јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ќт редакции: ¬ этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра ЂЁкосистемаї из ѕодмосковь€ (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов дл€ школьников 5-10 классов.

¬ предыдущем номере были опубликованы вводные главы из книги директора ÷ентра, кандидата биологических наук јлександра —ергеевича Ѕоголюбова Ђ”чебна€ и исследовательска€ де€тельность школьников в природе, или  ак организовать полевой экологический практикумї, в которых автор обсуждал особенности Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании детей, а также основные направлени€ развити€ экологического образовани€ в –оссии и за рубежом.

¬ этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги, посв€щенные цел€м и задачам программы развити€ Ђнатуралистическогої образовани€ и Ђполевой экологииї в –оссии.

ќчень надеемс€, что данна€ сери€ публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

ќбщие цели и задачи программы внедрени€ натуралистического образовани€ в школы –оссии

јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Ёкосистема" 

¬ предыдущем номере журнала мы остановились на том, что главной целью де€тельности, описываемой в данной книге (серии публикаций), €вл€етс€ широкомасштабное внедрение в практику массового экологического образовани€ в –оссии Ђнатуралистическогої подхода в обучении и воспитании детей с использованием методов Ђполевой экологииї.

ƒостичь этой цели можно решив следующие задачи:

1) разработать содержание образовани€ (обучени€) детей на примере живых объектов, существующих в естественных услови€х;

2) разработать и адаптировать современные методы описани€ и исследовани€ объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образовани€;

3) разработать непосредственные приемы (способы) активизации механизмов саморазвити€ и самообразовани€ детей посредством их вовлечени€ в исследовательскую де€тельность;

4) разработать организационные основы использовани€ Ђнатуралистическихї методов обучени€ в рамках учебных программ общеобразовательных школ.

ќстановимс€ подробнее на обосновании цели и способах решени€ этих задач.

ќбоснование цели программы

Ќа первый взгл€д, цель, поставленна€ во главе программы, кажетс€ слишком Ђглобальнойї и трудновыполнимой. ¬полне возможно, что на достижение ее потребуетс€ не один дес€ток лет, однако стремление к ней позволит Ђпопутної решать множество вполне конкретных задач, сто€щих сейчас перед российским экологическим образованием.

ѕоставленна€ во главу угла цель €вл€етс€ действительно достаточно масштабной потому, что ее достижение основано на развитии особой идеологии экологического образовани€, мало используемой в нашей стране, но, на наш взгл€д, очень действенной.

¬ чем же собственно заключаетс€ данна€ идеологи€, в чем преимущество пропагандируемого в данной программе Ђнатуралистическогої подхода и почему его столь необходимо внедр€ть в школы.

¬ нескольких словах, смысл этой идеологии заключаетс€ в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть достигнуто без формировани€ четкого и пон€тного представлени€ о том, что же мы все-таки называем ѕриродой, что это такое, как она устроена и существует, что она Ђчувствуетї и в чем нуждаетс€.

¬ развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранени€ природы, Ђприродных богатствї и ресурсов, бережном к ним отношении и т.п., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что ѕрирода это не просто наше Ђокружениеї, как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее - живое, Ђразумноеї, дышащее существо, вернее - миллиарды живых существ, тесно взаимосв€занных и зависимых друг от друга.

“акже как практически невозможно беречь и заботитьс€ о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охран€ть ѕрироду, которую ты не понимаешь.

Ѕеда еще более усугубл€етс€ тем, что на данный момент подавл€ющее большинство населени€ нашей страны вообще не представл€ют себе, что такое ѕрирода, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком от нас рассто€нии.

ѕорой приходитс€ сталкиватьс€ с про€влени€ми потр€сающей Ђтемнотыї и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. ћногие из нас гораздо больше наслышаны о жизни океанов, ёжной јмерики и јнтарктиды, чем о собственных деревь€х, травах, бабочках и птицах. ¬ большинстве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искаженные представлени€ о ѕрироде, сколько, в большинстве своем, вообще о ней ничего не знают.

Ќынешн€€ система преподавани€ биологии, географии и экологии и содержание этих дисциплин в школах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о Ђвнутреннемї строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от реальной природы, окружающей нас за окном нашего дома, машины, поезда.

