јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


 ак организовать систему исследовательского обучени€ школьников

јлександр ќлегович  ј–ѕќ¬
руководитель научно-образовательного центра Ђ»нновационна€ педагогика в техническом университетеї, ћосковский государственный университет имени Ќ.Ё. Ѕаумана, кандидат физико-математических наук

 

јннотаци€. —тать€ Ч результат участи€ автора в работе над президентской инициативой по поиску и развитию талантливых детей и молодЄжи.  акую роль отвод€т исследовательскому обучению политические и образовательные системы западных стран? ¬ чЄм принципиальное отличие между системами Ђнаучногої и Ђхудожественногої (аналогично Ђспортивногої) творчества молодЄжи в нашей стране?  ак выгл€дит конкретное решение проблемы раннего формировани€ научной элиты страны? ѕочему другие подходы менее эффективны?

 

¬ апреле 2010 г ƒ. ј. ћедведев выступил с инициативой создани€ общенациональной системы поиска и развити€ талантливых детей и молодЄжи. јвтор прин€л участие в разработке проблем, св€занных с этимнепростым делом. “ак по€вилс€ особый взгл€д относительно той категории молодых людей, которым предстоит работа в сферах производства современного знани€, а значит, развитие их nolens volens должно носить исследовательский характер.

«акладывать основы исследовательской работы должна современна€ школа; но не общеобразовательна€ и тем самым Ђобща€ї дл€ всех школа, а компактный территориально-распределЄнный и хорошо управл€емый образовательный комплекс, наделЄнный высокой степенью самосто€тельности. “акой комплекс должен организовать и вести дело исследовательской подготовки молодых людей, отбирать их дл€ этой подготовки и распредел€ть по научным направлени€м инновационной системы ещЄ в период раннего ученичества.   его задачам следует отнести обеспечение управл€емого доступа молодых исследователей к научно-техническим ресурсам и работе профессиональных научных коллективов, как это сделали —Ўј несколько дес€тилетий назад, а также подготовку школьных учителей к работе в услови€х исследовательского обучени€. ѕоследн€€ задача совершенно нова€, поскольку многочисленные курсы повышени€ учительской квалификации, как правило, не имеют не только опыта, но и представлени€ о современной педагогике научного поиска.

ѕозици€, на которой основываетс€ Ђисследовательскийї взгл€д относительно развити€ талантливых, исходит из следующего. ѕроблема исследовательского обучени€ школьников, во-первых, стратегически важна дл€ нашего образовани€; во-вторых, требует разработки новых образовательных методов и создани€ специализированных учебных заведений; и, в-третьих, переводит президентскую инициативу о творческой молодЄжи в плоскость хорошо просматриваемой системы практических действий, способных дать быстрый эффект.

—ледовательно, особый взгл€д со стороны исследовательского обучени€ конкретизирует президентскую инициативу по поиску и развитию талантливых детей и молодЄжи в русле инновационной стратегии государства, что может дать полезный эффект и дл€ развити€ иннгородов, и дл€ проекта Ђ—колкової. ћы будем говорить о группе перспективных, а не талантливых, выдающихс€, вундеркиндах, etc.

»сследовательское обучение

Ќаука в наши дни Ч удел очень молодых людей. ¬ св€зи с этим образовательные системы стран с развитой инновационной экономикой делают особый акцент на исследовательских методах обучени€, уход€ от абстрактных способов преподавани€ науки. ћы здесь существенно отстаЄм. ¬ традиционных представлени€х нашей педагогики исследовательское обучение понимаетс€ как метод проектов, идущий от последователей ƒж. ƒьюи. ќднако минуло уже сто лет. » в наши дни основу исследовательского обучени€ составл€ют: операционализаци€ научных исследований в качестве методик обучени€, трансформативные учебные программы, генеративные дидактика и оценивание, работа в среде профессиональных коллективов, зан€тых созданием нового знани€ и т.д..

