јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—имволика цвета в поэзии —.≈сенина

ћари€ ѕанарина, ученица 10-го класса
лицей станицы јзовска€  раснодарского кра€

руководитель Ц Ќаталь€ √еоргиевна ѕрохорова, учитель литературы

ѕлан работы

¬ведение.

I. —имволика цвета

1.1. ѕсихологи€ и символика цвета в психологии

1.2. —.ј.≈сенин. ѕоэзи€ в цвете

II. ѕрактическа€ работа

2.1. „астотность употреблени€ цвета в лирике —.ј.≈сенина

2.2. »дейно-смысловой анализ цветописи в творчестве —.≈сенина

«аключение

¬ведение

—имволика цвета имеет давнюю историю. Ћюди с незапам€тных времен придавали особое значение чтению Ђ€зыкаї красок, что нашло отражение в древних мифах, народных предани€х, различных религиозных и мистических учени€х. ÷ветовые предпочтени€ человека во многом определ€ют его характер, настроение, отношение к действительности. ѕо тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себ€, можно многое рассказать о нас. ÷ветовые предпочтени€ завис€т от многих причин. —реди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, темперамент, особенности характера, настроение и др.

—.ћ. —оловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, √.–.ƒержавин, Ќ.¬.√оголь, ‘.».“ютчев и др.), дл€ которых Ђцвет был могучим орудием стил€ї и которые Ђвесьма щедро использовали цветї; 2) Ђхудожники и писатели, крайне сдержанно использующие цветї. —.ј. ≈сенина следует отнести к первому типу художников. Ћирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. ќна не может оставить читател€ равнодушным. ≈Є оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

Ђ≈го поэзи€ есть как бы разбрасывание обеими пригоршн€ми сокровищ его душиї. Ёти слова ј. Ќ. “олстого о —ергее ≈сенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегос€ русского поэта XX века. » сам ≈сенин признавалс€, что хотел бы Ђвсю душу выплеснуть в словаї [Ђћой путьї]. Ђѕоловодье чувствї, затопившее его поэзию, в свою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнени€ и сопереживани€.

ћы хотим проследить изменени€ цвета в творчестве —.≈сенина, соотнести их с воспри€тием революции поэтом, определить частотность употреблени€ цветов в лирике —.ј.≈сенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. јктуальность нашего исследовани€ определ€етс€ низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии —.≈сенина именно в св€зи в определенными историческими событи€ми, в частности с революцией 1917 года.

ќбъект исследовани€ Ц поэтический мир —.≈сенина.

ѕредмет исследовани€ Ц цветова€ символика в поэзии —.≈сенина.

ѕроблема: какова символика цвета в поэзии —.≈сенина и как она мен€етс€ в разные периоды его творчества?

÷ель исследовани€: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества —.ј.≈сенина.

√ипотеза состоит в предположении, что цветова€ гамма поэзии —.≈сенина св€зана с изменением его мироощущени€ различных исторических событий, происход€щих в –оссии. ћы предполагаем, что после изменени€ воспри€ти€ революции, в творчестве поэта изменилась и цветова€ гамма.

÷ель и гипотеза обусловили задачи исследовани€:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследовани€;
    2. провести текстовый анализ стихотворений —.ј ≈сенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии —.≈сенина;
    4. проанализировать изменени€ цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употреблени€ цветов в лирике —.ј.≈сенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

ћетоды исследовани€: анализ литературы по проблеме исследовани€, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическа€ обработка полученных данных.

Ќовизна исследовани€ заключаетс€ в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследовани€ нами проведЄн сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике —.≈сенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределЄнных в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве —.≈сенина, поэтому данна€ работа может быть использована при изучении поэзии —.≈сенина дл€ лучшего понимани€ внутреннего мира поэта.

–аботы состоит из введени€, двух глав, заключени€ и списка использованной литературы.

