефицит насыщени€ в посевах значительно меньше, чем над оголенной поверхностью.

ƒл€ корректной картины характеристики микроклимата помещени€ достаточно проводить наблюдени€ за влажностью утром, днем и вечером. ѕричем, дл€ расчета всех представленных величин необходимо воспользоватьс€ психрометрическими таблицами, упрощенный вариант которых мы приводим ниже.

”прощенный вариант Ђѕсихрометрических таблицї

дл€ определени€ характеристик влажности воздуха

“аблица 2. ћаксимальна€ упругость вод€ного пара над водой

(ƒавление насыщенного вод€ного пара ≈, гѕа)

÷елые градусы

ƒес€тые доли градуса

0

2

4

6

8

0

6,1

6,2

6,3

6,4

6,5

1

6,6

6,7

6,8

6,9

7,0

2

7,0

7,2

7,3

7,3

7,5

3

7,6

7,7

7,8

7,9

8,0

4

8,1

8,2

8,4

8,5

8,6

5

8,7

8,8

9,0

9,1

9,2

6

9,4

9,5

9,6

9,7

9,9

7

10,0

10,2

10,3

10,4

10,6

8

10,7

10,9

11,0

11,2

11,3

9

11,5

11,6

11,8

12,0

12,1

10

12,3

12,4

12,6

12,8

13,0

11

13,1

13,3

13,5

13,7

13,8

12

14,0

14,2

14,4

14,6

14,8

13

15,0

15,2

15,4

15,6

15,8

14

16,0

16,2

16,4

16,6

16,8

15

17,1

17,3

17,5

17,7

18,0

16

18,2

18,4

18,7

18,9

19,1

17

19,4

19,6

19,9

20,1

20,4

18

20,6

20,9

21,2

21,4

21,7

19

22,0

22,3

22,5

22,8

23,1

20

23,4

23,7

24,0

24,3

24,6

21

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

22

26,5

26,8

27,1

27,4

27,8

23

28,1

28,5

28,8

29,2

29,5

24

29,9

30,2

30,6

31,0

31,3

25

31,7

32,1

32,5

32,9

33,2

26

33,6

34,0

34,4

34,9

35,3

27

35,7

36,1

36,5

37,0

37,4

28

37,8

38,3

38,7

39,2

39,6

29

40,1

40,6

41,0

41,5

42,0

30

42,5

43,0

43,5

44,0

44,5

ѕример. ќпределить максимальную упругость вод€ного пара при температуре 10,5 ◦—.

“аблица показывает, что при 10,4 ◦— максимальна€ упругость 12,6 гѕа, при 10,6 ◦— Ц 12,8 гѕа, соответственно при 10,5 ◦— максимальна€ упругость будет 12,7 гѕа.

“аблица 3. “аблица дл€ определени€ точки росы td по значению упругости вод€ного пара (парциальное давление, е, гѕа)

е, гѕа

td, ◦—

е, гѕа

td, ◦—

1,3

Ц20

6,2-6,3

0

1,4

Ц19

6,4-6,7

1

1,5

Ц18

6,8-7,3

2

1,6

Ц17

7,4-7,8

3

1,9-1,8

Ц16

7,9-8,4

4

1,9

Ц15

8,5-9,0

5

2,0-2,1

Ц14

9,1-9,6

6

2,2-2,3

Ц13

9,7-10,3

7

2,4-2,5

Ц12

10,4-11,1

8

2,6-2,7

Ц11

11,2-11,8

9

2,8-2,9

Ц10

11,9-12,7

10

3,0-3,2

Ц9

12,8-13,5

11

3,3-3,4

Ц8

13,6-14,5

12

3,5-3,7

Ц7

14,6-15,4

13

3,8-4,0

Ц6

15,5-16,5

14

4,1-4,3

Ц5

16,6-17,6

15

4,4-4,7

Ц4

17,7-18,7

16

4,8-5,0

Ц3

18,8-20,0

17

5,1-5,4

Ц2

20,1-21,3

18

5,5-5,8

Ц1

21,4-22,6

19

5,9-6,1

Ц0

22,7-24,1

20

ѕример. ѕарциальное давление 14,1 гѕа. »з данных таблицы 3 видно, что точка росы равна 12 ◦—

