јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ёные геологи –оссии: истори€ детско-юношеского геологического движени€

√оликов —танислав »ванович, Ўумкова ¬ера ћихайловна

—пециалисты –оссийского геологического общества

 

–еформы, происшедшие в нашей стране, и существенные изменени€ в жизни общества привели также к серьезным изменени€м в общественном сознании. ¬ частности, речь идет о привлекательности той или иной профессии. ≈сли еще 15-20 лет назад ове€нна€ романтикой геологическа€ професси€ считалась одной из уважаемых и почетных, то в насто€щее врем€ ее престиж существенно снизилс€. —ледствием односторонней пропаганды в средствах массовой информации €вилось то, что у подавл€ющей части молодежи сформировалось мнение, что только Ђсовременныеї профессии (юрист, экономист, менеджер и т.п.) заслуживают того, чтобы посв€тить им свою жизнь, и лишь они смогут обеспечить раскрытие заложенных в человеке талантов и возможностей. ¬се это в сочетании с объективными проблемами и трудност€ми в развитии минерально-сырьевого комплекса страны, в целом, и геологической службы, в частности, привело к неуклонно нарастающему старению кадров в геологической отрасли.

Ёту негативную тенденцию, видимо, можно переломить, лишь обеспечив приток в отрасль молодежи. ќпасность утери лучших традиций отечественной геологической науки и практики вынудила геологическую общественность, предприн€ть р€д кардинальных действий. –ечь идет о детско-юношеском геологическом движении (ƒё√ƒ), зародившемс€ в нашей стране полвека назад и ставшей школой воспитани€ молодежи и школьников, их профессиональной ориентации дл€ будущей работы в минерально-сырьевом комплексе страны. «а эти годы в движении юных геологов прин€ли участие сотни тыс€ч школьников. ¬ дальнейшем многие из них св€зали свою судьбу с геологией, пополнив р€ды разведчиков недр и ученых.

Ќельз€ не отметить, что иде€ массовых поисков полезных ископаемых бытовала на –уси давно. ¬от только один абзац из знамени той Ђ√орной привилегииї 1709 года: ЂЕ—оизвол€етс€ всем и каждому даетс€ вол€ какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих земл€х искать, копать, плавить, варить и чистить металлы, Е к чему каждый толико промышленник прин€ть может, колико тот завод и к тому подобные иждивени€ требуютї.

¬ начале XVIII века в св€зи с бурным развитием горнозаводского промысла по€вилась перва€ ветвь обучени€ местных жителей, главным образом юношей, горному делу. ѕервую горно-металлургическую школу в ѕетрозаводске при ќлонецком заводе открыл в 1715 году сподвижник ѕетра I голландец генерал-лейтенант ¬иллим »ванович √еннин. ¬ ней преподавали горные и геологические науки и передавали практические навыки, специально выделенные туда мастера с уральских горных заводов, а также старатели-рудознатцы. ¬ период с 1723 по 1739 гг. при уральских заводах была открыта 21 школа, где обучались 650 юных учеников.

¬ середине XVIII века башкирский старшина »смаил “асимов предложил ≈катерине II открыть в —анкт-ѕетербурге горное училище, а Ѕерг-коллеги€ Ђпризнала оное полезным и необходимо нужнымї ныне известное как —анкт-ѕетербургский горный институт. ¬о второй половине XIX века преподавание естествознани€ с основами геологии было введено в реальных училищах и гимнази€х. ¬ то врем€ этот предмет увлек, прежде всего, учителей, чь€ роль в становлении будущих геологов и ученых еще до конца не осознана.

”роки естествознани€ и немногочисленные практические зан€ти€ в полевых услови€х уже тогда имели в реальной школе большое воспитательное и образовательное значение. »нтересно, что в списке предметов, которым учили в –оссии 13-летнего наследника престола Ц будущего цар€ јлександра II, нар€ду с историей, физикой, философией и другими предметами значитс€ изучение геологии.

»з всего этого можно сделать вывод, что обучение подрастающего поколени€ естественным наукам и основам геологии имеет в нашей стране глубокие корни. “аким образом, уже к началу ’’ века была подготовлена почва дл€ дальнейшего распространени€ геологических знаний среди учащейс€ молодежи, создани€ системы подготовки будущих геологов.