√лава I. —имволика цвета

    1. ѕсихологи€ и символика цвета в психологии

√овор€ о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрени€ на символику цвета. ÷вета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

∆Єлтый и золотой, по мнению р€да психологов, есть символ духа, св€тости, с древности воспринимаютс€ как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Ёто цвет осени, зрелых колосьев и ув€дающих листьев. ћ.Ћюшер считал, что жЄлтый €вл€етс€ Ђсимволом активностиї. „аще всего этот цвет производит тЄплое и при€тное впечатление. Ќередко жЄлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

ѕо мнению Ё. лессмана, этот цвет также олицетвор€ет Ђзависть и ревность, жадность и лживостьї. Ќегативна€ символика жЄлтого и золотого Ц грех, предательство, ув€дание, грусть, тление, отча€ние, болезнь, смерть, потусторонний мир. ќбщеизвестны такие выражени€, как жЄлта€ пресса, жЄлтые профсоюзы, жЄлтый дом; Ђ…еллоу ƒжекї Ц флаг, который поднимали на корабл€х в знак карантина. ¬ средневековой »спании одевали в жЄлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. »уду »скариота изображали в жЄлтом плаще, как христопродавца. ¬о ‘ранции жЄлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. –€д негативных значений жЄлтого св€зан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. ” слав€нских народов жЄлтый цвет считаетс€ цветом ревности, измены, а на “ибете ревность называют буквально ЂжЄлтый глазї. ∆Єлта€ карточка Ц недоверие, предупреждение; ЂжЄлта€ акаци€ї в €зыке цветов означает Ђушла любовьї. Ђ∆Єлтый билетї Ц удостоверение личности продажных женщин. Ђ¬ јнглии ’I’ века Ц жЄлтые шл€пы несосто€тельных должников, жЄлтые кольца на плащах евреев из геттої.

—иний цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. ѕо Ё. лессману, он выражает Ђпокой, верность, однако может означать безумиеї. √.√егель считал, что Ђсиний цвет соответствует кротости, уму и сентиментальностиї. Ђ¬ средневековой ≈вропе синий был цветом костюма рыцар€, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; Ђсиний чулокї Ц прозвище женщины, занимающейс€ наукой (возникло в ¬енеции в ’V веке)ї.2 ¬ јнглии, –оссии ордена и награды подвешивали на синих лентах Ц Ђќрден ѕодв€зкиї, награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). «нак высокого происхождени€ Ц Ђголуба€ кровьї.

 роме того, синий цвет близок к чЄрному и получает сходные с ним символические значени€. ќн считалс€ траурным в ƒревнем ≈гипте. ‘ранцузы называют ужас Ђсиним страхомї. ” слав€нских народов синий служил цветом печали, гор€, ассоциировалс€ с бесовским миром. —таринные предани€ описывают чЄрных и синих бесов.

√олубой цвет Ц цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. ќн прит€гивает нас к себе, настраивает на созерцательность. ѕо мнению р€да психологов, этот цвет даЄт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. ѕо ».¬.√ете, Ђон углубл€ет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотвор€€ зримоеї.

Ѕелый Ц духовный хранитель. ќсновное качество белого цвета Ц равенство. ¬ нЄм заключена вера, но вера не слепа€. Ёто цвет добра, удачи, исцелени€ и очищени€, невинности, радости и добродетели. Ё. лессманн считал, что Ђбелый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауромї. ќн никого не отталкивает, нравитс€ люд€м разных характеров. ¬ христианстве белое обозначает родство с божеством. ¬ белом изображаютс€ ангелы, св€тые и праведники. ” некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. ЂЅелые воротничкиї Ц знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры Ц знак принадлежности к обеспеченному классу.

ќднако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. ѕо своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотноситс€ с пустотой, лед€ным молчанием и в конечном итоге Ц со смертью. —лав€не одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. ” некоторых племЄн јфрики и јвстралии прин€то раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. ¬  итае белый Ц цвет траура. ¬ старину белый траур использовалс€ и у слав€н.