“аблица 4

ѕсихрометрические таблицы

t Ц температура сухого термометра, ◦—

t' Ц температура смоченного термометра, ◦—

е Ц парциальное давление, гѕа

f Ц относительна€ влажность, %

d Ц недостаток насыщени€, гѕа

n Ц поправочное число

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

5

t \ t'

6

Ц1,0

0,9

10

7,8

19

0,0

1,3

14

8,1

19

0,0

2,1

25

6,6

16

1,0

2,6

28

6,8

15

+1,0

3,4

39

5,3

12

2,0

3,9

41

5,5

12

+2,0

4,7

54

4,0

9

3,0

5,2

56

4,2

9

+3,0

6,0

68

2,7

6

4,0

6,5

70

2,9

6

+4,0

7,3

84

1,4

3

5,0

7,9

85

1,5

3

+5,0

8,7

100

0,0

0

6,0

9,4

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

7

t \ t'

8

0,0

0,6

5

9,4

22

1,0

1,0

9

9,7

21

1,0

1,8

18

8,2

18

2,0

2,3

21

8,4

18

2,0

3,1

31

6,9

15

3,0

3,6

34

7,1

15

3,0

4,4

44

5,6

12

4,0

4,9

46

5,8

11

4,0

5,8

57

4,2

9

5,0

6,3

59

4,4

8

5,0

7,1

71

2,9

6

6,0

7,8

72

2,9

5

6,0

8,6

85

1,4

3

7,0

9,2

86

1,5

3

7,0

10,0

100

0,0

0

8,0

10,7

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

9

t \ t'

10

2,0

1,5

13

10,0

21

3,0

2,0

16

10,3

20

3,0

2,8

24

8,7

17

4,0

3,4

27

8,9

17

4,0

4,2

36

7,3

14

5,0

4,8

39

7,5

14

5,0

5,5

48

6,0

11

6,0

6,2

50

6,1

11

6,0

7,0

61

4,5

8

7,0

7,6

62

4,7

8

7,0

8,4

73

3,1

5

8,0

9,1

74

3,2

5

8,0

9,9

87

1,6

3

9,0

10,7

87

1,6

2

9,0

11,5

100

0,0

0

10,0

12,3

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

11

t \ t'

12

3,0

1,2

9

11,9

23

3,0

0,4

3

13,6

26

4,0

2,6

20

10,5

20

4,0

1,8

13

12,2

22

5,0

4,0

30

9,1

16

5,0

3,2

23

10,8

19

6,0

5,4

41

7,7

13

6,0

4,6

33

9,4

16

7,0

6,8

52

6,3

10

7,0

6,0

43

8,0

13

8,0

8,3

64

4,8

8

8,0

7,5

54

6,5

10

9,0

9,9

75

3,2

5

9,0

9,1

65

4,9

7

10,0

11,5

88

1,6

2

10,0

10,7

76

3,3

5

11,0

13,1

100

0,0

0

11,0

12,3

88

1,7

2

 

 

 

 

 

12,0

14,0

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

13

t \ t'

14

4,0

1,0

7

14,0

25

5,0

1,6

10

14,4

24

5,0

2,4

16

12,6

22

6,0

3,0

19

13,0

21

6,0

3,8

25

11,2

19

7,0

4,5

28

11,5

18

7,0

5,2

35

9,8

16

8,0

6,0

37

10,0

15

8,0

6,8

45

8,2

13

9,0

7,5

47

8,5

12

9,0

8,3

55

6,7

10

10,0

9,1

57

6,9

10

10,0

9,9

66

5,1

7

11,0

10,8

67

5,2

7

11,0

11,5

77

3,5

5

12,0

12,4

78

3,6

5

12,0

13,2

88

1,8

2

13,0

14,2

89

1,8

2

13,0

15,0

100

0,0

0

14,0

16,0

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

15

t \ t'

16

5,0

0,8

5

16,3

27

6,0

1,4

8

16,8

27

6,0

2,2

13

14,9

24

7,0

2,9

16

15,3

23

7,0

3,7

21

13,4

21

8,0

4,4

24

13,8

20

8,0

5,2

30

11,9

18

9,0

5,9

33

12,3

17

9,0

6,7

39

10,4

15

10,0

7,5

41

10,7

14

10,0

8,3

49

8,8

12

11,0

9,2

50

9,0

12

11,0

10,0

58

7,1

9

12,0

10,8

60

7,4

9

12,0

11,6

68

5,5

7

13,0

12,6

69

5,6

7

13,0

13,4

78

3,7

4

14,0

14,4

79

3,8

4

14,0

15,2

89

1,9

2

15,0

16,3

89

1,9

2

15,0

17,1

100

0,0

0

16,0

18,2

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

17

t \ t'

