јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


»сследовательска€ де€тельность по краеведению Ц одна из форм работы с одарЄнными детьми

Ћ. Ќ.  васова
ƒом детского и юношеского туризма и экскурсий города  иселЄвска

 

¬ статье поднимаютс€ актуальные вопросы исследовательской работы обучающихс€ в области краеведени€, раскрываетс€ система партнЄрских взаимоотношени€х между научным руководителем и автором работы. Ѕольшое внимание удел€етс€ патриотическому воспитанию обучающихс€ средствами музейного краеведени€ на основе опыта работы школьного музе€.

Ќеслучайно, что среди наиболее значимых проблем в работе учител€ истории и обществознани€, обозначенных на заседании —овета по проблемам исторического и обществоведческого образовани€ при –јќ, названа проблема психологической подготовленности к диалогу с учащимис€, его ведени€. Ќаличи€ стремлени€ и умени€ изучать и понимать потребности современных школьников.

—тремительно мен€юща€с€ жизнь с еЄ возрастающими объемами информации и способами де€тельности, парадоксальными изменени€ми спроса и предложени€ вызывает необходимость в люд€х, способных предугадывать характер новых задач и проблем, гибко реагировать на происход€щее, про€вл€€ незаур€дную гибкость мышлени€, высокий уровень мотивации, высокий уровень креативности задачи. ¬се эти исследовательские качества, так необходимые люд€м дл€ того, чтобы успешно развиватьс€ в современном обществе, необходимы дл€ формировани€ поколени€, способного вырабатывать продукт мышлени€, быть конкурентноспособным, с высоким чувством патриотизма. —оздание системы работы с одаренными детьми €вл€етс€ одним из направлений национальной образовательной инициативы ЂЌаша нова€ школаї, поэтому обеспечение условий дл€ вы€влени€ и развити€ одаренных детей и реализаци€ их потенциальных возможностей €вл€ютс€ приоритетными социальными задачами современного общества.
ƒл€ этого нужны соответственные услови€, позвол€ющие качественно улучшить работу по вы€влению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровн€ универсального образовани€. ¬ысокоинтеллектуальные, одаренные личности взращивает среда.  ак же создать такие педагогические услови€, при которых одаренные обучающиес€ смогут наиболее полно раскрыть свои способности? ќдин из путей решени€ проблемы Ц включение школьников в самосто€тельную исследовательскую де€тельность.

Ќаучно-исследовательска€ де€тельность учащихс€ €вл€етс€ одной из форм работы с одаренными детьми. —тремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном обществе в услови€х многократного увеличени€ информационного потока обрушивающегос€ на человека, исследовательский тип мышлени€ становитс€, особенно, востребован. ѕоэтому ученические исследовани€ в образовательном процессе рассматриваютс€ как способ освоени€ действительности, как средство организации образовательной де€тельности школьников.

ќдаренный школьник должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развити€ мышлени€, креативности, умений работать самосто€тельно. Ќаучно-исследовательска€ работа ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. –азвитие исследовательской компоненты у школьников €вл€етс€ первым шагом в овладении ими методологии научного познани€. ”ченики, которые занимаютс€ исследовани€ми, разрабатывают свои методы исследовани€, сопоставл€ют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследовани€ и делают выводы, т.е. ученики не €вл€ютс€ пассивными реципиентами информации. ”частие в этой де€тельности дает возможность глубже разобратьс€ в своих способност€х и умени€х.

Ќаучное мировоззрение, формирующеес€ на основе такой де€тельности, выступает как основа воспитани€. Ћичностные качества, сформированные при зан€ти€х исследовательской де€тельностью, основанные на принципах объективности, честности, патриотизма, научной этики, потом перенос€тс€ на все остальные сферы де€тельности личности, станов€тс€ характерными атрибутами его натуры.

я определ€ю исследовательскую де€тельность учащихс€ как творческий процесс совместной де€тельности двух субъектов (учител€ и ученика) по поиску решени€ неизвестного, в ходе которого осуществл€етс€ передача между ними культурных ценностей, результатом которой €вл€етс€ формирование мировоззрени€. Ѕлагодар€ применению данной формы в организации образовательного процесса у школьника формируетс€ внутренн€€ мотиваци€ подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
¬се усили€ по организации системы исследовательской де€тельности юных краеведов направл€ю именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Ќе умал€€ значени€ накоплени€ багажа знаний, € считаю, что они могут выступать только желательным следствием при успешном решении первой задачи Ц искренней заинтересованности в собственной исследовательской де€тельности. ѕод исследовательской де€тельностью понимаетс€ де€тельность учащихс€, св€занна€ с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающа€ наличие основных этапов, характерных дл€ исследовани€ в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посв€щенной данной проблематике, подбор методик исследовани€ и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. “ака€ цепочка €вл€етс€ неотъемлемой принадлежностью исследовательской де€тельности по краеведению.
Ќо самое главное то, что от исследовательской де€тельности реб€та получают творческий импульс, желание расшир€ть и умение радоватьс€ посто€нному расширению собственных горизонтов. Ёто качество развиваетс€ подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием все врем€ действовать.

ѕрименительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихс€ ведущими и основными €вл€ютс€ методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самосто€тельной, индивидуальной и групповой #9; работы. Ёти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихс€.

„тобы обучение одаренных школьников наиболее отражало их потребности, оно должно сочетатьс€ с системой дополнительного образовани€, где могут примен€тьс€ следующие формы работы с одаренными детьми:

*индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развити€ в определенной области;

*работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

*очно-заочные школы;

*каникул€рные сборы, лагер€, мастер-классы, творческие лаборатории;

*творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;

*конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ обучающихс€.