Ђ¬ русской поэзии начала века белый св€зан с негативными эмоци€ми и с мысл€ми, обращЄнными в потусторонний мирї.

 расный цвет Ц цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируетс€ с кровью и огнЄм. ≈го символические значени€ очень многообразны и, порой, противоречивы. ѕо мнению Ё.  лессманна Ђкрасный олицетвор€ет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненавистьї.  расный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство. Ћюди с древности про€вл€ли особый интерес к красному цвету. ¬о многих €зыках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всЄ красивое, прекрасное. ” полинезийцев слово Ђкрасныйї €вл€етс€ синонимом слова Ђвозлюбленныйї. ¬  итае об искреннем, откровенном человеке говор€т Ђкрасное сердцеї, тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

 расный Ц основной геральдический цвет. Ќа знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. — точки зрени€ јндре€ Ѕелого, Ђкрасный цвет был эмблемой –оссию губившего хаосаї. »нтересно, что у многих племЄн јфрики, јмерики и јвстралии воины, готов€сь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.  арфагенцы и спартанцы носили во врем€ войны красную одежду. ¬ древнем  итае повстанцы называли себ€ Ђкрасные воиныї, Ђкрасные копь€ї, Ђкрасные бровиї.  расное обозначает также власть, величие. ¬ ¬изантии только императрица имела право носить красные сапожки.

ѕо большинству народных примет чЄрный цвет ассоциировалс€ с тЄмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. ¬ ƒревней ћексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чЄрный цвет. „Єрные глаза и поныне считаютс€ опасными, завистливыми. ¬ чЄрное одеты зловещие персонажи, по€вление которых предвещает смерть. ¬ русском народном €зыке слово ЂчЄрныйї обозначает нечто старое, гр€зное, лишЄнное блеска: чЄрна€ старуха, чЄрный ход, чЄрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чЄрный юмор, Ђпить по-чЄрномуїЕ

„Єрное может иметь и благопри€тное значение. ќно воспринимаетс€ так, например, в засушливых районах јфрики, где мало воды и чЄрные тучи сул€т плодородие и изобилие. ƒухам-хранител€м, посылающим дождь, принос€т в жертву чЄрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаютс€ в чЄрное.

«елЄный цвет - цвет травы и листьев. ” многих народов он символизировал юность и веселье, хот€ порой и незрелость, недостаточное совершенство. ѕо Ё. лессману зелЄный олицетвор€ет Ђнадежду и, напротив, болезньї. «елЄный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют ЂзелЄнойї, а сам человек Ђзеленеетї от злости).

” иранцев зелЄный цвет ассоциируетс€ как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говор€т ЂзелЄна€ ногаї, а о кладбище Ц ЂзелЄный домї. ¬ средневековой ≈вропе шуты носили зелЄную с жЄлтым одежду, а банкроты в √ермании должны были надевать зелЄные шапки.

—. Ёйзенштейн пишет о символике зелЄного: Ђцвет возрождени€ души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумиеї. ќдин из витражей Ўартрского собора представл€ет искушение ’риста; на нЄм сатана имеет зелЄную кожу и громадные зелЄные глазаЕ

ƒревн€€ символика красок и их интерпретаци€ в различных культурах находит своЄ подтверждение в современных теори€х взаимосв€зи цвета и эмоционально-волевых состо€ний не только отдельного человека, но и целых общностей. —оответствие цвета и доминирующего психологического состо€ни€ изучали ». √ете, швейцарский психолог ћ. Ћюшер и другие психологи. »сследовани€, проведенные российскими психологами ¬.‘. ѕетренко и ¬.¬.  учеренко, подтверждают имеющуюс€ взаимосв€зь между эмоциональными состо€ни€ми человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. “ак, в ситуаци€х радости, весель€ особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жЄлтый и красный), одновременно отрицаютс€ цвета поко€ и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небыти€ (чЄрный). ƒл€ ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жЄлтого и предпочтение серого и синего цветов. —иний, таким образом, отражает не только безм€тежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состо€нию пассивной подавленности.