18

6,0

0,6

3

18,8

29

7,0

1,3

6

19,3

28

7,0

2,1

11

17,3

26

8,0

2,8

13

17,8

25

8,0

3,6

18

15,8

23

9,0

4,3

21

16,3

22

9,0

5,1

26

14,3

20

10,0

5,9

29

14,7

19

10,0

6,7

35

12,7

17

11,0

7,6

37

13,0

16

11,0

8,4

43

11,0

14

12,0

9,3

45

11,3

13

12,0

10,1

52

9,3

11

13,0

11,0

53

9,6

11

13,0

11,8

61

7,6

9

14,0

12,8

62

7,8

8

14,0

13,6

70

5,8

6

15,0

14,7

71

5,9

6

15,0

15,5

80

3,9

4

16,0

16,6

80

4,0

4

16,0

17,4

90

2,0

2

17,0

18,6

90

2,0

2

17,0

19,4

100

0,0

0

18,0

20,6

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

19

t \ t'

20

8,0

2,0

9

20,0

27

8,0

1,2

5

22,2

30

9,0

3,5

16

18,5

24

9,0

2,7

12

20,7

27

10,0

5,1

23

16,9

21

10,0

4,3

19

19,1

24

11,0

6,8

31

15,2

18

11,0

6,0

26

17,4

21

12,0

8,5

39

13,5

16

12,0

7,7

33

15,7

18

13,0

10,2

46

11,8

13

13,0

9,4

40

14,0

15

14,0

12,0

55

10,0

11

14,0

11,2

48

12,2

13

15,0

13,9

63

8,1

8

15,0

13,1

56

10,3

10

16,0

15,8

72

6,2

6

16,0

15,0

64

8,4

8

17,0

17,8

81

4,2

4

17,0

17,0

73

6,4

6

18,0

19,9

90

2,1

2

18,0

19,1

81

4,3

4

19,0

22,0

100

0,0

0

19,0

21,2

91

2,2

2

 

 

 

 

 

20,0

23,4

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

21

t \ t'

22

9,0

1,9

8

23,0

29

9,0

1,2

4

25,3

31

10,0

3,5

14

21,4

26

10,0

2,7

10

23,8

28

11,0

5,2

21

19,7

23

11,0

4,4

17

22,1

25

12,0

6,9

28

18,0

20

12,0

6,1

23

20,4

22

13,0

8,6

35

16,3

17

13,0

7,8

30

18,7

19

14,0

10,4

42

14,5

15

14,0

9,6

36

16,9

17

15,0

12,3

50

12,6

12

15,0

11,5

43

15,0

14

16,0

14,2

57

10,7

10

16,0

13,4

51

13,1

12

17,0

16,2

65

8,7

8

17,0

15,4

58

11,1

10

18,0

18,3

73

6,6

6

18,0

17,5

66

9,0

7

19,0

20,4

82

4,5

4

19,0

19,6

74

6,9

5

20,0

22,6

91

2,3

2

20,0

21,8

82

4,7

3

21,0

24,9

100

0,0

0

21,0

24,1

91

2,4

2

 

 

 

 

 

22,0

26,5

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

23

t \ t'

24

10,0

2,0

7

26,1

30

10,0

1,2

4

28,7

32

11,0

3,6

13

24,5

27

11,0

2,8

9

27,1

29

12,0

5,3

19

22,8

24

12,0

4,5

15

25,4

26

13,0

7,0

25

21,1

22

13,0

6,2

21

23,7

24

14,0

8,8

31

19,3

19

14,0

8,0

27

21,9

21

15,0

10,7

38

17,4

16

15,0

9,9

33

20,0

18

16,0

12,6

45

15,5

14

16,0

11,8

40

18,1

16

17,0

14,6

52

13,5

11

17,0

13,8

46

16,1

13

18,0

16,7

59

11,4

9

18,0

15,9

53

14,0

11

19,0

18,8

67

9,3

7

19,0

18,0

60

11,9

9

20,0

21,0

75

7,1

5

20,0

20,2

68

9,7

7

21,0

23,3

83

4,8

3

21,0

22,5

75

7,4

5

22,0

25,7

91

2,4

2

22,0

24,9

83

5,0

3

23,0

28,1

100

0,0

0

23,0

27,3

91

2,6

2

 