ёные геологи в —оветском союзе

—ледующий этап привлечени€ молодежи к геологическому образованию наступил в советское врем€. ¬ период индустриализации страны перед правительством встала проблема геологического изучени€ огромных территорий. “ребовались специалисты-геологи, способные вы€вл€ть новые месторождени€ полезных ископаемых и осваивать их. ѕрофессионально подготовленных геологов было мало. ¬от почему по€вилось обращение правительства к органам образовани€, учител€м географии, школьникам совершать геологические походы с целью сбора минералов и пород, описани€ их местонахождени€ и представлении отчетов в геологические организации. Ўироко пропагандируетс€ романтика геологического поиска. »звестны многочисленные примеры, когда образцы, найденные и доставленные юными следопытами, дали толчок дл€ поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

ѕервые попытки организации массовых геологических походов и кружков юных геологов относ€тс€ к началу тридцатых годов прошлого века. Ёто были отдельные разрозненные меропри€ти€. Ќапример, отдел “ехнической пропаганды геологоразведочного бюро газовых месторождений Ќародного комиссариата т€желой промышленности выпустил в 1932 году брошюру с броским заголовком: Ђ“урист, охотник, краевед Ц в поход за природным газомї.

Ёнергична€ попытка централизации массового геологического движени€ была сделана в 1935 году. ¬ это врем€ на страницах газет и журналов все чаще стали по€вл€тьс€ материалы по геологическому исследованию нашей страны силами молодых людей-краеведов, юных геологов и следопытов.

ѕервый геологический кружок школьников, в предвоенные годы называвшихс€ юннатами-геологами, был организован при —аратовском областном музее краеведени€ сотрудником ј. оротковым в конце 1936 года. ѕервоначально этот небольшой коллектив состо€л из 4 увлеченных реб€т, дл€ которых проводились зан€ти€ в основном по палеонтологической тематике, так как они чаще всего самосто€тельно собирали многочисленную ископаемую фауну по берегам ¬олги и в глубоких оврагах. ¬ начале лета 1937 года численность реб€т достигала 21 человека и в окрестност€х города были совершены первые организованные геологические экскурсии школьников.

¬ июне 1938 года этот коллектив совершил первую дальнюю экспедицию в —талинградской области с целью изучени€ разрезов каменноугольных отложений. ¬ архиве областного музе€ краеведени€ сохранилось описание похода, из которого стоит привести две фразы, отражающие насколько реб€та были увлечены этой де€тельностью: ЂЕ ќсобую радость среди реб€т возбудила находка пласта с отпечатками трилобитов.Е ¬сего реб€тами было собрано 5 пудов образцовї.

¬ —вердловске, ныне ≈катеринбурге, в эти же годы активное участие в геологических походах и зан€ти€х в минералогическом кружке принимали многие реб€та города. — их помощью была организована выставка минералов ”рала в специальной комнате во ƒворце пионеров и школьников, красочно расписанной по мотивам сказов ѕ.ѕ.Ѕажова. Ёто врем€ вспоминает доктор геолого-минералогических наук, профессор ћосковского государственного открытого университета, действительный член –оссийской академии естественных наук, председатель геологической секции и член —овета ћосковского общества испытателей природы —партак Ћеонидович јфанасьев: Ђѕервым моим учителем по геологии в 1937 году была ћарина —ергеевна Ўаскольска€, впоследствии доктор геолого-минералогических наук, профессор ћосковского горного института Ц руководитель √еографического кружка ƒома пионеров на —топаниЕ ≈ще раньше в 1934 году руководителем кружка был ¬алериан Ќиколаевич  узьмин. ѕо его инициативе мы, пионеры, встретились со всемирно известным геологом, академиком »ваном ћихайловичем √убкиным. —амое большое впечатление произвел на мен€ не сам академик, а его гигантский письменный стол с огромной чернильницей, кажетс€, из малахита. ¬алериан Ќиколаевич познакомил нас с геологами, руководител€ми минералогического кружка ћинералогического музе€ јЌ ———–. » здесь, не сами великие минералоги, а красивые образцы минералов произвели на нас наибольшее впечатление. ѕотом был  рым, двухнедельна€ экскурси€ пионеров ƒома, организованна€ ¬алерианом Ќиколаевичем. “ак € пришел в большую геологиюї.

