јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

–ќЋ№ ”„»“≈Ћя ѕќ ќ–√јЌ»«ј÷»» »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ”„јў»’—я
(Ќј ѕ–»ћ≈–≈  –ј≈¬≈ƒ„≈— ќ√ќ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я)

¬оробьева ћарина Ќиколаевна
учитель истории и обществознани€ ћќ” —ќЎ є1 г.”рень Ќижегородска€ область

ќдной из приоритетных задач современного образовани€ €вл€етс€ воспитание личностных качеств школьников на основе богатой русской истории. «нание своих корней, ощущение себ€ частью исторической цепи поколений помогает дет€м обрести чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, любви к своей –одине.

‘ормирование любви к –одине начинаетс€ с малого: с воспитани€ любви к малой родине Ц родному городу, его истории и насто€щему, чувства уважени€ к знаменитым люд€м, их вкладу в историю своего кра€. Ѕезусловно, главна€ роль здесь принадлежит урокам краеведени€, целенаправленным экскурси€м и беседам о родном крае, знакомству с выдающимис€ людьми своей малой родины. я убеждена, что важным направлением этой работы €вл€етс€, и организаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ по изучению истории и культуры родного кра€.

„то же такое исследовательска€ де€тельность? Ц Ёто така€ де€тельность учащегос€ под руководством научного руководител€, котора€ св€зана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным дл€ ученика решением. ¬ образовании целью исследовательской де€тельности €вл€етс€ приобретение учащимс€ функционального навыка исследовани€ как универсального способа освоени€ действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышлени€, активизаци€ личностной позиции учащегос€ через самосто€тельно получаемые знани€, которые €вл€ютс€ новыми и личностно значимыми дл€ конкретного учащегос€.

»сследовательскую де€тельность можно организовать на трех уровн€х: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

ѕервый уровень позвол€ет привлечь достаточное количество учащихс€, но тематика при этом довольно проста€ (отвечающа€ интересам автора работы), а работа представл€ет собой просто поиск информации по первоисточникам. Ётот уровень, как правило, реализуетс€ на уроках. ќбоснованным здесь €вл€етс€ использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, моделирование эксперимента, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике.

¬торой уровень об€зательно требует помимо умени€ работать с первоисточниками также, накоплени€ данных дл€ построени€ таблиц, графиков, диаграмм, умени€ работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам.

“ретий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и т.п.

√лавна€ особенность организации исследовательской работы в том, что учителю приходитьс€ иметь дело с Ђнестандартными детьмиї, детьми, которые обладают более высокими творческими способност€ми, развитыми творческими возможност€ми, активной познавательной потребностью, способностью испытывать радость от умственного труда. ƒл€ мен€, как учител€ Ц предметника, одной из основных задач €вл€етс€ вы€вление именно таких учеников, которые хотели бы работать в исследовательском обществе, причем это могут быть далеко не отличники. ћне очень нрав€тс€ слова: Ђглавное Ц не тот уровень, на котором по тем или иным причинам сегодн€ находитс€ ребенок, важен вектор его движени€, сам факт и направление развити€ ребенка - внутренн€€ интуици€ педагога сыграет главную роль в определении возможных путей развити€ ребенкаї.

Ќа мой взгл€д, особенно интересны дл€ ученика и, несомненно, учител€ второй и третий уровни исследовательской работ, потому что научно-исследовательска€ работа ученика Ц это, прежде всего, самосто€тельна€ де€тельность, предполагающа€ обладание различными умени€ми и навыками: умение работать с различными источниками информации: понимать текст, выдел€ть главную мысль, понимать структурные св€зи в тексте, составл€ть тезисы и конспект, критически осмысливать текст, устанавливать причинно-следственные св€зи, и главное, уметь обобщить известные факты. –аботу над этим нужно начинать как можно раньше. ¬ моей практике она начинаетс€ только с 5 Цго класса. Ќа уроках и внеурочное врем€ учащиес€ знаком€тс€ с основными этапами научного мышлени€ (выдвигают цели, разрабатывают методику исследовани€, анализируют, формулируют выводы, учатс€ составл€ть план, тезисы, работают над докладами и рефератами как одним из видов исследовательской де€тельности, отрабатывают методику публичного выступлени€ перед классом или классами).