Ќе име€ права в частном пор€дке критиковать существующие программы и подходы к преподаванию естественных дисциплин, хочетс€ лишь сакцентировать внимание на том факте, что непосредственный контакт обучающегос€ с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

 

ќсновной идеей пропагандируемого в данной программе Ђнатуралистическогої подхода в экологическом образовании €вл€етс€, таким образом, необходимость показа дет€м природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и Ђпри максимальном увеличенииї. ¬ результате такого пристального Ђразгл€дывани€ї, каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказываетс€ в состо€нии если не потр€сени€, то, по крайней мере, крайнего удивлени€, выражающегос€ словами: Ђнеужели мы по этому ходим ?!ї.

—овершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействи€ психика человека существенно измен€етс€ в лучшую, по отношению к ѕрироде, сторону.

¬р€д ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший загадочную подводную жизнь мельчайших прозрачных существ зоопланктона, или видевший, как лесна€ птица кормит своих птенцов, или наблюдавший как буквально на глазах раскрываетс€ с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок (и прочие дес€тки и сотни тому подобных моментов из жизни дикой природы) сможет убить, растоптать, не заметить ѕрироду вокруг себ€.

¬се эти очевидные и простые на первый взгл€д рассуждени€ оказываютс€ не столь простыми и очевидными когда Ђдело доходит до делаї и становитс€ необходимым брать детей за руку и вести их в лес. “ут то как раз и сказываетс€ отсутствие практического опыта у наших педагогов - что показывать, о чем рассказывать, как увидеть то, что хотелось бы увидеть.  роме того возникает и множество технических (организационных) проблем - как вызвать интерес детей, как организовать лучшее усвоение знаний и умений, как инициировать саморазвитие и самообразование детей.

ƒетали организации таких зан€тий со школьниками и раскрываютс€ в процессе решени€ поставленных перед программой задач.

ќбоснование задач программы

—одержание образовани€ (ќбоснование задачи є 1: разработка содержани€ образовани€ детей на примере живых объектов, существующих в естественных услови€х).

–азработка содержани€, пожалуй, - одна из самых сложных задач, сто€щих перед данной программой.

 ак указывалось выше, школьное образование не дает учащимс€ в полной мере представлени€ о природе, непосредственно окружающей нас в той местности, в которой мы живем. ќчень мало места уделено в ней знакомству с естественными географическими компонентами (рельефом, почвами, водоемами), представител€ми дикой флоры и фауны своей местности. –ешение данной задачи направлено на восполнение этого пробела.

ќсновна€ проблема при решении данной задачи заключаетс€ в том, чтобы решить - что показывать дет€м на зан€ти€х и о чем рассказывать (чему учить).

»з тыс€ч всевозможных природных объектов, пригодных дл€ показа дет€м, прежде всего необходимо выбрать основные, которые, желательно, отвечали бы следующим требовани€м:

1) ѕриродные объекты должны быть широко распространены по территории нашей страны, дл€ того чтобы примерно одно и то же можно было бы показывать в различных регионах.

ѕолностью это требование практически невыполнимо (как результат огромного разнообрази€ природы на очень разнообразной по услови€м территории), поэтому при описании содержани€ экскурсионных зан€тий основной упор сделан не на конкретные объекты (виды), а на экологические группы животных или растений, состав которых в различных регионах и природных зонах может мен€тьс€, что, однако, не сказываетс€ на закономерност€х их компоновки в сообщества.

2) ѕриродные объекты должны быть многочисленны, так, чтобы их можно было бы найти практически в любой местности. ƒетально изучаемые объекты не должны относитьс€ к категории редких и охран€емых.

3) ѕриродные объекты должны быть доступны дл€ наблюдени€, сбора, детального изучени€. “ак, например, существует множество животных и растений, уникальных и интересных дл€ наблюдени€, но их изучение св€зано с большими затратами сил и времени (например, на их поиск, непосредственное обнаружение, ожидание и т.п.).

Ќикаких других определенных требований к показываемым и изучаемым природным объектам предъ€вл€тьс€ не должно - они могут быть как маленькими, так и большими, как красивыми, так и Ђотвратительнымиї, главное, чтобы они были Ђнатуральнымиї !

ќтвет на вопрос Ђчто рассказыватьї (чему учить) чрезвычайно прост - всЄ (всему) что интересно. ѕрактически, ничего специально придумывать не надо - никаких Ђукрашательствї, выдуманных историй и сказок не надо. ”ровень нашей безграмотности в отношении дикой природы столь велик, что можно говорить обо всем, что интересно самому рассказчику (педагогу) - почти наверн€ка это будет неизвестно слушател€м. „то касаетс€ интереса, то его педагог должен искусно Ђподогреватьї в аудитории.