¬ эти же годы большой знаток драгоценных и поделочных камней академик јлександр ≈вгеньевич ‘ерсман посто€нно читал в ƒоме пионеров лекции по минералогии. ќсновоположник и блест€щий попул€ризатор науки, ј.≈.‘ерсман увлекательно рассказывал об экспедици€х по ”ралу, —редней јзии и  ольскому полуострову довоенным реб€тишкам, охваченным романтикой открыти€ новых месторождений. ѕозже многие его юные ученики руководили кружками при геофаке ћ√” и ћ√–».

’арактеризу€ движение юных геологов в предвоенный период можно отметить, что работа со школьниками проводилась энтузиастами: учител€ми, студентами вузов и специалистами-геологами на общественных началах без какого-либо материального вознаграждени€ и за счет личного времени. ќтсутствовали какие-либо рекомендации по методике обучени€ школьников геологическим дисциплинам и массовым геологическим походам, учебные пособи€, материалы по обмену опытом. √лавным было дать начальное геологическое образование молодым люд€м, интересующимс€ природой родного кра€ и желающим приобщитьс€ к нашей замечательной профессии.

¬о врем€ ¬еликой отечественной войны развитие детско-юношеского геологического движени€ было приостановлено.

¬торое дыхание

—разу же после войны объемы геологоразведочных работ в стране значительно возросли. »нтенсивными темпами вы€вл€лись и оперативно разведывались крупные месторождени€ полезных ископаемых, комплексно разведывались целые регионы. Ѕыли развернуты крупномасштабные работы на нефть и газ, уран, начались поиски кимберлитовых трубок в якутии, проводились работы по вы€влению железорудных месторождений, резко увеличились объемы гидрогеологических работ, бурно развивалась геологическа€ наука. ќткрыти€ следовали одно за одним Ц начиналс€ Ђ«олотой векї геологии. Ќеобычайно высоко подн€лась професси€ геолога, а потребность в молодых кадрах многократно возросла.

¬ 1946 году на базе  омитета по делам геологии при —овете ћинистров ———– было организовано ћинистерство геологии ———–, более четырех дес€тилетий игравшее огромную роль в деле развити€ детско-юношеского геологического движени€. ¬с€ эта работа была возведена в ранг государственной политики. ћинистерство геологии и ћинистерство просвещени€ стали регул€рно организовывать семинары, совещани€, конференции по юношескому геологическому движению. »зучалс€, обобщалс€ и распростран€лс€ лучший опыт. Ўколами такого опыта были ћосква, —анкт-ѕетербург, ≈катеринбург, „ел€бинск, Ќижний “агил. Ќа развитие этого дела выдел€лись немалые целевые финансовые ресурсы.

Ѕыли переизданы научно-попул€рные книги ј.≈.‘ерсмана, ¬.ј.ќбручева, других видных ученых и специалистов. ѕо€вились специально написанные дл€ детей и юношества в серии ЂЅиблиотека участника геологических походовї краткие пособи€: Ђ„то такое рудные месторождени€, где и как их искатьї ‘.».¬ольфсона, Ђ ак искать олової ≈.ј.–адкевич, Ђѕолезные ископаемые и их поискиї —.‘.Ћугова, Ђ¬ поход, юные геологиї ћ.ј.ћеньшиковой и другие. √лавной целью работы с молодежью стало не только получение общегеологических знаний, умени€ и навыков работы с минералами и породами, но и проведение летних полевых сезонов с выполнением геологических заданий. Ќе обошлось в юношеском геологическом движении и без слетов, где организовывались соревновани€ в умении делать съемку, пользоватьс€ приборами, брать образцы и пробы, защищать отчеты и даже выполн€ть конкретные поиски различных полезных ископаемых. ј в зимнее врем€ Ц камеральные работы, конференции, геологические олимпиады, общение с учеными и геологами-практиками. –езультатом всей этой де€тельности были глубоко профориентированные абитуриенты, становившиес€ затем высококлассными геологами.

