Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт ( с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущем номере были опубликованы вводные главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум», в которых автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, а также основные направления развития экологического образования в России и за рубежом.

В этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги, посвященные целям и задачам программы развития «натуралистического» образования и «полевой экологии» в России.

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

Общие цели и задачи программы внедрения натуралистического образования в школы России

Александр Сергеевич Боголюбов
канд. биол. наук, профессор, экологический центр "Экосистема" 

В предыдущем номере журнала мы остановились на том, что главной целью деятельности, описываемой в данной книге (серии публикаций), является широкомасштабное внедрение в практику массового экологического образования в России «натуралистического» подхода в обучении и воспитании детей с использованием методов «полевой экологии».

Достичь этой цели можно решив следующие задачи:

1) разработать содержание образования (обучения) детей на примере живых объектов, существующих в естественных условиях;

2) разработать и адаптировать современные методы описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования;

3) разработать непосредственные приемы (способы) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность;

4) разработать организационные основы использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ.

Остановимся подробнее на обосновании цели и способах решения этих задач.

Обоснование цели программы

На первый взгляд, цель, поставленная во главе программы, кажется слишком «глобальной» и трудновыполнимой. Вполне возможно, что на достижение ее потребуется не один десяток лет, однако стремление к ней позволит «попутно» решать множество вполне конкретных задач, стоящих сейчас перед российским экологическим образованием.

Поставленная во главу угла цель является действительно достаточно масштабной потому, что ее достижение основано на развитии особой идеологии экологического образования, мало используемой в нашей стране, но, на наш взгляд, очень действенной.

В чем же собственно заключается данная идеология, в чем преимущество пропагандируемого в данной программе «натуралистического» подхода и почему его столь необходимо внедрять в школы.

В нескольких словах, смысл этой идеологии заключается в том, что истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть достигнуто без формирования четкого и понятного представления о том, что же мы все-таки называем Природой, что это такое, как она устроена и существует, что она «чувствует» и в чем нуждается.

В развитие этой мысли следует добавить, что можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, «природных богатств» и ресурсов, бережном к ним отношении и т.п., но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что Природа это не просто наше «окружение», как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее - живое, «разумное», дышащее существо, вернее - миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга.

Также как практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охранять Природу, которую ты не понимаешь.

Беда еще более усугубляется тем, что на данный момент подавляющее большинство населения нашей страны вообще не представляют себе, что такое Природа, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком от нас расстоянии.

Порой приходится сталкиваться с проявлениями потрясающей «темноты» и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. Многие из нас гораздо больше наслышаны о жизни океанов, Южной Америки и Антарктиды, чем о собственных деревьях, травах, бабочках и птицах. В большинстве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искаженные представления о Природе, сколько, в большинстве своем, вообще о ней ничего не знают.

Нынешняя система преподавания биологии, географии и экологии и содержание этих дисциплин в школах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о «внутреннем» строении объектов, общем устройстве мира и очень далека от реальной природы, окружающей нас за окном нашего дома, машины, поезда.

Не имея права в частном порядке критиковать существующие программы и подходы к преподаванию естественных дисциплин, хочется лишь сакцентировать внимание на том факте, что непосредственный контакт обучающегося с изучаемым предметом необходим и без него не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

 

Основной идеей пропагандируемого в данной программе «натуралистического» подхода в экологическом образовании является, таким образом, необходимость показа детям природы изнутри, с возможно большей степенью подробности и «при максимальном увеличении». В результате такого пристального «разглядывания», каждый человек, будь то ребенок или взрослый, оказывается в состоянии если не потрясения, то, по крайней мере, крайнего удивления, выражающегося словами: «неужели мы по этому ходим ?!».

Совершенно очевидно, что после такого мощного эмоционального воздействия психика человека существенно изменяется в лучшую, по отношению к Природе, сторону.

Вряд ли можно себе представить после этого, что человек, хоть раз наблюдавший загадочную подводную жизнь мельчайших прозрачных существ зоопланктона, или видевший, как лесная птица кормит своих птенцов, или наблюдавший как буквально на глазах раскрывается с первыми лучами утреннего солнца дикий цветок (и прочие десятки и сотни тому подобных моментов из жизни дикой природы) сможет убить, растоптать, не заметить Природу вокруг себя.

Все эти очевидные и простые на первый взгляд рассуждения оказываются не столь простыми и очевидными когда «дело доходит до дела» и становится необходимым брать детей за руку и вести их в лес. Тут то как раз и сказывается отсутствие практического опыта у наших педагогов - что показывать, о чем рассказывать, как увидеть то, что хотелось бы увидеть. Кроме того возникает и множество технических (организационных) проблем - как вызвать интерес детей, как организовать лучшее усвоение знаний и умений, как инициировать саморазвитие и самообразование детей.