¬ этом смысле Ђнатуралистическийї подход предоставл€ет педагогу неограниченные возможности в ораторском творчестве. ‘актически зан€ти€ во врем€ экскурсий ведутс€ по формуле Ђчто вижу - о том поюї, т.е. на 50 % - экспромтом. — одной стороны, это облегчает задачу педагога (ничего заранее не надо учить, да и бесполезно), с другой - требует от него искренней увлеченности предметом и более широких знаний (то, к чему заранее готовилс€ - не встретилось по пути, зато попалось то, к встрече с чем не был готов).

“аким образом, процесс обучени€ с использованием Ђнатуралистическогої подхода очень и очень специфичен и существенно отличаетс€ от такового в школе (при использовании Ђклассно-урочногої подхода). ћало того, что изучаемые объекты надо Ђразыскиватьї, а то и догон€ть (!), рассказ о них дл€ педагога каждый раз - немного отличаетс€ от предыдущего - он зависит от состо€ни€ погоды, времени суток, маршрута, попадающихс€ объектов, интереса, эмоционального и (даже) физического состо€ни€ детей.

ƒл€ того, чтобы свести к минимуму психологическую нагрузку педагога, ведущего зан€ти€ в природе, риск пропустить что-либо важное и интересное, а также различные непредвиденные ситуации в процессе обучени€, в рамках программы разработаны особые методические подходы к проведению зан€тий. »х краткое обоснование приводитс€ в следующих разделах.

“ребовани€ к методикам исследовательской работы учащихс€ (ќбоснование задачи є 2: разработка и адаптаци€ современных методов описани€ и исследовани€ объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образовани€).

ќсновным принципом, методическим подходом, приемом обучени€, на котором построена данна€ программа, €вл€етс€ использование в процессе обучени€ детей исследовательского подхода. ƒети только на самом начальном этапе обучени€ получают Ђготовую информациюї об окружающей их природе от преподавател€ - в виде экскурсий с Ђрассказамиї о том, как устроен и из чего состоит то или иное природное сообщество. Ќа втором и последующих этапах обучени€ дети начинают исследовать природу самосто€тельно.

«адача по разработке и адаптации существующих методик исследований природы как раз и направлена на то, чтобы выработать вполне конкретный набор (перечень) тем дл€ исследовани€ природы детьми.

ƒо насто€щего времени никакой целенаправленной де€тельности по подбору и адаптации исследовательских методик дл€ их использовани€ детьми ни у нас в стране, ни за рубежом, насколько нам известно, не проводилось.

„то касаетс€ зарубежного опыта, то примен€емые там методики самосто€тельного исследовани€ детьми природы (например, используемые в Field Studies Council) нос€т, в основном, описательный характер. “.е. в большинстве случаев дет€м, проход€щим практику, даетс€ некоторое количество бланков описаний (пустографок), которые в процессе работы учащимс€ надо заполн€ть.

—обственно Ђнаучныхї методик, т.е. способов количественной оценки параметров среды, сравнительных анализов количественных показателей и других, примен€емых в Ђнасто€щей наукеї способов сбора и анализа данных, при этом не используетс€.

ќбусловлено это, на наш взгл€д, общей относительно низкой информированностью педагогической общественности о существующих научных подходах к исследовани€м. ќбщеизвестно в научном мире, что Ђзападна€ї наука (особенно полева€ биологи€) носит намного более Ђописательныйї характер, чем русска€ наука, особенно в период Ђновейшей историиї. –усские (советские) ученые-биологи отличаютс€ более глубоким (аналитическим) подходом к сбору, обработке и интерпретации данных, чем их Ђзападныеї коллеги. Ёто факт общеизвестный в научном мире и основываетс€ он вовсе не на Ђпатриотическихї соображени€х. (—овсем другое дело, что в последнее врем€, в св€зи с общим социально-экономическим кризисом в –оссии уровень нашей биологической науки сильно упал, но, в основном, Ђколичественної, а не Ђкачественної. ѕодходы и методы же нашей науки остались по-прежнему на более высоком уровне).

“аким образом, Ђнаучныеї методы и подходы к исследовани€м в полевом экологическом образовании за рубежом практически не используютс€.

¬ нашей стране попытки использовать стандартные научно-исследовательские подходы в работе с детьми предпринимались в единичных случа€х, измер€емых дес€тками.

