јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> »——Ћ≈ƒќ¬ј“≈Ћ№— јя » ѕ–ќ≈ “Ќјя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ќбложка журнала "»сследовательска€ работа школьников"“итульна€ страница журнала "»сследовательска€ работа школьников" ѕриведенна€ ниже работа была опубликована в журнале "»сследовательска€ работа школьников" »здательского дома "Ќародное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала ќ.¬.√лушенковым в 2017 году.

»з огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведени€, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

ƒл€ облегчени€ поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: ќбщие вопросы - теори€, ќбщие вопросы - практика, √еографи€, Ѕиологи€, Ёкологи€ - теори€, Ёкологи€ - практика, ƒетские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ѕримечани€: 1) приведенна€ ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена дл€ публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


—лЄт юных археологов (опыт организации меропри€ти€ в ѕриморском крае)

ћезенцев јлександр Ћеонидович
педагог дополнительного образовани€ ћЅќ” ƒќƒ "÷ентр детского творчества" ”ссурийского городского округа

Ќе смотр€ на то, что привлечение детей к археологическим исследовани€м в ѕриморье имеет почти вековую историю (–ис. 1), активно эта работа стала развиватьс€ чуть более 30 лет назад [3-5]. ¬ течение учебного года юными археологами проводитс€ больша€ и разнопланова€ исследовательска€ работа. ¬ эту вход€т как клубные меропри€ти€, которые каждый коллектив выполн€ет самосто€тельно на месте: разведки, раскопки (некоторые коллективы), музейна€ работа и т.д. ј также краевые меропри€ти€. ѕо учебному календарю они раскладываютс€ следующим образом: ‘естиваль юных археологов (сент€брь), јкци€ Ђѕережившее века Ц сохранимї (но€брь),  онференци€ юных археологов (€нварь), ”чебно-тренировочный сбор (март), ќткрытие полевого сезона (май) и —лЄт юных археологов (июль) [1; 2]. Ќо, по праву, венцом всей годовой работы €вл€етс€ слЄт юных археологов. —лЄты стали не только сост€зательной площадкой, но и местом общени€ и обмена опытом. ¬ ѕриморском крае слет проводитс€ с целью привлечени€ молодежи и учащихс€ к активной исследовательской работе, вы€влению и охране археологических пам€тников, обучению методам археологических исследований, должного гражданского отношени€ к археологическому наследию и патриотических чувств и пропаганде здорового образа жизни.

ѕервый краевой слЄт юных археологов был проведЄн в 1985 г. “радиционно слЄты провод€тс€ ежегодно, но в силу экономических или организационных причин случались перерывы от одного года до трЄх лет, тем не менее, к исходу 2012 г. было проведено 22 слЄта. «а эти годы корректировалась программа, изменилась оценочна€ система, мен€лись научные и провод€щие организации.

ƒолгие годы слЄты проводились  раевой станицей юных туристов (затем переименованной в ѕриморский краевой ÷ентр детско-юношеского туризма и экскурсий, позже вошедший в состав ƒетско-юношеского центра ѕриморского кра€). ѕосле отхода ƒё÷а от работы с юными археологами возникла проблема сохранени€ краевого археологического движени€ школьников. ¬ качестве альтернативы было предложено создать секцию Ђѕедагогическа€ археологи€ и краеведениеї в ѕриморском краевом отделении –усского √еографического общества (ќбществе изучени€ јмурского кра€) и в 2012 г. вс€ работа прошла под эгидой этой общественной организации. –абота проводилась по согласованию со структурами администрации ѕриморского кра€, высшими учебными и научными учреждени€ми. ¬ рамках краевой администрации поддержка осуществл€етс€ со стороны ƒепартамента образовани€ и науки, ”правлени€ молодЄжной политики и ”правлени€ по охране объектов культурного наследи€.

—лЄты юных археологов в ѕриморье ни когда не были массовыми. —амым массовым был IV слЄт, проходивший в 1989 г., на который собрались 14 команд. ћаксимальный упадок пришЄлс€ на 1997 г., когда на слЄт прибыли только две команды. ¬ состав команды, как правило, вход€т дес€ть школьников и два учител€ (–ис. 2).

¬ процессе подготовки слЄта значение имеет организаци€ жизнеде€тельности. ѕри выборе территории под лагерь учитываютс€ требовани€ —анѕиЌ 2.4.4.2605-10 Ђ—анитарно-эпидемиологические требовани€ к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникулї, больша€ работа проводитс€ с органами –оспотребнадзора. ѕроводитс€ больша€ подготовительна€ работа с администрацией местного самоуправлени€. — ”¬ƒ решаютс€ вопросы охраны.  ак правило, это пара сотрудников, которые живут с детьми в лагере.  аждый район эти вопросы решает по-своему. ќт проживани€ сотрудников с нами на прот€жении трЄх недель, до трЄх сотрудников, которые дежурили по одному и мен€лись каждые сутки. ѕо-разному решаетс€ вопрос с медиками. »ногда врач откомандировывалс€ к нам из сельской участковой больницы или городской поликлиники, иногда пользовались услугами экспедиционного врача. ¬ регул€рном контакте идЄт работа с местными органами ћ„—.