¬ это врем€ в стране сложилась структура юношеского геологического движени€ от ÷ентральной комиссии при ћинистерстве геологии ———– через республиканские, территориальные комиссии к юношеским геологическим экспедици€м, парти€м и отр€дам. ќсновной €чейкой становитс€ юношеска€ геологическа€ парти€ численностью 10-15 человек. √одичный цикл ее работы заключалс€ в подготовке и проведении полевых работ, участии в слетах и олимпиадах, профессиональном обучении. ёные геологи при помощи геологов-наставников составл€ли проекты работ и защищали их на научно-технических советах, состо€щих из геологов и педагогов.  омиссии по походам молодежи и школьников за полезными ископаемыми возглавл€лись, как правило, главными геологами подразделений ћингео ———–.

ќрганизовывала работу с юными геологами ÷ентральна€ комисси€. ¬ разные годы ÷ентральной комиссией руководили заместители ћинистра геологии ———– ». .ћинеев, ¬.ј.ярмолюк, ¬.ћ.¬олков, член коллегии ¬.ј.„ернов с неизменным секретарем, энтузиастом движени€ ≈.¬.—изовой.

¬ 1966 году в г. «латоусте на территории »льменского заповедника был успешно проведен первый ¬сесоюзный слет юных геологов. ¬ период с 1966 по 1990 гг. состо€лись восемь таких слетов с периодичностью раз в три года.

Ќа регул€рно провод€щихс€ слетах любого уровн€ Ц от ¬сесоюзного до областного Ц реб€та отчитывались по выполненным работам и участвовали в различных прикладных геологических сост€зани€х и конкурсах. ѕобедител€м конкурсов и соревнований вручались дипломы и почетные грамоты, рекомендации дл€ поступлени€ в ¬”« на геологическую специальность.

— 1975 года проводилось награждение знаками: Ђёный геолог ———–ї, которые вручались наиболее активным кружковцам и участникам геологических походов. ѕо неполным данным в период с 1975 по 1990 гг. такой знак получили 8 тыс€ч юношей и девушек. ¬ некоторых регионах ввели свои местные награды дл€ юных геологов.

¬ 1983 г. юношеское геологическое движение подн€лось на новый качественный уровень. ѕостановлени€ ÷  ¬Ћ —ћ, ћинистерства геологии ———– Ђќ дальнейшем развитии массового геологического похода комсомольцев, пионеров и школьников за полезными ископаемымиї и пленума ÷   ѕ—— Ђќб основных направлени€х реформы общеобразовательной и профессиональной школыї приравн€ли юношеские геологические партии к трудовым Ўкольным объединени€м и их работа стала рассматриватьс€ как участие в летней трудовой четверти.

— 1984 г. при получении положительного экономического эффекта за выполненные в поле работы юношеским геологическим парти€м стали выплачивать заработанные ими средства.

–абота с юными геологами в те времена финансировалась на местах за счет госбюджетных ассигнований ћинистерства геологии ———–, органами народного образовани€, профсоюзными организаци€ми и местными властными структурами.

¬ новой –оссии

¬ св€зи с распадом ———–, стройна€ система управлени€ и поддержки детско-юношеского геологического движени€ перестала существовать. ќднако, движение юных геологов не умерло благодар€ самоотверженным усили€м энтузиастов Ц геологов и педагогов.

Ќаверное, все устали слышать и читать про то, что происходит с образованием. ”дивительно, что сейчас, когда большинство школ с трудом продолжают обучать детей, когда государство все меньше средств выдел€ет образованию, наход€тс€ энтузиасты Ц учител€ и геологи, которые бескорыстно отдают свои знани€ и опыт подрастающему поколению.

— 1999 года организацией и координацией в области движени€ в стране на федеральном уровне занимаетс€ –оссийское геологическое общество (–ќ—√≈ќ). ¬с€ организационна€ и научно-методическа€ работа легла на плечи общественности. ÷ентральный совет –ќ—√≈ќ по детско-юношескому геологическому движению, созданный по решению ¬сероссийской конференции руководителей детско-юношеских геологических организаций в 1999 году, активно вз€лс€ за дело. ¬ сжатые сроки были проведены ¬сероссийска€ олимпиада школьников Ђ«емл€ и человекї в г.ћоскве, ¬сероссийский полевой слет юных геологов в Ќижнем Ќовгороде. ёные рудознатцы участвовали в выставках Ђ√еологоразведка-2000ї в —анкт-ѕетербурге и в Ђ√еологи€ї на ¬¬÷.