ќбразовательна€ политика ≈вропейского —оюза базируетс€ на доктрине исследовательского превосходства (research excellence), решающим фактором которого €вл€етс€ превосходство в обучении исследовательской де€тельности. “акого рода образовательна€ система названа основой европейской конкурентоспособности. ¬ наши дни еЄ развитие выстраиваетс€ в русле агрессивной идеологии образовательного превосходства ≈вропы знаний, при этом ранн€€ подготовка научных кадров (со школьной скамьи) формирует стратегический ресурс общества.

≈вропейский социологический анализ показал высокую степень совпадени€ компетенций Ђдл€ трудоустройстваї с компетенци€ми, которые участвуют в проведении исследовательской де€тельности. ќпира€сь на европейские социологические выводы, ћ. —аймонс заключает: Ђƒл€ того чтобы стать материально и социально успешным, необходимо стать компетентным в создании новых знанийї. ‘ормирование сложных компетенций высокого уровн€ требует длительного времени; следовательно, оно должно начинатьс€ на уровн€х неполного высшего или школьного образовани€. ѕроблема социализации научно-исследовательского типа здесь ставитс€ дл€ периода школьного обучени€.

“аким образом, мы имеем дело с абсолютно новой задачей. –ешение еЄ будет св€зано с глубокой реструктуризацией и модернизацией европейского образовани€.

—уть острых вопросов, сто€щих перед нашей страной, в том, что современный учЄный в новых культурных услови€х есть в первую очередь результат планомерного выращивани€, которое начинаетс€ с периода его школьного ученичества; причЄм нижнюю границу этого возраста западна€ педагогическа€ наука отодвигает к рубежу 12 лет. ¬ данном случае напрашиваетс€ аналоги€ с сегодн€шней спортивной ситуацией, когда корнем решени€ проблемы становитс€ система раннего культивировани€, включающего эффективную профессиональную подготовку и целевую инфраструктуру, сфокусированную на эту подготовку.

ƒело здесь в большей степени в методах и содержании, а не в стандартах и организационных процедурах, которые в нашей т€жЄлой педагогической ситуации во многом вторичны, так как должны определ€тьс€ самим обучением, его доктриной и педагогическим инструментарием. Ќаше школьное образование, к сожалению, не способно эффективно отрабатывать запросы будущей профессиональной подготовки, а, следовательно, и отечественной инновационной системы. ¬ то же врем€ в развитых экономиках ≈вропы и —Ўј исследовательское обучение сегодн€ стало необходимым атрибутом научно ориентированного образовани€ школьников.

ќ разделении подходов к Ђхудожественнойї и научной молодЄжи

–азличи€ между системами художественного воспитани€ и научной подготовки в нашей стране лежат в образовательной сфере, и эти различи€ предопредел€ют выстраивание работы с талантливыми детьми и молодЄжью на государственном уровне в этих системах с разных исходных позиций и применение разных социальных технологий.

—истема художественного воспитани€ построена у нас на методах, которые способны выдавать результаты мирового уровн€; и, наверное, подобна тому, что практикуют у себ€ культурно развитые страны. ќна адекватно реагирует на Ђинновацииї, на требовани€, возникающие в области Ђвысокихї результатов, и способна с достаточной степенью эффективности отрабатывать их. —ледовательно, здесь речь не идЄт о перестройке учебной, методической и развивающей де€тельности. ¬опрос стоит в основном в области инфраструктурной Ч ресурсна€ поддержка творческих коллективов, организаций культуры, которые способны и готовы растить таланты в сегодн€шних новых услови€х так же успешно, как и вчера.

√овор€ же о системе научной подготовки в нашей стране, в большей степени о научной подготовке талантливых школьников, мы сталкиваемс€ с ситуацией абсолютной недостаточности как методической, так и педагогической. ќбразовательные учреждени€ Ч школы, лицеи, гимназии Ч все учат в традици€х, которые не способны дать эффективный ответ на вызовы сегодн€шней культуры знаний, инновационной экономики, новых форм социализации. ѕроблема педагогической науки «апада Ч операционализаци€ научных исследований в качестве методик обучени€ Ч у нас ни в практической, ни в теоретической плоскости не стоит и не ставитс€.  онечно, проблема исследовательского обучени€ актуальна не только у нас, но только мы с таким опозданием замечаем необходимость еЄ решени€. —ледовательно, в области научной подготовки в первую очередь стоит вопрос инструментальный, т.е. создани€ и внедрени€ новых образовательных методов. “ем более этот вопрос стоит перед талантливыми школьниками, нацеленными на работу в сферах производства знаний. ¬ отличие от художественной системы воспитани€ традиционна€ образовательна€ система, даже будучи наделЄнной всеми инфраструктурными благами, станет выпускать тех же самых молодых людей, подготовленных в традици€х ушедшего времени. ќна не способна эффективно отрабатывать запросы ни современной науки, ни отечественной инновационной системы, которым сегодн€ требуютс€ очень молодые и по-современному подготовленные неофиты.

