Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Юные геологи России: история детско-юношеского геологического движения

Голиков Станислав Иванович, Шумкова Вера Михайловна

Специалисты Российского геологического общества

 

Реформы, происшедшие в нашей стране, и существенные изменения в жизни общества привели также к серьезным изменениям в общественном сознании. В частности, речь идет о привлекательности той или иной профессии. Если еще 15-20 лет назад овеянная романтикой геологическая профессия считалась одной из уважаемых и почетных, то в настоящее время ее престиж существенно снизился. Следствием односторонней пропаганды в средствах массовой информации явилось то, что у подавляющей части молодежи сформировалось мнение, что только «современные» профессии (юрист, экономист, менеджер и т.п.) заслуживают того, чтобы посвятить им свою жизнь, и лишь они смогут обеспечить раскрытие заложенных в человеке талантов и возможностей. Все это в сочетании с объективными проблемами и трудностями в развитии минерально-сырьевого комплекса страны, в целом, и геологической службы, в частности, привело к неуклонно нарастающему старению кадров в геологической отрасли.

Эту негативную тенденцию, видимо, можно переломить, лишь обеспечив приток в отрасль молодежи. Опасность утери лучших традиций отечественной геологической науки и практики вынудила геологическую общественность, предпринять ряд кардинальных действий. Речь идет о детско-юношеском геологическом движении (ДЮГД), зародившемся в нашей стране полвека назад и ставшей школой воспитания молодежи и школьников, их профессиональной ориентации для будущей работы в минерально-сырьевом комплексе страны. За эти годы в движении юных геологов приняли участие сотни тысяч школьников. В дальнейшем многие из них связали свою судьбу с геологией, пополнив ряды разведчиков недр и ученых.

Нельзя не отметить, что идея массовых поисков полезных ископаемых бытовала на Руси давно. Вот только один абзац из знамени той «Горной привилегии» 1709 года: «…Соизволяется всем и каждому дается воля какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, копать, плавить, варить и чистить металлы, … к чему каждый толико промышленник принять может, колико тот завод и к тому подобные иждивения требуют».

В начале XVIII века в связи с бурным развитием горнозаводского промысла появилась первая ветвь обучения местных жителей, главным образом юношей, горному делу. Первую горно-металлургическую школу в Петрозаводске при Олонецком заводе открыл в 1715 году сподвижник Петра I голландец генерал-лейтенант Виллим Иванович Геннин. В ней преподавали горные и геологические науки и передавали практические навыки, специально выделенные туда мастера с уральских горных заводов, а также старатели-рудознатцы. В период с 1723 по 1739 гг. при уральских заводах была открыта 21 школа, где обучались 650 юных учеников.

В середине XVIII века башкирский старшина Исмаил Тасимов предложил Екатерине II открыть в Санкт-Петербурге горное училище, а Берг-коллегия «признала оное полезным и необходимо нужным» ныне известное как Санкт-Петербургский горный институт. Во второй половине XIX века преподавание естествознания с основами геологии было введено в реальных училищах и гимназиях. В то время этот предмет увлек, прежде всего, учителей, чья роль в становлении будущих геологов и ученых еще до конца не осознана.

Уроки естествознания и немногочисленные практические занятия в полевых условиях уже тогда имели в реальной школе большое воспитательное и образовательное значение. Интересно, что в списке предметов, которым учили в России 13-летнего наследника престола – будущего царя Александра II, наряду с историей, физикой, философией и другими предметами значится изучение геологии.

Из всего этого можно сделать вывод, что обучение подрастающего поколения естественным наукам и основам геологии имеет в нашей стране глубокие корни. Таким образом, уже к началу ХХ века была подготовлена почва для дальнейшего распространения геологических знаний среди учащейся молодежи, создания системы подготовки будущих геологов.