Ќа территории лагер€ команды размещаютс€ своими лагер€ми, в отличие, например, от слЄта туристов, где жилые палатки сто€т на пол€не, а все кухни вынесены к реке. «десь лагерь каждой команды, это мини-экспедиционный лагерь, живущий автономно по своим традици€м, но по правилам слЄта.

“радиционно слЄты провод€тс€ на базе научных экспедиций разных археологических центров: »нститута истории, археологии и этнографии народов ƒальнего ¬остока ƒ¬ќ –јЌ (г.¬ладивосток), ƒальневосточного государственного университета (г.¬ладивосток) и ”ссурийского государственного педагогического института (г.”ссурийск). — 2011 г. ƒ¬√” и ”√ѕ» оказались объединЄнными в рамках ƒальневосточного федерального университета. —лЄты проводились на археологических пам€тниках самых разных эпох, но чаще выпадали на средневековые городища. Ќачальник слЄта определ€етс€ провод€щей организацией. Ќачальник экспедиции по традиции €вл€етс€ главным судьЄй. –оль судей в конкурсных программах выполн€ют студенты.

–абота судей, пожалуй, €вл€етс€ на слЄте одной из самых стрессовых. »менно поэтому потребовались очень чЄткие критерии оценивани€ работы школьников. ≈сли на первых слЄтах победители определ€лись по количеству первых призовых мест в конкурсной программе. “о позже вс€ программа была разделена на основные и дополнительные виды. ƒл€ каждого конкурса подробно разработаны оценочные шкалы. ¬ насто€щее врем€ основные конкурсы оцениваютс€ до 100 баллов, дополнительные конкурсы вообще выведены за рамки балльной системы и команды в них оцениваютс€ отдельно.

–абота на прот€жении почти трЄх дес€тилетий позволила совершенствовать структуру слЄта. ¬ первые годы слЄт проводилс€ в течение 10 дней, из которых недел€ считалась лагерем, а последние три собственно были самим слЄтом.  онкурсна€ программа носит €рко выраженный соревновательный компонент. „уть позже слЄты стали двухнедельными, но самой конкурсной программе по-прежнему отводилось три дн€. Ќаибольшие нарекани€ со стороны участников были именно к последним дн€м, когда в течение дн€ проходили до двух основных и до двух дополнительных конкурсов. —трессова€ нагрузка на детей и педагогов была колоссальной. ƒл€ повышени€ комфортности слЄта конкурсную программу распределили на все дни, за исключением дней заезда, оборудовани€ командных лагерей и выезда. ѕозже, дл€ повышени€ мотивации участи€ в слЄтах молодых команд, продолжительность меропри€ти€ увеличили до трЄх недель, сделав первую неделю учебной. Ёто новшество было положительно восприн€то всеми участниками. ѕринимающие экспедиции на большее врем€ получали дополнительные рабочие руки.  оманды стали получать дополнительные знани€ через мастер-классы. ƒет€м стал доступен конечный результат работы на раскопе. ≈сли ранее команды успевали только сн€ть дЄрн и часть культурного сло€, оставл€€ всЄ самое Ђвкусненькоеї студентам, то теперь работы доводились до материка и, помимо разнообразных находок, по€вилась возможность видеть раскопанные сооружени€ и участвовать в консервации. –аскопочные работы дл€ детей получили свою завершЄнность.

  насто€щему времени сложилась следующа€ структура слЄта. ѕерва€ недел€ учебна€, втора€ и треть€ Ц конкурсные. ѕерва€ половина дн€ посв€щена экспедиционным археологическим работам: раскоп, камеральна€, разведка. ¬тора€ половина дн€ отводилась обучающим зан€ти€м, конкурсам и досуговой программе. ¬ течение дн€ стал проводитьс€ только один конкурс, за исключением последнего конкурсного дн€, на который приход€тс€ два дополнительных конкурса.

ќбучающие зан€ти€ провод€тс€ в виде мастер-классов. ќни преподаютс€ учЄными, аспирантами и педагогами, руководител€ми команд. ћастер-классы включают зан€ти€ по всей конкурсной программе. „аще всего это врем€ после полдника или вечернее, если сопровождаютс€ презентаци€ми. Ёто как теоретические зан€ти€, когда в форме лекций или бесед даЄтс€ различный материал или практические зан€ти€ (–ис. 3). «десь демонстрируютс€ правила разметки раскопа, изучаетс€ нивелир и приЄмы работы с ним, правила разработки шурфа, оформлени€ полевой документации по раскопу и разведке, описанию материала, объ€сн€ютс€ требовани€ к археологическому рисунку и фотографии с практической работой. ќтдельное зан€тие посв€щено работе с глиной от замеса теста до обжига изделий (–ис. 4).

ќсновные виды конкурсной программы включают јрхеологическую викторину,  онкурс раскопов,  онкурс разведок,  онкурс шурфов,  онференцию и јнализ артефактов. ¬озможны вариации в проведении конкурсов, завис€щие от конкретных условий работы на пам€тнике, которые оговариваютс€ главным судьей до начала соревнований. Ќа всех конкурсах школьники работают самосто€тельно, без педагогов. Ќиже рассмотрим эти конкурсы в соответствии с ѕоложением о слЄте и в качестве комментариев поговорим о методике проведени€ каждого конкурса.