¬ то врем€ как систему художественного воспитани€ требуетс€ просто по-умному наполнить инфраструктурными ресурсами (к ним можно отнести и психологическую диагностику), дл€ системы научной подготовки требуетс€ перестройка содержани€ и методов образовани€ уже на уровне школьного обучени€. »наче талантливым дет€м там просто нечего делать (в пр€мом смысле этого слова!) со своим талантом. ѕроблемы, как мы видим, абсолютно разные и решатьс€ они должны по-разному.

¬ св€зи с этим очевидна необходимость разделени€ подходов к художественной и научной поддержке талантливых детей и молодЄжи, а также выстраивани€ системы элитной подготовки особо перспективных в научном плане молодых людей. ѕоследн€€ должна развиватьс€ из хорошо управл€емого, компактного учебного комплекса, о котором пойдЄт речь далее.  онечно, ресурсы дл€ такой системы научной подготовки школьников понадоб€тс€ немалые; однако эффект Ч социальный и экономический Ч даст великий импульс нашей набирающей обороты инновационной системе.

ќ постановке задачи

ѕрезидентскую инициативу по поиску и развитию талантливых детей и молодЄжи целесообразно рассматривать, име€ в виду перспективную целевую функцию и практическую реализуемость возможных подходов, а не как вообще гуманистическую задачу общественного развити€. “акую перспективу может задать проблема инновационного развити€ страны. ¬ данном контексте речь идЄт о непрерывном пополнении группы инновационного прорыва, т.е. о социальных структурах и инструментах воспитани€ молодой и амбициозной генерации создателей новых знаний, новой техники и технологий. “аким образом, вопрос ставитс€ в сугубо прагматичном Ч экономическом плане.

–едукци€ необходима, чтобы чЄтко обозначить ожидаемый результат, социальные ресурсы и инструментарий, способный пробитьс€ сквозь систему массового образовани€, через массив культурных и семейных отношений, в которых неизбежно терпит неудачу люба€ Ђсоциально расплывчата€ї реализаци€.  роме того, решающую роль в выборе стратегии играют экономические возможности общества и государства. ѕоследние в услови€х масштабных реноваций диктуют необходимость жЄсткого учЄта средств и распределени€ их под углом зрени€ целевой эффективности. ¬ таких услови€х, чтобы быть эффективной, система должна быть управл€емой, предсказуемой, пон€тной и компактной.

—ледовательно, ид€ от цели, котора€ есть: (1) отбор, (2) подготовка, (3) профессиональное распределение группы молодых людей, особо перспективных дл€ инновационного развити€ страны, мы частично решаем задачу президентской инициативы, причЄм решаем именно в практическом плане, под углом зрени€ социоэкономических реалий, эффективности и необходимости. ћноголетний опыт свидетельствует, что Ђразмытыеї вообще-стратегии и громоздкие структуры в услови€х инновационного развити€ социума неудачны. “аким образом, речь идЄт о создании системы локальных точек роста, однако системы, способной решать задачи макросоциального уровн€. √руппа перспективных имеет абсолютную ценность сегодн€ и дл€ —колково, и дл€ обеспечени€ кадрами наших инногородов.