Юные геологи в Советском союзе

Следующий этап привлечения молодежи к геологическому образованию наступил в советское время. В период индустриализации страны перед правительством встала проблема геологического изучения огромных территорий. Требовались специалисты-геологи, способные выявлять новые месторождения полезных ископаемых и осваивать их. Профессионально подготовленных геологов было мало. Вот почему появилось обращение правительства к органам образования, учителям географии, школьникам совершать геологические походы с целью сбора минералов и пород, описания их местонахождения и представлении отчетов в геологические организации. Широко пропагандируется романтика геологического поиска. Известны многочисленные примеры, когда образцы, найденные и доставленные юными следопытами, дали толчок для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Первые попытки организации массовых геологических походов и кружков юных геологов относятся к началу тридцатых годов прошлого века. Это были отдельные разрозненные мероприятия. Например, отдел Технической пропаганды геологоразведочного бюро газовых месторождений Народного комиссариата тяжелой промышленности выпустил в 1932 году брошюру с броским заголовком: «Турист, охотник, краевед – в поход за природным газом».

Энергичная попытка централизации массового геологического движения была сделана в 1935 году. В это время на страницах газет и журналов все чаще стали появляться материалы по геологическому исследованию нашей страны силами молодых людей-краеведов, юных геологов и следопытов.

Первый геологический кружок школьников, в предвоенные годы называвшихся юннатами-геологами, был организован при Саратовском областном музее краеведения сотрудником А.Коротковым в конце 1936 года. Первоначально этот небольшой коллектив состоял из 4 увлеченных ребят, для которых проводились занятия в основном по палеонтологической тематике, так как они чаще всего самостоятельно собирали многочисленную ископаемую фауну по берегам Волги и в глубоких оврагах. В начале лета 1937 года численность ребят достигала 21 человека и в окрестностях города были совершены первые организованные геологические экскурсии школьников.

В июне 1938 года этот коллектив совершил первую дальнюю экспедицию в Сталинградской области с целью изучения разрезов каменноугольных отложений. В архиве областного музея краеведения сохранилось описание похода, из которого стоит привести две фразы, отражающие насколько ребята были увлечены этой деятельностью: «… Особую радость среди ребят возбудила находка пласта с отпечатками трилобитов.… Всего ребятами было собрано 5 пудов образцов».

В Свердловске, ныне Екатеринбурге, в эти же годы активное участие в геологических походах и занятиях в минералогическом кружке принимали многие ребята города. С их помощью была организована выставка минералов Урала в специальной комнате во Дворце пионеров и школьников, красочно расписанной по мотивам сказов П.П.Бажова. Это время вспоминает доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского государственного открытого университета, действительный член Российской академии естественных наук, председатель геологической секции и член Совета Московского общества испытателей природы Спартак Леонидович Афанасьев: «Первым моим учителем по геологии в 1937 году была Марина Сергеевна Шаскольская, впоследствии доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского горного института – руководитель Географического кружка Дома пионеров на Стопани… Еще раньше в 1934 году руководителем кружка был Валериан Николаевич Кузьмин. По его инициативе мы, пионеры, встретились со всемирно известным геологом, академиком Иваном Михайловичем Губкиным. Самое большое впечатление произвел на меня не сам академик, а его гигантский письменный стол с огромной чернильницей, кажется, из малахита. Валериан Николаевич познакомил нас с геологами, руководителями минералогического кружка Минералогического музея АН СССР. И здесь, не сами великие минералоги, а красивые образцы минералов произвели на нас наибольшее впечатление. Потом был Крым, двухнедельная экскурсия пионеров Дома, организованная Валерианом Николаевичем. Так я пришел в большую геологию».

В эти же годы большой знаток драгоценных и поделочных камней академик Александр Евгеньевич Ферсман постоянно читал в Доме пионеров лекции по минералогии. Основоположник и блестящий популяризатор науки, А.Е.Ферсман увлекательно рассказывал об экспедициях по Уралу, Средней Азии и Кольскому полуострову довоенным ребятишкам, охваченным романтикой открытия новых месторождений. Позже многие его юные ученики руководили кружками при геофаке МГУ и МГРИ.

Характеризуя движение юных геологов в предвоенный период можно отметить, что работа со школьниками проводилась энтузиастами: учителями, студентами вузов и специалистами-геологами на общественных началах без какого-либо материального вознаграждения и за счет личного времени. Отсутствовали какие-либо рекомендации по методике обучения школьников геологическим дисциплинам и массовым геологическим походам, учебные пособия, материалы по обмену опытом. Главным было дать начальное геологическое образование молодым людям, интересующимся природой родного края и желающим приобщиться к нашей замечательной профессии.

Во время Великой отечественной войны развитие детско-юношеского геологического движения было приостановлено.