Детали организации таких занятий со школьниками и раскрываются в процессе решения поставленных перед программой задач.

Обоснование задач программы

Содержание образования (Обоснование задачи № 1: разработка содержания образования детей на примере живых объектов, существующих в естественных условиях).

Разработка содержания, пожалуй, - одна из самых сложных задач, стоящих перед данной программой.

Как указывалось выше, школьное образование не дает учащимся в полной мере представления о природе, непосредственно окружающей нас в той местности, в которой мы живем. Очень мало места уделено в ней знакомству с естественными географическими компонентами (рельефом, почвами, водоемами), представителями дикой флоры и фауны своей местности. Решение данной задачи направлено на восполнение этого пробела.

Основная проблема при решении данной задачи заключается в том, чтобы решить - что показывать детям на занятиях и о чем рассказывать (чему учить).

Из тысяч всевозможных природных объектов, пригодных для показа детям, прежде всего необходимо выбрать основные, которые, желательно, отвечали бы следующим требованиям:

1) Природные объекты должны быть широко распространены по территории нашей страны, для того чтобы примерно одно и то же можно было бы показывать в различных регионах.

Полностью это требование практически невыполнимо (как результат огромного разнообразия природы на очень разнообразной по условиям территории), поэтому при описании содержания экскурсионных занятий основной упор сделан не на конкретные объекты (виды), а на экологические группы животных или растений, состав которых в различных регионах и природных зонах может меняться, что, однако, не сказывается на закономерностях их компоновки в сообщества.

2) Природные объекты должны быть многочисленны, так, чтобы их можно было бы найти практически в любой местности. Детально изучаемые объекты не должны относиться к категории редких и охраняемых.

3) Природные объекты должны быть доступны для наблюдения, сбора, детального изучения. Так, например, существует множество животных и растений, уникальных и интересных для наблюдения, но их изучение связано с большими затратами сил и времени (например, на их поиск, непосредственное обнаружение, ожидание и т.п.).

Никаких других определенных требований к показываемым и изучаемым природным объектам предъявляться не должно - они могут быть как маленькими, так и большими, как красивыми, так и «отвратительными», главное, чтобы они были «натуральными» !

Ответ на вопрос «что рассказывать» (чему учить) чрезвычайно прост - всё (всему) что интересно. Практически, ничего специально придумывать не надо - никаких «украшательств», выдуманных историй и сказок не надо. Уровень нашей безграмотности в отношении дикой природы столь велик, что можно говорить обо всем, что интересно самому рассказчику (педагогу) - почти наверняка это будет неизвестно слушателям. Что касается интереса, то его педагог должен искусно «подогревать» в аудитории.

В этом смысле «натуралистический» подход предоставляет педагогу неограниченные возможности в ораторском творчестве. Фактически занятия во время экскурсий ведутся по формуле «что вижу - о том пою», т.е. на 50 % - экспромтом. С одной стороны, это облегчает задачу педагога (ничего заранее не надо учить, да и бесполезно), с другой - требует от него искренней увлеченности предметом и более широких знаний (то, к чему заранее готовился - не встретилось по пути, зато попалось то, к встрече с чем не был готов).

Таким образом, процесс обучения с использованием «натуралистического» подхода очень и очень специфичен и существенно отличается от такового в школе (при использовании «классно-урочного» подхода). Мало того, что изучаемые объекты надо «разыскивать», а то и догонять (!), рассказ о них для педагога каждый раз - немного отличается от предыдущего - он зависит от состояния погоды, времени суток, маршрута, попадающихся объектов, интереса, эмоционального и (даже) физического состояния детей.

Для того, чтобы свести к минимуму психологическую нагрузку педагога, ведущего занятия в природе, риск пропустить что-либо важное и интересное, а также различные непредвиденные ситуации в процессе обучения, в рамках программы разработаны особые методические подходы к проведению занятий. Их краткое обоснование приводится в следующих разделах.

Требования к методикам исследовательской работы учащихся (Обоснование задачи № 2: разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике экологического образования).

Основным принципом, методическим подходом, приемом обучения, на котором построена данная программа, является использование в процессе обучения детей исследовательского подхода. Дети только на самом начальном этапе обучения получают «готовую информацию» об окружающей их природе от преподавателя - в виде экскурсий с «рассказами» о том, как устроен и из чего состоит то или иное природное сообщество. На втором и последующих этапах обучения дети начинают исследовать природу самостоятельно.