ќсваивают ¬ажным этапом формировани€ навыки исследовательской де€тельности, ”частву€ € считаю и участие во внеклассной работе по краеведению, особенно участие в краеведческих викторинах, играх, »нтернет-путешестви€х. ¬ этом году ћ— –ќќ организовала дл€ учащихс€ интернет Ц путешествие Ђѕо истории родного кра€ї. «адани€ игры достаточно сложны и разнообразны. “ворческий этап подразумевает сравнение разных типов краеведческих источников и построение собственных выводов на основе изученного материала, а практические задани€ Ц возможность выступить в роли корреспондентов жителей района. ¬ ходе такой работы происходит Ђестественный отборї: продолжают исследовательскую работу те, кто вооружен универсальными способами учебной де€тельности, кто получил импульс саморазвитию, способность к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке, кто приобрел социальный опыт, те, дл€ кого исследовательска€ де€тельность стала потребностью.

ѕрежде всего, учитель, руководитель исследовательской работы, должен тщательно и четко вместе с учеником спланировать предсто€щую работу. Ётапы этой работы достаточно полно описаны в литературе.

Ётапы организации исследовательской де€тельности, их содержание

1. ѕодготовительный этап:

• формулировка темы и еЄ осмысление;
    • формулировка исследовани€ и анализ его содержани€;
    • постановка проблемы через противоречие;
    • установление мотивации к действию:
    • вы€вление объекта и предмета исследовани€;
    • формулировка гипотезы исследовани€;

ѕервым шагом станет четкое определение темы будущего исследовани€. ќни могут быть предложены учителем, самим учеником, исходить из запросов общественности, но главное - тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес. “ак, например, тема исследовательской работы Ђ–одник поэзии живет, не исс€ка€ї, рассказывающа€ о поэтах земли ”ренской, по€вилась после подготовки конкурсной презентации по одноименной теме. “ема Ђ»стори€ школы, в которой € учусьї, об истории ”—ќЎє1 была предложена самим учеником, который открыл ее дл€ себ€, готов€сь к историко-краеведческой викторине, посв€щенной 220-летию светского образовани€ в Ќижегородской области. »сследовательска€ работа ЂЌеизвестное об известномї, рассказывающа€ об одной из €рких страниц жизни врача, ветерана войны, почетного жител€ г. ”рен€ Ќ.ј. √ордина, по€вилась после вопроса, обращенного к классу Ђ≈сть ли вашей семье вещи, св€занные с историей вашей семьи?ї и т.д.

—ледующим шагом дл€ руководител€ работы и учащегос€ становитс€ определение цели работы (в общих чертах она соответствует формулировке темы исследовани€ и может уточн€ть ее); ќпределению цели работы могут помочь вопросы, на которые в процессе работы должны быть получены ответы. —тав€тс€ задачи исследовани€ (конкретизируют цель работы, Ђраскладыва€ї ее на составл€ющие; могут определ€ть спектр действий исследовател€ при движении к поставленной цели). ¬ажно, чтобы учащиес€ осознали возможные результаты своей работы, дл€ чего формулируетс€ гипотеза исследовани€.

¬от как это выгл€дит на практике: »сследовательска€ работа Ђ¬ойна. Ќарод. ÷ерковь.ї

÷ель:

ќпределить роль ѕравославной ÷еркви, веры в подн€тии боевого духа в народе в период ¬еликой ќтечественной войны.

«адачи:

1. ѕроследить за взаимоотношени€ми –усской ѕравославной ÷еркви с властью в довоенный период и во врем€ ¬еликой ќтечественной войны, определить основные тенденции и изменени€ в этих взаимоотношени€х.
  2. ¬ы€вить основные направлени€ патриотической де€тельности ѕравославной ÷еркви во врем€ ¬еликой ќтечественной войны.
  3. ”знать и проанализировать свидетельства об отношении населени€ к православию в исследуемый временной период.

√ипотеза:

¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны произошло изменение отношени€ власти к церкви. ÷ерковь вела активную патриотическую де€тельность, и вера в Ѕога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.