ќ формировании группы перспективных

–еальна€ задача отбора не может ставитьс€ как создание инструментари€, который позволит увидеть всех перспективных с точки зрени€ инновационной экономики молодых людей или некое их количество, близкое к пон€тию Ђвсеї. ¬ частности, тотальному решению проблемы преп€тствуют географическа€ прот€жЄнность страны, педагогическа€ неэффективность и организационные недостатки системы общего образовани€, равно как и массовость этой системы, а также культурные и социальные различи€, которые детерминируют резкие дифференциации таких базовых пон€тий, как Ђсоциальна€ мотиваци€ї, Ђвнутренн€€ ценность творчестваї, Ђцель образовани€ї, Ђпрофессиональный выборї, Ђкарьерные интересыї, Ђсредства достижени€ социального успехаї, etc.

–ечь может идти о директивно установленном количестве, которое должно быть определено как из экономических возможностей, так и из инновационной необходимости. ¬ частности, необходимо наметить профессиональные направлени€ инновационной подготовки и их Ђвесї в составе группы перспективных молодых людей. ќтсюда будет производитьс€ возрастна€ стратификаци€ группы, где, с одной стороны, следует учесть процессы отсева, уменьшающие еЄ состав, а с другой Ч возможности добора, увеличивающие последний. ќп€ть же, на начальном этапе реализации нецелесообразно создавать сложные модели и пытатьс€ что-либо прогнозировать. —ледует установить количественные параметры отсева и добора, причЄм установить с учЄтом экономических реалий и возможностей последующих коррекций.

“аким образом, следует говорить об инструментарии, который позволит увидеть кого-то из перспективных молодых людей в количестве, достаточном дл€ формировани€ и жизненного цикла группы; но увидеть, конечно, далеко не всех. «десь снова мы имеем дело с прагматическим, а не гуманистическим измерением проблемы.

¬ данном случае в прагматичном ключе говоритс€ именно о группе Ђперспективныхї, а не одарЄнных, талантливых, особо способных. ѕоскольку все они, собственно говор€, определ€ют градации уже внутри группы перспективных. Ёто внутренн€€ проблема, относ€ща€с€ к психологическим и педагогическим аспектам работы с группой, к зан€тию будущих мест в системе производства знаний. ќна не имеет непосредственного отношени€ ни к созданию группы, ни к еЄ институциональной судьбе. «десь отбор производитс€ как оценка перспективности в деле создани€ знаний, в инновационном росте общества; и это комплексна€ оценка, котора€, с одной стороны, может быть получена из результатов личного творчества, а с другой Ч определ€етс€ когнитивными требовани€ми к разным уровн€м исполнени€ работы по производству знаний. ѕричЄм последние дифференцированы и в отношении разных профессиональных областей. ¬ силу структурной сложности оценки перспективности, дело отбора в группу волей неволей будет выстраиватьс€ на основе оценок определенного контролируемого этапа творческой де€тельности и ее результатов, которые должны дополн€тьс€ психопедагогической диагностикой. “акой подход исключает дискуссию о терминах и теори€х ЂодарЄнностиї, Ђталантливостиї по крайней мере, на этапе создани€ системы.

ќб этапах работы с группой перспективных

¬ыделим три периода Ђжизненногої цикла группы перспективных.

ѕервый этап Ч период отбора. ќтбор полагаетс€ отнюдь не разовым актом, но прот€жЄнным во времени учебно-научным циклом, позвол€ющим увидеть индивида в творческом труде, оценить (и не раз) его результаты, провести психодиагностические измерени€.

¬торой этап Ч непосредственна€ подготовка. ќн включает часть периода школьного ученичества и период профессионального образовани€. ѕериод школьного ученичества должен предоставл€ть возможность обучени€ как в специализированных образовательных учреждени€х, созданных дл€ группы перспективных (больша€ часть группы), так и в традиционных массовых школах. ѕоследнее особо важно дл€ детей, живущих в небольших населЄнных пунктах, которые не хот€т расставатьс€ с семьЄй или со своей старой школой, и где не могут быть созданы специализированные учреждени€. ѕодобна€ Ђличностна€ї ситуаци€ будет возникать и в крупных городах. ¬опрос комфортной Ђжизненнойї среды имеет первостепенное значение дл€ когнитивного роста личности. ¬ этом плане хороший учитель в массовой школе может значить гораздо больше, чем самое идеальное образовательное учреждение. —ледует учесть также возможность пополнени€ группы даже на этапе непосредственной подготовки и, конечно же, неизбежные случаи изменени€ профессиональной ориентации или специализации.