јрхеологическа€ викторина

(80 баллов + 20 баллов за дополнительные ответы).

”частвуют представители команд.  ажда€ команда предложенные задани€ викторины должна выполнить за установленное врем€.

¬икторина состоит из двух этапов Ц письменного (60 баллов) и устного (20 баллов).

ѕисьменный этап (–ис. 5) Ц команда в течение одного часа на бумаге, выданной судейской коллегией отвечает на 4 вопроса по следующей тематике:

1. ¬опрос на знание терминологии (дать определение одному из основных археологических терминов Ц археологи€, культурный слой, археологический пам€тник, артефакт, археологическа€ культура, типы пам€тников т.д. Ц до 2-х терминов);

2. ¬опрос из общей археологии (обща€ периодизаци€, рассказ об одной из археологических эпох (ашель, верхний палеолит и т.п., об оруди€х труда человека и материалах дл€ их изготовлени€, методы археологических исследований);

3. ¬опрос из первобытной археологии ѕриморь€ (рассказ об археологической эпохе или культуре (культурах));

4. ¬опрос из средневековой археологии ѕриморь€ (рассказ об истории одного средневековых государств и народов на территории ѕриморь€, об их археологических пам€тниках и материальной культуре);

¬се команды получают одинаковые вопросы.  аждый вопрос оцениваетс€ по 15-ти бальной шкале по следующим критери€м:

- точность в изложении фактов Ц 7 баллов;

- полнота изложени€ Ц 7 баллов;

- системность изложени€ Ц 1 балл.

”стный этап (–ис. 6) проводитс€ по билетной системе. ѕредставители команд выбирают по одному билету, содержащему один конкретный вопрос по тематике археологи ѕриморь€ (к ѕоложению прикладываетс€ приложение с примерными вопросами).  оманда готовит ответ в течение 15 минут, после чего один из представителей команды отвечает на вопрос. «атем участники команд-соперниц могут дополн€ть выступление отвечающей команды по теме билета (за дополнительные баллы).

ќчередность ответов определ€етс€ жеребьевкой.

 аждый ответ оцениваетс€ по 20-бальной шкале, исход€ из следующих критериев:

- точность изложени€ фактов Ц 10 баллов;

- полнота изложени€ Ц 5 баллов;

- системность изложени€ Ц 1 балл;

- ориентаци€ в излагаемой теме Ц 4 балла.

ѕри выполнении заданий викторины команды могут штрафоватьс€ за следующие действи€:

- списывание у других команд (даже если команды одноклубные) Ц 30 баллов;

- подсказки (словами, жестами) Ц 30 баллов;

- создание помех соперникам Ц 20 баллов;

- некорректное поведение во врем€ ответов команд Ц 10 баллов.

 омментарий. — недавнего времени именно этот конкурс стал главным, многие годы главным считалс€ конкурс раскопов. ѕри равенстве итоговых баллов победителем слЄта становитс€ команда, зан€вша€ высшее место в главном конкурсе. ¬икторина Ц это экзамен по теории.  ак правило, команды рассаживаютс€ на пол€не на удалении друг от друга. —удь€ конкурса следит за работой команд. »спользование шпаргалок €вл€етс€ поводом дл€ сн€ти€ команды с конкурса. ћежду руководител€ми команд регул€рно возникают споры из-за перечн€ вопросов дл€ письменного вида (перечень входит в ѕоложение в качестве приложени€). ѕервоначально вопросы были общие по эпохам, что приводило к ответам детей объЄмом до 7 страниц. ѕозже детализировали вопросы, в результате чего в приложение входили более сотни вопросов и детский ответ вмещалс€ на полстраницы. ќднако, громоздкий печень вопросов стал пугать участников. ¬ итоге снова перечень вопросов оказалс€ сокращЄнным, что удовлетворило многих педагогов, но, по сути, теперь большой план ответов дет€м приходилось держать в голове и снова ответы стали многостраничными.

ѕо сложившейс€ традиции устный ответ озвучивает один ребЄнок, которого выбирает команда. ѕервоначально на втором этапе команды-соперницы могли задавать вопросы по теме. ѕостепенно этот элемент превратилс€ в заваливание вопросами, что обостр€ло отношени€ между детьми. «атем задавание вопросов заменили на дополнение ответа. ѕервоочередное право дополнени€ ответа имеет отвечающа€ команда. ѕосле этого ответ дополн€ют конкуренты. ƒополн€ть может любой ребЄнок. ќчередь выступлени€ определ€етс€ очерЄдностью подн€той руки. ¬ыступление не в тему отмен€етс€ судьЄй конкурса.

ѕри дополнении учитываетс€ кажда€ единица информации. 20 баллов за дополнение засчитываетс€ команде, давшей больше всех информации. Ѕаллы остальным командам пересчитываютс€ пропорционально.

јрхеологический раскоп (80 баллов).

 онкурс археологического раскопа проводитс€ на территории лагер€, команда самосто€тельно размечает раскоп, проводит его нивелировку с оформлением документации (–ис. 7). ƒокументы сдаютс€ главному судье.