¬ этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состо€ни€ человека. ѕоследовательность изложени€ обусловлена частотностью употреблени€ данных цветов в лирике —.ј.≈сенина.

I.2. ѕоэзи€ в цвете.

»спользование цвета в поэзии есть средство выражени€ чувств. ѕо палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. ќднако ещЄ ј.Ѕлок писал в статье Ђ раски и словаї (1905), что современные писатели Ђотупели к зрительным воспри€ти€мї и воспитывают душу читател€ среди абстракций и отсутстви€ света и цвета. ј.Ѕлок предсказал, что по€витс€ поэт, который привнесЄт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. “аким поэтом стал —ергей ≈сенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

≈сенин, поэтическое сердце –оссии, своим читател€м оставил богатое наследие. Ѕольшой художник, —ергей ≈сенин привлекает €ркоцветностью.  ак справедливо заметил ».—ельвинский, Ђтакого глаза наша поэтическа€ живопись ещЄ не зналаї. ÷ветовые впечатлени€, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаютс€ и повтор€ют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, иконописи, устной народной поэзии. ћногоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. ѕрирода играет и переливаетс€ всеми цветами. ќбразы живописны, словно акварелью нарисованные.

Ќаиболее употребимые цвета, которыми поэт умело окрашивал своЄ поэтическое творчество, Ц жЄлтый и золотой. ¬ дореволюционных стихотворени€х жЄлтый и золотой Ц цвета осени: ЂжЄлта€ крапиваї [Ђ¬ то краю, где жЄлта€ крапиваї], ЂжЄлтые долыї [Ђ«а горами, за жЄлт€ми доламиї], Ђзолотистые веткиї [ЂЅур€ї].  огда в ранних, ещЄ весЄлых и лЄгких стихах звучит мотив погибшей души, врываетс€ жЄлтый цвет: Ђ¬есной и солнце на лугу/ ќбвита жЄлта€ дорога,/ » та, чьЄ им€ берегу,/ ћен€ прогонит от порогаї [Ђ”стал € жить в родном краюї]. Ђ∆Єлта€ дорогаї Ц дорога в никуда. ¬ послереволюционных стихах преобладает негативна€ символика жЄлтого Ц грех, предательство, ув€дание, грусть, отча€ние, болезнь, смерть: ЂжЄлта€ грустьї [Ђ—нова пьют здесь, дерутс€ и плачутї], ЂжЄлтый тленї [Ђћне грустно на теб€ смотретьї], ЂжЄлтый скелетї [Ђ“ы прохладой мен€ не мучайї].

ƒо 1917 ≈сенин употребл€л эти цвета соответственно 13Ц19 раз, после Ц 18Ц54.  оличество значительно возросло. ¬озможно, это означает, что внутреннее состо€ние поэта изменилось, и он больше начинает задумыватьс€ о душе, св€тости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, св€занных с революцией. » тем самым добавл€л в поэзию тот цвет, которого ему Ђне хваталої в реальности, ведь поэзи€ Ц это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читател€: Ђзлата€ –усьї [Ђќ верю, верю, счастье естьї], Ђзлата€ тучкаї [ЂЌощь и поле, и крик петуховї], Ђзолотые звЄздыї [Ђѕеснь о собакеї], Ђзолотые далЄкие далиї [Ђћне осталась одна забаваї], Ђроща золота€ї [Ђќтговорила роща золота€ї], Ђзолотые иконыї [Ђ”сї], Ђзлата€ земл€ї [Ђ»орданска€ голубицаї], Ђзолотые шапки горї [Ђ»нони€ї], Ђлуч золотойї [Ђ».ƒ.–удинскомуї]Е ѕристрастие к жЄлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к сн€тию напр€жени€.