“ретий этап Ч вхождение в профессиональную среду. ќн занимает часть студенческой жизни и определЄнный период жизни взрослой. ѕрактическа€ ориентаци€ на эффективно действующие профессиональные коллективы в сферах производства знаний должна начинатьс€ с первого курса обучени€. ќценива€ наше сегодн€шнее профессиональное образование, следует иметь в виду, что современные формы вхождени€ студента в инновационную профессиональную среду не вступили ещЄ даже в стадию конструктивного обсуждени€. ¬озможно, создание университета в —колково позволит реализовать действительно прорывную модель в этом непростом деле.

ќриентировочно, временныме пределы трЄх периодов работы с группой перспективных могут оцениватьс€ следующими возрастными пределами: первый (отборочный) этап Ч с 9 до 14 лет, второй (учебный) этап Ч с 13 до 22 лет, третий (профессиональный) этап Ч с 18 лет до 28 лет.

ќб институционально-функциональной структуре работы с группой перспективных

—истема управлени€ подготовкой группы перспективных должна быть делом отдельной структуры, выделенной как из систем профессионального и общего образовани€, так и из системы научного управлени€.  ак инструмент особой государственной важности, эта система управлени€ должна быть вне замкнутых на себ€ ведомственных, региональных, вузовских и школьных интересов. ќна должна стать непосредственной заботой президентского и правительственного внимани€. јргументы с точки зрени€ социальной и экономической эффективности здесь достаточно очевидны.

»нституциональна€ основа первого этапа Ч творческие коллективы школьников и педагогические пары Ђучитель Ч ученикї или Ђнаставник Ч ученикї, вовлечЄнные в практическую исследовательскую де€тельность и исследовательское обучение на базе научных институтов (как это делаетс€ в —Ўј) или сертифицированных дл€ этих целей предпри€тий, вузов и школ (последнее характерно дл€ ≈вропы). —пециализированные психодиагностические центры, опира€сь на релевантные методики, исключающие подтасовку, способны реализовать широкий школьный отбор, обраща€сь непосредственно к учительскому корпусу. ¬ интересах государства и общества исключить в той степени, в которой это возможно, использование социального капитала, способного массово инкорпорировать посредственность в группу особо перспективных и тем самым фальсифицировать де€тельность этой группы и результаты работы с ней. ”щерб воистину будет огромен, поскольку на кону стоит судьба страны. » этот факт делает необходимым особое обособление системы управлени€ группой перспективных.

¬торой этап институционально опираетс€ на базовые структуры, которые в той или иной степени должны сопровождать работу с группой перспективных в течение двух других этапов. Ёто Ч (1) специализированные образовательные учреждени€ дл€ школьников, подведомственные системе управлени€ группой перспективных и обслуживающие только еЄ, а, следовательно, государственные интересы. Ёто Ч (2) система дистанционного тьюторства дл€ детей и молодых людей, включЄнных в группу, но обучающихс€ в массовой школе. Ёто Ч (3) университеты, научные институты и предпри€ти€, сертифицированные и обеспечивающие профессиональную подготовку (здесь система управлени€ группой должна€ иметь свои права, в частности, право Ђрешающего голосаї). Ёто Ч (4) ‘едеральный центр исследовательского обучени€ и его филиалы, которые осуществл€ют научно-методическое обеспечение всей системы подготовки; в частности, разработку теории и практики исследовательского обучени€, функционирующего на генеративно-познавательных принципах; педагогическую операционализацию и использование научных исследований в качестве методик обучени€. Ёто Ч (5) ‘едеральный центр подготовки учителей и преподавателей, задействованных в работе с группой перспективных. —ледует заметить, что пп. 4 и 5 органично вписываютс€ в реформу педагогического образовани€. –еализаци€ второго этапа подготовки создаЄт простор дл€ образовательных инноваций и просто полезных педагогических идей. ќднако и здесь потребуютс€ ограничени€, чтобы не упустить из виду главное.