¬ конкурсе, оцениваемом до 80 баллов, учитываютс€:

- точность разметки раскопа Ц 30 баллов;

- точность нивелировки Ц 30 баллов;

- оформление планов дневной поверхности раскопа и профил€ Ц 20 баллов.

 омментарий. ¬ былые времена команда получала 2 кв. м. прирезки к раскопу и выполн€ла весь объЄм работы со вскрытием до материка и документацией. Ќо, поскольку, не у всех команд имеютс€ ќткрытые листы, а следовательно не все обладают соответствующей практикой, был отставлен объЄм работ, доступный всем командам. –абота на раскопе постепенно вытесн€лась шурфом, а позже шурф был вынесен в отдельный конкурс. ¬ ходе конкурса на пол€не команды размечают раскоп площадью 12 или 20 кв. м. ѕосле разметки производитс€ нивелировка дневной поверхности и зарисовываетс€ еЄ план с нанесением горизонталей. «атем рисуютс€ профили всех четырЄх стенок. ƒл€ разметки чаще всего команды используют лавсановый шпагат или капроновую нить.

ѕроверка раскопа осуществл€етс€ следующим образом. —удь€ замер€ет длину всех четырЄх стенок и диагонали, а также замер€ютс€ две смежные стороны произвольно выбранного квадрата в раскопе. ќшибкой не считаетс€ погрешность до 5 мм. ќриентаци€ раскопа провер€етс€ компасом, которым работала команда. Ќивелировка провер€етс€ по нескольким произвольно выбранным точкам. ѕлан провер€етс€ на точность зарисовки всех компонентов, нанесени€ горизонталей, соблюдени€ масштаба, всех обозначений, наличие легенды и описани€.

јрхеологический шурф (80 баллов)

 онкурс шурфов проводитс€ на выбранной главным судьей территории.  оманда за определенное врем€ (не более 6-ти часов) разрабатываю шурф с оформлением документации (–ис. 8).

¬ конкурсе, оцениваемом до 80 баллов, учитываютс€:

- точность разметки Ц 10 баллов;

- качество работы Ц 20 баллов;

- зарисовка планов Ц 20 баллов;

- стратиграфи€, 2 смежные стенки Ц 13 баллов;

- оформление (дата, масштаб, легенда, фотографии) Ц 7 баллов;

- описание Ц 10 баллов.

 омментарий. “радиционно шурфы несли двойную нагрузку. — одной стороны они €вл€лись конкурсным заданием, с другой стороны они всегда размещались так, чтобы могли решать научные задачи экспедиции, на базе которой проходит слЄт. — помощью шурфов определ€лась площадь распространени€ культурного сло€ на пам€тнике или посадах городищ.

Ќа определЄнной жребием территории команда самосто€тельно разрабатывает шурф, производит фотофиксацию, зарисовывает планы и профили и делает описание шурфа. —удьи провер€ют точность и качество работы.

јрхеологическа€ разведка (80 баллов).

 оманды или их части в количестве, определенном самой командой без руководител€ выход€т на обследование археологического пам€тника или части археологического пам€тника. ѕри этом команды в течение 4-х часов производ€т:

- глазомерную топографическую съемку пам€тника или его части, прив€зку на местности;

- сбор подъемного материала (при его наличии);

- письменное описание пам€тника или его части (полевой дневник).

„истовое оформление результатов работы участники команд могут производить в месте, выбранном главным судьей (–ис. 9). ѕо истечении времени все полевые материалы сдаютс€ в судейскую коллегию, после чего команды приглашаютс€ на защиту своих работ индивидуально, где отвечают на вопросы главного судьи по методике проведени€ исследовани€.

ƒл€ конкурса главным судьей выбираетс€ пам€тник или его часть, о чем сообщаетс€ командам в начале конкурса. ¬се команды работают на одном или равнозначных участках.

 ритерии оценки конкурса (максимальное количество Ц 80 баллов):

1. √лазомерна€ съемка Ц 70 баллов;

- в т.ч. правильность в изображении топографических компонентов Ц 50 баллов;

- соблюдение масштаба Ц 10 баллов;

- общее оформление Ц 10 баллов;

2. ќписание пам€тника Ц 10 баллов;

- в т.ч. полнота описани€ Ц 6 баллов;

- грамотность описани€ Ц 2 балла;

- определение типа пам€тника Ц 2 балла.

 омментарий.  онкурс видоизмен€лс€ активнее других и несколько лет даже именовалс€ Ђќсновы археологического поискаї, затем снова вернулс€ к изначальному названию. ѕервоначально команды занимались реальными разведочными работами, выдвига€сь в поисковый маршрут на весь день. «атем стали выбирать часть пам€тника, на котором проводитс€ слЄт, и обрабатывали его по требовани€м, предъ€вл€емым к вы€вленным пам€тникам. ¬ процессе работы производитс€ глазомерна€ съЄмка пам€тника, котора€ в последнее врем€ всЄ чаще дублируетс€ треком GPS-навигатора и, при возможности, собираетс€ подъЄмный материал. ѕосле этого оформл€етс€ документаци€.