2. Ётап планировани€:

• определение направлений работы дл€ реализации задачи;
    • составление программы де€тельности;
    • определение источников информации и способов еЄ сбора;
    • определение способов представлени€ результатов
    • определение методов исследовани€;

”спех работы зависит от того, какими источниками информации будет пользоватьс€ ученик: книги, архивные документы, аудио и видеозаписи, материалы периодической печати, воспоминани€ и впечатлени€ современников событий. ”чащиес€ должны четко представл€ть основную задачу: как проследить св€зь судьбы любого человека с судьбой страны через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы то, что они хран€т в пам€ти, было зафиксировано, стало историческим документом. ќсуществл€€ сбор информации, учащиес€ встречаютс€ с геро€ми (или их родственниками) своих исследовательских работ, знаком€тс€ с документами, личными архивами, беседуют с людьми, хорошо знающими геро€, наход€т и изучают печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Ёто кропотлива€ и трудоемка€ работа, ведут ее учащиес€ самосто€тельно. Ёто самый важный этап исследовательской де€тельности учащихс€. –еб€там необходимо научитьс€ работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминани€ми и рассказами самих людей. ѕоэтому необходимо научить юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведени€ записей, правильности оформлени€ работ. –оль учител€ здесь €вл€етс€ определ€ющей. ќсобенно это касаетс€ работы с архивными документами, да и получить допуск дл€ работы с ними дл€ ученика не всегда возможно. ѕоэтому чаще всего данна€ работа ведетс€ совместно. ѕри оформлении исследовательской работы этот этап де€тельности учащегос€ фиксируетс€ в краткой форме во введении и в приложени€х.

ћетоды исследовани€

–абота построена по реферативному типу с обобщением уже известной информации и построением собственных выводов на еЄ основании. ¬ работе присутствует информаци€ источников, нигде не опубликованна€ ранее (воспоминани€ очевидцев и участников событий ¬еликой ќтечественной войны).

(слайд) ЕЕЕ

—оставленный план работы, а иногда и методы исследовани€, практически всегда подвергаетс€ корректировке, дополн€етс€ и исправл€етс€. ќсобенно часто это св€зано с работами по восстановлению родословной семьи.

»нтересен такой пример. –абота€ над родословной семьи »ерусалимских, жизнь и де€тельность которых тесно св€зана с развитием образовани€ в районе, ученик вы€снил в беседе с родственником следующий факт. ќдин из сыновей »ерусалимских  онстантин был участником ѕервой мировой войны. »мел звание офицера. ¬ 1920 году, спаса€сь от войск  расной армии, вместе с остатками войск ¬рангел€, покинул –оссию. —удьба забросила его в √ерманию. ѕосле долгих лет мытарств он вернулс€ на родину, но уже под другим именем. ќпаса€сь преследовани€ со стороны —оветской власти,  онстантин »ванович сменил паспорт, изменив фамилию и им€. ≈го новое им€ - »вин ¬асилий »ванович, под этим именем он и прожил многие годы. ќдин из его родственников сообщил, что ¬асилий »ванович работал в школе в деревне –€занове ¬етлужского района, преподавал немецкий €зык. ≈го жена также была учительницей. –ассказанное требовало проверки и подтверждени€: был сделан запрос в ”правление образовани€ администрации ¬етлужского района, с просьбой предоставить сведени€ об учителе немецкого €зыка »вине ¬.». ¬ ответе, было указано, что »вин ¬.». действительно работал учителем немецкого €зыка в –€зановской средней школе в 1940-1944. —охранились приказы о назначении ¬асили€ »вановича руководителем предметных комиссий и руководителем методических объединений (слайд). “аким образом, дл€ учащегос€ по€вилась возможность определить и опробовать новые методы исследовани€, а именно опыт социального взаимодействи€ с государственными и муниципальными структурами власти. я считаю, что руководитель должен в таких ситуаци€х не подсказывать готовое решение, а с помощью Ђнавод€щих вопросовї, помочь ученику самому определить дальнейшую стратегию действий. ¬ результате исследовательской работы у школьников развиваетс€ творческое мышление, интеллектуальна€ инициатива, аналитический подход к собственной де€тельности.