ЂЋюбимые цвета поэта Ц синий и голубой. Ёти цветовые тона усиливают ощущение необъ€тности степных просторов –оссииї (Ђтолько синь сосет глазаї, Ђсини горыї [ЂЌивы сжаты, рощи голыї], Ђсиние затоныї [Ђ»нони€ї], Ђголуба€ –усьї [Ђя покинул родимый домї], Ђголуба€ ласкова€ странаї [Ђ«олото холодное луныї], Ђголубой прудї [Ђќтговорила роща золота€ї], Ђголуба€ стру€ї [Ђƒень ушЄл, убавилась чертаї], Ђголуба€ пыльї [Ђћес€ц рогом облако бодаетї], Ђнебеса уж голубыеї [Ђ¬осход солнцаї], Ђв прозрачном холоде заголубели долыї [Ђ√олубеньї] и т. п.), создают атмосферу светлой радости быти€ (Ђсиний звонї [Ђ”сї], Ђсинее счастьеї, Ђвечером лунным, вечером синимї [Ђ¬ечером синим, вечером луннымї], Ђсиний плат небесї [Ђ“опи да болотаї], Ђпредрассветное, синее, раннееї), выражают чувство нежности, любви (Ђпарень синеглазыйї, Ђсинь во взорахї [Ђ√олубеньї] и т. п.). ¬печатление голубизны ≈сенин создаЄт настойчиво и последовательно. Ђ√олубымиї у него станов€тс€ и руки, и рты, и даже огонь и душа ( Ђголубые ртыї [Ђ¬ том краю, где жЄлта€ крапиваї], Ђголубой огоньї [ЂЌикогда € не был на Ѕосфореї], Ђдуша голуба€ї [Ђ“о не тучи брод€т за овиномї]).

Ђ—иний цвет и его оттенки не были дл€ ≈сенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическоеї. —инее Ц это цвет неба, чистоты. ѕоэт даже саму –оссию св€зывал с этим цветом, говор€, что в имени Ђ–усьї есть Ђсинее что-тої. —инева, разлита€ в поэзии —ерге€ ≈сенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. ЂЁта син€€ дымка полюбилась ≈сенину, стала его ведущей красочной тональностьюї.12

ƒо революции 1917 года синий встречаетс€ в стихах поэта 20 раз, а после Ц 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. ”величение частотности использовани€ цвета, на наш взгл€д, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чЄрным и, согласно слав€нской мифологии, ассоциируетс€ с бесовским миром, так и то, что поэт —¬ќё особую реальность Ђраскрашиваетї в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавл€ет в неЄ больше божественности, романтичности.

Ѕелый Ц более простой земной цвет. √лавное его значение  Ц божество, благо, полнота быти€: Ђбелый перезвонї [Ђ“роицыно утро, утренний канонї], Ђбелый храмї [Ђћечтаї], Ђбелый ангелї [Ђќтвори мне, страж заоблачныйї], Ђодежда празднично бела€ї [Ђ’орошо под осеннюю свежестьї]. ƒл€ палитры ≈сенина характерно Ђпристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенностьї.12 Ѕелым цветом поэт раскрашивал мес€ц над крышей, гладь реки, и лунный луч у ≈сенина Ц как Ђбелоснежное перої (Ђбелое полеї [Ђќп€ть раскинулс€ узорної], Ђдорога бела€ї [Ђќ красном вечере задумалась дорогаї], Ђбелых €блонь дымї [ЂЌе жалею, не зову, не плачуї], Ђбелый путьї [Ђ«аметает вьюгаї], Ђроза бела€ї [Ђћне осталась одна забаваї], Ђметель бела€ї [Ђ лЄн ты мой опавшийї], Ђбела€ хатаї [Ђ√аснут красные крыль€ закатаї]. ќбраз белой берЄзы вызывает ощущение радости, си€ющего света, чистоты, начала новой жизни. ƒо революции белый мы встречаем в стихотворени€х поэта 21 раз, а после Ц 24. ћы видим небольшое увеличение частотности употреблени€ этого цвета в творчестве —. ≈сенина после 1917 года. Ђ¬сплескї использовани€ цвета приходитс€ на 1918 год, возможно, это св€зано с восторженным отношением поэта к революции.