Второе дыхание

Сразу же после войны объемы геологоразведочных работ в стране значительно возросли. Интенсивными темпами выявлялись и оперативно разведывались крупные месторождения полезных ископаемых, комплексно разведывались целые регионы. Были развернуты крупномасштабные работы на нефть и газ, уран, начались поиски кимберлитовых трубок в Якутии, проводились работы по выявлению железорудных месторождений, резко увеличились объемы гидрогеологических работ, бурно развивалась геологическая наука. Открытия следовали одно за одним – начинался «Золотой век» геологии. Необычайно высоко поднялась профессия геолога, а потребность в молодых кадрах многократно возросла.

В 1946 году на базе Комитета по делам геологии при Совете Министров СССР было организовано Министерство геологии СССР, более четырех десятилетий игравшее огромную роль в деле развития детско-юношеского геологического движения. Вся эта работа была возведена в ранг государственной политики. Министерство геологии и Министерство просвещения стали регулярно организовывать семинары, совещания, конференции по юношескому геологическому движению. Изучался, обобщался и распространялся лучший опыт. Школами такого опыта были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил. На развитие этого дела выделялись немалые целевые финансовые ресурсы.

Были переизданы научно-популярные книги А.Е.Ферсмана, В.А.Обручева, других видных ученых и специалистов. Появились специально написанные для детей и юношества в серии «Библиотека участника геологических походов» краткие пособия: «Что такое рудные месторождения, где и как их искать» Ф.И.Вольфсона, «Как искать олово» Е.А.Радкевич, «Полезные ископаемые и их поиски» С.Ф.Лугова, «В поход, юные геологи» М.А.Меньшиковой и другие. Главной целью работы с молодежью стало не только получение общегеологических знаний, умения и навыков работы с минералами и породами, но и проведение летних полевых сезонов с выполнением геологических заданий. Не обошлось в юношеском геологическом движении и без слетов, где организовывались соревнования в умении делать съемку, пользоваться приборами, брать образцы и пробы, защищать отчеты и даже выполнять конкретные поиски различных полезных ископаемых. А в зимнее время – камеральные работы, конференции, геологические олимпиады, общение с учеными и геологами-практиками. Результатом всей этой деятельности были глубоко профориентированные абитуриенты, становившиеся затем высококлассными геологами.

В это время в стране сложилась структура юношеского геологического движения от Центральной комиссии при Министерстве геологии СССР через республиканские, территориальные комиссии к юношеским геологическим экспедициям, партиям и отрядам. Основной ячейкой становится юношеская геологическая партия численностью 10-15 человек. Годичный цикл ее работы заключался в подготовке и проведении полевых работ, участии в слетах и олимпиадах, профессиональном обучении. Юные геологи при помощи геологов-наставников составляли проекты работ и защищали их на научно-технических советах, состоящих из геологов и педагогов. Комиссии по походам молодежи и школьников за полезными ископаемыми возглавлялись, как правило, главными геологами подразделений Мингео СССР.

Организовывала работу с юными геологами Центральная комиссия. В разные годы Центральной комиссией руководили заместители Министра геологии СССР И.К.Минеев, В.А.Ярмолюк, В.М.Волков, член коллегии В.А.Чернов с неизменным секретарем, энтузиастом движения Е.В.Сизовой.

В 1966 году в г. Златоусте на территории Ильменского заповедника был успешно проведен первый Всесоюзный слет юных геологов. В период с 1966 по 1990 гг. состоялись восемь таких слетов с периодичностью раз в три года.

На регулярно проводящихся слетах любого уровня – от Всесоюзного до областного – ребята отчитывались по выполненным работам и участвовали в различных прикладных геологических состязаниях и конкурсах. Победителям конкурсов и соревнований вручались дипломы и почетные грамоты, рекомендации для поступления в ВУЗ на геологическую специальность.

С 1975 года проводилось награждение знаками: «Юный геолог СССР», которые вручались наиболее активным кружковцам и участникам геологических походов. По неполным данным в период с 1975 по 1990 гг. такой знак получили 8 тысяч юношей и девушек. В некоторых регионах ввели свои местные награды для юных геологов.