ѕри этом в большинстве своем они:

1) были слишком упрощены, дл€ того, чтобы с их использованием могли быть получены сколько-нибудь интересные и, главное, репрезентативные (отражающие действительность) данные;

2) не были апробированы в Ђбольшой наукеї, т.е. несмотр€ на, в некоторых случа€х, высокую точность и оригинальность, не были Ђстандартнымиї, т.е. используемыми всеми (многими) учеными по всей стране;

3) не дошли до Ђпотребителейї, т.е. до педагогов, работающих с детьми, т.к. были изданы Ђлокальної, небольшими тиражами и без соответствующей Ђрекламыї.

4) не представл€ли собой сколько-нибудь обоснованного комплекса (набора), с помощью которого педагоги и школьники могли бы проводить Ђкомплексныеї исследовани€ природы, а не отдельных ее (случайных) компонентов.

јктивной пропагандой и внедрением научно-исследовательских подходов в образование занимаютс€ авторы данной программы начина€ с середины 80-х годов.

ќсновной задачей в этой области €вл€етс€ выбор из числа существующих в различных област€х полевой географии, биологии и экологии стандартных исследовательских методик, которые должны отвечать следующим требовани€м:

1) методики должны быть простыми дл€ их использовани€ не профессиональными учеными, а учител€ми-биологами и географами;

2) методики должны быть изложены максимально простым €зыком, с наличием примеров, особенно в случа€х использовани€ каких-либо сложных расчетов при обработке данных;

3) адаптации методик к их использованию учител€ми и детьми не должны затрагивать сущностей самих методик. ”прощение может происходить только за счет сведени€ к минимуму объема Ђсопутствующихї данных, требовани€ к сбору которых в стандартных методиках обычно очень высоки;

4) материалы, собранные с помощью Ђадаптированныхї методик должны быть сравнимы (сопоставимы) с материалами, собранными с использованием стандартных (развернутых) методик.

5) методики должны быть максимально Ђсерьезныї, т.е. их использование должно восприниматьс€ детьми не как Ђигра в наукуї, а как насто€ща€, реальна€ наука.

ѕоследнее обсто€тельство, т.е. посто€нное акцентирование внимани€ участников учебно-исследовательской де€тельности на том, что данна€ методика €вл€етс€ Ђстандартнойї, Ђобщепризнаннойї, используемой в Ђнасто€щейї науке, €вл€етс€ особенно важным. “олько в таком случае у исполнителей работы (педагогов и школьников) можно вызвать доверие и соответствующий необходимый психологический настрой на Ђсерьезнуюї работу.

ћетодики проведени€ исследований, отвечающие этим требовани€м, издавались нами начина€ с 1996 года. ѕри подборе методик в данной серии акцент сделан на изложение стандартных методик исследовательской работы и сбора научных материалов в полевых (экспедиционных) услови€х и на внеклассных зан€ти€х. ќсновное внимание уделено методикам рекогносцировочного обследовани€ и упрощенным исследовательским методикам, которые могут быть использованы относительно малоопытными (юными) исследовател€ми.

¬се эти методики включены состав публикуемой в данном журнале книги в разделах, посв€щенных организации исследовательской работы детей.

“аким образом, публикацию данного методического пособи€ мы рассматриваем как попытку реализовать на практике идею комплексного подхода к изучению и сохранению природы применительно к системе общего и дополнительного образовани€.

—пособы организации исследовательской работы учащихс€ (обоснование задачи є 3: разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвити€ и самообразовани€ детей посредством их вовлечени€ в исследовательскую де€тельность).

ќсновным методическим принципом, используемым в данной программе, €вл€етс€ самосто€тельна€ исследовательска€ де€тельность учащихс€. Ќа этом принципе построена вс€ программа.

ѕерва€ подпрограмма, называема€ ЂЁкологический ликбезї, €вл€етс€ Ђвводнойї в основную подпрограмму ЂЁколог-исследовательї.

—ущность первой - в ознакомлении учащихс€ с реальными природными объектами в месте прохождени€ практикума, сущность второй - в обучении исследовательским методикам и проведении самосто€тельных исследований в природе.

“о, что исследовательска€ работа €вл€етс€ высшей формой творчества не вызывает ни у кого сомнений. ¬ этой форме де€тельности соедин€ютс€ все данные человеку способности - знани€, получаемые теоретическим путем, практические умени€ и навыки, способности самоорганизации и планировани€, образное мышление и математические способности, трудолюбие и выносливость, наконец способности к литературному творчеству и ораторскому искусству.  ак ни в какой другой области человеческой де€тельности - исследовательское творчество в широком смысле этого слова раскрывает все существующие и, порой, дремлющие в человеке возможности.