я занимаюсь с одаренными школьниками по разработанной мною дополнительной образовательной программе Ђ»скательї, которую € реализую в учебной группе на базе ƒома детского и юношеского туризма, экскурсий города  иселЄвска. ¬ ходе нашей поисково-исследовательской де€тельности мы работаем в архивах, записываем воспоминани€ наших замечательных земл€ков, их родственников и сослуживцев. ¬ажное значение придаетс€ пропаганде собранных краеведческих материалов. Ќа прот€жении п€ти последних лет мои ученики станов€тс€ победител€ми городской конференции учебно-исследовательских работ обучающихс€ по краеведению ЂЋюби, знай и помниї, областной туристско-краеведческой конференци€ Ђ∆иви,  узнецка€ земл€!ї, дипломантами финала ¬сероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихс€ Ђќтечествої.

ќбща€сь с руководителем, реб€та обучаютс€ €зыку, стилю поведени€, прин€том в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. ќни знают Ђвзрослуюї жизнь не только по школе, а побывав на Ќѕ  городского, областного и всероссийского уровн€, они станов€тс€ кумиром реб€т, которые рады видеть в них свой идеал. ѕоэтому, потом им гораздо легче войти, быть признанными Ђсвоимиї и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. », наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте Ц потребность в общении, познании себ€ и своих возможностей через общение, с успехом удовлетвор€етс€ в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследовани€х (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.). Ќо при этом приобретаетс€ навык содержательного общени€, когда общатьс€ информативно Ц Ђхорошої, Ђпрестижної. «амечу, что указанные факторы, по-видимому, значимые дл€ школьников, позвол€ют мне использовать их как действенное средство повышени€ учебной активности одаренных реб€т.
ѕодвод€ итоги, хотелось бы отметить те позитивные результаты, которые возникают у реб€т занимающихс€ исследовательской де€тельностью в Ќќ” ЂЁврикаї нашего лице€.
¬о-первых, это развитие устной и письменной речи, ораторских и творческих способностей, коммуникативных умений, столь необходимых дл€ представлени€ собственных результатов исследовательской де€тельности.
¬о-вторых, у детей развиваетс€ интеллект, это позвол€ет интегрировать знани€ из различных областей знаний при формулировании выводов, а также самосто€тельность при выборе решений проблемных ситуаций.
», в-третьих, если говорить, в общем, то это способствует воспитанию у детей культуры умственного труда. –езультативность любой де€тельности, в том числе и исследовательской не всегда можно оценить Ђздесь и сейчасї. Ќо, то, что така€ форма внеурочной де€тельности многим выпускникам помогла в их дальнейшем самоопределении и выборе профессии € просто уверена. » именно поэтому дл€ мен€, как педагога, очень важна не только результативность в виде полученных оценок на экзаменах, грамот и дипломов различного уровн€, но и внутренние изменени€ ребЄнка, которые будут способствовать преобразованию его эмоционально-волевой сферы и помогать ему в дальнейшем обучении. ј вс€кий раз услышанное при встрече с выпускниками: Ђ—пасибо, за то, что научили преодолевать трудности и верить в себ€ї Ц согревает душу больше любого диплома.

“аким образом, в статье были рассмотрены методы и формы, примен€емые учителем во внеурочной де€тельности в цел€х развити€ исследовательской де€тельности обучающихс€ по краеведению. —оздание таких условий обеспечивает эффективность работы с одаренными детьми. –езультаты, которые показывают обучающиес€, получают высокую оценку на конференци€х учебно-исследовательских работ.

¬ы€вление, поддержка, развитие и социализаци€ одаренных детей станов€тс€ одной из приоритетных задач современного образовани€ в –оссии, поскольку от ее решени€ в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Ћитература

1.√ришакина, ќ. ѕ. ”читель и одаренные дети. ћастер-класс. /ќ.ѕ. √ришакина //ѕриложение к журналу Ђћетодистї ћастер-класс. Ц 2009. - є 1. Ц —. 2-11.

2.  озленко, —.». ”читель истории и обществознани€: проблемы подготовки и повышени€ квалификации / —.».  озленко //ѕреподавание истории и обществознани€ школе. Ц 2011.-є 8. Ц —.26-38.

3.Ќуркешов, “. —.  реативность Ц условие позитивной социализации интеллектуально одаренных детей /“. —. Ќуркешов // ќдаренный ребенок. Ц 2010. - є 6. —. 78-84.

4.ќ развитии учебно-исследовательской де€тельности учащихс€ в системе дополнительного образовани€: –ешение коллегии ћинистерства образовани€ –оссийской ‘едерации от 10 €нвар€ 1996 г. є 1/1 // ¬естник образовани€.- 1996.- є 5.

5.ќзеров ј.√. »сторико-этнографические исследовани€ учащихс€. ”чебно-методическое издание. - ћ.: ‘÷ƒё“и , 2007.

6. ѕетров ё.ј.  ультура мышлени€: ћетодологические проблемы научно-педагогической работы. Ч ћ.: »здательство ћ27., 1990.

7.ѕодготовка исследовательских работ по краеведению обучающимис€ в рамках ¬сероссийского туристско-краеведческого движени€ Ђќтечествої: ћетодические рекомендации. Ц “амбов. “ќ»ѕ –ќ, 2008.

8.—алмакова, ј. ». ѕедагогические услови€ развити€ исследовательской де€тельности по истории /ј.». —алмакова // ќдаренный ребенок. Ц 2010. - є 6. —.128-132.

9.Ўумакова Ќ.Ѕ.ќбучение и развитие одаренных детей.- ћ.: »здательство ћосковского психолого-социального института; ћосква-¬оронеж: »здательство Ќѕќ ЂћќЁ ї, 2004.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020