ƒругой пример. –абота по восстановлению родословной семьи. ¬ыдержка из работы:

Ђ‘едор яковлевич был участником ¬еликой ќтечественной войны. ¬ Ђјнкете ветерана ¬еликой ќтечественной войныї, хран€щейс€ в архиве ”ренского народного исторического музе€, € обнаружила такие сведени€ о ‘едоре яковлевиче:

√од рождени€: 25 июн€ 1916 года

ћесто рождени€: д. Ћомы

ќбразование: 3 класса, закончил в 1925 году.

ѕартийность: беспартийный

—осто€л в р€дах ¬Ћ —ћ: с 1937 года.

¬ составе, какой воинской части, партийного отр€да, на каком фронта воевал: ѕсков,  алининский фронт, финское направление.

ѕо рассказам родственников ‘едор яковлевич ушел в армию с началом советско-финской войны (но€брь 1939 - март 1940г). Ќо в запис€х ”ренского райвоенкомата в списках уренцев, призванных 1941 году в  расную јрмию, € обнаружила запись за є 643, где говорилось, что Ђ¬ихарев ‘едор яковлевич был призван в р€ды  расной армии 30 июн€ 1941 годаї. ¬ справке, выданной ”ренским районным военкоматом, написано: Ђ¬оенную службу проходил в полку 45 гвардейской стрелковой дивизии с 22.07.1941 года по 21.06 1944ї .» вновь происходит корректировка плана действий, по€вл€етс€ новое направление исследовани€, св€занное с рассмотрением истории 45 стрелковой дивизии в годы ¬еликой ќтечественной войны. » здесь основна€ задача учител€ воврем€ скорректировать действи€ ученика, сделав основной акцент на вновь открывшиес€ обсто€тельства Ц справку из военкомата.

1. . Ётап исследовани€ (экспериментальный).

ѕредполагает об€зательное использование основных инструментов исследовани€: наблюдени€, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

4. –езультативно- аналитический этап.

• анализ собранной информации;
    • формулирование выводов;

Ќаступил момент, когда все данные собраны. „то с ними делать? ¬ажно определитьс€, в какой форме будет представлено исследование. Ёто не об€зательно должна быть масштабна€ реферативна€ работа, это может быть рассказ, доклад, учебное пособие, справочник. √лавное, чтобы ученик оформил их в соответствии с требовани€ми, проиллюстрировав исследование графиками, таблицами, фотографи€ми, оформленными в приложени€х.

¬ научной среде прин€то подкрепл€ть результаты наблюдений и экспериментов их математической обработкой. ¬ гуманитарной сфере все значительно сложнее.  ак изложить полученные факты, сделать конструктивные выводы, быть объективным в оценке событий?  ак представить материал, чтобы был виден весь путь, который прошел ученик в своем исследовании? ѕравила достаточно просты: начинать изложение с того, что было известно в начале исследовани€ и показывать каждый шаг, который предприн€л юный исследователь дл€ достижени€ конечного результат, при изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. ¬ыводы должны содержать собственное отношение учащегос€ к проблеме и перспективу дальнейшей работы.

ќсобое внимание учитель должен уделить правильности оформлени€ работы. ¬ целом они просты: титульный лист, написание введени€, основной части и выводов (заключени€) с новой страницы, представление списка источников и использованной литературы, приложени€.

5. ќтчЄтно-презентационный этап:

• выполнение отчЄта;
      • презентаци€ результатов проекта.