В 1983 г. юношеское геологическое движение поднялось на новый качественный уровень. Постановления ЦК ВЛКСМ, Министерства геологии СССР «О дальнейшем развитии массового геологического похода комсомольцев, пионеров и школьников за полезными ископаемыми» и пленума ЦК КПСС «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» приравняли юношеские геологические партии к трудовым Школьным объединениям и их работа стала рассматриваться как участие в летней трудовой четверти.

С 1984 г. при получении положительного экономического эффекта за выполненные в поле работы юношеским геологическим партиям стали выплачивать заработанные ими средства.

Работа с юными геологами в те времена финансировалась на местах за счет госбюджетных ассигнований Министерства геологии СССР, органами народного образования, профсоюзными организациями и местными властными структурами.

В новой России

В связи с распадом СССР, стройная система управления и поддержки детско-юношеского геологического движения перестала существовать. Однако, движение юных геологов не умерло благодаря самоотверженным усилиям энтузиастов – геологов и педагогов.

Наверное, все устали слышать и читать про то, что происходит с образованием. Удивительно, что сейчас, когда большинство школ с трудом продолжают обучать детей, когда государство все меньше средств выделяет образованию, находятся энтузиасты – учителя и геологи, которые бескорыстно отдают свои знания и опыт подрастающему поколению.

С 1999 года организацией и координацией в области движения в стране на федеральном уровне занимается Российское геологическое общество (РОСГЕО). Вся организационная и научно-методическая работа легла на плечи общественности. Центральный совет РОСГЕО по детско-юношескому геологическому движению, созданный по решению Всероссийской конференции руководителей детско-юношеских геологических организаций в 1999 году, активно взялся за дело. В сжатые сроки были проведены Всероссийская олимпиада школьников «Земля и человек» в г.Москве, Всероссийский полевой слет юных геологов в Нижнем Новгороде. Юные рудознатцы участвовали в выставках «Геологоразведка-2000» в Санкт-Петербурге и в «Геология» на ВВЦ.

Понимая, что движение юных геологов остро нуждается в современной, научно-обоснованной концептуальной модели, которая, с одной стороны, опиралась бы на новые социально-экономические реалии, а с другой, учитывала бы предшествующий позитивный опыт в этой сфере, Центральный совет при поддержке МПР России взялся за решение этой задачи. Возникла необходимость создания общероссийской информационной базы данных по юным геологам. В РОСГЕО был создан квалифицированный коллектив ученых, педагогов и практиков, который решал эти проблемы. В ходе исследований было аккумулировано все лучшее, что было наработано к настоящему моменту. Разработанная модель послужила ориентиром и своеобразным руководством в деятельности кружков и объединений юных геологов, показывая пути и наиболее эффективные подходы в работе с ними в изменившихся социально-экономических условиях. Полученные материалы были направлены во все образования юных геологов. Нельзя не отметить творческий вклад в создание этих документов многих ученых и специалистов из разных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Перми, Ростова и др., и в их числе В.Ф.Рогов, В.П. Орлов, П.А.Игнатов, В.Л.Зверев, О.А.Собин, Т.Т.Сухова, С.В.Белов, В.В.Аристов, Н.В.Усова, С.И.Голиков, А.Ф.Морозов, В.П.Швец, Ю.Г.Шульгин, П.П.Ульянов, А.К.Корсаков, А.А.Верчеба и др.

В 2001-2003 гг. по инициативе РОСГЕО созданы специально для детей и изданы массовым тиражом учебные пособия: «Основы геологии», «Первые шаги в геологию», «Планета Земля», «Мир минералов», ряд методических разработок, которые широко используются в практической работе. Известные геологи-ветераны В.Ф.Рогов, В.М.Швец, Ю.Г.Шульгин, имеющие большой опыт работы с молодежью, разработали специальный раздел о детско-юношеском геологическом движении, который целиком вошел в «Концепцию о геологическом образовании», принятую на совместной Коллегии Министерства образования РФ и Министерства природных ресурсов РФ в 1999 году.

Современные дети очень мало знают о геологии. Лишь на нескольких уроках природоведения в начальной школе, да в школьном курсе физической географии они получают некоторые сведения о строении Земли и основных геологических процессах. Но геология не кабинетная наука.