 ак только пейзаж становитс€ чересчур однообразным, ≈сенин вводит красный цвет Ц цвет богатства, царственности, красоты: Ђкрасный вечерї [Ђќ красном вечере задумалась дорогаї], Ђзорька красна€ї [Ђ¬осход солнцаї], Ђкрасные крыль€ закатаї [Ђ√аснут красные крыль€ закатаї], Ђкрасный костЄрї [Ђ„Єрна€, потом пропахша€ выть!ї], Ђкрасные вратаї [Ђѕреображениеї], Ђзарево красных зарницї [Ђ антатаї], Ђкапли красные сжигают городаї [Ђѕольшаї], Ђвечера красный подолї [Ђ—нег, словно мЄд ноздреватый...ї]. ƒо 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после Ц 22. ≈сенин после революции употребл€ет красный в своих стихах немного чаще. ћы считаем, что дл€ поэта этот цвет имеет двойной смысл. ƒо 1917 года красный воспринимаетс€ ≈сениным как цвет красоты, власти, а после Ц нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

»спользование контраста белого и чЄрного было очень характерно дл€ древнерусской литературы, где ЂчЄрныйї олицетвор€л силы зла. —имволика этого цвета негативна. ¬ чЄрном небе, в глубине пещер, €м, в глубокой тени скрываетс€ нечто опасное. Ќаиболее €рко это демонстрируетс€ в поэме ≈сенина Ђ„Єрный человекї, где всЄ страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживани€м олицетвор€етс€ в чЄрном, дь€вольском подобии человека. ƒо революции поэт употребл€л этот цвет 13 раз, после Ц 16. ¬ стихах 1910Ц1916 гг. чЄрный, на наш взгл€д, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: Ђкудри чЄрныеї [Ђѕодражанье песнеї], ЂчЄрные косыї [Ђ«ашумели над затоном тростникиї], ЂчЄрна€ глухаркаї [Ђƒымом половодьеї], ЂчЄрное покрывалої [Ђћечтаї]. ¬ стихотворени€х 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного воспри€ти€ и даже отрицани€ жизни: ЂчЄрна€ жутьї [Ђ’улиганї], ЂчЄрна€ гибельї [Ђћир таинственный, мир мой древнийї], ЂчЄрна€ судьбаї [Ђѕушисты звон и ругаї], ЂчЄрный человекї [Ђ„Єрный человекї].

≈сенин обладал взгл€дом, очень Ђтонко воспринимающим цветовые характеристики природыї. ѕоэт Ђоделї –усь в ЂзелЄную шальї. ѕоэт употребл€ет зелЄный цвет как цвет растительности, весны, пробуждени€, надежды: Ђзелень озЄрї [Ђ¬ том краю, где жЄлта€ крапиваї], Ђприволь зелЄных лехї [Ђ√ой ты, –усь, мо€ родна€ї], Ђв траве зелЄна€ водаї [Ђ≈щЄ не высох дождь вчерашнийї], ЂзелЄные пригоркиї [Ђѕо селу тропинкой кривенькойї], Ђполог зелЄныйї [Ђ«а тЄмной пр€дью перелесицї], Ђтрава зелЄна€ї [Ђ аждый труд благослови, удача!ї], ЂзелЄные елиї [Ђћечтаї], ЂзелЄна€ верхушкаї [Ђ»споведь хулиганаї], ЂзелЄный лесї [Ђ—елої], Ђгоры зелЄныеї [Ђя Ц пастух; мои палатыї]. ƒо революции в стихах ≈сенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после Ц 9.