 

 

 

 

24,0

29,9

100

0,0

0

 

е

f

d

n

 

е

f

d

n

t \ t'

25

t \ t'

25

11,0

2,0

6

29,7

32

19,0

17,2

54

14,5

11

12,0

3,7

12

28,0

29

20,0

19,4

61

12,3

9

13,0

5,4

17

26,3

26

21,0

21,7

68

10,0

7

14,0

7,2

23

24,5

23

22,0

24,1

76

7,6

5

15,0

9,1

29

22,6

20

23,0

26,5

84

5,2

3

16,0

11,0

35

20,7

18

24,0

29,1

92

2,6

1

17,0

13,0

41

18,7

15

25,0

31,7

100

0,0

0

18,0

15,1

48

16,6

13

 

 

 

 

 

ѕсихрометрические таблицы составлены дл€ целых градусов. ѕоэтому показани€ термометров следует округл€ть по следующему правилу. ≈сли дес€тых долей меньше 5, их следует отбросить, если 5, то вз€ть четное число целых градусов, если больше 5, - к числу целых градусов прибавить единицу.

ѕример. —ухой термометр аспирационного психрометра (t) 22 ◦—, смоченного (t') 13 ◦—, давление воздуха (р) 1010 гѕа. ѕо сухому и смоченному термометрам находим поправочное число (n), оно равно 19 (табл. 3). ѕо поправочному числу (n) и давлению воздуха (р) находим поправку к смоченному термометру (∆t'): она равна +0,6 (табл. 4). ѕрибавл€ем ее к показанию смоченного термометра, получаем 13,6◦— и округл€ем ее до 14◦—.

ѕо сухому термометру (t) 22 ◦— и исправленному смоченному термометру (t') 14 ◦— в таблице 4 находим характеристики влажности воздуха: е = 9,6 гѕа, f = 36%, d = 16,9 гѕа.

ѕо упругости вод€ного пара 9,6 гѕа в таблице 3 находим точку росы равную 6◦—.

ѕо температуре сухого термометра 22 ◦— в табл. 2 находим давление насыщенного вод€ного пара ≈ = 26,5 гѕа.

“аблица 5. ѕоправки к смоченному термометру (∆t')

ƒл€ аспирационного психрометра (все поправки со знаком +)

р

ƒл€ станционного психрометра

n

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

n от-до

поправка

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

1030

0 Ц 8

0,0

10

0,3

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

9 Ц 24

- 0,1

20

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

25 Ц 32

- 0,2

30

0,9

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1020

0 Ц 12

0,0

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,3

13 Ц 32

- 0,1

10

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

1010

0 Ц 25

0,0

20

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,8

0,9

26 Ц 32

- 0,1

30

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,1

1,2

1000

0 Ц 32

0,0

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

990

0 Ц 25

0,0

10

0,3

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

26 Ц 32

+ 0,1

20

0,6

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

980

0 Ц 12

0,0

30

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

13 Ц 32

+ 0,1

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

970

0 Ц 9

0,0

10

0,3

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

10 Ц 24

+ 0,1

20

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

25 Ц 32

+ 0,2

30

1,0

1,0

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

 

 

 

20

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

 

 

 

30

1,1

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

 

 

 

20

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

 

 

 

30

1,1

1,1

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,4

 

 

 

0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

 

 

 

10

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

 

 

 

20

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

1,0

1,0

1,0

1,1

1,1

 

 

 

30

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,4

1,4

1,5

1,5

 

 

 

“аким образом, грамотно составленный анализ метеорологических величин послужит не только украшением ¬ашей работы, но и позволит объ€снить многие полученные результаты корректно и доступно, св€зать полученный результат исследовани€ с другими, уже имеющимис€ в литературе данными и станет ступенькой дл€ дальнейшего развити€ выбранного направлени€ исследовани€ в агрономии, цветоводстве, садоводстве или смежных отрасл€х.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020