ѕонима€, что движение юных геологов остро нуждаетс€ в современной, научно-обоснованной концептуальной модели, котора€, с одной стороны, опиралась бы на новые социально-экономические реалии, а с другой, учитывала бы предшествующий позитивный опыт в этой сфере, ÷ентральный совет при поддержке ћѕ– –оссии вз€лс€ за решение этой задачи. ¬озникла необходимость создани€ общероссийской информационной базы данных по юным геологам. ¬ –ќ—√≈ќ был создан квалифицированный коллектив ученых, педагогов и практиков, который решал эти проблемы. ¬ ходе исследований было аккумулировано все лучшее, что было наработано к насто€щему моменту. –азработанна€ модель послужила ориентиром и своеобразным руководством в де€тельности кружков и объединений юных геологов, показыва€ пути и наиболее эффективные подходы в работе с ними в изменившихс€ социально-экономических услови€х. ѕолученные материалы были направлены во все образовани€ юных геологов. Ќельз€ не отметить творческий вклад в создание этих документов многих ученых и специалистов из разных регионов: ћосквы, —анкт-ѕетербурга, ”фы, ѕерми, –остова и др., и в их числе ¬.‘.–огов, ¬.ѕ. ќрлов, ѕ.ј.»гнатов, ¬.Ћ.«верев, ќ.ј.—обин, “.“.—ухова, —.¬.Ѕелов, ¬.¬.јристов, Ќ.¬.”сова, —.».√оликов, ј.‘.ћорозов, ¬.ѕ.Ўвец, ё.√.Ўульгин, ѕ.ѕ.”ль€нов, ј. . орсаков, ј.ј.¬ерчеба и др.

¬ 2001-2003 гг. по инициативе –ќ—√≈ќ созданы специально дл€ детей и изданы массовым тиражом учебные пособи€: Ђќсновы геологииї, Ђѕервые шаги в геологиюї, Ђѕланета «емл€ї, Ђћир минераловї, р€д методических разработок, которые широко используютс€ в практической работе. »звестные геологи-ветераны ¬.‘.–огов, ¬.ћ.Ўвец, ё.√.Ўульгин, имеющие большой опыт работы с молодежью, разработали специальный раздел о детско-юношеском геологическом движении, который целиком вошел в Ђ онцепцию о геологическом образованииї, прин€тую на совместной  оллегии ћинистерства образовани€ –‘ и ћинистерства природных ресурсов –‘ в 1999 году.

—овременные дети очень мало знают о геологии. Ћишь на нескольких уроках природоведени€ в начальной школе, да в школьном курсе физической географии они получают некоторые сведени€ о строении «емли и основных геологических процессах. Ќо геологи€ не кабинетна€ наука.

 ак известно, наиболее значимым в жизни геолога €вл€етс€ работа в поле. » руководители детских геологических формирований учитывают это. Ќадо видеть с каким энтузиазмом и упорством стрем€тс€ отыскать в обнажени€х горных пород окаменелости юные геологи.  ак они радуютс€ красивому образцу минерала или горной породы. —колько счасть€ на детских лицах, когда они смогли отыскать что-то новое. ѕедагоги учат детей самые ценные, выставочные экземпл€ры дарить в музей. » не только щедрость и бескорыстность постигают юные геологи в полевых услови€х, но и усердие, доведение начатого дела до логического конца. ¬едь мало удачно провести геологические изыскани€, надо описать в дневнике свои наблюдени€, да ещЄ без грамматических ошибок. √еологи€ Ц междисциплинарна€ наука, зан€ти€ в геологическом кружке способствуют укреплению знаний школьников по географии, биологии, физике, химии, математике, ќЅ∆. ѕутешеству€ по стране, дети знаком€тс€ с пам€тниками истории, культуры, обыча€ми и традици€ми других народов.