Ђ≈сенин доказал, что цветовой образ <Е> может быть Ђтучнымї, то есть вобравшим в себ€ сложное определение мысли, не перестава€ при этом быть образом, не превраща€сь в абстракцию. — помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движени€ его душиї.12 ƒействительно по палитре наиболее употребл€емых цветов можно определить настроение —.ј.≈сенина в различные периоды жизни.

II. ѕрактическа€ работа

2.1. „астотность употреблени€ цветов в лирике —.ј.≈сенина

¬з€в за основу стихотворени€ —.≈сенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. ћы можем сделать вывод о частотности употреблени€ цвета в поэзии —.≈сенина.

“аблица 1

 

 оличество употреблений

 

до революции 1917 года

после революции 1917 года

ќбщее количество

∆Єлтый+золотой

19+13

54+18

104

—иний+голубой

20+17

34+23

94

Ѕелый

21

24

45

 расный

17

22

39

„Єрный

12

16

28

«елЄный

18

9

27

”словно (в св€зи с целью исследовани€) разделим творчество поэта на два периода: первый дореволюционный (1910Ц1916гг.),

второй послереволюционный период (1917Ц1925гг.).

ќднако, на наш взгл€д, этот количественный анализ не может дать полной картины, так как нельз€ Ђотрыватьї цвет от содержани€, от конкретных фактов и €влений.

2.2. »дейно-смысловой анализ цветописи

—очетание количественного анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может, видимо, дать новые характеристики особенностей стил€ поэта.

¬ дореволюционный период нар€ду с белым, жЄлтым и зелЄным цветом главенствующую роль в творчестве ≈сенина играет красный. Ётот цвет позитивный, привлекающий. ќптимистически-радостные красные и рум€ные тона Ц неотъемлема€ часть пейзажных зарисовок.

  концу дореволюционного периода мы видим значительное нарастание использовани€ синего и голубого цветов, символизирующих чистоту, непорочность, мудрость. »спользование же красного цвета с годами уменьшаетс€, он уже не несЄт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально.

Ќаименее употребимым цветом в общей палитре оказываетс€ чЄрный.

¬ послереволюционных стихах объЄм использовани€ цветов увеличиваетс€. √лавенствующим становитс€ жЄлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровь€, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Ќо одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого, они подчеркивают грусть поэта по родным местам. ѕостепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет €сного неба и чистой воды, по€вл€етс€ Ђсин€€ мглаї [Ђ“оварищї], Ђвечер сине-хмурыйї [Ђ“ихий вечерї].

«аключение.

ѕровед€ исследование использовани€ цветовой гаммы в лирике —.ј.≈сенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии Ц значимое средство выражени€ не столько мысли, сколько чувств и эмоций. ѕо палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.

Ќо дело не только в €ркоцветности как таковой. Ѕольшой художник, ≈сенин оказалс€ гораздо сложнее. ≈го открытие состо€ло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себ€ сложное определение мысли. — помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. ≈го цветова€ гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. —инее, голубое, алое, жЄлтое и золотое переливаютс€ в есенинских стихах.

¬ работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии —.ј.≈сенина, проанализировали частотность употреблени€ цвета в лирике поэта.  роме того описали смысловые особенности наиболее употребл€емых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Ќами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространЄнные цвета в поэзии —.≈сенина по мере убывани€ и цитаты из стихотворений поэта по годам написани€.

јнализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что наша гипотеза не нашла полного подтверждени€, так как цвета, которые Ђдолжны были бы по логикеї доминировать в творчестве —.≈сенина после революции (чЄрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь незначительно. ѕричины этого несоответстви€ мы и попытались объ€снить в основной части нашей работы, цель которой была достигнута, несмотр€ на неполное подтверждение гипотезы. “аким образом, задача исследовани€ выполнена в полной мере.

ѕерспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событи€ми, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состо€нием.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019