 роме того, именно исследовательска€ де€тельность в природе помогает дет€м Ђпознать природу изнутриї, самому почувствовать ее Ђсущностьї.

“о, каким образом будет организована исследовательска€ работа учащихс€ - самосто€тельна€ и довольно сложна€ задача. ќрганизаци€ исследовательской де€тельности детей в природе должна соответствовать следующим требовани€м:

1) прежде всего исследовательска€ работа должна быть интересной, т.е. получаемые в результате исследований результаты (данные) должны быть неординарными, должны демонстрировать нечто такое, о чем у учащихс€ не было никакого представлени€ или представлени€ были совсем иные;

2) методики исследований должны быть простыми, доступными дл€ понимани€, но в то же врем€ Ђнасто€щимиї (см. выше);

3) объектами исследовани€ должны быть, по возможности, простые, наиболее обычные в данной местности, объекты - растени€, животные, целые природные комплексы; дл€ них вовсе необ€зателен статус Ђуникальныхї, охран€емых, редких;

4) врем€, затрачиваемое на каждое отдельно вз€тое исследование должно быть небольшим, в пределах 4-6 часов;

5) исследовательский процесс должен включать не только сбор материала, но и его обработку и доведение полученных результатов до Ђлогического завершени€ї - в виде Ђнаучнойї статьи или сообщени€ на конференции;

6) уровень проведенного исследовани€ об€зательно должен оцениватьс€ и сопоставл€тьс€ с исследовани€ми, проведенными другими учащимис€.

¬ соответствии с этими требовани€м и должны разрабатыватьс€ непосредственные методы (приемы) организации исследовательской работы.

ћесто программы в общеобразовательной школе и системе дополнительного образовани€ (обоснование задачи є 4: разработка организационных основ использовани€ Ђнатуралистическихї методов обучени€ в рамках учебных программ общеобразовательных школ).

Ёта задача €вл€етс€ одной из стратегических перспективных задач данной программы. ќт ее реализации в полной мере зависит - будет ли данна€ программа использоватьс€ в школах или нет.

 ак указывалось выше, первоначально программа организации исследовательской работы школьников с использованием Ђнатуралистическогої подхода и методов Ђполевойї экологии создавалась и была разработан дл€ системы внешкольного дополнительного образовани€. ћожно сказать, что на этом этапе она была рассчитана на Ђэлитарныеї слои учащихс€ - юных натуралистов-экологов, Ђтвердо знающих, чего они хот€тї и избравших экологию как свою специальность.

ѕопытка Ђвнедритьї натуралистические подходы к образованию в школы оказалась удачной (см. главу Ђјпробаци€ программыї) и, таким образом, программа из Ђвнешкольнойї переросла в Ђшкольнуюї. ќдновременно возникло множество проблем, св€занных с тем, что школьные программы по биологии, географии и экологии мало св€заны с изучением природы своего кра€ и построены, в основном, без использовани€ Ђнатуралистическогої подхода в обучении.

Ќаиболее остро, применительно к общеобразовательной школе, стоит проблема включени€ полевых экологических практикумов в учебный график. — этой точки зрени€ наиболее приемлемым видитс€ вариант разовых в течение года, краткосрочных (на 3-4 дн€) сезонных выездов на полевой практикум в специализированное учреждение (полевой экологический центр, загородную базу учреждени€ дополнительного образовани€ или вуза и т.п.). ќписанию общей структуры полевого практикума посв€щен следующий раздел данного методического пособи€.

„то касаетс€ использовани€ данной программы во Ђвнешкольномї экологическом образовании, то перспективы здесь весьма широки. ƒанна€ программа может быть использована при организации внеклассной работы с детьми во врем€ воскресных выездов в природу, на экскурси€х, в туристских походах с элементами экологического и природоохранного образовани€, в экологических лагер€х, при организации экологических троп и экологического просвещени€ детей в заповедниках и национальных парках, а также при организации полевых практикумов со студентами естественнонаучных специальностей.

¬ следующем номере журнала мы подробнее обсудим общую структуру полевого практикума и перейдем к описанию его первой части Ц начальной программы обучени€ детей в природе ЂЁкологический ликбезї.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019