јрхеологическа€ конференци€ (80 баллов)

Ќа конференцию команда представл€ет подготовленные ее членами доклады (возможны презентации докладов) (–ис. 10). ƒоклады, выставл€вшиес€ командами на другие конференции, в данном конкурсе не оцениваютс€.

“ематика докладов должна соответствовать теме посв€щени€ слЄта. ƒоклады оцениваютс€ в двух номинаци€х: научно-теоритические и научно-практические.

ƒо начала конференции один экземпл€р доклада вместе с рисунками (если таковые необходимы) сдаютс€ в судейскую коллегию. Ќа экземпл€ре должна сто€ть фамили€, им€ автора (или авторов), название команды и территории, название доклада. ¬ конце даетс€ список использованных источников и литературы. —данный экземпл€р докладчику не возвращаетс€. ƒоклад может сопровождатьс€ электронной презентацией.

 оличество выставл€емых командой докладов определ€етс€ самой командой.   началу слета команды сообщают в судейскую коллегию количество выставл€емых докладов.

ќчередность выступлени€ команд определ€етс€ жребием. ѕо окончании выступлени€ дл€ уточнени€ изложенной информации и определени€ уровн€ ориентации докладчика в теме доклада, судейска€ коллеги€ может задавать вопросы.  оличество вопросов докладчику оговариваетс€ на совещании руководителей.  ажда€ команда может задать докладчику один вопрос по теме выступлени€. –егламент конференции устанавливаетс€ главным судьей и сообщаетс€ при открытии слета.

“ематические доклады определ€ютс€ темой (посв€щением персоналии, событию) слЄта.

«а доклад команда получает до 80 баллов.  ритерий оценки доклада:

- содержание доклада (раскрытие темы, новизна) - 30 баллов;

- ориентаци€ докладчика в предлагаемой теме Ц 30 баллов;

- грамотность построени€ текста доклада (определ€етс€ главным судьей по сданным текстам) Ц 5 баллов;

- презентаци€ доклада (качество устного изложени€, оформление и использование иллюстраций) Ц 15 баллов.

ѕри проведении конференции команды могут штрафоватьс€ до 10 баллов за некорректное поведение в отношении соперников.

«ачЄтным €вл€етс€ доклад, набравший максимальное количество баллов.

 омментарий. ќчерЄдность выступлений определ€етс€ жеребьЄвкой. ¬ последние годы стала по€вл€тьс€ нова€ традици€ Ц проведение конференции вечером. ¬ вечернее врем€ удобнее использовать проектор дл€ сопровождени€ выступлени€ презентацией.

ѕосле того как возродилась практика проведени€ конференций в учебное врем€, возникла проблема тематики летних конференций. »значально данные конференции были почти единственной площадкой, на которой дети могли выступать с результатами своих исследований. ѕозже нерегул€рно стали проводитьс€ конференции юных археологов.  огда с 2007 г. конференции юных археологов стали регул€рными, р€д команд поставили вопрос об отсутствии материалов дл€ подготовки к двум конференци€м в течение года.  онференци€ была одним из самых старых конкурсов и выводить еЄ из программы слЄта, даже если и было целесообразно, то дл€ р€да педагогов сама иде€ казалась кощунственной.  омпромисс был найден в изменении формата конференции.

ѕоскольку слЄты стали посв€щатьс€ юбилейным датам, то на конференцию было решено выставл€ть рефераты по теме слЄта. —ледует отметить, что нередко школьниками готовились не просто рефераты, а именно исследовани€ на заданную тему.

јрхеологическа€ выставка. Ётот конкурс существовал на первых слЄтах, но уже к середине 90-х годов его отменили.  оманда должна была представить коллекцию своих находок. „аще всего это проходило в форме музейной экскурсии. Ќо возникавшие в ходе транспортировки и хранени€ в полевых услови€х случаи порчи артефактов привели к возражени€м со стороны команд, и конкурс убрали из программы слЄта.

ѕосле этого по€вилось понимание, что слЄту не хватает работы с артефактами. »де€ нового конкурса родилась практически тогда же, но реализована была только в 2007 г.

јнализ артефактов и археологический рисунок (50 баллов).

 онкурс €вл€етс€ командным (–ис. 11). «адача Ц дать характеристику п€ти предложенным артефактам. ’арактеристика включает в себ€ три уровн€.

1 уровень Ц дать название артефакту (например: отщеп, венчик, донышки, черепица, наконечник стрелы, грузило и т.п.) Ц оценка до 2 баллов

2 уровень Ц дать характеристику артефакта (по материалу, форме, технологии, например: трубчатый венчик сосуда, изготовленного на гончарном круге, обсидиановый наконечник стрелы с двусторонней ретушью, грузило на гальке с двум€ выемками и т.п.) Ц оценка до 3 баллов.

3 уровень Ц предложить возможную датировку артефакта (в веках, тыс€челети€х, археологической эпохе, культуре) Ц оценка до 3 баллов.

“аким образом, за полные определени€ команда получает по 8 баллов за каждый артефакт и 40 баллов максимально.