“ретий этап. ≈го главна€ его функциональна€ особенность Ч создание времменных молодЄжных и творческих коллективов дл€ решени€ особо актуальных в научном и инновационном плане задач. “акого рода эффективный инструмент инновационного развити€ давно используетс€ западной наукой, которую делают очень молодые люди.

ќценка двух альтернативных подходов

¬ насто€щее врем€ получили развитие новые образовательные инструменты работы со школьниками, а именно, система вузовских олимпиад и программа ЂЌаша нова€ школаї. ќднако и то, и другое Ч неподход€ща€ опора дл€ достижени€ реальных результатов по президентской инициативе относительно талантливых; и вот почему.

ќлимпиады Ч очень узкий инструмент как в смысле способов оперировани€ со знанием, задействованных методов обучени€, так и в возрастном плане. ќлимпиады когнитивно комфортны далеко не каждой творческой личности; они в научном и исследовательском смысле формальны, так как исключают совместный со взрослыми познавательный поиск. ¬ наше Ђисследовательскоеї врем€, олимпиады неаутентичны образовательным требовани€м, которые формулирует инновационна€ стез€ общества. ¬ олимпиады практически невозможно эффективно встроить Ђисследовательскуюї часть.   сожалению, сегодн€ олимпиадное движение дискредитировано вузовскими олимпиадами, которые вид€т в них только инструмент набора, но не развити€ творческой личности. ќбщественное мнение ведь тоже надо учитывать, выстраива€ схему решени€ задачи, поставленной президентской инициативой.

ќтносительно программы ЂЌаша нова€ школаї необходимо иметь в виду, что она есть в первую очередь инструмент развити€ массовой школы, общий инструмент образовани€ всех, то есть гуманистический и нацеленный на каждого школьника инструмент. ¬ то же врем€, творчество и достижени€ в научной, художественной, спортивной сферах Ч это прежде всего опора на специальные методики, специализированные учебные заведени€ и профессиональные институты общества; т.е. опора на особые способы работы со знанием и на специальные компетенции, причЄм опора с очень раннего возраста. Ёто невозможно обеспечить ни в каком Ђолимпиадномї движении.

ќбразовательные технологии, разработанные дл€ талантливых, Ч это почти всегда образовательные технологии двойного назначени€, поскольку возможна их редукци€ Ђдл€ всехї, конечно, в методически ограниченном плане.

ƒл€ молодых людей, нацеленных на научные сферы производства знаний, аутентичным инструментом развити€ творческой личности €вл€етс€ исследовательское обучение. ќчень важно понимать, что исследовательское обучение Ч это выход за пределы существующих образовательных традиций. Ёто, конечно же, не метод проектов, созданный сто лет назад последовател€ми ƒж. ƒьюи. ¬ основе исследовательского обучени€ Ч использование научных исследований в качестве методик обучени€; но не только это. «десь и особые трансформативные учебные программы, генеративна€ дидактика и оценивание, работа в коллективах профессиональных учЄных и т.п. „астично опыт всего этого в нашей стране есть; но методично и целенаправленно мы не продвигаемс€.

Ќесколько слов Ђpost scriptumї

 онечно, в деле институализации группы молодых людей, особо перспективных дл€ инновационного развити€ страны, мы не имеем пока никакого продвижени€. ƒл€ сравнени€ позиций достаточно сказать, что в западных публикаци€х в качестве текущей задачи университетского исследовательского обучени€ ставитс€ обеспечение преподавани€ практикующими исследовател€м не только на старших, но и на более ранних курсах. ƒебатируетс€ пока очень далЄка€ дл€ нас проблема, что решение этой задачи Ч необходимое, но не достаточное условие исследовательского обучени€, поскольку практикующий исследователь может преподавать предмет, не передава€ студентам исследовательского отношени€ к знани€м, т.е. в догматической (некритической) манере. ≈вропейские университеты озабочены уровнем и содержанием научного образовани€ ещЄ и потому, что они готов€т учителей точных наук и естествознани€ дл€ среднеобразовательных школ.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020