Задача по разработке и адаптации существующих методик исследований природы как раз и направлена на то, чтобы выработать вполне конкретный набор (перечень) тем для исследования природы детьми.

До настоящего времени никакой целенаправленной деятельности по подбору и адаптации исследовательских методик для их использования детьми ни у нас в стране, ни за рубежом, насколько нам известно, не проводилось.

Что касается зарубежного опыта, то применяемые там методики самостоятельного исследования детьми природы (например, используемые в Field Studies Council) носят, в основном, описательный характер. Т.е. в большинстве случаев детям, проходящим практику, дается некоторое количество бланков описаний (пустографок), которые в процессе работы учащимся надо заполнять.

Собственно «научных» методик, т.е. способов количественной оценки параметров среды, сравнительных анализов количественных показателей и других, применяемых в «настоящей науке» способов сбора и анализа данных, при этом не используется.

Обусловлено это, на наш взгляд, общей относительно низкой информированностью педагогической общественности о существующих научных подходах к исследованиям. Общеизвестно в научном мире, что «западная» наука (особенно полевая биология) носит намного более «описательный» характер, чем русская наука, особенно в период «новейшей истории». Русские (советские) ученые-биологи отличаются более глубоким (аналитическим) подходом к сбору, обработке и интерпретации данных, чем их «западные» коллеги. Это факт общеизвестный в научном мире и основывается он вовсе не на «патриотических» соображениях. (Совсем другое дело, что в последнее время, в связи с общим социально-экономическим кризисом в России уровень нашей биологической науки сильно упал, но, в основном, «количественно», а не «качественно». Подходы и методы же нашей науки остались по-прежнему на более высоком уровне).

Таким образом, «научные» методы и подходы к исследованиям в полевом экологическом образовании за рубежом практически не используются.

В нашей стране попытки использовать стандартные научно-исследовательские подходы в работе с детьми предпринимались в единичных случаях, измеряемых десятками.

При этом в большинстве своем они:

1) были слишком упрощены, для того, чтобы с их использованием могли быть получены сколько-нибудь интересные и, главное, репрезентативные (отражающие действительность) данные;

2) не были апробированы в «большой науке», т.е. несмотря на, в некоторых случаях, высокую точность и оригинальность, не были «стандартными», т.е. используемыми всеми (многими) учеными по всей стране;

3) не дошли до «потребителей», т.е. до педагогов, работающих с детьми, т.к. были изданы «локально», небольшими тиражами и без соответствующей «рекламы».

4) не представляли собой сколько-нибудь обоснованного комплекса (набора), с помощью которого педагоги и школьники могли бы проводить «комплексные» исследования природы, а не отдельных ее (случайных) компонентов.

Активной пропагандой и внедрением научно-исследовательских подходов в образование занимаются авторы данной программы начиная с середины 80-х годов.

Основной задачей в этой области является выбор из числа существующих в различных областях полевой географии, биологии и экологии стандартных исследовательских методик, которые должны отвечать следующим требованиям:

1) методики должны быть простыми для их использования не профессиональными учеными, а учителями-биологами и географами;

2) методики должны быть изложены максимально простым языком, с наличием примеров, особенно в случаях использования каких-либо сложных расчетов при обработке данных;

3) адаптации методик к их использованию учителями и детьми не должны затрагивать сущностей самих методик. Упрощение может происходить только за счет сведения к минимуму объема «сопутствующих» данных, требования к сбору которых в стандартных методиках обычно очень высоки;

4) материалы, собранные с помощью «адаптированных» методик должны быть сравнимы (сопоставимы) с материалами, собранными с использованием стандартных (развернутых) методик.

5) методики должны быть максимально «серьезны», т.е. их использование должно восприниматься детьми не как «игра в науку», а как настоящая, реальная наука.

Последнее обстоятельство, т.е. постоянное акцентирование внимания участников учебно-исследовательской деятельности на том, что данная методика является «стандартной», «общепризнанной», используемой в «настоящей» науке, является особенно важным. Только в таком случае у исполнителей работы (педагогов и школьников) можно вызвать доверие и соответствующий необходимый психологический настрой на «серьезную» работу.

Методики проведения исследований, отвечающие этим требованиям, издавались нами начиная с 1996 года. При подборе методик в данной серии акцент сделан на изложение стандартных методик исследовательской работы и сбора научных материалов в полевых (экспедиционных) условиях и на внеклассных занятиях. Основное внимание уделено методикам рекогносцировочного обследования и упрощенным исследовательским методикам, которые могут быть использованы относительно малоопытными (юными) исследователями.

Все эти методики включены состав публикуемой в данном журнале книги в разделах, посвященных организации исследовательской работы детей.