ѕо выбору главного судьи определ€етс€ один артефакт из предложенного набора, который рисуетс€ карандашом. –исунок оцениваетс€ по следующим критери€м:

- точность изображени€ Ц 4 балла;

- отображение профилей или разреза Ц 4 балла;

- правильное наложение теней Ц 1 балл;

- правильное отображение масштаба Ц 1 балл.

Ќабор артефактов дл€ всех команд единый, заранее подготавливаетс€ судейской коллегией. ѕо истечении заданного времени команды мен€ютс€ артефактами.

ѕроцедура прохождени€ конкурса определ€етс€ главным судьей.

 омментарий. ѕредпочтительнее договоритьс€ с главным судьЄй о подготовке коллекции до выезда на слЄт. «ачастую используютс€ артефакты, полученные в ходе экспедиции, что сразу снимает дл€ команд вопросы о названии и датировке.   тому же, если исследуемые пам€тник однослойный, то и артефакты будут одной эпохи и не с самым широким спектром сырь€ и технологий.  ак вариант, практиковалась даже имитаци€ керамических артефактов, соответствующих разным эпохам, сделанных и обожженных в полевых услови€х. Ќо в этом случае надо быть готовым к тому, что кто-то в конкурсном ответе может указать не только датировку с точностью до дн€ изготовлени€, но и авторство этих изделий.

ƒополнительные конкурсы пришли ещЄ из советских времЄн, когда слЄты проводились  раевой станцией юных туристов. Ёта же организаци€ проводила слЄты юных туристов, геологов, экологов и различные полевые лагер€. Ётот набор конкурсов был стандартным дл€ всех слЄтов. Ќебольша€ адаптаци€ под юных археологов внесла в слЄт позитивное разнообразие и конкурсную напр€жЄнность разбавила юмором. —егодн€ эти конкурсы не вли€ют на общие баллы, но €вл€ютс€ об€зательными дл€ команд, претендующих на призовые места. ќстальные команды вправе отказатьс€ от участи€ в конкурсе, но это происходит не часто. ¬ каждом конкурсе определ€етс€ три призовых места, которые подтверждаютс€ грамотами.

ѕредставление команды.

Ќа конкурс представл€етс€ выступление команды, ее руководителей в произвольном стиле до 15 минут (–ис. 12).  оманда должна рассказать о себе и о своих достижени€х за последний год. ќцениваетс€ содержательность (90% оценки) и оригинальность подачи информации (10% оценки).

—удейство конкурса проводит коллеги€ в составе не менее 3 человек при об€зательном присутствии главного судьи. ћеханизм выработки оценки определ€етс€ судейской коллегией и сообщаетс€ участникам конкурса перед началом.

ќб€зательным компонентом конкурса €вл€етс€ визитка (название, девиз, кратка€ истори€, командна€ символика, основна€ информаци€ о работе за год), предоставл€ема€ в произвольном выступлении.

 омментарий. “радиционно конкурс проводитс€ в первый день слЄта после окончани€ учебной программы.  ак правило команды привоз€т домашние заготовки, которые нередко разбавл€ютс€ шутками на тему первой недели нахождени€ на слЄте.

’удожественна€ самоде€тельность.

Ќа конкурс представл€етс€ программа общей продолжительностью 10-15 минут (–ис. 13). ѕри оценке конкурса предпочтение отдаетс€ выступлени€м, наиболее соответствующим тематике слета. ¬ыбор победител€, оценки и судейство аналогично конкурсу представлени€ команд.

 омментарий.  онкурс проводитс€ ближе к концу слЄта. ќн также опираетс€ на домашние заготовки, но не редко когда полностью построен на событи€х слЄта. «десь все команды показывает всЄ, что могут: пение, танцы, цирковые номера, фаер-шоу, пантомиму, инсценировки, частушки и т.д.  онкурс всегда проходит с юмором, нередко в адрес друг друга. Ќекоторые песни после конкурса переписываютс€, и участники увоз€т их с собой.

Ёмблема слета.

Ќа конкурс представл€етс€ эмблема слета, выполненна€ на листе бумаги форматом не более ј-4 (210 х 297 мм).

Ёмблема должна содержать предполагаемую символику слета, его название, пор€дковый номер, место проведени€, тему посв€щени€ слЄта (–ис. 14).

 ритерии оценки эмблемы:

- јдекватное значение. Ёмблема должна создавать образ, соответствующий заданной теме и поставленным задачам;

- ”никальность и оригинальность. Ёмблема не должна ассоциироватьс€ с уже существующими знаками;

- ћасштабируемость. «нак должен одинаково хорошо восприниматьс€ и не тер€ть значени€ в любом воспринимаемом масштабе;

- јдаптивность. «нак должен воспроизводитьс€ без утраты значени€ на любых носител€х. ≈го можно выполн€ть в цветном и черно-белом воспроизведении, размещать на различных носител€х (бумага, экран, металл, камень и т.д.).

 омментарий.  онкурс, как правило, проходит на основе домашних заготовок.  ак это ни удивительно, но самым сложным, оказалось, научить детей рисовать именно эмблему, а не рисунок на тему слЄта. 

 онкурс поваров.

¬ течение одного часа команда выставл€ет на конкурс блюдо, приготовленное в полевых услови€ из оговоренных продуктов. ќцениваетс€ оригинальность, из€щность оформлени€, вкусовые качества (–ис. 15).