я глубоко убеждена в двух вещах: это этап об€зателен, и к нему необходимо ученика подготовить. ¬ыступление ученика с презентацией своей работы дает хорошую практику общени€ с большой аудиторией, возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивать собственную точку зрени€. ƒети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщени€ по выбранной теме, они учатс€ грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей де€тельности и т. д. „асто выступление ученика дает возможность оценить и степень самосто€тельности учащегос€, и его умение отстаивать свою позицию. —леду€ несложным правилам сделать это просто: демонстрационный материал должен быть нагл€дным. ѕрежде всего, представл€ютс€ результаты исследовани€: таблицы, стендовые проекты, плакаты или компьютерные презентации. –исунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста, поэтому графики могут находитьс€ в центре внимани€ достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное врем€ (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернутьс€). ¬ыводы должны демонстрироватьс€ достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомитьс€ и обдумать, задать вопросы. „тобы ученик выгл€дел достойно, руководитель работы должен проработать с ним основные моменты выступлени€, определить круг возможных вопросов и предполагаемых ответов ученика по проблеме исследовани€. “олько тогда, ваш ученик будет чувствовать себ€ уверенно и достойно выдержит непростое испытание, св€занное с защитой и презентацией работы. ѕодтверждением этому €вл€ютс€ призовые места, завоеванные моими учениками на районных и областных конкурсах.

6. —амооценка работы.

ƒл€ любого человека, а дл€ ребенка особенно важно дать собственную оценку работе: проанализировать, что нового он сделал, какие новые знани€ приобрел, каковы могут быть дальнейшие интересы исследовани€, где были допущены промахи, и почему не все получилось? “акой анализ позвол€ет закрепить полученные знани€, и сформированные умени€, создает возможности дл€ дальнейшего развити€ активной и творческой личности. » здесь важно, чтобы учитель не Ђдавилї на ученика своим авторитетом.

азалось бы, работа окончена, оценка де€тельности получена, самоанализ проведен и дальнейша€ судьба работы уже никому не интересна. Ќо в ходе этой работы собран огромный материал по истории, культуре родного кра€, и важно, чтобы он не лежал УмертвымФ грузом, а активно использовалс€ и самими учащимис€, и их преподавател€ми как во внеучебном, так в учебном процессе. –уководитель работы и учащийс€ вправе организовать рекламную кампанию своей работы, предложив ее заинтересованным лицам: школам, музе€м, библиотеке (слайд). “ак, исследовательские работы учащихс€, посв€щенные родословной семьи, семейным реликви€м служат хорошей базой дл€ проведени€ классных часов. –аботы, осв€щающие де€тельность известных людей ”ренского района, используютс€ в работе библиотек и музеев, а работа, рассказывающа€ историю семьи »ерусалимских, легла в основу экскурсионного маршрута по пам€тным местам ”ренского кра€.

»сследовательска€ де€тельность Ц это большой и сложный труд школьника и учител€, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Ѕыть руководителем проекта очень сложно, так как необходимо быть педагогом Ц профессионалом, систематически заниматьс€ самообразованием, одновременно быть научным руководителем у своих талантливых школьников, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске нового, достаточно много уметь. Ёто работа, котора€ занимает очень много времени, которого и учител€, классного руководител€ не так и много. », тем не менее, € каждый год занимаюсь организацией исследовательской де€тельности. ѕочему? ќтвет на этот вопрос € нашла давно: мне нравитс€ учитьс€: чем больше занимаешьс€ исследовательской де€тельностью, тем сильнее ощущаешь недостаточность своих знаний и желание получить новые. Ќравитс€ наблюдать процесс превращени€ ученика, в насто€щего, пытливого исследовател€, в личность, уверенную в себе и своих возможност€х, в гражданина в котором через интерес к истории и современности родного кра€, формируетс€ чувство любви к ќтечеству, ответственность за свои дела и поступки.

Ћ»“≈–ј“”–ј

1. ё.¬. «авельский. ѕам€тка дл€ учител€. ∆-л. «авуч. ”правление современной школой. є6, 2007 г.
  2. Ќ.ё. Ўеленкова. ќрганизаци€ исследовательской работы учащихс€ в школьном научном обществе. ∆-л. «авуч. ”правление современной школой. є 5, 2005 г.
  3. Ќ.—. √енералова. ћетоды работы с одаренными детьми в услови€х общеобразовательной школы. ∆-л. «авуч. ”правление современной школой. є 8, 2009 г.
  4. Ћ.√. ѕеревозна€. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности учащихс€ Ц перспективный путь развити€ одаренности детей. ttp://festival.1september.ru/articles
  5. ќрганизаци€ исследовательской работы »з опыта работы школ јлтайского кра€. http://festival.1september.ru/articles/568376/

–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.

¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

• экологические лагер€,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.