Как известно, наиболее значимым в жизни геолога является работа в поле. И руководители детских геологических формирований учитывают это. Надо видеть с каким энтузиазмом и упорством стремятся отыскать в обнажениях горных пород окаменелости юные геологи. Как они радуются красивому образцу минерала или горной породы. Сколько счастья на детских лицах, когда они смогли отыскать что-то новое. Педагоги учат детей самые ценные, выставочные экземпляры дарить в музей. И не только щедрость и бескорыстность постигают юные геологи в полевых условиях, но и усердие, доведение начатого дела до логического конца. Ведь мало удачно провести геологические изыскания, надо описать в дневнике свои наблюдения, да ещё без грамматических ошибок. Геология – междисциплинарная наука, занятия в геологическом кружке способствуют укреплению знаний школьников по географии, биологии, физике, химии, математике, ОБЖ. Путешествуя по стране, дети знакомятся с памятниками истории, культуры, обычаями и традициями других народов.

Геологи – общительный народ и юные геологи не исключение. Много друзей в других регионах и странах у них появляется, в том числе и благодаря Всероссийским олимпиадам юных геологов. В современной России прошло 8 полевых олимпиад, из них в XXI веке 5 олимпиад. В каждой олимпиаде примерно участвовало 35-40 команд из различных регионов РФ, а в последнее время на открытые олимпиады юных геологов стали приезжать команды из ближнего и дальнего зарубежья. В разные годы участниками Всероссийских слётов были ребята из Украины, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Монголии, Болгарии, Польши.

Во главе любого успешного мероприятия должна стоять команда единомышленников. Российское геологическое общество смогло сплотить вокруг себя такой коллектив, который добивается поставленных целей. Полевые олимпиады юных геологов проходят в разных городах, но неизменно на высоком уровне. Залог успеха – кропотливая организационная работа. Большая роль отводится формированию судейской коллегии. В неё приглашаются специалисты с большим опытом работы. Все они с теплотой относятся к детям. Стало традицией, что возглавляет судейскую бригаду известные специалисты в геологической отрасли. В разные годы главными судьями были Вашурин А.И., Карпузов А.А., Попов Е.В..

Подготовкой спальных корпусов, столовой, мест проведения соревнований занимаются местные региональные органы. В большом деле мелочей не бывает. И настроение участников соревнований не должно портиться из-за отсутствия миллиметровой бумаги для построения геологического разреза или из-за не вовремя пришедшего автобуса. Члены организационного комитета прорабатывают такие вопросы задолго до начала соревнований.

Целью слетов является обучение практическим навыкам профессии геолога. Ребята соревнуются в знаниях по минералогии, петрографии, палеонтологии, гидрологии, техники безопасности, умении по организации полевой стоянки, построению геологического разреза и шлиховому опробованию, радиометрии, выявляют сильнейшего на геологическом маршруте. Геологические олимпиады способствуют развитию творчества учащихся с различным уровнем подготовки и разнообразными склонностями.

Помимо полевых олимпиад ежегодно проводится более двадцати мероприятий регионального и всероссийского масштаба, в которых принимают участие тысячи школьников. Все они организуются с учетом особенностей детского возраста и разнообразны по форме и содержанию. В настоящее время детские геологические объединения созданы во многих субъектах РФ от Владивостока до Калининграда. В Движение вовлечено порядка 16 тысяч учащихся. Большинство детских геологических объединений действуют в системе дополнительного школьного образования, но некоторые кружки созданы при геологических музеях и геологических факультетах ВУЗов.

Единой программы преподавания геологии для подростков не существует, каждый руководитель использует свою авторскую программу. В целях обмена опытом по работе с юными геологами РОСГЕО проводит Всероссийские научно-практические конференции с руководителями детско-юношеского геологического движения.

На 4-ой конференции, прошедшей в поселке Решетниково Московской области в декабре 2011 года, было отмечено, что Детско-юношеское геологическое движение является важнейшей составной частью воспитания молодежи, первым шагом в длительном процессе подготовки кадров для геологической отрасли. Занятия в кружках способствуют не только интеллектуальному росту подростков, но и формированию их социальной активности, гражданской позиции. Педагоги воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, родному краю, бережному отношению к природе, минеральным богатствам России.

В то же время, Детско-юношеское геологическое движение нуждается в большем внимании со стороны государственных и региональных органов власти, региональных геологических структур, общественных объединений. Роль наук о Земле и геологии, в частности, должна повышаться в средней школе, в дополнительном образовании, при этом нужно соблюдать принципы доступности и бесплатности образования.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017