 омментарий.  онкурс существовал в первые годы и относительно недавно был вновь возрождЄн. ѕостепенно иде€ универсализма приготовлени€ продуктов питани€ в полевых услови€х стала вытесн€тьс€ идее кулинарных изысков, но ведущими продолжают оставатьс€ эстетика блюда и его вкусовые качества. Ќа каждом слЄте судьи оговаривают конкретно, на что именно будет обращатьс€ внимание. ѕосле дегустации жюри блюда пробуют дети, и к моменту подведени€ итогов, у них уже имеетс€ собственное мнение о победителе конкурса. ¬ практике слЄтов ни когда не было, но возможно следует ввести ещЄ приз зрительских симпатий дл€ этого конкурса.

 онкурс газет.

¬о врем€ слета команда выпускает одну зачетную газету. Ѕумагу дл€ выполнени€ газеты предоставл€ет судейска€ коллеги€.

¬ конкурсе оцениваетс€ отражение Ђвизитной карточкиї команды, лагер€ и слета, художественное оформление.

¬ыбор победител€, оценки и судейство аналогично конкурсу представлени€ команд.

 омментарий. “радиционно конкурс проводитс€ в предпоследний день слЄта. ƒл€ конкурса команды иногда привоз€т несколько домашних заготовок, но основа содержани€ строитс€ именно на жизни в дни слЄта. ѕоследним ве€нием стало построение газеты на основе отсн€тых в дни слЄта фотографий, которые распечатываютс€ на привозимых с собой принтерах. —ама€ распространЄнна€ ошибка команд Ц замещение газеты плакатом. ѕлакаты тоже учитываютс€, но на призовые места они не могут рассчитывать.

ѕолевой быт

ѕолевой быт оцениваетс€ ежедневно судейской коллегией. ѕроверка производитс€ в присутствии капитана команды, согласно таблице штрафов:

а) Ўтраф 3 балла:

- остатки пищи, мусор на земле вокруг палаток и на кухне, гр€зь на кухне и в столовой;

- небрежно вымыта€ посуда;

- беспор€док и гр€зь в палатках;

- отсутствие маркировки на палатках (каждой и кухни с указанием команды и территории;

- хранение обуви (беспор€док и гр€зь);

- неправильное хранение дров и инструментов;

б) Ўтраф 5 баллов:

- неправильное положение палаток и кострища;

- заготовка дров, громкие разговоры после отбо€ и до подъема лагер€;

в) Ўтраф 10 баллов:

- порча и уничтожение зеленых насаждений;

- слив помоев и свалка пищевых отходов в неположенном месте;

- нарушение техники безопасности при приготовлении пищи и заготовки дров;

- неправильное хранение продуктов;

- мытье посуды в реке или ином водоЄме;

- стирка вещей в районе кострищ и выше их по течению;

- нарушение общественного пор€дка;

- невыполнение распор€жений по лагерю.

г) Ўтраф 25 баллов:

- нарушение режима дн€.

д) Ўтраф 50 баллов:

- курение;

- употребление алкогол€;

- употребление нецензурных выражений.

е) Ўтраф 100 баллов:

-разрешение конфликтов при помощи физической силы (драка);

 оманды, получившие замечани€ по пунктам а), б), в) через час провер€ютс€ на предмет устранени€ недостатков. ≈сли таковые не устранены, то с команды вновь снимаютс€ баллы.

≈сли команда набрала более 20 штрафных баллов, то вс€ превышающа€ их сумма вычитаетс€ из общей суммы баллов команды.

 омментарий.  онкурс несЄт не столько сост€зательную нагрузку, сколько €вл€етс€ отражением соблюдени€ командами правил техники безопасности, пожарной и санитарной безопасности. ј также €вл€етс€ мотиватором соблюдени€ режима дн€ и культуры поведени€.

 онкурсы занимают немало времени, но не весь день. —вободное врем€ команды трат€т и на подготовку к конкурсным программам, но свободного времени ещЄ остаЄтс€ достаточно. »менно оно и посв€щено обширной досуговой программе. “радиционными стали различные спортивные игры с м€чом и в первую очередь волейбол (–ис. 16). ѕри наличии условий попул€рностью пользуетс€ ватерполо. ‘утбол и бадминтон почему-то не конкурируют с волейболом.

ƒостаточно попул€рны настольные игры, в которых €вными лидерами €вл€ютс€ карты, шахматы, домино и шашки, иногда привоз€т нарды. ћы эти игры рассматриваем как интеллектуальные. јзартной игра становитс€ тогда, когда играют на что-то. »менно этот компонент не просто пресекаетс€ и наказываетс€.

 ак это ни удивительно, но в последнее врем€ в р€де команд попул€рным стало чтение. „аще всего дети привоз€т с собой фантастику и детективы, гораздо реже школьную литературу, заданную на лето. «а некоторыми книгами приходилось наблюдать очередь и даже споры.