Таким образом, публикацию данного методического пособия мы рассматриваем как попытку реализовать на практике идею комплексного подхода к изучению и сохранению природы применительно к системе общего и дополнительного образования.

Способы организации исследовательской работы учащихся (обоснование задачи № 3: разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в исследовательскую деятельность).

Основным методическим принципом, используемым в данной программе, является самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. На этом принципе построена вся программа.

Первая подпрограмма, называемая «Экологический ликбез», является «вводной» в основную подпрограмму «Эколог-исследователь».

Сущность первой - в ознакомлении учащихся с реальными природными объектами в месте прохождения практикума, сущность второй - в обучении исследовательским методикам и проведении самостоятельных исследований в природе.

То, что исследовательская работа является высшей формой творчества не вызывает ни у кого сомнений. В этой форме деятельности соединяются все данные человеку способности - знания, получаемые теоретическим путем, практические умения и навыки, способности самоорганизации и планирования, образное мышление и математические способности, трудолюбие и выносливость, наконец способности к литературному творчеству и ораторскому искусству. Как ни в какой другой области человеческой деятельности - исследовательское творчество в широком смысле этого слова раскрывает все существующие и, порой, дремлющие в человеке возможности.

Кроме того, именно исследовательская деятельность в природе помогает детям «познать природу изнутри», самому почувствовать ее «сущность».

То, каким образом будет организована исследовательская работа учащихся - самостоятельная и довольно сложная задача. Организация исследовательской деятельности детей в природе должна соответствовать следующим требованиям:

1) прежде всего исследовательская работа должна быть интересной, т.е. получаемые в результате исследований результаты (данные) должны быть неординарными, должны демонстрировать нечто такое, о чем у учащихся не было никакого представления или представления были совсем иные;

2) методики исследований должны быть простыми, доступными для понимания, но в то же время «настоящими» (см. выше);

3) объектами исследования должны быть, по возможности, простые, наиболее обычные в данной местности, объекты - растения, животные, целые природные комплексы; для них вовсе необязателен статус «уникальных», охраняемых, редких;

4) время, затрачиваемое на каждое отдельно взятое исследование должно быть небольшим, в пределах 4-6 часов;

5) исследовательский процесс должен включать не только сбор материала, но и его обработку и доведение полученных результатов до «логического завершения» - в виде «научной» статьи или сообщения на конференции;

6) уровень проведенного исследования обязательно должен оцениваться и сопоставляться с исследованиями, проведенными другими учащимися.

В соответствии с этими требованиям и должны разрабатываться непосредственные методы (приемы) организации исследовательской работы.

Место программы в общеобразовательной школе и системе дополнительного образования (обоснование задачи № 4: разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ).

Эта задача является одной из стратегических перспективных задач данной программы. От ее реализации в полной мере зависит - будет ли данная программа использоваться в школах или нет.

Как указывалось выше, первоначально программа организации исследовательской работы школьников с использованием «натуралистического» подхода и методов «полевой» экологии создавалась и была разработан для системы внешкольного дополнительного образования. Можно сказать, что на этом этапе она была рассчитана на «элитарные» слои учащихся - юных натуралистов-экологов, «твердо знающих, чего они хотят» и избравших экологию как свою специальность.

Попытка «внедрить» натуралистические подходы к образованию в школы оказалась удачной (см. главу «Апробация программы») и, таким образом, программа из «внешкольной» переросла в «школьную». Одновременно возникло множество проблем, связанных с тем, что школьные программы по биологии, географии и экологии мало связаны с изучением природы своего края и построены, в основном, без использования «натуралистического» подхода в обучении.

Наиболее остро, применительно к общеобразовательной школе, стоит проблема включения полевых экологических практикумов в учебный график. С этой точки зрения наиболее приемлемым видится вариант разовых в течение года, краткосрочных (на 3-4 дня) сезонных выездов на полевой практикум в специализированное учреждение (полевой экологический центр, загородную базу учреждения дополнительного образования или вуза и т.п.). Описанию общей структуры полевого практикума посвящен следующий раздел данного методического пособия.

Что касается использования данной программы во «внешкольном» экологическом образовании, то перспективы здесь весьма широки. Данная программа может быть использована при организации внеклассной работы с детьми во время воскресных выездов в природу, на экскурсиях, в туристских походах с элементами экологического и природоохранного образования, в экологических лагерях, при организации экологических троп и экологического просвещения детей в заповедниках и национальных парках, а также при организации полевых практикумов со студентами естественнонаучных специальностей.

В следующем номере журнала мы подробнее обсудим общую структуру полевого практикума и перейдем к описанию его первой части – начальной программы обучения детей в природе «Экологический ликбез».



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017