√еологи Ц общительный народ и юные геологи не исключение. ћного друзей в других регионах и странах у них по€вл€етс€, в том числе и благодар€ ¬сероссийским олимпиадам юных геологов. ¬ современной –оссии прошло 8 полевых олимпиад, из них в XXI веке 5 олимпиад. ¬ каждой олимпиаде примерно участвовало 35-40 команд из различных регионов –‘, а в последнее врем€ на открытые олимпиады юных геологов стали приезжать команды из ближнего и дальнего зарубежь€. ¬ разные годы участниками ¬сероссийских слЄтов были реб€та из ”краины,  иргизии,  азахстана, “аджикистана, ”збекистана, ћонголии, Ѕолгарии, ѕольши.

¬о главе любого успешного меропри€ти€ должна сто€ть команда единомышленников. –оссийское геологическое общество смогло сплотить вокруг себ€ такой коллектив, который добиваетс€ поставленных целей. ѕолевые олимпиады юных геологов проход€т в разных городах, но неизменно на высоком уровне. «алог успеха Ц кропотлива€ организационна€ работа. Ѕольша€ роль отводитс€ формированию судейской коллегии. ¬ неЄ приглашаютс€ специалисты с большим опытом работы. ¬се они с теплотой относ€тс€ к дет€м. —тало традицией, что возглавл€ет судейскую бригаду известные специалисты в геологической отрасли. ¬ разные годы главными судь€ми были ¬ашурин ј.».,  арпузов ј.ј., ѕопов ≈.¬..

ѕодготовкой спальных корпусов, столовой, мест проведени€ соревнований занимаютс€ местные региональные органы. ¬ большом деле мелочей не бывает. » настроение участников соревнований не должно портитьс€ из-за отсутстви€ миллиметровой бумаги дл€ построени€ геологического разреза или из-за не воврем€ пришедшего автобуса. „лены организационного комитета прорабатывают такие вопросы задолго до начала соревнований.

÷елью слетов €вл€етс€ обучение практическим навыкам профессии геолога. –еб€та соревнуютс€ в знани€х по минералогии, петрографии, палеонтологии, гидрологии, техники безопасности, умении по организации полевой сто€нки, построению геологического разреза и шлиховому опробованию, радиометрии, вы€вл€ют сильнейшего на геологическом маршруте. √еологические олимпиады способствуют развитию творчества учащихс€ с различным уровнем подготовки и разнообразными склонност€ми.

ѕомимо полевых олимпиад ежегодно проводитс€ более двадцати меропри€тий регионального и всероссийского масштаба, в которых принимают участие тыс€чи школьников. ¬се они организуютс€ с учетом особенностей детского возраста и разнообразны по форме и содержанию. ¬ насто€щее врем€ детские геологические объединени€ созданы во многих субъектах –‘ от ¬ладивостока до  алининграда. ¬ ƒвижение вовлечено пор€дка 16 тыс€ч учащихс€. Ѕольшинство детских геологических объединений действуют в системе дополнительного школьного образовани€, но некоторые кружки созданы при геологических музе€х и геологических факультетах ¬”«ов.

≈диной программы преподавани€ геологии дл€ подростков не существует, каждый руководитель использует свою авторскую программу. ¬ цел€х обмена опытом по работе с юными геологами –ќ—√≈ќ проводит ¬сероссийские научно-практические конференции с руководител€ми детско-юношеского геологического движени€.

Ќа 4-ой конференции, прошедшей в поселке –ешетниково ћосковской области в декабре 2011 года, было отмечено, что ƒетско-юношеское геологическое движение €вл€етс€ важнейшей составной частью воспитани€ молодежи, первым шагом в длительном процессе подготовки кадров дл€ геологической отрасли. «ан€ти€ в кружках способствуют не только интеллектуальному росту подростков, но и формированию их социальной активности, гражданской позиции. ѕедагоги воспитывают подрастающее поколение в духе любви к –одине, родному краю, бережному отношению к природе, минеральным богатствам –оссии.

¬ то же врем€, ƒетско-юношеское геологическое движение нуждаетс€ в большем внимании со стороны государственных и региональных органов власти, региональных геологических структур, общественных объединений. –оль наук о «емле и геологии, в частности, должна повышатьс€ в средней школе, в дополнительном образовании, при этом нужно соблюдать принципы доступности и бесплатности образовани€.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019