ѕопул€рность пользуютс€ массовые игры, например Ђ«олото инковї. ¬ ходе игры создаютс€ смешанные команды (инки, конкистадоры, мушкетЄры, пираты и гварди€ из студентов, которые контролируют ход игры во избежание конфликтов, но дети часто их принимают за равноправных игроков, что вносит в игру непредсказуемый ход событий) которые ищут в лесу заранее распечатанные деньги разных номиналов, а затем устраиваетс€ аукцион. ƒл€ аукциона заранее педагогами приобретаютс€ различные сладости, торговл€ которыми осуществл€етс€ очно, но дл€ интриги делаетс€ 2-3 черных пакета, в первом из которых разыгрываетс€ высокостатусный дл€ детей продукт, а в последующих кака€-либо мелочь, например чупа-чупс. — выкупленными на аукционе продуктами команды разбираютс€ самосто€тельно.

ƒругой интересной игрой €вл€етс€ Ђћисс и мистерї (–ис. 17). ¬есЄла€ игра с серией разных шуточных заданий. —овершенно иной колорит по€вл€етс€ у игры, если помен€ть женские и мужские роли, т.е. Ђмиссї разыгрывают мальчишки и наоборот.

¬ предпоследний день на 3-4 часа раст€гиваетс€ главна€ игра слЄта Ц ѕосв€щение в юные археологи. “радиционно она проводитс€ в виде станционной игры в услови€х пересечЄнной местности с массой самых разнообразных шуточных и серьЄзных заданий.

≈жедневными стали вечерние дискотеки, нарушить которые может только тайфун. »ногда вместо дискотек провод€тс€ бардовские вечера у большого костра (–ис. 18).

≈сли в экспедицию в гости приезжают другие археологи, то об€зательно проводитс€ встреча с ними. ќсобенно насыщенными получаютс€ встречи с иностранными коллегами, поскольку детей интересуют не только археологические вопросы, но очень много расспросов св€зано с их жизнью (–ис. 19).

ѕровод€тс€ экскурсии на окрестные археологические пам€тники, в ближайшие музеи (–ис. 20), выезды на море.

Ѕольша€ дискотека проводитс€ в последний вечер слЄта.

¬ последний день проводитс€ награждение победителей и закрытие слЄта. ѕосле этого команды сворачивают свои лагер€, сдают территорию коменданту и разъезжаютс€ по домам.

—лЄт €вл€етс€ самым длительным и насыщенным меропри€тием. Ќо это не только конкурсы, это сама€ разнообразна€ полева€ исследовательска€ работа. Ўкольники принимают участие в раскопках. ≈жедневно из лагер€ выход€т поисковые отр€ды. Ќапример, в дни слЄта в 2010 г. школьниками было вы€влено 17 новых археологических пам€тников. ѕодключаютс€ к спасательным меропри€ти€м. ¬ 2012 г. был обследован частично разрушенный строител€ми пам€тник раннего железного века.

—лЄт венчает всю учебную и исследовательскую работу школьников за год и, в то же врем€, €вл€етс€ стимулом дл€ продолжени€ данной работы.

Ћитература:

1. ћезенцев ј.Ћ. ѕедагогическа€ археологи€ в контексте исторического краеведени€ // ѕроблемы слав€нской культуры и цивилизации. ћат. XIV междунар. науч.-практ. конф. Ц ”ссурийск, 2012. Ц —. 79-83.

2. ћезенцев ј.Ћ. —овременное состо€ние и проблемы педагогической археологии в ѕриморье // ѕроблемы истории образовани€ на ƒальнем ¬остоке –оссии. ћат. науч. конф. ¬ыпуск II. Ц ”ссурийск, 2012. Ц —. 79-85. URL Ц http://rezerv.narod.ru/texts/sost_pedarh.html (дата обращени€: 20.01.2013).

3. ћуратов ј. »з опыта работы историко-краеведческого клуба –ощинской средней школы // ѕроблемы краеведени€. (јрсеньевские чтени€). “езисы докладов. Ц ”ссурийск, 1989. - —.97-98.

4. —апфиров ƒ.ј., ‘урлет ¬. »тоги работы кружка юных археологов —Ў є 2 г. јртЄма // ѕроблемы краеведени€ ѕриморь€. Ц ”ссурийск, 1987. - —.76-77.

5. „упахина ≈.¬. ќ работе кружка археологии ¬ладивостокского ƒворца пионеров и школьников // ѕроблемы краеведени€ ѕриморь€. Ц ”ссурийск, 1987. - —.74-75.



–убрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной де€тельности школьников:

Ќа нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посв€щенные исследовательской и проектной де€тельности школьников. Ёто раздел ¬ебинары, посв€щенный вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также разделы »сследовательские работы и ѕубликации. ѕоследние два раздела отличаютс€ от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую де€тельность школьников ¬ ѕ–»–ќƒ≈. ƒанный же раздел посв€щен более общим вопросам организации исследовательской и проектной де€тельности.


¬нимание! Ќа нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образовани€ детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Ёто могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособи€, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагер€,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной де€тельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционна€ жизнь".

ќ ¬ас и ¬ашем опыте узнает вс€ –осси€, а главное - ¬ы сможете принести пользу системе экологического образовани€ нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

≈сли ¬ы готовы поделитьс€ своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложени€ (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации




«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020